УДК 37.02
В. Ю. Шевелёв Проблема категории «идеала» в педагогической науке
В статье рассматривается основные этапы становления категории «идеал». Прослеживаются пути трансформации его значения с течением времени и доказывается, что данный термин имеет непосредственное значение в педагогической науке. Раскрывается многогранность понятия «идеал» и намечаются направления его дальнейшего исследования.
The article considers the main stages of formation of the category of «ideal». Traced the path of transformation of its meaning over time and it is proved that this term has implications in the pedagogical science. Reveals the many facets of the concept of «ideal» and suggests areas for further research.
Ключевые слова: идеал, педагогика, поведение, мысли, общество.
Key words: ideal, education, behavior, thoughts, society.
Идеал, как понятие имеет достаточно широкое значение социологического, философского и психологического характера. Являясь формой целеполагающей деятельности, «идеал» имеет ключевое значение для многих областей общественной жизни: нравственной, политической, религиозной, социальной, научной, эстетической и т. д. Термин «идеал» играет значительную роль в процессах, формирующих общественное сознание людей, следовательно, он является первостепенным в таких понятиях, как деятельность человека, мотив этой деятельности, его поведение, его мысли. Общественный идеал, в свою очередь, является ориентиром для формирования идеалов отдельных людей, являющихся частью данного общества. Так как идеал и деятельность человека неразрывно связаны между собой, можно сделать вывод о том, что для каждого вида деятельности правомерно говорить о своем виде идеала. Из этого следует, что и педагогическая деятельность должна быть наделена своим идеалом.
Изучением данного термина занимались философы, социологи, психологи и, конечно, педагоги. Идеал вбирает в себя множество определений, но все они так или иначе связаны с деятельностью человека по изучению, анализу и изменению окружающей действительности. Педагогика как наука изучает закономерные процессы воспитания и обучения людей: изменение характеристик человека, приближе-
© Шевелев В.Ю., 2015
ние воспитанника или учащегося к той планке, которая для него поставлена обществом. Эта планка и есть тот общественный идеал, к которому должен стремиться обучаемый. Следовательно, категория «идеал» заинтересовала педагогов не случайно. Они искали в ней те черты, которые должны были воспитывать тот уровень знаний, которому они должны обучить, и те способности, которые должны были развить.
В античной философии термина «идеал» как такового ещё не было но существовал термин «идея», в который Платон вкладывал похожий смысл. Под «идеей» древнегреческий философ понимал идеальную сущность, внося в неё черты человеческой мысли, соединяя объективно-реальную действительность и субъективизм человеческого разума. Платон считал, что «идея» существует, с одной стороны, независимо от предмета (вещи), а с другой, «идея» являлась главным принципом оформления этих предметов (вещей). Другими словами платоновская «идея» - это синтез объективного и субъективного бытия.
Наиболее полное теоретическое описание категории «идеал» прослеживается в Новое время, а именно в немецкой классической философии И. Канта. Для философии Нового времени были характерны поиски новых методов познания, которые соответствовали бы уровню развития науки. В результате ученые приходят к выводу, что идея является не только духовной сущностью, но и самостоятельной формой познания окружающего мира. Кант мыслил «идеал» как прообраз, как мерило поступков человека, как эталон для сравнения и оценки. Он не допускал существования «идеала» в реальности, объясняя это тем что он существует только в мыслях и то в форме абстрактных представлений, и человек как бы к этому не стремился, никогда его достичь не сможет. Философ, однако, считал, что именно он лежит в основе всех человеческих поступков, которые, в свою очередь, направлены к одной единственной цели - достижению идеала. Благодаря существованию идеала, т. е. какого-то эталона, образа всего окружающего (от мира, общества до конкретного предмета) человек способен видеть несовершенства, исправления которых и является главным мотивом его деятельности. «Идеал» основывается на тех понятиях, которые доступны человеку, следовательно «идеал» является сугубо субъективным представлением об окружающей человека действительности [4, с. 436-437].
Если сравнить платоновскую «идею» и «идеал» Канта, то можно увидеть, что немецкий ученый не полностью соглашается с мыслями древнегреческого философа. Кант не соглашается с Платоном в вопросе природы идей и идеалов, доказывая, что последние не носят сверхъестественного характера, а полностью принадлежат человеку как результат его деятельности. «Идеал», по Канту, не является пред-
определением происходящих процессов и явлений, о чем писал Платон. «Идеал» позволяет только сравнить уже свершившееся действие на предмет его идеальности. Последнее, в чем взгляды философов значительно расходятся, - это видовой статус идеи. Платон считал, что если «идея» (lôca) и «вид» (6éa) являются однокоренными словами, то «идея» должна иметь видовую природу существования, т. е. одна идея может распространяться на несколько вещей или явлений. Кант же уверяет нас в том, что «идеал» у каждого предмета или процесса уникальный. И с этим трудно не согласиться - ведь «идеал», как мы выяснили, категория глубоко субъективная, формирующаяся в мыслях и образах человека, опирается на его знания, мировоззрение и жизненный опыт. Разные люди на одно и то же событие или на один и тот же предмет смотрят со своей стороны и наделяют его теми свойствами и особенностями, которые хотелось бы видеть именно им. Раз они смотрят на вещи по-разному, отсюда будет вполне закономерно, что и «идеалы» этих вещей будут разные.
