Научная статья на тему 'Образ зрителя в медиаобразовательной концепции С. Н. Пензина'

Образ зрителя в медиаобразовательной концепции С. Н. Пензина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
377
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПЕНЗИН / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЗРИТЕЛЬ / КАЧЕСТВА / СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ / КИНЕМАТОГРАФ / ЦЕЛЬ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березуцкая Д. О.

В статье представлены результаты изучения и анализа образа зрителя в медиаобразовательной концепции С.Н. Пензина. В своих трудах российский медиапедагог огромное значение уделял воспитанию зрителя, тех качеств, которыми он должен обладать. Он создал «портрет идеального» зрителя, исходя из собственного опыта и анализа практического деятельности других медиапедагогов. Согласно его точке зрения, можно выделить две группы качеств идеального зрителя. В первую группу вошли качества, которые составляют результат общего эстетического воспитания: хороший эстетический вкус; неприменимость при восприятии кинопроизведения «зрительских штампов»; открытость к восприятию нового, непривычного; развитая способность к образному восприятию и мышлению; передовые эстетические идеалы; понимание кинематографа как искусства, где жизнь передается через художественное творчество и не является ее зеркальным отражением; осознание важности изучения искусства; умение видеть и ценить прекрасное в искусстве и окружающей жизни. Ко второй группе медиапедагог С.Н. Пензин относил специфические особенности характеристики кинозрителя. Они включают следующие качества: любовь к кино; потребность в серьезном киноискусстве; способность адекватно воспринимать фильмы; умение ценить все элементы фильма (а не один лишь сюжет); избирательное отношение к кинопродукции, способность осуществлять выбор достойного произведения; умение замечать и первый и второй пласты фильма (и что изображено, и что за этим скрывается, его смысл, контекст); интерес к истории кино

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ зрителя в медиаобразовательной концепции С. Н. Пензина»

A

Media Literacy Education History

История медиаобразования

Образ зрителя в медиаобразовательной концепции С.Н. Пензина

Д.О. Березуцкая, Южный федеральный университет, кафедра лингвистического образования,

преподаватель,

Таганрог, Россия, Некрасовский пер., 44,347928

darya 75@yandex. т

Аннотация. В статье представлены результаты изучения и анализа образа зрителя в медиаобразовательной концепции С.Н. Пензина. В своих трудах российский медиапедагог огромное значение уделял воспитанию зрителя, тех качеств, которыми он должен обладать. Он создал «портрет идеального» зрителя, исходя из собственного опыта и анализа практического деятельности других медиапедагогов. Согласно его точке зрения, можно выделить две группы качеств идеального зрителя. В первую группу вошли качества, которые составляют результат общего эстетического воспитания: хороший эстетический вкус; неприменимость при восприятии кинопроизведения «зрительских штампов»; открытость к восприятию нового, непривычного; развитая способность к образному восприятию и мышлению; передовые эстетические идеалы; понимание кинематографа как искусства, где жизнь передается через художественное творчество и не является ее зеркальным отражением; осознание важности изучения искусства; умение видеть и ценить прекрасное в искусстве и окружающей жизни. Ко второй группе медиапедагог С.Н. Пензин относил специфические особенности характеристики кинозрителя. Они включают следующие качества: любовь к кино; потребность в серьезном киноискусстве; способность адекватно воспринимать фильмы; умение ценить все элементы фильма (а не один лишь сюжет); избирательное отношение к кинопродукции, способность осуществлять выбор достойного произведения; умение замечать и первый и второй пласты фильма (и что изображено, и что за этим скрывается, его смысл, контекст); интерес к истории кино.

Ключевые слова: Пензин, медиаобразование, зритель, качества, свойства личности, кинематограф, цель, эстетическое воспитание.

