Научная статья на тему 'Развитие социальных идеалов кинозрителей в содержании экранных произведений доперестроечного и постперестроечного периодов'

Развитие социальных идеалов кинозрителей в содержании экранных произведений доперестроечного и постперестроечного периодов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
369
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИДЕАЛЫ КИНОПРОИЗВЕДЕНИЙ / АНТИИДЕАЛЫ / ИЕРАРХИЯ / DEVELOPMENT / SOCIAL IDEALS / FILM PRODUCTS / ANTIIDEALS / HIERARCHY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хилько Н. Ф.

Рассматривается процесс развития социальных идеалов кинозрителей на материале кинематографа доперестроечного и постперестроечного периодов. Сравнительный анализ содержания кинопроизведений различных жанров и направлений в киноискусстве позволил автору статьи выделить две группы ранжированных социальных идеалов в процессе их развития, связанного с кризисным состоянием общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of social ideals filmgoers in the maintenance of films before reconstruction and postreorganization the periods

In the article the process of development of social ideals filmgoers in the Soviet cinema comparison before reconstruction and the postreorganization periods is considered. Leaning against the maintenance of film products of various genres and directions in motion picture arts, two groups the social ideals distributed on allocated their change on all lines connected with a crisis state of a society is shown.

Текст научной работы на тему «Развитие социальных идеалов кинозрителей в содержании экранных произведений доперестроечного и постперестроечного периодов»

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 4. С. 328-334.

УДК 379.823 Н.Ф. Хилько

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИДЕАЛОВ КИНОЗРИТЕЛЕЙ

В СОДЕРЖАНИИ ЭКРАННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДОПЕРЕСТРОЕЧНОГО И ПОСТПЕРЕСТРОЕЧНОГО ПЕРИОДОВ

Рассматривается процесс развития социальных идеалов кинозрителей на материале кинематографа доперестроечного и постперестроечного периодов. Сравнительный анализ содержания кинопроизведений различных жанров и направлений в киноискусстве позволил автору статьи выделить две группы ранжированных социальных идеалов в процессе их развития, связанного с кризисным состоянием общества.

Ключевые слова: развитие, социальные идеалы кинопроизведений, антиидеалы, иерархия.

Проблема культурной эволюции содержательной основы социальных идеалов героев кинопроизведений актуальна в силу того, что в современных условиях происходит существенная ценностносмысловая трансформация восприятия экранных произведений, которая требует пересмотра возможностей и подходов к интерпретации социально-культурных идеалов в кинематографе. Новизна ее постановки связана с тем, что в научной литературе существуют большие пробелы в оценке состояния иерархии социальных идеалов, формируемых средствами экранных искусств.

Данной проблемой занимались ученые в области медиаобразование и анализа структуры репертуара кинопроизведений (Ю.Н. Усов,

А. В. Федоров). Определенное значение для проблемы имеют социокультурный аспект анализа зрительского восприятия (В.А. Монастырский, В.Я. Суртаев, Н.И. Лубашова), а также исследование потенциала критического подхода для формирования зрительской культуры современной киноаудитории (А. П. Короченский, Л. И. Саблукова).

Исследование социальных киноидеалов имеет существенное гуманизирующее значение для теории и практики массового медиаобразования, изучения социально-культурной среды, формируемой содержанием кинопроизведений. Значимость данного исследования в обозримый период времени обусловлена наличием целого ряда предпосылок в современной социокультурный ситуации, предполагающих адаптацию направлений в развитии современного кинопроцесса, связанных с возрождением духовно-нравственных традиций отечественного кинематографа. Сложившаяся в науке ситуация по изучению социальных идеалов в отношении к экранной культуре позволяет говорить о необходимости широко теоретического поиска в этом направлении.

