Научная статья на тему 'ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ'

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1249
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НЕУСПЕШНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амбарова П.А., Зборовский Г.Е., Захарова Л.Р.

В статье дается трактовка дополнительного образования как важного фактора перехода учащихся школ от неуспешности к успешности академического и внеакадемического развития. Показывается роль дополнительного образования, его значимость наряду с основным образованием. Характеризуются ресурсные возможности дополнительного образования в плане преодоления образовательной неуспешности школьников. Обращается внимание на «ландшафт» дополнительного образования в России, которое рассматривается в качестве уникального социального института образования детей как динамичная система, характеризующаяся открытостью, мобильностью и гибкостью. Выявляется направленность государственной политики по поддержке дополнительного образования, показывается ее ограниченность и делаются предложения по ее оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL EDUCATION AS A RESOURCE FOR OVERCOMING EDUCATIONAL FAILURE

The article interprets additional education as an important factor in the transition of school students from failure to success in academic and non-academic development. The role of additional education and its significance along with basic education is shown. The article describes the resource possibilities of additional education in terms of overcoming the educational failure of schoolchildren. Attention is drawn to the «landscape» of additional education in Russia, which is considered as a unique social institution of children's education as a dynamic system characterized by openness, mobility and flexibility. The authors identify the direction of the state policy to support additional education, shows its limitations, and makes suggestions for its optimization.

Текст научной работы на тему «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ»

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ SOCIOLOGY OF EDUCATION

DDOI 10.26105/SSPU.2020.68.5.002 УДК 316.74-053.5 ББК 60.561.9-4

П.А. АМБАРОВА, Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ, L.R. ZAHAROVA

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС ПРЕОДОЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ

P.A. AMBAROVA, G.E. ZBOROVSKY, Л.Р. ЗАХАРОВА

ADDITIONAL EDUCATION AS A RESOURCE FOR OVERCOMING EDUCATIONAL FAILURE

Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 19-29-07016 «Трансфер человеческого капитала образовательных общностей: от неуспешности куспешности». The article was prepared with the support of the Russian Foundation for Basic Research, project No. 19-29-07016 «Transfer of human capital of educational communities: from failure to success».

В статье дается трактовка дополнительного образования как важного фактора перехода учащихся школ от неуспешности к успешности академического и внеакадемическо-го развития. Показывается роль дополнительного образования, его значимость наряду с основным образованием. Характеризуются ресурсные возможности дополнительного образования в плане преодоления образовательной неуспешности школьников. Обращается внимание на «ландшафт» дополнительного образования в России, которое рассматривается в качестве уникального социального института образования детей как динамичная система, характеризующаяся открытостью, мобильностью и гибкостью. Выявляется направленность государственной политики по поддержке дополнительного образования, показывается ее ограниченность и делаются предложения по ее оптимизации.

The article interprets additional education as an important factor in the transition of school students from failure to success in academic and non-academic development. The role of additional education and its significance along with basic education is shown. The article describes the resource possibilities of additional education in terms of overcoming the educational failure of schoolchildren. Attention is drawn to the «landscape» of additional education in Russia, which is considered as a unique social institution of children's education as a dynamic system characterized by openness, mobility and flexibility. The authors identify the direction of the state policy to support additional education, shows its limitations, and makes suggestions for its optimization.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, институт дополнительного образования, образовательная успешность, образовательная неуспешность, государственная политика в сфере дополнительного образования.

Key words: additional education of children, institute of additional education, educational success, educational failure, state policy in the field of additional education.

Введение. В условиях современного развития школьного образования одна из основных проблем, стоящая перед ним, заключается в преодолении образовательной неуспешности учащихся. Как показывают исследования, в том числе и наши [3, 9, 12], в последние годы наблюдается определенный рост этого явления. Образовательная неуспешность школьников становится серьёзным барьером на пути их не только академического, но и социального продвижения. Важным фактором и, вместе с тем, ресурсом на пути преодоления этого серьёзного жизненного барьера может стать дополнительное образование учащихся - при условии придания ему значительного общественного внимания и полноценной государственной поддержки.

