Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН'

НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / ПОТРЕБИТЕЛИ / КОНКУРЕНТЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / РАЗВИТИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаптев Александр Викторович

Статья представляет собой комплексное исследование факторов, определяющих развитие государственной системы дополнительного образования детей. Представлен анализ спроса, в том числе платежеспособного, на программы дополнительного образования в Республике Татарстан. Исследованы основные группы конкурентов - прямые и косвенные. Определены приоритетные направления государственной политики в сфере дополнительного образования. На основе анализа потребителей, конкурентов и государственной политики определены направления развития региональной системы дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS FOR THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION FOR CHILDREN IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

The article is a study of environmental factors that determine the state of the system of additional education for children in the Republic of Tatarstan. Based on the analysis of consumers, direct and indirect competitors, state policy, the directions for the development of the regional system of additional education are determined.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН»

УДК 316.33

Направления развития системы дополнительного образования детей

в Республике Татарстан

Лаптев А.В.

Кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента Казанского инновационного университета имени В.Г. Тимирясова

Статья представляет собой комплексное исследование факторов, определяющих развитие государственной системы дополнительного образования детей. Представлен анализ спроса, в том числе платежеспособного, на программы дополнительного образования в Республике Татарстан. Исследованы основные группы конкурентов - прямые и косвенные. Определены приоритетные направления государственной политики в сфере дополнительного образования. На основе анализа потребителей, конкурентов и государственной политики определены направления развития региональной системы дополнительного образования детей.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, внешняя среда, потребители, конкуренты, государственная политика, развитие учреждений дополнительного образования

В Татарстане в последние годы предпринимаются усилия по развитию конкуренции на рынке дополнительного образования детей. Об этом, в частности, свидетельствует распоряжение Президента Республики от 31.08.2019 г. № 306 «Об утверждении Перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Республике Татарстан и Плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию конкуренции в Республике Татарстан на 2019-2022 годы». Согласно данному документу, долю организаций частной формы собственности в сфере услуг дополнительного образования детей планируют увеличить в два раза - с 2,4 до 5 % [1].

Наряду с мерами по развитию негосударственного сектора, наблюдается усиление косвенной конкуренции. Речь идет о так называемых товарах-субститутах, которые позволяют удовлетворить те же корневые потребности, что и учреждения дополнительного образования, но делают это с использованием технологий, отличных от тех, что используются в образовательных организациях. Применительно к анализируемой сфере товарами-субститутами являются интернет и улица, конкурирующие с учреждениями дополнительного образования за внимание и время ребенка.

Чтобы быть конкурентоспособной, система дополнительного образования должна быть развивающимся организмом, оперативно и адекватно отвечающим на внешние вызовы - изменение потребностей основных групп потребителей, развитие конкуренции, преобразования в экономической, социальной и технологической сферах. Не всегда и не во всех учреждениях дополнительного образования данные изменения учитываются. В частности, на протяжении длительного периода времени не претерпевают актуальных изменений образовательные программы, не разрабатываются новые программы. Причины подобной инертности могут быть разными: на уровне педагога - недостаточная мотивационная и профессиональная готовность, на уровне учреждения - отсутствие качественного стратегического анализа, понимания возможностей для организационного развития.

Целью исследования является определение направлений развития государственной системы дополнительного образования детей в Республике Татарстан на основе анализа факторов внешней среды.

Методы исследования:

- анализ публикаций электронных СМИ по вопросам развития сферы дополнительного образования детей;

- анализ статистических данных об учреждениях дополнительного образования детей Республики Татарстан за 2018-2020 гг.;

- качественный и количественный анализ проектов стратегий, разработанных руководителями учреждений дополнительного образования на курсах повышения квалификации по направлению «Стратегический менеджмент» (автор статьи является преподавателем данных курсов). За период 20192022 гг. на базе Республиканского центра внешкольной работы повышение квалификации прошли более 150 руководителей.

Под внешней средой мы понимаем совокупность объектов и факторов, изменения свойств которых влияют на деятельность организации, а также объектов, чьи свойства изменяются в результате деятельности организации. Учреждения дополнительного образования детей находятся под воздействием таких факторов внешней среды, как потребители, конкуренты, поставщики, законодательство, экономические, социальные, технологические факторы. Отмечая широкий круг факторов внешней среды, остановимся на наиболее значимых, т.е. тех, которые оказывают ощутимое влияние на состояние учреждений дополнительного образования детей в Республике Татарстан.

