Научная статья на тему 'К вопросу об актуализации образа юного героя в отечественной кинодраматургии 1960-х годов'

К вопросу об актуализации образа юного героя в отечественной кинодраматургии 1960-х годов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
325
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ КИНОДРАМАТУРГИЯ / ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ОБРАЗ ГЕРОЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Артемьева Екатерина Аркадьевна

В статье рассматривается центральный образ отечественной кинодраматургии 1960-х годов юный герой, задействованный не только в произведениях для детей и подростков этого периода, но и в киносценариях, экранизации которых предназначены для взрослой аудитории; исследуются возможные социально-исторические предпосылки возросшего внимания к этому герою в советской кинодраматургии 1960-х гг. Среди них называется идеализация военного времени, ставшего своеобразной точкой отсчета для персонажей отечественного послевоенного кинематографа. Вторая из возможных предпосылок изменение роли ребенка в обществе, появление типа «ребенка играющего», которого не знала кинодраматургия 1930-1950-х годов. Наконец, третий фактор готовность советского кинематографа освоить личные проблемы ребенка и подростка, ранее им отвергавшиеся. Изменение отношения к образам ребенка и подростка повлияет на подход к рассмотрению темы воспитания и отношений между представителями старшего и младшего поколений в кинодраматургических текстах выбранного десятилетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Артемьева Екатерина Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF ACTUALIZATION OF THE IMAGE OF A YOUNG HERO IN THE SOVIET SCREENWRITING OF THE 1960S

The article examines the central image of the Soviet film dramaturgy of the 1960s a young hero, involved not only in books for children and adolescents of this period, but also in screenplays intended for an adult audience. The article explores possible socio-historical prerequisites for increased attention to this hero in the Soviet film drama of the 1960s. One of these prerequisites is the idealization of wartime, which has become a kind of reference point for the characters of the national postwar cinema. The second of the possible prerequisites is a change in the role of the child in the society. It is about the appearance of the type of “playing child”, that the film dramaturgy of the 1930s 1950s did not know. Finally, the third factor is the readiness of the Soviet cinema to master the personal problems of the child and adolescent, previously rejected by him. A change in attitudes toward the images of the child and adolescent will affect the approach to the consideration of the topic of education and relations between the representatives of the older and younger generations in the film-dramaturgical texts of the chosen decade.

Текст научной работы на тему «К вопросу об актуализации образа юного героя в отечественной кинодраматургии 1960-х годов»

УДК 82-293.7"196"

Е. А. Артемьева Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗА ЮНОГО ГЕРОЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КИНОДРАМАТУРГИИ 1960-Х ГОДОВ

В статье рассматривается центральный образ отечественной кинодраматургии 1960-х годов -юный герой, задействованный не только в произведениях для детей и подростков этого периода, но и в киносценариях, экранизации которых предназначены для взрослой аудитории; исследуются возможные социально-исторические предпосылки возросшего внимания к этому герою в советской кинодраматургии 1960-х гг. Среди них называется идеализация военного времени, ставшего своеобразной точкой отсчета для персонажей отечественного послевоенного кинематографа. Вторая из возможных предпосылок - изменение роли ребенка в обществе, появление типа «ребенка играющего», которого не знала кинодраматургия 1930-1950-х годов. Наконец, третий фактор - готовность советского кинематографа освоить личные проблемы ребенка и подростка, ранее им отвергавшиеся. Изменение отношения к образам ребенка и подростка повлияет на подход к рассмотрению темы воспитания и отношений между представителями старшего и младшего поколений в кинодраматургических текстах выбранного десятилетия.

Ключевые слова: советская кинодраматургия, детская литература, образ героя.

1960-е годы - особый период в истории отечественной детско-подростковой литературы и кинодраматургии в частности: именно в это время активизировалось внимание кинематографистов к теме детства, юности и взросления.

Следует отметить, что это внимание поддерживалось на государственном уровне. Если в конце 1940-х была закрыта единственная киностудия, производящая картины для детей и юношества, «Союздетфильм», то в конце 1950-х и начале 1960-х появились сразу две студии, ориентированные на создание соответствующих фильмов: творческое объединение на киностудии «Мосфильм» «Юность» (1959) и Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. Горького (так с 1963 года стала называться киностудией им. Горького).

Фильмы о детях и для детей будут снимать не только «Юность» и студия им. Горького. Тема детства и юности проникнет в сценарии, запущенные в производство и на других советских киностудиях, во «взрослый» материал, не ориентированный на юную аудиторию. Наступает общее «омоложение» героев этого десятилетия. Л. А. Зайцева в книге «Эволюция образной системы советского фильма 60-80-х годов» утверждает появление в значительном числе кинопроизведений в этот период типа «молодой герой», объединив-

шего довольно разнохарактерных персонажей: «...критика спонтанно выдвинула их основной типологический признак - возраст, начало вхождения в самостоятельную жизнь. Момент самоосознания и самоутверждения человека, впервые заявляющего о себе: вот я. То есть внесоциаль-ная, природная данность, лежащая за пределами классовой принадлежности, определила поведение героя. Она становится ведущим объединяющим признаком большой группы фильмов 60-х годов. Юность, свойственная ей душевная открытость, отдельность новых героев, безусловно, образуют их родство» [4, с. 39]. «Душевная открытость» становится приметой главных героев в эту эпоху, даже если по возрасту они далеко не дети и не подростки. Именно поэтому изменилось отношение к взрослым с ярко выраженным «детским» поведением.

