Научная статья на тему 'Потенциал идей С. Н. Пензина в нравственно-патриотическом воспитании студентов вузов'

Потенциал идей С. Н. Пензина в нравственно-патриотическом воспитании студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ПЕНЗИН / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ ВУЗОВ / КИНЕМАТОГРАФ / ЦЕЛЬ / ПРИНЦИПЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Березуцкая Д. О.

В статье представлены результаты изучения и анализа медиаобразовательного наследия С.Н. Пензина, потенциала его разработок, направленных на нравственно-патриотическое воспитание студентов вузов. Этого медиапедагога считают одним из адептов этической теории медиаобразования, согласно которой, масс-медиа имеют потенциал и способны формировать моральные качества и принципы детей и молодежи. На это положение опирается цель его медиаобразовательной деятельности, заключающаяся в приобщении аудитории к определенной этической модели поведения в процессе изучения этических аспектов медиатекстов. С.Н. Пензин в медиаобразовательной деятельности разделял ближайшую и конечную цели: к ближайшей он относил помощь студенческой молодежи в эстетическом восприятии кинопроизведений; конечная цель медиаобразования заключалась в формировании всесторонне развитой личности на материале киноискусства. Одним из важных достижений С.Н. Пензина стала разработка медиаобразовательных принципов. Он считал, что медиаобразовательная работа со студентами должна опираться как на общедидактические принципы (относящиеся к эстетическому воспитанию средствами киноискусства и медикультуры), так и на собственно медиаобразовательные принципы: принцип изучения кино в системе искусств, а не изолированно от них; принцип единства рационального и эмоционального в эстетическом восприятии киноискусства;принцип бифункциональности эстетического самовоспитания. С.Н. Пензин последовательно доказывал, что актуальность медиаобразования и его воспитательного потенциала не ослабела, а интерес детей и молодежи к масс-медиа только возрастает. Сегодня его идеи могут широко использоваться в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Потенциал идей С. Н. Пензина в нравственно-патриотическом воспитании студентов вузов»

История медиаобразования Media Literacy Education History

Потенциал идей С.Н. Пензина в нравственно-патриотическом воспитании студентов вузов

Д.О. Березуцкая, Южный Федеральный Университет, Таганрог, Россия, кафедра лингвистического образования,

преподаватель, Таганрог, Некрасовский пер., 44, darya 75@yandex. т

Аннотация. В статье представлены результаты изучения и анализа медиаобразовательного наследия С.Н. Пензина, потенциала его разработок, направленных на нравственно-патриотическое воспитание студентов вузов. Этого медиапедагога считают одним из адептов этической теории медиаобразования, согласно которой, масс-медиа имеют потенциал и способны формировать моральные качества и принципы детей и молодежи. На это положение опирается цель его медиаобразовательной деятельности, заключающаяся в приобщении аудитории к определенной этической модели поведения в процессе изучения этических аспектов медиатекстов. С.Н. Пензин в медиаобразовательной деятельности разделял ближайшую и конечную цели: к ближайшей он относил помощь студенческой молодежи в эстетическом восприятии кинопроизведений; конечная цель медиаобразования заключалась в формировании всесторонне развитой личности на материале киноискусства. Одним из важных достижений С.Н. Пензина стала разработка медиаобразовательных принципов. Он считал, что медиаобразовательная работа со студентами должна опираться как на общедидактические принципы (относящиеся к эстетическому воспитанию средствами киноискусства и медикультуры), так и на собственно медиаобразовательные принципы: принцип изучения кино в системе искусств, а не изолированно от них; принцип единства рационального и эмоционального в эстетическом восприятии киноискусства;принцип бифункциональности эстетического самовоспитания. С.Н. Пензин последовательно доказывал, что актуальность медиаобразования и его воспитательного потенциала не ослабела, а интерес детей и молодежи к масс-медиа только возрастает. Сегодня его идеи могут широко использоваться в России.

Ключевые слова: Пензин, медиаобразование, нравственное, патриотическое воспитание, студенты вузов, кинематограф, цель, принципы.

