Научная статья на тему 'Опыт психосоциальной реабилитации детей и подростков с расстройствами психики'

Опыт психосоциальной реабилитации детей и подростков с расстройствами психики Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
329
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ПАЦИЕНТЫ / SOCIAL WORK / REHABILITATION / MENTAL HEALTH DECISION / PATIENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белкина А.М.

В статье описывается опыт психосоциальной реабилитации детей и подростков с расстройствами психики. Уделяется внимание описанию проводимых мероприятий с данной категорией пациентов, какие потребности удовлетворяются в процессе взаимодействия детей и подростков со специалистами по социальной работе. Анализ исторического развития психосоциальной реабилитации выделяет ряд важных моментов, сыгравших существенную роль в её развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Белкина А.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF PSYCHOSOCIAL REHABILITATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH MENTAL DISORDERS

In the article the experience of psychosocial rehabilitation of children and teenagers with mental disorders is described. In the message the patient’s special needs, trainings and interaction between social workers, children and teenagers are duscussed. The analysis of historical experience of psychosocial rehabilitation is shown.

Текст научной работы на тему «Опыт психосоциальной реабилитации детей и подростков с расстройствами психики»

УДК 616.89

ОПЫТ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ ПСИХИКИ А.М. Белкина

Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая психиатрическая больница им. Н.Н. Солодникова»

natalie_v_al@inbox.ru

Аннотация. В статье описывается опыт психосоциальной реабилитации детей и подростков с расстройствами психики. Уделяется внимание описанию проводимых мероприятий с данной категорией пациентов, какие потребности удовлетворяются в процессе взаимодействия детей и подростков со специалистами по социальной работе. Анализ исторического развития психосоциальной реабилитации выделяет ряд важных моментов, сыгравших существенную роль в её развитии. Ключевые слова. Социальная работа, реабилитация, психические заболевания, пациенты.

THE EXPERIENCE OF PSYCHOSOCIAL REHABILITATION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS WITH MENTAL

DISORDERS

A.M. Belkina

Abstract. In the article the experience of psychosocial rehabilitation of children and teenagers with mental disorders is described. In the message the patient's special needs, trainings and interaction between social workers, children and teenagers are duscussed. The analysis of historical experience of psychosocial rehabilitation is shown. Keywords. Social work, rehabilitation, mental health decision, patients.

«Психосоциальная реабилитация - это процесс, который дает возможность людям с ослабленным здоровьем или инвалидам в результате психических расстройств достичь своего оптимального уровня независимого функционирования в обществе» [5].

Понимание психосоциальной реабилитации как процесса, конечной целью которого является устойчивая интеграция больного в сообщество на доступном уровне с одновременным сдерживанием инвалидизации на основе восстановления ослабленных болезнью ресурсов личности и создания необходимых внешних условий с применением комплекса психосоциальных воздействий требует учёба специфики детского и подросткового контингента [2].

Мероприятиям по психосоциальной реабилитации также необходимо соответствовать потребностям и нуждам пациентов, обстановке в отделении, где специалист по социальной работе проводит занятия или лекции с пациентами ( отделение и его режим; выборка пациентов для группового занятия и т.д.;). Особенности культуры и социально-экономические условия города или страны, где находится лечебное учреждение, также должны учитываться специалистом по социальной работе.

Современные требования к оказанию психосоциальной реабилитации обусловлены переходом от медицинской (монодисциплинарной) к полипрофессиональной модели, основанной на биопсихосоциальном подходе (медикопсихосоци-альном), а также возрастающим пониманием важности психосоциальной реабилитации как результирующего итога усилий специалистов. С другой стороны, отмечается неуклонный рост

числа детей и подростков с непсихотическими формами психической патологии и нарушениями поведения, в формировании и динамике которых средовые факторы играют ведущую роль. Это способствует актуализации психосоциальной составляющей комплексной помощи детям. Как в большей степени учитывающей социальные аспекты психического расстройства.

Проблемы детского психического здоровья могут иметь самые разные проявления. Главной сложностью, которая часто не позволяет отнести их к заболеванию мозга, является специфика психических нарушений. В отличие от заболеваний соматической природы психические расстройства могут не вызывать страданий, жалоб, дискомфорта. Тот факт, что многие психические функции у детей форсмируются произвольно: воспитанием, обучением, дисциплиной, приводит к восприятию психических расстройств как проявлений невоспитанности. Знание специалистами по социальной работе специфики проявлений психических расстройств у детей и подростков позволит им обеспечить более качественный процесс психосоциальной реабилитации [1].

Основными видами мероприятий для детей и подростков являются:

1. помощь при трудоустройстве подростка; поиск для него подходящего места работы;

2. содействие в профессиональной подготовке подростка или его переподготовке; обучение организации быта детей и подростков;

3. обучение навыкам коммуникации, их восстановление;

4. просвещение в сфере досуга;

Целью психосоциальной реабилитации является улучшение качества жизни и социального

функционирования детей и подростков с психическими расстройствами посредством сопровождения их в преодолении социальной отчуждённости.