Очевидно, что содержание образного строя кинопроизведения тесно связно с его восприятием. Эта особенность верно была подмечена Ю.Н. Усовым, писавшим, что «восприятие кинообраза - это визуальное переживание темпа, ритма, подтекста пластической формы

© Н.Ф. Хилько, 2011

киноповествования», результатом которого является образное обобщение «динамически развивающихся экранных образов» [1, с. 128]. Эмоциональный характер процесса восприятия затрагивает глубинные личностные структуры, социально детерминированные системой целого ряда идеализированных архетипов.

Обобщая совокупность социальных идеалов экранных героев кинопроизведений советского периода развития отечественного кинематографа, можно обнаружить, что она складывается, на наш взгляд, из некоторой иерархии киногероев, которые согласовывались с определенной «линейкой ценностей». В этом смысле интересен ряд архетипов-идеалов, представляющих собой совокупность из восьми компонентов: «герой труда», «душа народа», «героический защитник Отечества», «полноценно развитая личность»,

«благополучный человек», «гуманный и

нравственный человек», «человек-семьянин», «борец за справедливость», «самодостаточный человек». В этих формулировках сконцентрированы устойчивые ценностные приоритеты, формировавшиеся всей системой киновоспитания, в том числе и средствами киноискусства. В этом направлении эстетические возможности экранного и книжного медиатекстов одинаково важны, и на этот счет совершенно прав А.В. Свистелкин, утверждающий, что не следует противопоставлять чтение и восприятие экранных искусств, а нужно стремиться к их «гармоничному сосуществованию и дополнению» [2, с. 46].

Рассмотрим, как данные социальные идеалы отражали в себе жанрово-тематические формы произведений советского кино.

1. Социальный идеал героя труда, построенный на приоритете ценностей труда как неотъемлемом свойстве полноценной личности. Он базируется на трудолюбии в составе личностных качеств героев просмотренных фильмов. Это идеал отражался в производственной теме киноповестей, кинодрам, кинокомедий. В составе этой жанрово-тематической группы, с одной стороны, фильмы о социальном строительстве в 20-30-е гг. (например, документальные фильмы Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», «Киноглаз»). С другой стороны, это картины о формировании личности в советской деревне, связанном с новым обликом села (Шукшинские ленты: «Из Лебяжьего сооб-

щают», «Высота» А. Зархи, «Мужики»

И. Бабича, «Председатель» А. Салтыкова и др.). Тематика трудовых свершений и героизма во имя блага и процветания Родины была связана с другими аспектами, гармонически сопутстовавшими в экранных образах целостной личности (Егор Проскудин, Егор Трубников).

2. Идеал выразителя «души народа»

органично включает в себя воплощение духовных ценностей человека как неотъемлемой части менталитета советского человека. Он строится на личностных качествах киногероев, направленных на всеобщее признание народных традиций. Этой цели способствовали историкопатриотические и биографические фильмы, мелодрамы, киносказки, экранизации классиков и отечественного фольклора (фильмы А. Птушко, комедии «Кубанские казаки» И. Пырьева, «Ночь перед Рождеством» В. Брумберга, «Чародеи»

К. Бромберга, «Обыкновенное чудо» Э. Гарина и Х. Локшина, «Аленький цветочек» И. Поволоцкого), а также документальные фильмы и телепередачи о народных праздниках, праздники детского кино, кинофестивали «Сказка», фильмы-экранизации А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и др., включающие в себя народные мотивы (И.П. Иванова-Вано, Ф. Хитрука, Р.А. Качанова). Эта направленность способствовала распространению этнокультурных архетипов на сферу духовно-нравственных ценностей зрительской аудитории, в которой формовались личность советского кинозрителя с присущим ему стереотипом социальных ролей, имевших как идеологизированное, так и нейтральное по отношению к идеологии значение.

3. В облике героического защитника Отечества отразилась ценность патриотического величия силы и могущества киногероев. В этой силе сконцентрированы патриотические настроения и гражданские качества героев фильмов: мужество, сила духа, духовное могущество, помогавшие одерживать победу в борьбе с завоевателями. Этой цели служили исторические, биографические фильмы, в том числе многочисленные экранизации советской литературы. Картины были полны пафоса возрожденного духа, непоколебимости, отражали в себе патриотические традиции народа, отстаивавшего свою независимость («Александр Невский» С. Эйзенштейна, «Летят журавли»). Этой же цели служили также и фильмы о Вооруженных силах. Они формировали образ

современника, достойного подвигов отцов и дедов, совершавших высоко нравственные поступки во имя своего гражданского долга.

