Научная статья на тему 'Представления об идеалах и антиидеалах у учащихся основной и старшей школы'

Представления об идеалах и антиидеалах у учащихся основной и старшей школы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
480
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛЫ / АНТИИДЕАЛЫ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК / ГЕНДЕРНАЯ СПЕЦИФИКА ИДЕАЛОВ/АНТИИДЕАЛОВ / ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА ИДЕАЛОВ/ АНТИИДЕАЛОВ / IDEALS / ANTI-IDEALS / CONTENT ANALYSIS / MODERN ADOLESCENT / GENDER SPECIFIC IDEALS / ANTI-IDEALS / AGE DYNAMICS OF IDEALS / ANTI-IDEALS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Собкин Владимир Самуилович, Калашникова Екатерина Александровна

Статья посвящена исследованию представлений об идеалах и антиидеалах учащихся основной и старшей школы. Она выполнена на материалах социологического опроса 2273 школьников основной и старшей школы. На основе контент-анализа открытых вопросов охарактеризованы содержательные особенности представлений подростков об идеалах и антиидеалах. Выявлены гендерные различия и возрастные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Собкин Владимир Самуилович, Калашникова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideals and anti-ideals in primary and senior school students’ views

The article is devoted to the sociological study on ideas about ideals and anti-ideals of 2273 students of basic and senior schools. On the basis of content analysis of open questions posed to adolescents the features of their ideals and anti-ideals in various spheres of social reality are characterized. Significant gender and age differences are revealed.

Текст научной работы на тему «Представления об идеалах и антиидеалах у учащихся основной и старшей школы»

В. С. Собкин, Е.А. Калашникова

(Москва)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИДЕАЛАХ И АНТИИДЕАЛАХ У УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

IDEALS AND ANTI-IDEALS IN PRIMARY AND SENIOR SCHOOL

STUDENTS' VIEWS

Статья посвящена исследованию представлений об идеалах и антиидеалах учащихся основной и старшей школы. Она выполнена на материалах социологического опроса 2273 школьников основной и старшей школы. На основе контент-анализа открытых вопросов охарактеризованы содержательные особенности представлений подростков об идеалах и антиидеалах. Выявлены гендерные различия и возрастные особенности.

Ключевые слова: идеалы, антиидеалы, контент-анализ, современный подросток, гендерная специфика идеалов/антиидеалов, возрастная динамика идеалов, антиидеалов.

The article is devoted to the sociological study on ideas about ideals and anti-ideals of 2273 students of basic and senior schools. On the basis of content analysis of open questions posed to adolescents the features of their ideals and anti-ideals in various spheres of social reality are characterized. Significant gender and age differences are revealed.

Key words: Ideals, anti-ideals, content analysis, modern adolescent, gender specific ideals / anti-ideals, age dynamics of ideals, anti-ideals

Статья посвящена исследованию представлений об идеалах и антиидеалах учащихся основной и старшей школы. Следует подчеркнуть, что изучению проблемы формирования идеалов посвящено большое количество психолого-педагогических исследований (Л. И. Божович, И. С. Кон, Я. Корчак, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). В этих работах было показано, что в подростковом и юношеском возрастах большое значение для личностного развития, становления мировоззрения, построения жизненных и профессиональных планов имеют идеалы, задающие ценностные и нравственные ориентиры [1-7]. При этом изучались различные аспекты проблемы: возрастная динамика содержания, строения и функций идеалов (Л. И. Божович) представленность конкретных литературных персонажей в структуре идеалов и антиидеалов современного подростка (В. С. Собкин, А. С. Буреломова); мне-

