УДК 37.017.92, ББК 442 О Л.А. Лебедева
Л.А. Лебедева
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛЕ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности формирования представлений об идеале личности младших школьников, предлагается система психолого-педагогических рекомендаций по формированию направленности личности детей данной возрастной группы. Рассмотрение проблемы идеалов человека проводилось в системе триады «личность — ценность — идеал», опиралось на работы отечественных и зарубежных философов, педагогов и психологов в данной области. В процессе исследования использовались логико-теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, психодиагностические методы (модифицированная методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви, ориентационная анкета Б. Басса), методы математической обработки (критерий угловое преобразование Фишера). В результате исследования рассмотрены традиционные методы и приемы нравственного воспитания, отмечены основные факторы формирования личностной направленности ребенка (особенности воспитания в семье, особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками в учебном процессе, общая специфика развития на данном возрастном этапе), получены данные об особенностях представлений об идеале личности младших школьников, проведен сравнительный анализ идеалов детей-жителей г. Саранска русской и мордовской национальности. Научная новизна и практическая значимость данной работы состоит в том, что на основе проведенного анализа полученных результатов были разработаны рекомендации по формированию личностной направленности, ценностных ориентиров и идеалов учащихся, предназначенных как для педагогов, так и родителей. На основе полученных данных возможна разработка коррекционных, тренинговых программ как по развитию у детей позитивного ценностно-нравственного мировоззрения в целом, так и по формированию отдельных его составляющих, например, идеалов, ценностей.
Ключевые слова: школьник, личность, направленность, идеалы, ценности, нравственность, развитие, воспитание, деятельность, педагог, семья.
■ условиях изменений, происходящих в г^С современном обществе, у
И подрастающего поколения возникает необходимость самостоятельного выбора своих ценностных ориентиров. Отсутствие способности осуществлять выбор подлинных идеалов приводит к ценностной дезориентации детей, подростков и юношей, выбирающих в качестве жизненных оснований мнимые, утилитарные ценности. Поэтому важнейшей составляющей школьного образования должно являться нравственное развитие личности учащихся, что обуславливает необходимость изучения психолого-педагогических особенностей личности, познание законов формирования личности ребенка ещё в младшем школьном возрасте, когда начинается активное психологическое развитие за счет включения в мир ребенка новых институтов социализации.
Под понятием «идеал» понимается форма направленности, воплощённая в определённом, конкретном образе, являющимся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида [14, с. 243]. В самом общем виде, идеал -то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений, другое значение - совершенное воплощение чего-нибудь, например, идеал доброты и т.п. [18, с. 452].
Идеалы формируются под непосредственным общественным влиянием. Каждая историческая эпоха имеет свои идеалы □ свой идеальный образ человека, в котором время и среда воплощают наиболее
значимые черты. Часто в качестве идеала выступает историческая личность, в которой эти черты особенно ярко воплотились. Наличие определенного идеала вносит четкость и единство в направленность личности [21, с. 135].
Ценности, идеалы, ценностные ориентации -важнейшая характеристика личности человека, поскольку определяет его отношение к окружающему миру и поведение. Формирование ценностных ориентации личности - длительный и сложный процесс. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений [15, с. 123; 19, с. 53]. Поэтому отдельно хотелось бы остановиться на рассмотрении вопроса о нравственном воспитании, которое может выступать фактором формирования идеалов учащихся начальной школы. «Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении» [16, с. 67].
Согласно теории ориентации личности в мире ценностей A.B. Кирьяковой присвоением ценностей характеризуется первая фаза процесса ориентации
личности в мире ценностей, соотносящаяся с младшим школьным возрастом [9, с. 61]. Основываясь на исследованиях Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Э. Эриксона и др., мы полагаем, что сензитивность данного возраста к присвоению ценностей, в том числе и духовно-нравственных, обусловлена такими возрастными особенностями младших школьников, как произвольность психических явлений, конкретный характер познавательных процессов, внутренний план действий, сознательная постановка цели достижения успехов и волевая регуляция поведения; способность к обобщению переживаний, рефлексия, интенсивное формирование моральных чувств, безграничное доверие взрослым, самооценка, чувство компетентности, доминирование познавательной потребности, развивающееся самосознание, способность к разграничению игры и труда, выделение труда в самостоятельную, ответственную деятельность [17, с. 76].
