Несмотря на большую значимость организации ее теоретические основы еще явно не достаточны. Попытка А.А. Богданова создать всеобщую теорию организации внесла большой вклад в ее построение. Однако в его время еще не было достаточных основ, чтобы завершить такую работу. Особенно это касается теории информации и информационных технологий, без которых создать теорию организации невозможно. Кибернетика, а затем и синергетика внесли значительный вклад в создание теории организации, но и они решали важные, но частные проблемы: обратной связи, самоорганизации. Теория организации нуждается в более крупных обобщениях. К решению этой проблемы наиболее близок системный подход. Не смотря на огромное обилие работ, выполненных в этом направлении, нельзя не видеть их некую незавершенность, связанную в первую очередь с проблемой целеобразования. В организации проблема цели, безусловно, является ведущей. В человекосообразных системах цель, которая ставится организации, чаще всего является субъективной, зависящей от состояния человека,
его образованности, воображения и т.д. При этом организация настраивается на реализацию поставленной цели. Соответствие цели и состояния организации является основным фактором, характеризующим их эффективность. Среди огромного множества таких состояний существует такое состояние, при котором цель и организация соответствует друг другу. Это соответствие следует считать гармонией, а процесс - сопутствующим этому гармоническим развитием. Во всех примерах, приведенных в статье, очевидно, что структура организации и ее целесообразность взаимосвязаны. В случае природного примера (таблица 1) гармония выражена наиболее полно. В социальных системах (таблица 2 и 3) гармонизм систем проявляется в меньшей степени. Приведенные примеры и многочисленные расчеты показывают, что организации и принцип гармонии, который они могут использовать. является наиболее эффективным и способствующим бесконечному развитию. (Со специальными аспектами темы, в том числе методиками расчета энтропии, можно ознакомиться по публикациям автора и на авторском сайте.)
Библиографический список
1. Богданов, А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. - М.: Экономика, 1989. - Кн. 1.
2. Богданов, А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. - М.: Экономика, 1989. - Кн. 2.
3. Мещеряков, В.Т. Гармония и гармоническое развитие. - Л.: Наука, 1976.
4. Седов, Е.А. Информация и эволюция. - М.: Наука, 1976.
5. Домашняя страница Колкова Анатолия Ивановича [Э/р] / URL:www.kolkovsite.narod.ru
Bibliography
1. Bogdanov, A.A. Tectology. General organization science. - M.: Ekonomika, 1989. - B.1.
2. Bogdanov, A.A. Tectology. General organization science. - M.:Ekonomika, 1989. - B.2.
3. Meshcheryakov, V.T. Harmony and harmonic development. - L.: Nauka, 1976.
4. Sedov, E.A. Information and evolution [Text]. - M.: Nauka, 1976.
5. Home site of Kolkov Anatoli Ivanovich [E/r] / URL: www. kolkovsite. narod.ru Article Submitted 16.02.11
УДК 379.823
Н. Ф. Хилько, с. н. с. Сибирского филиала Российского института культурологи, д-р пед. наук, проф. ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИДЕАЛОВ КИНОЗРИТЕЛЕЙ В СОДЕРЖАНИИ ЭКРАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДОПЕРЕСТРОЕЧНОГО И ПОСТПЕРЕСТРОЕЧНОГО ПЕРИОДОВ
В статье рассматривается процесс развития социальных идеалов кинозрителей на материале кинематографа доперестроечного и постпере-строечного периодов. Сравнительный анализ содержания кинопроизведений различных жанров и направлений в киноискусстве позволил автору статьи выделить две группы ранжированных социальных идеалов в процессе их развития, связанного с кризисным состоянием общества.
Ключевые слова: развитие, социальные идеалы кинопроизведений, антиидеалы, иерархия.
Проблема культурной эволюции содержательной основы социальных идеалов героев кинопроизведений актуальна в силу того, что в современных условиях происходит существенная ценностно-смысловая трансформация восприятия экранных произведений, которая требует пересмотра возможностей и подходов к интерпретации социально-культурных идеалов в кинематографе. Новизна ее постановки связана с тем, что в научной литературе существуют большие пробелы в оценке состояния иерархии социальных идеалов в связи с их формированием средствами экранных искусств.
