Классификация идеалов в педагогике
С. Л. Фролова
В статье рассматривается сущность и содержание понятия «идеал» как философской, социологической, психологической и педагогической категории в историко-динамическом аспекте. С учетом сущностных характеристик идеала выделяются и подчеркиваются его психолого-педагогические функции. В работе обстоятельно анализируются имеющиеся в отечественной философии, психологии и педагогике классификации идеалов и теоретически обосновывается авторская классификация идеалов с позиций современной педагогической науки и накопленного опыта практической работы.
Ключевые слова: идеал, сущность идеала, содержание идеала, классификация идеалов, педагогические функции идеала, профессиональный идеал.
The Classification of Ideals in Pedagogics S. L. Frolova
This article considers the essence and the subject of the concept ideal as a philosophical, sociological, psychological and pedagogical category in the historical dynamic aspect. Proceeding from the essential characteristics of the ideal its psychological - pedagogical functions are pointed out and underlined. This work analyses in detail the available in the home Russian Philosophy, Psychology and Pedagogics classification of ideals and the author's classification of ideals is theoretically proved from the point of view of the up-to-date Pedagogical Science and accumulated practical experience.
Key words: an ideal, essence of an ideal, the content of the ideal, classification of ideals, pedagogical functions of the ideal, a professional ideal.
Понятие «идеал» широко употребляется в философской, социально-политической, психологической и педагогической научной литературе, потому что имеет огромное значение в социальной жизни человечества. Войны, перевороты, революции, социальные катаклизмы осуществлялись в истории под влиянием тех или иных идеалов. В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место: им определяется содержание добра и зла, должного и желаемого, правильного и неправильного, истинного и ложного. Идеалы составляют основу экзистенциальной (сущностной) сферы личности. На их базе формируются ценностные ориентации, установки, жизненные стратегии, планы, программы. Идеалы определяют путь жизни личности и, если брать в целом, жизненную стратегию человечества, поскольку никогда не имеют сиюминутного воплощения: это всегда отодвинутая в плане реализации цель. Экзистенциальная сущность идеала определяет не угасающее со временем внимание к нему как философской, социологической, психологической, педагогической категории.
Как отмечали все философы, от самых древних до современных, идеал - это модель будущего совершенного общества; образ совершенной человеческой личности; идея; высшая конечная цель деятельности; всеобщая форма целепо-лагающей деятельности; универсальный регулятор поведения и деятельности людей; своеобразный эталон, высший образец, совершенство.
Философская энциклопедия 1967 г. предлагает следующее определение: «Идеал - образец, нор-
ма, идеальный образ, определяющий способ и характер поведения человека или общественного класса» [5, с. 195].
Как видим, идеал - понятие многофакторное как по входящим в него компонентам, так и по его функциям в духовном мире человека. Можно выделить следующие функции идеала: функцию целеполагания, регулирующую, познавательную, воспитательную, мобилизационную, организующую, преобразующую, стимулирующую, мотивирующую, направляющую, программную, прогностическую, оценочную.
В связи со стимулирующей и мотивирующей функциями в развитии личности идеал стал одной из важнейших педагогических категорий. В этом аспекте он рассматривался как цель, средство и метод воспитания, критерий воспитанности личности, основной мотив и действенный стимул самовоспитания, регулятор поведения и деятельности человека. Это положение требует уточнения: говоря об идеале как о цели, средстве и методе воспитания, критерии воспитанности личности и т. п., имеем в виду такую его «ипостась» (В. Е. Давидович), как нравственный идеал. Иными словами, когда идеал рассматривается как педагогическая категория, большую актуальность приобретает проблема классификации идеалов.
