УДК 379.8.092
йО! 10.23951/2307-6127-2018-1-98-104
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С КИНОИСКУССТВОМ НА ОСНОВЕ АНКЕТИРОВАНИЯ
О. А. Овсянникова
Тюменский государственный университет, Тюмень
С практической точки зрения рассматривается проблема общения подростков с киноискусством, обосновывается актуальность формирования зрительской культуры у подрастающего поколения на занятиях школьного киноклуба. Определяются возрастные особенности подростков, доказывающие необходимость и целесообразность формирования у них зрительской культуры: склонность подражать героям произведения искусства, стремление к общению в жизни и в искусстве, важность социального характера деятельности. Выделяется важный компонент зрительской культуры - эстетическое отношение к киноискусству, которое трактуется как целостное восприятие фильма в единстве его содержания и формы.
Для планирования и организации дальнейшей работы с подростками в школьном киноклубе проводится анкетирование, целью которого является определение проблем общения школьников с киноискусством. Вопросы анкеты направлены на выявление знаний подростков о киноискусстве, потребности общения с лучшими образцами киноискусства, на определение характера обращения к кинофильмам (познавательный, развлекательный и др.).
На основании анализа анкет подростков сформулирован ряд вопросов и задач, которые необходимо учитывать при разработке учебно-тематического плана занятий киноклуба, выборе кинофильмов для восприятия школьниками, тематики лекционных занятий (формирование устойчивой потребности общения с высокохудожественными образцами киноискусства; знаний о специфике кино, его видах и жанрах; исключение поверхностного восприятия произведений киноискусства, преимущественного обращения к развлекательным жанрам кино и др.).
Ключевые слова: проблемы общения с киноискусством, зрительская культура, подростки, анкетирование, эстетическое отношение к киноискусству.
Современное общество остро нуждается в формировании зрительской культуры. С экранов телевизоров, в Интернете не всегда демонстрируется высокохудожественная кинопродукция. Кроме того, некоторые киноленты, передачи пагубно влияют на подрастающее поколение, формируя антигуманное отношение к другим людям, потребительское отношение к киноискусству (Л. М. Некрасова, Н. В. Олейник) [1, 2]. Исследователи (А. А. Смирнова, Т. Ю. Захарова, Е. С. Синогина) пишут, что средства массовой информации в различных их проявлениях могут стать источником аддиктивного поведения у подростков [3]. С другой стороны, О. В. Федотова отмечает, что развитие общества «требует массовой информации, способствующей участию гражданина в общественной и государственной жизни», а на развитие общества «работают преимущественно научный и художественный типы информации, которые постепенно делают человека более знающим и умеющим и готовят его к прорывам или переходам в будущую, более цивилизованную в материально-духовном отношении, жизнь» [4, с. 61].
О необходимости формирования зрительской культуры у подрастающего поколения говорили многие ученые (Ю. Б. Борев, И. А. Кокорев, С. Н. Пензин, А. В. Толстых, У Ю. Фохт-Бабушкин и др.) [5-9]. Зрительская культура предполагает эстетическое отношение к киноискусству. Эстетическое отношение - это целостное восприятие фильма в единстве его формы и содержания, когда то, как сделано произведение, неотделимо от того, о чем оно, от его смысла. В этом случае фильм воспринимается на уровне авторского замысла, т. е. по законам искусства [10, 11]. Понимание языка кино, чувство кинематографической формы, способность через образную структуру произведения проникать в его смысловые глубины свидетельствуют о высокой зрительской культуре. А умение оценить талант и мастерство постановщиков картины, ее художественное своеобразие является выражением эстетического отношения к искусству.
Особая необходимость в формировании зрительской культуры существует у детей подросткового возраста в силу определенных возрастных особенностей: склонности подражать героям произведения искусства, стремлению к общению в жизни и в искусстве [12, 13].
По мнению А. В. Петровского, Д. И. Фельдштейна, для подростка важен социальный характер деятельности, социальное одобрение [14, 15]. Киноискусство как любой другой вид искусства носит социальный характер, кинофильмы содержат примеры различных социальных поступков героев, анализ и обсуждение которых в школьном киноклубе будет способствовать не только формированию эстетического отношения к искусству, но и развитию критического мышления, нравственных качеств подростков [16, 17].
Формировать зрительскую культуру подростков целесообразно на занятиях школьного киноклуба. Преимущество создаваемых во внеурочное время киноклубов заключается в том, что они не ограничены ни рамками, ни временем прохождения программы, что в них могут участвовать учащиеся разных классов и, главное, что это форма, основанная на принципах добровольности и личной заинтересованности каждого участника [18]. Основными формами работы в киноклубе могут являться: просмотры и обсуждение фильмов, дискуссии, написание эссе, выполнение самостоятельных заданий, создание учебного фильма на различную тематику.