Кант доказал, что «идеала» без цели не существует. В качестве аргументов он приводит тезис о том, что явления или предметы, которые не имеют цели, не могут к чему-либо стремиться, следовательно, не могут иметь идеал, с которым они бы сравнивали свою деятельность. Единственным субъектом действительности, который имеет цель, является человек. Только он из всей живой природы может совершать свободные, сознательные действия, отождествляя себя и свои поступки с конечной целью и идеалом. Платон же, связывая «идею» только с внешним воплощением, допускал её существование не только у человека.
Таким образом, Кант кардинально пересмотрел вопрос о природе «идеала», опираясь на методы критической философии. У Платона учение об «идее», на взгляд Канта, было догматическим, утопичным и оторванным от реальности.
В отечественной философии, психологии и педагогике наиболее весомый вклад в изучение термина «идеал» был сделан в советский период: С.Л. Рубинштейн, Л.М. Архангельский, С.Н. Иконникова, С.В. Туманов, Э.В. Ильенков, В.Е. Давидович, А.И. Яценко и другие. В работах этих авторов изучаются общественные идеалы, их содержание, специфика отражения действительности в идеале, значение идеала в формировании личности. Размышляя о соотношении между идеалом личности и общественным идеалом, С.Н. Иконникова отмечает, что оно напрямую зависит от воспитывающей среды и индивидуальных особенностей характера, которые и задают ориентиры для самосовершенствования личности. Ученый пишет, что общественный идеал является общим принципом поведения личности, а качества, которые важны только для данного индивида и формируют личный идеал [2, с. 12].
В.Е. Давидович представляет идеал как идею, представленную в виде ценности и конечной цели, которая задает направление деятельности человека. Он доказывает, что в идеале выражается отношение субъекта к окружающей его действительности. Идеал, по мнению ученого, является критерием взаимодействия процесса освоения и познания мира.[1, с. 33]
В своих работах С.Л. Рубинштейн делает попытку определить роль идеала в формировании личности. Он считает крайне необходимым наличие идеалов у подрастающего поколения, так как от этого зависит их дальнейшая деятельность. Ведь идеал, по Рубинштейну, это образ человека, которым он хотел бы стать в будущем. В данном случае идеал будет выступать ориентиром развития личности [5, с. 168].
В трудах Э.В. Ильенкова «идеал» как результат преобразований окружающего мира видится ученому в качестве главной особенности человеческого бытия. Ни одно живое существо, кроме человека, не может сформировать в своем сознании своё отношение к окружающей действительности и сопоставить последнюю со своими представлениями об идеальном [3, с. 204]. По большому счету любая человеческая деятельность направлена на преобразование окружающей действительности, опираясь на собственные понятия об идеальном.
Этот подход, доказывающий, что появление идеального образа чего-либо происходит не как результат действия всеобщих форм мышления или пассивного созерцания девственной природы, а как результат её деятельного преобразования отдельным человеком или обществом в целом. Таким образом появление идеала является по своей сути формой общественно-человеческой обусловленности це-леполагающей воли индивида, т. е. как форма активной деятельности. Сама по себе природа интересует человека, в основном в качестве материала или средства его деятельности.
В современной российской педагогической науке также можно отметить большое количество интересных научных работ, посвященных проблеме изучения категории «идеал». Среди наиболее важных можно отметить работы И.М. Нениной, С.В. Ермолова, Р. В. Селеверстова. Стоит отметить, что благодаря труду советских философов и педагогов теоретического материала по изучению категории «идеал» стало достаточно для того, чтобы более подробно исследовать отдельные его аспекты. Сегодня наиболее активно исследуется духовно-нравственный и социальный аспекты идеала.
В своей работе И.М. Ненина изучает природу социального идеала, его структуру и функции. Она представляет социальный идеал в качестве феномена общественной жизни общества и выявляет закономерности формирования социального идеала. С.В. Ермолов понимает идеал как меру социальной реальности, то есть как адекватную форму познания индивидуальности. Он противопоставляет
идеал как идею общества и идеал как универсальное выражение индивидуальной реальности мысли. Социальный идеал так же исследует Р.В. Селеверстов. Он анализирует понятие «идеал», показывает, что он является частью познавательного и ценностного аспектов отношения к социальной действительности. Раскрывает своеобразие понимания идеала в русской философии и определяет место идеала в формировании национальной идеи.
