Научная статья на тему 'Образ героя в представлениях подрастающего поколения в контексте проблемы становления их идентичности'

Образ героя в представлениях подрастающего поколения в контексте проблемы становления их идентичности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
730
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОСТЬ / ИНТЕРНЕТ СРЕДА / ПОКОЛЕНЧЕСКИЙ РАЗРЫВ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ ОБРАЗ ГЕРОЯ И ОБРАЗЦЫ ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ / ПЕРСОНАЖИ И РЕАЛЬНЫЕ ЛЮДИ / МЕДИЦНЫЕ ЛИЦА / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / МЕДИАКУЛЬТУРА / MODERNITY / INTERNET ENVIRONMENT / GENERATIONAL GAP / PROFESSIONALISM / CIVIL POSITION THE IMAGE OF THE HERO AND ROLE MODELS / CHARACTERS AND REAL PEOPLE / MEDICAL PERSONS / PERSONAL DEVELOPMENT / MEDIA CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ковалева Наталья Борисовна

Статья посвящена анализу условий взросления и становления гражданской, социокультурной и профессиональной идентичности подростков и юношества в цифровую эпоху, когда интернет среды становится средой жизни и социализации, в которой появляются новые формы и способы коммуникации и формирования самосознания, мировоззрения, ценностных ориентаций, гражданской позиции, представлений о профессионализме и образе героев. Анализ научных трудов и исследований позволяет зафиксировать существование двух разнонаправленных тенденций: тенденции резкого усиления требований к профессионалу как человеку, способному заботиться о благе государстве и собственном развитии в условиях непрерывного роста неопределенности и сложности нашего мира и тенденции нарастания поколенческого разрыва, в силу отсутствия традиционных культурных и духовно-нравственных опор в становлении личности большей части современной молодежи. Важным ресурсом развития личности является образ героя, складывающийся у современного поколения под воздействием медиакультуры и во многом определяющим социальные аттитюды и убеждения молодежи. В статье задается ретроспектива изменений образа героев в нынешнем столетии в России в контексте анализа культурных норм и предпочтений и приводятся результаты пилотажного исследования представлений о герое современных подростков и юношей в соотнесении поколенческого и индивидуального образа. Выявляется тенденция усиления ориентации на российскую медиакультуру и влияния таких популярных профессий как блоггеры, телеведущие и другие медиаперсоны на фоне изменения понимания самого понятия «героического». Ставятся задачи поиска средств влияния на процессы формирования образа героя как ресурса становления гражданской позиции и профессионализации личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE HERO IN THE REPRESENTATIONS OF THE GROWING GENERATION IN THE CONTEXT OF THE PROBLEM OF THE FORMATION OF THEIR IDENTITY

The article is devoted to the analysis of the conditions of growing up and formation of civil, socio-cultural and professional identity of adolescents and youth in the digital age, when the Internet environment becomes an environment of life and socialization, in which there are new forms and methods of communication and formation of self-consciousness, worldview, value orientations, citizenship, ideas about professionalism and image of heroes. The analysis of scientific works and researches allows to fix existence of two opposite tendencies: tendencies of sharp strengthening of requirements to the professional as the person capable to care for the welfare of the state and own development in the conditions of continuous growth of uncertainty and complexity of our world and tendency of growth of a generational gap, owing to lack of traditional cultural and spiritual and moral support in formation of the personality of the most part of modern youth. An important resource for the development of personality is the image of the hero, which develops in the modern generation under the influence of media culture and largely determines the social attitudes and beliefs of young people. The article sets a retrospective of changes in the image of heroes in the current century in Russia in the context of the Academy of Sciences. The tasks of search of means of influence on processes of formation of an image of the hero as a resource of formation of a civil position and professionalization of the personality are set

Текст научной работы на тему «Образ героя в представлениях подрастающего поколения в контексте проблемы становления их идентичности»

психологические Ковалева Наталья Борисовна

науки ОБРАЗ ГЕРОЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ...