4. Идеал полноценно развитой личности отражал в себе конечную цель социального развития при социализме - формирование здоровой, всесторонне и гармонически развитой личности, в которой соединялись ответственность, уважение к людям, высокая нравственность со стремлением к знаниям, добру и справедливости. Этим качествам способствовали фильмы о советской интеллигенции («У озера» С.А. Герасимова, «Голос» В. Бортко), о деятелях культуры и искусства («П. И. Чайковский», «Художники-передвижники» И. Таланкина).

5. Идеал материально благополучного

человека был связан с ценностями всеобщего благосостояния. Это воплощалось в качествах киногероев, выражавших в себе их социальную активность. В этом отношении характерны кинокомедии, кинодрамы, сатирические фильмы, разоблачавшие стяжательство, ханжество, несправедливость, трусость и другие пережитки социалистического строительства («Афоня» Г. Данелии, «Печки-лавочки»

B. Шукшина, «Амнистия» В. Пономарева, «Самогонщики», «Операция Ы и другие приключения Шурика» Л. Гайдая; «Ты -мне, Я - тебе» А. Серого).

6. В советском кинематографе ярко

был отражен идеал гуманного и нравственного человека, семьянина, построенный на взаимопонимании, дружбе и любви, лежавших в основе взаимоотношений в обществе. Он воплощался в доброте, гуманности, уважении к людям, бескорыстии, совестливости. Для этого как нельзя лучше подходили: фильмы-размышления, киноповести, мелодрамы, кинокомедии, сказки. Рассмотрение нравственных проблем в ракурсе семьи и брака, борьбы с пережитками в сознании людей отражали нравственный мир подростков и молодежи, всего народа в целом («Белые росы» Р.И. Добролюбова, «Чужие письма»

И. Авербаха, «Наследница по прямой»

C. Соловьева, «Чучело» Р. Быкова, «Родня» Н. Михалкова, «Мы жили по соседству» И. Мырчикова). В связи с этим обнаруживается, как справедливо отвечает Л. И. Саблукова, «смещение интереса к отдельно взятой личности, ее внутреннему миру, нравственным проблемам, становлению личности» [3, с. 102]. В этой связи становится совершенно верном утвержде-

ние Н.И. Лубашовой о том, что в «вопросе формирования наших душ, нашей нравственности, нашей морали велика роль советской культурной киноэпохи, которая несла мир, добро, положительные эмоции и веру в человека», которые становились для кинозрителей «смыслом и формой жизни» [4, с. 72].

7. Сохранение в течение долгого вре-

мени идеала борца за справедливые отношения в обществе, основанные на идеологизированной вере в человека и успех революционного переустройства общества, было порождено верой в справедливость, наличием у киногероев права на свою точку зрения. В этом отношении характерны кинодрамы, кинотрагедии, исторические и биографические фильмы, картины о революционной борьбе и событиях Октября, о социалистическом переустройстве общества («Октябрь», «Броненосец Потемкин» С. Эйзенштейна, трилогия М. Донского по произведениям М. Горького: «Детство», «В людях», «Мои университеты»; «Как закалялась сталь»

Н. Мащенко). При этом основным мотивом, определявшим характер и поведение персонажей, являлся социальный героизм во имя светлого будущего и справедливого переустройства общества.

8. Идеал самодостаточной творческой личности, основывающий свою деятельность на ценностях созидания в силу идеологизированного массового сознания был завуалирован, спрятан в подтекст экранного повествования. Он отвечал основному качеству зрителей, направленному на стремление к творческому развитию и был тесно связан с жанрами кинодрамы, фильмов-размышлений, историко-биографических фильмов, документальных фильмов-портретов, киноочерков, в которых поднимались проблемы экологии таланта, охраны атмосферы со-зидательности («Зеркало» А. Тарковского, «Учитель пения» Н. Бирмана, «Шла собака по роялю» В. Грамматикова, «Дубравка» Р. Василевского), о судьбе одаренных людей и их пути в искусстве.

