Научная статья на тему 'Современные киноклубы как потенциальные центры медиаобразования'

Современные киноклубы как потенциальные центры медиаобразования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
331
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАКУЛЬТУРА / КИНООБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / КИНОКЛУБЫ / MEDIA CULTURE / FILM EDUCATION / MEDIA EDUCATION / FILM CLUBS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Леготина Наталья Александровна, Алексеев Валерий Александрович

В статье рассмотрен отечественный опыт кинообразования и современное состояние киноклубов на примере клуба-лектория по мировому и отечественному кинонаследию «КИНОлоция» Курганского государственного университета, предложены подходы и перспективы организации медиацентра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN FILM CLUBS AS POTENTIAL CENTERS OF MEDIA EDUCATION

In the article the native film education experience and the current state of film societies on the example of the club, a lecturer in international and native cinema heritage “KINOlotsiya” of Kurgan State University has been considered; the approaches and prospects of organizing media center have been suggested.

Текст научной работы на тему «Современные киноклубы как потенциальные центры медиаобразования»

СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ. ФИЛОСОФИЯ

Н.А. Леготина, В.А. Алексеев Курганский государственный университет

УДК 37.5(47)

СОВРЕМЕННЫЕ КИНОКЛУБЫ КАК ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрен отечественный опыт кинообразования и современное состояние киноклубов на примере клуба-лектория по мировому и отечественному кинонаследию «КИНОлоция» Курганского государственного университета, предложены подходы и перспективы организации медиацентра.

Ключевые слова: медиакультура, кинообразование, медиаобразование, киноклубы.

N.A. Legotina, V. A. Alekseev Kurgan State University

MODERN FILM CLUBS AS POTENTIAL CENTERS OF MEDIA EDUCATION

Annotation

In the article the native film education experience and the current state of film societies on the example of the club, a lecturer in international and native cinema heritage "KINOlotsiya" of Kurgan State University has been considered; the approaches and prospects of organizing media center have been suggested.

Keywords: media culture, film education, media education, film clubs.

ВВЕДЕНИЕ

Возрастание роли медиакультуры в современном обществе приводит к осознанию необходимости углубленного изучения современных средств массовой коммуникации, и особенно кинематографа как ведущего массового искусства, в образовательных учреждениях различного уровня. Для построения современной модели кинопедагогики и медиаобразования важно, используя мировой и отечественный опыт, актуализировать его применительно к современным социокультурным условиям.

Первый опыт кинообразования в нашей стране относится к 1920-1930-м годам ХХ в. В это время на

первое по популярности место выходит такой вид массовой коммуникации, как кинематограф. Уже тогда некоторые педагоги пытались вести работу, связанную с просмотром и обсуждением фильмов, однако она не была систематической и оставалась в основном на вне-учебном уровне.

В 1930-е годы многие школы комплектуются кинопроекторами, что позволяет создать базу для систематического кинообразования, однако Великая Отечественная война положила конец этому начинанию. В 1940-е и 1950-е годы практически не предпринималось попыток создать какую-либо завершенную систему кинообразования.

1960-е годы характеризуются появлением первых киноклубов, целью которых становится не только просмотр, но и обсуждение, анализ просмотренных фильмов. Эта форма работы становится популярной не только среди щкольников, но и среди педагогов.

Существующие модели кинообразования сложились в основном в 1960-80-е годы. В это время были разработаны факультативные курсы по киноискусству для школ и педагогических институтов, организовывались практические и научные семинары по кинообразованию в различных регионах страны.

Первые диссертационные исследования по кинообразованию школьников появились в 1966 г. Это работы А.С. Карасик, Р.Г Рабиновича и Ю.М. Рабиновича [1; 2; 3]. А.В. Шариков связывает появление этих исследований, во-первых, с возникновением объективных условий для кинообразования (кинофикация школ, появление филиалов кинотеатров в школах, развитие форм и методов кинообразования и др.), а во-вторых, с хорошо развитой теоретической базой самой кинематографии [4, 34-35]. На наш взгляд, можно назвать и такую достаточно очевидную причину, как осознание возрастающей роли кинематографа в жизни школьников и стремление научить их пониманию особенностей выразительных средств экрана с целью более глубокого понимания просмотренных фильмов.