Potential ideas of S. N. Penzin in moral and patriotic education of university students

D.O. Berezutskya, Southern Federal University, Taganrog, Russia, the Department of language education, Tagnarog, Nekrasovskiy, 44, darya 75@yandex. ru

Abstract.The article presents the results of the study of media education heritage of S.N. Penzin, potential of its development aimed at the moral and patriotic education of students. The media is considered one of the founders of ethical theory, according to which the media have the potential and are capable of forming ethical qualities students. S.N. Penzin media education activities in the shared immediate and ultimate goal: to the nearest he took the help of students in aesthetic perception of films; the ultimate goal of media education was the formation

of a fully developed personality on the material of cinema. One of the important achievements ща S.N. Penzin has been the development of media education principles. He believed that media education work with students should be based on actually media education principles: the principle of media studies in the system of arts; the principle of unity of the rational and emotional in the aesthetic perception; the principle of bifunctionality aesthetic self-education. S.N. Penzin has consistently argued that the relevance of media education and its educational potential is not weakened, and the interest of students to media increases. Today, his ideas can be widely used in Russia.

Keywords: Penzin, media education, moral, patriotic education, education, film, goal, principles.

Введение

В Советском Союзе активно развивалась такая отрасль педагогики как медиаобразование, деятельность которого была направлена на всестороннее развитие личности, ее нравственных идеалов, патриотического чувств, эстетического вкуса и т.д.

Одним из основателей отечественной медиапедагогики был С.Н. Пензин, который с на протяжении нескольких десятков лет последовательно разрабатывал и реализовывал медиаобразовательные модели: как для студентов вузов, школьников, так и для широких слоев аудитории. В своей деятельности ученый опирался на эстетические, культурологические, этические идеи и концепции.

Несмотря на трансформацию целевых установок в отечественном образовании (со второй половины 1980-х годов ХХ века и далее), С.Н. Пензин последовательно доказывал, что актуальность медиаобразования и его воспитательного потенциала не ослабела, а интерес детей и молодежи к масс-медиа только возрастает. Сегодня его идеи, опирающиеся на эстетическое, духовное развитие детей и молодежи, формирование навыков критического анализа медиатекстов, имеет много сторонников в нашей стране.

Они реализуются в медиаобразовательной деятельности таких российских медиапедагогов (Л.М. Баженова, О.А. Баранов, Е.В. Мурюкина, В.В. Солдатов, А.В. Федоров, Г.Ю. Франко, И.В. Челышева и мн. др.). С другой стороны, в последние годы в нашей стране активно развивается направление медиаобразования, ориентированное на развитие информационной компетентности личности (Н.И. Гендина, И.М. Дзялошинский, И.В. Жилавская и др.).

Но стоящие перед молодежью нашей страны проблемы взаимодействия с масс-медиа (манипулирование сознанием, некритическое отношение к медийной информации, выражающееся в излишнем доверии к материалам, сообщенным по медиаканалам, формирование нравственных и эстетических стереотипов, не свойственных россиянам и пр.), отражают важность обращения сегодня к медиапедагогическому наследию С.Н. Пензина.

Мы считаем, что в современных российских образовательных и социокультурных реалиях медиаобразовательное наследие С.Н. Пензина нуждается в историко-педагогическом анализе, изучении методолого-теоретических основ его деятельности, определение роли кинематографа в нравственно-патриотическом воспитании студентов вузов.

39

Материалы и методы исследования

Постановка проблемы исследования определяется следующими противоречиями:

- между огромным теоретическим потенциалом в нравственно -патриотическом воспитании студентов вузов, содержащемся в медиапедагогическом наследии С.Н. Пензина, и его недостаточной изученностью в российской науке;

- между практическими разработками С.Н. Пензина в области нравственно-патриотического воспитания студентов вузов с использованием кинематографа и их слабым внедрением в образовательное и воспитательное пространство вуза.

Решение данных противоречий позволит ответить на проблемные вопросы: В чем заключаются современные предпосылки к изучению медиапедагогического наследия С.Н. Пензина? Каковы перспективы использования медиапедагогического наследия С.Н. Пензина в нравственно-патриотическом воспитании студентов вузов?