ния подростков относительно политических лидеров (В. С. Собкин, М. А. Мнацаканян); влияние степени осознанности идеалов в развитии и регуляции поведения личности (Т. Н. Разуваева, Е. А. Шевченко) и др. На протяжении последних десятилетий социальная ситуация развития современных учащихся стремительно меняется. На это оказывает влияние целый ряд факторов: модернизация содержания школьного образования; внедрение информационных технологий в различные сферы жизни; «ве-стернизация» культурных ценностей и информационной среды; смещение ценностных аспектов поло-ролевой идентификации и национально-культурной идентичности (Е. М. Дубовская, Т. Д. Марцинковская, О. А. Карабанова, Д. И. Фельдштейн и др.). В последние годы резко обострилась политическая ситуация в стране и мире, что вызвало выраженную политизацию СМИ и общества

в целом, что также отражается на содержательных особенностях идеалов и антиидеалов учащихся. Перечисленные выше моменты оказывают влияние на формирование их мировоззрения, выбор ценностных ориентиров и личностнозначимых образцов. Сказанное обусловливает актуальность изучения представлений об идеалах и антиидеалах у современных учащихся основной и старшей школы.

Настоящая работа является продолжением цикла исследований, проведенных сотрудниками Центра социологии образования в рамках исследования проблем социализации современного подростка, которые посвящены различным аспектам: от значимости личностных качеств для формирования «образа Я» до влияния разнообразных внешних факторов на становление идеалов современного подростка [8-17]. Статья основана на материалах социологического опроса 2016 года, который был проведен в рамках проекта «Социологический портрет современного ребенка на разных этапах социализации» сотрудниками Центра социологии образования ФГБНУ «ИУО РАО». Опрос проводился среди 2 273 учащихся основной и старшей школы: 1087 мальчиков (47,8%) и 1186 девочек (52,2%). Распределение респондентов по возрастам выглядит следующим образом: 5 класс -615 человек (27,1%); 7 класс - 692 человека (30,4%); 9 класс - 633 человека (27,8%); 11 класс - 333 человека (14,7%). Анкета содержала 75 вопросов, среди которых подросткам предлагалось дать ответ на два открытых вопроса: 1) «Кого из героев книг, фильмов, деятелей культуры, интернет-сферы и шоу-бизнеса, политиков или общественных деятелей Вы могли бы назвать своим «идеалом»? и 2) «Кого из героев книг, фильмов, деятелей культуры, интернет-сферы и шоу-бизнеса, политиков или общественных деятелей Вы могли бы назвать своим «антиидеалом»? При этом количество персоналий, которых могли назвать респонденты, не ограничивалось. Ответы на эти вопросы и анализируются в этой статье.

Всего было получено 7176 ответов респондентов на вопрос об идеалах. Для дальней-

шего анализа фиксировались персоналии, которые упоминались респондентами два и более раз. Таким образом, было учтено 5128 ответов, что составило 71,5% от всех поданных ответов. В результате был получен список из 668 персоналий-идеалов. С помощью специально проведенного контент-анализа названные учащимися персоналии были сгруппированы в два обобщенных блока. Блок «реальные люди» - политики, исторические деятели, ближайшее окружение, писатели, медийные лица, актеры кино, эстрадные исполнители, спортсмены, молодежная субкультура, деятели науки, культуры и общественные деятели; представители религиозной сферы, «сам для себя идеал». Блок «образы» - герои литературы, герои экранизированных литературных произведений, герои кино, герои мультфильмов. В процессе обработки данных был также выделен блок «отказ от ответа», куда вошли группы ответов с неопределенным содержанием: «нет идеалов/антиидеалов» или «не знаю, затрудняюсь с ответом». На вопрос об антидеалах было получено 5684 ответа. После аналогичной процедуры, учитывающей те персоналии, которые встречаются два и более раз, было получено 4305 ответов, что составляет 75,7% от всех поданных голосов. Список антиидеалов включает 395 персоналий. Материалы обрабатывались по той же схеме контент-анализа, как и при исследовании идеалов. В статье мы рассмотрим три момента, которые затрагивают особенности идеалов и антиидеалов современных подростков. К ним относятся:

1) соотношение обобщенных блоков «реальные люди» и «образы» в структуре идеалов и антиидеалов учащихся.

