ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2014. №2(36)
УДК 78 +37
РОЛЬ ЭТИКО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА В САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА
© Л.А.Павлова
Этико-эстетические идеалы являются ориентирами для самосовершенствования личности. В статье рассматриваются актуальные проблемы идеалоформирующего воспитания в ранние сроки онтогенеза. В старшем дошкольном возрасте идеальные образы закладывают первое детское цельное базовое мировоззрение. В это время ребенок впервые встречается с проблемами эстетического и морального выбора, отвечая на вопрос «Что такое хорошо и что такое плохо?». Лучшие образцы -идеалы многогранного воспитывающего искусства - помогают ребёнку самосовершенствоваться, сделать эстетический и нравственный выбор, который реализуется в индивидуальном творчестве и поведении.
Ключевые слова: детское мировоззрение, этико-эстетические идеалы, саморазвитие, самосовершенствование, рефлексия, технологии арт-педагогики.
Основной целью развития личности является приобретение уникального опыта самосовершенствования, которое возможно только в процессе сравнения своих идеальных представлений с окружающей действительностью и идеалами других людей. Актуальность идеалоформирующего воспитания в современном образовательном пространстве определяют социокультурные проблемы. Задачи духовно-нравственного становления перестали быть приоритетными, в пустой звук превращаются понятия благородства и великодушия, честности и порядочности, добра и красоты, общего блага и духовного совершенства, любви и преданности Родине. Обучающие процессы и их формальные последствия ставятся выше воспитательных. Под влиянием негативных тенденций у детей формируются «антиидеалы». По образному выражению Л.П.Поляковой, сегодня в обществе явно «чувствуется тоска по идеалу» [1].
Ведущая идея по формированию этико-эстетических идеалов ориентирована на постепенный запуск поведенческой и творческой саморегуляции через познание эстетических и этических норм, их личную ценностную оценку и значимый выбор между образцами зла и добра, красоты и безобразия. Идеал - это феномен самосовершенствования личности, отражающий объективные тенденции нравственного и эстетического развития современного ребенка. Суммируя знания из различных источников философского, психологического и педагогического знания, мы сделали вывод, что этико-эстетический идеал у старшего дошкольника - это некий образ, возможный образец для подражания, проявляющийся в виде эстетических эмоций и моральных чувств, позволяющий ребенку сделать нравственный выбор, дать этико-эстетическую оценку и формировать этико-эстетический мо-
тив, реализующийся в нравственных поступках и творческой деятельности, ведущей к самосовершенствованию и становлению базовой эти-ко-эстетической культуры растущей личности ребёнка [2: 140].
Первые этико-эстетические идеалы как синкретические образы добра и красоты закладываются в старшем дошкольном возрасте, в период, когда у ребёнка «возникают первые обобщения представлений о мире, контур будущего мировоззрения» [3: 71]. Б.Т.Лихачёв пишет, что старший дошкольник в меру своего понимания, через свои представления о мире, становится приверженцем идеалов добра и красоты, в его сознании происходит «формирование идеала как части мировоззрения в той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти в мир общественных идеалов» [4: 56]. У детей старшего дошкольного возраста интенсивно формируется первое базовое детское схематичное цельное мировоззрение, и это становится наглядным для всех. К таким выводам пришли авторитетные учёные: К.А.Абульханова-Славская, Л.И.Божо-вич, Н.Е.Веракса, Л.С.Выготский, А.Г.Гогобе-ридзе, М.И.Лисина, В.С.Мухина; М.В.Осорина, Е.О.Смирнова, Е.В.Субботский и др. Нам не приходится доказывать наличие идеалов у старших дошкольников, оно в науке убедительно доказано. Именно в старшем дошкольном возрасте выкристаллизовываются значимые для детей идеалы, стремительно формируется ценностное отношение к действительности, культуре, человеку, его нравственному поведению и своё индивидуальное детское видение системы ценностей и идеалов. Современные исследователи О.С.Безугляк, Д.В.Каширский [5], И.Э.Куликовская [6], А.Ф.Яфальян [7] Д.И.Фельдштейн [8] и др. сходятся во мнении, что «система первичных идеалов