9. Наконец, социальный идеал интеллигентного человека, базирующийся на знании как ценности, развивался на непреложном стремлении к истине, что тесно смыкалось с духовно-нравственной тематикой фильмов, отражалось в акценте на судьбах интеллигенции. Этому способствовали жанры киноповести, фильмов-размышлений, психологических драм, кинороманов, мелодрам. Здесь актуализи-

ровались проблемы нравственной эволюции, поиска истины художественной, технической и научной интеллигенции («У озера» А. Агрести, «Личные счеты» А. Ка-ропова, «Когда деревья были большими» Л. Кулиджанова, «Если хочешь быть счастливым» Н. Губенко и др.).

Нужно отметить, что в советский период наряду с девятью киноидеалами существовала также некоторая цепочка антиидеалов в киноискусстве, которые вмещали в себя недостатки, пережитки, как бы мешавшие жить обществу, связанные «конкретно с отдельными представителями общества» [5, с. 102]. В этом смысле характерны соответственно девяти идеалам следующие антиидеалы: лодыря (разгильдяя), «манкурта» - человека без Родины, отшельника, нигилиста, стяжателя, аморального человека, беспринципного человека, нарушителя закона, ханжи. К сожалению, к числу антииделов причислялся фанатично верующий человек. Борьбе с этими недостатками были посвящены киножурнал «Фитиль», сатирические комедии, детективы («Старики-разбойники» Э. Рязанова, «Спортлото-82» Л. Гайдая, «Праздник Святого Йоргена» Я. Протазанова, «Веселые ребята» и «Волга-Волга» Г. Александрова, «Золотой теленок» и «12 стульев» Л. Гайдая).

Как же эволюционировали социальные идеалы отечественных кинопроизведений в постсоветский период и какое они нашли отражение в их содержании? Очевидно, что, во-первых, произошла их существенная трансформация сообразно новым экономическим и социальным отношениям. Во-вторых, произошла ценностная переориентация, что существенно сказалось на иерархии ценностей и соответственно рейтинге идеалов. Кроме того, сформировались новые жанрово-тематические блоки, отражающие иное социальное и личностное содержание кинопроизведений в измененных формах. При этом

выявляется некоторая цепочка из девяти своеобразных эволюционных линий, которые отражают некоторые параллели в личностных качествах при совершенно другой их иерархии. Таким образом, проведя параллель по иерархии и количеству киноидеалов, следует заметить следующее их соотношение по рангам (табл. 1). В таблице помещены: некоторая последовательность культурно-эволюционных линий, распределенные по рангам социальные идеалы советского и постсовесткого периодов.

При анализе данных культурно-эволюционных линий бросается в глаза, что ни одна из пар не содержит в себе повтора социальных идеалов: они все радикально изменились. Вместе с тем по рангу совпадают только социальные идеалы, входящие в первую эволюционную линию: герой труда, труженик и успешный бизнесмен, которые отражают различную социально-экономическую ситуацию. Например, трудовой героизм на экране подменяется успешным бизнесом.

Наряду с этой парой все остальные социальные идеалы также представляют собой сильную их модификацию. Идеал души народа сохранил позитивную окраску, но приобрел новое содержание. Он теперь представляется как духовное искательство или стремление к толерантности, что значительно оттеняет реальные возможности формирования менталитета в современных условиях. И это непременно отражается на кинематогафических образах.

