Научная статья на тему 'Медиаобразовательная роль типологии фестивалей киноискусства в социально-культурном регулировании экранного творчества в омской области'

Медиаобразовательная роль типологии фестивалей киноискусства в социально-культурном регулировании экранного творчества в омской области Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
247
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / КИНОФЕСТИВАЛИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хилько Н. Ф.

Для рассмотрения динамики типологии любительских и профессиональных кинофестивалей в рамках указанного исторического периода, приведем результаты контент-анализа местной периодической печати по проблемам развития киноискусства в омской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Хилько Н. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиаобразовательная роль типологии фестивалей киноискусства в социально-культурном регулировании экранного творчества в омской области»

ПРАКТИКА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

The practice of media education

МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ТИПОЛОГИИ ФЕСТИВАЛЕЙ КИНОИСКУССТВА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКРАННОГО ТВОРЧЕСТВА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.Ф.Хилько, доктор педагогических наук

Role of media education typology of Film festivals in the socio-cultural management of the screen creation in the Omsk region

Dr. Nikolay Khilko

The film festival creative communication is particularly important in the modern world. This communication aimed at affirming the value and importance of the film as a product of culture. This important special socio-cultural focus of the festival as a celebration of creativity, exalted state of mind caused by the perception of the audience, integrated into the world of arts. Therefore festival creative communication in the audiovisual field due to a special form of socio-cultural support, expressing the aesthetic ideals. However, public recognition of the newly established works of cinema art meets the criteria of relevance and social and artistic significance in the broader social environment that promotes aesthetic socio-cultural relations.

В современном мире особое значение приобретает творческая кинофестивальная коммуникация, направленная на утверждение ценности и значимости фильма как продукта культуры. Здесь важна особая социально-культурная направленность фестиваля как праздника творчества, возвышенного состояния души, вызванного восприятием киноискусства зрителем, интегрированным в мир искусств. Поэтому творческая фестивальная коммуникация в аудиовизуальной

сфере обусловлена особой формой социокультурной поддержки, выражающей эстетические идеалы эпохи. Вместе с тем общественное признание созданных в недавнее время произведений киноискусства отвечает критериям актуальности и социально-художественной значимости в широкой социальной среде, что способствует эстетизации социально-культурных отношений.

Как известно, кинофестивали имеют определенную структуру и общепринятую типологию. Исходя из

этого, а также - благодаря контент-анализу местной периодической печати становится очевидным сосуществование в социально-культурном пространстве Омской области во второй половине XX - начала XXI века профессиональных и любительских фестивалей. Очевидно, что профессиональные кинофестивали предполагают сочетание показа, экспертной и общественной оценки новых произведений киноискусства как многофункциональных достижений, значимых для общества и региона, их утверждение в репертуаре.

Любительские и смешанные кинофестивали (любительского и профессионального искусства) ориентированы на показ достижений экранного творчества, для которых бывает достаточно одной функциональной направленности (познавательной, популяризаторской, пропагандистской, мемориальной или художественной и пр.), значимых для личности в ходе стремления к совершенству и ее ближайшего социального окружения, а также - пропаганде общечеловеческих и национальных ценностей в пространстве региональной культуры. Этот процесс объясняется усиливающейся в последнее время тенденции возрастания личностного, авторского начла в кинематографе, вследствие которой творческий процесс создания фильма подчиняется единому авторскому замыслу в единстве рождения последнего, написания сценария и съемки [Герасимов, 1978, с.182]. Сила и внутренняя, душевная заинтересованность режиссера, по мнению В.М.Шукшина, во многом определятся в конечном итоге не только профессионализмом, но и прежде

всего личностными качествами художника, богатством его души [Шукшин, 1977, с.228]. В этом плане в документальном кино присутствует «авторская призма», подчиняющая себе весь изобразительный ряд, характер монтажа, внутреннюю архитектонику фильма (выражение Д. Вертова), выражающиеся в незримом присутствии автора [Федорин, 1977, с.175-197].

Для рассмотрения динамики типологии любительских и профессиональных кинофестивалей в рамках указанного исторического периода, приведем результаты контент-анализа местной периодической печати по проблемам развития киноискусства в омской области.