Потребители. Доля охвата детей дополнительным образованием в Татарстане составляет 76,3 %. Наибольшим спросом пользуются образовательные программы по трем направленностям:

- художественная (30,8 %);

- физкультурно-спортивная (24,3 %);

- социально-гуманитарная (19,6 %).

В совокупности объединения по данным направ-ленностям посещают три четверти обучающихся (74,7 %).

В последние годы наблюдается заметное увеличение спроса на образовательные программы художественной направленности - музыка, танцы,

рисование. Число детей, посещающих объединения по художественному творчеству, выросло с 2018 по 2020 гг. в 1,4 раза (см. табл. 1). Наряду с традиционными мотивами к посещению занятий по данному направлению (самореализация, развитие личности), высокий интерес обусловлен популярностью телевизионных развлекательных программ и желанием детей и их родителей принять участие в подобных программах.

Еще одним динамично растущим направлением является эколого-биологическое: рост за три года составил 20 % (см. табл. 1). Увеличивающийся спрос на данное образование можно объяснить, на наш взгляд, современными социальными трендами: забота о природе, проявляющаяся, например, в отказе от пластика, ориентация на здоровый образ жизни и др. Не случайно, как перспективные оцениваются профессии биофармаколога, генного инженера, урбаниста-эколога. В этой связи можно полагать, что эколого-биологическое направление будет востребованным в системе дополнительного образования детей, в том числе, и как предпрофес-сиональная подготовка.

Как уже отмечалось, высокий спрос наблюдается на образовательные программы физкультурно-спор-тивной направленности. Вместе с тем разнообразие программ по данному направлению является недостаточным. Если в среднем численность детей, занимающихся по одной образовательной программе, составляет 22,6 чел., то в физкультурно-спортивных объединениях данный показатель заметно выше и составляет 30,8 чел. (см. табл. 1). Развитию данного направления могла бы способствовать специализация образовательных программ, а также открытие направлений, пользующихся популярностью у молодежи (например, связанных с экстремальными видами спорта).

Характеризуя спрос на услуги, предоставляемые государственными учреждениями дополнительного

Таблица 1

Численность детей и объединений в государственных учреждениях дополнительного образования Республики Татарстан за 2018-2020 гг. [2]

Показатели Направленности

Техническая, в т.ч. спортивно-техническая Эколого-биологическая Художественное творчество Туристско-краеведческая Спортивная Культурологическая

2018 г.

Численность детей, чел. 21508 7143 80449 14738 26290 2937

Количество объед-ий, ед. 1351 481 5378 999 1691 138

2019 г.

Численность детей, чел. 21753 8290 81812 14735 26503 2170

Количество объед-ий, ед. 1366 550 5522 992 1729 81

2020 г.

Численность детей, чел. 21045 8567 115702 14127 26790 1707

Количество объед-ий, ед. 1294 575 6616 966 1731 56

образования на платной основе, отметим его невысокий уровень в Татарстане. Доля детей, занимающихся в учреждениях на платной основе, составляет 2-3 % от общей численности обучающихся. За период с 2018 по 2020 гг. численность данной категории обучающихся выросла с 4957 до 5258 чел., в то время как доля платных объединений за тот же период сократилась на 14,4 % [2].

Региональная система дополнительного образования имеет определенный потенциал для развития рынка платных услуг прежде всего в крупных городах. По результатам исследования, проведенного в НПФ Сбербанк и «Сбербанк страхование жизни», доля родителей в городах с населением более 500 тыс. чел., вкладывающих в образование и развитие детей, составляет в среднем по стране 87 %. Ежемесячные расходы на образование и развитие детей составляют в среднем по России 7,5 тыс. руб., а оплата секций и кружков обходится российским семьям в 2,7 тыс. руб. ежемесячно [3]. Все это говорит о наличии платежеспособного спроса на качественное образование, в том числе дополнительное. Перечень направлений дополнительного образования детей, востребованных на платной основе, представлен в таблице 2.

Таблица 2 Направления дополнительного образования детей, востребованные на платной основе [3]

№ Направления % семей, оплачивающих образование

1. Спортивные секции 40

2. Творческие и технические кружки и школы 39

3. Изучение иностранных языков 21

4. Репетиторство 18

5. Дополнительное (факультативное) обучение 14

6. Музыкальные школы 8

7. Компьютерные курсы 6

Таким образом, родители готовы оплачивать качественное дополнительное образование детей по таким направлениям, как спортивное, техническое, творческое и изучение иностранных языков.

