Научная статья на тему 'Отношение к подросткам, страдающим психическими расстройствами, в социокультурной среде'

Отношение к подросткам, страдающим психическими расстройствами, в социокультурной среде Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
504
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕТЕРПИМОСТЬ / СТИГМА / ДИСКРИМИНАЦИЯ / СЕГРЕГАЦИЯ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ГУМАННОСТЬ / МИЛОСЕРДИЕ / ДОБРОДЕТЕЛЬ / СОСТРАДАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / INTOLERANCE / STIGMA / DISCRIMINATION / SEGREGATION / MORALS / HUMANITY / MERCY / VIRTUE / COMPASSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Князькина Наталья Хуснулловна

В современной социокультурной среде иногда наблюдается нетерпимость по отношению к подросткам, страдающим психическими расстройствами. Проявление негативного отношения выражается в некоторой дискриминации, сегрегации, стигме. Но социально-культурная среда образуется на основе гуманистических и моральных принципов. В такой среде, преодолевшей нетерпимость, становится возможным совершенствование психики подростка и его образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The attitude to teenagers suffering mental frustration in sociocultural environment

In modern sociocultural environment the intolerance to teenagers suffering mental frustration is sometimes observed. This intolerance is expressed in some kind of discrimination, segregation, stigma. But the welfare environment is formed on the basis of humanistic and moral principles. In such environment which has overcome intolerance, there is possible a perfection of mentality of a teenager and its way of life.

Текст научной работы на тему «Отношение к подросткам, страдающим психическими расстройствами, в социокультурной среде»

культурного РЯ для имиджа татарской культуры, отличным способом в формировании положительного имиджа не только в России, но и в самом Татарстане. После выхода в свет татароязычного альбома Алсу на форуме стали появляться положительные отзывы со стороны русских слушателей по поводу «мелодичности» татарских песен и привлекательности языка. Неудивительно, что часть поклонников начали изучать язык своей любимой певицы.

Рассмотренные выше методы актуализации национальной культуры могут быть также использованы для работы представителями других национальностей в деле возрождения национальной культуры и языка.

Примечания

'Татарский язык.

Библиографический список

'.Григорьева, Т. П. Японская художественная традиция [Текст] / Т. П. Григорьева. — М., 1979. — С. 19 — 20.

УДК 371. 121

2. Современные технологии социально-культурной деятельности [Текст] : учебник / под ред. Е. И. Григорьевой. — Тамбов,

2004. - С. 456-466.

3.Полонский, В. М. Словарь по образованию и педагогике [Текст] / В. М. Полонский. — М., 2004. — С. 73.

4. Интернет-проект «Вконтакте.ру» : режим доступа: http:// vkontakte.ru/faq.php.

5.Интернет-группа проекта «Вконтакте.ру» «Мин татарча сойлэшергэ булышам» («Я помогаю заговорить по-татарски») : режим доступа: http://vkont.akte.ru/dub1483721.

6. Время и деньги : режим доступа: http://e-vid.ru: дата доступа 11.12.08.

ХАЗИЕВ Линар Борисович, аспирант кафедры социально-культурной деятельности.

Адрес для переписки: e-mail: linarsinger@gmail.com

Статья поступила в редакцию 21.01.2010 г.

© Л. Б. Хазиев

Н. Х. КНЯЗЬКИНА

Омская гуманитарная академия

ОТНОШЕНИЕ К ПОДРОСТКАМ, СТРАДАЮЩИМ

ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ,

В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ__________________

В современной социокультурной среде иногда наблюдается нетерпимость по отношению к подросткам, страдающим психическими расстройствами. Проявление негативного отношения выражается в некоторой дискриминации, сегрегации, стигме. Но социальнокультурная среда образуется на основе гуманистических и моральных принципов. В такой среде, преодолевшей нетерпимость, становится возможным совершенствование психики подростка и его образа жизни.

Ключевые слова: нетерпимость, стигма, дискриминация, сегрегация, нравственность, гуманность, милосердие, добродетель, сострадание, человечность, толерантность.