Несмотря на масштабную разработанность проблемы идеалов, вопрос об их классификации до сих пор окончательно не решен. В истории отечественной философии, психологии и педагогики XX века находим не так много серьезных
с. л. фролова
попыток теоретического обоснования классификаций идеалов. В начале XX века вышла книга отечественного психолога А. Ф. Лазурского «Классификация личностей», в 80-е гг. - работа отечественного философа В. Е. Давидовича «Теория идеала», в которых целенаправленно поднимается вопрос классификации идеалов. К числу работ, где автор также касается проблемы классификации идеалов в связи с исследованием влияния философии на художественное творчество, можно отнести книгу В. П. Бранского «Искусство и философия» [1]. С середины XX века постепенно нарастал интерес педагогов и психологов к содержанию идеалов учащейся молодежи, появилось много статей, диссертаций, монографий, посвященных этой проблеме. Однако исследователей больше интересовало именно содержание идеалов, а не их классификация.
Возникает естественный вопрос: нужно ли поднимать проблему классификации идеалов, если по сей день, несмотря на неугасающий интерес к проблеме идеала вообще, попыток классифицировать их так немного? Нам проблема классификации человеческих идеалов представляется весьма интересной, важной и значимой. Здесь мы разделяем мнение А. Ф. Лазурского, который считал, что тот или иной идеал, исповедуемый личностью, накладывает отпечаток на ее развитие, а лучше сказать, определяет развитие личности. Организация образовательно-воспитательного процесса невозможна, если педагог не изучил ценностное поле личности воспитанника, не знает, какие ценности и идеалы занимают доминирующее положение в его индивидуальном сознании, какие жизненные цели и задачи наиболее значимы для него.
Цель воспитания не может быть навязана извне, какой бы педагогически стройной и красивой ни представлялась ее формулировка. Она должна с необходимостью вытекать из диагноза нравственного здоровья личности и должна быть принята воспитуемым в качестве личностно значимой. В самом общем виде целью воспитания личности является гуманистический нравственный идеал, а целью профессионального воспитания - профессиональный идеал. Поскольку педагогически организованный образовательно-воспитательный процесс начинается с изучения ценностных ориентаций и идеалов воспитуемо-го, необходимо уметь их классифицировать. Классификация идеалов является также настоятельной необходимостью в целях эффективной организации образовательно-воспитательного процесса, в выработке правильной стратегии и тактики воспитания.
Рассмотрим имеющиеся на сегодняшний день классификации человеческих идеалов с точки зрения психологии и философии, чтобы предложить классификацию идеалов с позиций современной педагогической науки и накопленного опыта практической работы.
Известный русский врач и психолог А. Ф. Ла-зурский выстроил классификацию человеческих личностей по типам идеалов, которые управляли психикой людей. Под идеалами психолог понимал «общие, основные стороны жизни», с которыми старается сообразовываться человек как в своей познавательной деятельности, так и в своих чувствованиях и поступках [3, с. 155]. Идеал - это сложный психический комплекс: с одной стороны, это представление о необычайной глубине и интенсивности входящих в этот комплекс стремлений и их внешних выражений, а с другой - яркое и отчетливое (чаще всего образное) воплощение в жизни того, что составляет сущность данного идеала. Идеальное всегда или грандиозно по своим размерам (власть, могущество, величие духа в борьбе с несчастиями) или же не-превосходимо в качественном отношении (красота художественных прикладных произведений, тонкость абстрактной мысли).
