Научная статья на тему 'Роль и значение занятий пейзажной живописи в эстетическом воспитании учащихся'

Роль и значение занятий пейзажной живописи в эстетическом воспитании учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1149
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОПИСЬ / PAINTING / ПЕЙЗАЖ / LANDSCAPE / ЖАНР / GENRE / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ / IDENTITY FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Батчаева Зумат Сулеймановна

В статье рассмотрены вопросы значения пейзажной живописи и учебно-воспитательных задач эстетического воспитания учащихся в формировании их духовной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE AND IMPORTANCE OF LANDSCAPE PAINTING LESSONS IN AESTHETIC EDUCATION OF STUDENTS

The article considers the issues of the importance of landscape painting and the educational task of aesthetic education of students in shaping their spiritual culture.

Текст научной работы на тему «Роль и значение занятий пейзажной живописи в эстетическом воспитании учащихся»

Стоит отметить, что большую помощь в подготовке детей к учебе, жизни и труду в современном мире может оказать профнавигационный онлайн-сервис - «Профессии будущей Москвы» о перспективных профессиях в сфере высоких технологий для цифровой экономики столичного региона.

Факторы, которые влияют на ситуацию, сложившуюся на рынке труда, можно разбить на две группы: социально-экономические (новые формы занятости населения, геополитическая обстановка, новые экологические требования на пути к «зеленой экономике» и др.); технологические (мобильный интернет; обработка больших данных; новые способы добычи и хранения энергии, интернет вещей; роботизация и автоматизация; искусственный интеллект; прототипирование и др.). Рынок труда - это одна из составных частей экономики, которая базируется на правильном образовании, учитывающем необходимость готовить подрастающее поколение к успешной социализации и выбору жизненного пути в профессии; это индикатор развития общества. Он определяет спрос на профессии. В условиях техносферы, это, прежде всего высокотехнологичные профессии. Перечень этих профессий на основе форсайта (инструмента коммуникации научного сообщества по поводу будущего) определен в Атласе новых профессий [1].

Школа должна чутко реагировать на все изменения, происходящие в области наук и технологий, реализуя принципы опережающего образования (понимание спроса на кадры на 5-10 лет вперед; заказ специалистов вузам; участие работодателей; обучение на практике; гибкие образовательные программы) [5].

Реализация принципов опережающего образования возможна через обмен знаниями между наукой образованием и промышленным производством. Такой обмен должен дополняться практиками в сообществе и использоваться как пространство кооперативного обучения.

Выводы. Профессиональное самоопределение школьников в настоящее время приобрело новые смыслы напрямую связанные с задачами, которые придется решать в будущем: подготовка подрастающего поколения к успешной социализации, обретению профессии, и наконец, улучшения качества жизни конкретного человека.

Литература:

1. Атлас новых профессий. - М.: АСИ; МШУ «Сколково», 2014. - 164 с.

2. Афанасьев В.В., Васильева М.А., Куницына С.М., Фещенко Т.С. Моделирование процесса организации профильного обучения для работы в наукоемких отраслях городского хозяйства города Москвы // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. Научный журнал. Ялта: РИОГПА. - 2016. - Вып. 53. - Ч. VI. - С. 21-33.

3. Афанасьев В. В., Васильева М.А., Куницына С.М., Фещенко Т. С. Управление качеством профильного обучения в общеобразовательных организациях города Москвы // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. Научный журнал. Ялта: РИОГПА. - 2016. Вып. 53. - Ч. VII. - С. 3-10.

4. Ковальчук М.В. Конвергенция наук и технологий - прорыв в будущее // Российские нанонехнологии. - 2011. - Т. 6. - № 1-2. - С. 13-23.

5. Умный город - технологии будущей жизни - http://brmtiticde.ru/niokr-2/tekhnologii/umnyj-gorod-tekhnologii-budushchej-zhizni

Педагогика

УДК: 378

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Батчаева Зумат Сулеймановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Карачаево-Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева» (г. Карачаевск)

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

УЧАЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы значения пейзажной живописи и учебно-воспитательных задач эстетического воспитания учащихся в формировании их духовной культуры.

Ключевые слова: живопись, пейзаж, жанр, развитие, формирования личности.

Annotation. The article considère the issues of the importance of landscape painting and the educational task of aesthetic education of students in shaping their spiritual culture.

Keywords: painting, landscape, genre, development, identity formation.