Социальная среда в виде общественных, материальных и духовных условий существования и деятельности людей имеет первостепенное значение для социального развития подростков. Социальная среда оказывает решающее воздействие на формирование и развитие личности. В то же время под влиянием деятельности человека она изменяется. И в процессе этих преобразований изменяются сами люди [1, с. 1274]. На наш взгляд, оптимальное развитие, воспитание и совершенствование личности подростка может происходить преимущественно в благоприятной среде.

Социокультурная среда предполагает наличие трех обязательных элементов: субъектов социотвор-ческого процесса, творческой общности (студии, клуба, группы), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества [2]. Понятие «социокультурная среда» имеет и более широкое значение, подразумевающее макросреду, в которой действуют

социально обусловленные факторы и закономерности [3]. Есть и другое, сравнительно узкое значение этого понятия как сферы действия малых групп и входящих в нее личностей. В число составных элементов микросреды включается пространство деятельности и общения. Эти малые социальные сферы проявляют индивидуальные особенности личности и как бы преломляют в себе действие общих условий, образуя комплекс материальных, духовных и личностных факторов, которые определяют ее свойства [4].

Среда в широком смысле {макросреда} охватывает общественно-экономическую систему в целом производительные силы, общественные отношения и институты, общественное сознание и культуру. Социальная среда в узком смысле (микросреда) включает непосредственное окружение человека — семью, трудовой участок и др. коллективы и группы [5].

Понятие «социокультурная среда» тесно связано с понятием «культура» как общего комплекса достижений человечества, в состав которого входят и наука,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

и искусство, и нравственная жизнь, умственное образование и жизненное воспитание, творчество гениев и средний духовный уровень народных масс, правовые отношения и государственный порядок, хозяйство и техника и т. д. [6, с. 283]. З. Фрейд определял культуру как «сумму достижений и убеждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми». В культуре существует различие и даже противоположность между глубиной и интенсивностью самой духовной жизни, с одной стороны, и экстенсивной распространенностью ее внешних результатов и плодов — с другой, между истинной просвещенностью и блеском внешней образованности... между культурой духа и культурой тела. В нынешнее время мы часто замечаем ослабление духовной активности при господстве лихорадочно интенсивной хозяйственной, технической, политической деятельности, внутреннюю пустоту и нищету среди царства материального богатства и обилия внешних интересов, отсутствие подлинной осмысленности жизни при строгой рациональности ее внешнего строения и высоком уровне умственного развития [6, с. 283].

Анализ современной социокультурной ситуации показал, что такие негативные процессы, как коммерциализация искусства и телевидения, американизация кинопродукции, засилие «бульварной» литературы, отрицательно влияют на формирование нравственных ценностей детей и подростков. Для детей с ограниченными возможностями мир искусства зачастую ограничен как раз просмотром телепрограмм [7].

Мы видим сегодня, что распадение четких социальных структур в социокультурной среде порождает хаос в душе человека. Возрастают тревожность, страх, и человек стремится слиться с толпой, чтобы снять с себя ответственность за происходящее. В толпе ценен не отдельный человек, не уникальность его личности, а, напротив, сходство с ему подобными. Отсюда — ненависть к непохожим, «чужим» [8]. Вообще, отношение к слабым, к слабым меньшинствам служит хорошим показателем состояния общества. Один из симптомов фашисизации массового сознания — отношение граждан к душевнобольным. В фашистской Германии самыми первыми были уничтожены умалишенные. Епископ Конрад, наблюдавший эти события, сказал по этому поводу: «Сегодня вы решили, что можно избавиться от них, завтра другие решат, что избавиться можно от вас». Кстати, результаты недавних социологических исследований говорят о том, что в нашем обществе возрастает неприязнь к душевнобольным: довольно большое число людей считает, что душевнобольных надо уничтожать. «Причем результаты различны для разных стран ближнего зарубежья: максимальное число людей, придерживающихся такого мнения, обнаружено среди литовцев, а в Узбекистане ни один человек не высказал такого утверждения. В России это число возрастает, и это очень тревожный признак» [9, с. 758].

Представление о психическом здоровье возникает у человека очень рано. «Сумасшедший», «псих», «ненормальный» — эпитеты, которыми щедро награждают дети своих сверстников и взрослых, сталкиваясь с чем-то необычным в их рассуждениях, поступках. Практически каждый может отличить психически здорового человека от психически больного [10, с. 458]. Проявление факторов нетерпимости в социокультурной среде может иметь для личности

подростка, страдающего психическими расстройствами, разрушительные последствия. Публичное осуждение способно спровоцировать рецидив заболевания, замедлить выздоровление или даже усугубить заболевание.