Мы опираемся на следующие методологические подходы и принципы:

- деятельностный принцип (А.Н. Леонтьев отмечал, что каждое новое поколение для овладения достижениями человеческой культуры должно осуществить деятельность, аналогичную (но не тождественную) той, которая стоит за ними);

- антропологический подход, сущность которого, по мнению Б.М.Бим-Бада, складывается из трех составляющих: человековедение вообще и педагогическое в частности; воспитание личности личностью; воспитание человека обществом и общества - человеком; историко-педагогический подход, состоящий из двух предметных зон - практики образования и педагогических знаний.

Методологию нашего исследования составляют философские положения о взаимообусловленности, целостности и связи явлений действительности, единства исторического и логического в познании; концепция диалога культур (М.М. Бахтина, В.С. Библера), концептуальные положения теорий Ю.М. Лотмана, И.А. Ильина, А.С. Панарина и др. К методам исследования мы относим: изучение научной литературы по философии, педагогике, психологии, журналистике, социологии, культурологии, искусствоведению; историко-педагогический и компаративный анализ, синтез, обобщение, классификация, теоретическое моделирование.

Заявленные методы позволяют решить следующие задачи: • определить сущность нравственно-патриотического воспитания студентов в образовательном пространстве вуза;

• изучить теоретико-методологические основы медиаобразовательной деятельности С.Н. Пензина;

• выявить функциональную нагрузку и роль кинематографа в медиаобразовательном наследии С.Н. Пензина;

• реконструировать медиаобразовательную модель С.Н. Пензина для студентов вузов;

• синтезировать идеи, формы, методы нравственно-патриотического воспитания студентов вузов, разработанные С.Н. Пензиным, актуальные в настоящее время;

• разработать рекомендации по использованию медиапедагогического опыта С.Н. Пензина в нравственно-патриотическом воспитании студентов вузов.

Дискуссия

Деятельность медиапедагога С.Н. Пензина анализировалась (правда, очень кратко) уже при его жизни в трудах таких ученых как И.В. Вайсфельд, Е.В. Мурюкина, Г.А. Поличко, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, И.В. Челышева и др. Так, Ю.Н. Усов [Усов, 1988] рассматривал особенности медиаобразовательного опыта С.Н. Пензина, определив его ценностно-смысловую нагрузку, рассмотрев основные концептуальные положения и т.д. Но проведенное исследование не имело цели выявить специфические черты медиаобразовательной деятельности медиапедагога, а было направлено на определение закономерностей отечественного медиаобразования, выявление признаков его системности, унифицированности основных положений и идей, разнообразных методик у медиапедагогов нашей страны.

А.В. Федоров в своей монографии [Федоров, 2001, с. 134-142] также писал о медиаобразовательном опыте С.Н. Пензина (были освещены различные аспекты деятельности кинопедагога, включающие его краткую биографию; работу с различной аудиторией: школьниками, студентами, массовым зрителем, для которых был организован киноклуб; презентацию основных книг медиапедагога и пр.).

В работе И.В. Челышевой были представлены ключевые фигуры российского медиаобразования ХХ века, среди которых и С.Н. Пензин. Автор выделила некоторые компоненты его медиаобразовательной модели, но безотносительно к возрастному критерию, социальному статусу аудитории, не акцентировав внимание на специфике выбора методик, средств; определении целей и задач и пр. [Челышева, 2006].

Е.В. Мурюкина также обращалась к анализу опыта медиаобразования С.Н. Пензина. В ее исследовании была раскрыта сущность деятельности ученого, предпринята попытка сравнительного анализа с другим медиапедагогом - О.А. Барановым, выявлены сходства и различия их

медиаобразовательных моделей относительно целей, задач, содержания, основных изучаемых разделов и пр. [Мурюкина, 2006].