УДК 159.923:37.015.3

ОБРАЗ ГЕРОЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ИХ ИДЕНТИЧНОСТИ

© 2018

Ковалева Наталья Борисовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологической антропологии Московский педагогический государственный университет (119571, Россия, Москва Проспект Вернадского, 88, email: nkovaig@mail.ru) Аннотация. Статья посвящена анализу условий взросления и становления гражданской, социокультурной и профессиональной идентичности подростков и юношества в цифровую эпоху, когда интернет среды становится средой жизни и социализации, в которой появляются новые формы и способы коммуникации и формирования самосознания, мировоззрения, ценностных ориентаций, гражданской позиции, представлений о профессионализме и образе героев. Анализ научных трудов и исследований позволяет зафиксировать существование двух разнонаправленных тенденций: тенденции резкого усиления требований к профессионалу как человеку, способному заботиться о благе государстве и собственном развитии в условиях непрерывного роста неопределенности и сложности нашего мира и тенденции нарастания поколенческого разрыва, в силу отсутствия традиционных культурных и духовно-нравственных опор в становлении личности большей части современной молодежи. Важным ресурсом развития личности является образ героя, складывающийся у современного поколения под воздействием медиакультуры и во многом определяющим социальные аттитюды и убеждения молодежи. В статье задается ретроспектива изменений образа героев в нынешнем столетии в России в контексте анализа культурных норм и предпочтений и приводятся результаты пилотажного исследования представлений о герое современных подростков и юношей в соотнесении поколенческого и индивидуального образа. Выявляется тенденция усиления ориентации на российскую медиакуль-туру и влияния таких популярных профессий как блоггеры, телеведущие и другие медиаперсоны на фоне изменения понимания самого понятия «героического». Ставятся задачи поиска средств влияния на процессы формирования образа героя как ресурса становления гражданской позиции и профессионализации личности

Ключевые слова: современность, интернет среда, поколенческий разрыв, профессионализм, гражданская позиция образ героя и образцы для подражания, персонажи и реальные люди, медицные лица, личностное развитие, медиакультура.

THE IMAGE OF THE HERO IN THE REPRESENTATIONS OF THE GROWING GENERATION IN THE CONTEXT OF THE PROBLEM OF THE FORMATION OF THEIR IDENTITY

© 2018

Kovaleva Natalia Borisovna, PhD, assistant professor of psychological anthropology Moscow State Pedagogical University (119571, Russia, Moscow Prospect Vernadskogo, 88, email: nkovaig@mail.ru) Abstract. The article is devoted to the analysis of the conditions of growing up and formation of civil, socio-cultural and professional identity of adolescents and youth in the digital age, when the Internet environment becomes an environment of life and socialization, in which there are new forms and methods of communication and formation of self-consciousness, worldview, value orientations, citizenship, ideas about professionalism and image of heroes. The analysis of scientific works and researches allows to fix existence of two opposite tendencies: tendencies of sharp strengthening of requirements to the professional as the person capable to care for the welfare of the state and own development in the conditions of continuous growth of uncertainty and complexity of our world and tendency of growth of a generational gap, owing to lack of traditional cultural and spiritual and moral support in formation of the personality of the most part of modern youth. An important resource for the development of personality is the image of the hero, which develops in the modern generation under the influence of media culture and largely determines the social attitudes and beliefs of young people. The article sets a retrospective of changes in the image of heroes in the current century in Russia in the context of the Academy of Sciences. The tasks of search of means of influence on processes of formation of an image of the hero as a resource of formation of a civil position and professionalization of the personality are set

Keywords: modernity, Internet environment, generational gap, professionalism, civil position the image of the hero and role models, characters and real people, medical persons, personal development, media culture

Проблема исследования самосознания молодежи и условий формирования гражданской, профессиональной и социокультурной идентичности поколения цифровой эпохи приобретает всю большую злободневность в связи с неукротимым темпом развития общества и возрастанием требований к профессионализму будущего поколения и нарастанием поколенческого разрыва в личностной сфере, фиксируемого общественными деятелями и учеными. Такие условия жизни как неопределенность, нарастающая сложность [1-4], гипертекстовость и зашкаливающие объем и скорость информационных потоков [5-9], сложность медийных процессов и собственной репрезентации в них [10-14] - бросают вызов подрастающему поколению. А также порождают необходимость освоения совершенно новых компетенций и личностных кондиций для обеспечения успешной профессионализации и самореализации и развития благосостояния общества. Речь идет, прежде всего, о профессионализации, творческой дееспособности личности, культуре проектирования будущего в опоре на традицию, способностях действовать и решать проблемы в ситуации неопределенности и информационных потоков. Многие