Прежде всего, отметим, что все фестивали по признаку, связанному с видом киноискусства, делятся практически на три направления: фестивали документального, научно-популярного и игрового кино, а также - смешанного типа. Крупных фестивалей мультипликации в регионе практически не отмечается. Исключение - детский фестиваль «Карусель детства», собравший мультфильмы о России (2006).

В разные исторические периоды можно выделить 4 из 11 типов фестивалей документального кино, что свидетельствует о повышенном интересе к этому виду киноискусства и перспективности его развития в регионе. По данным местных газет, в военный и послевоенный период в регионе, отметим динамику типологии документальных кинофестивалей в Омской области:

1) фестивали пропагандистского типа (в 1944 г - Сельский кинофестиваль, в 1987 г. - фести-

валь архивных лент из Госфильмо-фонда СССР). Они заложили культурные традиции документального кинопоказа регионально значимого материала;

2) показ социальных проблем, вызванных остротой уважения к правам человека, имел большой общественный резонанс у аудитории фестиваля «Сталкер», прохо-дившем в г Омске в 2005 г, который являл собой фестиваль тематической направленности. К таким фестивалям в разные годы относилось 7 тематических направлений: спортивного, сельскохозяйственного, молодежных движений (пионерского, комсомольского), военно-патриотического, безопасности движения, туристического и производственного. Примером такого же типа фестиваля был еще один: «Шагнувшие в бессмертие», который прошел в 2007 г и имел военно-патриотическую направленность;

3) демонстрация в 2006 г. на смешанном фестивале игровых фильмов из г. Ханты-Мансийска заложило начало мобильного импортируемого фестиваля, на котором преобладают фильмы визуально-антропологической и этнокультурной направленности;

4) наряду с этим создание своеобразного «имиджа места» в кинематографическом пространстве города вызвало к жизни новый тип фестивалей документального кино - фестиваль мемориально-юбилейных фильмов. Особую в этом роде кинематографическую традицию заложил кинофестиваль ко Дню Российского кино «Мое любимое кино», проходивший в 2005 г., затем эта традиция продолжилась

в 2007 году фестивалем «Зеркало». Еще одни такого рода кинофорум назывался «Живые факты» (он прошел также в 2007 г. и был посвящен 110-летию первого киносеанса в городе).

Еще один тип фестивалей документального кино в городе - фестиваль документального кино «Встречи в Сибири» в г. Омске, который проходит в городе на протяжении четырех лет (2006-2009 гг.). Он представляет собой смешанную типологию, сочетающую уже упоминавшегося мобильного импорти -руемого фестиваля (из Новосибирска) с формой Международного фестиваля-презентации, построенного на показе лучших достижений мировой кинодокументалистики, сделанной на Сибирском материале, сибиряками и для сибиряков. Типичными для данного фестиваля были фильмы, посвященные любви и красоте, ценностям семьи и труда. Фестиваль имеет внутреннюю продуманную организаторами форума структуру, состоящую из блоков: семья России, искусство как судьба, личная история. Эти разделы кинопросмотров как бы символизируют три слоя документального отражения событий: движение за национальное единство, самореализация личности в контексте национального достояния и духовное осмысление истории в автобиографических фактах. Эти три установки дают возможность сосредоточить внимание зрителя на разных возможностях культурной идентификации.

Первый блок «Семья России» представлен следующими картинами. Так, в фильме «Зина. Жила-

Была» (режиссер А.Белобоков, Россия) языком интервью-исповедей, прерываемых образами, созданными компьютерной анимации, идет рассказ о человеческой судьбе, показанной в образах непопулярной в настоящее время нежности и любви, которая чаще всего так и остается нерастраченной. В «Ульяне Ло-паткиной» (режиссер С.Ландо представлен портрет знаменитой примы-балерины Мариинского театра, который раскрывается на фоне образа Петербургской балетной школы, который представлен в атмосфере сильнейшего притяжения. Здесь возникает также ассоциативный образ города, созданный приемами панорамирования и параллельного монтажа. На этом фоне ощущается страстный порыв героинь фильма к победе, к преодолению себя во имя успеха, реализации мечты. Здесь самым причудливым образом монтируются старые вещи и предметы интерьера, приобретая символический смысл «на экране нашего внутреннего зрения» [Ефимов, 1983, с.19], неожиданно вторгающиеся в сознание зрителя и объясняя духовные интенции героя.

