Научная статья на тему 'Этико-эстетические идеалы: синкретический подход'

Этико-эстетические идеалы: синкретический подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1566
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ / СИНТЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ / ДУХОВНОСТЬ / ТЕСНАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ЭТИКОЙ И ЭСТЕТИКОЙ / ЭСТЕТИЗАЦИЯ ЭТИКИ / ЭТАЛОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА / НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ETHICAL-AESTHETIC IDEALS / SYNTHETIC CONCEPTIONS / SPIRITUALITY / CLOSE LINK BETWEEN ETHICS AND AESTHETICS / ANESTHETIZATION OF ETHICS / REFERENCE VALUES / ARTISTIC PEDAGOGY / MORALLY AESTHETIC SELF-IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Любовь Александровна

Статья посвящена проблеме изучения сущности понятия «этико-эстетический идеал» как регулятора эстетического и нравственного развития детей через синкретизм (обозначающий согласованность и единство) эталонных представлений о Красоте и Добре. В статье рассматривается возможность эстетизации этики за счёт формирования этико-эстетических идеалов и самосовершенствования внутренней духовной культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHICAL-AESTHETIC IDEALS: SYNCRETISM APPROACH

The article is devoted to the problem of the research of the essence of the notion of «ethical-aesthetic ideals» as a regulator of aesthetic and moral development of children through syncretism, (meaning coordination and unity) of reference images of Beauty and Goodness. The article deals with the possibility of aesthetisation of ethics due to the formation of the ethical-aesthetic ideals and self-perfection of inner spiritual culture of the personality.

Текст научной работы на тему «Этико-эстетические идеалы: синкретический подход»

УДК 78 +37

ЭТИКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ: СИНКРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

© 2013 Л.А.Павлова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 04.04.2013

Статья посвящена проблеме изучения сущности понятия «этико-эстетический идеал» как регулятора эстетического и нравственного развития детей через синкретизм (обозначающий согласованность и единство) эталонных представлений о Красоте и Добре. В статье рассматривается возможность эстетизации этики за счёт формирования этико-эстетических идеалов и самосовершенствования внутренней духовной культуры личности.

Ключевые слова: этико-эстетические идеалы, синтетические концепции, духовность, тесная связь между этикой и эстетикой, эстетизация этики, эталонные ценности, художественная педагогика, нравственно-эстетическое самосовершенствование.

В XX веке традиционным для науки стал дифференцированный анализ содержания этических и эстетических идеалов как разновидности духовных идеалов, результаты которого «оказывались и верными и частичными, не столько друг друга опровергавшими, сколько друг друга дополнявшими»1. Б.Ф.Сикорский писал: «В жизни общества наблюдается эволюция, выражающаяся в органической связи нравственного и эстетического на ранних этапах развития, в дальнейшем - в утрате этой связи и её восстановлении на качественно новой основе»2. Пришло время восстановления системного интегрированного подхода к пониманию синтетического по своей природе феномена этико-эстетического идеала, осознания актуальности «философского обоснования возможности этико-эстетического идеала как метафизической и практической целостно-сти»3, поскольку культура «сегодня особенно нуждается в синтетических концепциях»4.

Актуальной проблемой педагогики является переосмысление роли этико-эстетических идеалов в осуществления современных задач нравственного воспитания детей: этическое морализаторство в чистом виде окончательно потеряло своё педагогическое влияние на подрастаю-

Павлова Любовь Александровна, аспирант. E-mail: pa [email protected]

1 Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: 1997. - С.50.

2 Сикорский Б. Ф. Взаимоотношение нравственного и эстетического как социологическая проблема. - Воронеж: 1985. - С.27.

Полякова Л.В. Этико-эстетический идеал в системе

современного философского знания: Автореф. дис.....

канд. философ. наук. - Тула: 2012.

4 Симонова С.А. Рыцарь красоты (некоторые аспекты этико-эстетического синтеза в философии Владимира Соловьёва) // Вестник СамГУ. - 2008. - № 4(66). -С. 333 - 334

щее поколение. Современная педагогическая наука ищет новые пути эстетического и нравственного воспитания ребенка через синкретизм, согласованность и единство в его сознании эталонных представлений о Красоте и Добре. Только синкретический подход может стимулировать самосовершенствование детей и обеспечить их сознательное нравственное поведение и эстетически ориентированную созидательную деятельность.