Эти и другие научные работы характеризуют интерес к медиаобразовательному опыту С.Н. Пензина, актуальность идей, теоретических положений, организационных форм, содержательных компонентов и т.д. В тоже время, необходимо отметить, что изучение медиаобразовательного наследия С.Н. Пензина не стало темой для самостоятельного исследования в отечественной педагогике. Частота обращения к трудам медиапедагога позволяет нам говорить о востребованности и актуальности его идей в современном образовательном пространстве, что находит отражение, в том числе, на сайте www.elibrary.ru, где количество цитирований С.Н. Пензина приближается к 500, а Индекс Хирша равен шести.

Результаты исследования

С.Н. Пензин в качестве основных концепций медиаобразования опирался на культурологическую, эстетическую и этическую теории. Также в его трудах можно найти отражение элементов идеологической теории, поскольку она была обязательным компонентом советского образования политической системы.

Один из известных отечественных медиапедагогов и исследователей в области медиаобразования - А.В. Федоров [Федоров, 2001, 2011] в своей монографии отмечает, что С.Н. Пензина можно считать одним из основателей этической теории медиаобразования, согласно которой, масс-медиа способны формировать нравственные качества детей и молодежи. На это положение опирается цель медиаобразовательной деятельности, заключающаяся в приобщении аудитории к определенной этической модели поведения в процессе изучения этических аспектов медиатекстов. С.Н. Пензин настаивал, что только «слияние эстетического воспитания с нравственным вырабатывает у молодого человека гибкость и подвижность взгляда, необходимые для полного восприятия современного искусства» [Пензин, 1987, с. 7].

С.Н. Пензин был согласен с мнением И.А. Ильина, согласно которому культура выступает как «онтологическая основа жизнедеятельности любого народа и его самосознания. Вот почему нельзя формально представлять культуру как нечто материальное, необходимо различать культуру и цивилизацию... Культура духовна, первична, творчески целенаправленна, органична, она касается внутреннего мира, самого значительного в нем, святого, главного; цивилизация технична, вторична, механистична, вещественно и инструментально создаваема, она касается более внешнего, полезного, материального, второстепенного» [Ильин, 1996, с. 592]. В идентичности позиций двух ученых мы видим отражение культурологической теории. Это подвело медиапедагога к выводу о

42

необходимости использования в медиаобразовательной работе исключительно высоких образцов киноискусства, поскольку они обращены к внутреннему миру человека, способствуют его становлению, совершенствованию.

С.Н. Пензин в медиаобразовательной деятельности разделял ближайшую и конечную цели. К ближайшей он относил помощь студенческой молодежи в эстетическом восприятии кинопроизведений. Конечная цель медиаобразования заключалась в формировании всесторонне развитой личности на материале киноискусства.

С.Н. Пензиным были сформулированы следующие задачи медиаобразовательной модели для учащейся молодежи:

образовательная, направленная на формирование знаний в области кинематографа и медиакультуры вообще. Результатом решения первой задачи становится «понимание человеком необходимости изучения истории и теории кино, умение ориентироваться во всех элементах фильма, правильно воспринимать любые фильмы, избирательное отношение к кинорепертуару и другие черты)» [Пензин, 1987, с. 47-48];

обучающая, предполагающая формирование умений и навыков в области медиакультуры. Критериями освоения этой задачи С.Н. Пензин считал: «отсутствие «штампов» восприятия, способность к образному мышлению, умение восторгаться прекрасным, регулярное чтение кинорецензий,способность размышлять над увиденным, потребность делиться с другими своими знаниями, пропагандировать киноискусство» [Пензин, 1987, с. 48];

воспитательная задача, направленная на привитие студентам гуманистических этических и эстетических идеалов, художественного вкуса и т.д.

Как мы видим, задачи, сформулированные С.Н. Пензиным, напрямую соотносятся с потребностной сферой личности. При этом он опирался [Пензин, 1987] на теорию Г. Гегеля, отмечавшего, что необходимость осознания человеком своего внутреннего мира выражается через потребность в искусстве: Г. Гегель так писал об этом: «всеобщая потребность в искусстве проистекает из разумного стремления человека духовно осознать внутренний и внешний мир, представив его как предмет, в котором он узнает свое собственное «я». Эту потребность в духовной свободе он удовлетворяет, с одной стороны, тем, что он внешне воплощает для себя — бытие и, удваивая себя, делает наглядным и познаваемым для себя и для других то, что существует внутри него. В этом состоит свободная разумность «человека, из которой проистекает как искусство, так и всякое действие я знание» [Гегель, 1968, с. 38].