О такой возможности и необходимости свидетельствуют успехи и достижения рассматриваемого вида образования. Анализ отдельных образовательных практик подтверждает большие перспективы дополнительного образования в плане преодоления академической неуспешности учащихся. И никого не должен вводить в заблуждение термин «дополнительное образование», используемый нередко в значении «вторичное образование» (после первичного - основного). В ряде ситуаций дополнительное образование выступало и эффективно продолжает это делать сейчас в качестве не менее значимого, чем основное. Много успешных образовательных практик получило начало именно в этом виде образования. Достижения учащихся в научном, техническом, художественном и иных видах творчества чаще всего начинались именно с их включенности в дополнительное образование. Поэтому его исследования с самых различных позиций - педагогических, социологических, психологических и иных - требуют своего дальнейшего развития.

Целью данной статьи является анализ дополнительного образования как ресурса, направленного на преодоление образовательной неуспешности учащихся.

Методами исследования стали анализ статистических данных по дополнительному образованию, анализ документов и обобщение данных социологических исследований, близких к заявленной теме.

Как дополнительное образование помогает преодолевать образовательную неуспешность школьников

Многообразие форм и содержания - неотъемлемый признак современного дополнительного образования. Б. Куприянов выделяет два полюса системы дополнительного образования для школьников, складывающейся в современной России. Первый образован «клубным» допобразованием со свойственными ему неформальными, либеральными отношениями и таким же свободным подходом к разработке содержания образовательной деятельности. Второй полюс образован спортивными, музыкальными, художественными школами, школами искусств с характерными для них формальными отношениями и программируемой системой занятий и отчетности. Между этими двумя полюсами складывается целый диапазон практик дополнительного образования [6].

Вариативность, многообразие и принцип добровольности дополнительного образования выступают важнейшими факторами повышения ресурсности школьников, конвертируемой в успешность в формальном образовании. В сфере допобра-зования складываются и развиваются многие социальные и культурные компетенции, столь необходимые современной школе, но не формируемые ею. Причины тому -стандартизированность образовательных программ, дефицит времени и внимания к каждому ученику, «заточенность» обучения на формирование знаний, умений, навыков, тестируемых современными министерскими системами контроля качества образования.

Дополнительное же образование весьма чувствительно к многообразным и быстро меняющимся запросам и интересам самих школьников и их родителей. Кроме того, оно открыто современным неформальным культурным и социальным практикам, помогающим детям и подросткам интегрироваться в современное сложно струк-

турированное и динамично меняющееся общество [2, 7]. Официальная же школа зачастую обходит стороной многие новые проблемы и возможности, которыми живет современная школьная молодежь.

Социологические и педагогические исследования показывают, что дети и подростки, включенные в практики дополнительного образования, как правило, достигают хороших показателей в учебе. При этом влияние допобразования на образовательную успешность может осуществляться как непосредственно, так и косвенно. Положительный эффект достигается благодаря обогащению социальной, социально-психологической и физической ресурсности школьников.

Социальная ресурсность включает в себя важные социальные компетенции и качества, которые усиливают социальный и культурный капитал учащихся. Так, согласно исследованию В.А. Иванюшиной и Д.А. Александрова, посещение кружков способствует выработке и закреплению таких социализирующих навыков, как умение работать в команде, общаться, управлять своим временем [8]. У школьников формируются важные социальные качества - целеустремленность, самостоятельность, способность к самоорганизации. Все эти качества и компетенции востребованы в школьной учебной деятельности. Кроме того, по мнению родителей, дополнительное образование структурирует учебное и внеучебное время детей, что позволяет избегать «черных дыр» в их бюджете времени. Внешкольные занятия расширяют их кругозор и обогащают жизненный опыт за счет общения с разными людьми и вовлеченности в различные события, отвлекает от «улицы» [11]. Кстати, исследования показали, что на успеваемость учащихся оказывает влияние количество времени, проведенное вне школы вместе с родителями.

Вовлеченность в дополнительное образование помогает наращивать социально-психологическую ресурсность детей и подростков. Речь идет о формировании у школьников адекватной самооценки, тестировании их способностей и наклонностей. В допобразовании срабатывает компенсационный механизм, который помогает неуспевающим в школе ученикам проявить свои лучшие качества и продемонстрировать свою способность быть успешными в других видах деятельности.

Таким образом, неуспевающие учащиеся достигают состояния уверенности в себе, в своих интеллектуальных, физических способностях, чувства удовлетворенности результатами своей деятельности. У них снижается страх неудачи и тревожность. Все это способствует формированию состояния субъективного благополучия, выступающего необходимым психологическим ресурсом достижения образовательной успешности в школе.