2) распределение различных групп персоналий в блоке «реальные люди» в идеалах и антиидеалах подростков;

3) распределение различных групп персоналий в блоке «образы» в идеалах и антиидеалах подростков.

1. Соотношение обобщенных блоков «реальные люди» и «образы» в структуре идеалов и антиидеалов учащихся. Проведенный анализ показал, что в представлениях под-

ростков об идеалах и антиидеалах доминирует блок «реальные люди». Блок «образы» - оказывается менее значимым. Так, в структуре идеалов на долю блока «реальные люди» приходится 64,2%. Блок «образы» составляет 27,0%. Остальные 8,8% связаны с «отказом от ответа». Сходная структура и в антиидеалах: «реальные люди» - 61,3%, «образы» - 21,8%, «отказ от ответа» - 16,9%

Полученные данные позволяют сделать вывод, что зона позитивных социальных образцов превалирует в массовом сознании учащихся основной и старшей школы по сравнению с негативными. Подростки называют их значительно чаще и здесь гораздо меньше отказов от ответа. Особый интерес представляет анализ поло-возрастной динамики значимости «реальных людей» и «образов» в структуре идеалов и антиидеалов подростков. Эти данные представлены в таблице 1.

Как видно из таблицы, у мальчиков и девочек возрастная динамика структуры идеалов и антиидеалов имеет сходный характер: с возрастом последовательно увеличивается доля «реальных людей» и сокращается доля «образов». Вместе с тем следует обратить внимание на то, что у девочек на завершающем этапе обучения (11-й класс) «образы» в структуре идеалов занимают более значимое место, чем у мальчиков: 22,0% и 14,7%; (р=.000). Такая же тенденция про-

является и относительно антиидеалов. С возрастом увеличивается значимость блока «реальные люди» и снижается значимость блока «образы». Причем среди девочек (11-й класс) «образы» в антиидеалах имеют большую значимость, чем для мальчиков: 27,9% и 9,3% (р=.000).

Таким образом, полученные материалы позволяют сделать два вывода. Во-первых, «реальные люди» доминируют в представлениях об идеалах и антиидеалах у учащихся на этапе обучения в основной и старшей школе и с возрастом их доли приобретают все большую значимость. Во-вторых, блок «образы» более выражен в представлениях об идеалах и антиидеалах у девочек. Причем на завершающем этапе обучения в школе блок «образы» для девочек становится более значим в структуре идеалов и антии-делов, чем у мальчиков. 2. Распределение различных групп персоналий в блоке «реальные люди» в структуре

идеалов и антиидеалов подростков. С целью более детального анализа своеобразия структуры идеалов и антиидеалов подростков нами была использована процедура контент-анализа. Суть ее состоит в том, что названные школьниками персоналии были отнесены к группам, которые, как правило, связаны с соответствующим видом деятельности или проявлением социокультурной активности. Например: «политики», «писатели», «киноактеры», «эстрадные исполни-

Таблица 1

Возрастная динамика значимости блоков «реальные люди» и «образы» в структуре идеалов и антиидеалов мальчиков и девочек (% от общего числа ответов в каждой возрастной группе)