Основополагающим педагогическим фактором присвоения ценностей являются знания о них. Включенные в содержание учебных предметов знания о ценностях позволяют расширить круг представлений ребенка о личностных, общественных, национальных, общечеловеческих ценностях.
Осмысление сущности, ценностей, их поиск и оценка происходит в духовно-практическом опыте личности. Ребенок, вступая во взаимодействие с миром ценностей, становится субъектом, осуществляющим деятельность по освоению, усвоению и присвоению этого мира. Отсюда, деятельность, актуализирующая личностные функции учащихся выступает вторым педагогическим фактором присвоения ценностей [21, с. 264].
Третьим существенным педагогическим фактором присвоения ценностей, в том числе и нравственных, младшими школьниками является оценка ребенка извне (другими людьми). С позиции гуманистической психологии, появлению духовных потребностей в процессе индивидуального развития личности предшествуют потребности самооценки, самоуважения, которые в свою очередь базируются на потребностях в любви и признании у других людей [20, с. 536].
Специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом,
предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [3, с. 87].
По мнению О.Г. Дробницкого практически любая деятельность имеет нравственную окраску [7,
с. 67], в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божович, обладает большими воспитательными возможностями [4, с. 28]. Последний представляет учебную деятельность младшего школьника ведущей. В этом возрасте она в большей степени влияет на развитие школьника, определяет появление многих новообразований. В ней развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности. В результате регламентированного характера процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у младшего школьника складываются нравственные знания, нравственные отношения.
Существенным признаком процесса
нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся [1, с. 178].
С целью выявления особенностей представлений об идеале личности у учащихся нами был подобран комплекс методик, обусловленных целью и задачами исследования. В ходе эмпирического исследования представлений об идеале личности младших школьников различной национальности с помощью психодиагностических методик (модифицированная методика
«Незаконченные предложения» Сакса-Леви, ориентационная анкета Б. Басса), методов математической обработки (критерий □*□ угловое преобразование Фишера) получены следующие результаты [2, с. 215; 22, с. 233]: идеалы ребенка отличаются индивидуальностью, но на их формирование в большей мере влияют такие факторы, как средства массовой информации, приводящие к снижению авторитета родителей и роли семьи в этом процессе, возрастающая ориентация на межличностное общение со сверстниками; дети всё реже выбирают в качестве идеалов своих родителей. Однако мальчики чаще, чем девочки выбирают в качестве желаемой будущей профессии профессию своего отца; идеалами детей зачастую выступают герои фильмов, актеры, модели, поп-звезды. Прослеживается явная ориентация на западную, в основном американскую кинопродукцию; книжные персонажи, герои сказок не популярны в выборе детей, что связано с потерей интереса к чтению книг; авторитет учителя утрачивается, что подтверждает уже известные в психологии факты: к концу младшего школьного возраста на первое место выходит межличностное общение, а в связи с этим происходит выбор в качестве идеалов детей старшего возраста, как правило, успешных в общении со сверстниками; дети выбирают в качестве наиболее ценных характеристик человека следующие: доброта, честность, ум, трудолюбие, культурность и т.п., что свидетельствует о позитивном личностном развитии; превалирующая
личностная направленность на общение, за ней следует - направленность на дело, что подтверждает мысль о смене в конце младшего школьного возраста ведущей деятельности (учебная деятельность своё лидирующее место уступает общению); сравнительный анализ идеалов детей-жителей г. Саранска русской и мордовской национальности доказывает одинаковое влияние факторов социальной среды (в частности городской среды) на формирование идеалов и ценностей младших школьников.
Исследование проводилось на базе муниципальных общеобразовательных учреждений г. Саранска Республики Мордовия. Общая выборка - 52 человека, учащиеся 3-4 классов. В исследовании приняли участие 25 школьников - русских (12 девочек, 13 мальчиков) и 27 школьников (13 девочек, 14 мальчика) мордовской национальности. Обе выборки по соотношению в них числа мальчиков и девочек практически одинаковы [12, с. 29].