БиРЛМ1 (Европейская федерация ассоциаций семей больных с психическими заболеваниями), изучая отношение мирового сообщества к душевнобольным, выявила что 47 % людей с психическими заболеваниями подвергались открытым преследованиям, 26 % были вынуждены сменить место жительства и 83 % — впечатляющая цифра! — людей, имеющих проблемы с психическим здоровьем, указывают на осуждение и дискриминацию как на одно из основных препятствий к выздоровлению [11, с. 4].

В последние декады прошлого тысячелетия, после многовекового фундаментального и грубого обесценивания существующей социальной культурой людей с клеймом психического заболевания появился проблеск надежды, что они смогут добиться уважения собственного достоинства, будут восприниматься другими как достойные люди и начнут выполнять полноценные роли в обществе. Об этом пишет Патриция Е. Диган для американских граждан [12, с. 4], но это в полной мере можно отнести и к нашему российскому обществу.

Большая часть людей и подростков, страдающих психическими расстройствами, является инвалидами. Инвалиды составляют особую категорию населения, численность которой постоянно увеличивается. Мировым сообществом социальная защита инвалидов рассматривается как проблема первостепенной важности [13, с. 13]. Сегодня инвалиды с психическими расстройствами и в нашей стране относятся к наиболее социально незащищенной категории населения. «Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься творческой и трудовой деятельностью. Большинство из них не имеют семьи и не желают участвовать в общественной жизни» [14, с. 7]. Все это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством. Проблемой является и развитие подростков, страдающих психическими расстройствами, не существует в нашем обществе специализированных учреждений культуры и дополнительного образования для данной категории больных. Вот почему государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, развития творческих и производственных возможностей и способностей.

Но с позиции исторического развития отношение к инвалидам претерпело эволюционное развитие. «В античном мире судьба интересующих нас людей была трагичной. Они не считались гражданами, а их статус был сопоставим со статусом рабов. Носителя врожденного умственного психического или физического недостатка ждала либо физическая, либо гражданская смерть. Закон дискриминировал даже тех из них, кто принадлежал к привилегированным сословиям, разделяя и элитную часть общества на «полноценных» (признанных) и «неполноценных» (непризнанных)» [15, с. 89]. Людям с недостатками в умственном развитии был ограничен доступ в мир свободных граждан на протяжении долгого времени, и только христианское вероучение внесло в языческий безжалостный мир религиозную чувствительность и религиозное сострадание. Милосердие было

объявлено не только добродетелью, но и обязанностью христианина. «Первыми, кто смог подать пример участливого и милосердного отношения к людям, отторгаемым большинством, оказались немногочисленные церковные подвижники. При монастырях появились хосписы и приюты (в Византии — V в., в Западной Римской империи — VII в.), в них иногда могли получить кров и пищу интересующие нас люди» [15, с. 89].

Мир менялся к лучшему, появились новые идеалы, новые ценности, новый взгляд на человека и смысл его жизни на земле, и «...постепенно на континенте складывалась структура призрения и лечебной помощи с характерными для нее институтами (хосписы, больницы, приюты, убежища, лепрозории). Одни из них опекала церковь, другие - верховная светская или городская власть» [15, с. 89].

Новое отношение государства и общества к лицам с выраженными отклонениями в развитии в нашей стране начинается в X в., а заканчивается только в начале XVIII в. «Его нижней границей условно можно считать время христианизации Руси и возникновения первых монастырских приютов. Верхней границей можно считать указы Петра I, запрещающие умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704); повелевающие повсеместно открывать церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим (1715)» [15, с. 90].