В 1970-е годы наряду с факультативными занятиями по кинообразованию были предприняты попытки включить киноискусство в число обязательных предметов. Группа исследователей под руководством профессора И.В. Вайсфельда создает первый официально принятый курс «Основы киноискусства» для старших классов средней школы, включенный в список рекомендованных школе факультативов [5, 92-103]. И.В. Вайсфельд также ссылается на опыт эстонского педагога Л.К. Раундсепп и приводит фрагмент ее программы по обязательному изучению театрального и киноискусства в 5-8 классах [6, 14-15]. Однако характеризуя кинообразование 70-х годов в целом, И.В. Вайсфельд употребляет словосочетание «островное кинообразование», так как оно было прежде всего авторским, т.е. связанным с именами педагогов-новаторов, каждый из которых создал свою местную кинопедагогическую школу.

В 1970-1980-е годы в работах таких педагогов, как Ю.Н. Усов, А.С. Строева, И.С. Левшина, закладываются теоретические основы кинообразования.

В 1990-е годы появление видеотехники сделало процесс кинообразования более простым и доступным: во-первых, появилась возможность получить в свое распоряжение практически любые фильмы, во-вторых, возможность самостоятельного творчества.

К сожалению, многие из идей, подходов и рекомендаций, предложенных основоположниками кинообразования в нашей стране, не были реализованы до конца. Кроме того, социокультурная ситуация в стране настолько изменилась за прошедшие годы, что необходимо рассмотрение проблем кинообразования в более широком контексте.

Основной проблемой середины 1990-х годов стало массовое закрытие кинотеатров, что привело к отрыву молодого зрителя от приобщения к мировому и отечественному кинематографу. С другой стороны, альтернативой массовым просмотрам стали домашние видео-теки, однако они формировались зачастую хаотично, не давая возможности составить представления о мировом кинонаследии. Западное кино далеко не всегда было представлено своими лучшими образцами, а от новинок отечественного кинематографа и его киноклассики зритель был практически отлучен. Особенно травматично было закрытие специализированных детских кинотеатров, подготавливавших к восприятию серьезного кино. Соответственно исчезла и такая форма работы со зрителем, как киноклубы, которые часто работали на базе кинотеатров.

К середине 2000-х годов усилиями педагогов вновь стали возрождаться киноклубы при образовательных учреждениях. Примером такого киноклуба является существующий на историческом факультете Курганского государственного университета клуб-лекторий по мировому и отечественному кинонаследию «КИНОлоция».

Целевая установка «КИНОлоции» чётко сформулирована в её названии - начертание карты (лоции) тематических плаваний в океане мирового и отечественного кинонаследия с преимущественной ориентацией на высокие образцы киноискусства. Первые же шаги на этом пути можно уподобить пунктиру в сторону бесконечности. Календарь подсказывал юбилейные поводы, которые в первые полтора года существования клуба-лектория и формировали его программу. Следует заметить, что уже в этот период «КИНОлоция» пыталась интегрировать в предваряющую часть своих киновечеров и литературное и, шире, культурное наследие. Так, вечер памяти Станислава Лема с просмотром «Соляриса» Андрея Тарковского имел в этой связи программное заглавие «Текст, кинотекст и контекст». Роман польского мэтра фантастики и его кинопрочтение гениальным режиссёром были введением в интеллектуальный и событийный контекст времени их создания и жизни этих творцов. Подобным образом были построены вечера, посвящённые творчеству Пьера Паоло Пазолини, антиутопии в литературе и кинематографе, 75-летию классика постмодернизма Умберто Эко.

Сочетание кино, литературы и истории в программах «КИНОлоции» имело немаловажное значение. Первоначальной аудиторией клуба-лектория, задумывавшегося как приложение к учебному курсу «История кино», были именно студенты исторического и филологического факультетов КГУ слушавшие лекции по этой дисциплине. Текстуальный и событийный контекст подготавливал зрителей к более глубокому погружению в миры кинопроизведений, предлагавшихся афишей «КИНОлоции».

