Научная статья на тему 'Анализ социальных идеалов в процессе развития подростков с пограничными состояниями'

Анализ социальных идеалов в процессе развития подростков с пограничными состояниями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
534
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПОДРОСТКОВ / ИДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА / СТРЕМЛЕНИЕ К САМОСОВЕРШЕНСТВУ / ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ / АДЕКВАТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К АНТИИДЕАЛАМ / THE SOCIAL IMPORTANCE OF TEENAGERS / AN IDEAL IMAGE OF THE PERSON / ASPIRATION TO SELF-PERFECTION / CIVIL CONSCIOUSNESS / MORAL PRINCIPLES / THE ADEQUATE ATTITUDE TO ANTI-IDEALS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Князькина Наталья Хуснулловна

Анализ содержательной сущности социального идеала показывает, что его реализация может осуществляться в работе с детьми, имеющими некоторые расстройства психики. Принятое нами определение социального идеала показывает наличие областей его пересечения с эстетическими идеалами, идеалами в искусстве (художественными), нравственными, гражданскими и этнокультурными идеалами, которые могут являться важной составляющей театрально-педагогической деятельности. Установленная нами совокупность социальных идеалов в области их взаимосвязей является важным наполнением процесса развития социальных идеалов подростков средствами театральной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of social ideals during growth of teenagers with boundary conditions

The analysis of substantial essence of a social ideal shows, that its implementation can be carried out in work with children having some frustration of mentality. The definition of a social ideal accepted by us shows presence of areas of its crossing with aesthetic ideals, ideals in art (art), moral, civil and ethnocultural ideals which can be the important making theatrically-pedagogical activity. The set of social ideals established by us in the field of their interrelations is the important filling of development of social ideals of teenagers by means of theatrical pedagogics.

Текст научной работы на тему «Анализ социальных идеалов в процессе развития подростков с пограничными состояниями»

КАССАЛ Борис Юрьевич, кандидат ветеринарных наук, доцент (Россия), старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского.

КАССАЛ Дарья Борисовна, учащаяся 10-в класса

гимназии № 26 г. Омска.

Адрес для переписки: BY.Kassal@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.02.2015 г. © Б. Ю. Кассал, Д. Б. Кассал

УДК 37.013.42

Н. Х. КНЯЗЬКИНА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ИДЕАЛОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ С ПОГРАНИЧНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ

Анализ содержательной сущности социального идеала показывает, что его реализация может осуществляться в работе с детьми, имеющими некоторые расстройства психики. Принятое нами определение социального идеала показывает наличие областей его пересечения с эстетическими идеалами, идеалами в искусстве (художественными), нравственными, гражданскими и этнокультурными идеалами, которые могут являться важной составляющей театрально-педагогической деятельности. Установленная нами совокупность социальных идеалов в области их взаимосвязей является важным наполнением процесса развития социальных идеалов подростков средствами театральной педагогики.

Ключевые слова: социальная значимость подростков, идеальный образ человека, стремление к самосовершенству, гражданское самосознание, моральные принципы, адекватное отношение к антиидеалам.

В условиях современного российского общества, исповедующего демократические ценности, с особой остротой встал вопрос социального идеала, его определения и трансляции в повседневную жизнь. Несмотря на внешнюю стабильность демократических ценностей, современные социальные нормы находятся в состоянии непрерывной трансформации, общественный идеал утрачивается или претерпевает коренные изменения, что ведет к непрерывному обновлению идеального типа личности как ориентира для всеобщего подражания или, все чаще, к размыванию такого образца [1].

Идеал в широком философском значении традиционно являет представление о совершенстве, которое, будучи высшей целью и образцом, определяет способ мышления и деятельности человека как представителя определенной общественной группы. Идеалы носят исторический характер, ранее они рассматривались как лучшие из доступных на данный момент представлений о недостижимых в реальности состояниях общества, но таких, для которых имеются прообразы в действительности. В советские времена идеал трактовался как самая высокая цель, оказывающая глубокое влияние на действия масс, классов, коллектива, личности. «В виде идеала люди создают для себя образ совершенного общества (общественный идеал), человека, обладающего совокупностью высокоморальных черт и качеств личности (нравственный идеал) и т.д.» [2, с. 74]. Содержание идеала часто складывается как альтернатива действительности, внутрен-

ний протест против устоявшегося порядка вещей. В моральном сознании идеал предстает как мечта о единстве и братстве людей и соответствующее этому требование безусловной человечности в отношениях между людьми. Отсюда духовно-антропологическая роль идеала, имеющая важное педагогическое значение.

Идеал может также выступать в качестве совокупности норм поведения и тем самым задавать человеку определенные стандарты поведения. Он воплощает в себе, например, определенную систему требований ребенка к самому себе, и как бы ни были настойчивы требования, предъявляемые ребенку извне, если они расходятся с требованиями его идеала, они не способны оказать на него должного воздействия. Вместе с тем идеал — это то, чем хочет быть человек. Отсюда возникает тесная связь с интенциями и потребностями формирующейся личности.