Как отмечалось выше, в качестве факторов формирования личностной направленности ребенка выступают как особенности воспитания в семье, особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками в учебном процессе, так и общая специфика развития на данном возрастном этапе [3, с. 78]. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания.
Процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных методов, приемов и средств. Основным приемом, посредством которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, являются обычно задания, которые он ставит перед ребенком. Причем внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию [8, с. 24].
Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни [5, с. 101]. Педагогический смысл работы по воспитанию нравственных ценностей младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания. Наиболее последовательной и современной представляется классификация, в которой выделяют такие группы методов, как: а) методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности); б) методы
организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; в) методы стимулирования поведения и деятельности [6, с. 30].
Методы первой группы очень важны и для успешного прохождения следующего важного этапа воспитательного процесса - формирования чувств, эмоционального переживания требуемого поведения. Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример [10, с. 215].
Необходимым условием ценностно-нравственного развития ребенка является сотрудничество школы и семьи. В решении данной задачи следует выделить два аспекта: корректировка воспитания в отдельных семьях; работа классного руководителя с неблагополучными семьями.
Важное значение во взаимодействии педагога с родителями по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста имеет психолого-педагогическое просвещение родителей, которое осуществляется по двум направлениям: общешкольное и поклассное психолого-педагогическое просвещение.
В рамках общешкольного психолого-педагогического просвещения родителей педагог ориентирует их на посещение школьного лектория, школьных тематических конференций для родителей по нравственному воспитанию детей. Следует подчеркнуть, что общешкольное психолого-педагогическое просвещение родителей проводится по специально организованной программе с привлечением специалистов (психолог, педагог, юрист, медики, учителя-предметники).
Поклассное психолого-педагогическое
просвещение осуществляется педагогом в коллективной и индивидуальной формах на основе целей нравственного воспитания младших школьников. Коллективное психолого-
педагогическое просвещение родителей класса наиболее эффективно проводится в форме бесед с родителями, читательских конференций по воспитанию нравственных ценностей [15, с. 156]. Программа бесед с родителями по нравственному воспитанию ценностей у детей младшего школьного возраста может включать следующие направления: особенности психофизиологического развития детей класса и учет их в семейном нравственном воспитании; наиболее острые проблемы младшего школьного возраста [11, с. 82; 13].
На формирование идеалов огромное влияние оказывает СМИ, что связано с увеличением времени, проводимом у телевизора, за компьютером, а также с потерей интереса к чтению книг и другим формам досуга, отсутствием постоянного хобби. Поэтому общей рекомендацией для родителей также является ограничение времени проводимого за компьютером и телевизором, помощь в организации досуга, в выборе увлечения, хобби [13].
Очевидно, что проблема изучения особенностей личностной направленности, мировоззрения, как детей, так и подростков, молодежи необходима в современной динамичной экономической, социальной и политической обстановке. Практическая значимость изучения проблемы личностной направленности, идеалов является очень важной и достаточно актуальной в плане разработки психолого-педагогических
рекомендаций по формированию личностной направленности, ценностных ориентиров и идеалов младших школьников в плане разработки коррекционных, тренинговых программ как по развитию у детей позитивного ценностно-нравственного мировоззрения в целом, так и по формированию отдельных его составляющих, например, идеалов, ценностей, гражданской идентичности.
Библиографический список
1. Архангельский, Н.В. Нравственное воспитание [Текст] / Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение, 1979.-322 с.
2. Ахмеджанов, Э.Р. Психологические тесты. Составление, подготовка текста, библиография [Текст] / Э.Р. Ахмеджанов. - М., 1996. - 320 с.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика : курс лекций [Текст] / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1988. - 213
с.
4. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - № 3. - М.: Просвещение, 1975. - С.28-32.
5. Болдырев, Н.И. Нравственное воспитание школьников [Текст] / Н. И. Болдырев. - М. : Просвещение, 1979.-243 с.
6. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно - ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская [Текст] // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-36.
7. Дробницкий, О.Г. Проблемы нравственности [Текст] / О.Г. Дробницкий. - М.: Просвещение, 1977. -
135 с.
8. Каирова, И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания [Текст] / И.А. Каирова. - М.: Просвещение, 1979. - 213 с.