Конкуренты. Принятие «дорожной карты» по содействию конкуренции в Республике Татарстан не способствовало развитию негосударственного сектора дополнительного образования. В последние годы в регионе наблюдается сокращение количества негосударственных учреждений дополнительного образования и уменьшение числа детей, занимающихся в них (см. табл. 3). Если в 2018 г. данные учреждения посещали 4243 детей, то в 2020 г. - 2401 (снижение в 1,8 раза). Доля негосударственных организаций в общем количестве учреждений допол-

Таблица 3

Основные сведения о негосударственных учреждениях дополнительного образования Республики Татарстан за 2018-2020 гг. [2]

Показатели Годы

2018 2019 2020

Число учреждений, ед. 10 10 8

Количество объединений, ед. 56 87 47

Численность обучающихся, чел. 4243 3596 2401

нительного образования составила в 2020 г. 2 %, а доля детей в данных учреждениях - менее 1 %.

В качестве причин негативной динамики эксперты называют низкую среднюю зарплату в регионе и психологическую неготовность родителей платить за образование [4]. Речь идет преимущественно о семьях, проживающих в небольших населенных пунктах. В Казани и других крупных городах региона готовность оплачивать качественное образование детей оценивается как относительно высокая. Еще одну группу факторов, сдерживающих развитие негосударственного сектора дополнительного образования, выделяют разработчики Плана мероприятий по содействию развитию конкуренции в Республике Татарстан. По их мнению, сдерживающими факторами являются недостаточная методическая и консультативная помощь данным учреждениям по вопросам организации образовательной деятельности и порядка предоставления субсидий, а также недостаточная информированность субъектов предпринимательства об установленном порядке создания и организации деятельности учреждений дополнительного образования детей [1].

Наиболее востребованными направлениями в негосударственном секторе дополнительного образования Татарстана являются спортивное и техническое. В совокупности по ним занимаются более 80 % детей. Вместе с тем тенденции по данным направлениям существенно различаются. Если на образовательные услуги технической направленности спрос в 2020 г. вырос по сравнению с 2018 г., в 2,3 раза, то по спортивной направленности - сократился в 2 раза. По мнению экспертов, отрицательная динамика может быть связана с переходом детей из негосударственных учреждений в спортивные объединения, которые открылись на объектах, построенных к чемпионату мира по футболу. Данные объединения являются государственными, а их услуги - менее дорогими или вовсе бесплатными.

Одним из главных косвенных конкурентов учреждений дополнительного образования детей является Интернет. Вместе с тем большинство учреждений либо вообще не рассматривают Интернет, как конкурента, либо недооценивают его. В России, как и в других странах, молодежь пользуется Интерне -том для поиска информации, развлечения, обще-

ния и отдыха. Наиболее часто молодые россияне подписываются на публикации геймеров и кибер-спортсменов, блогеров и видеоблогеров, а также на телешоу [5]. В этой связи потенциально востребованными могут быть образовательные программы, позволяющие освоить инструменты по оформлению аккаунта, обработке фото, монтированию видео, продвижению блога. Интерес могут вызвать образовательные программы по киберспорту. О перспективности данного направления свидетельствует, в частности, тот факт, что Правительство России планирует запустить к концу 2022 г. образовательные программы в области киберспорта и геймдизай-на в ряде крупнейших вузов страны [6].

Государственная политика. Приоритетными направлениями государственной политики в сфере дополнительного образования детей являются:

- ранняя профориентация;

- научно-технологическое развитие;

- физкультурно-спортивное;

- информационные технологии.

Характеризуя роль дополнительного образования в ранней профориентации детей и молодежи, директор Республиканского центра внешкольной работы А.М. Зиновьев отмечает: «Дополнительное образование является безграничным ресурсом для формирования и шлифовки тех компетенций, которые обучающемуся будут необходимы при выходе на рынок труда. Это "донастройка" тех skills, как "хардовых", так и "софтовых", которые школа дать не может ввиду специфики регулирования основного образовательного процесса» [7]. О приоритетности художественного и физкультурно-спортивного направлений свидетельствует тот факт, что данные направления будут представлены во всех образовательных учреждениях Татарстана по мере реализации программы воспитания. В частности, в каждой школе планируется создать спортивный клуб и театр [7]. О значимости научно-технологического направления свидетельствует активное развитие системы кванто-риумов. Сегодня детские технопарки представлены во всех крупнейших городах Татарстана - Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске.