Героическая защита Отечества лишена всякой мотивации и потому представлена в некотором мистическом облике супермена. Очевидно, что данный идеал все больше становится похожим на демонстрацию какой-то сверхсилы, сверхвозможностей. Несостоявшийся идеал гармонического развития сменяется более реальным идеалом полноценного развития, и в этом ему нужно отдать должное. Однако последнее не учитывает ограни-

Таблица 1

Номер Ранжированные социальные идеалы в кинопроизведениях

эволюционной линии советского периода современного периода

1 1. Герой труда,труженик 1. Успешный бизнесмен

2 2. Выразитель души народа 5. Толерантная личность, духовный искатель

3 3. Героический защитник Отечества 4. Супермен

4 4. Гармонически развитая личность 8. Полноценно развитая личность

5 5. Благополучно состоявшийся человек 2. Процветающая личность

6 6. Гуманный и высоконравственный человек 9. Самореализованная личность

7 7. Праведник, борец за справедливость 6. Гражданская личность

8 8. Идеологически стойкая творческая личность 7. Самодостаточная творческая личность

9 9. Интеллигентный человек 3. Мобильный человек

ченности жизненных ресурсов. Отсюда установки: «Живи сегодня!», «Лови момент!», «Здесь и сейчас». Материальное благополучие не всегда становится связанным с разумным потреблением материальных благ. Оно сменяется стремлением к бурному экономическому процветанию. Гуманность и нравственность уходят по большей части в религиозные формы духовного искательства без учета возможности его светской формы, а гуманизм и высокая нравственность заменяются на самореализацию любым путем (стать миллионером, звездой, победить в конкурсе). Праведная борьба за справедливость легко укладывается в формулу гражданской личности, что снимает всякие акценты на изначальной основе этого идеала. Взамен идеологически стойкой творческой личности пришла самодостаточность свободного творчества, чего нельзя не приветствовать. Вместе с тем совершенно другим стал интеллигентный человек, превратившийся в мобильного индивида. Совпадение по третьей эволюционной линии отнюдь не отменяет кардинального различия идеалов и их антиподов (например, защитник Отечества и супермен).

Вместе с тем следует отметить, что наряду с совпадением социальных идеалов первой эволюционной линии отмечается поднятие на более высокую ступень ранговой шкалы идеала процветающей личности (второе место взамен пятого у аналогичного идеала), что свидетельствует о большом расхождении во взглядах на понятие «интеллигентность» в советский и постосоветский период. Наряду с тем, что ведущие третье и четвертые места ранговой таблицы заняты довольно проблемными идеалами мобильной личности и супермена, которые соответствуют радикально измененным идеалам интеллигентного и героического человека, наблюдается картина появления положительных тенденций, которые могли отвечать более высокому рангу, но занимают пятое и шестое места: толерантная, гражданская личность и духовное искательство. Этот ряд завершает триада социальных идеалов позитивной направленности, также незаслуженно смещенных к краю ранговой шкалы: самодостаточная, творческая, полноценно развитая и самореа-лизованная личность.

Кроме этого, все социальные идеалы современного периода в зависимости от степени их реализации можно разделить

на три группы: образы желаемого, но не реализованного будущего, реализованные и проблемные идеалы. К реализованным социальным идеалам относятся три идеала: процветающая, самореализованная и самодостаточная творческая личность, что отражает основные интенции современного рыночного общества. Тем не менее к желаемым и практически почти не реализуемым идеалам относятся два идеала: толерантная духовно ищущая

личность и идеал полноценного ее развития. Доминантой в социальных идеалах в настоящее время являются проблемные, составляющие наиболее значительное их число - 4, которые отчасти реализуются в настоящих условиях, отчасти нет: успешный бизнесмен, супермен, мобильный человек и гражданская личность. В них заложено традиционно бывшее позитивное содержание, но, к сожалению, в современных условиях оно нередко трансформируется в уродливые и негативно-ориен-тирующие формы.

Таким образом, при анализе соответствующих пар социальных идеалов, бросается в глаза, что интеллигентное позитивное начало и самодостаточность в творчестве остаются актуальными. Другое дело, что они отражаются в других формах и имеют другие условия развития.