Данной проблемой занимались ученые в области медиаобразование и анализа структуры репертуара кинопроизведений (Ю.Н. Усов, А.В. Федоров). Определенное значение для проблемы имеет социокультурный аспект анализа зрительского восприятия (В.А.. Монастырский, В.Я. Суртаев, Н.И. Лубашо-ва), а также - исследование потенциала критического подхода для формирования зрительской культуры современной киноаудитории ( А.П. Короченский, Л. И. Саблукова).
Исследование социальных киноидеалов имеет существенное гуманизирующее значение для теории и практики массового медиаобразования, изучения социально-культурной среды,
формируемой содержанием кинопроизведений. Значимость данного исследования на обозримый период времени обусловлена наличием целого ряда предпосылок в современной социокультурный ситуации, обусловливающих адаптацию направлений в развитии современного кинопроцесса, связанных с возрождением духовно-нравственных традиций отечественного кинематографа. Сложившая в науке ситуация по изучению социальных идеалов в отношении к экранной культуре позволяет говорить о необходимости широко теоретического поиска в этом направлении.
Очевидно, что содержание образного строя кинопроизведения тесно связно с его восприятием. Эта особенность верно была подмечена Ю.Н. Усовым, писавшим, что «восприятие кинообраза - это визуальное переживание темпа, ритма, подтекста пластической формы киноповествования.», результатом которого является образное обобщение «динамически развивающихся экранных образов» [1, с. 128]. Эмоциональный характер процесса восприятия затрагивает глубинные личностные структуры, социально детерминированные системой целого ряда идеализированных архетипов.
Обобщая совокупность социальных идеалов экранных героев кинопроизведений советского периода развития отечественного кинематографа, можно обнаружить, что она складывается, на наш взгляд, из некоторой иерархии киногероев, которые согласовывались с определенной «линейкой ценностей». В этом смысле интересен ряд архетипов-идеалов, представляющих собой совокупность из восьми компонентов: «герой труда», «душа народа», «героический защитник Отечества», «полноценно развитая личность», «благополучный человек», «гуманный и нравственный человек», «человек-семьянин», «борец за справедливость», «самодостаточный человек». В этих формулировках сконцентрированы устойчивые ценностные приоритеты, формировавшиеся всей системой киновоспитания, в том числе и средствами киноискусства. В этом направлении эстетические возможности экранного и книжного медиатекстов одинаков важны и на этот счет совершенно прав А.В. Свистел-кин, что не следует противопоставлять чтение и восприятие экранных искусств, а нужно стремиться к их «гармоничному сосуществованию и дополнению» [2, с. 46].
Рассмотрим, как данные социальные идеалы отражали в себе жанрово-тематические формы проивзедений советского кино.
1. Социальный идеал героя труда, построенный на приоритете ценностей труда как неотъемлемом свойстве полноценной личности. Он базируется на трудолюбии в составе личностных качеств героев просмотренных фильмов. Это идеал отражался в производственной теме киноповестей, кинодрам, кинокомедий. В составе этой жанрово-тематической группы, с одной стороны, фильмы о социальном строительстве в 20-е -30-е годы (например, документальные фильмы Дзиги Вертова: «Человек с киноаппаратом», «Киноглаз»). С другой стороны, это картины о формировании личности в советской деревне, связанном с новым обликом села (Шукшинские ленты: «Из Лебяжьего сообщают», «Высота» А. Зархи, «Мужики» режиссера И. Бабича, «Председатель» А. Салтыкова и др. Тематика трудовых свершений и героизма во имя блага и процветания Родины соседствовала с другими аспектами, гармонически соседствовавшими в экранных образах целостной личности (Егор Проскудин, Егор Трубников).
