Научная статья на тему 'Итоги опроса участников киноклубов и медиапедагогов по теме «Киноклубы в России: современное состояние, перспективы, роль в медиаобразовательных практиках» (2012)'

Итоги опроса участников киноклубов и медиапедагогов по теме «Киноклубы в России: современное состояние, перспективы, роль в медиаобразовательных практиках» (2012) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
415
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КИНОКЛУБ / КИНООБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы —

В материале подводятся итоги опроса участников киноклубов и медиапедагогов по теме «Киноклубы в России: современное состояние, перспективы, роль в медиаобразовательных практиках».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги опроса участников киноклубов и медиапедагогов по теме «Киноклубы в России: современное состояние, перспективы, роль в медиаобразовательных практиках» (2012)»

ПРАКТИКА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Media Education Practices

ИТОГИ ОПРОСА УЧАСТНИКОВ КИНОКЛУБОВ И МЕДИАПЕДАГОГОВ ПО ТЕМЕ «КИНОКЛУБЫ В РОССИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ, РОЛЬ В МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИКАХ»

(2012)

Аннотация. В материале подводятся итоги опроса участников киноклубов и медиапедагогов по теме «Киноклубы в России: современное состояние, перспективы, роль в медиаобразовательных практиках».

Ключевые слова: киноклуб, кинообразование, медиаобразование.

Results of the survey participants and film clubs media educators on the topic «Fim clubs in Russia: current status and perspectives, the role of media education practices» (2012)

Abstract. The article summarizes the results of a survey of participants of film clubs and media educators on the topic «Film clubs in Russia: current status and perspectives, the role of media education in practice.»

Keywords: film club, film education, media education.

По предложению руководителю курганского киноклуба «Кинолоция» В.А.Алексеева Ассоциация кинообразования и медиапедаго-гики России провела опрос участников киноклубов и медиапедагогов по теме «Киноклубы в России: современное состояние, перспективы, роль в медиаобразовательных практиках».

Были заданы следующие вопросы:

1.Что из современного мирового опыта или же из истории киноклубного движения советского времени, Вы считаете актуальным и плодотворным для изучения и заимствования?

2. Какие изменения (уточнения, нововведения) законодательства в сфере культуры могли бы, по вашему мнению, предоставить возможность киноклубам показа фильмов классического наследия (без порога семидесятилетней давности) в некоммерческих просветительских целях? Поддержали бы вы предоставление такого права киноклубам?

3. Как вам видится взаимодействие с местными структурами культуры и образования в организации просветительских программ в рамках киноклубов? Есть ли у вас опыт такого взаимодействия?

4. Как вам видится роль киноклубов в воспитании зрителя для

сложного авторского (прежде всего, отечественного) кино? Могут ли киноклубы стать площадкой альтернативного проката фильмов авторского и независимого кинематографа?

5. Как можно оживить, вывести из формального существования, Федерацию киноклубов России? Может ли эта (или же иная ново-созданная общая структура) стать эффективным посредником во взаимодействии киноклубов с Министерством культуры, Союзом кинематографистов и другими профильными институциями ?

6. Считаете ли вы возможной альтернативой идее Н.С. Михалкова и министра культуры В.Р Мединского о введении в курс средней школы предмета «100 лучших фильмов» организацию при школах, библиотеках, домах культуры кинолекториев по отечественному и мировому кинонаследию?

7. Видите ли Вы киноклубы как возможные центры кинопедагогики и медиаобразования?

В итоге были получены следующие ответы:

С.В.Сычев:

1. Из мирового - использование церквей, университетов и других общественных мест для воспитания зрителя. Из советского - централизованная рассылка копий мало востребованных фильмов из центра в регионы, чтобы они были доступны для клубного показа.

