КУЛЬТУРОЛОГИЯ CULTUROLOGY
УДК 379.823
Н. Ф. Хилько
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ЗРИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСКОГО КИНО СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
В статье раскрываются тематические особенности развития духовно-нравственных идеалов в содержании детского кино советской эпохи сообразно девяти периодам развития советского кино, позволившим выявить социальную проблематику, отраженную в типологии проблемно-тематических групп образов героев фильмов для детей.
Ключевые слова: духовно-нравственные идеалы, зрительская культура, проблематика и тематика детского кино, типология, экранное содержание, периоды развития.
N. F. Hilko
SPIRITUAL AND MORAL ASPECTS OF SPECTATORS' CULTURE
IN THE SPACE OF CHILDREN'S CINEMA OF THE SOVIET PERIOD (THE PROBLEM-THEMATIC ANALYSIS)
The article reveals some thematic features of spiritual and moral ideals development in the message of Soviet children's cinema in the nine periods of Soviet cinema development, which allowed to reveal the social problems reflected in the developed typology of problem-thematic groups of in the films for children.
Keywords: spiritual and moral ideals, spectators' culture, problems and subjects of children's cinema, typology, screen message, development periods.
Опираясь на совокупность духовно-нравственных идеалов героев фильмов детского репертуара советской эпохи, соответствующих девяти периодам развития детского кино [1], с помощью контент-анализа можно установить некоторую тематику фильмов этого периода на основе совокупности некоторых названий кинофильмов, что поможет нам в последствии выйти на проблемный анализ их экранного содержания (см. табл. 1).
1. Тема дружбы и любви в детских фильмах советского периода направлена на социальную значимость и коллективизм, что придает восприятию духовно-нравственный контекст, несущий при этом, однако, сугубо идеологизированный характер. Тем не менее здесь имеют место глубинные духовные ценности, выходящие на гуманные и альтруистические императивы.
2. Две близкие к предыдущим и смыкающиеся темы - нравственности, чело-
вечности в семейных отношениях и вне ее также опираются на приведенную в первой группе систему идеалов. Однако здесь ярко выделяется некоторая группа идеалов гуманизма, проходящая через образы защитников, праведников, пророков, миссионеров и других подвижников духа.
3. В теме охраны природы - экологии души идеалы покорителей горных вершин, водных стихий, неба, таежных и степных просторов отражены в образах путешественников, первооткрывателей, тесно смыкаются с другим, духовно-экологическим, аспектом, который приобретает большую значимость. Знаковыми картинами, отра-
жающими духовно-нравственные их приоритеты, являются: «Белый Бим Черное ухо» и «У озера».
4. Тема нравственной красоты души народа, связанная с его национальной культурой, прослеживается через слияние национально-духовных и патриотических идеалов советского человека. В этом отношении нужно заметить, что советское кино способствовало утверждению добра, благородства, честности, похвалы труду, дружбы, солидарности, существенно «возвышало чувства подрастающего поколения» [3].