Начиная с осени 2007 года «КИНОлоция» стала выстраивать свои показы по линейкам тематических программ. Так, цикл «Лексикон киноавангарда» предоставил возможность познакомиться с корифеями авторского кино 1970-2000-х годов: Линдсеем Андерсоном, Хироси Тэсигахара, Фернандо Аррабалем, Алехандро Ходоровски, Дереком Джарменом, Питером Гринуэем.

Понятие «киноавангард» было использовано здесь в расширительном значении, подразумевая мастеров, опережавших в эстетических исканиях свою эпоху и часто эпатировавших публику и коллег по цеху. Ярким примером этому может служить творчество Дерека Джармена, пришедшего в мир большого кино из гетто британских киноэкспериментаторов. Подобный путь проделал и его соотечественник Питер Гринуэй.

Также одной из первых больших программ клуба-лектория стал цикл «С^ЕМА-УЕРЭЮЫ: культовые тексты XX века на языке кино». Понятие «культовости» также не имеет единой дефиниции, но предполагает особую роль того или иного произведения, как кодового текста целого поколения (а порой, и нескольких поколений), выражающего его взгляд на мир и насыщающего его сленг многочисленными лексемами. В данный цикл были включены такие тексты в кинопрочтениях, как «Завтрак у Тиффани» Капоте/Эдвардса, «1984» Оруэлла/Редфорда, «Повелитель мух» Голдинга/Брука, «Конформист» Моравиа/Бертолуччи и другие произведения. В расширенном варианте цикл кинопрочтений культовых текстов XX века прошёл и на альтернативной площадке «КИНОлоции» в Курганском Доме Молодёжи (КДМ).

На студенческую аудиторию был ориентирован и цикл «19/68: Молодёжная революция в киноконтексте», ставший основой афиши «КИНОлоции» в первой половине 2008 года. Молодёжная контркультурная революция конца 1960-х раскрепостила сознание, сняв табу с многих тем и коренным образом изменив культурные тренды мировой цивилизации. Эту глобальную перестройку сознания и культурных практик нового поколения кинематограф отразил как ни одно из других искусств. В лентах судьбоносного 1968 года, вошедших в данную программу, можно увидеть весь спектр проявлений этого бурляще-карнавального периода. В картине Линдсея Андерсона «Если...» герой Малькольма Макдауэлла поднимает бунт против старорежимных правил студенческой жизни, уродующих умы и души британской молодёжи. Луис Бунюэль в своём роуд-муви «Млечный путь» предлагает живые иллюстрации к пестроте религиозных альтернатив, сменивших монополию христианской ортодоксии на Западе. Своеобразное продолжение этих духовных исканий в перверсивном ключе сатанинского культа представляет лента Романа Полански «Ребёнок Розмари». Характерно, что адептами этого извращённого культа показаны пожилые, внешне добропорядочные, американцы, а их жертвой становится молодая девушка. Через год после выхода картины её ужасным римейком станет трагическая гибель супруги режиссёра Шэрон Тэйт. Жан-Люк Годар в своей «Симпатии к дьяволу» представляет «картинки с выставки» революционного Парижа 1968 года. Студийную запись знаменитой рок-баллады Мика Джагера, давшей название фильму, классик «новой волны» микширует эпизодами про-тестных практик западных бунтарей. Эти и ряд других лент, составивших программу «19/68», вкупе с предварявшим показы историко-культурным введением, позволили прочертить контуры лоции к дальнейшим сине-фильским изысканиям в кинонаследии этого периода. Заметим, что столь же интересной и важной для оценки культурных альтернатив могла бы стать и программа-панорама отечественного кинематографа конца 1960-х годов.