Неструктурированное (занятия в кружках) и структурированное (занятия в школах) допобразование по-разному оказывает влияние на различные виды самооценки учащихся - общую, физическую и академическую [11]. Но в каждом случае это влияние положительное. Кроме того, существует тесная связь между возможностью заниматься в кружках при школе и удовлетворенностью школой в целом [10]. Поэтому организация качественных программ дополнительного образования при школах и в России, и за рубежом подтвердила эффективность таких практик для преодоления образовательной неуспешности учащихся [4, 15, с. 84-105].

Любые виды дополнительного образования, если они обладают персонифицированным и вариативным характером, способствуют укреплению познавательной и достижительной мотивации школьников. На ее основе, в свою очередь, формируется образовательная мотивация - одно из главных проявлений образовательной успешности.

Дополнительное образование служит важным источником формирования другого компонента образовательной успешности - профессионального самоопределения. Не только художественные, музыкальные и спортивные школы, реализующие программы предпрофессиональной подготовки, создают основу для профессионального ориентации и профессионального самоопределения детей и подростков. Любой вид дополнительного образования открывает возможности для профессиональной

пробы и расширяет спектр видов деятельности, которые вводят школьников в мир труда и профессий. В этом смысле система допобразования эффективнее справляется с задачей профориентации школьников, чем школа [1].

Профориентационная деятельность является для школы задачей второго плана, нередко носит имитационный характер и осуществляется в неинтересных для современных школьников формах. Современной школе трудно решить эту задачу в условиях сверхзанятости учителей, дефицита полной и адекватной информации о рынке труда и мире профессий, при отсутствии системных связей с колледжами и вузами, производственными организациями. Неэффективность школьной профориен-тационной работы - одна из предпосылок образовательной неуспешности студентов СПО и вузов.

Данная проблема актуализирует использование ресурсов организаций допо-бразования, которые готовы взять на себя часть работы по профориентации школьников и реализовать ее эффективно благодаря принципам многообразия, добровольности, индивидуализированности и практикоориентированности. Исследователи подчеркивают, что разноуровневость, вариативность, гибкость программ дополнительного образования, возможность построения индивидуального маршрута обучающегося позволяют подготовить детей к будущей успешной жизни [14]. Именно эта сфера является площадкой для проб подростков при подготовке к выбору своей жизненной траектории, в том числе профессиональной карьеры.

«Ландшафт» дополнительного образования в России

В современной системе российского образования сложился уникальный социальный институт дополнительного образования детей как динамичная система, характеризующаяся открытостью, мобильностью и гибкостью.

По данным Росстат, в 2019 г. система дополнительного образования детей включала 11 287 государственных (муниципальных) и 439 негосударственных организаций. На их базе функционировало около 537 759 кружковых объединений и 3 614 научных сообществ. 197 140 объединений работало на базе образовательных организаций. В системе допобразования в 2019 г. было занято всего 412 230 чел., в том числе 252 633 педагогических работников. Численность учащихся государственных организаций допобразования различных видов в 2019 г. достигла 9 955 817 чел., в негосударственных организациях - 154 557 чел. [16].

Простой расчет показывает, что в среднем на одного педагогического работника приходится более 40 детей. По нашему мнению, приведенное соотношение нуждается в его оптимизации и требует увеличения численности педагогических работников. Дополнительное образование - по своей природе такая сфера взаимодействия учащихся и педагогов, в которой создается больше возможностей для индивидуализированных форм отношений между этими образовательными общностями по сравнению с обычной школой. Чем меньше детей приходится в расчете на одного педагога, тем возрастает статистическая закономерность уделять каждому из них больше времени. Данные о численности занимающихся детей по направлениям дополнительного образования приведены в таблице 1.

Наиболее распространенным типом организаций допобразования, в которых обучается большинство детей и подростков (табл. 2), являются школы (спортивные, музыкальные, художественные, школы искусств) и центры. К последним относятся центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы, детского (юношеского) технического творчества (научно-технического, юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий и др.

Таблица 1

Численность детей и подростков, занимающихся в организациях дополнительного образования различных направлений образовательной деятельности (в целом по Российской Федерации в 2019 г.), чел.

