Научная статья на тему 'Путь к идеалам личности: персонологическая модель исследования'

Путь к идеалам личности: персонологическая модель исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
926
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛ / РАЗВИТИЕ / ПУТЬ К ИДЕАЛАМ / ПЕРСОНОЛОГИЯ / IDEAL / DEVELOPMENT / PATH TO IDEALS / PERSONOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Разуваева Т.Н., Шевченко Е.А.

Работа посвящена проблеме идеалов в современной психологии. Идеалы рассматриваются как важный фактор развития, определяющий поведение и направленность личности. В статье дается теоретическая модель пути к идеалам и проводится статистическая проверка наиболее важных теоретических положений. В ходе анализа результатов исследования заключается, что степень осознанности идеалов определяет их роль в развитии и регуляции поведения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work is devoted to the ideals of modern psychology. Ideals are considered as an important factor of determining the behavior and orientation of the individual. The article presents the theoretical analyses of the path to the ideals and carries out statistical verification of the most important theoretical propositions. The analysis of the results of the study is that the degree of awareness of the ideals that determines their role in the development and regulation of individual behavior.

Текст научной работы на тему «Путь к идеалам личности: персонологическая модель исследования»

152

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12 (209). Выпуск 26

УДК 159-99

ПУТЬ К ИДЕАЛАМ ЛИЧНОСТИ: ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

THE PATH TO PERSONAL IDEALS: PERSONOLOGICAL RESEARCH DESIGN

Т.Н. Разуваева, Е.А. Шевченко T.N. Razuvaeva, Y.A. Shevchenko

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 Belgorod National Research University, 85, Pobeda St., Belgorod, 308015, Russia

E-mail: razuvaeva@bsu.edu.ru, Shevchenko_e@bsu.edu.ru

Аннотация. Работа посвящена проблеме идеалов в современной психологии. Идеалы рассматриваются как важный фактор развития, определяющий поведение и направленность личности. В статье дается теоретическая модель пути к идеалам и проводится статистическая проверка наиболее важных теоретических положений. В ходе анализа результатов исследования заключается, что степень осознанности идеалов определяет их роль в развитии и регуляции поведения личности.

Abstract. The work is devoted to the ideals of modern psychology. Ideals are considered as an important factor of determining the behavior and orientation of the individual. The article presents the theoretical analyses of the path to the ideals and carries out statistical verification of the most important theoretical propositions. The analysis of the results of the study is that the degree of awareness of the ideals that determines their role in the development and regulation of individual behavior.

Ключевые слова: идеал, развитие, путь к идеалам, персонология.

Keywords: ideal, development, path to ideals, personology.

Введение

Многочисленные исследования идеалов личности в трудах

отечественных и зарубежных психологов, тем не менее, не дают целостной картины исследуемого феномена. Мы предлагаем в рамках персонологического подхода рассмотреть тему идеалов личности и создать модельпути к идеалам личности, чтобы максимально раскрыть все грани изучаемого понятия.

Персонология как современная интегральная наука о личности позволяет по-новому взглянуть на вопрос личных идеалов. В

персонологическом контексте понятие «идеал» используется для описания стремления личности к совершенству и самосовершенствованию, является направляющей его развития, мотивом, целью. При этом идеал рассматривается в тесной связи с личной жизнью человека, его индивидуальностью [Рубинштейн, 2000]. Каждый человек не только сам наполняет содержанием свои идеалы, но сам их «конструирует», развивает и приводит к затуханию в ходе своей жизни. Изучение идеалов личности дает возможность обратиться к важным составляющим человеческого развития и саморазвития.

Так как содержание идеалов всегда индивидуально, и часто становилось предметом изучения ранее, мы в своем исследовании делаем акцент на изучении пути к идеалам личности, на процесс их проживания личностью и

153

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12(209). Выпуск 26

отношения к ним. Так как ранее подобных теоретической моделей не существовало, мы, основываясь на труды психологов изучавших идеал и принципы построения персонологического исследования, создали теоретическую модель пути к идеалам личности. На основании модели был разработан полуструктурированный психологический опросник.

Важность данного исследования заключается в том, что изучаются сложности и противоречия процесса индивидуализации и персонализации, связанные с выбором идеалов и их «овнутрением». От того, какой идеал, какой образец для подражания и определения перспектив развития выбирает человек, во многом зависят его судьба и жизненный путь. С другой стороны, сам жизненный путь во многом определяет личностные идеалы, их содержание, а также может становиться для личности «путем к идеалу». Знание об особенностях пути личности к идеалам может стать точкой опоры для практической работы с ценностно-смысловой сферой личности. Психологический опросник, разработанный в рамках данного исследования, позволяет увидеть не только общие закономерности, но и работать с частными случаями, в которых речь идет о проблемах в ценностно-смысловой сфере, выборе дальнейшего жизненного пути, неадаптивных проявлениях перфекционизма и др.