Введение. Самостоятельным жанром изобразительного искусства является пейзаж, он также играет важную роль в исторических и жанровых картинах, отражает в себе эстетическое и этическое отношение человека отдаленных, близких и нынешних эпох к природе - колыбели человечества. Несомненно, значение пейзажа как своеобразного экологического документа. Ведь первозданная природа отступает перед активной деятельностью человека. Пейзаж, таким образом, можно рассматривать как своеобразное историческое свидетельство о действительности жизни и, следовательно, использовать как важное средство воспитания. Средство воспитания любви к родине, так как пейзаж - это зримая ее красота. Воспитание уважения к культуре прошлого и культуре других народов. Образ природы едва ли не лучший жанр для опыта историко-стилистических сопоставлений художественной мысли: ведь природа - естественная постоянная среда жизни всего человечества. Тимирязев К. А. писал: «Очевидно, между логикою исследователя природы и эстетическим чувством ценителя ее красот есть какая-то внутренняя связь» [6].

Формулировка цели статьи заключается в раскрытии учебно-воспитательных задач, значении и роли занятий пейзажной живописи в эстетическом воспитании учащихся.

Изложение основного материала статьи. В зависимости от характера пейзажного мотива выделяется сельский, городской, индустриальный пейзаж. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных, произведениях других жанров. Художник стремится не только точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и передать свое отношение к природе, одухотворить ее. Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном или лунном освещении, но и передает чувства и настроение.

Художник рисует не натуру, а передает свое внутренне состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приемы, индивидуальное отношение к цвету.

Главная цель - формирование позиции педагога, как способа общения с ребенком, общий подход к предмету на занятиях по живописи. Без этого любая методика мертва, бездушна.

Сегодня задача искусства, состоит, прежде всего, в развитии в каждом способности к пониманию, сопереживанию, сочувствию в воспитании подлинного гуманизма. В этой многотрудной работе оно незаменимо, ибо обладает огромной силой внушения, играет большую воспитательную роль.

Сила воздействия искусства на человека во многом зависит от того, в какой мере человек способен глубоко чувствовать и понимать искусство. Формирование такой способности - обязательное условие полноценного использования воспитательных возможностей искусства. Но условие, а не цель. Художественные потребности составляют лишь часть духовных потребностей человека, часть, которая зависит от целого и влияет на это целое. Незнание закономерностей формирования личности, средствами искусства, делает весьма приблизительным и руководство данным процессом.

К сожалению, все увеличивающийся груз информации на душу ребенка, подростка часто ложится мертвым грузом, и тогда при обилии знаний рождается скудость чувств и интересов. А неразвитость их порождает примитивность духовной жизни. Но эта скудность также ищет самовыражения, проявляясь в погоне за грубыми ощущениями и примитивными радостями. Такой человек не только не способен сопереживать, но может получать наслаждение от боли, унижения другого, т. е., не в состоянии дать нравственной оценки своему поведению. Это происходит потому что, опираясь только на познание без переживания этого познания, без единства мысли и чувства, нет и оценки самого познания, нет обратной связи формирующей отношение человека к миру, что особенно важно в развитии и становлении каждого человека.

Искусство помогает растущему человеку постигать мир, дает пищу молодому уму, учит мыслить широко и нестандартно, приобщает к духовной культуре народов, воспитывая чувство патриотизма, пробуждает нравственную и гражданскую активность. И в результате способствует гармоническому развитию личности, необходимому для развитого общества.

Итак, целью обучения является духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности о доброте и культурной полноценности в восприятии мира, формирование этих качеств невозможно без художественного осмысления мира, которое может быть осмыслено только через процесс создания художественного образа.

Основные учебно-воспитательные задачи:

- эстетически воспитывать учащихся, формировать их духовную культуру и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художников;

- формирование умения эстетически переживать и оценивать произведения искусства и понимать образный язык живописи.

Развитие эстетического восприятия предметов и явлений природы, формирование понимания ее красоты и богатства: развитие цветоощущения, зрительной памяти, художественно-творческой активности, художественных способностей, фантазии; развитие образного мышления и воображения; обучение основам живописной грамоты, формирование навыков передачи цветом предметов с натуры, по памяти, по представлению и умений пользоваться художественно-выразительными средствами живописи; углубление знаний по перспективе, цветоведению, передачи формы и объема; формирование осознанного выбора художественно-выразительных средств при создании художественных образов; формировать пространственные представления, художественно-образное восприятие действительности; приобщение к наследию пейзажной живописи выдающихся художников прошлого и настоящего.