исследователи подчеркивают, что взросление и социализация поколения «пехЬ> опосредована интернетом как наиболее активной средой жизни [15-16], что приводит к возникновению «новой социальной ситуации» взросления, изменению характеристик, а возможно и природы памяти, внимания, восприятия, мышления [17], а также формированию новых способов коммуникации, творчества и личностного становления в целом. Среди рисков таких перемен наибольшую тревогу вызывает именно личностные характеристики: мировоззрение, картина мира, идеалы, так как на поверхности лежит факт «нравственного оскудения», слабой выраженности патриотизма как социально-нравственных установок личности, не развитости гражданской позиции, ответственности за общество и общий инфантилизм все медленнее взрослеющего поколения. Ситуация усугубляется тем, что традиционные нравственные идеалы, на взгляд молодежи, устаревают. Культура, призванная такие идеалы задавать, вырождаясь в массовую, поставляет сомнительные образцы в лице суперменов с оружием в руках, магов или обаятельных негодяев, дезориентирует. Ответ на вопрос «Кто мой герой?» во многом определяет станов-

Kovaleva Natalia Borisovna THE IMAGE OF THE HERO ..

psychological science

ление идентичности, систему аттитюдов и самосознание молодежи. Соответственно, проблема исследования содержания и механизмов формирования представлений о героях, идеалов и мировоззренческих установок подростков, юношества и молодежи становится вызовом, мимо которого психологи и педагоги пройти не в праве.

Рассматриваемой теме посвящено достаточно много исследований, однако данные год от года стремительно меняются и результаты носят достаточно противоречивый характер.

Многоаспектный анализ «новой социокультурной ситуации» взросления [18], проводимый различными специалистами, позволяет выделить ряд факторов, объясняющих трудности становления идентичности и куль-туросообразного мировоззрения подрастающего поколения. В контексте нашего исследования представляется целесообразным особо выделить два фактора.

Наибольшие риски связываются с плачевным состоянием культурной среды, разрушением идеального начала самой культуры, призванной задавать высокие образцы «человеческого в человеке», превращением искусства в индустрию развлечений [19]. В частности, Т.А. Хагуров определяет в качестве наиболее значимого риска взросления в России - «нормативную инверсию массового искусства» [20, с. 7], в результате которой подросткам и юношеству задаются сомнительные образы героев и образцы поступков. По мнению И.В. Муравьевой [21], проанализировавшей подростковые и молодежные российские фильмы, в них преобладает голливудская модель фильмов, помноженная на привившуюся постмодернистскую традицию обесценивания смыслов и высмеивания все и вся. К сходным выводам приходят и другие исследователи [22; 23]. В результате фильмы либо воспроизводят все те же комиксы с их супергероями, либо, показывая «правду» жизни, не задают ориентиров, так как страх что-либо «навязать», а в итоге просто выразить свою позицию - самое главное веяние нашего времени. По мнению ученых, постмодернистское стремление к отрицанию идеального имеет глубокие последствия для развития культуры в целом и разрушительно сказываются на самосознании молодежи [24; 25], для которой не только не создали нормальные образцы для подражания, но еще и дали установку на бесконечную иронию и циничное отношение к жизни, визуализированную в образе героя - «негодяя». Схожие процессы происходят и за рубежом. В частности, Elizabeth Behm-Morawitz [26], проанализировав фильмы о подростках 21 века, выявила трендовую модель задаваемых героев. Эта модель продвигает образ сильной девушки, превосходящей и духовно и социально юношей. При этом в одной части фильмов она становится героем с оружием в руках под стать супермену, в другой успешно применяет нормы вседозволенности, в третьей - просто лидирует в отношениях с ребятами. То есть, если не «негодяй», то «негодяйка», но обязательно харизматичная и красивая! В дальнейших исследованиях Elizabeth Behm-Morawitz и ее коллег обсуждается влияние повышенной сексуальности и агрессивности как основной черты большинства фильмов для подростков [27] на их самосознание и поведение, в том числе повышение сексуальной распущенности и агрессивности. В частности, показывается, что большинство респондентов-подростков на вопрос оправдана ли агрессивность, признают, что в определенных случаях агрессивность - уместна, необходима и потому легитимна [28].