Содержание идеальных представлений

В ходе теоретического анализа были проанализированы подходы к идеалам личности в отечественной психологии таких ученых, как:

К.А. Абульханова[1999], Л.И. Божович [1997], Ф.Е. Василюк [2003],

С.Л. Рубинштейн [2000], Л.С. Выготский [1984], А.Н. Леонтьев [2010], Д.А. Леонтьев [2003], Е.Б. Старовойтенко [2004], Г.В. Иванченко [2007] и др. Также были изучены труды зарубежных психологов: А. Адлера [2002], Л. Бинсвангера [1999], У.С. Буллита и З. Фрейда [1999], М. Кляйн [1998], Х. Кохута [2002], А. Маслоу [2010], Г. Олпорта [2002], К. Роджерса [1994],

Р. Тайсона, Ф. Тайсона [1998], Л. Франкла [2000], Э. Эриксона [1996] и др.

Рассматривая идеалы в контексте пути к идеалу, были выделены следующие критерии анализа различных психологических теорий (психоанализ, гуманистическая психологии, экзистенциальная психологии и отечественная психология личности).

1. Определение идеала/понимание природы идеала.

2. Жизненное становление идеалов личности.

3. Вклад личности в развитие идеалов.

4. Противоречия, проблемы и кризисы становления идеалов личности.

5. Перспектива личностного осуществления идеалов.

Таким образом, были выделены и систематизированы важные структурные и содержательные характеристики идеалов, а затем с помощью теоретического анализа и синтеза была сформирована персонологическая модель пути к идеалу, которая легла в основу разработанного нами психологического опросника.

В исследовании приняли участие 94 респондента в возрасте от 20 до 35 лет. Данные, полученные таким образом, были проанализированы с помощью компьютерной программы для обработки статистических данных SPSSStatistics 17.0. Для выявления возможных взаимосвязей между полученными по критериям данными использовался метод ранговой корреляции по Спирмену.

154

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12 (209). Выпуск 26

Так как созданный нами психологический опросник является полуструктурированным, мы получили возможность узнать об индивидуальном содержании собственного идеального образа личности. Согласно результатам полученных эмпирических данных, у большинства участников идеалы описываются с помощью прилагательных и выступают как желаемые характеристики себя в будущем. С помощью факторного анализа мы получили следующие категории (табл. 1), отражающие представления об идеальной личности.

Таблица 1

Содержание идеалов личности

Идеал успешности (деловой) Успешность, перспективность, респектабельность, деловой подход, целеустремленность

Идеал независимости Независимость, свобода, свобода выбора, индивидуализм

Идеал активной жизненной позиции Активность, динамизм

Идеал близких взаимоотношений Любовь, дружба, семейственность, доверительность, взаимоподдержка, взаимопомощь

Идеал порядочности Порядочность, искренность, честность, правдивость, достоинство, справедливость

Идеал самореализации Самореализация, самосовершенствование

Идеал спокойствия Спокойствие, созерцательность, размеренность течения жизни, пассивность, лень

Идеал физической красоты Привлекательность, ухоженность, красота, аккуратность, изящество (ж), сила (м)

Идеал доброты Доброта, жертвенность, сострадание, милосердие, жалостливость, готовность прийти на помощь, добродушие

Идеал образованности Образованность, эрудированность, ум, развитый интеллект

Идеал бытового комфорта Бытовой комфорт, удобство, чистота

Идеал «цель оправдывает средства» «Цель оправдывает средства», провокации, хитрость, манипулирование

Идеал творческой личности Творческая самореализация, креативность

Идеал наличия чувства юмора Чувство юмора

Источники формирования и путь к идеалу личности

Теперь перейдем к непосредственному анализу полученных результатов, согласно персонологической модели отношения и пути к идеалу.

1. Постоянное развитие, становление идеалов. Первый пункт модели касается вопроса развития идеалов на протяжении жизни человека, последовательности их формирования, источников возникновения.

Первые идеалы личности начинают развиваться в детстве, основным источником их формирования является семья ребенка. Таким образом, благодаря детско-родительским отношениям, человек усваивает семейные, родительские идеалы.

Но уже в подростковом возрасте идеалы начинают претерпевать изменения, и источником новых ориентиров в жизни становятся другие люди,

155

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12(209). Выпуск 26

которые окружают человека, даже если между ними нет тесных, родственных отношений. На первый план выходят также герои фильмов, книг, исторические личности. Другими словами, начинается активных поиск идеалов извне, что способствует формированию идентичности.