Таблица 1
Соотношение совокупности духовно-нравственных идеалов кинозрителей и тематики фильмов советского детского кино
№ п/п Тематика фильмов советского детского кино Названия фильмов Совокупность духовно-нравственных идеалов
1. Тема дружбы и любви «Чужие письма», «Друг мой, Колька», «Точка, точка, запятая», «Ох, уж эта Настя!», «Сто дней после детства», «Вам и не снилось...» Социально-значимые и идеалы коллективизма, имеющие идеологизированную духовно-нравственную окраску
2. Тема нравственности и человеческих отношений «Доживем до понедельника», «4:0 в пользу Танечки», «Школьный вальс», «Чучело», «Чужие письма» Социально-значимые и идеалы коллективизма, имеющие идеологизированную духовно-нравственную окраску. Идеалы гуманизма в образах подвижников духа: защитников, праведников, пророков, миссионеров
3. Тема школьного и семейного воспитания «Подкидыш», «Когда я стану великаном», «Первоклассница», «Совсем пропащий»
4. Охрана природы -экология души «Белый Бим Черное ухо», «Внимание, черепаха!», «У озера», «Белый клык», «Меняю собаку на паровоз», «Дай лапу, друг.», «Не стреляйте в белых лебедей...» Идеалы покорителей природы, путешественников-первооткрывателей, духовно-экологические идеалы
5. Нравственная красота души народа, его национальной культуры «Книга мастеров», «Золушка», «Снегурочка», «Варвара краса -длинная коса» Национально-духовные и патриотические идеалы советского гражданина
6. Духовное величие подвига в исторической, военной и революционной тематике, гражданский долг и гражданский подвиг «Илья Муромец», «Отряд Трубаче-ва сражается», «Молодая гвардия», «Неуловимые мстители», «Школа мужества», «РВС», «Четвертый блиндаж», «Орленок», «Улица младшего сына», «Зоя» Военные, гражданские, национальные, патриотические, исторические и революционные идеалы
Окончание табл. 1
№ п/п Тематика фильмов советского детского кино Названия фильмов Совокупность духовно-нравственных идеалов
7. Деятельность пионерской организации: борьба за справедливость, социальная ответственность личности «Тимур и его команда», «Военная тайна», «Ваше призвание», «Судьба барабанщика», «Будьте готовы, ваше величество!», «Последнее лето детства», «Кортик», «Бронзовая птица» Идеалы стремлений к социальному героизму. Социально-значимые и идеалы коллективизма, имеющие идеологизированную духовно-нравственную окраску. Идеалы гуманизма в образах защитников, заступников, миссионеров
8. Тема беспризорности «Республика ШКИД», «Рваные башмаки», «Путевка в жизнь», «Педагогическая поэма»
9. Космос и человек «Гостья из будущего», «Отроки во Вселенной», «Через тернии -к звездам» Идеалы покорителей космоса
10. Красота и романтика природной стихии и путешествий «Свистать всех наверх!», «Акваланги на дне», «Пассажир с экватора», «Дети капитана Гранта», «Новые приключения капитана Врунгеля» Идеалы всесторонне развитой гражданской личности
11. Фильмы об искусстве: искусство и творец, воспоминания о детстве выдающихся людей «Детство Горького», «Цензуру к памяти не допускаю» А. Пороховщикова, «Учитель пения», «Шла собака по роялю», «Чародеи», «Девочка на шаре», «Дубравка» Идеалы всесторонне развитой гармоничной гражданской личности и творческой самореализации человека
12. Сатира и юмор по проблемам общественного воспитания Киножурнал «Ералаш», «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен!» Социально-значимые и идеалы коллективизма, имеющие идеологизированную ироническую окраску
5. В теме духовного величия подвига, сосредоточенного в исторической, военной и революционной тематике, а также -в образах, показывающих гражданский долг и гражданский подвиг, отражаются военно- и гражданско-патриотические и национально-исторические идеалы, также включающие в себя идеологизированный революционный компонент.
6. К рассмотренной выше теме примыкают также фильмы о пионерской организации и в то же время - о беспризорности, направленные на борьбу за справедливость. Социальная ответственность личности героев данных картин проявляется в совокупности идеалов-стремлений к социальному героизму и социально значимо-
му коллективизму, гуманизму, заступничеству и культурному миссионерству.
7. Тема красоты и романтики природной стихии и путешествий опираются исключительно на идеалы всесторонне развитой гражданской личности, в которой соединяются черты социально-признаваемой гражданственности и героизма (фильм «Дети капитана Гранта»).
8. В теме фильмов об искусстве перекрещиваются искусство и творец, а также - воспоминания о детстве выдающихся людей. Они направлены на реализацию идеалов всесторонности и гармонии в развитии, направленных при этом на творческую самореализацию. Здесь актуальны биографические фильмы и
фильмы-рефлексии («Детство Горького» и «Чародеи»).
9. Тема, связанная с сатирой и юмором по проблемам общественного воспитания, так же как и предыдущие группы, опирается на идеалы социальной значимости, коллективизма, носящие идеологизированный характер, которые приобретают в подобного рода фильмах обобщенную сатирико-ироническую окраску.