складывается уже в раннем детстве, постепенно развиваясь и усложняясь» [8: 37-38]. В дошкольном детстве формируются идеалы, которые представлены в образах положительных героев литературных произведений, художественных картин, сказок, музыкальных произведений, мультфильмов. Этико-эстетические идеалы как логическое соединение чувственного и абстрактного познания представляются важнейшими ориентирами духовного роста детей. «Идеал как представление о совершенстве служит для ребенка вектором, позволяющим определять выбор целей, способов поведения, ценностей и смыслов жизни. Образ героя, на который ориентируется дошкольник, одухотворяет его жизнь человека, придает ей смысл» [6: 95]. У детей легко формируется понимание ценностей произведений искусства, отражающих внутренний мир личности, её опыт, чувства, переживания, отношение, деятельность. Ребенок учится устанавливать связь реальной действительности и образов человека, отраженных в живописи, литературе, музыке и других видах искусства [9: 462]. Идеалы конструируются ребёнком, сопоставляются с действительностью, формируют в сознании детское мировоззрение и регулируют саморазвитие. «Пусть в дошкольном детстве идеалы ребенком пока ещё не достаточно осознаны, отрефлексированы, но дошкольник, безусловно, имеет приоритеты, складывающиеся постепенно в некую систему ценностей-идеалов, и становление этой системы начинается именно в период 6-7 лет» [5: 116]. Педагогическая действительность показывает, что объективно у современных детей резко возросли интеллектуальные, информационные, коммуникативные и волевые способности. В связи с усилившимися потенциальными возможностями старших дошкольников актуальным в педагогике становится перенос центральных усилий по формированию идеалов конформного (толерантного, не агрессивного) поведения на более ранние сроки онтогенеза. Однако «сейчас задача нравственного воспитания ребенка с возможно более раннего возраста просто не решается» [10: 117-121]. Дошкольной педагогике нужны новые подходы и специфические методики идеалоформирующего воспитания.
Для того чтобы реализовать свою культурно-воспитательную функцию и стать значимым, идеал должен прежде всего найти «реализационный оазис». В этом отношении как нельзя лучше подходят ДМШ, где есть художественный потенциал эстетически наполненной окружающей среды, в которой преподаватель организует эстетическую и нравственную деятельность детей с целью их духовного, душевно-эмоционального развития. Процесс конструирования, воспроизведения и
реализации этико-эстетических идеалов в нравственных отношениях, замыслах, мотивах поведения возможен только в разнообразной чередующейся деятельности, общении и непременно в творчестве, помогающем воссоздать в сознании ассоциированный идеальный образ (в своём собственном пении, танце, сочинительстве, игре, рисунке, аппликации, драматизации и т.д.). Вся система педагогического управления процессом формирования этико-эстетических идеалов должна быть направлена на активизацию саморазвития детей. Исследованием установлено, что заучить каноны какого-либо этико-эстетического идеала невозможно, их формирование опосредовано тысячью объективных обстоятельств и субъективных случайностей. Можно лишь предоставить ребёнку варианты и возможность в процессе постоянных сомнений и исканий увидеть, почувствовать красоту, самостоятельно осмыслить ценность идеального канона, понять его смысл, «проникнуть» в мысли, чувства и поступки других людей, замыслы художника, проанализировать основания собственных действий, принять или отвергнуть идеал. Для ребёнка-дошкольника - это серьёзный эмоциональный и интеллектуальный труд. Вне соотнесения с идеалом реальный мир, в том числе и благие поступки, никакой эстетической ценности не имеют. Идеал должен «закрепить свой канон (систему нормативов, дающих правила поведения) в сознании ребёнка и стать символом веры. В этой форме идеал впервые получает специфическое материальное воплощение» [11: 45]. Вера в эталон, предложенный педагогом в качестве образца, рождает идеал, который затем регулирует поведение ребёнка, пробуждает стремление к самосовершенствованию. Наше исследование показало, что у детей старшего дошкольного возраста нет устойчивых идеалов, но они неустанно ищут их и интуитивно тянутся к красоте и доброте. У них ещё велика мера подражательности. Помочь каждому ученику выработать свой идеал для подражания - значит создать важные стимулы для самовоспитания. Стремление к идеалу повышает духовность. Идеал честности ведёт к правдивости, верности, ответственности, искренности. Идеалы благородства, великодушия и скоромности повышают чуткость, упражняют в вежливости, способствуют росту человечности. Идеал трудолюбивого человека оказывает влияние на развитие всех положительных моральных качеств. Идеалы человеческого мужества культивируют в детях смелость, выдержку и самоотверженность.