2. Клубам, которые существуют на некоммерческой основе, необходимо предоставить право бесплатного показа всех фильмов, за исключением коммерческих блок-

бастеров последних лет. Старые блокбастеры могут показываться, так как превращаются из коммерческого продукта в факт истории кино. Клубы на коммерческой основе обязаны договариваться с правообладателями на той же основе, что кинотеатры (50х50). Но для того, чтобы стимулировать правообладателей на заключение таких сделок, можно было бы ввести для них льготы за предоставление фильмов клубам. Например, 10 или 15 клубных договоров могли бы вести к уменьшению налогов и т.п.

3. В местных бюджетах должны закладываться средства на финансирование киноклубов и должна быть отчетность за развитие киноклубов в регионе. При этом клубы не должны подвергаться политической цензуре. В бюджеты вузов и крупных предприятий должна закладываться статья на киноклубы, включающая, пока не приняты другие законы, заключение договоров с правообладателями. на моих глазах инициатива киноклуба лопнула, когда встал вопрос об авторских правах. На них не было выделено средств из бюджета. Киноклубы могут участвовать в тех мероприятиях, которые не противоречат их изначальной идее. Например, к 65-летию со Дня победы можно провести ретроспективу фильмов, которые раскрывают ту войну с неожиданной стороны.

4. «Я тебя люблю» доказал, что клубный прокат фильма может быть не менее эффективным, чем кинотеатральный. Но киноклубы разрознены, и систематично устраивать такой прокат нелегко. Но необходимо, потому что именно клу-

бы сегодня выращивают качественного зрителя.

5. От Федерации киноклубов России нужно: 1) создание единой фильмотеки для предоставления клубам доступа к фильмам и решение вопросов с правообладателями 2) бюджет для зарплат лекторам, которые бы могли приглашаться в киноклубы со своими выступлениями. Например, цикл лекций критика N в киноклубах Екатеринбурга - это серьезное мероприятие, которое должно иметь финансовую поддержку. Все остальное - вопрос спорный, потому что все клубы действуют слишком по-разному

6. Да. Тем более, что список из «100 лучших фильмов» - это не очень серьезно, он всегда будет разным в зависимости от составителя.

7. Да, но нужно учитывать, что большая часть клубов - это дилетантские просмотры и обсуждения фильмов, и иногда в этом их главная прелесть для аудитории. Поэтому придется тогда проводить проверки и ранжирование клубов, присваивать им соответствующие категории.

(Сергей Вячеславович Сычев, журналист, кандидат филологических наук)

В.Б.Цветаева:

1. Надолго запомнились семинары, организованные Федерацией киноклубов СССР, проводимые в Госфильмофонде. Нам, представителям молодых киноклубов, показывали шедевры мирового кино. Картины представляли и вели обсуждение: киновед, историк кино И.Н.Гра-щенкова (тогдашний президент ФКК СССР), киновед С.В.Кудрявцев. В

обсуждение фильмов принимал участие режиссер, киновед, историк кино О.В.Ковалов. Ежедневно с утра до вечера мы учились смотреть кино, за что до сих пор благодарны организаторам.

2. Киноклубам должен быть представлен законодательный режим наибольшего благоприятствования.

3. Опыт небольшой есть. Мы пишем ежегодно проект на получение муниципального социального гранта (20- 30 тысяч рублей), но не всегда получаем поддержку На совместные проекты местные структуры культуры практически не откликаются.

4. Я считаю, что киноклубы могут стать площадкой альтернативного проката фильмов авторского и независимого кинематографа.

5. Законодательно определить статус киноклубов. Не урегулированы правовые вопросы демонстрации фильмов в киноклубах. Лектории кинопедагогика и медиаобра-зование - это дело очень хорошее, но главный вопрос: кто будет развивать киноклубное движение? Для этого нужен хороший ресурс свободного времени и финансовая обеспеченность. Как только начнут появляться люди, обладающие этими двумя ресурсами киноклубное движение расцветет. Потому что интерес к авторскому кино велик. Не хватает лишь ресурсов.

6. Я считаю, что в школах, училищах, вузах можно заменить курс МХК на факультативы по искусству на выбор (по кино, например, «Шедевры мирового кино», «Основы киноискусства, « Документальное кино», «Анимационное кино»...), предусматривая ставки кинопедагогов. В

школах искусств можно ввести предмет « Основы киноискусства».