Современные подходы к проблеме этико-эстетического идеала, прежде всего, философ-ско-конструктивистский осуществляет синтез накопленных знаний о двух разновидностях идеала. Этические и эстетические идеалы, несмотря на свою относительную самостоятельность и некую противоречивость, имеют неоспоримые совпадения по общим векторам: они разными способами отражают действительность и наиболее важные тенденции процесса развития; показывают ценностную сущность, определяют интересы, потребности общества и отдельной личности. Они обозначают высшие нормы - образцы и нормы-цели совершенствования социальной и личной жизни человека в эстетическом и этическом планах, отражают возможности преобразующей деятельности людей и на базе «должного и идеального», прогнозируют будущее. Однако, в научной литературе нет чёткого его определения.

Многие исследователи отмечают, что целостный духовный идеал конкретизирует и выражает взаимозависимость между нравственным и эстетическим (А.В.Азархин, В.П.Бран-ский, И.А.Громов, Л.А.Закс, Е.В.Золотухина-Аболина, Э.В.Ильенков, М.С.Каган, В.Г.Лукьянов, М.С.Каган, Г.М.Кулаева, А.И.Матвеева, Л.В.Полякова, С.Л.Рубинштейн, Б.Ф.Сикорский, С.А.Симонова, С.М.Соловьев, В.П.Фетисов, Н.Е.Щуркова и др.). Эта

связь справедливо усматривается во всех сферах жизнедеятельности людей.

В разные историко-культурные эпохи на первый план в соединении основополагающих этико-эстетических начал культуры выдвигались либо этическая доминанта, либо эстетическая5. В современном постмодернистском общественном сознании отчётливо прослеживаются две объективные тенденции. Одна из них - признание закономерной тесной связи между этикой и эстетикой; другая предлагает курс на эстетизацию этики. В отечественной науке эстетизация этики не идеализируется, а принимается как механизм нравственно-эстетического самосовершенствования личности, как способ построения спасительного моста на пути к истинно нравственной культуре отдельного человека и общества в целом. Через эмоциональную чувственность восприятие «прекрасного» как символа «нравственного» приносит действенные плоды в виде этико-эстетических идеалов, оставляя в душе человека неизгладимый след, шлифуя и цементируя его взгляды, убеждения, вкусы, принципы и духовные позиции. Идеалы по своей природе имеют глубокую ценностную этико-эстети-ческую основу. В синкретичном идеале «этические и эстетические ценности связаны друг с другом теснее, чем со всеми другими ценностями, ибо выявляют значение для человека как субъекта содержательных и формальных, духовных и материальных качеств одних и тех же явлений бытия человека и его художественного воссоздания»6. Нравственная оценка события, факта или поступка органически входит в состав и структуру эстетической характеристики любого социального явления. Нравственное не может быть признано морально - добрым, если оно внутренне не связано с прекрасным. Эстетически ценным в коммуникативной среде может быть только то, что представляет соответственно и нравственную ценность. «Наука может еще оставаться наукой, если её истины не добры и не прекрасны. Искусство тоже существует без обращения к истине, да и добро может быть в нём вторично и опосредовано. Нравственность же всегда претендует на совпадение Истины, Добра и Красоты в одном поступке, намерении»7.

5 Симонова С.А. Архитектоника культуры: Проблемы этико-эстетического синтеза. - Воронеж: 2008. - С.6.

6 Каган М.С. К истории изучения отношений этического и эстетического // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Матер. науч. конф. 26 - 27 сентября 2000 г. Тез. докл. и выступ. Санкт-Петербургское философское общество. - СПб.: 2000. - С.71.

7 Фетисов В.П. Солнце не заходит. Труды по нравст-

венной философии. - Воронеж: 2011. - С.15.