Важным фактром оказывается также то, что интернет среда - не источник технологий или зависимости, а образ жизни, и среда социализации: именно здесь развиваются новые способы мышления, коммуникации, самопрезентации, создаются условия для опробования себя в разных ролях и ипостасях, формируются новые сообщества и субкультуры, заводятся полезные знакомства и ведутся дискуссии, возникают мнения и предложения по работе. С точки зрения М.А. Даниловой интернет-со-

циализация - это непрерывный знаково-символическии процесс присвоения социальной субъектности в виртуальном пространстве» [29, с. 47].

В профессиональном отношении также появляются новые параметры «значимого» взрослого: он должен быть медийным и более того влиятельным лицом, ярким рассказчиком, способным создать интригу, иметь огромную скорость и гибкость мышления, быть в тренде.

Таким образом, можно констатировать, что в контексте масштабного изменения основополагающих принципов и условий жизни в информационном обществе, социокультурная ситуация взросления подрастающего поколения кардинально меняется и обретает новые малоизученные характеристики, механизмы и формы. Выделяя различные факторы и причины таких изменений, ученые, с одной стороны отдают себе отчет в необратимости «цифровых» процессов, но с другой стороны невольно ищут возможности вернуть старые добрые традиции, что представляется малопродуктивным. Вопрос всестороннего изучения данных процессов, с целью обнаружения способов управления ситуацией оказывается одним их центральных. С нашей точки зрения - ответы лежат, прежде всего, в существе и содержании медийных процессов, определяющих в большой мере, факторы и фигуры влияния на самосознание детей и молодежи, впрочем, как и взрослых людей.

В контексте обсуждаемой темы интересные факты получены в объемном труде Т.А. Хагурова с коллегами посвятивших свое исследования рискам взросления, в том числе рискам, связанным с отсутствием идеалов и положительных героев у подростков и молодежи, упомянутого выше. Как известно в 2000-х у молодежи практически не было ни героев, ни представлений о будущем. К середине первого десятка нового столетия старшеклассники и студенты увлеклись экстравагантными, сексуальными и обаятельными героями развлекательных передач, а к 2013-му по результатам опроса уже 40 процентов обычных подростков и юношей и 20 процентов трудных дали положительный ответ на вопрос о героях. В основном, это оказались персонажи кинофильмов (Бэтмен или другие супермены, Гарри Поттер, Джек Воробей) или актеры (Арнольд Шварценеггер, Брюс Уиллис, Бред Питт, др.), то есть герои развлекательного жанра. При этом около 20 процентов обычных подростков и 13 процентов трудных, в ответ на прямые вопросы о литературных и исторических героях смогли назвать персонажей и исторических деятелей из школьного курса. Среди литературных персонажей чаще других назывались Татьяна Ларина, Евгений Онегин, сам А.С. Пушкин, Наташа Ростова, Анна Каренина, изучаемые на уроках литературы по программе и такие исторические деятели как А. Суворов, М. Кутузов, Ю. Гагарин, Сталин и даже Гитлер. Являются ли данные лица реальными фигурами влияния или это те, чьи имена и, возможно, биографии, учащиеся просто знают, сказать трудно, но в любом случае полученные данные свидетельствует о малой значимости классических культурных сред. Сами авторы подчеркивают, опираясь на труды В. Франкла и Э. Фромма, что отсутствие идеалов или их потеря - признаки неблагополучия общества и делают вывод о том, что «сложившаяся ситуация может быть описана как кризис образцов для подражания» [30, с.177].

В исследовании В.С. Собкина и Е.А. Калашниковой, проведенного уже в 2017 году в основной и старшей школе, рассматривается содержание и динамика формирования идеалов и антиидеалов учащихся 5-11 классов. Важной особенностью работы представляется то, что открытые вопросы прямо формулировали задачу назвать «героев книг, фильмов, деятелей культуры, интернет-сферы и шоу-бизнеса, политиков или общественных деятелей», которых учащиеся считают своим идеалом и антиидеалом. Представленные результаты несколько контрастируют с полученными ранее. Прежде всего,

психологические науки

Ковалева Наталья Борисовна ОБРАЗ ГЕРОЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ...