7. При выполнении выше указанных условий, могут быть.

(Вера Борисовна Цветаева, кандидат технических наук, доцент Владимирского государственного университета, член Совета Федерации киноклубов России, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, председатель владимирской общественной, молодёжной организации «Киноклуб «Политехник»)

В.Жерехов:

1. Киноклубы советского времени были связаны с кинотеатром, работающим отнюдь не по нынешней ориентации: во что бы то ни стало, даже ценой гибели детей, обогатить Голливуд. Киноклубное движение поддерживалось общей ориентацией на гуманистическое искусство. Сегодня этого уже нет... Журналистов, киноведов приглашали в прокат, чтобы вместе с ними посмотреть новый фильм и оценить. Это не мешала чиновникам после просмотра его не выпустить на экраны, но позволяло в какой - то степени общаться. Сегодня общаться бесполезно: кинопрокат работает только на Голливуд, и все остальное считает просто сором. Частные кинотеатры - это только коммерция и все, об искусстве и тем более о киноклубах здесь слышать не хотят. А почти все кинотеатры в городе Уфе - частные. В советское время они принадлежали государству, а, значит, идеи просветительства они вынуждены были продвигать.

2. Законодательно можно было оформить право лекционной

работы с показом фрагментов и фильмов классического наследия. Внести в закон поправку о юридической поддержке лекционной работы с использованием фильмов классического наследия. Я целиком и полностью поддерживаю идею демократизации закона в плане устранения запретов, мешающих сегодня работе киноклубов.

3. Считаю, что в республике Башкортостан в течение уже двух десятков лет качается из бюджета огромное количество денег, потраченных на съемки абсолютно далекой от какого - либо художественного уровня кинопродукции . Все что касается идеи кинопросветительства, то она абсолютно игнорируется властью. Это и понятно: кино в Башкортостане связывается только с национальной культурой или показом продукции Голливуда. Опыт попытки решения вопроса о киноклубе в высших кругах власти у меня есть. Формально идею поддержали, фактически только осложнили киноклубную жизнь. И она постепенно ушла, остались ночные показы коммерческих лент, которые возможно идут под маркой киноклубной работы, но на самом деле к ней не имеют отношения.

4. В условиях полной монополии коммерческой продукции в кинотеатрах уровень культуры заметно падает. Киноклуб смог бы создать площадку на которой возродился бы интерес к киноискусству При одном условии - если бы у руля были искусствоведы, киноведы, а не чиновники от проката.

5. Единственная организация, к которой я испытываю огромное уважение, - это московский Музей

кино. Наум Клейман сделал чудо. Его музей постарались задушить... Но он выжил! Единственно верный шаг для страны дать возможность музею кино Москвы стать основой для создания подобных музеев кино, хотя бы в крупных городах России. Федерация киноклубов России давно исчерпала свои возможности и доказала на деле равнодушие к регионам, фактически отвернув -шись от страны и замкнувшись в свой элитном кинобытие.

6. Конечно, идея «100 лучших фильмов» в школе рождена человеком, далеким от понимания реальной жизни школы. Здесь нет ни специалистов, ни техники, ни желания директоров взваливать на себя еще один груз. Идея лектория - отличная, но только не при обществе «Знание», это мы уже проходили. Пусть лектории живут при музеях кино. В Башкортостане формально музей кино есть, фактически его нет. Потому что он нужен как синекура для зарплаты ничего не делающего человека, прикрывающегося не реальной работой, а членством в Союзе кинематографистов РБ и России.

7. Да, киноклубы могли бы стать такими центрами, но еще лучше, если ими стали музеи кино. Почему? Потому что продвигать современный репертуар не по коммерческим законам проката, мы едва сможем. Значит основой должно быть классическое наследие. И пусть оно постепенно пополняется теми лентами, которые выдержали испытание временем.