Abstract. This article presents the results of the study and analysis of the image of the viewer in media educational concepts of S.N. Penzin. He has created "a portrait of the ideal" viewer, based on their experience and analysis of practical activities of other media educators. There are two groups of characteristics of an ideal viewer. The first group consisted of qualities that are the result of a general aesthetic education: aesthetic good taste; the inapplicability in the perception of cinematographic "spectator dies"; the openness to accept new, unusual; developed ability for creative perception and thinking; advanced aesthetic ideals; understanding of film as art, which life is transmitted through artistic creativity; awareness of the importance of the study of art; the ability to see and appreciate beauty in art and life, etc. To the second group: a love of cinema; the need for serious cinema; the ability to perceive films with many positions; the ability to appreciate all elements of the film; selective attitude to film

The image of the viewer in media educational concepts of S.N. Penzin

D.O. Berezutskya, Southern Federal University, the Department of language education,

lecturer,

Taganrog, Russia, Nekrasovskiy, 44, 347928

darya 75@yandex. ru

production, the ability to make a choice of meritorious works; the ability to notice and the first and second layers of the film; interest in the history of cinema.

Keywords: Penzin, media education, audience, cinema, personality, goals.

Введение

С.Н. Пензин - выдающийся российский медиапедагог, который посвятил свою жизнь делу медиаобразования. Он был одним из методологов этой отрасли педагогики, его труды широко известны в нашей стране, а идеи и разработки и сегодня активно используются.

С.Н. Пензин сформулировал основные положения этической теории медиаобразования, согласно которой медиа способны и активно формируют определенные моральные образцы поведения своей аудитории. Исходя из этого, медиапедагог считал, медиаобразование (с опорой на этическую теорию) должно стремиться приобщать людей к гуманистической этической модели поведения, через изучение эстетических и этических аспектов медиакультуры и медиатекстов.

Сегодня в нашей стране всё большее внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. Для этого используются разнообразные средства, в том числе и медийные. Они обладают огромным воспитательным потенциалом, силой воздействия на аудиторию, к тому же их отличает широкая доступность, простота в обращении, возможность «мгновенной» реакции на информацию, поступающую по каналам масс-медиа. Безусловно, эти качества делают медиатексты востребованными в образовательной системе при работе с детьми и молодежью. Но, по утверждению С.Н. Пензина, только слияние нравственного и эстетического воспитания позволяет «выработать у молодого человека гибкость и подвижность взгляда» [Пензин, 1987, с. 7].

Важное место в педагогической концепции С.Н. Пензина отводилось характеристикам, которые необходимо развивать в процессе медиаобразования зрителя. Медиапедагог достаточно подробно описал образ «идеального зрителя», к «созданию» которого должны стремиться медиапедагоги в качестве конечной цели. То есть часто используемая цель - формирование всесторонне развитой личности с помощью и на материале кинематографа - в трудах ученого обрела четкие качества, свойства, характеристики.

Материалы и методы исследования

В своем исследовании мы опираемся на антропологический и историко-педагогический подходы. Методы исследования включали изучение литературы по выбранной проблематике, педагогический и компаративный анализ, синтез, обобщение. Заявленные методы позволили решить следующие задачи:

• определить основные качества личности, на развитие / формирование которых направлена медиаобразовательная деятельность С.Н. Пензина;

• провести компаративные анализ качеств «идеального» зрителя, разработанных С.Н. Пензиным, и востребованных современными кинематографистами;

• изучить эффективные формы и методы медиаобразовательной деятельности в концепции С.Н. Пензина, направленной формирование всесторонне развитой личности с помощью и на материале масс-медиа.

Нам нужно было ответить на следующие вопросы:

- Какие качества, свойства личности должны развиваться в процессе медиаобразования?

- Насколько востребован образ «идеального зрителя», разработанный С.Н. Пензиным, в современном медиаобразовании?

Дискуссия

Интерес к медиаобразовательному опыту С.Н. Пензина можно наблюдать на протяжении нескольких десятилетий, что нашло отражение в статьях, докладах, монографиях И.В. Вайсфельда, Е.В. Мурюкиной, Г.А. Поличко, Ю.Н. Усова, А.В. Федорова, И.В. Челышевой и др.