резко уменьшилась доля учащихся, отказавшихся дать ответ или написавших, что идеалов нет - количество таких ответов на выборке более 7000 ответов составил всего 8,8% при определении идеалов и 16,9% при определении антиидеалов. При этом доля группы «реальные люди» в структуре идеалов составила 64,2 % (в структуре антиидеалы 61,3 %), а персонажи (образы) всего 27% и 21%, соответственно. Также была выделена тенденция наращивания ориентации на реальных лиц к старшему возрасту (от 55% до 76% у мальчиков и от 48% до 73% у девочек). В целом, выявлена смешанная структура идеалов с преобладанием ориентации на «реальных людей» (но не из близкого окружения). Интересно, что число выборов персонажей художественных произведений, значительно уменьшилась по сравнению с исследованиями 2013 года, так же, как и доля «отказов от ответов» [31].

Таким образом, можно видеть, что данные полученные различными исследователями достаточно противоречивы и требуют дальнейшего исследования представлений о героях, самосознания идеалов и условий, способствующих формированию гражданской, профессиональной и социокультурной идентичности, основанной на нравственных принципах, в частности любви к Родине и ответственности за ее процветание.

Командой Герменевтического клуба МПГУ было проведено пилотажное исследование самосознания подростков на основе методики «Герои и проблемы поколения», разработанной Н.Б. Ковалевой в рефлексивно-позиционных технологиях [32] в формате анкеты, включающей открытые, закрытые вопросы, незаконченные предложения и модельно-коммуникативные ситуации. Методика направлена на выявление представлений подростков о героях, поколения в целом и для каждого в отдельности; о реальных проблемах современных подростков и того, как снять фильм, создающий условия для их решения. Особенность методики в возможности выявлении ряда характеристик самосознания - таких как позиционность, рефлексивность, целостность (моза-ичность) самосознания учащихся.

Рассмотрим основные результаты.

Всего в исследовании приняли участие более 50 учащихся средней и старшей школы, и 50 человек, уже окончивших школу. Заметим, что при оценке различных критериев могли быть использованы не все протоколы, так некоторые респонденты отвечали на вопросы выборочно. В данной работе основное внимание уделяется анализу протоколов учащихся школы в фокусе ответа на вопрос о том, кого можно назвать героями поколения и собственными героями, так нам представляется важным вывить тенденции динамических изменений в представлениях о героях в процессе взросления. Это важно, прежде всего, для понимания механизмов становления образа героя и его влияния на идентичность, а также проектирования психолого-педагогических методов, позволяющих на эти процесс влиять. Анализ ответов на вопрос: «Кого из известных людей и персонажей фильмов, книг, игр, песен можно назвать героями твоего поколения?» позволил выделить три группы участников: группу «Реальные герои»; группу «Персонажи» и группу «Смешанная». В группу «Реальные герои» попали участники, назвавшие в качестве героев только реальных лиц; в группу «Персонажи» определялись респонденты, назвавшие только персонажей и в группу «Смешанная» - респонденты, назвавшие обе категории героев.

Рассмотрим процентное соотношение учащихся с предпочтениями героев разного типа. По нашим данным самая многочисленная группа - «Персонажи», то есть 42% респондентов ориентируется в своих выборах на героев кинофильмов, книг или других художественных произведений. 39% опрошенных выбрали в качестве героев реальных людей, то есть почти в столько же. В смешанную группу попадают как те, кто анонсирует в качестве героев, как персонажей, так и реальных людей

всего 19%. Напрашивается предположение, что ребята этой группы более гибко используют ресурсы, либо, наоборот практически не отличают одно от другого, смешивая актера и его героя, например. То есть группа имеет «слоисто- аппозиционное» наполнение.

Достаточно эксплицитная тенденция усиления роли реальных медийных лиц в самоопределении подростков по мере их взросления находит свое подтверждение в литературе. Выраженность ориентации на группу персонажей у младших и средних подростков правдоподобна в силу того, что в 13 лет, задачи реализации себя в социуме еще не стоит, а в 14 лет к тому же время интенсификации внутренней жизни и романтических отношений [33; 34]. А 15-16 лет — это уже пора профессионального, гражданского социокультурного самоопределения, примерки на себя различных ролей, забота об имидже.