Среди программ, прошедших в полуторагодичный период существования альтернативной площадки «КИНОлоции» в КДМ, особенно значимым был миро-

воззренческий цикл «Слово и Образ: христианские темы на киноэкране». Поиск каналов для трансляции ценностных ориентиров новым поколениям в эпоху отучения от сосредоточенного («медленного», по выражению академика В.Н. Топорова) чтения имеет первостепенное значение. И кинематограф играет здесь важнейшую роль. Правда, большая часть кинопродукции, заполонившей экраны телевизоров и кинотеатров, в лучшем случае релятивизирует ценностные установки, тренируя и провоцируя у человека потребительские инстинкты. Тем более ценным капиталом оказывается созданные мастерами киноискусства картины, посвя-щённые духовным исканиям, в данном случае в лоне христианской традиции. Цикл «Слово и Образ» предложил работы таких выдающихся режиссеров мирового кино, как Пазолини, Тарковский, Брессон, Дамиани... Как и в предыдущих программах «КИНОлоции», в данном цикле весома сцепка кинематографа с литературной основой. Некоторые из фильмов отсылают к текстам евангелий и апокрифов, другие же - к классике XX века, например, к роману Жоржа Бернаноса «Дневник сельского священника».

С осеннего сезона 2008 года «КИНОлоция» открыла сквозную программу «кинолексиконов», посвя-щённых мастерам киноискусства той или иной страны. Первым в эту ряду стал кинолексикон Страны восходящего солнца. Отечественному зрителю известны имена некоторых корифеев японского кино, таких как Куросава, Синдо, Осима, Китано. Однако это далеко не полный список титанов японского кинематографа, пополнить который и позволила программа данного кинолексикона.

В сезонах 2009-2012 годов прошли кинолексиконы чешского и словацкого кинематографа, польского и квебекского кино, британских, итальянских и грузинских мастеров экрана. Составленные по этим циклам лоции позволяют составить объёмное представление и о жанровой палитре национальных киношкол и об особенностях творческого почерка их значимых представителей, и о периодах их расцвета. Так, в путешествиях по чехословацкому и польскому кинонаследию для зрителей «КИНОлоции» были открыты или по новому представлены имена Отокара Вавры, Иржи Менцеля, Юрая Герца, Карела Кахини, Анджея Вайды, Ежи Хаса, Тадеуша Конвицкого, Кшиштофа Занусси и других мастеров кино.

Помимо панорамных кинолексиконов афиша клуба-лектория включает и монографические программы, посвящённые мэтрам мирового киноискусства. Среди них можно выделить «Восемь с половиной Феллини», «Век Куросавы» (приуроченный к столетию великого японского режиссёра), «Многогранный Пазолини», «Киногалактика Тарковского». Эти и ряд других циклов предоставили возможность познакомится поближе с творчеством гениев мирового и отечественного кино, проследить эволюцию их творчества, выявить волновавшие и преломлявшиеся в их творчестве темы.

Ещё одним сквозным апрельским циклом стала с 2010 года программа «Цена победы», предлагающая участникам показов «КИНОлоции» известные и малознакомые шедевры отечественного и мирового кино, посвящённые трагическим страницам II мировой войны. В собранном виде месячных показов эти ленты производят почти катарсическое впечатление.

К программам мировоззренческой направленности можно также отнести прошедшие в клубе-лектории циклы «Ангелы в кино», «Колесо Дхармы (Буддизм на экране)», «Кино-эко-лоция: человек и природа в поис-

ках гармонии». Выстроенные в тематические линейки ленты этих программ будировали дискуссии среди участников показов, актуализируя жизненно важные, но заглушаемые суетой будней вопросы человеческого бытия.

Среди кинообразовательных программ «КИНОлоции» можно вспомнить такие проведённые циклы, как «Немые шедевры: классика дозвукового кино», «Магический мир Гоголя», «Гротески и арабески Эдгара По», «Мир Диккенса».

Присутствуют в программах клуба-лектория и циклы общественно-политической направленности. В их ряду можно указать «Политическое кино Италии 1970-х», «Анатомия насилия в объективе мастеров кино начала 1970-х годов», «КиноАпокалиптика».