Например, Ю.Н. Усовым в 1988 году частично изучался кинообразовательный опыт С.Н. Пензина в параллели с творчеством других медиапедагогов, включая целевой, смысловой компоненты.

А.В. Федоров [Федоров, 2001] также изучал и анализировал кинообразовательную деятельность С.Н. Пензина, определив формы и методы его работы, специфику в выборе фильмов для разной аудитории.

Анализируя медиаобразовательное творчество С.Н. Пензина, Е.В. Мурюкина [Мурюкина, 2006] раскрыла сущностные характеристики его медиаобразовательной модели, сравнила ее с опытом другого медиапедагога - О.А. Баранова.

Таким образом, идеи и практический опыт деятельности С.Н. Пензина рассматривался во многих трудах отечественных медиапедагогов. Это связано с универсальностью предложенных им форм работы (вне зависимости от возраста, социального статуса аудитории), обоснованностью методологических подходов и пр. Но к неизученным можно отнести научные изыскания медиапедагога о зрителе как о человеке с определенным набором качеств и свойств личности, которые могут успешно формироваться в процессе медиаобразовательной деятельности.

Такой анализ интересен, прежде всего, для медиапедагогов-практиков. Например, при определении изменений у аудитории, вовлеченной в медиаобразование, педагоги опираются, прежде всего, на показатели медиакультуры/медиакомпетентности. В то время как «за кадром» остаются личностные изменения школьника или студента.

В последние годы российские медиапедагоги все чаще обращаются к советскому опыту медиаобразования, адаптируя его к современности. Это связано с уникальными разработками в данной отрасли педагогики такими учеными как О.А. Баранов, С.Н. Пензин, Ю.Н. Усов, Ю.М. Рабинович и др.

Так, в трудах А.С. Галченкова, О.И. Горбатковой, М.Е. Ковалевой, А.А. Левицкой, Е.В. Мурюкиной, В.В. Солдатова, А.В. Федорова, И.В. Челышевой, Ю.Ю. Юровой в том или ином объеме анализируется труды С.Н. Пензина. Но, отметим, что во всех этих случаях анализ творчества С.Н. Пензина сделан лишь частично, фрагментарно, и на сегодняшний день в российской науке пока нет целостного аналитического представления медиаобразовательного наследия С.Н. Пензина.

Результаты исследования

В своих трудах С.Н. Пензин огромное значение уделял воспитанию зрителя, тех качеств, которыми он должен обладать. Он предоставил подробную характеристику «идеального» зрителя, исходя из накопленного собственного опыта и анализа практического опыта деятелей в области медиаобразования СССР. Его монография 1987 года «Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы» стала для многих медиапедагогов «настольной книгой», оставаясь востребованной и в настоящее время. Согласно воззрениям С.Н. Пензина, можно выделить следующие основные черты такого идеального зрителя.

В первую группу вошли качества, которые составляют результат общего эстетического воспитания. К ним медиапедагог отнес следующие:

• хороший эстетический вкус;

• неприменимость при восприятии кинопроизведения «зрительских штампов»;

• открытость к восприятию нового, непривычного;

28

• развитая способность к образному восприятию и мышлению;

• передовые эстетические идеалы;

• понимание кинематографа как искусства, в котором жизнь передается через художественное творчество и не является ее зеркальным отражением;

• осознание важности изучения искусства;

• умение видеть и ценить прекрасное в искусстве и окружающей жизни.

Ко второй группе С.Н. Пензин специфических особенностей относятся характеристики человека уже как кинозрителя. Они включают:

• «любовь к кино;

• потребность в серьезном киноискусстве;

• способность адекватно воспринимать фильмы с трёх позиций (в том числе так называемые авторские);

• умение ценить все элементы фильма (а не один лишь сюжет);

• избирательное отношение к кинопродукции, способность осуществлять выбор достойного произведения; умение замечать и первый и второй пласты фильма (и что изображено, и что за этим скрывается, его смысл); интерес к истории кино, регулярное чтение кинопрессы; стремление пропагандировать кино, делиться с другими своими знаниями о нем» [Пензин, 1987, с. 46-47].

