3) к проекту присоединен новый банк, а также началась работа с 2 банками-эмитентами;
4) «карта оренбуржца» начала функционировать без обязательного фото.
В 2021 году было выпущено 5,2 тысяч карт, начало выпуска пришлось на лето 2021 года, подключены к работе 4 банка участника и более 50 партнеров. В 2022 году было выпущено более 37 тысяч карт, что выше в 7,1 раза, по сравнению с 2021 годом. «Карта оренбуржца» стала идентификатором личности в МФЦ и центрах соцзащиты. Стали предоставляться скидки в общественном транспорте области. Были подключены 16 региональных партнеров проекта, включающие в себя учреждения культуры, магазины, фитнес-центры, автозаправки, салоны, благодаря которым можно получать бонусы и скидки. К 2022 году Минцифра упростила выпуск карт для граждан РФ, сократив для предъявления документы до паспорта и СНИЛСа, добавила в возможности карты использование ее как ключа от домофона [11, 12].
В заключении отметим, что информатизация населения представляет собой определенную политику, которая направлена на обеспечение благоприятной атмосферы для развития и внедрения современных информационных технологий и цифровых средств в различные слои экономической и социальной жизни с целью повышения эффективности, при одновременном создании возможностей для роста среди отдельных людей в целом. Цель амбициозна, но в то же время реалистична, учитывая, что многие развитые страны уже начали работать над достижением этих целей, что делает это хорошей возможностью для страны, которая проводит данные инновации, присоединиться к глобальным достижениям, адаптируя их в соответствии с конкретными местными условиями.
Источники:
1. Нарыжный, Н.А. Классические подходы и современная интерпретация понятия «информатизация» / Н.А. Нарыжный // Вестник Института экономических исследований. - 2020. - № 2 (18). - С. 45-52.
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 14.03.2023).
3. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 14.03.2023).
4. Постановление Правительства Оренбургской области от 29.12.2018 № 917-пп «Об утверждении государственной программы «Цифровая экономика Оренбургской области» // Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/550336336 (дата обращения: 14.03.2023).
5. Постановление Правительства Оренбургской области от 28.07.2020 № 625-пп «Об утверждении положения о государственной информационной системе «Универсальная карта жителя Оренбургской области» // Режим доступа: https://uco.orb.ш/docs/npa/Постановление%20Правительства %20Оренбургской%20области%20от%2028%20июля%202020%20№625-пп^ (дата обращения: 14.03.2023).
6. Официальный портал Правительства Оренбургской области // Режим доступа: https://orenburg-gov.ru/news/8895/ (дата обращения: 14.03.2023).
7. Официальный сайт Министерства цифрового развития и связи Оренбургской области // Режим доступа: https://digital.orb.ru/ (дата обращения: 15.03.2023).
8. Официальный Портал поддержки электронного правительства Оренбургской области // Режим доступа: http://smev.orb.ru/statisticheskaya-informaciya/regional-otchet/ (дата обращения: 15.03.2023).
9. Сервис «Активный гражданин» Оренбургской области // Режим доступа: https://ag.orb.ru/ (дата обращения: 15.03.2023).
10. Постановление Правительства Оренбургской области от 27.10.2020 № 876-пп «Об универсальной карте жителя Оренбургской области» // Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/570972102 (дата обращения: 18.03.2023).
11. Годовой отчет Минцифры Оренбургской области за 2020 год // Режим доступа: https://digital.orb.ru/upload/uf/d41/GODOVOY-OTCHET-2020.pdf (дата обращения: 18.03.2023).
12. Годовой отчет Минцифры Оренбургской области за 2021 год // Режим доступа: https://report.orb.ru/ (дата обращения: 16.03.2023).