Живопись с натуры как метод предполагает целенаправленное наблюдение, и изучение натуры дает возможность лучше понять и изобразить предметы, объекты окружающего мира, а также правдоподобно передать их форму и цвет. В процессе наблюдения и изучения натуры «созерцательно-эмоциональные» задачи следует связывать с аналитическими. Эта связь должна быть органичной. Например, при работе на пленэре задача педагога помочь учащимся определиться в выборе мотива, организовать впечатления, согласно предлагаемому, но не воплощенному в материале художественному образу, чтобы ученик мог почувствовать творческое превосходство и власть над хаосом внешних впечатлений.

На занятиях живописью по памяти и представлению педагог может раскрыть тему в неожиданных и интересных для ученика аспектах, чтобы разнообразить и обогатить его представления, сделать момент вхождения в замысел более эмоциональным. Границы, даже, казалось бы, самой простой темы очень широки, и подростку бывает трудно войти в нее. Для этого можно привлечь художественное слово, которое разнообразно по смысловым оттенкам, эмоциональному звучанию. Подбирая литературный материал, необходимо учитывать не только тему, но и стиль подачи образа, оценивать не только реально-образную сторону отрывка, но и эмоционально-поэтическую.

Данный метод стимулирования образного мышления не должен быть единственным в подаче художественного материала. Необходимо создать условия для погружения в собственные мысли, для отстранения от объекта изображения, так как это активизирует ассоциативно-образное мышление и воображение [6].

Ребенок воспринимает мир в бесконечном богатстве всевозможных цветов. Детям не скучно смотреть на природу, потому что каждый раз она поражает их богатством своих красок. Живопись является истолкователем живой жизни. Она радует наш взор красотой и совершенством самого искусства.

Метод развития художественного восприятия основывается на восприятии детьми творчества различных художников и помогает приобретению собственных творческих навыков, развивает духовно, помогает оформиться художественным впечатлениям, воспитывает эстетический вкус.

Художественное восприятие невозможно без развитого сопереживания, то есть способности соотносить произведения с собственным опытом, отзывчивости на содержание и форму произведения. Но чтобы учащиеся поняли и оценили произведение искусства, педагогу следует выбрать метод рисования по принципу работы художника, произведения, которого в последующем будут изучаться. Но главная задача такого метода не только в принятии именно пейзажей одного художника, а в том, чтобы подвести детей к пониманию субъективно-объективной сущности искусства.

Метод воспитания эстетического вкуса осуществляется при помощи интересного мотива в природе, передачи состояния в природе, сопоставляя при этом собственное отношение к ней.

Метод взаимодействия уроков рисования с другими общеобразовательными предметами. Так, чтобы наглядно показать, какие чувства и мысли вызывает, например золотая осень, на помощь изобразительному искусству приходят такие предметы как - природоведение, литература, музыка.

Метод анализа и синтеза. Чем раньше в обучении будет анализироваться натура, тем качественнее будут работы учащихся. При таком условии школьники значительно раньше смогут перейти к новому этапу изобразительной деятельности: научаться эмоционально, откликаться на красоту родной природы, показывать в живописи эмоциональное состояние ее, видеть выразительность цветовых отношений и передавать это в своих работах.

Цветовые отношения определяются в натуре методом сравнений по трем свойствам цвета: цветовому оттенку, светлоте и насыщенности. Эти три признака являются основными для полной характеристики всякого цвета. Чтобы правильно определить цветовые и тоновые отношения в пейзаже необходимо выработать специальную постановку глаза - уметь смотреть на все предметы одновременно, цельно. Метод сравнений используется так же и в формировании эстетической оценки при ознакомлении учащихся с произведениями изобразительного искусства [1].

Метод от общего к частному предполагает вести работу цельно. Умения видеть свою работу целиком детям не хватает. Поэтому зачастую предметы в их рисунках сливаются с фоном, окрашенным без учета предмета. Ребенок каждый предмет рисует отдельно, не принимая во внимание остальные. Когда цвет осмысливается предметно, он воспринимается не так как в простом наборе.