Отличие подлинной красоты от красоты мнимой выявляется через ее отношение к добру, т.е. через установление ее собственно человеческого содержания в целостном идеальном облике. Этико-эстетический идеал воедино соединяет силу эстетических и нравственных представлений о совершенстве, дополняя и детерминируя влияние каждого из них на духовный рост личности. В нём гармонично отражены нравственные ценности, обусловленные влиянием микро- и макросред и эстетические ценности гармонии, целостности, соразмерности, меры, симметрии, пропорциональности, выразительности и т.д.

Структура этико-эстетического идеала включает пирамиду ценностей и в свою очередь является составным компонентом системы ценностного сознания человека. И эстетическое, и нравственное сознание имеют в своём составе очевидную доминанту - «идеалы», с помощью которых формируется неповторимое индивидуальное мировоззрение личности. И те, и другие идеалы практически неразделимы как части одной системы. Эстетический идеал вездесущ, он возникает в любой сфере как высшая ценность, которая характеризует отношение субъекта, личности к объекту эстетического восприятия, например к произведению искусства. Этический идеал ограничивается сферой человеческих взаимоотношений как высшей оценкой субъект-субъектных отношений. «Если говорить о структуре этико-эстетического идеала, в котором объективно выражено объективное бытие духовных ценностей, то в своем классическом виде оно будет выглядеть как единство истины, добра и красоты»8.

Конечно, этико-эстетические идеалы сохраняют в себе антиномию, некое противоречие идеального и материального, должного и сущего, желаемого и действительного, конструктивного и деструктивного, рационального и эмоционально-чувственного. На этих противоречиях идёт конструирование идеального целостного этико-эстетического образа, представляющего собой глобальную духовную эталонную ценность личности. Так, эстетический идеал имеет материально выраженную форму, воспринимаемую органами чувств, в то время как этический - является абстрактным понятием. В синкретическом этико-эстетическом идеале образуется сплав непосредственных чувств и интеллекта, который и обеспечивает духовный рост в рамках самосовершенствования личности.

8 Полякова Л.В. Этико-эстетический идеал и вопросы воспитания в высшей школе // Научные проблемы гуманитарных исследований. - Вып.12. - М.: 2011. -С. 269.

Нравственно-эстетические стержневые образования личности наилучшим образом формируются посредством эмпатийного вхождения в лоно культуры и искусства. Здесь вступает в свои права художественная дидактика, вбирающая и выбирающая для образовательного процесса лучшие образцы идеальных образов красоты и высокой нравственности (Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, Н.И.Киященко, А.А.Мелик-Пашаев и др.).

Согласно исследованиям современных отечественных ученых (В.П.Бездухов, В.П.Бран-ский, Г.М.Кулаева, Ю.Н.Кулюткин, А.А.Ме-лик-Пашаев Л.В.Полякова, Е.М.Торшилова, Б.П.Юсов и др.) художественно-эстетическое и нравственное развитие личности в значительной степени обусловлено способностью к освоению культурных ценностей человечества. Искусство различными способами создаёт идеальные образы и соединяет в них этические и эстетические духовные начала. «Неосознанный эстетический идеал, - пишет В.П.Бранский, - возникает (под влиянием рациональных процедур и при участии этического идеала) стихийно, так сказать в «потёмках» подсознания. Восприятие художественного произведения через призму этого идеала приводит к сопереживанию. Последнее же провоцирует не формирование идеала, а осознание общего идеала...»9. Именно в этой точке происходит синтез понимания совершенства красоты и добродетельности, то есть под влиянием нравственного эстетического искусства и культурных ценностей происходит конструирование этико-эстетического идеала как системообразующей доминанты этико-эстетической культуры личности.

В последних теоретических исследованиях, проводимых в рамках синергетической парадигмы, идеалы рассматриваются как целостная, неустойчивая, но стремящаяся к равновесию саморегулирующаяся система, которая представляет явление, «совпадающее с сущностью, идеал выступает как антипод видимости: уподобиться идеалу - значит обладать подлинным бытием, а не только кажущимся»10. Малые воздействия на самоорганизующуюся систему могут приводить к большим последствиям и изменять выбор пути развития. По мнению В.П.Бранского, «когда творец идеала подвергает идеализации некоторое явление, чтобы уподобить это явление его сущности, то он всегда имеет в виду сущность в собственной интерпретации. Стало быть, идеал есть предельное представление (1), содержанием которого

9 Бранский В.П. Искусство и философия - Калининград: 2000.