Одним из важных достижений С.Н. Пензина стала разработка медиаобразовательных принципов (они опирались на особенности

кинематографа как синтетического искусства, специфику работы с медиатекстами и т.д.). Он считал, что медиаобразовательная работа со студентами должна опираться как на общедидактические принципы (относящиеся к эстетическому воспитанию средствами киноискусства), так и на собственно медиаобразовательные принципы.

Итак, в своей монографии [Пензин, 1987] сформулировал и представил характеристику частных медиаобразовательных принципов:

1) «принцип изучения кино в системе искусств, а не изолированно от них» [Пензин, 1987, с. 65]. С.Н. Пензин обоснованно считал, что киноискусство необходимо изучать не только в процессе сравнительного анализа с другими искусствами (театром, литературой, живописью, музыкой и т.д.), в комплексе с этикой и эстетикой, что способствует всестороннему развитию личности;

2) «принцип единства рационального и эмоционального в эстетическом восприятии киноискусства» [Пензин, 1987, с. 66]. С.Н. Пензин считал, что эстетическое воспитание и самовоспитание во многом идентичные понятия. Свою позицию он подкреплял мнением известного драматурга В. Розова [Розов, 1986], который утверждал, что через искусство человек видит самого себя, тем самым оно выступает в качестве одного из главных факторов самовоспитания. И.В. Вайсфельд [Вайсфельд, 1988] называл этот процесс «я сам», отмечая, что он должен относиться ко всем сферам приобщения человека к искусству и осознанию его. То есть медиаобразовательная деятельность С.Н. Пензина включала не только получение студентами знаний о киноискусстве, но и способствовала актуализации их потребности к самовоспитанию;

3) «принцип бифункциональности эстетического самовоспитания, когда эстетическое чувство проясняет этическое» [Пензин, 1987, с. 70]. С.Н. Пензин убедительно доказывал, что неумение проникнуть в эстетическую сущность кинопроизведения не оставляет возможности зрителю понять его нравственное содержание в полном объеме, сформировать собственное суждение о поступках героев, выявить авторскую концепцию.

В монографии «Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы», опубликованной в 1987 году [Пензин, 1987], С.Н. Пензин указывал на одну из своих ошибок (в начале медиаобразовательной деятельности), заключавшуюся в опоре на имманентное эстетическое воспитание студентов, не предусматривающем патриотический и нравственный аспекты. Но в процессе теоретического и практического анализа ученый выявил неразрывные связи нравственного, патриотического и эстетического воспитания. Понимание этих прочных взаимосвязей и помогло сформулировать С.Н. Пензину третий принцип кинообразования, «изучение отдельных фактов теории и истории кино — не самоцель, а средство для формирования эстетического идеала, который тесно связан с

нравственным идеалом. Именно они послужат критерием, с помощью которого зритель сможет оценивать любой фильм» [Пензин, 1987, с. 71].

В качестве основных форм работы С.Н. Пензин опирался на групповые и коллективные. Можно предположить, что это было предопределено опорой на принцип коллективизма, актуального для советского периода. И мы находим доказательства эффективности таких форм деятельности в трудах современных методологов образования. Так, Е.П. Белозерцев [Белозерцев, 2004] считает, что коллективные формы работы - это проявление российского менталитета. «Ее также можно было бы назвать соборностью, а в советский период она именовалась коллективизмом» [Белозерцев, 2004, с. 66].