Для второго блока «Искусство как судьба» характерен фильм китайского режиссера А.Фоколт «Тени и люди», в котором в острой символической форме с использованием анимационных приемов, соединенных с техникой ассоциативного монтажа, показывается жизнь людей бедных кварталов. Увлечение традиционным театром теней для хозяина театра - главного героя фильма становится средством формирования династии. Основная идея фильма - в вечности тем и сюжетов

древнего театра - показана с особой скрупулезностью и чувством некоторого светлого мистицизма.

В третьем блоке «Личная история» показывалась авторская режиссерская работа А.Пороховщи-кова - игровой фильм «Цензуру к памяти не допускаю», в которой рассказывается о серьезных драматических испытаниях, выпавших на долю его дворянского рода. Экранная реконструкция автобиографического сюжета с использованием приемов ретроспекции и иконографии раскрывает перед зрителями сложную духовную эволюцию главного героя в его нравственных исканиях и борьбе за справедливость.

В целом динамика статистики кинофестивалей в Омске по годам следующая: от единичных фестивалей в послевоенное время до 2-3-х в 1970-1980-е годы и, наконец, увеличение их числа в постперестроечный период: 2003 г- 2005 гг - 3 фестиваля, в 2005 - 2009 г. - 5 фестивалей, что говорит о подъеме кинофестивального движения в регионе.

В сфере профессиональных фестивалей игрового кино можно выделить несколько типов:

- фестивали-встречи, возникавшие для широкого общения актеров, режиссеров со зрителями. Такого типа кинофорум впервые проходил в Омске в сентябре 1956 г. На него приезжали артисты Московского театра сатиры, показывались фильмы: «Свадьба с приданым», «Смелые люди», «Чук и Гек», «Застава в горах». В последнем из них в ведущей роли выступил омский киноактер однокурсник М.Ульянова К.Зашибин. Подобные мероприятия в городе были также в

ноябре 1969 г Встреча с деятелями советского кино была и в январе 1971 года;

- фестиваль-педсовет: тип фестиваля с показом фильмов, имеющих воспитательную и педагогическую направленность, появился в городе в 1959 году под названием «Фестиваль фильмов для родителей». Такого рода направление в фестивальной деятельности проходило в специальных детских кинотеатрах или на детских киносеансах. Оно способствовало привлечению внимания общественности к детскому кинематографу;

- фестиваль возрастных субкультур (фестивали детского и юношеского кино, организованные киностудией им. М. Горького в Омске в 1972, 1973, 1974, 1977, 2003 годах; кинофестиваль «Сказка» при кинотеатре «Пионер» в 1987 г; фестиваль молодежного отечественного кино в 1997 г, два областных кинофестиваля детского и юношеского отечественного кино в 1999 г, фестиваль «Праздник детского кино», который проходил в 2004 г с приездом А. Ефремова);

- фестиваль-портрет (например, фестиваль фильмов Александра Роу, который, в смешанной типологии с фестивалем возрастных субкультур);

- традиционный фестиваль, интегрированный в праздничную дату (редкое, но существенное социально-культурное значение имеет бывший в 2003 году опыт проведения фестиваля «Русь», посвященного Дню защитника Отечества. Это важный для формирования культурной среды города и его праздничного календаря тип. Думается,

что стоит подумать о такого рода фестивале, посвященного Дню города, в то числе - к его 300-летию;

- национально-ориентированный фестиваль ( проходивший в октябре 1978 года в рамках межкультурного обмена и дней украинской культуры фестиваль украинского кино положил начало имеющим огромное значение для поликультурного пространства Сибирского Прииртышья. С того времени по настоящий период в городе прошли фестивали израильского, испанского, казахского, французского, немецкого, японского, польского кино, стран Дальнего и Ближнего Востока. Однако в постперестроечный период в связи с распадом СССР фестивали данного типа стали проходить реже);

- фестиваль-презентация киностудий. Начались такие фестивали с первого приезда в город (1972 год) коллектива киностудии «Ленфильм», которая проводила свои показы, сочетаемые с просмотром премьерных лент 17 раз по 1987 год включительно. Эту традиция после кризиса перестроечного периода возобновилась в 2003 г. фестивалем «Новое кино России», отразившем в себе тенденции современного кинопроцесса. В 2006 году состоялась следующий презентационный кинопоказ в рамках целых двух фестивалей: «Нашему времени - наше кино» и «Киносозведие России».