10 Бранский В.П. Пожарский С.Д. Глобализация и синергетический историзм. - СПб: 2009. - С.37.

оказывается явление, совпадающее с сущностью (2) в авторской интерпретации (3)»11.

Идеалы обеспечивают самоорганизующейся системе (будь то личность, коллектив или общество), по существу, безграничное расширение диапазона возможностей отображения действительности и управления ею (в том числе -отображения себя и управления собой)12.

Этико-эстетические идеалы являются самым важным компонентом структуры мировоззрения личности. Только на базе мировоззренческих «идеалов, убеждений и принципов человек подлинно и действительно самоопределяется. Во всех других случаях он будет духовно слепым и неспособным (недееспособным) к самоопределению»13. Для нашего исследования особенно важно, что этико-эстетические идеалы способствуют приобретению уникального личностного опыта духовного развития.

В узком смысле можно было бы ограничиться пониманием этико-эстетического идеала в качестве образа совершенной красоты человеческих взаимоотношений в жизни и искусстве, эталонным представлением о культуре поведения, о красивых поступках: героизме, самопожертвовании, достойном, благородном, гуманном отношении к людям. Но это лишь общепринятая, наиболее заметная функция этико-эстетических идеалов.

Этико-эстетический идеал - это духовная многоуровневая Вселенная, многомерное, целостное образование, где этическое и эстетическое начала взаимно детерминированы всей системой ценностных координат. Эстетический эталонный образ может опосредованно через отдалённую рефлексию привести к существенным коррекциям в нравственном багаже ребёнка, и наоборот. Этико-эстетический идеал показывает интеграцию, нерасторжимость внутренних связей между социально обусловленной коммуникативной жизнью людей, культурой и искусством как видами межличностной коммуникации (В.Е.Семёнов), и созидательной, творческой деятельностью человека, отражает объективные тенденции нравственного и эстетического развития, самосовершенствования личности.

Своё представление об этико-эстетическом идеале мы определяем, прежде всего, как синтетическое междисциплинарное понятие о тесной взаимосвязи между нравственными и эсте-

11 Там же. - С.38.

12 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2005. - С.276.

13 Матвеева А.И. Принципы формирования мировоззренческих идеалов личности: социально философский анализ // Теория и практика общественного развития. - М.: 2011. - № 5. - С.33.

тическими эталонными ценностями структуры человеческой духовности в их неповторяемом наборе. Они являются противоречивым многогранным феноменом взаимопроникновения двух относительно самостоятельных понятий «эстетического» и «этического», содержащих в своей целостности как положительные, так и отрицательные тенденции.

Обобщая взгляды специалистов на природу этико-эстетических идеалов, мы пришли к следующим выводам. Этико-эстетические идеалы отражают объективную действительность одновременно в чувственно-эмоциональном восприятии через понимание красоты и гармонии, и в абстрактно-теоретическом познании через понятия благо и добро. Они выражают нравственное и эстетическое отношение человека к действительности, в котором наблюдается процесс движения от эмоционально-чувственного постижения мира к его творческому осмыслению.

Особая роль принадлежит этико-эстети-ческим идеалам в формировании и преобразовании аксиологической сферы личности, поскольку именно этико-эстетические идеалы, как личностные ценностные представления о совершенстве, всегда включают аспект сравнения (добро и зло; прекрасное - безобразное) и задают модель нравственного выбора в поведении, поступках и деятельности людей в конкретных жизненных ситуациях.

Они направляют творческую энергию на созидание, стимулируют одно из самых универсальных человеческих стремлений - стремление к самореализации и самосовершенствованию через механизм отстаивания предельно устойчивых интересов, приоритетов личности, группы, общества и удовлетворения потребностей в созерцании прекрасного и постижении нравственно значимого. Этико-эстетические идеалы являются наиболее глубоким надындивидуальным обобщением нравственного и эстетического опыта человека, больших социальных групп людей и целых эпох. Они определяют существующие в данное время, конкретную эпоху специфические черты культуры и, становясь механизмом целеполагания и мотивации деятельности, обусловливают тенденции существенных изменений в ходе эволюции. Пронизанные принципом гуманизма, этико-эстетические идеалы лежат в основе понимания человеком добра и красоты, являются высшим эталоном нравственной и эстетической оценки общества и человека.