Такие герои появлялись в отечественной кинодраматургии и ранее. Стоит вспомнить взрослых, которых встречает на своем пути потерявшаяся девочка из фильма «Подкидыш» по сценарию Агнии Барто и Рины Зелёной. В этой картине 1939 года все взрослые персонажи, которых последовательно покидает девочка, инфантильны: очевидно, что они не могут позаботиться о ребенке, поскольку сами воспринимаются как «потерянные». Они противопоставлены спокойной

© Артемьева Е. А., 2017

и мудрой матери, к которой ребенок возвращается в финале. В 1960-е годы отношение к взрослым героям, являющимся носителями детских черт, меняется. Теперь акцент делается не на их инфантильности и неприспособленности, а искренности и умении взглянуть на мир незамутненным взглядом, мыслить без стереотипов. Таков трубач Колпаков в киносценарии Александра Володина «Звонят, откройте дверь!» (1965); «положительные» взрослые из «детских» сценариев Ильи Нусинова и Семена Лунгина («Внимание, черепаха!» 1969).

Интересно разобраться, в связи с чем актуализировался образ юного героя, если не по паспорту, то душой. Одна из вероятных причин называется в книге П. Вайля и А. Гениса «60-е. Мир глазами советского человека»: «Искусство 60-х сделало художественное и историческое открытие, сказав, что войну выиграли мальчишки. Не Теркин, не Сталин, не капитан Иванов - мальчишки. Юноша Алеша Скворцов из "Баллады о солдате", московские мальчики из песен Окуджавы, совсем уже ребенок из "Иванова детства"» [3, с. 51]. Война остается тем мерилом, с которым подходят к оценке личности, причем не только взрослые персонажи, пережившие ее, но и подростки и молодые люди. В сценарии Евгения Григорьева «Простые парни, или Умереть за пулеметом» («Три дня Виктора Чернышева», 1967) выведен интересный образ подростка, предвосхитивший череду юных персонажей, которые появятся в 1970-е, - циничных молодых людей, ведущих бесцельную жизнь и желающих быть «как все». Но даже у такого героя остался идеал - это война: она приходит к нему во снах, он хотел бы пройти испытание войной, чтобы доказать самому себе, что чего-то стоит.

В работе Л. А. Зайцевой называются типы персонажей, которые являются главными героями кинопроизведений в период с 1960-х по 1980-е годы. В фильмах 1960-х, по мнению исследовательницы, это был «молодой герой», в кино 1970-х - «тридцатилетний», в картинах, вышедших в 1980-е, - переживающий кризис «сорокалетний». Примечательно, что перечисленные представители поколений родились в одно десятилетие - «сороковые, роковые, военные и фронтовые». Это свидетельствует о том, что война вплоть до конца 1980-х останется точкой отсчета и нравственным мерилом для авторов и их героев. Вероятно, в 1990-е этот ориентир будет утерян, вследствие чего идентификация героя времени станет проблематичной. Следовательно,

хвала юности и детству - это своего рода примета десятилетия. Неслучайно уже к концу десятилетия она начнет сменяться недоверием, настороженностью: главные герои вырастут, и мы будем оценивать новое поколение детей и подростков с их точки зрения.

Другая возможная причина активизации внимания к теме детства и юности также связана с рефлексией по поводу войны, но уже другого качества. Дмитрий Быков в книге «Школа жизни. Честная книга: любовь - друзья - учителя -жесть» пишет: «Послесталинский подросток был тем самым новым человеком, о котором мечтало первое советское поколение. У него по разным причинам не получилось осуществиться полностью: сначала мешал террор, потом война. Но уж дети и внуки ветеранов, поколение космической утопии, коммунарской педагогики, дети физиков и лириков, последние советские выпускники должны были осуществить вековую мечту о создании нового человека» [2, с. 5]. Во-первых, пожалуй, только к 1960-м годам в советском кинематографе был официально одобрен образ «ребенка играющего». Киновед Виталий Приту-ленко подтверждает эту идею: «В фильмах 30-50-х годов вы редко увидите детей, находящихся в нормальном для себя состоянии - игре. Экранные ребятишки: а) борются с вредителями всех мастей (от шпионов до грызунов); б) заседают, то есть проводят сборы, собрания, голосования и митинги; в) трудятся или, в лучшем случае, предаются какому-нибудь развлечению, как правило, несвойственному реальным детям, но зато могущему перерасти в профессию, например - куроводству» [5, с. 106]. Выходит, только к 1960-м гг. советское сознание стало готово к созданию и восприятию подростка, сталкивающегося с личными, а не общественными проблемами. Об этом же говорит Любовь Аркус в статье, посвященной теме школы в советском кино 1960-1980-х. В ее начале исследователь объясняет выбор этих временных границ и относительно школьной темы в советском кино до 1953 года пишет: «Школьник как носитель драматического действия вне категорий героического был в [этот период] невозможен, конфликты и драмы ему не были положены по определению. Ребенок как центральный персонаж мог быть только героем, классовым борцом -за эти рамки никто не выходил. Невозможно было предположить, что детская среда может родить драматический конфликт» [1, с. 206]. В 1960-е в школьной среде (а значит, в детской