9. Кирьякова, A.B. Диагностика и прогнозирование ценностных ориентации школьников [Текст] / A.B. Кирьякова // Ориентация и деятельность школьников / под ред. Т.К. Ахаян, A.B. Кирьяковой. - М.: Педагогика, 1991. - С.56-70.
10. Ковалев, Н.Е. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов [Текст] / Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, H.A. Сорокин. - М.: Просвещение, 1987. - 386с.
11. Круглов, Б.С. Методика изучения особенностей формирования ценностных ориентации [Текст] / Б. С. Круглов // Диагностика и коррекционная работа школьного психолога / под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1987. - С. 80-89.
12. Лебедева, Л.А. Особенности представлений об идеале личности у младших школьников русской и мордовской национальности [Текст] / Л.А. Лебедева // Сборник научных трудов SWorld. - Выпуск 4 (37). Том 14. - Одесса: КУПРИЕНКО СВ, 2014. - С. 28-31.
13. Лебедева, Л.А. Психолого-педагогические особенности формирования направленности личности младших школьников [Текст] / Л.А. Лебедева, A.A. Соколов // Студенческий научный форум 2015 (Материалы VII Межд. студенч. науч. конференции). - URL: http://www.scienceforum.ru/2015/12/7676.
14. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2011. - 582 с.
15. Матвеева, Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения [Текст] / Л.И. Матвеева. - Л.: ЛГПИ им.А.И. Герцена, 1989. - 311 с.
16. Момов, В. Человек, мораль, воспитание [Текст] / В. Момов. - М.: Прогресс, 1975. - 166с.
17. Моральные ценности и личность [Текст] // под ред. А.И. Титаренко, В.О. Николаичева. - М.: МГУ, 1994. - 176с.
18. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: около 1000000 слов, терминов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов. — М.: Мир и образование, 2017. - 1376 с.
19. Регуш, Л.А. Педагогическая психология: учебное пособие [Текст] / под. ред. Л.А. Регуш, A.B. Орловой. - СПб.: Питер, 2011. -414 с.
20. Роджерс, A.B. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / A.B. Роджерс. - М., 1994. -
480 с.
21. Рубинштейн, С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного развития школьников [Текст] / С.Л. Рубинштейн. -М.: Просвещение, 1981. -421 с.
22. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2010.-349 с.
References
1. Arhangel'skij N.V. Nravstvennoe vospitanie [Moral education]. M ., Education, 1979, 322 p.
2. Ahmedzhanov Je. R. Psihologicheskie testy. Sostavlenie, podgotovka teksta, bibliografija [Psychological tests. Preparation, preparation of the text, bibliography]. M., 1996, 320 p.
3. Babanskij Ju. K. Pedagogika : kurs lekcij [Pedagogy: lectures]. M .,Education, 1988, 213 p.
4. Bozhovich L.I. Voprosy psihologii [On the moral development and education ofi' children]. Number 3. M ., Education, 1975, P. 28-32.
5. Boldyrev N. I. Nravstvennoe vospitanie shkol'nikov [Moral education students]. M., Education, 1979, 243 p.
6. Bondarevskaja E. V. Pedagogika [Valuable bases of personality - oriented education]. 1995. №4, S. 29-36.
7. Drobnickij O.G. Problemy nravstvennosti [Issues of morality]. M ., Education, 1977, 135 p.
8. Kairova I.A. Nravstvennoe razvitie mladshih shkol'nikov v processe vospitanija [The moral development of younger schoolboys in the course of education]. M., Education, 1979, 213 p.
9. Kir'jakova A.V. Orientacija i dejatel'nost' shkol'nikov [Diagnostics and forecasting of value orientations of
students]. M ., Education, 1991, P. 56-70.
10. Kovalev N.E. Vvedenie v pedagogiku: Uchebnoe posobie dlja pedagogicheskih institutov [Introduction to
Pedagogy: Textbook for educational institutions]. M ., Education, 1987, 386 p.
11. Kruglov B. S. Metodika izuchenija osobennostej formirovanija cennostnyh orientacij [Methods of studying
the peculiarities of formation of valuable orientations of the]. Ed. I.V. Dubrovina. M., 1987, P. 80-89.
