КИНОКЛУБ КАК СРЕДСТВО МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ (на примере деятельности киноклуба Национального технического университета Украины)
М. Высочинская, студентка Национального технического университета Украины
Аннотация. В статье проанализирована деятельность киноклуба НТУУ «<КПИ». Исследованы образовательные возможности кино. Представлены основные модели кинотерапии. Рассмотрена специфика работы киноклуба как средства медиаобразования студентов технического вуза.
Ключевые слова: киноклуб, медиаобразование, университет, студенты.
Film Club as the Means of Media Education of Technical University
Students
Marina Vysochinska, Students of National Technical University (Ukraine)
Abstract. The article analyzes the activities of film club and educational opportunities of cinema. The author consider the specifics of film club as a means of media education of technical university students.
Key Words. Film club, media education, university, students.
Среди основных условий развития процесса медиаобразования А.В. Федоров выделяет общую ориентацию на развитие личности, включая формирование эстетического сознания, художественного восприятия и вкуса [Федоров, 2001; Федоров, 2009]. Главной целью эстетически ориентированного медиаобразования исследователи считают развитие эстетического сознания, творческих возможностей личности. В период 1960-х - 1970-х активно действовали любительские киностудии, школьные кинотеатры и театры, фестивали любительских фильмов [Федоров, 1990], что позволило наметить новые перспективы эстетического воспитания на материале кино.
Эстетическая теория медиаобразования стала популярной на Западе в 1960-е. Но, начиная с 1970-х, она стала интенсивно терять популярность из-за таких теорий медиа-образования как теория развития критического мышления, семиотическая и культурологическая теории, авторы и последователи которых считают, что художественная сфера медиа не является самой важной в современном мире. Большинство учебных программ медиакультуры сегодня сочетает сферу художественного, экспериментального, аналитического медиаобразования с практическим.
На современном этапе все большую популярность приобретает применение в медиаобразова-
тельных целях кинотерапии " новейшей технологии, которая является разновидностью арт-терапии и использует воспитательную функцию искусства. Кинотерапия - своего рода форма рефлексии относительно киносюжета. Именно в развитии этой рефлексии состоит образовательный эффект. Среди преимуществ кинотерапии можно отметить ее действенность, которая обеспечивается путем тесной взаимосвязи кино с другими видами искусства, литературой и психологией.
Современные технологии позволяют каждому из нас в виртуальном мире реализовать собственные творческие идеи, расширить возможности познания мира. Потенциал медиакультуры в современном образовательном пространстве определяется широким спектром развития человеческой личности: эмоций, интеллекта, самостоятельного творческого и критического мышления, мировоззрения, эстетического сознания, активизации знаний. В теории киноискусства наблюдается постоянное обращение исследователей к проблеме связи кинематографа с реальностью, хотя сама реальность воспринимается ими по-разному. Так, например, понятие реальности получает особое значение в русле феноменологической кинотеории (М. Мерло-Понти, Г Марсель и др.), где кино рассматривается как определенный способ открытия реальности, «меняющихся видений», неподвластных рациональному познанию или как воспроизведение реальности в чистом виде.
Образовательные возможности кино разнообразны: от экологи-
чески-воспитательных до исторических и философских. Демонстрация фильмов расширяет знания о мире, формирует гуманное отношение к природе, открывает завесы истории, позволяет осуществлять адекватную оценку социокультурных реалий, способствует преодолению религиозно-политических конфликтов и прививает гражданские чувства. По мнению О.А.Баранова, кинообразование должно «расширить эстетическое восприятие, обратив внимание студентов на многослойную структуру кинопроизведения (в частности, сочетание изображения, слова, музыки, движения), помочь выработать как можно точнее (в идеале " адекватное) понимание сложного кинематографического языка, познакомить с «условиями игры», без знания которых не существует ни фильма, ни кинозрителя, ни просто культурного человека [Баранов, 1976]. Решение этих задач возможно только в условиях коллективной увлеченности экраном, в атмосфере дружеского общения, споров, обмена знаниями и мнениями, в психологическом климате совместного творческого познания.
Киноклубы при вузах приобретают все большую популярность. С марта 2008 года активно функционирует киноклуб Национального технического университета Украины «КПИ». Просмотр фильмов проводят раз в неделю. Репертуар " ретро. Основатель и куратор киноклуба Станислав Данилишин, выпускник этого вуза (2008) собрал внушительную киноколекцию " почти тысячу фильмов.