А. Ф. Лазурский сопоставляет идеал с абсолютными ценностями. Эти абсолютные ценности мыслятся в идеале не как абстрактные понятия, а как конкретные, живые образы, взятые прямо из жизни и наглядно показывающие, как может воплотиться в жизни и в людях то, что считается наиболее ценным и желательным. Именно благодаря своей наглядности и образности идеалы способны бывают возбудить в человеке величайшее воодушевление, сильнейшую эмоциональную реакцию. В своей работе «Классификация личностей» А. Ф. Лазурский делит человеческие личности в соответствии с их психическим уровнем на три типа: низший, средний и высший. Представителей высшего уровня психолог относит к идеалу: «...необычайная интенсивность и полнота душевной жизни, близкое соответствие между эндо- и экзопсихикой, наконец, душевная гармония, взаимная согласованность отдельных способностей и стремлений, объединенных вокруг одного центрального ядра личности, - все эти признаки характеризуют собой, как мы уже видели, людей выдающихся и заставляют все остальное человечество смотреть на них как на идеал, как на образцы, достойные удивления и подражания» [3, с. 157]. Кроме самих представителей высшего уровня, человечество ценит продукты их деятельности, те блага, которые им удалось создать или доставить людям. Очень часто,
превознося или обожествляя какого-нибудь гениального проповедника, реформатора, художника, философа и т. п., поклонники имеют в виду не только и не столько их душевные качества, сколько высоту совершенного ими подвига, красоту или величие оставленного ими наследия. Так, например, мы почитаем Пушкина, восхищаемся им, считаем его идеалом, но всем известно, что в жизни он был далеко не идеальным человеком. Значит, его гений поэта определен ценой его бессмертных творений.
А. Ф. Лазурский высказывает интересную мысль, что классификация типов высшего уровня является одновременно классификацией человеческих идеалов. Иными словами, понятие идеала он сводит к высокой степени одаренности человеческой личности, высокому запасу духовных и физических сил, позволяющих не только и не столько приспосабливаться к окружающей среде, сколько активно влиять на нее. В основе идеала лежит дело жизни человека. Этому делу служит личность преимущественно, подчиняя главной деятельности, направленной на дело жизни, все остальные проявления. Понимая под идеалом ярчайшую по своему выражению направленность личности на те или иные ценности, критерием для классификации идеалов А. Ф. Лазурский считает ценности, составляющие содержание того или иного идеала. Круг этих ценностей невелик, поэтому и невелико количество выделяемых психологом идеалов: альтруизм, религия, знание, красота, общество (государство), система (организация), внешняя деятельность, инициатива и власть (борьба).
Весьма интересным представляется вывод А. Ф. Лазурского о том, что наличие того или иного идеала у человека определяет особенности его личностных проявлений и характер его деятельности. Идеал может быть гарантией духовного здоровья, но может, определяя направление деятельности, в той или иной степени представлять для него опасность. В наибольшей степени обеспечивает нравственное здоровье личности идеал альтруизма, поскольку цель личности совпадает с благом других людей, нет места для антагонизма и противопоставления общего и личного. В этом отношении рядом с идеалом альтруизма стоит идеал религии, всегда содержащей моральные элементы. Наибольшую опасность для нравственного здоровья представляет идеал власти. В стремлении достичь своих целей властный тип не разбирает средств и способов их достижения, безжалостно подавляет и устраняет все препятствия, встречающиеся на пути, что неизбежно деформирует человеческую личность.
Данная классификация А. Ф. Лазурского представляет большой интерес для педагогов в том плане, что изучение идеалов личности позволяет прогнозировать ход ее развития. Предложенную А. Ф. Лазурским классификацию личностей можно также назвать классификацией человеческих страстей. Именно страсть, верховное желание, степень одаренности, то есть запас физических и духовных сил, А. Ф. Лазурский считал идеалом. Думается, в этом смысле психолог несколько сужал понятие «идеал». Среди сущностных характеристик идеала много из психической сферы личности: во-первых, идеал - это образ, рожденный воображением; во-вторых, это потребность и желание подражать и как можно более точно соответствовать избранному образцу, которые определяют программу поведения личности; в-третьих, это конечная цель стремлений индивида. Однако сводить все к порождению психики, чаще всего бесконтрольной со стороны разума, было бы не совсем правильным. Есть огромное количество работ, где доказывается рациональная и даже объективная сущность идеала, обусловленная его субъективной стороной. Являясь мировоззренческим комплексом, идеал может существовать только в человеческом сознании. Нет человека - нет и идеала.