Лучшими средствами для формирования эти-ко-эстетических идеалов в этом возрасте являются культура, эталонные образцы всех видов искусств, игра, сказка, сотворчество, диалог. Неог-
раниченные возможности даёт арт-педагогичес-кая технология, основанная на методологическом подходе эстетизации этики. У всех детей констатировано позитивное отношение к художественным формам познания и естественное стремление к ценностному осмыслению действительности. Это доказывает необходимость обучения и воспитания детей с раннего возраста на лучших образцах - идеалах многогранного воспитывающего искусства, внедрение в практику работы в подготовительных группах ДМШ наряду с уроками по сольфеджио, музыкальному инструменту, хоровому пению курса общеэстетических занятий, целью которых является формирование этико-эстетических идеалов.
Десятилетнее исследование, проведённое в ходе реализации специально разработанной авторской программы «Азбука красоты и добра» для детей 5-7 лет на базе ДТТТМ №1 г. Пензы, доказало эффективность всеобъемлющего воспитательного воздействия всепроникающей эстетики на развитие детей старшего дошкольного возраста. Результативность процесса формирования эти-ко-эстетических идеалов напрямую зависит от степени эстетизации учебного процесса. Эта программа конкретизирует задачи формирования этико-эстетических идеалов для этого возраста: указать детям образец, достойный подражания; сформировать потребность в идеале, «запустить» механизмы самовоспитания и самосовершенствования. Стратегия деятельности учителя по формированию этико-эстетических идеалов старших дошкольников базируется на модели формирования этико-эстетических идеалов, которая включает: 1. Организацию встреч с прекрасным и нравственным. Формирование знаний и представлений этико-эстетической направленности (просвещение, сообщение знаний, формирование понятий и представлений), дающих основу для создания в сознании детей эстетических и нравственных образов, образцов и примеров для последующего детского идеалотворчества. 2. Приобщение к эти-ко-эстетическим ценностям, которые освящают выбор идеала. Развитие духовных чувств, эмпатии (сорадования, сострадания, соучастия), формирование хорошего художественного вкуса, потребностей, умения эстетически оценивать явления (в том числе нравственно-эстетические) и строить суждения. Стимулирование педагогом процесса осознания, первого осмысления-понимания ими красоты и ценности окружающего мира и Человека (причём не только как внешнего явления, но и достояний его внутреннего мира и поведения). Создание ситуаций отбора для себя значимых ценностей, корректировки, удержания, укрепления, приятия ребёнком ценностных канонов идеа-
ла. Создание эмоциональной атмосферы поддержания интереса к эстетическому, нравственно ориентированному искусству. 3. Развитие рефлексии учащихся через сомнение, сопоставление, уточнение при конструировании идеалов; формирование умений сравнивать действительность со своими идеалами и представлениями других людей (взрослых и сверстников). Обучение навыкам оценочного суждения. 4. Организация разносторонней этико-эстетической практики детей. Формирование в деятельности эстетических и нравственных мотивов поступков-слов и поступков-действий. Создание во всех формах деятельности воспитывающих ситуаций, которые будут способствовать формированию этико-эстетических идеалов, создающих основу для самосовершенствования, творческой деятельности и нравственно-ориентированного поведения. Поощрение появления нового ценностного знания и применения этого знания путём собственных практических проб и ошибок в опыте нравственного и эстетического выбора, формулировке оценочных суждений, поведении и творчестве.
Эстетика учит ребёнка быстро осваивать многогранный мир коммуникативных отношений, выбирать для себя образы и образцы для подражания. Дети старшего дошкольного возраста легко и непринуждённо впитывают идеалы многогранного воспитывающего искусства. Исследование показало, что арт-педагогическая технология позволяет добиться того, чтобы обучение перешло в самообучение, воспитание - в самовоспитание, а развитие - непосредственно в саморазвитие. Основным методом арт-педагогической технологии в процессе формирования этико-эстетических идеалов старшего дошкольника является метод художественного, нравственно-эстетического познания искусства. Информация подаётся в форме эмоциональной драматургии, сказки, истории, игры, виртуального путешествия. Арт-педагогическая технология предусматривает ролевое проигрывание коммуникативных ситуаций, применение приёма одушевления предметов, придание им хороших и плохих человеческих черт, сопоставление музыкальных интонаций, художественных форм выразительности и средств создания образа, метод интонационно-стилевого постижения искусства, «художественной ассоциации». Дети этого возраста легко справляются с заданиями, требующими поиска художественного контекста (выход за пределы музыки, сказки, изображения). Приносят результат коллективное творчество, сочинительство, создание композиций, игровые и музыкально-двигательные импровизации. Педагогические усилия, технологии, методы, дидактические приёмы эффективны, когда
они направлены на эмоциональное стимулирование восприятия детьми этических и эстетических воздействий, на развитие всех форм эмпатии с опорой на эмоционально окрашенную рефлексию, доступную старшему дошкольнику (которую следует целенаправленно развивать). Успешно применяется моделирование проблемных ситуаций; сопоставление по принципу «герой - антигерой»; эмпатийное перевоплощение; рефлексивные задания; занимательные моменты обучения и воспитания с помощью искусства; панельное обучение - многократное повторение, прослушивание, обыгрывание; метод перспективы и ретроспективы в обучении и многое другое [12-13]. Исследование показывает, что выработка арт-педагогической технологической цепочки формирования этико-эстетических представлений и идеалов на основе всестороннего совершенствования восприятия, чувств, переживаний, потребностей, вкуса, оценок и суждений детей устраняет недооценку в социальной практике роли эстетического сознания.