Помимо противоречивости базовых социальных идеалов существует также совокупность антиидеалов, в еще большей степени расширивших картину таковых в советский период: лодыря и трудоголика, любителя экстрим-досуга, диктатора, разрушителя, невежды, манипулятора, анархиста в силу свободы моральной ответственности в современном обществе. Совокупность этих идеалов нередко преподносится, увы, уже не в сатирических, а исключительно в развлекательно-юмористических и комедийных формах, снижая тем самым обличительную силу киноискусства. В результате этого у зрителей стираются грани добра и зла, нарушается баланс восприятия экранной информации.

Таким образом, в постсоветском пространстве жанрово-тематические формы киноискусства распределяются по линии «реализованный - проблемный - желанный идеал - антиидеал», которая дополняет вышеобозначенную иерархию. С этой целью проведем сравнение позитивнонаправленных идеалов и антиидеалов в современном кинематографе (табл. 2).

Таблица 2

Сравнение позитивно-направленных идеалов и антиидеалов в современном кинематографе

Номер эволюционной линии Ранжированные социальные идеалы в кинопроизведениях современного периода Антиидеалы в современных кинопроизведениях

1 1. Успешный бизнесмен Лодырь, трудоголик

2 5. Толерантная личность, духовный искатель Бездуховная аморальная личность, террорист

3 4. Супермен Любитель экстрима

4 8. Полноценно развитая личность Проблемная личность

5 2. Процветающая личность Банкрот, идолопоклонник

6 9. Самореализованная личность Разрушитель

7 6. Гражданская личность Диктатор, анархист

8 7. Самодостаточная творческая личность Изгой

9 3. Мобильный человек - инноватор Консерватор

Как видно из табл. 2, новые социальные идеалы несут с собой и измененные антиидеалы, которые свойственны другой социально-политической организации общества. С учетом данной типологии идеалов и антиидеалов рассмотрим их присутствие в современных экранных образах по всем девяти культурно-эволюционным линиям.

Первая линия («успешный бизнесмен -лодырь, трудоголик») отражает как реальные, так и превратные преставления о ценности труда как неотъемлемой потребности человека в самовыражении. Этой линии соответствуют киноповество-вательные формы, в которых упор делается на преображение души современного человека, стремящегося к социально-значимой жизни. Это документальные ленты («Пустоцвет» Э. Росселя, «Один из ангелов» А. Крапивина, «Настройщик» К. Муратова).

Вторая линия («толерантная личность, духовное искательство - бездуховная аморальная личность, террорист») представлена социальными драмами,

фильмами катастроф. В этом смысле показательны фильмы Л. Бобровой «Верую» по мотивам рассказов В.М. Шукшина, «Штормовое предупреждение» В. Михайлова, «Брат» С. Балабанова. С другой стороны, здесь актуальны фильмы ужасов, катастроф (например, «Кинг-Конг»

П. Джексона).

Третья линия («супермен - любитель экстрима») редко представлена позитивными картинами, отражающими сложные ситуации современности. Чаще это детективы, приключенческие фильмы, фильмы ужасов («Убойная сила» Д. Иосифова и др., «Русские в городе ангелов» Р. Нахапетова, «Крестный отец» Ф.Ф. Копполы, «Ирония судьбы-2» Э. Рязанова).

Фильмы четвертой линии («полноценно развитая - проблемная личность» сочетают в себе психологическую драму,

фильмы-катастрофы. В этом смысле показательны, например, фильм Е. Кончаловского «Где мои семнадцать лет...», «След» Ю. Харпаса, «Интердевочка» П. Тодоровского, «Игла» Р. Нугманова, «Город без солнца» С. Потемкина и др.

Пятая линия («процветающая личность - банкрот, идолопоклонник») отражает контраст рыночного бытия и зависимость от власти денег. Она имеет место в широком диапазоне жанров - от развлекательной комедии до социальной драмы. Ее влияние хорошо заметно в целом ряде современных культовых фильмов: «Тариф Новогодний» Е. Бедарева,

«Олигарх» П. Лунина, «Медвежий поцелуй»

С. Боброва, «Помнить или забыть»

Я. Стрейча.