«Европейская цивилизация прошла долгий и мучительный путь от нетерпимости и агрессии по отношению к инвалидам до практики создания хосписов и запрета убивать «бесноватых» [15, с. 92]. Русь же вместе с православием заимствовала характерные для него модели призрения, восприятие которых было подготовлено национальными культурными традициями. Если в Западной Европе первый факт заботы монарха об инвалидах приходится на XII в., то в России первые законодательные акты социальной помощи инвалидам, во многом явилась результатом знакомства монарха с западноевропейским опытом, и аналогичный прецедент возникает только в начале XVIII столетия и, по сути, представляет собой фрагмент государственных реформ, направленных на внедрение западноевропейского устройства общества [15, с. 92].

По данным Европейской федерации (обществ самопомощи психически больных и их друзей) БиРЛМ^ психическое заболевание сегодня — одно из самых распространенных заболеваний в Европейском сообществе, где свыше 130 миллионов человек (каждый четвертый) в те или иные периоды своей жизни были подвержены психическим расстройствам. Шокирующая цифра: каждый пятый ребенок в возрасте до 15 лет испытывает проблемы с психическим здоровьем. Самоубийства занимают второе место в списке причин смерти людей в возрасте до 35 лет. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, количество заболеваний, связанных с депрессией, удвоится к 2020 году. Четвертый конгресс БиРАМ! призывает к «лучшему качеству жизни» и проводит кампанию «Нет дискриминации», которая направлена на то, чтобы человеческие предубеждения, невежество, нетерпимость и боязнь больных с проблемами психического здоровья уступили место толерантности, признанию, пониманию этих проблем и информированности [11, с. 2].

Современное общество рассматривает, как условие подлинно человеческого существования — нравственное сознание человека, его гуманное отношение к людям с психическими расстройствами и к

подросткам в том числе. Именно гуманистические и моральные принципы образуют социокультурную среду, в которой становится возможным совершенствование подростка и его образа жизни. Принципы нравственности и гуманности в социально-культурной среде не заданы «от природы» они вырабатываются, создаются людьми, развиваются и передаются от поколения к поколению через культуру (а не через гены). Чем больше развивается культура, тем больше жизнь людей подчиняется принципам нравственности и гуманности и тем более «человечной» она становится. Стремление к добру, к моральному совершенству свойственно человечеству потому, что в этом стремлении выражается, раскрывается и создается «человечность» — специфика и сущность человека как особого феномена в системе мироздания. Ориентируясь на нравственные и гуманистические идеалы, люди делают себя чем-то лучшим, чем просто биологическое существо, которое только ест, пьет и размножается. С позиций социокультурного подхода обоснование необходимости следования нравственным и гуманистическим принципам состоит в том, что без них человек не может жить по-человечески. Жизнь, не регулируемая нравственными и гуманистическими принципами, — недостойна человека [16, с. 522]. Сократ в свое время говорил: «Ценить надо не жизнь как таковую, а жизнь хорошую». «Хорошо» жить в представлении Сократа — это и значит: жить в соответствии с принципами нравственности.

Проблема негативного отношения к подросткам, страдающим психическими расстройствами, в социокультурной среде, прежде всего, связана с падением «нравственной планки» в сознании людей. Многие люди стараются поступать правильно, только когда их действия кто-либо наблюдает. Например, няня в отсутствие взрослых (когда никто не видит) жестоко обращается с детьми, и совсем по-другому поступает в их присутствии, с показным усердием читает перед родителями сказку детям. Человек действительно нравственный любые поступки совершает во благо человека и любая жизнь для него священна. «Универсальная этика благоговения перед жизнью рождает сострадание не только к другому человеку, но и к животным, ко всему живому. Жизнеутверждающая позиция в целом неизменно порождает оптимистическую волю и надежду» [9, с. 916].

Способность человека к оценке действий с точки зрения добра и зла — основная черта человека, которая, хотя и изменчива, свойственна людям. Они могут испытывать стыд и жалость, осознавать свою вину или недостойность собственных действий. У каждого человека есть нравственный опыт, когда ему приходится выбирать между добром и злом. По определению П. С. Гуревича: «нравственность — это свод неписаных правил, определяющих благонравное поведение человека в обществе» [9, с. 587]. Следовательно, мораль — это та область нравственных ценностей, которая признается каждым взрослым человеком или ответственным ребенком. Содержание этой сферы, ее размеры меняются с течением времени и различны у разных народов. «К господствующей морали у всех народов и во все времена, кроме социальных ценностей, принадлежат также и те, которые расцениваются как религиозные заповеди. Одним словом, мораль — это практика, нравственная жизнь народа» [9, с. 587].