EDN: TKZFII
И.И. Фазрахманов - к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Экономика и стратегическое развитие», Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа, Россия, [email protected],
I.I. Fazrakhmanov - candidate of economic sciences, associate professor, head of the department of economics and strategic development, Ufa State Petroleum Technological University, Ufa, Russia;
В.С. Суворов - магистрант, направление 38.04.01 Экономика, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфа, Россия, [email protected],
V.S. Suvorov - undergraduate, direction 38.04.01 Economics, Ufa State Petroleum Technological University, Ufa, Russia.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE ECONOMY OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
Аннотация. Дополнительное образование играет важную роль в системе образования региона. Особое место в системе дополнительного образование уделяется детям. Имея такие преимущества как гибкость, разноформатность, система дополнительного образования детей позволяет заниматься развитием ребенка, раскрывает его способности, и также позволяет определиться с будущей профессией. Исторический очерк показал, что вопросом развития дополнительного образования детей занимаются довольно продолжительное время. В зависимости от ситуации в стране менялись форматы и содержание программ развития дополнительного образования. Надо понимать, что система дополнительного образования входит в общую систему образования. Понимая значение системы дополнительного образования для общества государство оказывает пристальное внимание, и принятая концепция развития показывает комплексный характер поддержки. Как и в любом механизме, в системе дополнительного образования имеются проблемы.
Abstract. Additional education plays an important role in the education system of the region. A special place in the system of additional education is given to children. Having such advantages as flexibility, diversity, the system of additional education of children allows you to engage in the development of a child, reveals his abilities, and also allows you to decide on a future profession. The historical essay showed that the issue of the development of additional education of children has been dealt with for quite a long time. Depending on the situation in the country, the formats and content of programs for the development of additional education have changed. It should be understood that the system of additional education is part of the general education system. Understanding the importance of the system of additional education for society, the state pays close attention, and the adopted development concept shows the comprehensive nature of support. As in any mechanism, there are problems in the system of additional education.
Ключевые слова: образование, дополнительного образование, экономика образования, дополнительное образование детей, экономика региона. Keywords: education, additional education, economics of education, additional education of children, economy of the region.
Развитие системы образования является основой для инновационной экономики, её дальнейшей модернизации, увеличения в производстве доли высокотехнологичной продукции. Это все входит в список приори-
тетных задач, которые стоят перед современной Россией. В литературе часто встречается тезис «Образование -через всю жизнь» суть которой, в том, что любой человек должен быть в процессе обучения вне зависимости является ли он учеником, студентом, работающим человеком или даже пенсионером.
В целом, в нашей стране сложилась система обучения: дошкольные учреждение - школа - ССУЗ/ВУЗ -бизнес образование и т.д. Но особое место, в этой системе, занимает система дополнительного образования. В законе «Об образовании» дано следующее определение данной категории: под дополнительным образованием понимается вид образования, подразумевающий всестороннее удовлетворение образовательных потребностей индивида в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования [1]. Серьезным преимуществом дополнительного образования является его гибкость: возможность быстро сформировать, изменять при необходимости, проводить с любое удобное время.
Считаем, что стоит разделять дополнительное образование детей и взрослых. Дополнительное образование, в первую очередь, направлено на удовлетворение индивидуальных потребностей в нравственном, интеллектуальном, физическом совершенствовании, и как правило этому уделяется свободное время (мы не говорим о профессиональном образовании). Детское дополнительное образование скорее обеспечивает их адаптацию к современному обществу, выявлению и всесторонней поддержке талантливых детей, а также ориентации в будущей профессии с учетом их индивидуальных особенностей и возраста.
Согласно действующей структуре, представим схематично виды дополнительного образования (рисунок 1).
Рисунок 1 - Виды дополнительного образования
Главное преимущество дополнительного образования - это то, что к их освоению допускаются абсолютно любые слушатели вне зависимости от уровня образования. Содержание программ, сроки обучения, применяемые методы - это определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (за исключением программ, где требуется учитывать федеральные государственные требования).