(составлено авторами по: [16])

Типы организаций дополнительного образования В том числе по направлениям дополнительного образования

Всего технического творчества спортивно-технические эколого-биологические туристско-краеведческие спортивные художественного творчества культурологические другие научные общества

Государственные (муниципальные) организации 9883867 768867 53814 386092 384931 2187290 4373063 96689 1633121 71950

Негосударственные организации 152232 17397 480 779 708 15957 12112 11082 93717 2325

Всего 10036099 921099 54294 386871 385639 2203247 4385175 107771 1726838 74275

Таблица 2

Численность детей и подростков, занимающихся в организациях дополнительного образования различных типов в Российской Федерации

в 2019 г., чел.

(составлено авторами по: [16]).

Типы организаций допобразования Государственные организации Негосударственные организации

Центры 4 306 437 109 530

Дворцы 824 370 0

Дома 1 248 624 379

Станции 271244 16

Школы 1 967 970 30 365

Спортивные школы 1 279 863 14 267

Спортивные школы олимпийского резерва 55 816 0

Спортивно-адаптивные школы 1 493 0

Всего 9955817 154 557

Нормативно содержание программ дополнительного образования четко структурировано [13]. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» установил 6 направленностей дополнительных общеобразовательных программ: техническая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая. В реальности содержание современного дополнительного образования напоминает мозаичную картину. В ней, наряду с традиционными видами деятельности, развиваются инновационные, порожденные актуальной молодежной культурой, - скейтбординг, граффити, флешмобы, стратегические игры в социальных сетях, мультимедийные студии и студии мюзикла, научные шоу, интерактивные парки, воркауты, центры семейной анимации, паркур, инкаунтер, квесты, дискуссионные клубы, интеллектуальные игры [6].

В рассматриваемой системе в зависимости от требований к результатам образовательной деятельности сегодня формируется несколько уровней дополнительного образования. К первому относятся те организации, в которых требования предельно формализованы, предписаны вышестоящими органами управления и завязаны на финансировании. Такие организации автоматически вписаны в систему бюрократической оценки эффективности деятельности образовательных организаций. Ко второму уровню относятся те организации, в которых деятельность носит общеразви-вающий характер и, соответственно, требования либо сформулированы с ориентацией на возможности и потребности учащихся, либо вообще отсутствуют как таковые.

Одной из важнейших тенденций развития системы допобразования в России является развитие сектора негосударственных организаций. Он представлен различными лингвистическими центрами и центрами развития детей. Особенно активно данный сектор развивается в крупных городах и мегаполисах, охватывая до 17% детей [5, с. 49]. В 2019 г. в сельской местности на территории всей страны работало только 18 негосударственных организаций допобразования [16]. По мнению исследователей, сильнейшим стимулом к его расширению послужила глубокая неудовлетворенность руководителей и сотрудников этих организаций в качестве услуг существующего в стране дополнительного образования [5, с. 50]. Создавая свои организации, они руководствовались, прежде всего, личными мотивами - желанием удовлетворить интересы и потребности своих детей.

Анализ статистических данных показывает, что негосударственный сектор допобразования по численности персонала в 65 раз меньше государственного, а по количеству организаций - в 26 раз (11 287 против 421) [16]. В отличие от последнего уровень образования персонала, занятого в негосударственных образовательных организациях, выше: в государственных организациях имеют высшее образование чуть менее 58%, в негосударственных - 86,4%. Негосударственный сектор имеет более молодой состав работников (табл. 3).

Таблица 3

Возрастной состав государственных и негосударственных организаций дополнительного образования в Российской Федерации в 2019 г., чел.

(составлено авторами по: [16]).

Возраст Государственные Негосударственные

организации организации

Моложе 25 лет 21 295 (5,2%) 701 (11,2%)

25-35 лет 72 595 (17,9%) 2 346 (37,5%)

35 лет и старше, 312 091 (76,9%) 3 202 (51,2%)

в том числе пенсионеры 127 672 (31,4%) 634 (10,1%)

Всего 405 981 6 249

Несмотря на большие финансовые и организационные трудности, негосударственный сектор дополнительного образования продолжает развиваться и по-настоящему является инновационным по форме, технологиям и содержанию. На наш взгляд, именно негосударственные организации готовы работать с «трудными» дошкольниками и школьниками, испытывающими серьезные проблемы в школе или неготовыми к ней.