В «Заявлении о психосоциальной реабилитации», разработанном Всемирной Организацией Здравоохранения совместно с Всемирной ассоциацией психосоциальной реабилитации в 1996 г., перечислены следующие задачи реабилитации:

1. уменьшение выраженности психопатологических симптомов с помощью триады - лекарственных препаратов, психотерапевтических методов лечения и психосоциальных вмешательств;

повышение социальной компетентности психически больных людей путем развития навыков общения, умения преодолевать стрессы, а также трудовой деятельности;

2. уменьшение дискриминации и стигмы; поддержка семей, в которых кто-либо страдает психическим заболеванием;

3. создание и сохранение долгосрочной социальной поддержки, удовлетворение по меньшей мере базовых потребностей психически больных людей, к каковым относятся обеспечение жильем, трудоустройство, организация досуга, создание социальной сети (круга общения)повышение автономии (независимости) психически больных, улучшение их самодостаточности и самозащиты [4].

В истории психосоциальной реабилитации психически больных можно выделить ряд важных моментов, сыгравших существенную роль в ее развитии.

1. Эра моральной терапии (moral therapy). Этот реабилитационный подход, получивший развитие в конце XVIII - начале XIX столетия, заключался в обеспечении психически больных более гуманной помощью. Основные принципы этого психосоциального воздействия сохраняют значение и по сей день.

2. Внедрение трудовой (профессиональной) реабилитации. В России этот подход в лечении психически больных стал внедряться в первой трети XIX века и связан с деятельностью В.Ф. Саб-лера, С.С. Корсакова и других прогрессивных психиатров. Например, как отмечал Ю.В. Каннабих, к числу важных преобразований, проведенных В.Ф. Саблером в 1828 г. в Преображенской больнице в Москве, относятся «...устройство огородных и рукодельных работ ».Трудовой терапии как направлению современной отечественной психиатрии начали уделять особое внимание, начиная с 50-х годов прошлого столетия. Существовала сеть лечебно-трудовых мастерских и специальных цехов, где могли трудиться психически больные люди, находящиеся на стационарном и амбулаторном лечении. С началом социально-экономических реформ в 90-е годы прошедшего столетия около 60% учреждений, занимавшихся трудовой реабилитацией (лечебно-производственные мастер-

ские, специализированные цеха при промышленных предприятиях и др.), были вынуждены прекратить свою деятельность. Однако и в настоящее время трудоустройство и трудотерапия являются важнейшими составляющими в программах психосоциальной реабилитации.

3. Развитие внебольничной психиатрии. Перенесение акцента в оказании психиатрической помощи на внебольничную службу и осознание того факта, что пациент может лечиться недалеко от семьи и от места работы, имело огромное значение для восстановления больного человека.

В 30-е годы прошлого столетия в нашей стране начали открываться психоневрологические диспансеры и создаваться полустационарные формы помощи, что имело огромное реабилитационное значение.

В 50-60-х годах широкое развитие получили психиатрические кабинеты в поликлиниках, центральных районных больницах и иных учреждениях общемедицинской сети, на промышленных предприятиях, в учебных заведениях, дневные и ночные полустационары, а также другие формы помощи, направленные на удовлетворение потребностей психически больных.

В зарубежных странах (Великобритания, Япония, Канада и др.) в этот период начали активно создаваться организации потребителей помощи и группы поддержки.

Развитие внебольничной психиатрии предусматривает также активное выявление лиц, нуждающихся в психиатрической помощи, для раннего начала лечения и борьбы с последствиями в виде инвалидности, социальной недостаточности.

4. Появление центров психосоциальной реабилитации. Начало их открытия приходится на 80-е годы ХХ века. Первые центры (клубы) были созданы самими пациентами (например, Клубный дом в США), и их деятельность направлена на то, чтобы помогать пациентам справляться с проблемами повседневной жизни, развивать способность к деятельности даже при наличии инвалидности. Поэтому вначале в таких центрах делался акцент на мероприятия, которые помогали бы больным справляться с жизненными трудностями, не поддаваться им, а также на укрепление здоровья, а не на избавление от симптомов психического заболевания. Центры психосоциальной реабилитации сыграли огромную роль в развитии такой области знаний, как реабилитация инвалидов вследствие психических заболеваний. В настоящее время эта форма помощи широко используется в США, Швеции, Канаде, количество реабилитационных программ в них значительно колеблется (от 18 до 148).