Для формирования зрительской культуры в школьном киноклубе первоначально необходимо выявить проблемы подростков в общении с киноискусством, обозначить круг задач для организации последующей работы. Для решения данных задач со школьниками подросткового возраста осуществлялась диагностика в форме анкетирования. Анкетирование проводилось на базе школы № 70 г. Тюмени, в нем приняли участие 60 школьников 6-х классов. Для проведения диагностики была разработана анкета, цель которой - выявление знаний о киноискусстве, потребности общения с лучшими образцами киноискусства, характер обращения к фильмам (познавательный, развлекательный и т. д.).
Анализ анкетирования показал следующие результаты.
На первый вопрос «Часто ли Вы смотрите кинофильмы?» 75 % учащихся ответили, что часто смотрят кинофильмы. Остальные 25 % школьников ответили, что смотрят фильмы иногда.
На второй вопрос «Где чаще Вы смотрите кинофильмы: по телевидению; в кинотеатрах; по Интернету» мнения ребят разделились. Оказалось, что 43 % ребят чаще всего смотрят фильмы по Интернету или в кинотеатрах, а 57 % школьников смотрят кинофильмы по телевидению.
Следующий вопрос «Просмотр кинофильмов чаще осуществляется: в одиночестве; в кругу семьи; в кругу друзей» показал, что 44 % школьников смотрят фильмы в кругу друзей, остальные учащиеся (56 %) смотрят фильмы в одиночестве.
На четвертый вопрос «Обсуждаете ли Вы просмотренный кинофильм: да; нет. Если да, то: с друзьями; с членами семьи; с учителями» большая часть учащихся (80 %) ответили, что обсуждают просмотренный фильм, из которых 63 % обсуждают кинофильмы именно с друзьями, лишь 17 % - с членами семьи. Остальные школьники (20 %) фильмы не обсуждают.
Пятый вопрос «Есть ли у Вас любимый фильм, если да, то напишите его название» отразил разнообразные ответы учащихся о любимых фильмах. По результатам анкетирования выяснилось, что у учащихся сформирована потребность общения именно с зарубежными кинофильмами, которые чаще фигурируют в рекламе (в том числе и в Интернете). Названия фильмов отражены в табл. 1.
Таблица 1
Любимые кинофильмы учащихся подросткового возраста
Название фильма Режиссер Страна
«Гарри Ноттер» Крис Коламбус (1-2), Альфонсо Куарон (3), Майкл Ньюэлл (4), Дэвид Йейтс (5-8) США
«Дедпул» Тим Миллер США
Flash (телесериал) Джеф Джонс США
«Алиса в Зазеркалье» Джеймс Бобин США
«Король сноуборда» Роберт Винс Канада
«1+1» Ольвье Накаш, Эрик Толедано Франция
«Птица в клетке» Анатолий Григорьев Украина
«Джон Картер» Эндрю Стентон США
«Путешествие к центру Земли» Эрик Бревиг США
«Побег из Шоушенка» Фрэнк Дарабонт США
«Призрак» Александр Войтинский Россия
«Дивергент» Нил Бергер США
«И грянет шторм» Крэйг 1 иллеспи США
«Медвежонок Винни и его друзья» Стивен Андерсон, Дон Холл США
«Мстители» Джос Уидон США
«А зори здесь тихие...» Ренат Давлетьяров Россия
«Железный человек» Джон Фавро США
В шестом вопросе необходимо было описать любимый фильм. Однако у большинства учащихся (95 %) вызвало затруднение написать информацию об истории создания своего любимого фильма, эпохе его создания, не смогли они описать творческий путь режиссера и главных героев фильма. Все это говорит о поверхностном, событийном восприятии даже своего любимого кинофильма.
Для удобства ответов на седьмой вопрос школьникам предлагались пояснения, нацеленные на выявление сущности того или иного характера обращения к кинофильмам.
В ответах на седьмой вопрос «Просмотр кинофильмов чаще носит характер:
- развлекательный (т. е. имеющий целью прежде всего приятное времяпровождение и отдых);
- познавательный (получение, например, исторических сведений или сведений из других областей знаний);
- эстетический (получение эстетического наслаждения от восприятия фильма - наблюдение за интересными режиссерскими и операторскими решениями, восхищение неординарными подходами к подаче фильма, к игре актеров и т. д.);
- арт-терапевтический (например, помогает найти выход из сложной жизненной ситуации);
- свой вариант ответа» 37 % школьников ответили, что просмотр фильмов чаще носит у них развлекательный характер, 14 % респондентов склоняются к познавательному характеру киновосприятия, эстетический характер восприятия выбрали 12 % человек, остальные учащиеся (37 %) распределились между двумя вариантами ответов: арт-терапевтиче-ским характером восприятия (18 %) и своим вариантом ответа (19 %). К своим вариантам ответа респонденты отнесли эпический, комедийный характер восприятия фильмов и вос-приятие-фэнтези.