Актуальной задачей современной педагогики становится переосмысление, интериориза-ция традиционных философских, этических и эстетических взглядов на феномен этико-эстетического идеалов в русле решения кон-

кретно-практических проблем гуманизации образования. Опора на регулятивную культурно-воспитательную функцию этико-эстетического идеала поможет современному учителю, прежде всего педагогу художественного образования, многомерно использовать возможности художественного воспитания, эстетического и нравственного развития детей для активизации процессов самосовершенствования их внутренней духовной культуры. Значительными возможностями в формировании этико-эстети-ческих идеалов у детей обладают учреждения дополнительного образования - музыкальные, художественные школы, школы искусств -благодаря сложившейся в них системе воспитания и обучения в эстетической культурно-образовательной среде. В нашем педагогическом эксперименте была проведена поэтапная работа по формированию этико-эстетических идеалов у детей всех возрастных групп музыкальной школы, начиная со старшего дошкольного возраста, по специально разработанной программе «Эстетика».

Культурно-воспитательная функция этико-эстетического идеала обеспечивает самосовершенствование личности на протяжении всей жизни. Но особенно интенсивное формирование идеалов происходит в период старшего дошкольного детства - времени «первоначального фактического склада личности человека» (А.Н.Леонтьев).

Разработанная нами экспериментальная Программа «Эстетика» намечает этико-эстети-ческие ориентиры нравственно-эстетического развития дошкольника, даёт шестилетнему ребенку определенную сумму представлений о «стране искусства и культуры». Программа наглядно демонстрирует принцип единства, интеграции всех видов искусств в истории мировой художественной культуры, знакомит детей с творчеством знаменитых композиторов, музыкантов, художников, архитекторов, скульпторов и писателей. В программе широко используется «Золотой фонд» классической музыки, фольклора, сочинений современных композиторов, лучшие произведения живописи (от средневековых до современных художественных школ). Предусмотрено знакомство со скульптурными и архитектурными шедеврами, произведениями литературы, кино, мультипликации. Знакомство с содержанием музыкальной сокровищницы происходит в контексте с другими видами искусства - живописью, хореографией, литературой, прикладным искусством, кинематографией, широко используются фольклор и этнические мотивы. Программа прослеживает связь музыки и слова, музыки и живописи, музыки и движения.

Важно отметить, что эстетический материал был подобран нами с учётом его нравственной ценности, соединяя этику и эстетику в единый механизм воспитательного воздействия для успешного формирования положительных, не противоречивых, правдивых, устойчивых, гуманных этико-эстетических идеалов у детей.

Анализ многолетней собственной педагогической деятельности, опыт апробации экспериментальной программы «Эстетика» для под-

готовительных классов ДМШ убедительно свидетельствуют, что постановка цели, определение содержания образования, моделирование технологий формирования этико-эстетических идеалов у дошкольников должны опираться на четкое понимание учителем сущности этико-эстетического идеала как феномена самосовершенствования личности, отражающего объективные тенденции нравственного и эстетического развития современного ребенка.

ETHICAL-AESTHETIC IDEALS: SYNCRETISM APPROACH

© 2013 L.A.Pavlova" Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The article is devoted to the problem of the research of the essence of the notion of «ethical-aesthetic ideals» as a regulator of aesthetic and moral development of children through syncretism, (meaning coordination and unity) of reference images of Beauty and Goodness. The article deals with the possibility of aesthetisation of ethics due to the formation of the ethical-aesthetic ideals and self-perfection of inner spiritual culture of the personality.

Key words: ethical-aesthetic ideals, synthetic conceptions, spirituality, close link between ethics and aesthetics, anesthetization of ethics, reference values, artistic pedagogy, morally aesthetic self-improvement.

Lyubov Aleksandrovna Pavlova, post-graduate student. E-mail: pa [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.