Следующие важный этап развития идеалов связан с взрослением личности, когда идеалы вновь переосмысляются, меняются. Согласно полученным результатам, как и предполагают большинство исследователей, занимающихся изучением идеалов, респонденты чаще всего указывают на свой личный вклад в развитие и формирование представлений об идеале. Однако анализ результатов явно свидетельствует и о том, что важными источниками также остаются детско-родительские отношения, другие значимые люди и примеры выдающихся людей, герои кино, книг и др. Об этом свидетельствует значение медианы (максимальное значение 5), показанное в таблице 2.

Это говорит о том, что роль всех источников формирования идеалов нельзя недооценивать и в возрастном периоде от 20 до 35 лет (респонденты, принявшие участие в исследовании). Более того, у мужской части выборки влияние семьи на актуальные идеалы особенно заметно, для многих участников исследования отец является идеалом и в настоящем времени, независимо от возраста респондента.

Таблица 2

Статистический анализ источников формирования актуальных идеалов личности

Детско- родительские отношения Влияние других значимых людей Примеры выдающихся людей, героев книг, кино Общественные, социальные идеалы Идеалы культуры Собствен- ные взгляды на идеал, личная позиция

N Валидные 94 94 94 94 94 94

Пропущен ные 0 0 0 0 0 0

Среднее 3,8824 4,1373 3,7451 2,5882 3,0196 4,1765

Медиана 4,0000 4,0000 4,0000 3,0000 3,0000 5,0000

2. Осознанность или неосознанность пути личности к идеалу. Показатели осознанности идеалов демонстрируют, как много внимания уделяет человек своим идеальным жизненным ориентирам, как он с ними обходится. В персонологической модели предполагалось, что чем старше становится человек, тем более осознанными являются его идеалы. Однако в выборке от 20 до 35 лет зависимости осознанности идеалов от возраста участников исследования не обнаружено. В то же время, анализ статистических данных в SPSSStatistics 17.0 методом ранговой корреляции по Спирмену показал следующие данные, представленные в табл. 3 (здесь и далее будут приведены только статистически значимые коэффициенты корреляции).

156

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12 (209). Выпуск 26

Таблица 3

Значимые корреляции осознанности идеалов у участников опроса

Элементы статистического анализа по Спирмену Коэффициент корреляции

Осознанность идеала участником исследования Значимость идеала для личности как ориентира саморазвития 0,673

Личностный, персональныйидеал 0,731

Активная позиция в осуществлении своего идеала 0,703

Значительность личного вклада в представления о своих идеалах 0,645

Важность осуществления идеалов в реальной жизни 0,484

Субъективная трудность для личности пути достижения идеалов 0,693

Сила желания достичь идеала 0,410

Выраженность страха потери идеала 0,549

Другими словами, осознанность идеала личностью связана с позицией личности по отношению к своим идеалам. То есть, когда идеалы понимаются человеком как ориентир собственного развития, имеют персональную форму выражения, вклад в формирование этого персонального виденья личности большой, и человек активно стремится их воплотить в реальность, идеалы становятся неотъемлемой частью жизни личности, и их формирование, путь к достижению идеала становится осознанным. При этом человек принимает ответственность за свои идеалы, так как они относятся напрямую к его личности, а не навязаны, привнесены извне, и видит те трудности, противоречия, с которыми ему необходимо научиться обходиться и справляться.

3. Индивидуальность идеалов и пути к ним.

Идеалы человека изначально существуют в социуме и культуре, но на определенном этапе эти общие стандарты становятся личностными, неповторимо «овнутряются», и это тот необходимый рубеж, который должен пройти человек в своем стремлении к идеалу. Согласно проведенному исследованию, то, что идеал останется поверхностным, «внешним» для личности, во многом связано со следующими условиями, указанными в табл. 4.

Таблица 4

Значимые корреляции, указывающие на переменные, связанные _____________с поверхностным принятием идеалов __________________

Элементы статистического анализа по Спирмену Коэффициент корреляции

Поверхностные, стандартные, принесенные извне идеалы личности Значимость идеала для личности как ориентира саморазвития - 0,673

Неосознанностьличностьюсвоихидеалов 0,731

Активная позиция в осуществлении своего идеала - 0,690

Значительность личного вклада в представления о своих идеалах - 0,891

Важность осуществления идеалов в реальной жизни - 0,419

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субъективная трудность для личности пути достижения идеалов - 0,783

Силажеланиядостичьиде ал - 0,383

Выраженностьстрахапотериидеала - 0,497

157

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12(209). Выпуск 26

Отрицательные корреляции указывают на то, что чем более «внешним» являются идеалы, тем менее выражены у человека другие факторы, перечисленные выше.