Проведя сравнение тематики кинопроизведений и вытекающих из нее социальных проблем, мы получили 27 типов проблемно-тематических групп образов героев фильмов для детей, которые отражают в себе основную идейную направленность некоторой совокупности экранных произведений в сочетании с заявленной темой и возможной «раскруткой» идеи.
Выявленная типология определяется тем фактом, что логика эволюции кино, приведшая к некоторого рода проявлениям коллективной ментальности в детском кинематографе позволила, как пишет Н. А. Хренов, «реконструировать реальность ментальности, вызвала художественный подъем, тесно связанный с иррациональными и ментальными вспышками, и создала сакральную ауру особой притягательности» [4].
1. Тема дружбы и любви отражается в детских образах отечественного кинематографа, представляющих собой круг проблем, связанных с нравственной ответственностью личности, экологией любви, прочностью и тонкостью человеческих отношений. Отсюда проистекают две важнейшие, с точки зрения рассматриваемой темы, проблемно-тематические группы. А) Чистота души в дружеских отношениях - это следование душевной откровенности, бескорыстию, принципам духовного меценатства, открытости инициатив и отношений. Б) Любовь как душевное бескорыстие - это формирование нравственного понимания Любви как возвышенного
состояния духа, проходящего через личность, ее духовную самореализацию.
2. Тема нравственности и человеческих отношений находит свое отражение в более широком спектре проблем этики добра, воспитания мужества, дисциплины, чувства справедливости, что создает устойчивые предпосылки формирования гуманистической личности. А) Нравственный смысл жизни - наполнение жизненного пространства социально-значимыми активными действиями, служащими во благо человеку и человечеству. Б) Борьба с безнравственностью поступков - это второй аспект нравственной мыследеятельности юного зрителя, направленный на устранение недостатков, порицаемых обществом, которых не должно быть у гражданина страны Советов.
3. К двум предыдущим темам тесно примыкает и третья, также относящаяся к нравственной сфере зрителей - это тема школьного и семейного воспитания, она дает начало проблемам связи поколений, передачи традиций, достижения успеха в воспитании, любви к детям. А) Душевная атмосфера семьи создается на основе социального и культурного микроклимата, отношений духовного взаимопонимания, ответственности, любви и дружбы. Б) Преемственная связь поколений отражается в кинообразах как возможность установления значимых культурных связей на основе поддержки духовных традиций, создания социальной «цепочки» в передачи духовного наследия. В) Понимание личности ребенка - это группа кинообразов, носящих сугубо психологическую окраску, связанную с проникновением в глубины психики, раздумий, переживаний, чувств. Это хорошо отражается в фильмах о школьной жизни.
4. Тема охраны мира природы обладает неразрывностью со сферой нравственности, морали и уходит в пространство экологии души, направленной на проблемы
ответственной миссии человека перед природой, привития чувства бережливости, любви к животным, установления в обществе нравственных приоритетов, гуманизма. Отсюда три проблемно-тематических направления в советском кинематографе. А) Любовь к природе и ответственность за нее предусматривает нераздельность чувства любви с чувством высочайшей ответственности за деяния человека, его поступки, критериями которых являются красота, человечность, милосердие, добросовестность по отношению к живой и неживой природе. Б) Нравственная ценность любви к животному миру становится важной в случае приручения животных, которые становятся не только друзьями, но и питомцами, требующими постоянного внимания и заботы. В) Ответственность человека за природу и человечество понимается не столько в локальном, сколько в глобальном масштабе и раскрывается в фильмах, культивирующих ненасилие, духовно-эстетическую неисчерпаемость природы - пространства развития и существования человека как вида и как духовной личности.