Таким образом, категория «идеал» давно уже вошла в научную педагогику и является предметом изучения многих ученых — педагогов. По их представлению «идеал» является образом в человеческом сознании, как результат анализа и выражения субъективного мнения об окружающей реальности. И параллельно с этим «идеал» является конечной целью любой человеческой деятельности. Так как мотивом, направлением и содержанием деятельности человека является его целеустремленность к тому или иному «идеалу».
Можно выделить несколько основных функций «идеала». В первую очередь «идеал», как конечная цель, имеет теоретическую или образовательную функцию. Представление человека об «идеале» того или иного явления или предмета не могут быть сформированы без достаточной базы знаний об этом явлении или предмете. Не осознавая причины и повода явления или процесса, особенности его протекания и развития, возможные результаты и последствия невозможно сформировать свои собственные представления об «идеале» этого процесса или явления. Не понимая из каких материалов изготовлен предмет, его предназначение, возможности и результаты использования невозможно сформировать свои представления об «идеале» того или иного предмета.
С другой стороны, являясь причиной действий человека, можно выделить практическую или деятельную функцию «идеала». Любые человеческие действия или поступки связаны с осознанным представлением об «идеале» окружающей действительности. Об этом мы уже говорили ранее.
С третьей стороны, «идеал» является не только результатом изучения окружающего мира и его преобразования. Между этими двумя процессами протекает ещё один — анализ. Прежде, чем начать изменять окружающую действительность согласно своим представлениям об «идеале» необходимо проанализировать, обобщить и переработать накопленные знания. Поэтому третью функцию «идеала» можно назвать анализирующей. Она способствует тому, что человек, опираясь на полученные теоретические знания об явлении или объекте начинает его преобразовывать имея в своей голове чёткую тактику и стратегию процесса изменения. А это возможно только в результате долгого и кропотливого анализа. Так как термин «идеал» имеет давнюю историю и множество значений, то и набор функций у данной ка-
тегории не может быть ограничен тремя. Мы, на наш взгляд, выделили наиболее главные и обобщенные.
Содержание, то есть смысловое накопление «идеала» того или иного предмета или явления, зависит не только от субъективного мнения о нем человека, но и от тех общественно-исторических реалий в которых этот человек проживает. «Идеалы» не создаются в человеческом сознании однажды и на всю жизнь. Они постоянно меняются или корректируются. Человек каждый день испытывает на себе давление общества. И его субъективные «идеалы» складываются на основе общественного мнения об этом явлении или предмете в конкретных хронологических рамках. Как только меняются рамки или состав окружающего социума, меняется и представление человека об идеальном. Причем формируя идеальную модель чего-либо человек обязательно использует мнение общества об этом предмете или явлении. Он либо прислушивается и соглашается с мнением либо отвергает его и становится воплотителем антагонистической модели идеального, принятого обществом. Таким образом, следует отметить выявленную глубокую неразрывную взаимосвязь между идеальным образом чего-либо и практической деятельностью человека.
Идеал не существует в качестве чувственно-воспринимаемой вещи, а представляет деятельностную способность человека по трансформации реального объекта действительности путем наделения характеристиками, присущими его образу, который находится за гранью материального мира. Процесс реализации идеала из индивидуального сознания в чувственно воспринимаемую вещь Э.В. Ильенков рассматривает как замкнутый цикл: «вещь - дело - слово - дело - вещь». То есть человек видит предмет, формирует его идеальный образ у себя в сознании, озвучивает его, опираясь на выделенные характеристики, преобразовывает данный предмет и по завершении процесса получает новый предмет. Идеальный образ предмета, воплотившись в реальной действительности, исчезает из сознания человека, но сам процесс идеализации окружающего мира не останавливается на трансформации одной вещи. Принимая во внимание изменения, связанные с появлением нового объекта, человек формирует у себя в сознании новый идеал, и таким образом круг замыкается. Эта цепочка бесконечна, так как изменение даже мельчайшей детали изменяет представление человека обо всей окружающей его действительности.
Итак, «идеал» можно определить как совокупность воспринятых и осознанных человеком всеобщих форм деятельности, воплощающих в себе цели, волю и способность людей к преобразованию предметности. Но индивидуальная реализация идеального образа связана с определенной конкретизацией этого образа, богатством путей претворения, а именно отклонением как результатом коррекции этого образа относительно конкретных условий. Следовательно, имеет место быть
способность сознательного сопоставления идеального образа с реальной действительностью и последующим преобразованием как реальности, так и идеального образа.