Опросник «Мой путь к идеалу» позволяет также ответить на вопрос, кто может помочь личности в осуществлении идеала, стать ее опорой и проводником на этом пути. Хотя вопрос был открытым, у участников опроса в общей сложности сформировалось три варианта ответа на этот вопрос:

1. Только я сам могу помочь себе на пути к идеалу;

2. «Учитель», человек, который сможет помочь на пути к идеалу, будет сопровождать;

3. Семья, близкие люди.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что возрастает роль личности в формировании и развитии идеалов, человек сам берет на себя ответственность и занимает активную позицию на пути к идеалу. В то же время потребность в «учителе» показывает на необходимость присутствия в жизни людей, которые сопровождают человека на этом пути. Можно предположить, что такую функцию в современном социуме может обеспечить развивающее психологическое консультирование.

7. Противоречия и трудности на пути к идеалу.

Важным для становления идеалов являются решения жизненных противоречий, преодоление трудностей на пути к идеалу. В предыдущих пунктах уже были рассмотрены следующие противоречия:

• Реальное - идеальное;

• Истинные личностные идеалы - поверхностные стандарты;

• Интуитивные критерии совершенства - осознанные идеалы.

Но также можно еще говорить о том, что существуют противоречия, связанные со способами движения к реализации идеала. Так, например, многие участники исследования желают и стремятся достичь свой идеал и в то же время не хотят, чтобы он был достигнут.

Можно говорить о страхах и тревогах, которые существуют у личности в связи с идеалами. Далее приведены некоторые из них:

1. Сложность пути к идеалу, трудности, с которыми придется столкнуться;

2. Страх, что не хватит способностей, энергии, сил, возможностей;

3. Страх разочароваться в своих идеалах, что будет значить, что заблуждался, жил неправильно;

4. Страх потерять идеал, как потеря смысла жизни;

5. Может мешать контакту с реальностью;

6. Не дает «жить спокойно»;

7. «Навязанные извне» идеалы путаю, дезориентируют, ухудшают самооценку, сбивают с пути;

8. Мешают быть гибким, подстраиваться под ситуацию, в которой необходимо предать свой идеал;

9. Неприятие идеалов значимыми людьми.

Заключение

Персонологическая модель пути к идеалу стала основой для разработки психологического опросника «Мой путь к идеалу», направленного на выявление общих и индивидуальных характеристик пути личности к идеалу.

158

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 12 (209). Выпуск 26

В ходе работы были выявлены наиболее часто встречаемые идеалы личности. Идеалы имеют описательный характер.

Проанализирован процесс становления идеалов личности. В актуальных идеалах обнаружены описательные категории, относящиеся к более ранним возрастам.

Позиция личности по отношению к собственным идеалам, их роли в собственном развитии, определяет степень его осознанности и мотивационной «силы».

Чем важнее роль идеалов в развитии личности, тем сильнее осознаются и трудности, с которыми может столкнуться личность при их проживании.

Список литературы

1. Абульханова К.А. 1999. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М., Московский психолого-социальный институт, Воронеж, НПО «МОДЭСК», 224.

2. Адлер А. 2002. Практика и теория индивидуальной психологии: Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей. М., Института Психотерапии, 214.

3. Бинсвангер Л. 1999. Бытие-в-мире. М., Рефл-Бук, 398.

4. Божович Л.И. 1997. Проблема формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. 2е изд. М., «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 352.

5. Буллит У.С., Фрейд З. 1999. Представления о мотивах и личности в психоанализе. М., ИГ «Прогресс», 64.

6. Василюк Ф.Е. 2003. Методологический анализ в психологии. М., МГППУ; Смысл,

240.

7. Выготский Л. С. 1984. Собрание сочинений. В 6-ти томах. Т.6. Научное наследство. М., Педагогика, 400.

8. Иванченко Г. В. 2007. Идея совершенства в психологии и культуре. М., Смысл, 255.

9. Кляйн М. 1998. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка. В сб: Психоанализ в развитии. Екатеринбург, Деловая книга, 60.

10. Кохут Х. 2002. Восстановление самости. М., Когито-Центр, 316.

11. Леонтьев Д.А. 2003. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд. М., Смысл, 487.

12. Леонтьев А.Н. 2010. Мотивы и эмоции: Курс лекций. М., Наука, 56.

13. Маслоу А. 2010. Мотивация и личность. СПб., Питер, 352.

14. Олпорт Г. 2002. Становление личности. Избранные труды. М., Смысл, 462.

15. Роджерс К. 1994. О становлении личностью. М., Прогресс, 320.

16. Рубинштейн С.Л. 2000. Основы общей психологии. СПб: Питер, 712.

17. Старовойтенко Е.Б. 2004. Психология личности: в парадигме жизненных

отношения. М., Академический проект, 265.

18. Тайсон Р., Тайсон Ф. 1998. Психоаналитические теории развития. Т.14.Екатеринбург, Деловая книга, 528.

19. Франкл В. 2000. Воля к смыслу. М., Апрель-Пресс, 368.

20. Эриксон Э. 1996. Идентичность: юность и кризис. М., Издательскаягруппа "Прогресс", 344.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.