Восьмой вопрос «Как Вы считаете, чем искусство кино отличается от театрального искусства?» отразил знания учащихся об искусстве кино и театральном искусстве. Практически все школьники понимают отличия этих видов искусства. Среди верных ответов фигурируют следующие: «кино снимают операторы, оно может выходить в прокат много раз», «в кино у актера есть несколько кадров, если он даже ошибется. В театральном искусстве сложнее выполнять все действия, актер должен сыграть сцену сразу идеально, без ошибок», «в кино мы следим за происходящим на экране, а в театре мы видим происходящее в настоящее время, здесь и сейчас».
Девятый вопрос «Какие Вы знаете жанры кино? Перечислите их» показал, что учащиеся порой правильно называют литературные жанры, а не жанры кино. Практически никто из школьников не перечислил основные жанры кино: психологическое, приключенческое, комедийное кино, кинобаллада, кинопоэма, киносказка, кинопритча и др. Школьники не знают классификацию жанров художественного, документального, научно-популярного, мультипликационного, музыкального кино.
Последний вопрос «Какие фильмы Вы хотели посмотреть на занятиях киноклуба?» отразил тематику фильмов, которые можно посмотреть на занятиях киноклуба и проанализировать их содержание. Школьники изъявили желание посмотреть следующие фильмы (табл. 2).
Таблица 2
Тематика желаемых фильмов для просмотра подростками
Фильм Режиссер
«Гарри Поттер» Крис Коламбус (1-2),
Альфонсо Куарон (3),
Майкл Ньюэлл (4),
Дэвид Иейтс (5-8)
«Полный расколбас» 1 рег Тирнан,
Конрад Вернон
«Нерв» 1 енри Джуст,
Ариэль Шульман
«Дизлайк» Павел Руминов
«Зверополис» Байрон Ховард,
Рич Мур,
Джаред Буш
«Хардкор» Илья Найшуллер
«Сталинград» Федор Бондарчук
«Чарли и шоколадная фабрика» Тим Бертон
Выбранная тематика фильмов и их жанровый характер говорят о преимуществе развлекательных, фантастических, мультипликационных фильмов, которые широко рекламируются
в средствах массовой информации. Исключение составляет фильм «Сталинград», сюжет которого основан на военно-патриотической тематике. Выбор данных фильмов несколько однобоко характеризует эстетические интересы и вкусы школьников. К сожалению, в их ответах не фигурируют либо недостаточно отражены такие выдающиеся кинематографические школы, как итальянская, французская, советская и российская школа кинематографа, авторское независимое американское кино. Все это говорит о том, что школьникам необходимо развивать кинематографический кругозор, знакомить их с историей кино.
В целом анкетирование школьников позволило выявить следующие проблемы в процессе общения с киноискусством: у респондентов не хватает знаний о видах, жанрах киноискусства, о его специфике; они не интересуются сведениями о создании фильма, о его создателях (режиссере, актерах), что говорит о поверхностном восприятии произведений киноискусства, о невозможности погрузиться в эпоху создания фильма; у школьников не сформирована устойчивая потребность общения с лучшими образцами киноискусства, они воспринимают в основном рекламную кинопродукцию, их кинематографический кругозор недостаточно развит; у подростков превалирует развлекательный характер обращения к фильмам. Учащиеся не обсуждают просмотренные фильмы со взрослыми людьми (родителями, учителями), жизненный опыт которых помог бы школьникам глубже понять основную идею фильма, прояснить позицию автора и воспитательное значение киноленты.
Проведенное анкетирование позволило обозначить круг проблем, на основании учета которых будут разработаны содержательные основы занятий школьного киноклуба, учебно-тематический план его работы, лекционные курсы, тематика отечественных и зарубежных кинофильмов для восприятия их школьниками, а также ряд базовых вопросов для обсуждения кинофильмов.
Список литературы
1. Некрасова Л. М. Воспитание зрительской культуры старшеклассников на уроках мировой художественной культуры и факультативе по театру: дис. ... канд. пед. наук. М., 2001. 128 с.
2. Олейник Н. В. Теоретические подходы к технологии формирования зрительской культуры у детей посредством мультипликации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 5. С. 66.