В советский период в городе прошло, как минимум, 15 Областных слетов-конкурсов любительских фильмов различной тематики с 1972 г по 1987 г, в организации которых ведущую роль играла клуб-

лаборатория при Областном совете профсоюзов (руководитель член кинематографистов РФ Г.И. Михайлова). В рамках этих фестивале проходили смотры, конкуры, показы, заседания компетентного жюри, творческие встречи с профессионалами, отбор фильмов на Всероссийские, Всесоюзные и международные кинофорумы, поездки делегаций в Москву и другие города.

Рассмотрим в сравнении динамику типологии фестивалей любительского кино. По отношению к видам кино в регионе чаще всего имели место любительские фестивали смешанного типа, недифференцированные по видам киноискусства, но особую популярность у кинолюбителей имеет документальное кино, о чем свидетельствуют данные проведенных мероприятий. Кроме того, этот вид кино наиболее отвечает самой природе кинолюбительства разных возрастов.

В тоже время есть сложности становления детского анимационного творчества в с использованием новых информационных технологий. Педагогические эксперименты в этом направлении, проводившиеся в разное время в г. Калачинс-ке Омской области, в Омске на Областной станции юных техников и в Городском Дворце творчества детей и юношества, в педагогическом колледже №3, показали необходимость возрастной дифференциации, усиления профессионализма руководителей и создания материальных условий для творчества.

Особе место среди любительских фестивале занимают отдельные комплексные слеты-конкурсы любительских фильмов и слайд-

фильмов (экранной фотографии), проходившие в 1990-1991 гг.

Приходится констатировать, что в течение 16 лет подобные смотры оставались в забвении. Предтечей фестиваля послужила инициатива омской молодежи, объединенной интересом к видеотворчеству: в январе 2007 г. во Дворце культуры студенческой молодежи «Звездный» был проведен Молодежный фестиваль авторского видео. Несмотря на оторванность от кинематографических традиций и эстетики кино, его направленность на авторское самовыражение послужила толчком к расширению аудитории фестиваля.

Далее в апреле 2007 г благодаря инициативе и усилиям Кино-досугового объединения Департамента культуры и искусства Администрации Омска (директор С.В.Фамильцев) начался процесс Возрождения любительского кинофестивального движения, что проявилось в том, что три года подряд (2007-2009) во Дворце культуры «Звездный» проходил фестиваль «Любительское кино+ргоИ». Фестиваль нового поколения явился комплексным по своей типологии.

Например в трех игровых фильмах кинолюбителей Омска («Деревенский романс» С.Шубина, «Образ осени» Л.Прибытковой, «Там чисты небеса» Е.Булучевской») несмотря на несколько неторопливое движение в пространстве эмоционально и душевно значимых картин природы, ощутимы открытия личностного отношения к жизни. Эти визуальные открытия наполнены атмосферой малой Родины, колоритом и духом места, где творили М.Ульянов и Ф.Достоевский, и содер-

жат в себе поиск молодым поколением своего творческого лица.

В этом отношении характерна мысль К.Э. Разлогова о том, такая стилистика любительских лент задается определенным типом культуры сибиряков [Разлогов, 2005, с.182-183]. Это, на наш взгляд, культура первопроходчества, подвижничества и вечной неуспокоенности. В этом отношении и выявляется особенность художественной любительской коммуникации сибиряков, проявляющаяся в особенности аудиовизуального языка, учитывающего социокультурные различия -наличие полиакцентной композиции в монтаже фильмов, характеризующихся как фильмы-исповеди, фильмы-призывы. Причем характер акцентирования может быть различным в зависимости от соотношения рационального и эмоционального, проявляющегося с различной силой [Федорин, 1977, с. 187, 195]. В случае сибирской кинодокументалистики, думается, чаще всего преобладают эмоциональные акценты, несущие в себе высокую энергетику авторской мысли.