В негосударственном секторе допобразования работает большое количество талантливых, высококвалифицированных специалистов - педагогов, психологов, тренеров, логопедов и других узких специалистов. Современная школа испытывает сегодня острый дефицит таких профессионалов, однако создать для них оптимальные условия труда она не в состоянии. В условиях оптимизации либо сокращаются ставки для таких специалистов, либо их нагрузка растет в такой прогрессии, что эффективность их работы сводится к нулю. В связи с этим происходит перетекание столь

необходимых школе и проблемным школьникам специалистов в негосударственные образовательные центры, услуги которых доступны далеко не всем семьям и, соответственно, достаточно большой части школьников, испытывающих трудности в школьном обучении.

Направленность государственной политики по поддержке дополнительного образования

Развитие дополнительного образования является неотъемлемой частью образовательной политики государства. Однако российское допобразование было включено в приоритеты государственной политики в отношении детей и молодежи не так давно. До этого времени оно функционировало за границей активного внимания и поддержки со стороны институтов государственного управления образованием.

На нормативном уровне дополнительное образование было включено в систему российского образования в 2012 г., о чем свидетельствует статья 75 Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29 декабря 2012 г. До этого времени дополнительное образование регулировалось отдельным правовым актом. Закон «Об образовании в Российской Федерации» впервые установил значимость дополнительного образования детей в структуре национальной системы образования, его место в образовательной сфере страны в целом.

Цели дополнительного образования и вектор его развития стали предметом нескольких концептуальных документов, касающихся сферы образования. Среди них: Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 г., Указ Президента от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки к 2020 году», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295, Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, актуальный Национальный проект «Образование».

Кроме того, были разработаны отдельные документы для регулирования развития дополнительного образования. К ним относятся, прежде всего, Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р, Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования», одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 г., приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 г. и др.

Согласно официальным документам, дополнительное образование рассматривается как ресурс, способствующий, наряду с основным образованием, научно-техническому прогрессу и решению ряда социальных проблем российских детей и молодежи. Эффективность подсистемы допобразования определяется ее способностью обеспечить доступность и качество дополнительного образования для детей и подростков, а также выявить и развить у них задатки и способности, которые обеспечат их устойчивое саморазвитие в дальнейшей жизни.

Анализ содержания комплекса названных официальных документов показывает, что в основе развития системы дополнительного образования по-прежнему лежит традиционная цель - удовлетворение индивидуальных интересов и потребностей всех детей в их личностном развитии. Между тем, у допобразования появились новые цели, соответствующие интересам, прежде всего, самого государства. И на достижение этих целей оно выделяет значительные финансовые ресурсы, что само по себе говорит о приоритетности данного направления развития допобразования.

Прежде всего, в интересах государства допобразование ориентировано на раннее выявление и поддержку талантливых и способных детей в таких сферах, как спорт, искусство и наука. В рамках национального проекта «Образование» с 2018 г. реализуется Федеральный проект «Успех каждого ребенка». Именно в нем нормативно было закреплено данное направление работы, осуществляемое через создание региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи и реализующих программы с учетом Образовательного фонда «Талант и успех». Кроме того, в 2019 г. распоряжением Минпросвещения России от 20 июня 2019 г. № Р-63 была утверждена ведомственная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности».

Региональные модельные центры стали создаваться во многих субъектах Российской Федерации раньше, чем были приняты выше названные концептуальные документы (с 2017 г.). Они превратились в проектные офисы для реализации данных программ и проектов. Они обеспечивают эффективное взаимодействие с базовыми организациями, федеральными ресурсными центрами, а также с опорными муниципальными центрами дополнительного образования и организациями, участвующими в дополнительном образовании детей, а также центрами по выявлению и сопровождению одаренных детей, через оказание ресурсной, учебно-методической, организационной поддержки. Региональные модельные центры работают во взаимодействии с образовательным центром «Сириус», технопарками «Кванториум», деятельность которых направлена на стимулирование научно-технического, инженерного, технологического творчества детей. Они транслируют региональным и муниципальным организациям допобразования идеологическую и методическую помощь со стороны центра «Сколково».

Таким образом, наряду с декларацией повышения доступности и качества допобразования для всех групп детей, оно включает в себя особые меры поддержки отдельных целевых групп, которые можно назвать успешными. Неуспешные школьники, с позиций государства, не являются объектом внимания в рамках приоритетных направлений развития российского дополнительного образования.