12. Lebedeva L.A. Osobennosti predstavlenij ob ideale lichnosti u mladshih shkol'nikov russkoj i mordovskoj nacional'nosti [Features of representations of the ideal person for the younger pupils Russian and Mordovian nationality]. Odessa: Kuprienko SV, 2014. Issue 4 (37), volume 14, p. 28-31.
13. Lebedeva L.A, Sokolov A.A. Studencheskij nauchnyj forum 2015 (Materialy VII Mezhd. studench. nauch. konferencii). [Psycho-pedagogical orientation of the individual features of the formation of younger schoolboys]. -URL: http://www.scienceforum.ru/2015/12/7676.
14. Maklakov A.G. Obshhaja. psihologija [General Psychology]. SPb ., Peter, 2011, 582 p.
15. Matveeva L. I. Razvitie mladshego shkol'nika kak sub#ekta uchebnoj dejatel'nosti i nravstvennogo povedenija [Development junior student as the subject of learning activities and moral behavior]. - L ., LGPI im. A.I. Herzen, 1989, 311 p.
16. Momov V. Chelovek, moral', vospitanie [Man, morals, education]. M ., Progress, 1975, 166 p.
17. Moral'nye cennosti i lichnost' [Moral values and personality]. Ed. AI Titarenko, VO Nikolaicheva. M .,
Moscow State University, 1994, 176 p.
18. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka: okolo 1000000 slov, terminov i frazeologicheskih vyrazhenij
[Explanatory Dictionary of the Russian language: about 1000000 words, terms, and idiomatic expressionst]. M ., Peace
and Education, 2017, 1376 p.
19. Regush L.A. Pedagogicheskaja psihologija: uchebnoe posobie [Educational psychology: textbook]. Ed. L.A.
Regush, A.V. Orlova. SPb ., Peter, 2011, 414 p.
20. Rodzhers A.V. Vzgljad na psihoterapiju. Stanovlenie cheloveka [A look at psychotherapy. Human
Formation], M., 1994, 480 p.
21. Rubinshtejn S.L . Psihologo-pedagogicheskie problemy nravstvennogo razvitija shkol'nikov [Psycho-
pedagogical problems of moral development of the students]. M .: Education, 1981, 421 p.
22. Sidorenko E. V. Metody matematicheskoj obrabotki v psihologii [Mathematical processing methods in
psychology]. SPb., Speech, 2010, 349 p.
PSYCHOLOGICAL FEATURES PEDAGOGICAL FORMATION OF IDEAS ABOUT THE IDEIL PERSON
AT YOUNGER SCHOOL AGE
Larisa A. Lebedeva,
Assistant Professor, Ogarev Mordovia State University
Abstract. The article deals with psychological and pedagogical features of formation of representations about the ideal person younger students, provides a system of psychological and pedagogical recommendations for the formation of orientation of the person of children in this age group. Consideration of human ideals of the problem was carried out in the system of the triad «personality - value - ideal», was based on the work of domestic and foreign philosophers, educators and psychologists in this field. The study used the logical-theoretical analysis of the scientific literature on the research problem, psychodiagnostic methods (modified technique of «incomplete sentences» Sachs-Levy, orientation profile B. Bass), mathematical processing methods (□ criterion * - angular Fisher transformation). The study considered the traditional methods and techniques of moral education, highlighted the key factors of personality of the child focus (especially education in the family, especially the child's relationship with peers in the
learning process, the overall specificity of the development at this age stage), obtained data on the individual ideal representations of features younger students, the comparative analysis of the ideals of child inhabitants of Saransk and Mordovia Russian nationality. The scientific novelty and practical significance of this work lies in the fact that on the basis of the results of the analysis recommendations on the formation of a personal orientation have been developed, values and ideals of the students intended for teachers and parents. On the basis of the data available to develop correctional, training programs both in the development of children positive values and moral philosophy in general, and on the formation of its individual components, for example, ideals and values.
Key words: student, person, orientation, ideals, values, ethics, development, education, work, educator, family.
Сведения об авторе:
Лебедева Лариса Александровна - доцент государственный университет им. Н.П. Огарева» Большевистская, д. 68), e-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 20.02.2017.
кафедры психологии ФГБОУ ВО «Мордовский (430005, Российская Федерация, г. Саранск, ул.