Человечество на протяжении своего существования накопило множество представлений об идеальных сущностях. Некоторые идеалы с течением времени обнаружили свою иллюзорную сущность и ложное содержание, оказались «идолами» отчужденного сознания. Однако поистине общезначимые идеалы передаются из поколения в поколение, существенно не изменяясь, лишь дополняясь какими-либо новыми человеческими знаниями. Если говорить об объективной стороне идеалов, то надо разуметь под ней коллективное представление огромного количества индивидов о том, что ценно, полезно, значимо, то есть о ценностях, как известно, определяющих содержание идеалов. Объективный характер идеалов обусловлен и тем, что они являются продуктом коллективного сознания, иными словами, существование идеалов в коллективном (общественном) сознании объективно, а в индивидуальном -субъективно. В индивидуальном сознании тот или иной общественный идеал несколько изменяется в содержательном смысле, подчиняясь интересам и потребностям его носителя, но сущность его остается неизменной. Можно сказать, что за многовековую человеческую историю идеалы объективировались и стали существовать как бы независимо от субъекта, от субъективного мнения, приобрели всеобщее значение. И дей-
ствительно, представление о добре и добром человеке у людей XXI века, по сути, такое же, как у древних. Конкретный субъект может за свою жизнь не совершить ни одного доброго поступка, цинично относиться к проявлению доброты другими людьми, но он очень хорошо знает, что такое добро, и от того, что он его презирает, добро не изменит своего содержания и не перестанет существовать.
Идеалы отличаются конкретностью, реальностью и субъективностью. Конкретный характер идеалов определяется тем, что идеал существует в сознании конкретного индивида, всегда отражает его надежды, желания, отождествляется с его жизненными целями, задачами. Он эмоционально окрашен, желанен и поэтому является стимулом для воплощения его в реальную действительность, что, в свою очередь, определяет его реальность и диалектичность. Существующих абстрактно, независимо от человека, оторванных от реальной наличной действительности идеалов не бывает. Когда мы говорим об абстрактном идеале, подразумеваем только то, что этот идеал не соотносится и не ассоциируется с конкретным человеком. Абстрактный идеал - это рисуемый в воображении человека привлекательный образ будущего, перспективная цель, возможно, жизненное кредо, девиз, правило или их совокупность и т. п., согласно которым человек строит свой путь, причем абстрактный идеал вполне конкретен. Реальный характер идеала способствует тому, что его носитель стремится к реализации идеала в действительности. Поскольку идеал рожден в недрах действительности, он отражает черты этой действительности. Заоблачный эфемерный идеал, оторванный от реальности, является идолом и не обладает стимулирующей функцией идеала, а значит, и не может им считаться. Идеал субъективен, поскольку он привязан к субъекту, является собственностью его индивидуального сознания. Идеал не возникает случайно и на пустом месте. Процесс формирования идеала начинается в раннем детстве и растянут во времени. Любой личностный идеал, формирующийся в сознании развивающейся личности, соотносится с общественными идеалами, как бы вырастает на их почве и не выходит за их пределы, иначе он опять-таки превратился бы в иллюзию, грезу, фантазию, идола. Вообще говоря, общественные идеалы определяют содержание идеалов личности, но не строго диктуют его, поскольку содержание общественных идеалов весьма объемно, и личность выбирает из этого объема только те ценности, которые значимы, желанны и привлекательны для нее. Личностный
идеал - самостоятельное творение индивида, однако его творческая деятельность по строительству идеала ограничена рамками общественных идеалов.
С точки зрения В. Е. Давидовича, идеал «есть идея, представленная как цель и ценность», «идеал ... цель, та точка в будущем, к которой устремлено внимание субъекта деятельности. Это та цель, которая властно детерминирует направленность деятельности, задает ей вектор» [2, с. 33]. В. Е. Давидович считает идеал «оцененной целью» и именно поэтому высшей ценностью.