2. Идеал выразителя «души народа» органично включает в себя воплощение духовных ценностей человека как неотъемлемой части менталитета советского человека. Он строится на личностных качествах киногероев, направленных на всеобщее признание народных традиций. Этой цели способствовали историко-патриотические и биографические фильмы, мелодрамы, киносказки, экранизации классиков и отечественного фольклора (фильмы А. Птушко, комедии «Кубанские казаки» И. Пырьева, «Ночь перед Рождеством» В. Брумберга, «Чародеи» К. Бромберга, «Обыкновенное чудо» режиссеров Э. Гарина и Х. Локшина, «Аленький цветочек» И. Поволоцкий), а также - документальные фильмы и телепередачи о народных праздниках. При этом притчевая, поучительная сторона сказок А. Роу, праздники детского кино, кинофестивали «Сказка», фильмы-экранизации А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и др., включающие в себя народные мотивы (И.П. Иванова-Вано, Ф. Хитрука, Р.А. Качанова. Эта направленность способствовала распространению этнокультурных архетипов на сферу духовнонравственных ценностей зрительской аудитории, в которой формовались личность советского кинозрителя с присущим ему стереотипом социальных ролей, имевших как идеологизированное, так и нейтральное по отношению к идеологии значение.
3. В облике героического защитника Отечества отразилась ценность патриотического величия силы и могущества кино-греоев. В этой силе сконцентрированы патриотические настроения и гражданские качества героев фильмов: мужество, сила духа, духовное могущество, помогавшие одерживать Победу в борьбе с завоевателями. Этой цели служили исторические, биографические фильмы, в том числе многочисленные экранизации советской литературы. Картины были полны пафоса возрожденного духа, непоколебимости, отражали в себе патриотические традиции народа, отстаивавшего свою незави-
симость («Александр Невский» С. Эйзенштейна, «Летят журавли»). Этой же цели служили также и фильмы о Вооруженных силах. Они формировали образ современника, достойного подвигов отцов и дедов, совершающих высоко нравственные поступки во имя своего гражданского долга.
4. Идеал полноценно развитой личности отражал в себе конечную цель социального развития при социализме - формирование здоровой, всесторонне и гармонически развитой личности, в которой соединялись ответственность, уважение к людям, высокая нравственность со стремлением к знаниям, добру и справедливости. Этим качествам способствовали фильмы о советской интеллигенции («У озера» С.А. Герасимова, «Голос», (режиссер В. Бортко, фильмы о деятелях культуры и искусства (фильм И. Таланкина «П.И. Чайковский», «Художники-передвижники»).
5. Идеал материально благополучного человека был связан с ценностями всеобщего благосостояния. Это воплощалось в качествах киногероев, выражавших в себе их социальную активность. В этом отношении характерны кинокомедии, кинодрамы, сатирические фильмы, разоблачавшие стяжательство, ханжество, несправедливость, трусость и другие пережитки социалистического строительства (фильмы «Афоня» Г. Дане-лии, «Печки-лавочки» В. Шукшина, «Амнистия» В. Пономарева, «Самогонщики» Л. Гайдая, «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Ты - мне, Я - тебе» А. Серого.
6. В советском кинематографе ярко был отражен идеал гуманного и нравственного человека, семьянина, построенный на взаимопонимании, дружбе и любви, лежавших в основе взаимоотношений в обществе. Он воплощался в доброте, гуманности, уважении к людям, бескорыстии, совестливости. Для этого, как нельзя лучше, подходили: фильмы-размышления, киноповести, мелодрамы, кинокомедии, сказки. Рассмотрение нравственных проблем в ракурсе семьи и брака, борьбы с пережитками в сознании людей отражали нравственный мир подростков и молодежи, всего народа в целом (фильмы: «Белые росы» режиссера Р. И. Добролюбова, «Чужие письма» И. Авербаха, «Наследница по прямой» С. Соловьева, «Чучело» Р. Быкова, «Родня» Н. Михалкова, «Мы жили по соседству» И. Мырчико-ва). В связи с этим обнаруживается, как справедливо отвечает Л. И. Саблукова, «смещение интереса к отдельно взятой личности, ее внутреннему миру, нравственным проблемам, становлению личности» [3, с. 102]. В этой связи становится совершенно верном утверждение Н.И. Лубашовой о том, что в «вопросе формирования наших душ, нашей нравственности, нашей морали велика роль советской культурной киноэпохи, которая несла мир, добро, положительные эмоции и веру в человека», которые становились для кинозрителей «смыслом и формой жизни» [4, с. 72].
