Научная статья на тему 'Концептуальные основы эстетической теории медиаобразования'

Концептуальные основы эстетической теории медиаобразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
609
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / КИНООБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАКУЛЬТУРА / ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Челышева И. В.

В статье рассматриваются основные подходы к развитию эстетически ориентированной концепции медиаобразования в отечественной педагогике. Автором анализируются формы и методы кино/медиаобразования, тенденции эстетического воспитания на материале медиакультуры на разных этапах его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы эстетической теории медиаобразования»

Salny, R.V. Dialog of culture of M. M. Bakhtin & B.V.Bibler and media perception problem // Distance and virtual learning. 2010. No. 7, 92.

Tkhazeplova, E.S. National culture of Kabardians and Balkars in the conditions of globalization: transformation of valuable orientations. Ph.D. Dis. Rostov, 2010.

Vinokurova, U.A. International solidarity: coalition high cultural wealth of peaceful co-existence // Population of Siberia:

international relations, education and cultural identity. Omsk, 2011, 182.

Zhigunov, M.A. Population of Siberia: interethnic contacts and problems of regional identity // Population of Siberia: international relations, education and cultural identity. Omsk, 2011, 166.

Zintsova, A.S. Valuable and functional content of ethnic culture. Ph.D. Dis. Saransk, 2010.

Концептуальные основы эстетической теории медиаобразования*

И.В. Челышева кандидат педагогических наук, Таганрогский государственный педагогический институт

имени А.П. Чехова

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к развитию эстетически ориентированной концепции медиаобразования в отечественной педагогике. Автором анализируются формы и методы кино/медиаобразо-вания, тенденции эстетического воспитания на материале медиакультуры на разных этапах его развития.

Ключевые слова. Медиаобразование, кинообразование, медиакультура, эстетическая концепция медиаобразования.

Media education Theory

The conceptual basis of the aesthetic theory of media education*

Dr. Irina Chelysheva, Docent Anton Chekhov Taganrog State Pedagogical Institute (Taganrog, Russia), Member of Russian Association for Media

education

Abstract. The paper examines the main approaches to the development of aesthetically oriented concept of media education in the national pedagogy. The author analyzes the forms and methods of film / media education, the trend of aesthetic education on the material of media culture at different stages of its development.

Keywords. Media education, film education, media culture, the aesthetic concept of media education.

* Статья написана при финансовой поддержке гранта РГНФ «Трансформация развития эстетической концепции в российском медиаобразовании (19602011)», проект № 12-06-00139. Руководитель проекта - И.В.Челышева.

Внедрение техники в социокультурные процессы изменяет характер проблемного поля культуры. В нее все активнее включаются процессы, связанные с информацией, а позже - и сами произведения, созданные на основе техники, приобретают статус синтетических медиаискусств (произведений ме-диакультуры).

Усложняющаяся структура функционирования медиакультуры оказывает все более значимое влияние на формирование экономического, социокультурного контента, становится сферой индивидуального и коллективного представления о мире. Нелинейное и разнонаправленное представление о времени и пространстве, продуцируемое масс-медиа, представляет собой «вечное настоящее», открывает возможности существования человека в поликультурном поле медиареальности.

Достоверность объектов произведений медийной культуры достигается путем симуляционных возможностей, значительно расширяющихся одновременно с совершенствованием технологии медиа. Еще со времен появления фотографии визуализированный виртуальный образ был способен создать зрительную модель реального мира, а сегодня существуют виртуальные картинные галереи, выставки, музеи, библиотеки и т.д. Общение с электронным гидом на виртуальной экскурсии стало вполне обычным занятием [Челышева, 2011, с. 95].

Современные читатели, зрители, пользователи медийных продуктов самого разного качества, переходят сегодня в разряд потребите-

лей медиа, или, как их все чаще принято называть - коммуникантов. Для современного мира потребителей медиапродуктов характерна моза-ичность восприятия, подмена творческого освоения мира подражанием, размытость эстетических границ между реальностью и виртуальным пространством экрана, что влечет за собой смещение духовно-нравственных и ценностных представлений о мире культуры.

Иллюзорные модели медиареальности, предлагаемые современным масскультом, не в состоянии воссоздать целостную картину мира, способствующую духовно-культурному росту людей, обогащению их эмоционального мира впечатлениями и переживаниями высшего порядка. В связи с этим в современных условиях определяющее значение получает не столько владение знанием, информацией, сколько способы ее реализации и творческого освоения.