Менталитет определяется Б.С. Гершунским как духовная субстанция, «по сути, квинтэссенция культуры народа. В нем фиксируются наиболее существенные, исторически сложившиеся особенности мировосприятия, мировоззрения и мироощущения того или иного человеческого сообщества, глубинные основания индивидуального и общественного сознания, поступков и поведения. Ментальные ценности обладают повышенной устойчивостью, и инерционностью, противодействуя насильственным деформациям, ... допуская лишь эволюционный путь сколько-нибудь существенных и, тем более, необратимых изменений. В то же время стабильность, устойчивость менталитета не являются абсолютными» [Гершунский, 1998, с. 18]. Итак, российский менталитет исторически общинный, соборный, поскольку сформирован «под влиянием Православной церкви и русской деревенской общины» [Белозерцев, 2004, с. 66]. Поэтому коллективные и групповые формы медиаобразовательной работы со студентами будут эффективными.

И.И. Фришман [Фришман, 2002] выделяет следующие типы ценностных ориентаций:

- совместный труд души (опора на чувства взаимопереживания сочувствия, солидарности);

- совместное познание, предполагающее взаимопонимание в процессе освоения законов человеческого общества и природы;

- совместная радость поиска, направленная на открытие не познанного ранее.

В медиаобразовательной деятельности С.Н. Пензина мы находим отражение всех типов ценностных ориентаций, проявляющиеся в совместной деятельности: учителя - ученика, ученика - ученика. Для их развития необходима опора коллективные формы работы и игровую деятельность, диалогическое общение с аудиторией.

Выводы

Современная действительность как в нашей стране, так и в мировом сообществе достаточно динамична. Мы постоянно сталкиваемся с вызовами

45

времени, распространяющимися на различные сферы: политику, экономику, культуру, коммуникацию. Среди таких вызовов можно особо выделить резко увеличивающееся влияние масс-медиа на сознание, поведение, ценностные установки людей, особенно молодого поколения. Многими учеными еще с середины ХХ века такая ситуация предполагалась, что в педагогике нашло отражение в развитии медиаобразования. Одним из его основателей и выдающихся представителей стал С.Н. Пензин. Он последовательно доказывал, что медиатексты необходимо активно использовать в воспитании и образовании студентов вуза не только в качестве технических средств обучения, но и как самостоятельные единицы.

Настоящее время характеризуется как период перемен и стимулирует к осмысленному развитию как общества в целом, так и его отдельных сфер, включающих образование. Это диктует необходимость разработки принципиально новых педагогических учений, способных представить более глубокое понимание основ современного обучающего процесса, а также предполагает переосмысление тех из них, в которых были обоснованы новые подходы к пониманию воспитания и образования.

Медиапедагогическое наследие С.Н. Пензина, на наш взгляд, отвечает воспитательным и образовательным задачам современного вуза. Изучение и анализ медиапедагогического наследия С.Н. Пензина убеждает нас в актуальности и эффективности использования его идей, методик.

Литература

Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций. СПб: Юридический центр Пресс, 2004. 704 с.

Бим-Бад Б.М. Психология и педагогика: просто о сложном. Популярные очерки и этюды. М.: Изд-во

МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. 144 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Знание. 352 с.

Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. унта, 1987. 176 с.

Пензин С.Н. Кино как средство воспитания. Воронеж: ВГУ, 1973. 152 с.

Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2001. 708 с. Фришман И.И. Развитие идеи игрового взаимодействия в условиях детских общественных объединений последних десятилетий ХХ века // Развитие личности, 2002. № 1. С. 255-266.

References

Belozertsev, E. P. Education: a historical and cultural phenomenon. A course of lectures. St. Petersburg: Law center Press, 2004. 704 р.

Bim-Bad, B.M. Psychology and pedagogy: just about the complex. Essays and studies. Moscow: Publishing house MPSI; Voronezh: MODEK, 2010. 144 p.

Fedorov, A.V. Media education: history, theory and methods. Rostov: CVVR, 2001. 708 p.

Frishman, I.I. Development of the idea of in-game interactions in children's public associations of the last decades of the XX century // Personality Development, 2002. № 1, pp. 255 - 266. Leont'ev, A.N. Activity. Consciousness. Personality. Moscow: Znanie. 352 p.

Penzin, S.N. Cinema and aesthetic education: methodological problems. Voronezh: Publishing house of Voronezh. University press, 1987. 176 p.

Penzin, S.N. Cinema as a means of education. Voronezh: Voronezh state University, 1973. 152 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.