Практический метод - тренировочные упражнения. Главный их смысл - не только выработать технические навыки в работе с различными художественными материалами, но и стимул к дальнейшей творческой деятельности, подготовительный этап в создании художественного образа. Как например, пластикой цвета (характером живописного мазка) создать образ цветущей яблони, при этом, не вдаваясь в конкретику и детализацию.

Упражнения в получении различных тональных отношений в пределах одного цвета путем постепенного разбавления краски водой или повторных перекрытий одним цветом. Задача этих упражнений - научить находить и применять в работе нужную тоновую насыщенность [2].

Для успешной и плодотворной деятельности необходимо чтобы метод педагога согласовывался с личностным пониманием учащимися цели и учебно-воспитательных задач предмета, выражая тем самым позицию учителя.

Роль учителя искусства в формировании внутреннего мира учащегося тем более велика, так как духовные ценности передаются именно в процессе общения, при котором учитель и ученик выступают на правах равных субъектов.

Разнообразие педагогических приемов поможет создать на уроке атмосферу творческого общения, в которой учащийся обретает возможность самопознания и свободного самовыражения. В качестве более подробного рассмотрения методики проведения занятий предлагается рассмотреть методические разработки уроков.

Задача пейзажной живописи заключается не в формальном знакомстве с отличиями чисто внешнего свойства одного вида искусства от другого, а в осмыслении этих особенностей через своеобразие образного языка.

Общение с живописными средствами (цветом через) образы помогает развитию такой особенности эстетического восприятия, как «ассоциативность, способность улавливать и устанавливать связи между, казалось бы, несовместимым». Цвет в данном случае играет роль фактора, влияющего на развитие духовных сил и регуляцию настроения учащихся.

Цветовое пятно, составленное различными мазками, - «кирпичик», «вальс», «точка», «запятая», «дождь» - рождает множество ассоциаций. Средствами, для создания художественного образа, могут быть и живописная фактура и сочетание цветовых пятен [3].

Серьезной творческой задачей является передача эмоционально образного звучания пейзажа. Например, цветом нужно передать в пейзаже торжественность, грусть, нежность или тревогу. Задания на ассоциативность цветовосприятия при параллельном изучении основ цветоведения, способствуют развитию ассоциативного цветовосприятия, что позволяет творчески мыслить учащимся: в каждом цветовом пятне видеть образ.

Развитию познавательно-творческой активности и наблюдательности способствует пейзажная живопись. Выполнение заданий с ограничением изобразительных средств не только активизирует творческий процесс, но и приучает детей ценить и понимать возможности цвета. Так как достоинства произведения не обуславливаются обилием и яркостью красок, что без гармонии и красоты оттенков, без знания законов цвета и умения использовать их для выражения замыслов, трудно рассчитывать на успех.

Развитие познавательно-творческой активности у школьников определяется из потребности непрерывно познавать мир природы и творчески использовать полученные знания в своей деятельности.

Важным элементом в развитии познавательно-творческой активности является самостоятельность при решении художественно-образных задач. А решение художественно-образных задач это постановка проблемы, составление логической связи, решение которой способствует развитию образного мышления, умению логически и творчески мыслить [4].

Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания осуществляется отказом от выполнения заданий по схемам, образцам. Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ: наблюдательности - умения вглядываться в явления жизни; фантазии - способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Большую роль в развитии живописного восприятия играет пейзаж, выразительный по предметному содержанию, состоянию природы и освещения.

Пейзаж требует решительного отхода от рассматривания и изображения локальных цветов. Здесь, в первую очередь, ставиться задача воспроизводить отношения цвета по яркости, отвлекать и обобщать цвет в данных пространственных обстоятельствах (расстояние, освещенность, состояние и т. д.), понимать и изображать не физический облик предмета (дерева, строения и т. д.), а , возникающий в воображении, образ предмета (независимо от техники). И, наконец, он требует изобретательности в применении технических

средств, чтобы достигнуть правдоподобия (не абсолютного сходства, а всего лишь подобия) живописно-технического образа природы.

Наиболее ответственная часть работы - передача цвета, освещения, состояния погоды, времени дня, времени года. Нельзя рассматривать пейзаж вне этих условий. В каждом отдельном случае в зависимости от погоды, освещения, времени дня и целого ряда других условий, (состояний природы) один и тот же пейзаж будет выглядеть совсем иначе, что особенно ценно для реализации образа в творческой деятельности.