3. Смирнова А. А., Захарова Т. Ю., Синогина Е. С. Киберугрозы безопасности подростков // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. № 3. С. 99-107. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-3-99-107.
4. Федотова О. В. Духовно-нравственные ориентиры массовой информации в ракурсе интеграции зарубежных и российских теорий СМИ // Интеграция образования. 2014. № 4 (77). С. 59-63. DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.044.
5. Борев Ю. Б. Эстетика: учеб. пособие для вузов. М.: Высш. школа, 2002. 511 с.
6. Кокорев И. К вопросу воспитания кинозрителя // Кино и зритель. М.: Изд-во ВГИКа, 1967. С. 26.
7. Пензин С. Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1987. 176 с.
8. Толстых А. В. Психология юного зрителя. М.: Знание, 1986. 86 с.
9. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни молодых поколений России: достигнутые эффекты, упущенные возможности и сохраняющиеся надежды. СПб.: Алетейя, 2005. 320 с.
10. Леонтьев А. Н. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.
11. Гончарук А. Ю. Педагогические условия развития эстетического отношения школьника к действительности средствами зрелищных искусств: дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 379 с.
12. Левшин И. С. Подросток и экран. М.: Педагогика, 1989. 176 с.
13. Усов Ю. Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: дис. ... канд. пед. наук. М., 1989. 362 с.
14. Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов педагогических институтов / под ред. проф. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. 290 с.
15. Фельдштейн Д. И. Психология современного подростка. М.: Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР, 1987. 240 с.
16. Баранов О. А. От киноклуба до университета. URL: http://www.mediaeducation.ru/publ/fedorov/baranov.htm (дата обращения: 7 марта 2017).
17. Рабинович Ю. М. Кино как средство воспитания школьников // Кино: прокат, реклама, методика, практика. М., 1986. 32 с.
18. Жмырова Е. Ю., Монастырский В. А. Киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/097/77097/58205?p_page=12 (дата обращения: 3 марта 2017).
Овсянникова Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Тюменский государственный университет, Институт психологии и педагогики (ул. Володарского, 6, Тюмень, 625003). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 10.08.2017.
DOI 10.23951/2307-6127-2018-1-99-104
ANALYSIS OF THE ISSUES OF ADOLESCENTS' COMMUNICATION WITH CINEMATIC ART ON THE BASIS
OF QUESTIONNAIRE
0. A. Ovsyannikova
Tyumen State University, Tyumen, Russian Federation
The problem of teenagers' communication with film art is considered, the urgency of forming a spectator culture for the younger generation in the classroom is explained from a practical point of view. The age features of adolescent children are determined, proving the necessity and expediency of forming a spectator culture among them: the tendency to imitate the heroes of a work of art, the desire to communicate in life and in art, the importance of the social nature of activity. An important component of spectator culture is singled out - an aesthetic attitude to cinema art, which is interpreted as an integral perception of the film in the unity of its content and form.
For the planning and organization of further work with adolescents in the school film club, a questionnaire is conducted, the purpose of which is to determine the problems of communication between schoolchildren and filmmaking. The questions of the questionnaire are aimed at revealing the knowledge of adolescents about cinematography, the need to communicate with the best examples of cinematography, to determine the nature of the appeal to films (cognitive, entertaining, etc.).
On the basis of the analysis of adolescents' questionnaires, a number of questions and tasks have been formulated that need to be taken into account in the development of the curriculum for the cinema club, the subject of films for pupils' perception, lecture classes (formation of a stable need for communication with highly artistic samples of cinema, knowledge of the specifics of the cinema, its types and genres; the exclusion of the surface perception of the works of cinematography, preference of entertaining cinema genres , etc.).
Key words: problems of communication with cinema art, spectator culture, adolescents, questioning, aesthetic attitude to film art.
References
1. Nekrasova L. M. Vospitaniye zritel'skoy kul'tury starsheklassnikov na urokakh mirovoy khudozhestvennoy kul'tury i fakul'tative po teatru. Dis. kand. ped. nauk [The education of the spectator culture of senior pupils at lessons of world art culture and minoring in theater. Diss. сand. of ped. sci.]. Moscow, 2001. 128 p. (in Russian).
2. Oleynik N. V. Teoreticheskiye podkhody k tekhnologii formirovaniya zritel'skoy kul'tury u detey posredstvom mul'tiplikatsii [Theoretical approaches to the technology forming audience culture of children by means of animated cartoons]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya - Theory and Practice of Social Development, 2014, no. 5, pp. 66 (in Russian).