Дополнительное образование детей - это социальный институт детства, созданный и существующий для детей, их обучения, воспитания, а главное для их развития. И в данном случае, творческая деятельность ребенка - первична. Ребенок развивается как личность в творчестве, а наличие образовательного процесса обеспечивает и поддерживает его развитие в целом. Посещая курсы дополнительного образования, ребенок работает в определенном социуме, накапливает опыт индивидуальной и творческой деятельности по свободному выбору. В первое время, родители (законные представители) направляют ребенка на программы дополнительного образования, выступают заказчиками, постепенно, с возрастом, ребенок сам делает выбор и становиться заказчиком и потребителем программ. Стоит сказать и о заинтересованности со стороны государства как заказчика. Можно говорить, что дополнительное образование - это социально востребованная сфера в обществе.
Развитие системы дополнительного образования детей помогает решать социально-экономические задачи в регионах, в какой-то мере способствует повышению качества жизни путем приобщения молодого поколения к здоровому образу жизни, помогает раскрыть потенциал личности, в том числе творческий, побуждает к достижению общественно значимого результата, способствует развитию способностей, склонностей и интересов, нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению молодежи. Также, стоит отметить и роль дополнительного образования в профилактике правонарушений, безнадзорности, алкоголизма, наркомании.
Считаем, что одной из главных задач дополнительного образования - является воспитательная составляющие школы. Благодаря своей гибкости, мобильности, обладая определенной открытостью система способно оперативно реагировать на требования и вызовы современного мира в интересах общества, государства, а главное -самого ребенка и его семьи. В то же время, не стоит забывать, что дополнительное образование детей - это составная часть общей системы образования, позволяющее обучающимся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно.
Интересным представляется изучение исторического аспекта роли и значение дополнительного образования детей. Смольников Е.В. в своей диссертации привел комплексный анализ в данной области.
В дополнительном образовании ребенок постигает главную в жизни вещь, ищет смысл жизни и возможность быть. С открытием новых программ дополнительного образования расширяется пространство детского благополучия. В своих работах, С.Я.Маршак отметил, что «Труд, окрылённый интересом к делу, легче, а не тяжелее труда, выполняемого по обязанности». И система дополнительного образования становиться тем инструментом, который позволяет заинтересовать ребенка в труде [5].
Мы можем сказать, что дополнительное образование может объединять обучение, воспитание, да и в целом развитие ребенка в единый процесс. Дети получают широкие возможности для получения качественного,
востребованного сегодня обществом образования. А с внедрением внеурочной деятельности детей в систему общеобразовательных школ способствует развитию творческого инициативного и компетентного гражданина страны. С большой вероятностью можно сказать, что роль и место дополнительного образования детей в современной системе образования состоит в обеспечении условий для воспитания, духовно-нравственного развития и в целом успешной социализации молодого поколения.
Система дополнительного образования в нашей стране начала складываться более ста пятидесяти лет назад. Ещё в середине 20-го века в работах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого описаны идеи, характеризующие теорию дополнительного образования: подготовка к труду и жизни, свободная организация образовательного процесса. В своей статье «О народном образовании» (1874 год) Л.Н. Толстой также обратил внимание на то, что развитие подлинной культуры невозможно, пока содержание обучения определяют чиновники и бюрократы, а не сам народ. Он являлся сторонником неформального образования и считал, что необходимо уходить от заранее разработанных программ и установленного расписания, чтобы учащийся мог самостоятельно решать, чему и как он будет обучаться. К.Д. Ушинский сформулировал принцип народности в образовании, который подразумевал обязательность получения образования всеми поколениями в соответствии с экономическими, общественно-политическими и культурно-просветительскими интересами. Мысли по поводу развития внешкольной деятельности были выдвинуты в своих трудах и Н.И. Пироговым. В статье «Вопросы жизни» (1856) он также отстаивал принципы народности образования. Н.И. Пирогов находил особенно важным устраивать в учебном процессе беседы, которые будут способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся [5].
В конце прошлого столетия формировались мастерские, кружки, клубы, которые схожи с нынешними вне школьного образования, но стоит сказать, что их содержания и функции пересматривались в зависимости от положения в стране.