5. Нравственная красота души народа выходит на совокупность проблем, связанных с красотой богатырской силы, обаянием красоты народа, его душевных качеств. Это хорошо просматривается в фильмах-сказках, фантастических притчах, фильмах о самодеятельности народа, его духовных помыслах и чаяниях. В этом направлении прослеживаются следующие блоки. А) Нравственная сила народных лидеров-героев предусматривает показ нравственной составляющей патриотизма, гражданственности, заключенных в подвигах народных, в мужестве, героизме, богатырстве как душевной красоте (в фильмах-сказках, былинах, мультипликации). Б) Красота мира народной культуры раскрывается перед зрителем через показ национальных истоков народных представлений о красоте в пейзаже, женском
и мужском портрете, в праздниках и обрядах, художественных элементах народного быта, народных играх, в народном календаре. В) Душевное величие народных образов является как бы продолжением второй проблемно-тематической группы, в которой внешняя оболочка привычных идеализированных представлений о красоте дополняется глубинным проникновением в ее истоки и эстетическую сущность.
6. Тема духовного величия подвига в исторической, военной и революционной тематике кинофильмов становится основой целой серии проблем, выходящих на формирование у юных зрителей гражданского долга и представления о патриотической миссии, подготовку к защите Отечества и борьбе за независимость Родины. А) Нравственный долг и честь -типологическая группа, в которой сконцентрированы нравственные императивы благородства, формирующиеся у человека с детства и закладывающиеся в фундамент человеческой личности как нравственные ее устои, основание для созидательного самовыражения во имя Родины, выражения своих патриотических чувств. Б) Патриотический дух гражданина в народных деяниях объединяет чувства гражданственности и ответственности за судьбу Родины, формирует атмосферу патриотизма в семье, школе, рядах Вооруженных сил, истоки которой зритель черпает в фольклоре, мифологии, народных сказаниях.
7. Тема деятельности пионерской организации, неотрывная от школьной и семейной жизни детей, проявляется в совокупности проблем, отражающих нравственные нормы жизни в коллективе, взаимоотношения личности и коллектива, соотношение творчества и общественного признания. Фильмы данной тематики способствуют выработке чувства справедливости и качеств социальной ответственности личности в процессе формирования коллективизма в самых различных его фор-
мах. А) Социальный смысл и значение пионерского движения позволяет зрительской аудитории ощутить себя как частичку общественных проявлений высокой социальной значимости, направленной на создание атмосферы уважения к старшим, воспитания коллективистических норм поведения. Б) Инициатива и социальное признание в коллективе направлено на пробуждение социального творчества, стремление к лидерству у зрителей, стимулирование их созидательного потенциала, направленного на социально-полезные формы самовыражения.
8. В противовес предыдущей находится еще одна тема - беспризорность и борьба с ней, которая складывается из проблем: невостребованности беспризорников, формирования чувств благодарности за внимание педагогов, долга перед Родиной, предоставление им возможности достижения цели в жизни. А) Необходимость самоопределения в жизни возникает в ходе противоречивых исканий молодых людей, оставшихся без родителей, что вызывает в их душах отчаянные попытки найти себя, свое лицо и обрести среду, которая давала бы им возможность развиваться. Б) Стихия улицы и организация новой жизни даются в сравнении образов параллельного монтажа при показе преимуществ организованных форм жизнедеятельности в коллективе, напрвленной на формирование нового человека.
9. Популярная в советское время тема космоса и человека раскрывается в экранных образах, направленных на проблематику, отвечающую магии космоса как неизведанной стихии, на формирование мужества, волевых качеств космонавтов, на преодоление всяческих преград, дающее возможность ощущать свободу в природном пространстве. Важное значение при этом имеет также проблема красоты Вселенной, соседствующая с вечной загадкой постижения истинной сущности космических сил. А) Мечта и романти-
ка - основы идеала космонавта, проблемно-тематическая структура, отвечающая потребности зрителей в формировании романтического идеала космонавта как борца со стихией, героя народа. Б) Покорение космоса и преодоление себя - блок, в котором отражаются потребности в расширении собственных и общечеловеческих возможностей в обуздании стихийных сил космического пространства, что находит выражение в образах покорителей Космоса.
10. Не менее популярной в детской тематике советского кинематографа является смежная тема красоты и романтики природной стихии и путешествий. Она направлена на решение художественных проблем преодоления пространства и времени, романтические цели, при которых возникает некоторое таинство мироздания. А) Первая из них связана с установлением некоторой «волшебной тайны» природы, которая постоянно сопутствует путешественникам, первооткрывателям, позволяет обнаруживать часто неприметную и неброскую красоту в стихийных проявлениях сил природы. Б) Постижение истины в природе - это важнейший аспект данной тематики, в котором обнаруживается соприкосновение граней земных и неземного. Здесь налицо одушевление природных сил, наделение их качествами, которые позволяют человеку совершенствовать себя как духовную личность.