Создание эстетических условий и экспериментальных педагогических ситуаций, в которых нравственные стороны коммуникативного общения, отражённые в искусстве, становились на уроках предметом внимания и обсуждения, способствовали формированию навыков ценностного эти-ко-эстетического познания мира. Окружающий мир приобретает для детей эстетическую значимость, и это становится зримым, заметным, отражается в детских высказываниях, эмоциях, поведении. В итоге у детей развивается способность воспринимать прекрасное и доступными средствами создавать его. У них появились такие качества, как эмпатия, эстетический интерес, свобода в действиях, чувство юмора, самокритичность. Выросли духовные потребности детей в признании, эстетическом и нравственном самовыражении, доброжелательном общении со сверстниками, стремлении к самосовершенствованию. Лично принятые идеалы дарят детям самые значительные переживания и обеспечивают соответствующий рост индивидуального и коллективного самосознания, ведут к самосовершенствованию и становлению первого базового мировоззрения растущей личности ребёнка. Трудности кризиса 7 лет можно нивелировать средствами этического и эстетического воспитания и просвещения, сформировав весомую базу этико-эстетических идеалов, способных стать защитой от влияния антикультур и облегчить течение кризисного времени бурного духовного роста. Наравне с прекрасным в окружающей жизни дети учатся видеть красоту нравственного начала в людях, в себе, в идеалах искусства. Это и есть главный результат всей дея-
тельности педагогов, целенаправленно управляющих воспитанием и развитием старших дошкольников - будущих музыкантов. Из урока в урок дети через эстетику постигают азы нравственного взросления.
1. Полякова Л.В. Нравственный идеал в системе философского знания.// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011. - №7 (13): в 3-х ч. - Ч. III. - C.161- 165.
2. Павлова Л.А. Диагностика этико-эстетических идеалов у учащихся подготовительных отделений музыкальной школы // Духовно-нравственное воспитание: Образование. Культура. Искусство: материалы IV Всерос. науч.-практич. конф. -Пенза: Изд-во ПГУ, 2013. - С.138 - 146.
3. Развитие личности ребенка от пяти до семи / Под ред. С.Е.Сапожниковой. - Екатеринбург: У-Фак-тория, 2005. - 600 с.
4. Лихачёв Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 175 с.
5. Каширский Д.В., Безугляк О.С. Развитие ценностей-идеалов на переходном этапе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Ползунов-ский Вестник - 2006. - № 3. - Барнаул: АГТУ -с.116 - 123.
6. Куликовская И.Э. Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию ребенка-дошкольника // Экономические и гуманитарные исследования регионов. Научно-образовательный и прикладной журнал. - 2010 г. - № 2. - 146 с.
7. Яфальян А.Ф. Формирование у детей эстетического отношения к человеку в процессе самовыражения. - М.: Искусство и образование, 2011. -276 с.
8. Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка - М.: Знание, 1978. - 47 с.
9. Чумичева Р.М. Ребенок в мире культуры. - Ставрополь: Ставрополь-сервисшкола, 1998. - 558 с.
10. Авдеева И.А. "Светская этика" в системе этического воспитания в глобализирующемся мире // Философские науки. - 2011. - № 5. - 159 с.
11. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация и синергетический историзм. - СПб.: Издательство "Политехника", 2009. - 400 с.
12. Колышева Т.А., Павлова Л.А. Особенности музыкальной рефлексии старшего дошкольника как психолого-педагогическая проблема обучения учителя // Известия Самарского научного центра РАН. - Т.13. - №2(6) - С. 1482 - 1487.
13. Колышева Т.А., Павлова Л.А. Технология развития музыкальной рефлексии старшего дошкольника //Актуальные проблемы музыкально-педагогического образования: Материалы X международной научно-практической конференции. - М.: РИТМ, 2012. - С.228 - 239.