Пол Блоки 5 класс 7 класс 11класс Пол Блоки 5 класс 7 класс 11класс

Реальные люди 55,0 68,0 76,1 Реальные люди 54,5 65,3 76,8

2 5 ш М Образы 35,6 24,0 14,7 М Образы 28,1 20,0 9,3

Отказ от ответа 9,4 8,0 9,2 ш ^ 5 Отказ от ответа 17,4 14,7 13,9

5 Реальные люди 48,4 63,8 72,9 5 Е- X < Реальные люди 47,1 58,5 61,6

Ж Образы 38,9 24,7 22,0 Ж Образы 31,5 21,5 27,9

Отказ от ответа 12,7 11,5 5,1 Отказ от ответа 21,4 20 10,5

тели», «исторические деятели», «деятели науки, культуры и общественные деятели», «представители религии» и др. Учитывались также и персоналии, которые можно отнести к ближайшему социальному окружению подростка: родители, родственники, друзья, учителя. Соотношение процентных долей респондентов, назвавших персоналии, относящиеся к различным группам в блоке «реальные люди» среди идеалов и антиидеалов, представлено в таблице 2. Из представленных данных видно, что группа «политики» занимает ведущее место в представлениях учащихся как об идеалах (44,5%) так и об антиидеалах (55,2%). Среди своих идеалов учащиеся указывают Д. Медведева, С Лаврова, С. Шойгу, В.Жириновского, Б. Обаму, П. Порошенко, С. Собянина, Г. Зюганова, М. Прохорова, Д. Трампа. В антиидеалах в основном - Б. Обаму, П. Порошенко, А. Яценюка, В. Кличко, Б. Ельцина, В. Путина, Р. Эрдогана, М. Горбачева, А. Меркель, Ю. Тимошенко и др. Анализ списков позволяет сделать вывод о том, что целый ряд политиков связан с амбивалентным отношением подростков: они включены как в группу идеалов, так и антиидеалов. Данные о наиболее часто называемых политиках, относительно которых встречаются амбивалентные оценки, представлены в таблице 3. В целом, доминирование группы «политики» в структуре блока «реальные люди» подтверждает выводы целого ряда авторов о характерном для данного возраста повышенном интересе к сфере общественной идеологии. Так, Л.С. Выготский, упоминая П. П. Блонского, В. Штерна и др., писал: «Ум подростка все больше занимает политика, которой он очень интересуется». [2, с. 61]. Сопоставление процентных долей относительно представленности выделенных групп в структуре блока «реальные люди» как в идеалах, так и в антиидеалах показало, что в идеалах по сравнению с антиидеалами подростки чаще указывают представителей художественной и научной интеллигенции: «киноактеры» (соответственно: 24,2% и 5,9%; р=.000), «эстрадные исполнители» (соответственно: 16,8% и 4,2%; р=.000), «писатели» (соответственно: 12,4% и 2,4%;

р=.000), «деятели науки, культуры, общественные деятели» (соответственно: 11,9% и 2,7%; р=.000). Помимо этого в структуре идеалов более значимое место занимают и представители спорта (соответственно: 9,3% и 2,8%; р=.000).

Вместе с тем важно обратить внимание на то, что в антиидеалах подростки чаще указывают представителей группы «исторические деятели» по сравнению с тем, как они представлены в структуре идеалов (соответственно: 14,8% и 8,5%; р=.000). Понятно, что и представители «антикультуры» (в основном это нарушители закона) представлены именно в структуре антиидеалов - 3,4%. В идеалах учащихся они, естественно, отсутствуют.

Группы представителей «молодежной субкультуры» (в основном это видеоблогеры и киберспортсмены) и «медийных лиц» (чаще всего здесь указывались персоналии, относящиеся к шоу- и модельному бизнесу) имеют практически одинаковые процентные доли как в идеалах, так и в антидеалах учащихся (различия статистически не значимы).

Особый интерес представляет анализ возрастной динамики значимости выделенных различных групп блока «реальные люди» с учетом пола и возраста респондентов. Данные контент-анализа ответов представлены в таблицах 4 и 5.

Из таблицы 4 видно, что в структуре блока «реальные люди» в идеалах мальчиков 5-го класса на первых позициях (к ним относятся группы, набравшие более 10% голосов) находятся группы: «политики» (39,9%); «молодежная субкультура» (19,4%) и «спортсмены» (16,5%). Среди представителей «молодежной субкультуры» наиболее часто называются видеоблогеры и киберспор-тсмены: Д. Купинов, Д. Ишутин, «Лолошка», Я. Гордиенко и др. Среди «спортсменов» в основном футболисты и хоккеисты- Л. Месси, К. Роналду, И. Акинфеев, Д. Ларин, А. Овечкин и др.