Есть точка зрения, что характерной чертой идеала является невозможность его реализации в насущной действительности. Однако данное мнение нуждается в уточнении. Идеал обладает телеологической стороной, то есть выступает как цель, к которой устремлена деятельность индивида - носителя идеала. Известно, что бывают ближайшие, отдаленные и перспективные цели. Любую ли цель можно считать идеалом? Ответ: не любую и не одну конкретную цель. Идеал -это совокупность целей, вернее, это одна желанная сверхцель, которая представляет собой длинную цепь последовательно расположенных целей. Достижение целей, особенно ближайших, вполне возможно, а значит, возможна и частичная реализация идеала. Реализованный идеал сразу перестает быть таковым, поскольку достигнутая цель теряет для индивида привлекательность и желанность, он тут же ставит новые цели и стремится к их реализации. Именно в этом заключается стимулирующая развитие личности функция идеала, и именно поэтому он представляет такой интерес для педагогов.
В. Е. Давидович считает, что идеал возникает вместе с потребностью в осознании смысла жизни как конечной, высшей цели и выступает средством удовлетворения этой потребности. Вопрос о смысле жизни - один из самых мучительных. Он встает перед каждым человеком в разное время его жизни и с возрастом приобретает все большую остроту. По мере приближения старости этот вопрос становится единственно важным. И если человек в течение жизни не нашел цели, не построил и не осуществил свой идеал, то в старости его ждет глубочайшее разочарование и мучительный страх смерти. Идеал обладает экзистенциальной сущностью, он является основой жизни человека, главным скрепом - тем, что удерживает его от отчаяния и ужаса перед лицом неизбежной смерти. Прижизненная реализация идеала освобождает человека от этого страха, так как он осознает свое земное предназначение выполненным.
Относя идеалы к образованиям духа, В. Е. Давидович рассматривает их только с позитивной стороны, наделяет исключительно положительным смыслом. Его идеалы «гармоничны» и «возвышенны», в них собрано все лучшее и совершенное.
Такая точка зрения вступает в противоречие с мнением А. Ф. Лазурского, который выделял идеалы, не просто далекие по своему содержанию от нравственных ценностей, но и представляющие опасность для нравственного здоровья человека. Известный современный отечественный философ В. П. Бранский также убежден, что наряду с идеалами, наполненными положительным содержанием, есть «перевернутые» идеалы, или антиидеалы.
Подразумевать под идеалом только положительный образ совершенства - значит сужать значение этого понятия. Сам же В. Е. Давидович полагает, что идеал - это «оцененная цель», «цель целей», то есть значимая и наиболее желанная цель для субъекта. Цели же у людей бывают разные и нередко не имеют ничего общего с духовно-нравственными ценностями.
В. Е. Давидович предлагает классифицировать идеалы по двум критериям: во-первых, по сферам их функционирования, или, как он выражается, «посферно»; во-вторых, по принадлежности субъекту, то есть «посубъектно». Исследователь, соотнося идеал с формами общественного сознания, выделяет следующие его ипостаси: идеал знания (разума, науки), социально-экономический идеал, политический идеал, правовой идеал, эстетический идеал, идеалы религиозного сознания, философский идеал, нравственный идеал.
В зависимости от того, чей это идеал, В. Е. Давидович предлагает идеалы городского и сельского образа жизни, идеал женственности и мужественности, возрастные идеалы (идеалы «счастливого детства, «расцветающей юности», «цветущей зрелости», «спокойной старости»). Надо заметить, что классификация, предложенная В. Е. Давидовичем, носит предельно обобщенный характер. Каждая из «ипостасей» идеала имеет к конкретному человеку, его носителю, лишь косвенное отношение, потому что он, соотнося свой личностный идеал с общественными идеалами, на их основе строит свой индивидуальный, только ему одному близкий и необходимый идеал. Такие идеалы, как социально-экономический, политический, философский, идеал науки, могут вообще не интересовать человека, не занимающегося экономикой, политикой, философией и наукой. В этой классификации кажет-
ся странным и то, что нравственный идеал выделяется как самостоятельный, наряду с философским, социально-экономическим, правовым, эстетическим и т. п.