При этом количество реальных и вымышленных героев, названных респондентами практически одинаково: 70 (52%) реальных лиц и 60 (48%) персонажей.

Важной характеристикой в свете поставленных задач оказывается также профессиональная и медийная принадлежность выбираемых героев. В группе «Реальные герои» на основе анализа различных классификаций [35] и получившихся данных нами были выделены следующие профессиональные подгруппы в соответствии с типом их репрезентации в социуме: «Кинозвезды» «Классические деятели искусства»; «Медийные знаменитости»; «Близкое окружение». К группе «Кинозвезды» отнесены все профессиональные категории, включенные в реальный процесс кинопроизводства и шорт лист специальных наград, в результате которых и постоянно подогреваемого интереса к ним в интернет среде они становятся известны широкой публике: кинорежиссеры, мультипликаторы, сценаристы, продьюсеры, художники, актеры, композиторы и т.п. Важность выделения этой группы связана с тем, что вольно или невольно ассоциируясь с героями и сюжетами фильмов, они задают в то же время образ успешных профессионалов в сфере наиболее популярного, действенного и приносящего огромные доходы искусства. «Классические деятели искусства» — это театральные режиссеры, писатели, художники - представители тех видов искусств, которые традиционно имели большое влияние на культуру и на взгляды и вкусы публики, однако сохранили ли они это влияние сейчас и если сохранили, то за счет чего? Группа «Медийные знаменитости» - многосоставная и включает в себя на первый взгляд совсем разные сферы деятельности - здесь и политики, и спортсмены, и эстрадные артисты, и телеведущие, и модели, и дизайнеры и блоггеры, при этом в огромном количестве случаев они соединяют в себе множество амплуа. И все же это целостная группа, так как всех вышеназванных лиц объединяет медийность: их известность и образ равны имиджу, созданному в сети и вне нее практически не существующему. В группу «близкое окружение» входят все, кто лично знаком и близок участник: семья, друзья, учителя, знакомые. Процентное соотношение данных групп можно увидеть в диаграмме на рисунке 1.

Рисунок 1. Процентное соотношение выборов реальных героев различного типа

Из диаграммы видно, что самой многочисленной

Kovaleva Natalia Borisovna psychological

THE IMAGE OF THE HERO ... science

является группа медийных знаменитостей, в которой оказалось представителей более чем в 2 раза больше, чем представителей группы «Кинозвезды». Писатели и художники представлены всего в 14%, а зона близкого окружения составляет самую малочисленную группу 7%. В группу медийных лиц (часто их называют «кумирами») входят эстрадные артисты, певцы, шоумены, видеоблоггеры, модели и группа медийно раскрученных общественных деятелей (Путин, Джобс и др.). Наиболее часто повторяются имена Егора Крида, Ольги Бузовой, Димы Билана. В целом в данной группе упоминаются в 1,8 раза чаще российские имена, а в группе «Кинозвезды» незначительно преобладают зарубежные, но при этом все выборы практически единичны. Единичность выборов задана небольшой выборкой и индивидуальным онлайн анкетированием, когда в отличие от анкетирования целых классов нет общих устоявшихся интересов и возможности «списать».

Рассмотрим процентное соотношение структурных компонентов группы «Персонаж» (рисунок 2).

По диаграмме можно видеть, что киногерои составляют 60% всех ответов, и их в два раза больше чем литературных персонажей. Наиболее часто выделяют Гарри Поттера и как минимум дважды упоминают Гермиону, Джек Воробья, Железного человека и других суперменов. Из литературных персонажей пользуется большой популярность Гуля Королева, Дориан Грей. Игры практически не представлены, их герои составляют 5%. К группе «Другое» мы отнесли героя песенного видеоклипа.

Структура группы "Персонаж"

Рисунок 2. Классификация группы «Персонажи» в процентном соотношении

С психологической точки зрения важным является характер соотнесения представлений о героях поколения и герое личностно важном для каждого респондента. Нами было выделено 4 типа ответов на вопрос: «А твои любимые герои?» в соотнесении с ответами на вопрос о героях поколения, процентное соотношение которых представлено в таблице № 1.