(Владимир Жерехов, ст.преподаватель Башкирского государственного университета имени Акмуллы (Уфа), киновед, руководи-

тель киноклуба «Открытый показ», член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России).

С.А. Старостина:

1. Плохо осведомлена по поводу советского и особенно мирового опыта. Но знаю, что любое цивилизованное общество с подлинным (а не формальным) уважением относится как к своей культуре, так и к лучшим достижениям культуры мира. Значит, например, опыт Франции, Германии, Англии, наверняка, интересен и показателен. Но едва ли здесь поможет изучение или заимствование. Там ведь немыслимо вышвыривание на улицу центрального музея кино. В государстве должно измениться отношение к национальной культуре и ее мощной идеологической ветви -кинематографу

2. Это право необходимо. Здесь образуется замкнутый круг. Российские кинематографисты справедливо сетуют на то, что их кино не доходит до зрителей. Но одновременно за один показ на некоммерческом сеансе требуют огромных денег (объясняя это тем, что без денег кино не может развиваться). Не учитывая при этом, что современные зрители отвыкли от отечественного кино. Их надо вновь приучать к этому киноязыку этому менталитету (конечно, речь идет об авторском кино). Сегодня никому кроме киноклубников, а точнее - энтузиастов, это не нужно. Но кино показать они не могут. Потому что нет средств. Убеждена, что одним из условий государственной поддержки кинопроизводства должна стать обязанность продюсеров предос-

тавлять право бесплатного показа фильмов на некоммерческих, в частности, клубных, сеансах.

3. Без взаимодействия с местными структурами культуры и образования киноклубам просто не выжить. Все годы существования в Пензе киноклуба «Олимп» (в 2013 году клубу исполнится 20 лет) нам помогают пензенские дома культуры, музеи, библиотеки, Министерство культуры, Минобразования области... Не финансированием, но бесплатными кинозалами, что немаловажно.

4. Там, где киноклубы сохранились, именно они и являются площадкой для сложного кино (кинофестивали в провинции если и проводятся, то один раз в год). Роль клубов в деле воспитания зрителей, безусловно, главная. Боюсь, что кроме киноклубников в глубинке вообще не осталось организаций (государственных или общественных), заинтересованных в продвижении сложного авторского кинематографа.

5. Движение советских киноклубов было основано на энтузиазме. Сегодня в нашем обществе энтузиазм кажется нелепым и неуместным. Клубы продолжают существовать не благодаря, а вопреки всему. Но сам факт, что людей объединяют не профессиональные или экономические интересы, а ЛЮБОВЬ К КИНО, уникален и бесценен. Это нельзя терять. Необходимо найти механизм взаимодействия с профильными институциями, основанный на более «твердой» почве.

6. Думаю, что все это полумеры. В школьной программе должен быть обязательный предмет по

медиаобразованию. Региональные министерства должны подготовить специалистов (конечно, при помощи профессионалов, которые есть в каждом большом городе). В конце концов, сегодня именно медиа формируют личность.

7. Конечно. Больше просто некому. Именно потому, что для киноклубов самое главное - любовь к хорошему кино. Но для этого нужны залы и средства. Каждому региону под силу восстановить хотя бы один государственный кинотеатр (как есть в каждом городе государственный драматический театр). Необходима лишь государственная воля.

(С.А.Старостина, создатель и президент пензенского киноклуба «Олимп»; Почетный кинематографист России, член Союза кинематографистов России и Союза журналистов России, киновед, кинорежиссер, продюсер, член киноакадемии «Ника»; президент Благотворительного фонда имени И. Мозжухина и кинофестиваля «Мужская роль» имени И. Мозжухина)

И.С.Бандурист:

1. Практика европейских «арт-хаусов».

2. Необходимо уточнение фильмов и видеоматериалов, доступных для демонстрации в киноклубах. Должна быть предоставлена возможность взять любой из этих фильмов в прокат (или сделать специальный закрытый ресурс в Интернете, где руководители киноклубов могли бы скачивать соответствующие фильмы). С удовольствием поддержим.