Выводы. Подводя итоги рассмотрения дополнительного образования как ресурса преодоления образовательной неуспешности школьников, мы могли бы сделать следующие выводы.

Актуализация дополнительного образования в обозначенной выше его функции не только имеет право на существование, но и требует своей реализации в сфере и научных исследований, и образовательных практик, и государственной политики, направленной на развитие рассматриваемого вида образования.

Развитие дополнительного образования как ресурса преодоления образовательной неуспешности школьников требует разработки специальных образовательных структур и программ. Организациям дополнительного образования так же, как и школам, требуются специалисты - логопеды, тьюторы, социальные педагоги и психологи, необходимые для реализации таких программ. Запуск такого вектора развития допобразования нуждается в дополнительных мерах государственной поддержки и с точки зрения его финансирования в целом, и повышения образовательного уровня педагогических кадров, и улучшения технической и технологической оснащенности учреждений и организаций.

Развитие дополнительного образования в целях более эффективной деятельности по преодолению образовательной неуспешности учащихся нуждается в установлении тесной связи с образовательными организациями начальной, основной и полной средней школы. Каждый неуспешный в академическом плане школьник, посещающий организации дополнительного образования, должен стать объектом пристального интереса к его жизни и учебе со стороны всех субъектов образования и воспитания, включая школу и семью.

Литература

1. Амбарова П.А., Немировский М.В. Новые подходы к профессиональной ориентации в школе в условиях изменяющегося мира профессий // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. № 1 (26). С. 188-199.

2. Голованов В.П. Современное дополнительное образование детей как личное образовательное пространство детства // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. С. 160-165.

3. Двенадцать решений для нового образования: Доклад Центра стратегических разработок и ВШЭ. М.: Изд-во ВШЭ, 2018. 106 с.

4. Докторов Б.З. Foster City - это и есть моя Америка. Социографические очерки. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2019. 164 с.

5. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / Под ред. С.Г. Косарецкого, И.Д. Фрумина. М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. 277 с.

6. Дополнительное образование переформатируется. URL: https://iq.hse.ru/ news/177664005.html (дата обращения: 26.07.2020).

7. Журкина А.Я. Воспитательный потенциал дополнительного образования детей. Условия его реализации. Диагностика эффективности // Педагогическое искусство. 2017. № 2. С. 23-29.

8. Занятия в кружках повышают самооценку школьников. URL: https://iq.hse.ru/ news/177666550.html (дата обращения: 26.07.2020).

9. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. Риски образовательной неуспешности учащейся молодежи // Социологический журнал. 2020. Т. 26. № 2. С. 60-81.

10. Иванюшина В.А., Александров Д.А. Социализация через неформальное образование: внеклассная деятельность российских школьников // Вопросы образования. 2014. № 3. С. 174-196.

11. Как занятия в кружках связаны со школьной успеваемостью. URL: https:// iq.hse.ru/news/201469872.html (дата обращения: 26.07.2020).

12. Клячко Т.Л., Семионова Е.А., Токарева Г.С. Успешность и неуспешность школьников: ожидания родителей, оценка учителей // Вопросы образования. 2019. № 4. С. 71-92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Львова Л.С. Содержание и направленность дополнительных общеобразовательных программ в логике непрерывного образования // Методист. 2020. № 2. С. 7-11.

14. Малкина С.Е., Головнева Е.В. Направления, цели и задачи дополнительного образования детей // Современные научные исследования разработки. 2018. Т. 2. № 5. С. 363-365.

15. Мурашев А. Другая школа. Откуда берутся нормальные люди. Монография. М.: Эксмо-Пресс, 2019. 352 с.

16. Сводный отчет по форме федерального статистического наблюдения № 1-ДО (сводная) «Сведения об учреждениях дополнительного образования детей за 2019 год» // Банк документов. Министерство просвещения Российской Федерации. URL: docs.edu.gov.ru/document/ (дата обращения: 29.07.2020).

References

1. Ambarova P.A., Nemirovsky M.V. Novye podhody k professional'noj orientacii v shkole v usloviyah izmenyayushchegosya mira professij [New approaches to vocational guidance at school in the changing world of professions] // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. Seria 1: Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. 2020. № 1 (26). S. 188-199. (In Russian).