7. Сохранение в течение долгого времени идеала борца за справедливые отношения в обществе, основанные на идеологизированной вере в человека и успех революционного переустройства общества было порождено верой в справедливость, наличием и киногероев права на свою точку зрения. В этом отношении характерны кинодрамы, кинотрагедии, исторические и биографические фильмы, картины о революционной борьбе и событиях Октября, о социалистическом переустройстве общества («Октябрь», «Броненосец Потемкин» С. Эйзенштейна, трилогия М. Донского по произведениям М. Горького: «Детство», «В людях», «Мои университеты»; «Как закалялась сталь» Н. Мащенко). При этом основным мотивом, определявшим характер и поведение персонажей, являлся социальный героизм во имя светлого будущего и справедливого переустройства общества.
8. Идеал самодостаточный творческой личности, основывающей свою деятельность на ценностях созидания в силу идеологизированного массового сознания был завуалирован, спрятан в подтекст экранного повествования. Он отвечал основному качеству зрителей, направленному на стремление к творческому развитию и был тесно связан с жанрами кинодрамы, фильмов-размышлений, историко-биографических фильмов, документальных фильмов-портретов, киноочерков, в которых поднимались проблемы экологии таланта, охраны атмо-
сферы созидательности («Зеркало» А. Тарковского, «Учитель пения» Н. Бирмана, «Шла собака по роялю» В. Грамматикова, «Дубравка» Р. Василевского) о судьбе одаренных людей и их пути в искусстве.
9. Наконец, социальный идеал интеллигентного человека, базирующийся на знании как ценности развивался на непреложном стремлении к истине тесно смыкалась с духовнонравственной тематикой фильмов, делая акцент на судьбах интеллигенции. Этому способствовали жанры киноповести, фильмов-размышлений, психологических драм, кинороманах, мелодрамах. Здесь актуализировались проблемы нравственной эволюции, поиска истины художественной, технической и научной интеллигенции («У озера» А. Агрести, «Личные счеты» А. Каропова, «Когда деревья были большими» Л. Кулиджанова, «Если хочешь быть счастливым» Н. Губенко и др.).
Нужно отметить, что в советский период наряду с девятью киноидеалами существовала также некоторая цепочка антиидеалов в киноискусстве, которые вмещали в себя недостатки, пережитки, как бы мешавшие жить обществу, связанные «конкретно с отдельными представителями общества» [3, с. 102]. В этом смысле характерны соответственно девяти идеалам следующие антиидеалы: лодыря (разгильдяя), «манкурта» - человека без Родины, отшельника, нигилиста, стяжателя, аморального человека, беспринципного человека, нарушителя закона, ханжи. К сожалению, к числу антииделов причислялся фана-
При анализе данных культурно-эволюционных линий бросается в глаза, что не одна из пар не содержит в себе повтора социальных идеалов: они все радикально изменились. Вместе с тем по рангу совпадают только социальные идеалы, входящие в первую эволюционную линию: герой труда, труженик и успешный бизнесмен, которые отражают различную социальноэкономическую ситуацию. Например, трудовой героизм на экране подменяется успешным бизнесом.
Наряду с этой парой все остальные социальные идеалы также представляют собой сильную их модификацию. Идеал души народа сохранил позитивную окраску, но приобрел новое содержание. Он теперь представляется как духовное искательство или стремление к толерантности, что значительно оттеняет реальные возможности формирования менталитета в современных условиях. И это непременно отражается на кинемато-гафических образах.