Соблюдение даже элементарных норм нравственности в социокультурной среде нередко требует от человека мужества и готовности к самопожертвованию. Конечно, люди пока еще далеки от совершен-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010

ства. Признавая моральные принципы и стараясь следовать им, человек нередко не выдерживает возникающих на этом пути трудностей. Например, не каждый выдерживает пытки и может предать во время пытки не только других, но и оклеветать себя. Бывают обстоятельства, в которых герои, люди необычайной воли способны выстоять, ни на йоту не отступив от нравственных принципов. Не спасовать под пыткой, под дулом пистолета — это героический поступок, подвиг доступный немногим. По определению культуролога А. С. Кармина, социокультурному обоснованию нравственности недостает конструктивности: оно не определяет конкретные моральные принципы, которые должны быть положены в основу истинно человеческого бытия. Но оно указывает, что такие принципы существуют и в истории человечества развиваются и уточняются [16, с. 523].

Новое отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья проявляется в научной теории прежде всего в отказе от понятия «инвалид». Общество также начинает занимать более гуманную по отношению к этим людям позицию. Однако сейчас на первое место выходят проблемы, связанные с социальной адаптацией и реабилитацией этой категории людей [7].

Позитивное состояние социокультурной среды в идеале должно способствовать выздоровлению подростков, страдающих психическими расстройствами, ведь лечат не только врачи и таблетки, в нашем случае важна своевременная поддержка и оказание правильной помощи душевнобольным. Принимая подростков в социокультурную среду, можно спасти миллионы больных и членов их семей от отчаяния и изоляции, и многие подростки могут выздороветь. Негативное общественное мнение к психическим больным зачастую подогревается искаженными образами, которые навязываются средствами массовой информации, что может оказывать влияние на принятие решений политиками и общественными деятелями. Впрочем, журналисты признают, что освещение этой проблемы нуждается в совершенствовании.

Находясь в командировке в г. Калгари (Канада), мы наблюдали опыт работы канадских специалистов в развитии пациентов с психическими расстройствами, надо отметить, что этот опыт на сегодняшний день является прогрессивным. В Канаде существует солидная государственная поддержка программ по восстановлению психического здоровья. Большое внимание уделяется личности больного, его интересы защищены законом. Решена проблема бездомных, создана жилищная программа «Капс» (поддержка бездомных и обеспечение их жильём). Вовлечены в работу с «потребителями» (пациентами) сами потребители, сначала как волонтёры, а затем как специалисты. Большая активность специалистов наблюдается в реабилитационных программах поддержки «Невоспетые герои», «Выездная программа» (выезд на дом, в кафе, в больницу для живой беседы с потребителями). Эффективно реализована жилищная программа поддержки и обслуживания, как одиноких, так и семейных потребителей. Созданы программы по обучению потребителей и их трудоустройству «Клуб по поискам работы» и программы «Возможности для работы», «Бизнес-школа для потребителей». Кроме того, создан «Клаб Хаус» («Клубный дом»), в котором много видов деятельности, развивающих различные утраченные качества пациентов. Создана программа по борьбе со стигмой «Саратни-чество», с целью устранения стигмы в социальнокультурном пространстве проводятся презентации в

школах. Пациенты, вышедшие на ремиссию, рассказывают детям свои «истории болезни», они говорят о том, что заболеть может любой человек — «ваш одноклассник, друг, сестра, любимый, мать, дедушка,. и каждый из вас должен быть готов протянуть руку помощи — ведь это не чужие люди, это ваши близкие, живущие в вашем городе. Надо постараться сделать так, чтобы каждый заболевший, не важно «свой» он или «чужой», не чувствовал себя виноватым и пострадавшим. Долг каждого доброго человека помочь больному стать «своим» даже среди «чужих», а не быть «чужим» и ненужным среди «своих».