До 1917 года дополнительное образование детей считалось как внешкольное образование. С изменением системы воспитания мы видим возникновение и других терминов, таких как «Внешкольная работа», «Внешкольное воспитание». Первое упоминание в нормативно-правовых документах категории «Дополнительное образование детей» мы видим в Федеральном законе об образовании, введенный в действие в начале 90 -х. Но это касается самой категории, но по смыслу, содержанию, организации это не что-то новое в педагогический практике и науке, это скорее логическая трансформация категории «дополнительное внешкольное образование». Оно проектировалось и формировалось в практике как система педагогически организуемой разнообразной деятельности детей в свободное от основной учебы время. Прежде всего речь идет о созданных для детей, подростков и юношества внешкольных учреждениях во всём их видовом разнообразии, о клубах и подобных им любительских объединениях по интересам, о детских и юношеских общественных объединениях, и организациях, о воспитательной работе школ и других образовательных учреждений, а также об учреждениях социально-педагогической работы с детьми и семьей. Эта работа с детьми и подростками была организована в советский период истории пашей страны на межведомственной основе как государственно общественная социально-педагогическая система [5].
Как видим, изучив исторический аспект, дополнительное образование является областью, которая функционирует довольно продолжительное время, и естественно, шло по пути трансформации в зависимости от развития общества и его важность и роль понимали во все времена.
И на современном этапе развития общества необходимо понимать стратегию образовательной политики в сфере дополнительного образования детей. Основные положения рассматриваются в контексте реализации Национального проекта «Образование», цель которого - повысить качество жизни наших граждан, дать новый стимул для развития человеческого капитала.
Кратко изложим базовые документы, где видно важность для данной сферы государства:
- Национальная доктрина образования в России - базовый нормативный государственный документ, определяющий цели обучения и воспитания, основные пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. В результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить всех желающих дополнительным образованием, при этом детям оно предоставляется на безвозмездной основе.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. К 2030 году в России полностью обновится система дополнительного образования детей и будут созданы необходимые условия для самореализации и развития молодых талантов. Это предусмотрено Концепцией развития дополнительного образования. Концепция будет реализовываться в два этапа: с 2022 по 2024 год и с 2025 по 2030 год. В первую очередь в рамках концепции планируется распространить целевую модель развития дополнительного образования по всей стране. Сейчас такая модель применяется в большинстве регионов. Она предполагает переход на персонифицированное финансирование - выдачу специальных сертификатов, по которым ребёнок может посещать кружки и секции бесплатно [2].
Также планируется создать новые учебные места и обновить инфраструктуру системы дополнительного образования - провести капитальный ремонт или реконструкцию зданий, закупить новое оборудование, внедрить цифровые сервисы и современный контент. Регионам на эти цели будут предоставлены субсидии из федерального бюджета.
Кроме того, предполагается создание и развитие сети технологических кружков, где будут готовить будущих учёных и инженеров, открытие новых школьных музеев, театров, спортивных клубов и медиацентров. Будут разработаны новые туристические маршруты, во время которых школьники смогут познакомиться с историей, культурой и традициями своего региона.
Особое внимание в концепции уделено детям с инвалидностью и их вовлечению в систему дополнительного образования. В образовательных организациях продолжится работа по созданию всех необходимых условий.
К самому образовательному процессу планируется активно привлекать молодых специалистов, в том числе для обучения детей в сельской местности. Для молодых специалистов будут разработаны дополнительные меры поддержки.
Аналогичная концепция утверждена и на региональном уровне. Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 1 ноября 2022 года № 690 утверждена Концепции развития дополнительного образования детей в Республике Башкортостан до 2030 года.
В целом, стоит сказать, государство активно поддерживает систему дополнительного образования на всех уровнях, но особенно уделяет внимание системе дополнительного образования детей.
Рассмотрим более подробно систему дополнительного образования для детей в Республике Башкортостан. Система образования региона считается одной из самых больших в Российской Федерации.