Организаторы кинопоказов пытаются объединять несколько филь-
мов в целые программы-фестивали, которые транслируют на протяжении месяца. Существуют две модели кинопросмотра. Первая ориентирована на восприятие экранной среды как «чужого мира», к которому в реальности человек приобщиться в принципе не может. Опираясь на эту модель, массовая продукция кино и телевидения стремится отвлечь аудиторию от жизненных проблем, приучить ее потреблять развлекательное кино. Вторая модель предполагает эмоциональную сопричастность зрителя к тому что показывают на экране. Такая модель позволяет молодежи знакомиться с авторским кинематографом, воспитывает потребность в искусстве, правдиво отражающем жизненные проблемы. Задача киноклуба " воспитать культурное поколение зрителей, которые бы понимали, что кино " это не просто развлечение. Киноклуб стремится переориентировать студентов на эстетическое восприятие художественных произведений, с которыми их знакомит экран. Программу киноклуба составляют организаторы. Иногда фильмы демонстрируют по желанию студентов.
Показы разбиваются на тематические циклы, которые объединяются по стилю, тематике, авторам, периодам или странам производства. Здесь показывают кино трех линий: фестивальное, зарубежная классика и отечественное. В рамках фестивального кино проходил вечер украинского короткого метра, где транслировали короткометражные ленты «Против солнца», «Шел трамвай 9», «Нищета», «Попутчики», «Папа» и «Блуждая между». Среди
зарубежной классики в киноклубе демонстрировали ретроспективу работ Ларса Фон Триера, классику немецкого кино «Берлин. Симфония большого города» (Вальтера Рутменна, 1927 г), «Триумф воли» (Лени Рифеншталь, 1934), американскую ленту «Коммивояжер» (Альберт и Дэвид Майзелсы, 1969). Советское и украинское кино было предствлено фильмами «Человек с киноаппаратом» (Дзига Вертов, 1929), «Обыкновенный фашизм» (Михаил Ромм, 1965), «Замки Украины» (Артем Сухарев, 2006).
Киноклуб не имеет четкой концепции. Кроме классики " украинской и мировой, показывают дебютные работы молодых режиссеров. Если показывают классику мирового кино, то чаще приглашают лектора, который после просмотра комментирует фильм, рассказывает об особенностях съемки и историко-культурной ценности фильма. На сеансы приглашают режиссеров, которые рассказывают о том, как на современном этапе происходит процесс съемок. В частности, киноклуб посетили Александр Усик, снявший «Крылья» и «Дьявольскую теорему», Артем Сухарев и Никита Ратников («На Грани»), дважды на встречи со студентами приходили герои фильмов «С табуретом».
Анализ фильмов в киноклубе представлен несколькими направлениями. Это, например, анализ истории создания фильма, сюжета и характеров, психологии героев, анализ кино как формы литературы. Используется и анализ фильма как отражение субъективности его автора. Определяющим здесь является тезис, что художник будто
дополняет себя в созданном им художественном продукте, поэтому историю жизни автора можно изучать как «историю пациента». Интересен также анализ восприятия фильма аудиторией: как каждый отдельный зритель воспринимает переживания киногероев.
Специфика работы киноклуба в контексте медиаобразования состоит в том, что через киносеансы происходит обособление личности от мира вещей и семантической автономии, но при этом сохраняется связь с феноменальной действительностью, в рамках которой создано кино. Через пространство кино студент непосредственно познает мир, культурологические и исторические аспекты жизнедеятельности, структурируя фильм при этом как мифологическое повествование (нарратив).
Литература Баранов О. А. Основи юномистецтва в школi. Киев,1976.
Федоров А. В. Видеоспор: кино — видео — молодежь. Ростов, 1990. Федоров А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М.: Изд-во МОО «Информация для всех», 2009. 234 с. Федоров А В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: Изд-во ЦВВР, 2001. 708 с.
References Baranov O.A. Basics of film education in school. Kiev, 1976.
Fedorov A.V. Video Discussion: cinema - video - youth. Rostov, 1990. Fedorov A.V. Media Education: past and now. Moscow: Information for All, 2009. 234 p.
Fedorov A.V. Media Education: history, theory and methods. Rostov: CVVR, 2001. 708 p.