В настоящее время в российской медиаобразовании накоплен огромный теоретический и методический опыт, связанный с эстетически ориентированным медиаобра-зованием во второй половине ХХ века. Тематика истории отечественного медиаобразования на разных этапах развития нашла свое отражение в трудах отечественных и зарубежных авторов: О.А.Баранова, Е.А.Бондаренко, И.В.Вайсфельда, А.А.Журина, Л.С.Зазнобиной, И.С.-Левшиной, С.Н.Пензина, Г.А.Полич-ко, А.В.Спичкина, Ю.Н.Усова, А.В.Федорова, А.В.Шарикова и др.

Вместе с тем, в современных исследованиях недостаточно полно исследованы концептуальные

положения эстетической концепции медиаобразования в отечественной педагогике: не представлено всестороннего историко-педа-гогического анализа ее развития во второй половине ХХ - начале ХХ1 века, не отражено ее полномасштабной характеристики основных направлений и наиболее перспективных тенденций для отечественной педагогики.

Еще одно противоречие состоит в определении дальнейшего вектора развития эстетической концепции, отстаиваемого в течение ряда лет ее сторонниками (Ю.Н.Усовым, С.Н. Пензиным, О.А.Барановым и др.) и противниками (Л.П.Прессма-ном, Л.С.Зазнобиной, А.А.Журиным, К.Бэзэлгэт, Л.Мастерманом и др.). Возникает вопрос: действительно ли эстетическая концепция отечественного медиаобразования не имеет дальнейших перспектив существования в отечественной педагогической науке, или продолжает оставаться перспективным направлением, способствующим развитию эстетической культуры подрастающего поколения?

В связи с этим необходимо осуществить историко-педагогический анализ развития эстетической концепции российского медиаобразо-вания с точки зрения содержания, организационных форм, выявления основных направлений и перспектив для дальнейшего развития в отечественной педагогической науке. Данный анализ будет способствовать раскрытию приоритетных теоретических и методических подходов и выявлению особенностей, характерных для отечественного медиа-образования; интеграционных и

трансформационных процессов, связанных со спецификой развития российского медиаобразования, одним из ведущих направлений которой является эстетическая меди-аобразовательная концепция.

Актуальность исследования основных положений эстетической концепции обусловлена постоянно растущим интересом российской педагогической науки к проблемам образования средствами и на материале средств массовой коммуникации (телевидения, радио, кинематографа, прессы, сети Интернет и т.д.) в контексте реформирования и модернизации российского образования; спецификой развития истории российского медиаоб-разования во второй половине ХХ столетия, трансформационными процессами, происходящими в отечественной медиапедагогике.

Так, еще в 50-60-е годы ХХ столетия изучение киноискусства подрастающим поколением было тесно связано с процессом эстетического воспитания, которое признавалось действенным средством приобщения к искусству (в том числе - к кино), освоения художественного языка развития образного мышления. Именно в этом русле развивалась деятельность основоположников отечественного кинообразования О.А. Баранова, Ю.М. Рабиновича, С.Н. Пензина, Ю.Н.Усова и др.

С эстетическим развитием личности также было тесно связано и кинолюбительское движение, в том числе и детское, которое было признано одной из эффективных форм коллективного самодеятельного творчества.

Кинолюбительское движение в рассматриваемый период развивалось в двух основных направлениях: индивидуальное: работа отдельных кинолюбителей; коллективное: любительские киностудии и кинокружки, которые поддерживались профсоюзными организациями предприятий, объединений, учреждений культуры и т.д.

Появились и первые детские киностудии, которые также имели важное значение для эстетического развития детей: теоретическая подготовка в них удачно сочеталась с практической. В конце 1950-х -1960-х годов был проведен целый ряд детских кинолюбительских конкурсов, где были представлены документальные, мультипликационные, игровые, научно-популярные киноленты, а также «кинопортреты», киноочерки и т.д. Работа над кинолентами требовала от детей разнообразных знаний, причем, не только кинематографических и технических, а также знаний литературы, искусств и т.п.

В данный период появилась новая форма кинообразования -юношеские и детские кинотеатры, которые были одной «из самых распространенных, доступных и интересных укрупненных форм деятельного, активного познания киноискусства» [Баранов, 1977, с.66]. Целью создания кинотеатров, наряду с расширением общеобразовательного и политехнического кругозора детей, провозглашалось эстетическое и нравственное воспитание школьников и молодежи. Детские и юношеские кинотеатры проводили анонсирование фильмов, конкурсы киноплакатов. Перед

сеансом с детьми проводились беседы о художественных особенностях картины, языке образов, художественных средствах, с помощью которых была воплощена идея фильма и т.д. Иногда беседа и обсуждение продолжались и после просмотра киноленты. Многие детские кинотеатры имели собственные издания, где можно было познакомиться с новостями кино, рецензиями, принять участие в киновикторинах. Кинотеатры организовывали фестивали, конкурсы, конференции и т.д.