Идеал отличается тем, что является не абстрактным понятием, а наглядным представлением, притом фиксирующим не знание, а желание; оттого целью, строго говоря, является не идеал, а его реализация.

Прогрессивные идеалы, которые выводятся из реальной действительности, играют большую роль в жизни общества, вдохновляя людей на изменение общества и самих себя. В зависимости от того, насколько правильно и полно действительность отражается в идеалах, они могут быть осуществимыми или несбыточными.

Современная философия рассматривает идеал как образец, который выражает совершенную, высшую цель стремлений и желаний человека, «прообраз действительности, которая всегда должна уподобляться идеалу, но не в состоянии его достичь в полной мере» [3, с. 28]. Можно заключить, что в педагогической деятельности идеал служит образом конкретной цели и деятельности человека на каждой ступени его развития.

Принято различать социальные, политические, нравственные, эстетические и иные идеалы, согласно которым строится жизнь человека, общества и происходит развитие науки, искусства и других областей жизнедеятельности людей.

Понятие «социальный идеал» издавна и в разных аспектах осмысливается разными науками. С позиции социологии, социальный идеал — образец, совершенство в чем-либо, высшая цель, определяющая стремления и поведение человека, о совершенных моральных качествах личности и нравственных отношениях между людьми (этический аспект), о прекрасном в искусстве и жизни (эстетический аспект), объединяющие их на решение исторически назревших задач [4].

Социальные идеалы, на наш взгляд, находят свое отражение в социокультурных явлениях. Согласно исследованиям культуролога А. С. Кармина: «...социальные идеалы — идеальная справедливость, идеальное государство, идеальная любовь, идеальная семья, идеалы жизни, добра, красоты и т.д. — это продукты воображения», которые выражают не знание о действительности, а то, что человек хотел бы видеть в действительности [5, с. 801—802]. При этом каждая эпоха диктует свой идеальный образ человека, в котором, по словам С. Л. Рубинштейна, время и среда, дух эпохи воплощают наиболее значимые черты [6, с. 49].

В социальной психологии и педагогике общепринятым является положение о том, что идеалы — это один из индикаторов социально развитой личности. Подростки, стремясь определить свое место в жизни, активно ищут идеал: с кого, с чего делать жизнь? В этом кроется одна из важнейших причин детских размышлений о взрослых людях, о качествах их личности, их отношении к своим обязанностям, об их взаимоотношениях, достоинствах и недостатках [7, с. 118]. Что касается содержательной части идеальных образов, формируемых в подростковом возрасте, то их разнообразие определяется в основном социокультурными факторами.

Из этих положений объективно следует вывод о том, что социальный идеал обладает формирующим личностным потенциалом. В связи с этим сделаем уточнение, что социальный идеал — это конструктивно ориентированный образец, конструкт социально-личностных преобразований. Социальный идеал современного подростка должен быть ориентирован на образы персонажей, развивающих романтические представления о любви и дружбе, формирующих представления о чувстве родины.

В контексте нашего исследования мы можем говорить о развитии социальных идеалов в подростковом возрасте в связи с тем, что театральное творчество, продуктом которого является новый эталон — социальный идеал, — это одновременно и формирование нового идеала и создание первого образца его воплощения в действительность. Кроме того, мы исходим из того факта, что подросткам уже свойственен определенный круг социальных идеалов, который, возможно, нуждается в коррекции.

Исходя из того, что идеалы подростков, как и любого человека, складываются под влиянием окружающей действительности, несомненным можно считать, что содержание социальных идеалов здоровых детей и детей с пограничными состояниями аналогично. Социальный идеал подростка с пограничным состоянием понимается нами как образец, высшая цель, определяющая его стремления и поведение в обществе, представление о совершенных моральных качествах личности и нравственных отношениях между людьми (этический аспект), о прекрасном в искусстве и жизни (эстетический аспект). Социальный идеал подростка с пограничным состоянием представляет собой эмоционально окрашенный образ, становящийся для него не только образцом, но и своеобразным внутренним критерием самооценки, регулятором изменения себя; идеальный образ, укладывающийся в нравственные требования развивающейся личности.

Следует отметить различия, проявляющиеся в процессе формирования и развития социальных идеалов здоровых детей и детей с пограничными состояниями. Трудности развития социальных идеалов подростков с пограничными состояниями связаны с торможением волевых процессов, менее развитой способностью к умозаключениям, обобщению, сниженной эмоциональностью и другими особенностями личности.