3. Такое взаимодействие необходимо. Наш киноклуб действует при

поддержке Тверьгосфильмофонда, активно сотрудничает с высшими и средними учебными заведениями, благотворительными фондами.

4. Киноклубы могут стать частью общеобразовательного и воспитательного процесса. Должны стать!

5. Сложно ответить на такой вопрос коротко. Мы, например, ничего не знаем о подобной Федерации. Нужна информация. Полагаю, Федерация киноклубов России могла бы стать эффективным посредником. Взаимодействие между киноклубами крайне необходимо.

6. Да.

7. Определенно - да. Хотелось бы перевести эти планы из разряда мечтаний в реальность.

(Ирина Сергеевна Бандурист, руководитель тверского киноклуба «<LatemaMagюa» (с 2008 г.), преподаватель Тверской государственной медицинской академии)

С.Филиппов:

1. Про мировой опыт не скажу, а советские киноклубы существовали в другой стране, в другое время и решали по существу другие задачи. Так что из их опыта вряд ли что-то может быть «актуальным и плодотворным».

2. Насколько я понимаю, это не особенности российского законодательства, а требования ВТО, с которыми российское законодательство приведено в соответствие, и сделать с этими требованиями ничего нельзя.

3. Я не в курсе дел.

4. Хотелось бы на это надеяться.

5. Не знаю.

6. Мне кажется, это неплохая мысль.

7. Хотелось бы надеяться и на

это.

(Сергей Филиппов, научный сотрудник Государственного института искусствознания)

И.В.Челышева:

1. Одно из перспективных направлений работы кинообразования советского периода - создание киноклубов в школах и вузах. Учитывая высокую степень интереса современных школьников и студентов к экранным медиаискусствам, кино/медиаклубные объединениях в учебных заведениях могут стать важным компонентом медиаобра-зования.

2. Безусловно, у киноклубов должно быть право показа наиболее интересных классических кинолент. Учреждения культуры, на мой взгляд, должны иметь больше возможностей в создании фильмотек для аудитории разных возрастных категорий и широкого круга меди-апредпочтений.

3. Структурные подразделения в сфере культуры должны стремиться к более тесному взаимодействию с киноклубными объединениями. Такое сотрудничество могло бы в значительной мере способствовать расширению перспективных направлений учреждений культуры, включению новых видов деятельности, связанных с сотрудничеством с ме-диапедагогами, деятелями киноискусства, медиакритиками.

4. Киноклубные объединения всегда представляли собой центры для встреч истинных ценителей киноискусства. Совершенствование современной медиатехники открывает новые перспективы не только

для альтернативного проката фильмов авторского и независимого кинематографа, но и позволяет в интерактивном режиме организовывать совместные обсуждения зрителей из разных стран, регионов и т.п.

5. Для успешного функционирования структуры необходима государственная поддержка, укрепление материальной базы, повышение престижа современного отечественного кино.

6. Данная идея, на первый взгляд, довольно интересна, так как изучение школьниками шедевров отечественного кино, как и любого другого искусства, безусловно, дело полезное. Однако, при реализации данного проекта, вполне возможны трудности, связанные с формирование списков «100 фильмов», пониманием самой идеи изучения кинолент. Кроме того, возникает вопрос: кто будет осуществлять ведение

данного предмета, если профессиональных медиапедагогов в России выпускают всего несколько вузов? Кинолектории, если таковые будут функционировать, должны быть организованы на достаточно высоком уровне, включать современные приемы и методики работы с фильмами, так как традиционные лекции о фильмах вряд ли смогут заинтересовать современных школьников, достаточно искушенных в современном медиамире.

7. Киноклубы всегда обладали достаточно высоким потенциалом как в кино/медиаобразовании.

(Челышева Ирина Викторинов-на, зав. кафедрой социокультурного развития личности Таганрогского государственного педагогического института имени А.П.Чехова, кандидат педагогических наук, доцент, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.