В данных характеристиках присутствуют высокие требования, предъявляемые С.Н. Пензиным к эстетическим и этическим качествам. Но они составляют основу образа «идеального зрителя», воспитать которого призвано медиаобразование.

Для реализации своего видения воспитания кинозрителя медиапедагог опирался на интеграцию идей, лежащих в основе этической, эстетической и семиотической теорий медиаобразования. Художественное произведение, писал С.Н. Пензин, «это определенная возможность для усвоения респондентом ранее добытых автором знаний. Кино представляется публике наиболее приближенным к реальности искусством; оно не просто воспроизводит жизнь в максимально подобной ей форме; экранное зрелище создает иллюзию адекватной копии реального мира. Тем не менее, фильм — не документальная фотография, в нем даны не объекты реальной действительности и даже не понятия, а знаки. Чтобы знак «ожил» как понятие, кроме его объективного существования в виде аудиовизуальных данных требуется субъективная способность расшифровать его. Если у зрителя нет ключа для прочтения кинопроизведения, то оно для него — бесполезно» [Пензин, 1987, с. 12].

Основа такого «ключа», которым должна овладеть аудитория, опирается на этическую и эстетическую составляющие. С.Н. Пензин, говоря об отношении к участникам медиаобразовательной деятельности, отмечает следующие постулаты для медиапедагога: «Первое: признавать и ценить духовный мир. Вводить юную личность в него - эстетическая задача. Второе: относиться как к величайшей ценности к жизни других людей, откликаться на их заботы» [Пензин, 1987, с. 7].

Особое отношение прослеживается у С.Н. Пензина и к отбору медиатекстов для занятий киноклуба. Он, наряду с Ю.Н. Усовым, О.А. Барановым, Р.Г. Рабиновичем, Ю.М. Рабиновичем и другими последовательно доказывал, что медиаобразование должно базироваться на киношедеврах, образцах высокого мирового кинематографа, поскольку в таких произведениях заложен эстетический, нравственный потенциал.

Данная позиция находит отражение в трудах Л.С. Выготского [Выготский, 1963], утверждающего, что искусство никогда прямо не порождает практическое действие в человеке, а призвано готовить его к этому действию. То есть эстетические чувства, вызванные, например, кинематографом, не вызывают моментальных поступков,

направляя личность на программирование ее поведения в соответствии с выбранным идеалом.

Отбор фильмов для работы с молодежной аудиторией занимал достаточно важное место в медиаобразовательной концепции С.Н. Пензина. По его утверждению, неподготовленные зрители часто оценивают фильм по принципу «плохой или хороший», отталкиваясь от рассуждений, характеров, поступков его героев. При этом остается «за кадром» и не подвергается анализу авторская концепция, понимание логики построения сюжета кинопроизведения. Именно обращение к фильмам, относящимся к образцам высокого киноискусства, позволяет опираться на триединство задач обучения анализу фильмов (как произведения искусства):

1) освоение авторской позиции, изучение информации, непосредственно связанной с автором (факты из его биографии, творческой деятельности, проблематика, интересующая его и т.д.), как главным носителем эстетического компонента;

2) постижение героя через анализ его характера, ситуации, объяснение логики поступков, совершаемых им — основного носителя этического начала;

3) интеграция полученных в процессе решения двух предыдущих задач знаний, результатом которой становятся качественноиное суждение о фильме.

Рассмотренные задачи, по мнению С.Н. Пензина, неделимы, они возникают и решаются зрителем одновременно.

Медиаобразовательная работа направлена, по мнению С.Н. Пензина, на решение ближайшей и конечной целей. Ближайшая подразумевает предоставление знаний о масс-медиа (на примере киноискусства), развитие умений эстетического восприятия кинопроизведений. Конечная предполагает формирование всесторонне развитой аудитории с помощью масс-медиа, в частности, киноискусства.