Отношение к подросткам, страдающим психическими расстройствами изменится в сторону признания «непохожих» в случае: преодоления обществом невежества (не «псих» и «шиза», а девушка и юноша и т. д.); отказа от предубеждения населения в том, что «бесноватые» всегда угроза для окружающих; построения отношения с больными детьми на основе «равные» с «мудрыми». Ведь не считаем мы человека ущербным, когда у него болит горло, нога или сердце, напротив, нам хочется помочь, даем совет из народной медицины, рекомендуем знакомых врачей, наконец, просто сочувствуем. Факторы нетерпимости в социокультурной среде по отношению к подросткам, страдающим психическими расстройствами должны быть исследованы гораздо глубже.

Большую работу по улучшению положения психически больных и их близких в нашем обществе проводит Общероссийская общественная организация инвалидов вследствие психических расстройств «Новые возможности» (существует с 2001 года). В 2008 году мы участвовали в шестом Межрегиональном совещании «Новых возможностей», где была выработана резолюция, в которой изложены требования улучшения помощи лицам с психическими расстройствами и их близким на федеральном и городском уровнях. Участники совещания обращают внимание Правительства РФ на огромное социально-экономическое бремя психических расстройств. В России не менее 3 млн тяжелых психически больных, 60 % из них — инвалиды трудоспособного возраста, более 80 % живут в семьях. Таким образом, бремя болезни непосредственно касается не только не менее 10 млн россиян, но и общества в целом; до 90 % бремени психических расстройств составляют потери и связи с инвалидностью. На совещании прозвучали приоритеты новых форм лечебно-реабилитационной внебольничной психиатрической помощи, проводимые в ряде регионов страны (Свердловская область, Омск, Рязань, Санкт-Петербург, Тамбов), по сравнению с «обычной», ориентированной на больничное и лекарственное лечение. К сожалению, во многих регионах России упор при лечении психических расстройств, в лучшем случае, делается на больничную восстановительную терапию, тогда как большинству инвалидов требуется комплексная реабилитация по месту жительства. В этой связи совещание предлагает Правительству РФ следующие шаги по совершенствованию психиатрической помощи: предоставление услуг по внебольничной психосоциальной реабилитации; создание центров занятости и рабочих мест, развитие различных форм «жилья с поддержкой», расширение Списка льготных лекарств; открытие и развитие реабилитационных отделений и центров при ПНД, а также создание при центрах социальной зашиты населения клубных домов в каждом регионе [17].

Реабилитационные центры и клубные дома — это те учреждения, в которых можно развивать и обучать

людей с психическими расстройствами, начиная с подросткового возраста с тем, чтобы реабилитировать их, воспитать гражданами своей страны и вернуть в общество на равных правах, но с поддержкой государственных институтов. Подросткам необходимо реализовать свою бурную энергию вне четырех стен собственной квартиры. Многие из них в силу своей болезни нигде не учатся, и кружковая работа для них — единственный способ выйти из тупика своих проблем, уйти от одиночества. Для них нужна сеть кружков по интересам (театральный, музыкальный, художественный и т. д.), деятельность в кружке не просто занимает время подростка, но и развивает его как личность, ее способности, интересы, сознание, готовит к жизни в обществе, восстанавливает утраченные навыки социокультурного бытия — самостоятельность, общение и взаимодействие с другими людьми.

В последние годы количество детей-инвалидов увеличилось на 15 %. В основном это нервно-психические заболевания. Причинами являются экологическая обстановка, травматизм, заболевания или состояние матери во время беременности. Существующие школы-интернаты для детей-инвалидов требуют финансирования, ремонта, оснащения. В 1994 г. в России была проведена целевая программа «Дети-инвалиды», во время которой в школы, детские дома, школы-интернаты для инвалидов направлялись сельскохозяйственные машины, автомобили, различные технические приспособления, началось строительство 30 детских домов-интернатов [18, с. 302]. Впрочем, имеющееся оборудование давно не соответствует современным потребностям, где-то оно отсутствует вовсе, а чаще всего не хватает оборудования и средств для оздоровления детей.

Н. Б. Левина, президент «Новых возможностей», сожалеет, что проблемы «наших» инвалидов остались на обочине Правительственной программы по инвалидности до 2010 года. Общество фактически «откупается» пенсией от возможности возвращения в строй здоровых молодых ребят (их 60 % всех инвалидов). Между тем 70 % из них успели до болезни получить профессию. Даже «тяжелые» хотят быть полезными, общаться, помогать другим. «Им необходимы, как любому гражданину, полноценное питание, безопасное жилье, доступное и качественное медицинское обслуживание, целесообразная и творческая деятельность и полезный досуг. И нужно дать им шанс...» [19, с. 7].