В регионе функционируют:
- 1 010 дошкольных образовательных организаций и 303 их филиала,
- 467 групп дошкольного образования при общеобразовательных организациях,
- 51 частный детский сад с общим контингентом воспитанников 233486 чел.;
- 1 295 общеобразовательных организаций (1283 дневные, 2 вечерние, 10 частных), 506 филиалов с общим количеством обучающихся 510 тыс. чел.
В системе дополнительного образования более 200 организаций (в сельской местности - 93), в системе культуры - 115, в системе физической культуры и спорта - 72, в которых занимаются свыше 500 тыс. чел. В 2021-2022 учебном году трудовую деятельность в системе дополнительного образования детей Республики Башкортостан осуществляли более 4,7 тыс. педагогов, их них более 3 тыс. - педагоги дополнительного образования [3].
На данном этапе развития системы дополнительного образования детей имеются ряд проблем, на которые стоит обратить внимание, такие как:
- видна тенденция сокращения организаций дополнительного образования детей, в основном за счет реорганизаций;
- в некоторых учреждениях слабое кадровое обеспечение или недостаточное профессиональное развитие педагогов, высокий средний возраст педагогов, особенно в сельской местности;
- обновление материально-технической базы организаций дополнительного образование, содержания программ, приемов и методов обучения не поспевает за развитием экономики, науки, техники и технологий, культуры, спорта и социальной сферы;
- слабая межуровневая и межведомственное взаимодействия в некоторых регионах в области развития дополнительного образования детей;
- отсутствует единая система оценки и учета индивидуальных возможностей ребенка и его потребностей, что создает трудности при определении содержания и форматов дополнительного образования в сбалансированности с направлениями социально-экономического развития муниципальных образований;
- есть вопросы к доступности задний учреждений дополнительного образования и их инфраструктуры для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов;
- недостаточное использование для развития дополнительного образования детей потенциала учреждений негосударственного сектора;
- местами «оторванность» дополнительного образования детей от общего и профессионального образования;
- слабое взаимодействие образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций в реализацию дополнительных общеобразовательных программ детей;
- слабое использование потенциала системы дополнительного образования детей в реализацию приоритетных направлений научно-технологического развития страны и стремлении войти в первую десятку стран мира по качеству образования (стоит обратить внимание формированию у детей компетенций и функциональной грамотности с духовным, эмоциональным, интеллектуальным развитием человека в системе дополнительного образования);
- мало уделяется внимание отечественным академическим традициям начального уровня образования в области искусства, а также областях культуры, где есть риск утраты традиций отечественного искусства, ослабление кадрового обеспечения отрасли, этнокультурных особенностей народов, проживающих в регионе;
- слабое обеспечение условий реализации дополнительных общеобразовательных, в том числе дополнительных предпрофессиональных программ, в области искусств, в том числе сохраняющийся дефицит в современных учебно-методических материалах, устаревшее оборудование и парка музыкальных инструментов, несоответствие требованиям помещений, занимаемых детскими школами искусств.
В целом же, такого рода проблемы существуют и в самой системе образования как таковой, но в тоже время мы видим, что наметилась положительная тенденция в развитии дополнительного образования. Заключение
В результате проведенного исследования роли и значения системы дополнительного образования детей стоит отметить, что данная сфера играет важную роль в как повышении качества жизни в регионе, так и в целом в социально-экономическом развитии, так как раскрывает творческий потенциал личности, стремиться приобщить к здоровому образу жизни молодежь, побуждает к достижению общественно значимого результата. В целом, стоит сказать, государство и в частности Республики Башкортостан, активно поддерживает систему дополнительного образования на всех уровнях, но особенно уделяет внимание системе дополнительного образования детей. В регионе достаточно широкая сеть учреждения дополнительного образования в которых занимается более 500 тыс. чел. Наряду с достижениями есть и ряд проблемных моментов, таких как недостаточный уровень развития кадрового потенциала, материально-технического обеспечения, методов обучения в системе ДПО. Но стоит отметить, что в последние годы ситуация улучшаются, уделяется внимание со стороны государства, а также есть примеры, когда бизнес приходит в данную сферу.