Цели кинообразования нашли отражение в разработке задач, представлявших собой двуединство: 1) «раскрывать функциональные возможности и специфические особенности кинематографа перед учащимися и 2) развивать их запросы и интересы познавательного и нравственного порядка» [Пензин, 1987, с. 51].

Безусловно, говоря о портрете зрителя, важно обратиться от воззрений, которые были сформулированы С.Н. Пензиным 30 лет назад, к современности. Насколько актуальны его идеи? Каким видят современного зрителя те, кто сегодня снимает фильмы?

В 2008 годуАссоциацией кинообразования и медиапедагогики России были сформулированы вопросы и разосланы анкеты кинематографистам: актерам, режиссерам, продюсерам. Были получены ответы от В.Ю. Абдрашитова, А.Б. Джигарханяна, Н.Н. Досталя, Н.В. Мордюковой, Д.С. Хитрука и др. Результаты данного анкетирования отражены в монографии Е.В. Мурюкиной [Мурюкина, 2009].

Респондентов, в частности, просили ответить на вопрос о главных качествах зрителей, которые важны для кинематографистов. Все анкетируемые написали о важности самостоятельного мышления аудитории, отмечая, что клиповость сознания не предполагает полноценного восприятия и интерпретации фильмов. При этом респонденты обратили особое внимание в ответах на важность эстетической развитости зрительской аудитории. Значимость задачи воспитания зрителя хорошо понимается кинематографистами. В.Ю. Абдрашитов, представляя портрет «идеального зрителя», наделлил его таким ведущим качеством как душевная отзывчивость. С ним согласен Е.С. Лунгин, говоря о неравнодушной аудитории.

Среди популярных ответов: развитый эстетический вкус, критическое мышление, креативность. Невостребованными остались такие варианты ответа как: всеядность зрителей, а также запас знаний о кинематографе и медиакультуре: «ответившие на вопросы анкеты респонденты являются признанными мастерами в области кинематографии, поэтому им не нужен зритель «всеядный», не понимающий разницы

между интровертивными и экстравертивными кинофильмами, их восприятием, сущностью и т.д.» [Мурюкина, 2009, с. 37].

Таким образом, становится понятна направленность творчества известных российских кинематографистов по отношению к аудитории: им важны эстетические и нравственные качества зрителя, на которые опирался в своей работе и С.Н. Пензин. Можно говорить, что душевная восприимчивость, открытость по отношению к окружающему миру с его разнообразием, существующими проблемами, способствует их пониманию, осмыслению. Из таких качеств душевности складывается нравственность -как отдельной личности, так и целого народа.

Позиция С.Н. Пензина находит отражение и в трудах современных психологов, например, С.К. Бондыревой, Д.В. Колесова. Они отмечают, что психологи часто «преувеличивают роль сознания, представляя его как бы «руководящей силой» для всех проявлений активности индивида, тогда как на самом деле все определяют его потребности, репрезентуемые его желаниями и оснащенные мотивацией и целеполаганием» [Бондырева, 2007, с. 49]. Знаменитый режиссер В.И.Пудовкин [Пудовкин, 1975] указывал на огромную силу воздействия талантливого фильма на человеческую психику. Ее особенность заключается в том, что талантливые авторы способны «разбудить», вызвать чувства у аудитории, тем самым, стимулировав мыслительный процесс у зрителей.

Одним из важных компонентов медиаобразовательной деятельности 1990-2000 годов стало для С.Н. Пензина развитие посредством кинематографа патриотизма аудитории. То есть портрет «идеального» зрителя был бы не полным, если не включал в себя данное качество. Медиапедагог считал, что эффективной форма такого рода развития - постижение культурного наследия своего края, города. Понимая, что в последние десятилетия российский народ в значительной степени потерял «чувство сопричастности» (по И.А. Ильину) к друг другу, Родине, народу, С.Н. Пензин написал серию статей, где раскрывались формы, методики использование культурного потенциала города Воронежа (где жил и работал медиапедагог) в медиаобразовательной деятельности.