Героическая защита Отечества лишена всякой мотивации и потому представлена в некотором мистическом облике супермена. Очевидно, что данный идеал все больше становится похожим на демонстрацию какой-то сверхсилы, сверхвозможностей. Несостоявшийся идеал гармонического развития сменяется более реальным идеалом полноценного развития, и в ему нужно отдать должное. Однако последнее не учитывает ограниченности жизненных ресурсов. Отсюда установки: «Живи сегодня!», «Ловит момент!», «Здесь и сейчас». Материальное благополучие не всегда становится связанным с разумным потреблением материальных благ. Оно сменяется стремлением к бурному экономическому процветанию. Гуманность и нравственность уходят по большей части в религиозные формы духовного искательства без учета возможности его светской формы, а гуманизм и высокая нравственность заменяется на самореализацию любым путем (стать миллионером, звездой,
тично верующий человек. Борьбе с этими недостатками был направлен киножурнал «Фитиль», сатирические комедии, детективы («Старки-разбойники» Э. Рязанова, «Спортлото-82» Л. Гайдая, «Праздник Святого Йоргена» Я. Протазанова, «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Золотой теленок» Г. Александрова, «12 стульев» Л. Гайдая).
Как же эволюционировали социальные идеалы отечественных кинопроизведений в постсоветский период, и какое они нашли отражение в их содержании? Очевидно, что, во-первых, произошла их существенная трансформация сообразно новым экономическим и социальным отношениям. Во-вторых, произошла ценностная переориентация, что существенно сказалось на иерархии ценностей и соответственно рейтингу идеалов. Кроме того, сформировались новые жанрво-тематические блоки, отражающие иное социальное и личностное содержание кинопроизведений в измененных формах. При этом выявляется некоторая цепочка из девяти своеобразных эволюционных линий, которые отражают некоторые параллели в личностных качествах при совершенно другой их иерархии. Таким образом, проведя параллель по иерархии и количеству киноидеалов, следует заметить следующее их соотношение по рангам (см. табл. 1). В таблице помещены: некоторая последовательность культурно-эволюционных линий, распределенные по рангам социальные идеалы советского и постсовесткого периодов.
победить в конкурсе). Праведная борьба за справедливость легко укладывается ва формулу гражданской личности, что снимает всякие акценты на изначальной основе этого идеала. Взамен идеологически стойкой творческой личности пришла самодостаточность свободного творчества, чего нельзя не приветствовать. Вместе с тем совершенно другим стал интеллигентный человек, превратившийся в мобильного индивида. Совпадение по третьей эволюционной линии отнюдь не отменяет кардинального различия идеалов и их антиподов (например, защитник Отечества и супермен).
Вместе с тем следует отметить, что наряду с совпадением социальных идеалов перовой эволюционной линии отмечается поднятие на более высокую ступень ранговой шкалы идеала процветающей личности (втрое место взамен пятого у аналогичного идеала ), что свидетельствует о большом расхождении во взглядах на попятите «интеллигентность» в советский и по-стосоветский период. Наряду с тем, что ведущие третье и четвертые места ранговой таблицы занят довольно проблемными идеалами мобильной личности и супермена, которые соответствуют радикально измененным идеалам интеллигентного и героического человека наблюдается картина появления положительных тенденций, которые могли отвечать более высокому рангу, но занимают пятое и шестое места: толерантная, гражданская личность и духовное искательство. Этот ряд завершает триада социальных идеалов позитивной направленности, также незаслуженно смещенных к краю ранговой шкалы: самодостаточная, творческая, полноценно развитая и самореализованная личность.
Кроме этого, все социальные идеалы современного периода в зависимости от степени их реализации можно разделить на три группы: образы желаемого, но не реализованного будущего, реализованные и проблемные идеалы. К реализованным
№ эволюционной линии Ранжированные социальные идеалы в кинопроизведениях советского периода Ранжированные социальные идеалы в кинопроизведениях современного периода
1. 1. Г ерой труда, труженик 1. Успешный бизнесмен
2. 2. Выразитель души народа 5. Толерантная личность, духовный искатель
3. З.Героический защитник Отечества 4. Супермен
4. 4. Гармонически развитая личность 8.Полноценно развитая личность
5. 5. Благополучно состоявшийся человек 2. Процветающая личность
6. 6. Гуманный и высоко нравственный человек 9. Самореализованная личность
7. 7. Праведник, борец за справедливость 6. Гражданская личность
8. 8. Идеологически стойкая творческая личность 7. Самодостаточная творческая личность
9. 9. Интеллигентный человек 3. Мобильный человек
социальным идеалам относятся три идеала: процветающая, самореализованная и самодостаточная творческая личность, что отражает основные интенции современного рыночного общества. Тем не менее, к желаемым и практически почти не реализуемым идеалам относятся два идеала: толерантная духовно ищущая личность и идеал полноценного ее развития. Доминантой в социальных идеалах в настоящее время являюится проблемные, составляющие наиболее значительное их число -
4, которые отчасти реализуются в настоящих условиях, отчасти нет: успешный бизнесмен, супермен, мобильный человек и гражданская личность. В них заложено традиционно бывшее позитивное содержание, но, к сожалению в современных условиях оно нередко трансформируется в уродливые и негативно-ориентирующие формы.