К седьмому классу к доминирующим трем группам присоединяются «актеры кино», процентная доля учащихся, считающих их своим идеалом, увеличивается - с 12,5% в

Т а б л и ц а 4 Динамика значимости различных групп персоналий в структуре идеалов блока «реальные люди» у мальчиков и девочек 5, 7 и 11 классов (% от числа респондентов соответствующей подвыборки)

Группы блока Пол 5 класс 7 класс 11 класс

Политики М 39,9 57,5 78,6

Д 30,1 36,4 44,7

Актеры кино М 12,5 24,1 14,5

Д 13,1 32,6 32,7

Эстрадные исполнители М 11,3 9,7 10,7

Д 19,6 22,9 13,8

Молодежная субкультура М 19,4 14,4 7,6

Д 21,8 15,4 8,6

Писатели М 10,5 10,0 15,3

Д 9,9 12,2 21,4

Деятели науки, культуры, общественные деятели М 7,6 9,1 22,2

Д 8,0 8,8 12,6

Спортсмены М 16,5 16,6 8,4

Д 1,6 4,7 5,7

Исторические деятели М 5,2 16,3 18,3

Д 1,9 1,9 9,4

Медийные лица М 4,8 10,6 9,9

Д 6,1 8,5 13,8

5-м классе до 24,1% в 7-м классе, (р=.000). Среди них мальчики указывают Д. Нагие-ва, А. Шварценеггера, Л. Ди Каприо, Р. Дау-ни-младшего, Д. Керии и др. Также явно увеличивается значимость группы «исторические деятели» - с 5,2% в 5-м классе до 16,3% в 7-м классе (р=.000). Здесь указывают И. Сталина, В. Ленина, Петра 1, Э. Че Гевару, Ф. Кастро, Г.- Ю. Цезаря, А. Суворова и др. В 11-м классе структура идеалов юношей существенно меняется: резко увеличивается процентная доля учащихся, указывающих в идеалах «политиков» - с 57,5% в 7-м классе до 78,6% (р=.000). Увеличивается и процентная доля учеников, называющих среди идеалов «деятелей науки, культуры и общественных деятелей» - с 9,1% в 7-м классе до 22,2% в 11-м классе (р=.000). Среди них упоминаются композиторы, кинорежиссеры, бизнесмены, ученые, изобретатели, художники: П. Чайковский, Г. Ричи, К. Тарантино, Г. Ньюэлл, Л. Ландау, П. Капица, М. Фарадей, С. Джобс, Б. Гейтс, М. Цукерберг и др. Параллельно с этим сокращаются доли учащихся, указывающих в своих идеалах представителей «молодежной субкультуры», с

14,4% в 7-м классе до 7,6% в 11-м классе (р=.000) и «актеров кино» с 24,1 % в 7-м классе до 14,4% в 11-м классе (р=.000). У девочек, в целом, прослеживается сходная возрастная динамика. Так, в структуре идеалов девочек-пятиклассниц также доминирует группа «политики» (30,1%). На втором месте по значимости, как и у мальчиков, находится группа «молодежная субкультура» (21,8%). Среди них девочки называют видеоблогеров: К. Клеп, М. Вей, М. Рожко-ву, С. Спилберг и др. В то же время имеются определенные различия. Место «спортсменов» занимают «эстрадные исполнители» (19,6%). Здесь указывают Е. Крида. П. Гагарину, В. Брежневу, Пелагею и др. В 7-м классе увеличивается процентная доля девочек, считающих воплощением своего идеала «актеров кино»: с 13,1% в 5-м классе до 32,6% в 7-м классе (р=.000). Здесь называют А. Джоли, Л. Ди Каприо, Д. Нагие-ва, Д. Лето, Д. Деппа и др. В 11-м классе, как и у мальчиков, увеличивается процентная доля девочек, указывающих в идеалах представителей группы «политики»: от 36,4% в 7-м классе до 44,7%