Таблица 1. Типы индивидуального выбора героя

Тип Критерий: функциональное содержание Примеры %

Поколенческнй не диффер енцнр Представления о героях поколения совпадают с Героипоколения: ГарриПоттер, персонажи из аниые. Джек Воробей, Леголас, Супермэн. Мой любимый герой: все перечисленные выше. 20

Поколенческнй днфференцирова Обоснованно выбирается один из поколенческих Гуля К ар ол ёва. Шерл ок. Мо нтег. Левша, Герасим Мойлюоимый герой: Шерлок Холмс. Безграничный ум. справедливый, может решить любое дело. 40

Собирательный Образ, собранный из разных качестви характеристик Данила Козловский харизматичный; Михаил Горшнев — искренний, Егор Лето в — настоящий, справедливый, Зеыфира - самодостаточная Мойлюоимый герой: всех понемногу. Их как бы нет рядом с юбой, но за счёт из творчества чувствуешь в себе опору. S

Индивидуально-позиционный Введение нового Ольга Вузов а Мойгерой - это моя мама. За счёт всего. 20

Протеетнын Отрицаниеналичия У меня нет героев. 12

Таким образом, результаты исследования показывают, что, хотя представления о героях по-прежнему сильно определяются содержанием и образцами, задаваемыми американскими блокбастерами и миром фэн-тези, наблюдаются процессы все большего погружения подростков, юношества и молодежи в интернет-среду и медийную культуру, которая и оказывается самым сильным фактором влияния на становление личностной 320

гражданской и профессиональной идентичности. К отчетливо фиксируемым тенденциям в положительном залоге можно отнести разворот российской молодежи к собственной кино и медиакультуре. Отрицательный залог связан с ничтожной долей влияния ближайшего окружения - родителей, учителей, знакомых - интернет среда предоставляет гораздо больше возможностей и ресурсов. Реальное влияние, по большей части, оказывают именно культовые медийные фигуры - законодатели мод, фигуранты и ведущие ток-шоу, и традиционно представители различных музыкальных групп. Очень важным фактом, на наш взгляд, является достаточно выраженное отличие поколенческого и индивидуального образа героя. Всего лишь 20% демонстрируют позиционность, остальные сливаются с потоком медиа информации и не отделяют себя от поколения. Также оказывается проблематичным влияние традиционной культуры: знание исторического контекста, превращение российской культуры и истории в ресурс собственного развития - то есть того, что обычно питает и патриотизм, и способность думать о благе общества и отвечать за его развитие, не имеет особого значения и не является ценным для молодежи. Таким образом, проблема поиска средств влияния на сознание молодежи через интернет среду, создания условий превращения российской истории и культуры в необходимый личностный ресурс вытекает из всего хода развития России и современной культуры в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асмолов А.Г. Вызовы современности и перспективы профессионального роста в мире образования // Образовательная панорама. 2016. № 1 (5). С. 6-8.

2. Бек У [Beck U.], Гидденс Э. [Giddens A.] Последствия современности. М.: Праксис, 2011.

3. Болотова А.К., Зинченко В.П., Поддьяков А.Н. (Ред.). Человек в ситуации неопределенности. М.: Высшая школа экономики, 2007.

4. Леонтьев Д.А., Моспан А.Н. Картина мира, мировоззрение и определение неопределенного//Мир психологии. 2017. № 2 (90). С. 12-19.

5. Бауман 3. Текучая современность; пер. с англ. под ред. Ю.В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008. 240 с.

6. Ковалева Н.Б. Принципы развития творческой позиции и коммуникативной культуры личности в сложной гипертекстовой среде // Информационное поле современной России: практики и эффекты. Казань: Казан. ун-т, 2013. С. 480-487.

7. Савчук В.В. Медиафилософия. Приступ реальности. СПБ.: Изд-во РХГА, 2013. 338 с.

8. Талеб Н.Н. [Taleb N.N.] Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости. М.: Колибри, 2015.

9. Harré R., Rom H., Moghaddam F.M. Psychology for the Third Millennium. London: Sage, 2012.

10. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. M.: Добросвет, 2000. 258 с.