Таким образом при анализе соответствующих пар социальных идеалов, бросается в глаза, что интеллигентное позитивное начало и самодостаточность в творчестве остается актуальным. Другое дело, что они отражаются в других формах и имеют другие условия развития.
Помимо противоречивости базовых социальных идеалов существует также совокупность антиидеалов, в еще большей степени расширивших картину таковых в советский период: лодыря и трудоголика, любителя экстрим-досуга, диктатора, разрушителя, невежды, манипулятора, анархиста в силу свободы моральной ответственности в современном обществе. Совокупность этих идеалов нередко преподносится, увы, уже не в сатирических, а исключительно в развлекательноюмористических и комедийных формах, снижая тем самым обличительную силу киноискусства. В результате этого у зрителей стираются грани добр и зла, нарушается баланс восприятия экранной информации.
Таким образом, в постсоветском пространстве жанровотематические формы киноискусства распределяются по линии «реализованный - проблемный - желанный идеал - антиидеал», которые дополняют выше обозначенную иерархию. С этой целью проведем сравнение позитивно-направленных идеалов и антиидеалов в современном кинематографе (табл. 2).
Табл. 2
Сравнение позитивно-направленных идеалов и антиидеалов в современном кинематографе
№ эволюци- онной линии Ранжированные социальные идеалы в кинопроизведениях современного периода Антиидеалы в современных кинопроизведениях
1. 1. Успешный бизнесмен Лодырь, трудоголик
2. 5. Толерантная личность, духовный искатель Бездуховная аморальная личность, террорист
3. 4. Супермен Любитель экстрима
4. 8.Полноценно развитая личность Проблемная личность
5. 2. Процветающая личность Банкрот, идолопоклонник
6. 9. Самореализованная личность Разрушитель
7. 6. Гражданская личность Диктатор, анархист
8. 7. Самодостаточная творческая личность Изгой
9. 3. Мобильный человек - инноватор Консерватор
Как видно из табл. 2, новые социальные идеалы несут с собой и измененные антиидеалы, которые свойственны другой социально-политической организации общества. С учетом данной типологии идеалов и антиидеалов рассмотрим их присутствие в современных экранных образах по всем девяти культурно-эволюционным линиям.
Первая линия: - «успешный бизнесмен - лодырь, трудоголик» отражает как реальные, так и превратные преставления о ценности труда как неотъемлемой потребности человека в самовыражении. Этой линии соответствуют киноповествователь-ные формы, в которых упор делается на преображение души современного человека, стремящегося к социально-значимой жизни. Это документальные ленты: («Пустоцвет» Э. Росселя, «Один из ангелов» А. Крапивина, «Настройщик» реж. К. Муратова).
Вторая линия: «толерантная личность, духовное искательство - бездуховная аморальная личность, террорист» представлена социальными драмами, фильмами катастроф. В этом смысле показательны фильмы Лидии Бобровой «Верую» по мотивам рассказов В.М. Шукшина, В. Михайлова «Штормовое предупреждение», «Брат» С. Балабанова. С другой стороны, здесь актуальны фильмы ужасов, катастроф (например, «Кинг-Конг» П. Джексона).
Третья линия - «супермен - любитель экстрима» редко представлена позитивными картинами, отражающими сложные ситуации современности. Чаще это - детективы, приключенческие фильмы, фильмы ужасов («Убойная сила» - режиссеры Д. Иосифов и др., «Русские в городе ангелов» Р. Нахапетова, «Крестный отец» Ф. Ф. Копполы, «Ирония судьбы -2» Э. Рязанова).