в 11-м классе (р=.000). Помимо этого растет значимость группы «писатели» - с 12,2% в 7-м классе до 21,4% в 11-м классе (р=.000). Здесь указывают С. Есенина, В. Маяковского, С. Кинга, Э.М. Ремарка и др. И, наконец, повышается значимость группы «медийные лица»: с 8,5% в 7-м классе до 13,8% в 11-м классе (р=.003). Среди них девушки называют Е. Летучую, К. Делевинь, П. Волю, А. Малахова, А. Беднякова, К. Собчак, Д. Ха-дид, А. Скоромную.

Подводя итог, следует обратить внимание на пять моментов. Во-первых, группа «политики» в идеалах у мальчиков и девочек является доминирующей на каждом возрастном этапе ( в 5-м, 7-м и 11-м классах). При этом мальчики указывают политиков чаще, чем девочки в каждой возрастной параллели. Во-вторых, в 5-классе среди доминирующих групп как у мальчиков, так и у девочек находятся две группы - «политики» и «представители молодежной субкультуры». При этом характерно, что предпочтения персоналий представителей группы «молодежная субкультура» явно строятся по гендер-ному признаку: девочки называют «девочек», а мальчики «мальчиков». Вместе с тем на этом возрастном этапе обнаруживаются гендерные различия, которые связаны с изменением значимости отдельных групп: у мальчиков на третьей позиции находится группа «спортсмены», у девочек - «эстрадные исполнители».

В-третьих, среди семиклассников, как у мальчиков, так и у девочек, явно снижается значимость представителей «молодежной субкультуры». Сам по себе этот факт можно рассматривать как проявление на данном возрастном этапе характерного психологического новообразования - «чувства взрослости». При этом здесь явно возрастает значимость такой группы, как «актеры кино». Характерно, что значимость этой группы у девочек значительно выше, чем у мальчиков. В-четвертых, обращают на себя внимание гендерные различия, проявляющиеся среди семиклассников: если у мальчиков по сравнению с 5-м классом явно увеличивается значимость группы «исторические деятели», то у девочек - «эстрадные исполните-

ли».

В-пятых, на этапе обучения в 11-м классе явно усиливается тенденция, увеличения значимости в структуре идеалов учащихся группы представителей «политики». Помимо этого характерны и гендерные различия: если у мальчиков заметно увеличивается значимость группы «представители науки, культуры, общественные деятели», то у девочек наряду с «политиками» и «актерами кино» явно возрастает значимость групп «писатели» и «медийные лица». Сходный анализ проведен и относительно представленности различных групп блока «реальные люди» и в антиидеалах мальчиков и девочек. В таблице 5 приведены лишь те группы, относительно которых проявляются статистически значимые возрастные различия.

При анализе данных, приведенных в таблице 5, обращают на себя внимание два момента.

Во-первых, сам спектр значимых групп, определяющих блок «реальные люди», в антиидеалах существенно уже по сравнению с идеалами.

Во-вторых, с возрастом явно увеличивается как у мальчиков, так и у девочек значимость представителей группы «исторические деятели». Среди них подростки указывают И. Сталина, Наполеона, В. Ленина, Н. Хрущева и др. Это свидетельствует о том, что с возрастом, при характеристике антиидеалов, подростки все более склонны учитывать исторический опыт, т.е. оценивать негативные проявления, связывая их не столько с ситуативным поведением или чертой характера, сколько с общим социальным контекстом. 3. Распределение различных групп персоналий в блоке «образы» в идеалах и антиидеалах. Контент-анализ ответов, отнесенных нами к блоку «образы», позволил выделить четыре характерные группы: «герои литературы», «герои кино», «герои экранизированных литературных произведений», «герои мультфильмов». Они определяют как сферу идеалов, так и сферу антиидеалов. Распределение значимости этих групп в структуре идеалов и антиидеалов учащихся, приведено в таблице 6.