2. Golovanov V.P. Sovremennoe dopolnitel'noe obrazovanie detej kak lichnoe obrazovatel'noe prostranstvo detstva [Modern additional education of children as

personal educational space of childhood] // Yaroslavskij Pedagogicheskij Vestnik. 2017. № 5. S. 160-165. (In Russian).

3. Dvenadcat' reshenij dlya novogo obrazovaniya: Doklad Centra strategicheskih raz-rabotok i VSHE [Twelve solutions for the new education. Report of the Center for Strategic development and Higher School of Economics]. M.: HSE Publisher, 2018. 106 s. (In Russian).

4. Doktorov B.Z. Foster City - eto i est' moya Amerika. Sociograficheskie ocherki [Foster City is my America. Sociographic essays]. M.: Centr social'nogo prognozirovaniya i marketinga, 2019. 164 s. (In Russian).

5. Dopolnitel'noe obrazovanie detej v Rossii: edinoe i mnogoobraznoe [Extracurricular education of children in Russia: unified and diverse / Pod red. S.G. Kosareckogo, I.D. Frumina. M.: HSE Publisher, 2019. 277 s. (In Russian).

6. Dopolnitel'noe obrazovanie pereformatiruetsya [Additional education is being reformatted]. URL: https://iq.hse.ru/news/177664005.html (data obrashheniya: 26.07.2020). (In Russian).

7. Zhurkina A.Ya. Vospitatel'nyj potencial dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Usloviya ego realizacii. Diagnostika effektivnosti [Educational potential of additional education of children. Conditions for its implementation. Diagnostic of the efficiency] // Peda-gogicheskoe iskusstvo. 2017. № 2. S. 23-29. (In Russian).

8. Zanyatiya v kruzhkah povyshayutsamoocenku shkol'nikov [Classes in circles increase students' self-esteem]. URL: https://iq.hse.ru/news/177666550.html (data obrashheniya: 26.07.2020). (In Russian).

9. Zborovsky G.E., Ambarova P.A. Riski obrazovatel'noj neuspeshnosti uchashchejsya molodezhi [Risks of educational failure of studying youth] // Sociologicheskij zhur-nal. 2020. № 2 (26). S. 60-81. (In Russian).

10. Ivanyushina V.A., Aleksandrov D.A. Socializaciya cherez neformal'noe obrazovanie: vneklassnaya deyatel'nost' rossijskih shkol'nikov [Socialization through informal education: extracurricular activities of Russian school students] // Voprosy obrazovaniya. 2014. № 3. S. 174-196. (In Russian).

11. Kakzanyatiya v kruzhkah svyazany so shkol'noj uspevaemost'yu [How classes in clubs are related to school performance]. URL: https://iq.hse.ru/news/201469872.html (data obrashheniya: 26.07.2020). (In Russian).

12. Klyachko T.L., Semionova E.A., Tokareva G.S. Uspeshnost' i neuspeshnost' shkol'nikov: ozhidaniya roditelej, ocenka uchitelej [Success and Failure of School Students: Parental Expectations and Teachers' Perceptions] // Voprosy obrazovaniya. 2019. № 4. S. 71-92. (In Russian).

13. L'vova L.S. Soderzhanie i napravlennost' dopolnitel'nyh obshcheobrazovatel'nyh programm v logike nepreryvnogo obrazovaniya [Content and orientation of additional General education programs in the logic of continuing education] // Methodist. 2020. № 2. S. 7-11. (In Russian).

14. Malkina S.E., Golovneva E.V. Napravleniya, celi izadachi dopolnitel'nogo obrazovaniya detej [Directions, goals and objectives of additional education for children] // Sovre-mennye nauchnye issledovaniya i razrabotki. 2018. № 5 (2). S. 363-365. (In Russian).

15. Murashev A. Drugaya shkola. Otkuda berutsya normal'nye lyudi [Other school. Where do normal people come from?]. Monografiya. M.: Eksmo-Press Publisher, 2019. 352 s. (In Russian).

16. Svodnyj otchet po forme federal'nogo statisticheskogo nablyudeniya № 1-DO (svod-naya) «Svedeniya ob uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya detej za 2019god» [Summary report on the form of Federal statistical observation No 1-DO (summary) «Information on institutions of additional education of children for 2019»]. URL: docs.edu.gov.ru/document/ (data obrashheniya: 29.07.2020). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.