Социальные идеалы формируются под влиянием социокультурной среды, в которой происходит развитие личности; они становятся результатом влияния окружающих людей, целесообразно организуемого педагогического воздействия, осуществляемого родителями и педагогами. Подростки с пограничными состояниями способны понимать идеалы, воспринимать их и выбирать новые в результате достижения старых. Задача педагогов — поддержать этот процесс и осторожно направить в нужное русло.

Анализ содержательной сущности социального идеала показывает, что его реализация может осуществляться различным образом в соответствии с превалированием той или иной его составляющей. Принятое нами определение социального идеала показывает наличие областей его пересечения с эстетическими идеалами, идеалами в искусстве (художественными), нравственными, гражданскими и этнокультурными идеалами (рис. 1).

Эстетические идеалы формируются через активизацию восприятия и эмоционально-чувственной сферы. Их характеризует развитие чувства красоты, что может происходить и в ходе совместной творческой деятельности подростков. При этом справедливым будет утверждение, что творчество — есть лучший способ формирования эстетического идеала.

Эстетические идеалы, как правило, органически связаны с теми или иными сторонами и чертами исторически изменчивых социальных идеалов. Нормативные, зависимые, в конечном счете, от материальной жизни людей идеальные эстетические представления о совершенном обществе, человеке и его поведении находятся в постоянном развитии и многообразно отображаются в искусстве.

Идеалы в искусстве (художественные) неотрывны от эстетических, но их особенностью является конкретика образного содержания, что позволяет не только эмоционально переживать, но и осмысливать ценностную значимость образов героев

О

СП

Е

Т

Рис. 1. Взаимосвязи социальных идеалов подростков с пограничными состояниями

фильмов, спектаклей, персонажей литературных произведений и пр. Воплощение эстетических идеалов в материале, следовательно, есть решающая проверка на их жизненность, реальность, осуществимость, социальную значимость.

Художественный идеал выражается посредством овладения мастерством. Процесс художественного творчества, пишет А. С. Кармин, определяется местом и значимостью труда в жизни человека, осознаваемого им как высшая ценность, имеющая культурно-созидательное предназначение. Престиж того или иного вида труда, его творческое наполнение характеризует человека-мастера как социально развитую личность [5, с. 803]. В результате созидательной творческой деятельности предполагается произвести что-то новое и довести результат до совершенства. Важно подчеркнуть, что такая деятельность требует активизации не только творческих, но и умственных возможностей.

Под нравственным идеалом понимается наиболее общее, универсальное и абсолютное нравственное представление о благом и должном; образ совершенства в отношениях между людьми, высший (безусловный) образец нравственной личности [8]. Нравственный идеал человека, согласно позиции М. Н. Аплетаева, — это универсальная, абсолютная, целостная модель этически совершенной личности, центром содержания которой является понимание человека как цели и никогда как средства [9, с. 87-90].

Нравственные идеалы являются системообразующим фактором педагогической деятельности. Они основаны на душевной развитости, которая отражается в моральных принципах и нормах, принятых в различных сообществах. Нравственный идеал не может раствориться в личности, он социально детерминирован, обоснован поиском совершенства духа, имеет четкую предрасположенность к самоуглублению. Он способен вести за собой людей, служить им средством духовной опоры.

Взаимосвязь социальных и нравственных идеалов прослеживается и через основной критерий оценки нравственного идеала человека —

реализацию человеком своего нравственного идеала в поступках, отношениях с другими людьми, обществом в целом. Нравственные идеалы помогают установить отношения позитивной направленности: доверительные, гуманные, толерантные.

Гражданские и этнокультурные идеалы — стержень процесса демократизации — формируются под непосредственным общественным влиянием и определяются во многом существующей идеологией.

В силу этого идеологические клишированные образы (например, революционеры, борцы за свободу, полководцы и партизаны, бывшие героями и кумирами подростков военных лет; сменившие их в мирное время путешественники, первооткрыватели и космонавты) сменяются другими, создаваемыми и тиражируемыми средствами массовой информации. Однако значимыми остаются идеалы, объективно формируемые в условиях гражданского общества, этнической самоидентификации личности, формирования национального самосознания.

Гражданские идеалы связываются в сознании подростков с любовью к малой и большой Родине, с формированием культуры памяти, возвышенного отношения к культурно-историческому наследию, с воспитанием чувства гражданской ответственности за судьбу России и др., что способствует формированию гражданского самосознания.

Этнокультурные идеалы формируются совокупно с национальным самосознанием. В них концентрируются национальные черты характера и волевые принципы жизнеустройства, направленные на освоение народных традиций и обрядов, культуры своих предков. Все эти идеалы отличаются социальным характером, т.к. они являются социально востребованными, а гражданское и национальное самосознание является необходимым качеством члена социума.

Конкретизация вышеназванных идеалов в области их пересечения с социальными идеалами представлена в табл. 1.