и подростковой) были обнаружены проблемы. Авторы, вступавшие на территорию детско-под-ростковой литературы и кинематографа, стремились показать юных героев с психологической достоверностью. Появились произведения, в которых зафиксирован процесс взросления юной личности (одно из самых блестящий - экранизация повести Рувима Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» 1962 года). Но часто территория этих произведений становилась местом для иносказания: детско-подрост-ковый коллектив становится моделью для иллюстрации проблем, с которыми сталкивается все советское общество.

Ни в какое другое десятилетие советского кинематографа дети, подростки и взрослые не найдут такого взаимопонимания, как в шестидесятые. Тема воспитания стоит не стоит остро в это десятилетие: юный герой (ребенок или подросток)

часто показывается более мудрым, чем взрослый персонаж.

_Ш_

1. Аркус Л. Приключения белой вороны: Эволюция «школьного фильма» в советском кино // Сеанс: кино, критика, история, теория, интервью, фильмография. 2009. № 41/42 (май). С. 206-215.

2. Быков Д. Школа жизни. Честная книга: любовь - друзья - учителя - жесть. М.: АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2015. 512 с.

3. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир глазами советского человека. М.: Corpus, 2013. 432 с.

4. Зайцева Л. А. Эволюция образной системы советского фильма 60-80-х годов. М.: ВГИК, 1991. 68 с.

5. Притуленко В. Адресовано детям // Кино: политика и люди (30-е годы): К 100-летию мирового кино. М.: Материк, 1995. 232 с.

Статья поступила в редакцию 15.01.2017 г.

Для цитирования: Артемьева Е. А. К вопросу об актуализации образа юного героя в отечественной кинодраматургии 1960-х годов // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 1 (25). С. 51-54.

Об авторе

Артемьева Екатерина Аркадьевна, кандидат филологических наук, доцент, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, katia.artemeva@yandex.ru

E. A. Artemeva Mari State University, Yoshkar-Ola

TO THE ISSUE OF ACTUALIZATION OF THE IMAGE OF A YOUNG HERO IN THE SOVIET SCREENWRITING OF THE 1960S

The article examines the central image of the Soviet film dramaturgy of the 1960s - a young hero, involved not only in books for children and adolescents of this period, but also in screenplays intended for an adult audience. The article explores possible socio-historical prerequisites for increased attention to this hero in the Soviet film drama of the 1960s. One of these prerequisites is the idealization of wartime, which has become a kind of reference point for the characters of the national postwar cinema. The second of the possible prerequisites is a change in the role of the child in the society. It is about the appearance of the type of "playing child", that the film dramaturgy of the 1930s - 1950s did not know. Finally, the third factor is the readiness of the Soviet cinema to master the personal problems of the child and adolescent, previously rejected by him. A change in attitudes toward the images of the child and adolescent will affect the approach to the consideration of the topic of education and relations between the representatives of the older and younger generations in the film-dramaturgical texts of the chosen decade.

Keywords: soviet screenwriting, junior literature, image of the hero.

_m_

1. Arkus L. Priklyucheniya beloj: Evolyuciya shkolnogo filma v sovetskom kino [Adventures of a white crow: The evolution of school films in the soviet cinema], Seans: kino, kritika, istori-ya, teoriya, intervyu, filmografiya = Session: cinema, criticism, history, theory, interview, filmography. 2009, no. 41-42 (maj), pp. 206-215.

2. Bykov D. Shkola zhizni. Chestnaya kniga: lyubov -druzya - uchitelya - zhest [Life school. Honest book: love -friends - teachers - tin], Moscow: AST, Redakciya Eleny Shubinoj, 2015, 512 p.

3. Vajl P., Genis A. 60-e. Mir glazami sovetskogo chelove-ka [1960s. A world through the eyes of a soviet man], Moscow: Corpus, 2013, 432 p.

4. Zajceva L. A. Evolyuciya obraznoj sistemy sovetskogo filma 60-80-h-godov [Evolution of the system of images in the soviet cinema of the 1960-1980s], Moscow: VGIK, 1991, 68 p.

5. Pritulenko V. Adresovano detyam [Addressed to children]. Kino, politika i lyudi. 30-e gody. K100 letiyu mirovogo kino = Cinema: politics and people (30s): To the 100th anniversary of the world cinema. Moscow: Materik, 1995, 232 p.

Submitted 15.01.2017.

Citation for an article: Artemeva E. A. To the issue of actualization of the image of a young hero in the soviet screenwriting of the 1960s. Vestnik of the Mari State University. 2017, no. 1 (25), pp. 51-54.

About the autor

Artemeva Ekaterina A., Ph. D. (Philology), associate professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, katia. artemeva@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.