В. П. Бранский предлагает, на наш взгляд, универсальную с точки зрения аксиологии классификацию идеалов: он разделяет их на два вида - духовные и утилитарные. К духовным идеалам ученый относит эстетический, этический и мировоззренческий идеалы, к утилитарным - экономический и политический. Все выделенные В. П. Бранским идеалы образуют, с его точки зрения, стройную самосогласованную систему, а именно социальный идеал. В основе классификации идеалов В. П. Бранского лежат типы человеческой деятельности.
Первым в педагогике попытку классифицировать идеалы предпринял Л. Е. Раскин [4]. Он установил, что по степени обобщенности идеалы бывают конкретные, синтетические, обобщенные. Предложенная Л. Е. Раскиным классификация получила широкое распространение: ее использовали многие педагоги и психологи в 50-е -90-е гг. XX века. Следует подчеркнуть, что данная классификация по степени обобщенности идеала применялась только по отношению к нравственным идеалам учащейся молодежи, то есть в ней уже заранее подразумевалось позитивное содержание идеалов.
Анализ имеющихся в науке и практике классификаций идеалов наводит на важную мысль о том, что в решении столь серьезной проблемы нельзя ограничиваться одним или двумя критериями. Учитывая сложность строения человеческих идеалов и их ведущую роль в развитии личности, целесообразно классифицировать идеалы в педагогике по следующим критериям и признакам:
— посубъектно (в зависимости от носителя идеала): 1) личностные (индивидуальные); 2) групповые (корпоративные); 3) массовые: общественные, национальные (этнические), общечеловеческие;
— по отношению к нравственным ценностям: 1) нравственные идеалы, содержащие общезначимые нравственные качества личности и преимущественно духовные ценности; 2) идеалы, индифферентные по отношению к нравственным ценностям;
— по объему содержания: 1) полиценностный идеал, включающий в себя несколько ценностей и их интерпретаций; 2) моноценностный идеал, содержащий только одну ценность и ее интерпретацию;
— по направленности: 1) гуманистические, то есть содержащие мотивы, свя-
занные с интересами других людей; 2) эгоистические идеалы, то есть содержащие качества личности, несущей зло окружающим, и включающие в себя только материальные ценности и мотивы собственного благополучия;
— по форме выражения: 1) идеал-цель, идеал-мечта, идеал-девиз, идеал-кредо, идеал-правило, идеал-принцип, идеал-программа, идеал-позиция; 2) идеал-образ (образец): идеалы-образы могут быть конкретными (реально существующие или существовавшие лица - исторические или политические деятели, деятели культуры, науки, искусства, лица из ближайшего окружения (члены семьи, сверстники, учителя, знакомые) или герои книг, кинофильмов, спектаклей и т. п.); собирательные идеалы, то есть образы, созданные воображением носителя идеала из привлекательных нравственных качеств разных личностей; обобщенные идеалы, то есть абстрактные образы, совокупность нравственных качеств, духовно-нравственных ценностей;
— по ведущим видам деятельности: 1) познавательный идеал; 2) коммуникативный идеал; 3)эстетический идеал; 4) трудовой (профессиональный) идеал; 5) идеал физического совершенства.
Предложенная классификация идеалов не претендует на законченность в силу сложности понятия идеала, но с успехом может применяться в диагностике воспитанности личности, в выработке концепций развития, стратегии и тактики воспитания личности.
Библиографический список
1. Бранский , В. П. Искусство и философия [Текст] / В. П. Бранский. - Калининград: Янтарный сказ, 1999.
2. Давидович, В. Е. Теория идеала [Текст] / В. Е. Давидович. -Ростов н/Д : Изд-во Ростовского унив-та, 1983.
3. Лазур-ский, А. Ф. Избранные труды по психологии [Текст] / А. Ф. Лазурский. - М. : Наука, 1997.
4. Раскин, Л. Е. О направленности личных идеалов учащихся [Текст] / Л. Е. Раскин // Советская педагогика. - 1948. - № 2. - С. 19-31.
5. Философская энциклопедия [Текст] : в 5 т. - Т. 2. - М. : Советская энциклопедия, 1967.