В России подобные центры (учреждения) начали создаваться с середины 90-х годов ХХ века, однако пока их явно недостаточно. Как правило, это неправительственные учреждения. Примером может служить Клубный дом в Москве, просуще-

ствовавший до 2001 г. В настоящее время действующие в нашей стране реабилитационные центры специализируются на конкретном направлении - арттерапия, тренинговая терапия, религиозные поселения и т.д.

5. Выработка навыков, необходимых для преодоления жизненных трудностей. Появление этого направления обусловлено тем, что для эффективного решения возникающих проблем людям, страдающим серьезными психическими расстройствами, необходимы определенные знания, умения, навыки. В основе развития навыков и умений лежат методы, разработанные с учетом принципов социального научения. При этом используются методы активно-директивного научения - бихевиоральные упражнения и ролевые игры, последовательное формирование элементов поведения, наставничество, подсказывания, а также осуществляется обобщение приобретенных навыков. Доказано, что выработка навыков и умений развивает у людей с тяжелыми психическими расстройствами способности к независимой жизни.

Накопление научных данных о реабилитации психически больных детей и подростков и практического опыта работы с ними способствовало тому, что в настоящее время в нашей стране наряду с комплексным лечением, включающим медикаментозную и трудовую терапию, физиотерапию, культурно-просветительные и досуговые мероприятия, в рамках психосоциальной реабилитации получили развитие следующие виды психосоциальных вмешательств:

1. образовательные программы по психиатрии для пациентов; образовательные программы по психиатрии для родственников больных; тренинги по выработке навыков ежедневной независимой жизни: обучение приготовлению пищи, посещению магазинов, составлению семейного бюджета, ведению домашнего хозяйства, пользованию транспортом и др.;

2. тренинги по развитию социальных навыков - социально приемлемого и уверенного поведения, общения, решения повседневных проблем

и т.п.; тренинги по развитию навыков управления психическим состоянием; группы само- и взаимопомощи пациентов и их родственников, общественные организации потребителей психиатрической помощи; когнитивно-поведенческая терапия, направленная на улучшение памяти, внимания, речи, поведения; семейная терапия, другие виды индивидуальной и групповой психотерапии.

Комплексные программы психосоциальной реабилитации проводятся во многих региональных психиатрических службах, как на базе психиатрических учреждений, так и непосредственно в сообществе.

В Тамбовской областной психиатрической больнице отдел психосоциальной реабилитации проводит следующие программы: арттерапевти-ческие, досуговые, терапию праздниками, в том числе личными (дни рождения больных и др.). При больнице открыт «Дом с поддержкой», где пациенты, длительное время находящиеся на госпитализации, после выписки из нее получают навыки независимой жизни и только после этого возвращаются домой. В сообществе при участии профессионалов открыт театр «Мы», в котором играют пациенты, их родственники, студенты театрального училища.

Важная реабилитационная работа проводится в «КПБ им. Н.Н. Солодникова» г. Омска. В Психиатрическом Диспансерном Отделении для детей и подростков и в отделениях №10 и №12 организованы тренинги по развитию социальных навыков и навыков личной гигиены. Применяется терапия тренингами, пациенты участвуют подготовке к праздникам. Также созданы бригады межведомственного взаимодействия, в состав которых входят сотрудники медицинских, образовательных, профессиональных учреждений, органов по трудоустройству и учреждений социальной защиты, что позволяет комплексно решать проблемы психически больных, обеспечивает многосторонний подход к их реабилитации.

Литература

1. Александрова Н.В. Компетентность педагогов в области проблем детского психического здоровья как условие успешного учебно-воспитательного процесса // Наука о человеке: гуманитарные исследования 2018. №1 (31) URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnost-pedagogov-v-oblasti-problem-detskogo-psihicheskogo-zdorovya-kak-uslovie-uspeshnogo-uchebno-vospitatelnogo-protsessa (дата обращения: 05.12.2018).

2. Гурович И.Я., Сторожакова Я.А. Психосоциальная реабилитация в психиатрии // Социальная и клиническая психиатрия. - 2001. - T. 11, №3. - С. 5-13.

3. Корень Е.В. Психосоциальная реабилитация детей и подростков с психическими расстройствами в современных условиях // Социальная и клиническая психиатрия. - 2008. - №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psyhosotsialnaya-reabilitatsiya-detey-i-podrostkov-s- psihichekimi-rasstroystvami-v-sovremennih-usloviyah (дата обращения: 03.12.18).

4. Организационные и методические аспекты проекта «Пациент и его семья: от психиатрического просвещения к социальной интеграции». Пособие для профессионалов, работающих в сфере психического здоровья. / Под редакцией проф. В.С. Ястребова. - М.: МАКС Пресс, 2008. - 126 с.

5. Семья и психическое здоровье: Т.А. Солохина - психосоциальная реабилитация [Электронный ресурс] - Режим доступа: familymh.ru/lectio_f12.ru (дата обращения: 01.12.18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.