Предмет или природа не имеют постоянного одного и того же вида. Главным образом эта ошибка распространяется на цвет. Цвет предмета всецело зависит от освещения, от состояния той световоздушной среды, в которой предмет находится.

Цвет неба, травы, деревьев и других предметов будет изменяться в зависимости от того, как они освещены - погружены ли в тень, освещаются ли потоками солнечных лучей или рассеянным светом облачного неба. Вечером ли мы их видим, когда солнце на закате светит более красным светом, чем днем, или рано утром, когда все кажется легким и прозрачным. Об этом надо помнить, так как, часто, начиная работу, учащиеся упускают из виду, что впечатление складывается из многих моментов.

Поэтому в процессе обучения следует вести работу таким образом, чтобы учащиеся осознано подходили к заданию. Направлять их внимание на анализ цвета в природе или в произведениях художников, все это зависит от целей и задач урока в разных возрастных группах.

Выводы. Общение с природой - одно из важнейших условий гармонического развития личности и роль природы (пейзажа) в развитии эстетической культуры младшего школьного возраста трудно переоценить. С помощью явлений природы человек способен выразить самые сокровенные чувства. Природа - несомненный объект удивления и восхищения.

Литература:

1. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства на личность. М.: ИП РАН, 1999. - 240 с.

2. Восприятие изобразительного искусства школьниками: Сборник научных трудов; Редкол. Юсов Б.П. М.: АПН СССР, 1988. - 130 с.

3. Волков Н.Н. Восприятие картины. М.: Просвещение, 1969. - 32 с.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991. - 93 с.

5. Горяева Н.А. В мире искусства. М.: Просвещение, 1991. - 159 с.

6. Тимирязев К.А. Насущные задачи современного естествознания. Соч., т. V, М., 1938, - 430 с.

Педагогика

УКД: 378

аспирант Безденежных Александра Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (г. Киров)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ VS ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Статья посвящена уточнению понятий «профессионально ориентированное иноязычное образование» и «профессионально ориентированное обучение иностранному языку», распространенных в отечественной методической науке. В ней обосновывается необходимость использования термина «профессионально ориентированный» для характеристики иноязычного образования на младших курсах неязыкового вуза и в ходе его сравнения c профессионально ориентированным обучением иностранному языку делается вывод о целесообразности применения первого, как более полно и точно отражающего современные цели и задачи иноязычной подготовки бакалавров-нелингвистов.

Ключевые слова: профессионально ориентированное иноязычное образование, профессионально ориентированное обучение иностранному языку, профессиональные компетенции, универсальные компетенции, студент младших курсов, неязыковой вуз.

Annotation. The article is intended to give a more precise definition to the notions "professionally oriented foreign language education" and "professionally oriented foreign language teaching". It grounds the necessity of using the term "professionally oriented" in foreign language education of first- and second-year students at non-linguistic universities and through its comparison with professionally oriented foreign language teaching makes a conclusion that the first term more fully and accurately reflects the modern goals and tasks of language training of non-linguistic students.

Keywords: professionally oriented foreign language education, professionally oriented foreign language teaching, professional competences, universal competences, first- and second-year student, non-linguistic university.

Введение. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. требует от системы образования подготовки высококвалифицированных кадров, способных интегрироваться в мировое хозяйство, обладающих профессиональной мобильностью, уважительным отношением к языкам, традициям и культуре других стран, способных включаться в межкультурное общение, развивать и поддерживать межэтнические отношения, стремящихся к самообразованию в течение всей жизни [Национальная ...].

Иными словами, актуальные требования, предъявляемые сегодня к системе образования подразумевают формирование совершенного другого рода личности обучающегося - личности поликультурной, полилингвальной и полимодальной [Балыхина, 2015: 42-49]. В свою очередь новый формат системы образования требует и иного подхода к иноязычному образованию. Так в иноязычном высшем профессиональном образовании необходимо учитывать специфику будущей профессии студента. Ввиду этого, все большую роль приобретает так называемое профессионально ориентированное иноязычное образование.

В данной статье мы поставили перед собой задачу уточнить понятие профессионально ориентированного иноязычного образования, сравнив его с профессионально ориентированным обучением иностранному языку. Решение этой задачи ведется с учетом позиций таких авторов, как Э.Г. Азимов, И.В. Алещанова, Б.М. Бим-Бад, А.А. Вербицкий, Т.А. Дмитренко, А.И. Кузьминский, П.И. Образцов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.