Политематизм программ «КИНОлоции», интенсивность её работы (два вечера в неделю с общим числом показов, приближающимся к полутысячи), а главное отклик, который находит её деятельность в разновозрастной среде участников киновечеров, свидетельствует о важности и необходимости организации целой сети киноклубов. Каждый из них предлагал бы ленты определённой тематической или жанровой направленности, привлекая, просвещая и воспитывая, прежде всего, молодёжную аудиторию. Более всего, как нам видится, не хватает киноклубов, сориентированных на показы и обсуждения документального и социально-политического кино.

Обобщая опыт данного клуба-лектория, можно констатировать, что в целом концепция «КИНОлоции» пока не выходит за рамки эстетического образования на материале кинематографа.

Для реализации современной концепции медиа-образования необходимо, во-первых, более тесно связать деятельность киноклуба с учебным процессом. Для этого кроме курса «История кино» требуется введение в рамках вузовского компонента курсов «Теория экранных искусств» и «История и теория медиа». Во-вторых, используя кинематограф, можно создавать спецкурсы, удовлетворяющие потребности образовательного процесса по различным специальностям (например, кинематограф страны изучаемого языка для студентов отделения романо-германской филологии; кино как документ - для студентов исторического факультета; психологический практикум на материале кинематографа для студентов специальности «Психология», учебный практикум «Кино как социологический текст» для студентов специальности «Социология» и т.д.).

Для формирования навыков критического анализа медиатекстов и информационных сообщений средств массовой коммуникации необходимо вводить в программу киноклуба просмотр документальных фильмов, отражающих различные мировоззренческие позиции. Это могло бы способствовать формированию активной гражданской позиции молодого поколения.

Расширение сферы деятельности киноклуба до масштабов медиацентра позволило бы организовывать встречи, семинары, лекции с участием отечественных и зарубежных киноведов и кинематографистов.

Также создание медиацентра на базе университета в сотрудничестве с действующими кинотеатрами предоставило бы возможность для проведения в Кургане фестивалей и ретроспектив отечественного и мирового кино.

Реализация данного подхода позволила бы предложить учебным заведениям среднего общего образования квалифицированные кадры для осуществления программы введения курса «100 лучших фильмов»,

инициированного председателем Союза кинематографистов РФ Н.С. Михалковым и министром культуры В.Р. Мединским.

Наконец, превращение клуба-лектория «КИНОлоция» в медиацентр предоставит более широкие возможности для подготовки зрительской аудитории города и области для восприятия лучших образцов современного отечественного кинематографа. Как отмечал на заседании Совета по развитию отечественной кинематографии В. В. Путин, «Кино по сути своей много больше, чем развлечение. Это значительный ресурс образования, общения, формирования личности. И, учитывая его неизменную популярность, особенно в молодёжной среде, этот ресурс должен использоваться в полной мере» [7].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все вышесказанное позволяет утверждать важность такой формы работы медиаобразовательного профиля, как киноклубы, которые имеют потенциал развития до уровня медиацентров, позволяющих реализовывать просветительскую и воспитательную функцию кинематографа и других средств массовой коммуникации.

Список литературы

1. Карасик А.С. Художественно-педагогический анализ кинофильмов с учащимися 5-6 классов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1966.

2. Рабинович Р.Г. Киноискусство в художественном воспитании старшеклассников: Автореф.дис. ... канд. пед. наук. - М., 1966.

3. Рабинович Ю.М. Взаимодействие литературы и кино в эстетическом воспитании старшеклассников: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1966.

4. Шариков А.В. Медиа-образование: мировой и отечественный опыт. - М.: НИИ СОиУК, 1990.

5. Основы киноискусства. 9-10 классы//Программы факультативных курсов средней школы. - М.: Педагогика, 1974.

6. Проблемы современной кинопедагогики: Материалы международного семинара в г. Ташкенте 16-26 сентября 1990 г. - М., 1993.

7. Стенограмма заседания Правительственного совета по развитию отечественного кинематографа от 01.02.2011// правительство.ррф/босз/14014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.