Предоставляя возможность любителям всех видов и жанров киноискусства демонстрировать свое мастерство, фестиваль делает акцент на одновременном показе достижений профессионалов-документалистов, авторов, принимающих участие в заочном формате на неигровом принципе организации документального материала ближайшего социального окружения и регионально-краеведческой спецификации, что может одинаково удачным как у профессионалов, так и любителей. Этот вид творче-

ства целиком и полностью построен на авторской художественно-эстетической оценке с позиций субъективного самовыражения.

Помимо этого, плодотворны мастер-классы и выступления профессионалов, которые помогают начинающим кинематографистами и авторам фильма, работающим по принципу хобби, понять сущность и творческие принципы наивного, малого, короткого и камерного кино, которое также может быть в высокой степени выразительным и популярным у зрителей. Особенно следует отметить способности кинолюбителей к своеобразной художественной видимости, которая символизирует собой наличие не точного слепка с действительности, а главным образом ее творческое видение (курсив в мой - Н.Х.) [Куренкова, 2004, с.195].

Типологический анализ этих фестивалей показал, что они имеют одно сходство с профессиональными: в них присутствует в качестве компонента презентация. Тематическую направленность присутствует на одном фестивале регионального значения (1986): фестиваль-конкурс «Сторона моя Сибирь» Кроме этого, любительским фестивалям свойственны следующие типологические формы: фестиваль-конкурс (1986), фестиваль-слет (1972-1978), смотр-конкурс (19841985, 1991), слет-конкурс (1990), фестиваль-семинар (1987).

Исходя из выше сказанного, ясно, что медиаобразовательная роль различных типов фестивалей киноискусства может проявляться в многообразии социально-культурного регулирования экранного твор-

чества. Основные компоненты ориентированной на это модели: виды социально-культурного регулирования, творческие программы и совокупность культурных акций, направленных на реализацию идей эстетического, духовно-нравственного и социально-гражданского становления личности в эпоху перемен. Ядро модели - центр зрительской культуры участников кинофестивального движения в регионе. В связи с этим актуализируются интересы и меди-адосуговые предпочтения, ценностные и духовно-нравственные ориентации зрительской аудитории.

Такого рода коррекционные процессы возникают на фоне самодостаточности/самореализуемости, создания разумных творческих альтернатив, формирования инициативной культуры, следование культурным традициям региона, формирование «своего» языка коммуникации, самовыражения авторов и зрителей, установления их разумных отношений с медиакультурой, развитие медиакритицизма в мышлении и восприятии. В этом плане особенно действенной оказывается модель программирования творческих и культурных акций, направленная на формирование региональной киноаудитории (см. рис.1).

Рассмотрим действие предлагаемой модели по основным направлениям социально-культурного регулирования в соответствии с аудиторией кинофестивалей региона. Ценностно-эстетическое регулирование предполагает программу ведения зрительских дневников членов зрительского сообщества в Интернете. Этой деятельности отвечает культурная акция, связанная

с презентацией личностных критериев оценки кинофильмов. Аудиторию для этой деятельности предоставляют фестивали-презентации и национально ориентированные фестивали.

Формирование информационной культуры зрителей осуществляется в ходе реализации программы «Твой инфоимидж», направленной на изучение культуры пользования информацией. Этой цели также служит олимпиада по медианфор-матике, интегрированная в триаду пропагандистских, мобильных и мемориально - юбилейных фести -валей. Творческое регулирование имеет место в программируемой системе саморазвития через мастер-классы и практикумы «Творческий рост в видеопортфолио». Оно также осуществляется в процессе культурной акции «Конкурс на лучший видеоролик», проходящий в рамках фестивалей-портретов. С данным направлением тесно смыкается и коммуникативное регулирование в программе изучения языков экрана и непосредственной коммуникации посредством меди-атренинга «Разгадка символов». Этому направлению регулирования отвечает фестиваль-встреча.