Таким образом, в современной социокультурной среде иногда наблюдается нетерпимость по отношению к подросткам, страдающим психическими расстройствами. Проявление негативного отношения выражается в некоторой дискриминации, сегрегации, стигме. Но социально-культурная среда образуется на основе гуманистических и моральных принципов. Главным образом в благоприятной среде, преодолевшей нетерпимость, становится возможным совер-

шЕнствсвЕние психики пофосткаи его сбраважизни. Кроме толерантности, терпимости к «непохожим», «особенным», в обществе должны произойти р^и-кагъные преобразования способствующие интеграции в социум гоЕрхтков, страдающих психическими расстройствами. Изменение отношения общрствак психически больным людям, на наш взгляд, зависит от отношения госуд арственных структур к пробге-

мам людей страдающих психическими расстройствами, процесс решения этой задачи достаточно сложный, не быстрый, но возможный и стоящий.

Библиографический список

1. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. — 4-е изд. — М. : Сов. энциклопедия, 1989. — 1632 с.

2. Итерн, В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования / В. Итерн. — М., 1926. — С. 18.

3. Сычев, Ю. В. Микросреда и личность. Философские и социологические аспекты / Ю. В. Сычев. — М. : Мысль, 1974. — С.13.

4. Там же.

5. Хилько, Н. Ф. Социокультурная среда как фактор развития творческой деятельности молодежи / Н. Ф. Хилько // Культурологические исследования в Сибири. — Вып. 1. — Омск, 1999. — 130 с.

6. Культурология : учеб. для студ. техн. вузов / Н. Г. Багда-сарьян. — 4-е изд., испр. — М. : Высш. шк., 2002. — 511 с.

7. Анохова, М. В. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями средствами театральной педагогики : магистерская диссертация / М. В. Анохова. — Омск : ОмГПУ,

2005. - 99 с.

8. Маслова, С. Толпа агрессивна и переменчива... / С. Маслова // Архетип. — М., 1995. — № 1. — С. 12.

9. Гуревич, П.С. Философия : учебник для психологов / П.С. Гуревич, — М. : Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж : Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 1128 с.

10. Психология : учеб. для гуманитарных вузов / под общ. ред. В. Н. Дружинина. — СПб. : Питер, 2003. — 656 с.

11. Нет дискриминации. Буклет. — Европейская федерация ассоциаций семей больных с психическими заболеваниями. БОТАМ — Бельгия, 2005. — 4 с.

12. Диган, П.Е., Патриция Е. // Журнал психосоциального сестринского дела и психиатрического обслуживания. — Канада, 1993. — № 31. — 4 с.

13. Комплексная реабилитация инвалидов : учеб. пособие / Т. В. Зозуля [и др.]. — М. : Академия, 2005. — 304 с.

14. Холстова, Е. И. Социальная реабилитация : учебное пособие / Е. И. Холстова, Н. Ф. Дементьева. — 3-е изд. — М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. — 340 с.

15. Специальная педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аксенова [и др.] ; под ред. Н.М.Наза-ровой. — 2-е изд., стереотип. — М. : Издательский центр «Академия», 2002. — 400 с.

16. Кармин, А. С. Культурология / А. С. Кармин. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Издательство «Лань», 2003. — 928 с.

17. Резолюция 6-го совещания «Новые возможности» из обращения к Правительству РФ // «Социальная и клиническая психиатрия». — М., 2008. — № 4. — 94 с.

18. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика: Курс лекций : учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. — М. : Издательский центр «Академия», 1999. — 440 с.

19. Левина, Н. Б. Наша семилетка: трудности и успехи / Н.Б. Левина // Новые возможности : Сборник материалов VI Межрегионального совещания, ОООИ «Новые возможности». — М., 2008. — 96 с.

КНЯЗЬКИНА Наталья Хуснулловна, старший преподаватель кафедры теории и практики журналистики. Адрес для переписки: e-mail: nknayz@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.10.2009 г.

© Н. Х. Князькина

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.