Принятый нами системный подход в формировании социальных идеалов подростков представляет

Таблица 1

Совокупность социальных идеалов в области их пересечения с эстетическими идеалами, идеалами в искусстве (художественными), нравственными, гражданскими и этнокультурными идеалами

Вид идеала Форма личностного самовыражения Образы и представления

Социальные Социальные качества личности Созидатель, труженик, искатель истины и совершенства, праведник, лидер-вдохновитель, подвижник. Справедливость, духовная гармония, сила и независимость духа, торжество разума, благородство, духовная истина и совершенство, красота души, целостная самодостаточность. Вдохновляющая среда.

Эстетические Переживание и создание нового на основе восприятия архетипов (образцов красоты) Картины природы, человеческая красота, физическая красота и совершенство, торжественное событие, монументальный памятник, поэтический мир, священная красота мира.

Художественные Образы в искусстве Романтический лирический, эпический, драматический, трагический, элегический, трагикомический, комический герой.

Нравственные Духовные ценности Патриот, романтик, семьянин, коллективист, джентльмен. Открытость, доброжелательность, миролюбие, трудолюбие, любовь к ближнему, толерантность, добродетель, духовная близость, благодарность ближних.

Гражданские и этнокультурные Гражданские и этнические качества личности Гражданин, богатырь-защитник Отечества, борец за справедливость, «герой дня», предприимчивый герой. Позитивные национальные черты характера.

возможности полноценного развития личности через многосторонность ее проявлений. В связи с этим нужно сказать, что названным выше идеалам противостоят антиидеалы: антиэстетические, антихудожественные; лени, бездеятельности и консерватизма; бездуховности и безнравственности (игнорирование моральных норм); пренебрежения своей национальной принадлежностью и менталитетом, происхождением и окружением; насилия, вседозволенности и гражданской безликости; се-мейно-родственного нигилизма; невежества и беспринципности.

Задачей правильно организованной педагогической деятельности должно стать формирование у подростков способности противостоять антиидеалам, которые всегда отличаются большой агрессивностью и определенной «привлекательностью» в связи с потребностью меньших усилий для своего достижения.

Важными для развития социальных идеалов подростков выступают средства театральной педагогики, реализующиеся в творческой деятельности. Педагогический аспект театральной педагогики может выстраиваться на основе системы ценностей и нравственных оценок, сформировавшихся в оценочном поле, где подросток выдвигает ряд суждений оценочного характера, под которое подстраивается соответствующее поведение, представляющее совокупность нравственных проступков — единиц поведения [10].

Аспект творческий лучше представить малыми формами театральной педагогики — этюд, сценка, миниатюрный спектакль и др. Таким образом, в условиях театральной деятельности процесс развития подростков, с пограничными состояниями, может проходить успешно.

«Дети, занимающиеся творчеством, быстрее проходят начальные уровни развития интеллекта и быстрее достигают высоких уровней развития нравственного сознания» (В. Н. Дружинин).

Библиографический список

1. Тарасов, А. Б. Феномен праведничества в художественной картине мира Л. Н. Толстого [Текст] : дис. ... д-ра филолог. наук / А. Б. Тарасов. - М., 2006. - 388 с.

2. Краткий педагогический словарь пропагандиста [Текст] / Под общ. ред. М. И. Кондакова, А. С. Вишнякова ; сост. : М. Н. Колмакова, В. С. Суров. — 2-е изд., доп. и дораб. — М. : Политиздат, 1988. — 367 с.

3. Современная философия: Словарь и хрестоматия [Текст] / Под ред. В. П. Кохановского. — Ростов-н/Д. : Феникс, 1997. — 511 с.

4. Социальная философия [Текст] : учеб. / Под ред. И. А. Гобозова. — М. : Издатель Савин С. А., 2003. — 528 с.

5. Кармин, А. С. Культурология [Текст] / А. С. Кармин. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Лань, 2003. — 928 с.

6. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2000. — 256 с.

7. Психология подростка. Полное руководство [Текст] / Под ред. А. А. Реана. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 432 с.

8. Чепурнова, Н. А. Нравственный идеал русской культуры [Текст] : дис. ... канд. филос. наук / Н. А. Чепурнова. — Н. Новгород, 2005. — 180 с.

9. Аплетаев, М. Н. Педагогика нравственного поступка (этико-философский компонент) [Текст] / М. Н. Аплетаев // Педагог: наука, технология, практика. — 1997. — № 1 (2). — С. 87 — 90.

10. Маврин, С. А. Педагогические основы целостного процесса воспитания школьников в оценочной деятельности [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / С. А. Маврин. — Омск, 1996. — 315 с.

КНЯЗЬКИНА Наталья Хуснулловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры театрального искусства и актерского мастерства. Адрес для переписки: nknayz@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.02.2015 г. © Н. Х. Князькина

о

от

Е

Т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.