11. Батаева Е.В. «Фотоснимки» мысли Ж. Бодрийяра // Социология: теория, методы, маркетинг. 2011.

12. Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность М.: Русское феноменологическое общество, 1996. 282 с.

13. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. № 1. С. 3-8.

14. Челышева И.В. Человек в современном медиа-пространстве: социокультурные феномены медиаобра-зования // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 254-260.

15. Buchanan Patrick J. The Death of the West: How Dying Populations and Immigrant Invasions Imperil Our Country and Civilization/ St. Martin's Griffin, 2002. 320 p.

16. Егоров И.В., Симанина А.И., Шнейдер Л.Б., Наумова Д.В., Фомин А.А. Гражданское мировосприятие молодёжи: теоретико-эмпирическое исследование. Монография. Москва: ИИУ МГОУ, 2016. 116 с.

17. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Безопасность

психологические науки

Ковалева Наталья Борисовна ОБРАЗ ГЕРОЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ...

подростков в Интернете: риски, совладание и родительская медиация//Национальный психологический журнал. 2014. №3(15) С. 39-51.

18. Солдатова Е.Л.; Шляпникова И.А. Связь эго-иден-тичности и личностной зрелости // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2015. Т. 8, № 1. С. 29-33.

19. Слободчиков В.И. Антропология образования как предчувствие смысла//Наука и школа. 2015. № 6. С. 138142.

20. Риски взросления в современной России: концепции и факты. Опыт социологического анализа. Т.А. Хагуров, А.А. Остапенко, А.П. Резник, Е.А. Войнова, М.Е.Позднякова, А.А. Щипкова, Л.Н. Рыбакова, Н.Е. Хагурова; под науч. ред. Т.А. Хагурова. М.: Институт социологии РАН; Краснодар: Кубанский гос. ун-т, Парабеллум, 2013. 276 с.

21. Муравьева И.В. Типология и специфика российского фильма с героем-подростком на современном эта-пе//Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. №124б. С. 272-277.

22. Тимошенко Л.О. Влияние современного кинематографа на нравственное воспитание.подростков // Молодой ученый. 2017. №1.1. С. 106-108.

23. Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. М.: МОО «Информация для всех», 2015. 450 с.

24. Гуревич П.С. Культурология. М.: Проект, 2003. 336 с.

25. Емелин В.А. Кризис постмодернизма и трансформация идентичности в инфообществе//0^о new. 2014. №1 (77). С. 35-52.

26. Behm-Morawitz, E., Mastro, D. (2008). The influence of gender portrayals in teen movies on emerging adults gender-based attitudes and beliefs. Journalism and Mass Communication Quarterly, 85, 131-146.

27. Behm-Morawitz, E., & Pennell, H. (2013). The effects of superhero sagas on our gendered selves. In R. Rosenberg (Ed.), Our superheroes, ourselves (pp. 73-93). New York, NY: Oxford University Press.

28. Stabile, C.A. (2009). Sweetheart, this ain't gender studies: Sexism and superheroes/Cultural Studies, 6, 86-92.

29. Данилова М.А. Интернет-социализация студенческой молодежи: специфика мотивации сетевого поведения. Автореф. дис. ... канд. соц. наук. Саратов, 2009.

30. Риски взросления в современной России: концепции и факты. Опыт социологического анализа. под науч. ред. Т.А. Хагурова. М.: Институт социологии РАН; Краснодар: Кубанский гос. ун-т, Парабеллум, 2013. 276 с.

31. Собкин В.С., Калашникова Е.А. Идеалы и антиидеалы учащихся основной и старшей школы // Национальный психологический журнал. 2017. №3(27). С. 121-135.

32. Ковалева Н.Б. Рефлексивно-позиционный подход к сценированию продуктивных форм образовательной антропопрактики/Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. №2 (15). С.230-234.

33. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: «Смысл», 2005. 1136 с.

34. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255 с.

35. Идентичность и социализация в современном мире: сб. методик/под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: МПГУ, 2015. 248 с.

Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ №18-513-00003

Автор статьи выражает благодарность Р.П. Фанаскову и Л.Ю. Хилик за активное участие в проведении исследования.

Статья поступила в редакцию 02.08.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.