Т а б л и ц а 5 Динамика значимости различных групп персоналий в структуре антиидеалов блока «реальные люди» у мальчиков и девочек 5, 7 и 11 классов (% от числа респондентов соответствующей подвыборки)

Группы блока Пол 5 класс 7 класс 11 класс

Политики М 17,2 20,3 6,8

Д 20,0 20,5 10,6

Молодежная субкультура М 5,9 15,8 6,1

Д 18,3 17,0 12,4

Эстрадные исполнители М 1,2 1,6 11,4

Д 1,3 1,9 4,9

Деятели науки, культуры, общественные деятели М 14,3 14,5 20,5

Д 5,4 8,3 25,5

Исторические деятели М 10,5 10,0 15,3

Д 9,9 12,2 21,4

Особый интерес представляет анализ возрастной динамики ответов относительно выделенных групп в идеалах и антиидеалах с учетом пола респондентов. Эти данные представлены в таблице 7.

При анализе материалов, представленных в таблице 7, можно отметить несколько моментов.

Так, у мальчиков последовательно снижается от 5-го к 11-у классу представленность в структуре идеалов «героев литературы» (с 29,4% в 5-м классе, 15,2% в 7-м, до 11,5% в 11-м; р=.000). Такая же тенденция наблюдается относительно «героев кино» (с 37,1% в 5-м классе, 24,4% в 7-м до 13,0% в 11-м; р=.000) и «героев мультфильмов» (с 18,5% в 5-м классе, 11,6% в 7-м до 6,9% в 11-м; р=.000). Менее выражена эта динамика лишь относительно «героев экранизированных литературных произведений». В 7-м классе у мальчиков явно увеличивается зна-

чимость представителей этой группы (соответственно: 9,3% - в 5-м классе до 16,9% - в 7-м классе и 8,4% - в 11-м классе; р=.000). Возможно, это связано с механизмом идентификации подростка с идеальным героем,

который задает модель поведения и лич-ностно-значимые образцы. Актуализация подобной потребности является характерной чертой пубертатного периода. У девочек, по сравнению с мальчиками, в целом, во всех анализируемых нами возрастных параллелях выше значимость «героев литературы». Причем на начальном этапе обучения в основной школе ( 5-й класс) «герои литературы» доминируют в структуре идеалов (соответственно: 47,7% и 36, 3%; р=.000). На завершающем же этапе обучения (11-й класс) - в структуре антиидеалов (соответственно: 27,0% и 41, 6%; р=.000).

Т а б л и ц а 6

Значимость различных групп блока «образы» в структуре идеалов и антиидеалов

учащихся основной и старшей школы (% от числа респондентов}

Группы блока Идеалы Антиидеалы

Герои литературы 21,2 25,2

Герои кино 11,4 19,8

Герои экранизированных литературных произведений 7,5 15,1

Герои мультфильмов 7,6 7,3

Таблица 7

Возрастная динамика значимости групп блока «образы» в идеалах мальчиков и девочек

основной и старшей школы (%).

Группы блоков Пол 5 класс 7 класс 11 класс Группы блоков Пол 5 класс 7 класс 11 класс

Герои литературы М 29,4 15,2 11,5 Герои литературы М 16,0 12,9 11,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Д 47,7 18,9 27,0 2 Д 36,3 12,8 41,6

2 ег Герои кино М 37,1 24,4 13,0 ш Герои кино М 14,3 22,2 4,5

ш Д 10,9 19,1 6,3 ^ 5 5 Д 3,4 11,3 3,7

5 Герои экранизиро- М 9,3 16,9 8,4 Е- X < герои экранизирован- М 6,7 6,4 0,8

ванных литературных произведений Д 21,2 16,9 16,4 ных литературных произведений Д 11,9 9,0 9,3

герои мультфильмов М 18,5 11,6 6,9 герои мультфильмов М 21,4 7,1 3,8

Д 22,1 11,0 8,2 Д 11,2 6,1 0,6

В заключение отметим наиболее важные моменты.