Синтез краеведения и медиаобразования ученый объяснял так: «Союз медиаобразования с краеведением и культурологией позволяет решать множество задач. Одна из них связана с воспитанием уважительного отношения к «малой родине», что так высоко ценил Шукшин, - любовь и бережное отношение к родной природе, к своему краю, гордость за достижения земляков, сострадание к тем из них, кто терпит нужду... Обращаясь за примерами к новейшей истории нашего города, я еще и облегчаю себе свой труд: студенты охотно приходят мне на помощь, вспоминают, какие актеры воронежских театров снимались в кино, пишут о них рефераты. Конечно, возможности краеведения небезграничны, с его помощью можно иллюстрировать лишь отдельные темы. Но я убежден, что для медиапедагогики и эта помощь важна, ибо позволяет, опираясь на конкретные и очень близкие студенческой аудитории наглядные примеры, эффективнее развивать общеэстетическую культуру» [Пензин, 2005, с. 35-36].

Так, программа курса «Кино и современность» (занятия студенческого киноклуба) включала просмотр и анализ документальных фильмов известной землячки и ученицы С.Н. Пензина Г.М. Евтушенко («Александр Калягин: монолог о любимых», «Вожди», «Горе уму или Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной портрет в интерьере эпохи», «Где-то я вас видел»). Медиапедагог утверждал, что такие медиаобразовательные занятия киноклуба позволят лучше усвоить студентам тему «Виды кино», убедиться в полезности и необходимости документального кино. Его идеи в использовании медиаобразования для патриотического воспитания детской и молодежной аудитории имеют много сторонников и последователей: А.С. Галченков, Л.А. Иванова, Е.В. Мурюкина, В.В. Солдатов, Ю.Ю. Юрова и др.).

Говоря о медиаобразовании, важно выбрать форму его реализации. В работах С.Н. Пензина, наряду с предлагаемыми им формами (специализированные курсы в вузах, факультативы, интеграция с учебными дисциплинами в школах и университетах и т.д.), особое место занимает медиаклуб. Одно из его достоинств, по мнению С.Н. Пензина, в том, что он несет в себе много функций, среди которых автор выделяет следующие:

1) «кинообразование («роль» своеобразного факультатива, киноуниверситета);

2) пропаганда киноискусства («роль» общественного бюро пропаганды киноискусства);

3) прокат «трудных» фильмов («роль» специализированного кинотеатра);

4) рецензирование фильмов («роль» критика);

5) анкетирование публики («роль» социолога);

6) общение (место встреч и проведения досуга) [Пензин, 1987, с. 126-127]. Безусловно, некоторые из них уже не актуальны, поскольку сегодня, во времена

Интернета, посмотреть «трудный» фильм не составляет сложности. Но основные функции не теряют своей значимости.

По нашему мнению, достоинствами занятий медиаклуба можно считать следующие:

• низкая зависимость данной формы медиаобразовательных занятий от возрастных рамок (эффективность ее применения доказана как в работе со школьниками, так и со студентами, и т.д.);

• творческая активность участников медиаклуба достаточно высока, что поддерживается отсутствием оценочной системы (в ее традиционном понимании «верно-не верно»);

• использование групповых форм работы, что создает сопричастность к общему делу медиаобразования и т.д.;

• активное включение в занятия творческих заданий, в ходе выполнения которых аудитория может отразить свое восприятие фильма или медиатекста как в вербальной форме, но и виде коллажей, рисунков и др.;

• занятия медиаклуба способны эффективно реализовать задачи, поставленные медиапедагогом, направленные на нравственное, этическое развитие аудитории.