Источники:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 [Электронный ресурс]. Режим доступа https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Дата обращения 05.03.2023).
2. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. №678-р. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/3flgkklAJ2ENBbCFVEkA3cTOsiypicBo.pdf (Дата обращения 05.03.2023).
3. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 1 ноября 2022 года №690 «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей в Республике Башкортостан до 2030 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://npa.bashkortostan.ru/36839/.
4. Национальный проект «Образование». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения 10.04.2023).
5. Смольников Е.В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогике (историко-педагогический анализ). Автореферат диссертации. [Электронный ресурс]. Режим доступа https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01003282273? page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения 10.03.2023).
6. Министерство образования республики Башкортостан [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://education.bashkortostan.ru/ (дата обращения 10.03.2023).
7. Информация о состоянии системы образования в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.edu.gov.ru/document/db1143a205aa0b45bac1b75550fbedae/ (дата обращения 08.04.2023).
EDN: UVJMQZ
О.М. Харькова - к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия, [email protected],
O.M. Kharkova - candidate of economics, associate professor of the department of state and municipal administration, Orenburg state university, Orenburg, Russia.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ STATE STRATEGIC PLANNING
Аннотация. На современном этапе государство нацелено на обеспечение стабильности и безопасности в обществе. Для этого устанавливаются регулирующие нормы и правила, обеспечивающие на определенном уровне функционирование и развитие самого государства. С этой целью определяются приоритеты, требующие первостепенного воздействия со стороны органов публичной власти, которые обеспечивают реализацию полномочий государства. Стратегическое планирование представляет собой процесс выделения целей и приоритетов, значений экономических показателей по актуальным направлениям социально-экономического развития государства на длительный срок. Переход от директивного к индикативному планированию требует разработки соответствующих индикаторов, отражающих ориентиры государственного развития. Необходимо обеспечить соизмеримость и взаимозависимость стратегических планов развития всех территориальных уровней власти в России и в целом всего государства, чтобы реализация одной программы не повлияла отрицательным способом на реализацию других.
Abstract. At the present stage, the state is aimed at ensuring stability and security in society. For this, regulatory norms and rules are established that ensure the functioning and development of the state itself at a certain level. To this end, priorities are determined that require primary influence from the public authorities, which ensure the implementation of the powers of the state. Strategic planning is a process of identifying goals and priorities, the values of economic indicators in the current areas of socio-economic development of the state for a long time. The transition from directive to indicative planning requires the development of appropriate indicators that reflect the guidelines for state development. It is necessary to ensure the commensurability and interdependence of strategic plans for the development of all territorial levels of power in Russia and the entire state in general, so that the implementation of one program does not negatively affect the implementation of others. Ключевые слова: стратегическое планирование, приоритет, стратегия, документ стратегического планирования. Keywords: strategic planning, priority, strategy, strategic planning document.
В России понятие «стратегическое планирование» применяется с середины 1960 гг. Кроме этого, элементы стратегического планирования существовали в директивной социалистической экономике и даже в царской России. На государственном уровне стратегическое планирование проявлялось в рамках территориального планирования, развития необходимой для роста экономики инфраструктуры.
В советский период стратегическое планирование реализовывалось в пятилетних планах. Основными инструментами планирования в это время были межотраслевой баланс и схемы территориального размещения производительных сил. Это привело к индустриальному развитию экономики страны, но со структурными диспропорциями развития отраслей.
Современное развитие системы стратегического планирования началось 1 апреля 1996 года, когда указом Президента Б.Н. Ельцина была утверждена долгосрочная Государственная стратегия устойчивого развития РФ до 2005 года. Упор был сделан на структурную перестройку экономики с учетом экологического фактора. Однако, данная стратегия не была реализована.
В 2000 году Центром стратегических разработок под руководством Г. Грефа проведена работа по разработке документа «Основные направления социально-экономической политики правительства на долгосрочную перспективу» («Стратегия-2010»). По результатам реализации данного документа планировалось увеличение ВВП в