Помимо приоритетов в содержании дополнительного образования, в государственной политике отмечается важность развития актуальных форм обучения, в частности, дистанционных. Директор Департамента государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства просвещения РФ Н.А. Наумова отмечает, что «программы дистанционного образования позволяют системе увеличивать охват, а ребенку - изучать программы дополнительного образования, которые в его населенном пункте не реализуются» [8]. Онлайн-обучение должно стать дополнением, а не альтернативой образовательным программам, реализуемым в офлайн-формате. 120

Таким образом, основные возможности развития государственной системы дополнительного образования детей в Республике Татарстан связаны с художественным, физкультурно-спортивным и техническим направлениями. С одной стороны, наблюдается высокий потребительский спрос на данные направления, с другой - приоритетное внимание государственных органов управления. Потенциально востребованными могут быть образовательные программы, связанные с интернет-интересами молодой аудитории - освоение инструментов работы с блогом, киберспорт, интернет-психология (в т.ч. противодействие кибербуллингу).

Существует потенциал развития платных услуг, прежде всего, в крупных городах Татарстана. Наблюдается платежеспособный спрос на качественное дополнительное образование по техническому и спортивному направлениям, а также изучению иностранных языков. С целью повышения объема платных услуг необходим бенчмаркинг данного рынка в успешных регионах и городах.

Увеличению охвата детей дополнительным образованием может способствовать развитие дистанционных форм обучения. Данный формат позволяет ребенку изучать программы дополнительного образования, которые в его населенном пункте не реализуются.

Литература:

1. План мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Республике Татарстан. - URL: https://mert.tatarstan.ru/plan-meropriyatiy-dorozhnaya-karta-po-sodeystviyu.htm (дата обращения: 22.04.2022).

2. Сведения об учреждениях дополнительного образования Республики Татарстан за 2018-2020гг. (отчеты Республиканского центра внешкольной работы).

3. Средняя российская семья оценивает расходы на образование и развитие ребенка в 1,6 млн рублей. - URL: https://www.sberbank.com/ru/news-and-media/press-releases/article?newsID=dc46d5a8-f9c2-4bd8-b2aa-e 11d53880d5a&blockID=7&regio nID=77&lang=ru&type=NEWS (дата обращения: 20.04.2022).

4. Родители тратят до полумиллиона в год на репетиторов, но не готовы платить за частные школы. - URL:https://realnoevremya.ru/ artides/74135-roditeH-tratyat-na-repetitorov-no-ne-za-chastnye-shkoly (дата обращения: 20.04.2022).

5. Чем живет новое поколение: статистика о российской молодежи. - URL: https://www. thinkwithgoogle.com/_qs/documents/3202/00404_ Google_Youth_Study_RU_2.pdf (дата обращения: 19.04.2022).

6. В крупнейших российских вузах появятся образовательные программы по киберспорту и геймдизайну. - URL: https://www.cybersport.ru/ other/news/v-krupneishikh-rossiiskikh-vuzakh-

poyavyatsya-obrazovatelnye-programmy-po-kibersportu-i-geimdizainu (дата обращения: 23.04.2022).

7. Минобрнауки РТ: Дополнительное образование - безграничный ресурс развития навыков детей. - URL: https://www.tatar-inform.ru/news/ dopolnitelnoe-obrazovanie-v-tatarstane-kuda-otdat-rebenka-dlya-slifovki-kompetencii-5833106 (дата обращения: 17.04.2022).

8. Россия входит в топ-20 стран с развитой системой дополнительного образования детей. - URL: https://edu.gov.ru/press/3250/rossiya-vhodit-v-top-20-stran-s-razvitoy-sistemoy-obrazovaniya-detey (дата обращения: 18.04.2022).

Directions for the Development of the System of Additional Education for Children in the Republic of Tatarstan

Laptev A.V.

Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasov

The article is a study of environmental factors that determine the state of the system of additional education for children in the Republic of Tatarstan. Based on the analysis of consumers, direct and indirect competitors, state policy, the directions for the development of the regional system of additional education are determined.

Key words: additional education of children, external environment, consumers, competitors, state policy, development of institutions of additional education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.