Контент-анализ материалов проведенного нами социологического исследования показал, что представления об идеалах и антиидеалах у подростков имеют сложную структуру, в которой представлены как «реальные люди», так и «образы». При этом как в идеалах, так и в антиидеалах доминируют «реальные люди». Наиболее значимое место в блоке «реальные люди занимают персоналии, которые относятся к группе «политики», в блоке «образы - «герои литературы». С возрастом значимость группы «политики» последовательно увеличивается в идеалах и антиидеалах как у мальчиков, так и у девочек. Важно подчеркнуть, что как в идеалах, так и в антиидеалах часто фигу-

рируют одни и те же персоналии, что, по-видимому, является следствием ситуации ценностно-нормативной неопределенности, в которой происходит возрастная социализация современных подростков. Детальный анализ конкретных персоналий позволил выделить характерный социокультурный феномен амбивалентного отношения к отдельным политическим лидерам среди подростков. Другой важной тенденцией является последовательное снижение с возрастом значимости персоналий, определяющих группу «молодежная субкультура». Подобное снижение является проявлением общей тенденции взросления, когда идеальные образцы задаются либо образами конкретных людей, либо персонажами художественных произведений.

Литература

1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с. -( Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).

2. Выготский Л.С. Педология подростка // Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4 Детская психология. - М.: 1984. - С 6-242.

3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). - М.: Просвещение, 1968. - 464с.

4. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1987. - 184 с.

5. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.

6. Корчак Я. Как любить ребенка. - М.: АСТ , 2014.- 480 с. Серия «Библиотека Ю. Гиппенрей-тер»

7. Разуваева, Т.Н. Путь к идеалам личности: персонологическая модель исследования // Научные ведомости БелГУ Сер. Гуманитарные науки. - 2015. - №12(209), вып.26.- С. 152-158.

8. Собкин В.С. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО РАО, 1997 - 318 с.

9. Собкин В.С., Писарский П.С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. - М.: Мин-во образования РФ, 1992. - 159 с.

10. Собкин В.С., Писарский П.С. Динамика художественных предпочтений старшеклассников. По материалам социологических исследований 1976 и 1991 гг. - М.: Министерство образования РФ, 1992. - 79 с.

11. Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации. - М.: ЦСО РАО, 2005. - 358 с.

12. Собкин В.С. Динамика изменения чтения в подростковой субкультуре // Журнал Международного института чтения им. А.А. Леонтьева № 7 / ред.-сост. И.В. Усачева. - М.: НИЦ ИНЛОККС, 2007. - С. 8-19.

13. Собкин В. С., Буреломова А. С. Идеалы и антиидеалы подростка: роль литературных персонажей // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XV. Вып. XXVII. - М.: Институт социологии образования РАО, 2011. - С. 115-129.

14. Собкин В. С., Смыслова М. М., Буреломова А.С. Идеалы российского подростка: от личностных характеристик к культурным образцам // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XV. Вып. XXVI / под ред. В.С. Собкина. - М.: Институт социологии образования РАО, 2011. - С. 7-25.

15. Собкин В. С., Мнацаканян М. А. Сравнительный анализ особенностей отношения двух поколений мальчиков-старшеклассников к политическим лидерам России (по материалам психосемантических исследований 2004 и 2014 гг.). // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 4(24) - С. 79-86.

16. Собкин В. С., Мнацаканян М. А. Отношение к политическим лидерам современных старшеклассников (по материалам психосемантического исследования) // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 4. С. 41-59.

17. Собкин В. С. Современный подросток в социальных сетях. - М.: Педагогика, 2016,.- № 8.- С. 61-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.