3. Smirnova A. A., Zakharova T. Yu., Sinogina E. S. Kiberugrozy bezopasnosti podrostkov [Cyberthreats to security of teenagers]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2017, no. 3, pp. 99-107. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-399-107 (in Russian).
4. Fedotova O. V. Dukhovno-nravstvennyye oriyentiry massovoy informatsii v rakurse integratsii zarubezhnykh i rossiyskikh teoriy SMI [Spiritual and moral landmarks of mass-media information from the perspective of integration of foreign and russian media theories]. Integratsiya obrazovaniya - Integration of Education, 2014, no. 4 (77), pp. 44-48. DOI: 10.15507/ Inted.077.018.201404.044 (in Russian).
5. Borev Yu. B. Estetika: ucheb. posobiye dlya vuzov [Aesthetics: manual for higher schools]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2002. 511 p. (in Russian).
6. Kokorev I. K voprosu vospitaniya kinozritelya [The issue of education of the moviegoer]. Kinoizritel'[Film and viewer]. Moscow, Izdatel'stvo VGIKa Publ., 1967. Pp. 26 (in Russian).
7. Penzin S. N. Kinoiesteticheskoye vospitaniye: metodologicheskiyeproblemy[Cinema and aesthetic education: methodological problems]. Voronezh, Voronezh State University Publ., 1987. 176 p. (in Russian).
8. Tolstykh A. V. Psikhologiya yunogo zritelya [The psychology of the young spectator]. Moscow, Znaniye Publ., 1986. 86 p. (in Russian).
9. Fokht-Babushkin Yu. U. Iskusstvo v zhizni molodykh pokoleniy Rossii: dostignutyye effekty, upushchennyye vozmozhnosti i sokhranyayushchiyesya nadezhdy [Art in the lives of young generations of Russia: achieved effects, lost opportunities and remaining hopes]. Saint Petersburg, Aleteyya Publ., 2005. 320 p. (in Russian).
10. Leont'ev A. N. Psikhologiya smysla: priroda, stroyeniye i dinamika smyslovoy real'nosti [The psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality]. Moscow, Smysl Publ., 2003. 487 p. (in Russian).
11. Goncharuk A. Yu. Pedagogicheskiye usloviya razvitiya esteticheskogo otnosheniya shkol'nika k deystvitel'nosti sredstvami zrelishchnykh iskusstv. Dis. kand. ped. nauk [Pedagogical conditions of development of the aesthetic relationship of the student to the reality of the means of performing arts. Diss. сand. of ped. sci.]. Moscow, 2000. 379 p. (in Russian).
12. Levshin I. S. Podrostok i ekran [Teenager and the screen]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989. 176 p. (in Russian).
13. Usov Yu. N. Kinoobrazovaniye kak sredstvo esteticheskogo vospitaniya i khudozhestvennogo razvitiya shkol'nikov. Dis. kand. ped. nauk [Film education as means of aesthetical upbringing and artistic development of schoolchildren. Diss. сand. of ped. sci.]. Moscow, 1989. 362 p. (in Russian).
14. Petrovskiy A. V. Vozrastnaya i pedagogicheskaya psikhologiya: ucheb. posobiye dlya studentov pedagogicheskikh institutov [Age and pedagogical psychology: manual for students of pedagogical institutions]. Edited by professor A. V. Petrovskiy. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1973. 290 p. (in Russian).
15. Fel'dshteyn D. I. Psikhologiya sovremennogopodrostka [The psychology of a modern teenager]. Moscow, Scientific-Research Institute of General and Pedagogical Psychology of the Academy of Pedagogical Sciences of the USSR Publ., 1987. 240 p. (in Russian).
16. Baranov O. A. Ot kinokluba do universiteta [From the cinema club to the university] (in Russian). URL: http://www. mediaeducation.ru/publ/fedorov/baranov.htm (accessed 7 March 2017).
17. Rabinovich Yu. M. Kino kak sredstvo vospitaniya shkol'nikov [Cinema as a medium of education in schools]. Kino: prokat, reklama, metodika, praktika [Cinema: distribution, advertising, methodology, practice]. Moscow, 1986. 32 p. (in Russian).
18. Zhmyrova E. Yu., Monastyrskiy V. А. Kinoiskusstvo kak sredstvo vospitaniya tolerantnosti u uchashcheysya molodezhi [Cinema as a means of education of tolerance among students] (in Russian). URL: http://window.edu.ru/catalog/ pdf2txt/097/77097/58205?p_page=12 (accessed 3 March 2017).
Ovsyannikova O. A., Tyumen State University (ul. Volodarskogo, 6, Tyumen, Russian Federation, 625003). E-mail: [email protected]