Идеал, несомненно, отражает действительность. И в этом отношении он может быть рассмотрен как форма познавательного отражения жизни. Однако не в этом его специфика. Она скорее в том, что идеал призван быть своеобразным интегральным духовным критерием реального процесса познания и освоения мира.
Идеал, конечно, цель, та точка в будущем, к которой устремлено внимание субъекта деятельности. Эта та цель, которая властно детерминирует направленность деятельности, задает ей вектор [1, с. 33].
Движение к идеалу - глубоко противоречивый процесс, включающий в себя восхождение по длинной лестнице реализации промежуточных, зримых и ощутимых целей. Воплощая эти ближайшие непосредственные цели, люди тем самым наполняют дальнюю и предельную цель - идеал - живым материалом действительности, превращают его в действительность, способствуют достижению идеала.
Идеалы всегда критичны. Они выступают как протест против существующего, взывают к его диалектическому отражению, устремлены к совершенствованию наличного бытия. Эта их функция задана тем, что сами идеалы есть образы совершенства. Идеалы -образы должного. Нельзя считать идеал непосредственной формой регуляции поступков. Он воздействует на поведение через сложную цепь опосредствований. В социально-обусловленной иерархической структуре диспозиции личности идеал выявляется как глубинное образование, цементирующее всю её духовную систему, как основа, задающая единство всем её проявлениям [1, с. 52].
Идеал формируется при помощи логических приемов: анализа, синтеза, абстрагирования, идеализации, применения диалектики абстрактного и конкретного, логического и исторического. Большую роль в формировании идеалов играют оценка, творческая фантазия, социальные, нравственные и эстетические эмоции.
Исходным моментом формирования идеала является осознание субъектом своих интересов и отражение объективной социальной действительности. Субъект не может создать представление о совершенном обществе из ничего [6, с. 154].
«Исходным материалом» для этого могут быть объективно-реальные общественные отношения и явления, имеющие или имевшие место в действительности. Осмысливая свое общественное бытие в прошлом и настоящем, субъект так или иначе создает себе представление о своей собственной сущности, своих потребностях и интересах и на этой основе вырабатывает идею должного бытия,
полностью соответствующего представлению субъекта о своей сущности и своих интересах. Идеал представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного.
Объективность его состоит в том, что, во-первых, он возникает как объективная необходимость в поступательном развитии общества; во-вторых, отражает объективные потребности субъекта; в-третьих, отражает объективно существующие общественные отношения; в-четвертых, может отражать объективные тенденции общественного развития.
Субъективная сторона идеала отражается в том, что он возникает в голове субъекта и поэтому субъективен, идеален по форме; имея своим источником объективно существующие общественные отношения, он в своем содержании является результатом творческих усилий субъекта, содержит в идеальной форме не то, что есть в объективной действительности, а то, что нужно субъекту, то, что должно быть. Наконец, идеалы могут быть субъективными и в другом смысле понимания этого слова - в смысле привнесенного от субъекта, произвольного искаженного объективного. В этом смысле идеалы субъективны в том случае, когда субъект неверно отражает объективные возможности общественного развития.
Отражение объективной действительности сопровождается анализом и оценкой. При формировании идеала познавательное и аксеологическое отношение к действительности слито в неразрывное единство. Поэтому идеал, будучи подверженный оценке на истинность, вместе с тем не укладывается в рамки только научно-познавательного отношения к действительности. В формировании идеалов важную роль помимо науки играют такие формы сознания как мораль, искусство, эстетическое освоение действительности, философия, религия -вообще мировоззренческая сфера сознания [6, с. 155].
Способность мыслью выйти за пределы наличной ситуации, поставить под сомнение незыблемые каноны и создать новые - эта способность человеческого разума обеспечивает возможность создания идеала. В правильно построенном идеале сочетаются учет реальных возможностей с полетом фантазии. Завершающим этапом создания идеала является обобщение и синтезирование идеализированных явлений в целостный образ. Формирование реального идеала является, таким образом, не произвольным взрывом необузданной фантазии, а процессом глубоко научного анализа и обоснованной оценки существующей действительности.
Список литературы
1. Давидович В.Е. Теория идеала. - Ростов н/Д: Изд-во Ростов. ун-та, 1983. -186 с.
2. Иконникова С. Н. Нравственный идеал и его отношение к действительности: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Л, 1963.
3. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Изд-во Москов. психолого-социального ин-та МОДЭК, 2009. - 806 с.
4. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Эксмо, 2007. - 734 с.
5. Рубинштейн С Л. Бытие и сознание. - М.: АН СССР, 1957. - 328 с.
6. Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. - Киев: АН УССР, 1977. - 275 с.