Шестая линия («самореализованная личность - разрушитель») приходится на историко-биографические фильмы и психологические драмы, связанные с выбором правильного пути в жизни («Отставной козы барабанщик» Г. Мельникова, «Один из ангелов» С. Никоненко и др.).

Седьмая линия («гражданская личность - диктатор, анархист») обусловлена жанрами политической драмы и сатирической комедии, сказки. Этому ряду идеалов отвечают картина «Русские в городе ангелов» Р. Нахапетова, мультфильмы «Илья Муромец и Соловей Разбойник» А. Птушко, «Добрыня Никитич и Змей Го-рыныч» И. Максимова, серия мультфильмов «Мы живем в России» Д. Финчера (мультстудия «Пилот»), документальный фильм С. Говорухина «Россия, которую мы потеряли» и др.

Восьмая линия («самодостаточная творческая личность - изгой») отвечает установкам духовного искательства, подобным тем, которые присущи образам фильма А. Тарковского «Андрей Рублев». Эта система ценностей культивируется в современных биографических фильмах о

деятелях культуры и искусства («Ласковый май» В. Виноградова, «Асса» С. Соловьева и др.).

Девятая линия соотносит мобильного человека-новатора и консерватора, что находит свое яркое воплощение в психологических драмах, фильмах-размышлениях, экранизациях. Это нашумевшая картина «Стиляги» В. Тодоровского, документальноигровой фильм «Цензуру к памяти не допускаю» А. Пороховщикова и др.

Наряду с фильмами, показывающими эволюцию социальных идеалов, существуют и такие, в которых отражение данных идеалов вовсе отсутствует. Такого рода кинопроизведения бывают двух видов. Одни имеют проблемную направленность и представлены в жанрах остросюжетных, мистических картин, триллеров, фильмов-катастроф, комедий, приключенческих фильмов, эротики. Они рассчитаны исключительно на развлечение, аттракцион. Тем самым у зрителей стирается сама потребность в социальных идеалах.

Вместе с тем есть и другие картины исключительно позитивной направленности, выполненные в жанрах социальной драмы и публицистики. Это в основном кинопоказы острых социальных проблем: мало пригодного жилья, бездомных («Шикотан. Лучшее место» В. Никифорова-Ламе), поиска утерянных социальных и родственных связей («Непутевый» А. Юма-гулова); беспризорности и усыновления («Новогодние подарки» Ю. Дамскера,

«Громовы» А. Баранова и др.).

Таким образом, направленность социальных идеалов на многообразную форму культурной идентификации объективно связана с тем, что современный кинема-

тограф не только констатирует проблемы социальной напряженности, но и дает образцы социально-конструктивного поведения, которые должны менять действительность к лучшему через позитивные социальные идеалы и, по мнению создателей данных образов, существенно влиять на отношения в обществе через систему «обновленный социальный идеал против антиидеала», отвечающую цепочке эволюционирующих идеалов, которые развиваются в сложной ситуации постоянного разрешения социальных противоречий. Это соответствует современным научным концепциям, существующим в данной области исследования. Налицо возможности использования представленных в статье культурно-эволюционных линий в разработке новых подходов к развитию зрительской культуры средствами современного киноискусства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Усов Ю. Н. В мире экранных искусств: Книга для старшеклассников. М., 1995.

[2] Свистелкин А. В. Экран и книга: возможна ли гармония? // Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент : материалы между-нар. науч.-практ. конф. / ГУУ. М., 2002.

[3] Саблукова Л. И. Динамика ценностных представлений в тематике отечественных фильмов советского и постсоветского периодов // Экология культуры и творчества в экранном медиаобразовании : сб. статей. Омск, 2004.

[4] Лубашова Н. А. Кино в истории России ХІХ в.:

культурологический аспект : монография.

Краснодар, 2003.

[5] Саблукова Л. И. Динамика ценностных представлений в тематике отечественных фильмов советского и постсоветского периодов // Экология культуры и творчества в экранном медиаобразовании : сб. статей. Омск, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.