При многих детских кинотеатрах создавались кинолектории для школьников. Здесь также проводились беседы об искусстве, демонстрировались фильмы, после просмотра которых ребятам давались творческие задания развивающего характера (для их выполнения необходимо было прочитать соответствующую литературу, посетить музей или выставку и т.п.). Завершающим этапом работы над фильмом было написание сочинений, отзывов, рецензий. Появление школьных кинотеатров имело важное значение для эстетического развития: изучение классического кинорепертуара, художественных средств киноискусства и т.д.

Именно со школьными кинотеатрами в России связывается появление первых киноклубных объединений. Киноклубы выступали как самодеятельное, активное объединение людей, стремящихся обогатить свои знания об искусстве, научиться разбираться в его творческих проблемах, понимать и ценить идейно - художественные достоинства фильмов. О.А.Баранов писал:

«киноклубы являются высшей ступенью по сравнению со школьными кинотеатрами. В школьном кинотеатре работа ограничивается проведением бесед перед сеансом, обсуждением фильмов и сообщением элементарных сведений об искусстве. Киноклуб предусматривает систему формирования художественных вкусов своих членов, предполагает высокий уровень подготовки аудитории, умения творчески самостоятельно мыслить. В его составе нет пассивных наблюдателей» [Баранов, 1977, с. 44].

Киноклубное движение стало своеобразным центром эстетического воспитания школьников и молодежи. Основными задачами киноклубных объединений выступали: организация творческой деятельности, совершенствование художественной культуры, развитие эстетического вкуса. Решению этих задач во многом способствовал разносторонний характер работы, проводимой в клубе: встречи с деятелями кинематографа, демонстрация игровых, документальных фильмов (в том числе и любительских) и т.д.

Прошедший в 1965 году съезд Союза кинематографистов принял решение оказывать помощь и поддержку киноклубному движению. Была создана комиссия при Союзе кинематографистов по работе с КДК: разработан устав и учебные программы, методические материалы. В 1967 году в рамках международного кинофестиваля в Москве состоялся семинар, куда съехались представители 36 киноклубов из разных городов страны. Было организовано несколько всесоюзных семина-

ров киноклубных объединений, на которых клубы обменивались опытом, проводили дискуссии о фильмах и проблемах кино, встречались с мастерами кино и деятелями кинообразования.

Постоянно велись поиск и апробация новых форм и методов работы, которые использовались педагогами в киноклубной работе. Наибольшее распространение получило обсуждение проблемных вопросов перед просмотром, проведения дискуссии после сеанса, комментированный просмотр фильмов, рецензирование и др.

В эти же годы были предприняты попытки открытия первых кинофакультативов по киноискусству в школах и педвузах, организовывались кинофакультеты в Народных университетах, развертывалась кинолекционная работа в системе общества «Знание». Опыт, накопленный отечественными кинопедагогами, был обобщен в докладе, представленном И.В. Вайсфельдом на конгрессе в ЮНЕСКО (Рим, 1968).

50-60-е годы ХХ столетия стали важным этапом, заложившим фундамент организационной и методической системы эстетически ориентированного медиаобразования. Важными звеньями зарождающейся системы стали школьные кинотеатры, киноклубы, любительские киностудии, которые способствовали решению сходных задач: выполняли важную роль в организации процесса эстетического воспитания, знакомили с теорией и историей киноискусства; развивали киномышление, «кинематографическое зрение»; формировали зрительский опыт, культурно-художе-

ственные потребности; способствовали нравственному и эстетическому развитию личности, повышению культурного уровня и т.д.

С развитием медиаискусств, основанных на медиаформе (т.е. форме средств массовой коммуникации) воспроизведений действительности (средствами печати, фотографии, радио, грамзаписи, киноискусства, телевидения, видеоарта, компьютерной графики и т.д.), в 60-е - 70-е годы

ХХ столетия в медиаобразова-тельном процессе произошли трансформационные процессы, связанные со смещением акцентов медиаобразования (с чисто практического и марксистского к эстетическому), и одновременно расширением понятийного аппарата ме-диапедагогики. В данный период медиапедагоги оперировали в основном двумя терминами:

а) аудиовизуальная грамотность - система умений и навыков анализа и синтеза пространственно-временной реальности, позволяющих воспринимать информацию, зафиксированную в виде звуко-зри-тельных сигналов (данный термин был впервые введен Ю.Н. Усовым);

б) аудиовизуальное образование - целенаправленное педагогическое руководство интересами и потребностями школьников в области экранных искусств.