THE ROLE OF THE ETHICAL-AESTHETIC IDEAL IN SELF-IMPROVEMENT OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN
L.A.Pavlova
Ethic and aesthetic ideals are the landmarks for a person's self-improvement. The article explores the relevant issues of ideal-formative education of children in the early stages of ontogenesis. At the senior preschool age ideal images lay the first holistic basic worldview in children. At this time the child first faces the problems of an aesthetic and moral choice, answering the question "What is good and what is bad?" The best examples - the ideals of educating multifaceted art - help the child to self- improve, to make an aesthetic and moral choice, which is implemented in individual creativity and behavior.
Key words: children's worldview, ethical and aesthetic ideals, self-development, self-improvement, reflection, technologies of art pedagogy.
1. Poljakova L.V. Nravstvennyj ideal v sisteme filosof-skogo znanija.// Istoricheskie, filosofskie, politiches-kie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvove-denie. Voprosy teorii i praktiki. - Tambov: Gramota, 2011. - №7 (13): v 3-h ch. - Ch. III. - C.161- 165. (In Russian)
2. Pavlova L.A. Diagnostika jetiko-jesteticheskih idealov u uchashhihsja podgotovitel'nyh otdelenij muzykal'noj shkoly // Duhovno-nravstvennoe vospi-tanie: Obrazovanie. Kul'tura. Iskusstvo: materialy IV Vseros. nauch.-praktich. konf. - Penza: Izd-vo PGU, 2013. - S.138 - 146. (In Russian)
3. Razvitie lichnosti rebenka ot pjati do semi / Pod red. S.E. Sapozhnikovoj. - Ekaterinburg: U-Faktorija, 2005. - 600 s. (In Russian)
4. Lihachjov B.T. Teorija jesteticheskogo vospitanija shkol'nikov. - M.: Prosveshhenie, 1985. - 175 s. (In Russian)
5. Kashirskij D.V., Bezugljak O.S. Razvitie cennostej-idealov na perehodnom jetape ot doshkol'nogo k mladshemu shkol'nomu vozrastu // Polzunovskij Vestnik - 2006. - № 3. - Barnaul: AGTU - S.116 -123. (In Russian)
6. Kulikovskaja I.Je. Sovremennye podhody k duhovno-nravstvennomu vospitaniju rebenka-doshkol'nika // Jekonomicheskie i gumanitarnye issledovanija regio-nov. Nauchno-obrazovatel'nyj i prikladnoj zhurnal. -2010 g. - № 2. - 146 s. (In Russian)
7. Jafaljan A.F. Formirovanie u detej jesteticheskogo otnoshenija k cheloveku v processe samovyrazhenija. - M.: Iskusstvo i obrazovanie. - 2011. - 276 s. (In Russian)
8. Fel'dshtejn D.I. Psihologija vospitanija podrostka -M.: Znanie, 1978. - 47 s. (In Russian)
9. Chumicheva R.M. Rebenok v mire kul'tury. - Stavropol': Stavropol'- servisshkola, 1998. - 558 s. (In Russian)
10. Avdeeva I. A. "Svetskaja jetika" v sisteme jeticheskogo vospitanija v globalizirujushhemsja mire // Filosofskie nauki. - 2011. - № 5. - 159 s. (In Russian)
11. Branskij V.P., Pozharskij S.D. Globalizacija i siner-geticheskij istorizm. - SPb.: Izdatel'stvo "Politehnika", 2009. - 400 s. (In Russian)
12. Kolysheva T.A., Pavlova L.A. Osobennosti muzykal'noj refleksii starshego doshkol'nika kak psi-hologo-pedagogicheskaja problema obuchenija uchitelja // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra RAN. - T.13. - №2(6) - S. 1482 - 1487. (In Russian)
13. Kolysheva T.A., Pavlova L.A. Tehnologija razvitija muzykal'noj refleksii starshego doshkol'nika //Aktual'nye problemy muzykal'no-pedagogiches-kogo obrazovanija: Materialy X mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - M.: RITM, 2012. - S.228 - 239. (In Russian)
Павлова Любовь Александровна - аспирант кафедры хорового пения и дирижирования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, г.Самара.
443099, Россия, Самара, ул. Максима Горького, 65. E-mail: [email protected]
Pavlova Lyubov Alexandrovna - graduate student, Department of Choirs and Conducting, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities.
65 Maxim Gorky Str., Samara, 443099, Russia E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 12.05.2014