Фильмы четвертой линии - «полноценно развитой - проблемной личности» сочетают в себе психологическую драму, фильмы катастроф. В этом смысле показателен, например, фильм Е. Кончаловского «Где мои семнадцать лет...», «След»
Ю. Харпаса, «Интердевочка» П. Тодоровского, «Игла» Р. Нуг-манова, «Город без солнца» реж. С. Потемкина и др.
Пятая линия - «процветающая личность - банкрот, идолопоклонник» отражает контраст рыночного бытия и зависимость от власти денег. Она имеет место в широком диапазоне жанров - от развлекательной комедии до социальной драмы. Ее влияние хорошо заметно в целом ряде современных культовых фильмов: «Тариф Новогодний» режиссера Е. Бедарева, «Олигарх» П. Лунина, «Медвежий поцелуй» С. Боброва, «Помнить или забыть» реж. Я. Стрейча.
Шестая линия - «самореализованная личность - разрушитель» приходится на историко-биографические фильмы и психологические драмы, связанные с выбором правильного пути в жизни («Отставной козы барабанщик» реж. Г. Мельникова, «Один из ангелов» (реж. С. Никоненко) и др.
Седьмая линия - «гражданская личность - диктатор, анархист» обусловлена жанрами политической драмы и сатирической комедии, сказки. Этому ряду идеалов отвечают картины: «Русские в городе ангелов» реж. Р. Нахапетова, мультфильмы «Илья Муромец и Соловей Разбойник» А. Птушко, «Добрыня Никитич и Змей Г орыныч», И. Максимова серия мультфильмов «Мы живем в России» Д. Финчера (мультстудия «Пилот»), документальный фильм С. Говорухина «Россия, которую мы потеряли» и др.
Восьмая линия - «самодостаточная творческая личность -изгой» отвечают установкам духовного искательства подобным тем, которые имеют место в фильме А. Тарковского «Андрей Рублев». Эта система ценностей имеет место в современных биографических фильмах о деятелях культуры и искусства («Ласковый май» режиссера В. Виноградова, «Асса» С. Соловьева, и др.).
Девятая линия соотносит мобильного человека-инноватора и консерватора, что находит свое яркое воплощение в психологических драмах, фильмах-размышлениях, экранизациях. Это нашумевшая картина «Стиляги» В. Тодоровского, докумен-
тально-игровой фильм «Цензуру к памяти не допускаю» А. Пороховщикова и др.
Наряду с фильмами, показывающими эволюцию социальных идеалов, существуют и такие, в которых отражение данных идеалов вовсе отсутствует. Такого рода кинопроизведения бывают двух видов. Одни имеют проблемную направленность и представлены в жанрах остросюжетных, мистических картин, триллеров, фильмов-катастроф, комедий, приключенческих фильмов, эротики. Они рассчитаны исключительно на развлечение, аттракцион. Тем самым стирается сама потребность у зрителей в социальных идеалах, происходит уход от них.
Вместе с тем есть и другие картины исключительно позитивной направленности, выполненные в жанрах социальной драмы и публицистики. Это в основном кинопоказы острых социальных проблем: мало пригодного жилья, бездомных («Шикотан. Лучшее место» реж. В. Никифорова-Ламе, поиска утерянных социальных и родственных связей («Непутевый» реж. А. Юмагулова); беспризорности и усыновления («Ново-
годние подарки» реж. Ю. Дамскера, «Громовы» А. Баранова и др.).
Таким образом, направленность социальных идеалов на многообразную форму культурной идентификации объективно связана с тем, что современный кинематограф не только констатирует проблемы социальной напряженности, но и дает образцы социально-конструктивного поведения, которые должны менять действительность к лучшему через позитивные социальные идеалы и, по мнению создателей данных образов, существенно влиять на отношения в обществе через систему «обновленный социальный идеал против антиидеалы», отвечающую цепочке эволюционирующих идеалов, которые развиваются в сложной ситуации постоянного разрешения социальных противоречий. Данный вывод соответствует современным научным концепциям, существующим в данной области исследования. Налицо возможности использования представленных в статье культурно-эволюционных линий в разработке новых подходов к развитию зрительской культуры средствами современного киноискусства.