Медиакритическое регулирование включено в программу обучения медиаграмотности и критике в контекст выбора круга экранных предпочтений посредством видеодискуссии «Заслон манипуляциям на экране». Эта деятельность - часть фестивалей тематической направленности и возрастных субкультур, которые располагают широким диапазоном сюжетов и тем для меди-акритического анализа. Наконец,

Рисунок 1. Модель программирования творческих и культурных акций, направленная на формирование региональной киноаудитории, интегрированной в различные типы фестивалей.

НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО Р Е Г У Л И Р О В А Н И Я

Ценностно- Формиро вание Творческое Коммуникатив- Медиакритичес- Медиаэколо-

эстетическое информационной регулирование ное регулирова- кое регулирова- гическое ре-

регулирование культуры ние ние гулирование

Ведение

зрительских

дневников

членов

зрительского

сообщества

Интернете

«Твой

инфоимидж»

Программа

изучения

культуры

пользования

информацией

«Творческий рост в видео -портфолио»-система саморазвития: мастер-классы и практикумы

«Фильм и язык» Программа изучения языков экрана и общения

«Зритель и медиатекст» Программа обучения медиагра-мотности и критике в выборе экранных предпочтений

«Здоровый

экран»

программа

погружения в

духовно-оз-

доравливаю-

щую медиа-

среду, медиа-

экологический

мониторинг

Т В О Р Ч Е С К И Е ПРОГРАММЫ РАБОТЫ СО ЗРИТЕЛЯМИ

медиаэкологическое регулирование - погружение в духовно оздорав-ливающую медиасреду, проведение медиаэкологического мониторинга. Этого рода деятельность служит основой видеодиспута «Грани личности и пороки», который проводится в рамках фестивалей-педсоветов и фестивалей-митингов.

Таким образом, нами было показано, как фестивали киноискус-

ства любого виде и жанров становятся основой массового социально-культурного регулирования зрительской культуры и видеотворчества в регионе.

Литература Герасимов С. А. Воспитание режиссера. М.,1978. 185 с.

Ефимов Э.М. Искусство экрана: Истоки и перспективы. М.: Искусство, 1983. 253 с.

Куренкова Р.А. Эстетика. М., 2004. 280 с. Продюсер кино и телевидения : учебное пособие // Отв. Редактор К.Э.Разлогов. М., 2006.

Разлогов К.Э. Коммуникация и искусство // Новые аудиовизуальные технологии / Отв. ред. К.Э. Разлогов. М.:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Едиториал УРСС, 2005. 488с. С.182-183. Федорин А.В. Позиция документалиста // Кино и время. Вып.1. М.: Искусство, 1977. С.175-197.

Шукшин В.М. Воздействие правдой // Кинопанорама. Вып. 2. М., 1977. С. 228-234.

АНАЛИЗ МЕДИАТЕКСТОВ НА ЗАНЯТИЯХ В СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА «МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ И МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ» ПРИ ТАГАНРОГСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ*

Media text analysis in the classroom

И.В. Челышева, кандидат педагогических наук,

доцент Dr. Irina Chelysheva

1.1. Этический анализ медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории (на примере мультипликационных фильмов)

1.1. Ethical analysis of media texts in the classroom in the student audience (for example, cartoons)

The Ethical Analysis of processes, the functioning of media in society and media texts based on the so-called ethical theory media. It is assumed that the media are able to form some ethical / moral principles of the audience (especially juveniles) (Fedorov, 2007, p.369).

In the Russian media education ethical analysis of audiovisual media texts are linked with the aesthetic. This view is supported by many media educators (O.Baranov, S.Ivanova, S.Penzin, U.Usov, ect.). The film did not reach a stale self-love, not accustomed to think over their actions. Film can not be limited only to the specific - and aesthetic tasks. The person should be primarily " homo eticus", not only "homo estheti-cus". The author of this article gives the examples of ethical analysis of media texts in the classroom in the student audience (for example, cartoons).

* Написано при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 годы по мероприятию 1.1 (III очередь) «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров» по лоту № 5. 20101.1-305-021 «Проведение научных исследований коллективами научно-об-

разовательных центров в области психологических и педагогических наук», ГК 02.740.11.0604 по теме «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области меди-аобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами» (руководитель проекта - доктор педагогичес -ких наук, профессор А.В.Федоров).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.