В 1970-х годах появился термин киновоспитание («воспитание культурой экрана»), под которым понималась целенаправленная подготовка к восприятию экранных искусств. Однако в конце 1970-х -начале 1980-х годов в работах отечественных педагогов наиболее

распространенным понятием выступало кинообразование - процесс образования и развития личности средствами и на материале киноискусства с целью формирования культуры общения с экраном, творческих, коммуникативных способностей, умений интерпретации, анализа и оценки кинотекста, обучения различным формам самовыражения при помощи кинотехники.

Одной из главных целей кинообразования выступало эстетической развитие личности. Например, Ю.Н. Усов считал, что система кинообразования призвана «развивать у школьников эстетические чувства в результате познавательной и творческой деятельности, совершенствующей аудиовизуальное мышление, перцептивные навыки освоения звукозрительного образа как основного средства выражения авторского сознания, осмысления социальной действительности; эстетический вкус, который вбирает такие компоненты, как художественная образованность в области экранных искусств, историческая культура, аудиовизуальная грамотность, нравственная культура, социальные ориентации личности; художественно-творческие способности школьника (воображение, интуицию, мышление, потребности личности в самоактуализации) на основе освоения комплекса знаний, умений, навыков в практике анализа и эстетической оценки фильма, осмысления таких понятий, как экранная реальность, аудиовизуальная природа искусства кино, телевидения, суть восприятия пространственно-временной, звукозрительной формы киноповествования, художественной структу-

ры и идейно-нравственной концепции произведений кино и телевидения» [Усов, 1989, с. 6-7].

Позже, когда в России начала отчетливо проявляться тенденция к интеграции различных медиа и рассмотрению образования средствами экранных искусств как комплекса освоения школьниками и студентами окружающей действительности, образование средствами СМК начинают именовать в отечественной педагогике медиаобразованием.

Е.А.Бондаренко резонно полагает, что медиаобразование в современной социокультурной ситуации «становится средством формирования не только общей информационной культуры ученика и учителя, но и этнокультуры. Оно нацелено на интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина нового общества» [Бондарен-ко, 2008, с.26]. В самом деле, в современной социокультурной ситуации медиаобразование, являясь педагогическим направлением, выступает одновременно в качестве неотъемлемой компоненты художественного воспитания, культурология, истории культуры и искусств, психологии и т.д.

Неслучайно в ряду важнейших содержательных компонентов медиаобразования - основы искусствоведения в медиасфере (виды и жанры медиа, функции медиа в социуме, медиаязык, история медиа и т.д.), сведения об основных областях применения теоретических знаний (профессиональные средства массовой информации, любительская медиасфера, кана-

лы распространения медиа, клубные, кружковые движения в медиасфере, образовательные и досу-говые учреждения и т.д.), технология проведения занятий на медиа-материале [Федоров, 1999; 2001].

Благодаря эстетически ориентированному направлению история отечественного медиаобразования самобытна и уникальна по своей сущности, является важной составляющей мировой и национальной культуры и истории, так как в отличие от западных стран, где данная концепция, будучи популярной в 60-е годы ХХ столетия, утратила свои позиции в силу разного рода причин (усиление критического и практического подходов и т.д.), отечественные эстетические традиции легли в основу складывающейся системы медиаобразования в России.

Литература

Баранов О.А. Художественный кинематограф в работе средней школы. Калинин: Изд-во Калинин. гос. унта, 1977.

Бондаренко Е.А. Информационно-коммуникативная среда современного образования: этнокультурные аспекты медиаобразования // Образовательные технологии ХХ! века. ОТ. 08: / под ред. С.И. Гудилиной, К.М. Тихомировой, Д.Т. Рудаковой. М., 2008. С. 23-28.

Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1989.

Федоров А.В. Киноискусство в структуре современного российского художественного воспитания и образования. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 1999.

Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов-на-Дону: ЦВВР, 2001. 708 с.

Челышева И.В. Медиареальность как новый тип социокультурного пространства // Инновации в образовании. 2011. № 11. С. 93-106.

References

Baranov, O.A. Art cinema in high school: the manual. Kalinin: Kalinin. University Press, 1977.

Bondarenko, E.A. Information and communication environment of modern education: ethnic and cultural aspects of media education. Educational Technology XXI century. OT. 08. Moscow, 2008, p.23-28.

Chelysheva, I.V. Media reality as a new type of social and cultural space. Innovations in Education. 2011. N 11, p. 93-106.

Fedorov, A. Film at the structure of contemporary Russian art of education. Taganrog: TSPI, 1999.

Fedorov, A. Media Education: History, Theory and Methods. Rostov-on-Don: CVVR, 2001.

Usov, Y.N. Film education as a means of aesthetic education and artistic development of students: Ph.D. Thesis. Moscow, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.