Библиографический список
1. Усов, Ю.Н. В мире экранных искусств: Книга для старшеклассников. - М., 1995.
2. Свистелкин, А.В. Экран и книга: возможна ли гармония? / Ю. Н. Усов // Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент: Материалы международной научно-практической конференции. - М., 2002.
3. Саблукова, Л.И. Динамика ценностных представлений в тематике отечественных фильмов советского и постоветского периодов // Экология культуры и творчества в экранном медиаобразовании: сб. статей. - Омск, 2004.
4. Лубашова, Н.А. Кино в истории России XIX в.: культурологический аспект: Монография. - Краснодар, 2003.
Bibliography
1. Usov, Ju. N. In the world of screen arts: the Book for senior pupils. - M, 1995.
2. Svistelkin, A.V. The screen and the book: whether harmony is possible? / Ju. N. Usov // Media formation today: the maintenance and management: Matherials of the international scientifically-practical conference. - M, 2002.
3. Sablukova, L.I. Dynamics of valuable representations in subjects of domestic films Soviet the periods // Culture and creativity Ecology in screen media formation: Collected articles. - Omsk, 2004.
4. Lubashova, N.A. Cinema in the history of Russia XIX century: culturological aspect: the Monography. - Krasnodar, 2003.
Article Submitted 16.02.11
УДК 008.130:100.31
О.В. Первушина, канд. культурол., доц. АлтГАКИ, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
КУЛЬТУРНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ И ТРАДИЦИЯ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ КАК КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье предпринята попытка категориального уточнения и смыслового соотношения таких явлений как культурная преемственность, культурная память и традиция с культурофилософских позиций. Культурная память рассматривается как системообразующий элемент традиции и механизм образования традиционного. Актуализируется проблема исследования феномена «неотрадиция» и связанного с ней «неотрадиционализма».
Ключевые слова: культурная память, традиция, неотрадиция, культурная преемственность, феноменология, пространство, время.
Европейский человек постмодернистской культуры в рамках социокультурной парадигмы XXI в. находится в противоречивой ситуации: с одной стороны, ему необходимо по-новому осмысливать опыт традиционного культурного прошлого и искать способы его включения в новые культурные реалии, а с другой - надвигающееся будущее неизвестно, в соответствии с логикой постмодернистского сознания оно не вытекает из настоящего и тем более не связано с прошлым. Прошлое стремительно утрачивает свою ценность, так как высокая динамика развития техногенного общества, высокий темп инновационных изменений смещают вектор интереса от прошлого и даже настоящего в сторону будущего. В этих условиях мировоззренческий комплекс традиционной культуры, устойчивые духовно-нравственные константы, несущие предзадан-ные смыслы перестают быть системообразующим элементом, который формирует и поддерживает целостность общества, культуры и культурную идентичность личности, выступают в восприятии постмодернистского сознания как условносимволическое, мифологизированное образование, целиком принадлежащее прошлому и не имеющее потенций к актуали-
зации в настоящем. В лучшем случае традиционный комплекс воспринимают как мемориальное образование, представляющее духовно-нравственную и материальную ценность, но не способное оказать реальное воздействие на текущие социальнокультурные процессы.
Вместе с тем в современной социокультурной ситуации имеет место явление, которое некоторые исследователи обозначают как «неотрадиция» и связанный с ним «неотрадиционализм», понимаемый как историко-культурный феномен, в основе возникновения которого имеет место тенденция, нацеленная на реактивацию устойчивых мемориальных образований и их интеграции в современную культурную ситуацию путем не только сохранения, но и активного изменения основополагающих элементов традиции. Неоднозначность данного явления состоит в том, что «неотрадиционализм» не целостная система, она все время находится в движении и становлении, представляя многочисленные референции к диахроническим текстам культуры, сакральным текстам прошлого, обычаям и обрядам, переживающим различные формы реинтерпретации и реактивации в современном социокультурном пространстве [1, с. 37-