Выводы

В своих трудах С.Н. Пензин огромное значение уделял воспитанию зрителя, тех качеств, которыми он должен обладать. Он создал «портрет идеального» зрителя, исходя из собственного опыта и анализа практического деятельности других медиапедагогов. Согласно его точке зрения, можно выделить следующие основные черты такого идеального зрителя. В первую группу вошли качества, которые составляют результат общего эстетического воспитания: хороший эстетический вкус; неприменимость при восприятии кинопроизведения «зрительских штампов»; открытость к восприятию нового, непривычного; развитая способность к образному восприятию и мышлению; передовые эстетические идеалы; понимание кинематографа как искусства, в котором жизнь передается через художественное творчество и не является ее зеркальным отражением; осознание важности изучения искусства; умение видеть и ценить прекрасное в искусстве и окружающей жизни.

Ко второй группе черт «идельного зрителя» С.Н. Пензин относил характеристики человека уже как кинозрителя (любовь к кино; потребность в серьезном киноискусстве; способность адекватно воспринимать фильмы с разных позиций; умение ценить все элементы фильма; избирательное отношение к кинопродукции; умение замечать и первый

и второй пласты фильма; интерес к истории кино, регулярное чтение кинопрессы; стремление пропагандировать кино, делиться с другими своими знаниями о нем.

Итак, наряду с другими качествами и свойствами личности, которые активно развиваются в процессе медиаобразования, С.Н. Пензин особое внимание уделял активности субъекта. Он считал, что личностная активность обеспечивает существование самого акт познания. Мы находим подтверждение его словам в трудах А.Н. Леонтьева: «Процесс отражения является результатом не воздействия, а взаимодействия, то есть результатом процессов, идущих как бы навстречу друг другу. Один из них есть процесс воздействия объекта на живую систему, другой - активность самой системы по отношению к воздействующему объекту» [Леонтьев, 1966, с. 53]. То есть медиаобразование стремится к развитию активности личности по отношению к медиатекстам, в то время как многие медиатексты «массовой культуры» рассчитаны, наоборот, на неразвитую, примитивную аудиторию. Именно этим и объясняется особое внимание С.Н. Пензина к выбору художественно и этически значимых фильмов, в основе которых лежит система философских взглядов автора, нравственные изыскания и т.д.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бондырева С.К. Колесов Д.В. Духовность (психология, социология, семантика). М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: НПО «МОДЕК». 2007. 144 с. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Знание, 1963. 122 с.

Леонтьев А.Н. Понятие отражение и его значение для психологии // Вопросы психологии. 1966. № 12. С. 5062.

Мурюкина Е.В. Диалоги о киноискусстве: практика студенческого медиаклуба. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. 208 с.

Мурюкина Е.В. Медиаобразование старшеклассников на материале кинопрессы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2006. 200 с.

Пензин С. Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. унта. 1987. 176 с.

Пензин С. Н. .. .плюс краеведение и культурология // Медиаобразование. 2005. № 3. С. 28- 37. Пудовкин В. Собрание сочинений Т. 2. М., 1975. 763 с.

Федоров А.В. Медиаобразование: История, теория и методика. Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2001.708 с.

References

Bondyreva, S.K., Kolesov, D.V. (2007). Spirituality (psychology, sociology, semantics). Moscow: MODEK, 144 p. Fedorov, A.V. (2001). Media education: History, theory and methods. Rostov-na-Donu: CVVR, 708 p. Leontiev, A.N. (1966). The concept of reflection and its importance for psychology // Questions of psychology. N 12, pp. 50-62.

Murjukina, E.V. (2006). Media education of pupils on the material of film. Taganrog: Kuchma, 200 p. Murjukina, E.V. (2009). Dialogues on the cinema: the practice of the student media club. Taganrog: Taganrog State Pedagogical Institute, 208.

Penzin, S.N. (1987). Cinema and aesthetic education: methodological problems. Voronezh: Voronezh State University, 176 p.

Penzin, S.N. (2005). ... plus the history and cultural studies //Media Education. N 3. pp. 28-37. Pudovkin, V.I. (1975). Collected works, Vol. 2. Moscow, 1975. 763 р. Vygotsky, L.S. (1963). Psychology of Art. Moscow: Znanie, 1963. 122 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.