11. Тема, связанная с фильмами об искусстве, взаимоотношениях искусства и творца, воспоминаниях о детстве выдающихся людей ориентирована на проблематику вечных ценностей искусства, веру в успех, творчество и нравственность, общественного признания таланта. А) Святая верность художественным идеалам и действительности отражает связь с традициями, школой, особенностями формирования мастерства художника, развития его таланта. В этом направлении всегда ощутимы духовные и нравственные кол-
лизии, сопряженные с преодолением трудностей, преград на пути к успеху. Б) Возращение к истокам - эта часть проблем, в которых всегда живо ощущение детства и первозданности всякого художника перед его детищем, в котором он выражает себя, свою личность, свое мировидение и мировосприятие. В) Признание: взаимная любовь - в этом блоке как бы спрессовываются грани соучастия в творческом процессе слушателей и зрителей, их реакция на характер творческого произведения, признание таланта в проявлении любви, благодарности за произведение, которому сопутствует и обратная реакция со стороны художника-творца.
12. Показываемые на детском экране сатирические и юмористические произведения, связанные с темой проблем общественного воспитания, а также отражающие проблематику детства как такового, счастливого и трудного, проблемного и беспроблемного, во многом связаны с самоценностью феномена детства, своеобразных культурных механизмов его развития, сокрытых в «секретах и волшебстве», утверждении непременного душевного величия мира детства как чистого мира, нетронутого виной, обидой, бесчестием и т. д. А) Вера в детей - вера в будущее -это светлое, оптимистическое направление в кинематографе, связанное в некоторой степени с экологий самого детства как духовного первоисточника всего человечества, нравственно непогрешимого по самой своей сути. Отсюда - радостные и многообещающие нотки в образах советских де-
тей на экране, дающие понять, что в нашей стране «каждый ласков с малышом». В сознании юного зрителя крепко закреплялся принцип, что «так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети». Надеемся, что этим принципам должен отвечать детский кинематограф общества благоразумия. Б) Преодоление кризисов детства и понимание души ребенка - еще один блок, в котором отражается прикосновение к душе маленького человека, проникнутое чувством ответственности за его будущее, за всех, «кого приручили».
Благодаря рассмотренным проблемно-тематическим группам, по верному высказыванию Л. Д. Рондели, у кинозрителя можно увидеть «особое состояние души, соединяющее его с автором и со всеми другими людьми, от которого он становится и чище и лучше». Следует согласиться с автором в том, что сегодня показательно разрушение иерархии ценностей, утрата понятий о добре и зле, расслоение киноаудитории на разные зрительские группы, исповедующие разную систему ценностей, расширение зрительских кругов с индивидуалистическими и рекреационно-гедонистическими устремлениями, хотя все же большей части киноаудитории присущи общечеловеческие ценности [2]. Следует однако заметить, что тем не менее в различном характере стилистики детских фильмов ярко просматривается важнейшая сторона их направленности - дать «крылья» детству, предоставить возможность распахнуть свои недюжинные духовно-нравственные силы и возможности.
Литература
1. Милосердова И. Детское кино // Страницы истории отечественного кино. - М.: Материк: Российский научно-исследовательский институт киноискусства, 2006. - С. 12-57.
2. Рондели Л. Д. Искусство объединяющее и разъединяющее // Феномен массовости кино / под общ. ред. М. И. Жабского. - М., 2004. - С. 191-194.
3. Юренев Р. Чудесное окно: Краткая история мирового кино. - М.: Просвещение, 1983. - С. 6.
4. Хренов Н. А. Кино и история отечественной ментальности // Кино: реалии и вызовы глобали-
зации: НИИ киноискусства / под общ. ред. М. И. Жабского. - М., 2002. - С. 67, 70.