Научная статья на тему 'Особенности и проблемы российского рынка услуг дополнительного образования детей'

Особенности и проблемы российского рынка услуг дополнительного образования детей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
606
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК УСЛУГ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ (МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каракчиева Инна Викторовна

В статье представлены общие тенденции рынка услуг дополнительного образования детей в России за период с 2012 по 2014 годы. Проанализированы особенности развития сети государственного и негосударственного организаций системы дополнительного образования детей, дана оценка объемов финансирования и динамики численности детей, занимающихся в государственных (муниципальных) и негосударственных организациях дополнительного образования детей. Приведенные статистические данные позволяют выделить ключевые направления по совершенствованию системы дополнительного образования детей в условиях Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Каракчиева Инна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и проблемы российского рынка услуг дополнительного образования детей»

10. Савина Т. ЛРазвивающий потенциал образовательной среды / Проблемы современной науки и образования. 2013. № 1 (15). С. 128-129.

11. Худикова Л. С., Егоров Е. Е. Выбор принципов построения систем мотивации в организации. В сборнике: Инновационные технологии управления Всероссийская научно-практическая конференция. 2014. С. 35-37.

Особенности и проблемы российского рынка услуг дополнительного образования детей Каракчиева И. В.

Каракчиева Инна Викторовна / Karakchieva Inna Viktorovna - старший научный сотрудник, Управление научно-исследовательских работ,

Автономная некоммерческая организация Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье представлены общие тенденции рынка услуг дополнительного образования детей в России за период с 2012 по 2014 годы. Проанализированы особенности развития сети государственного и негосударственного организаций системы дополнительного образования детей, дана оценка объемов финансирования и динамики численности детей, занимающихся в государственных (муниципальных) и негосударственных организациях дополнительного образования детей. Приведенные статистические данные позволяют выделить ключевые направления по совершенствованию системы дополнительного образования детей в условиях Российской Федерации.

Ключевые слова: рынок услуг, система дополнительного образования детей, государственные (муниципальные) образовательные организации дополнительного образования детей, негосударственные организации дополнительного образования детей, объем финансирования, источники финансирования, внебюджетное финансирование.

Рынок в его классическом понимании представляет собой экономические отношения между покупателями и продавцами. Однако в данной статье рассматривается рынок услуг дополнительного образования с точки зрения «предложения», то есть продавца услуг дополнительного образования.

Российский рынок услуг дополнительного образования имеет ряд особенностей, связанных как с инфраструктурными элементами системы дополнительного образования детей, так и нормативной правовой и методической базой, действующей в данной системе:

услуги в основном потребляются на месте их реализации, поэтому посредничество между потребителями и производителями практически отсутствует;

часть услуг на данном рынке предоставляется бесплатно, ввиду их социальной значимости (оплачиваются государственными и муниципальными бюджетами);

рынок характеризуется локальной сегментацией, связанной с рядом социально -экономических характеристик потребителя (доходами, ценами, запросами и требованиями к услугам со стороны потребителя и т. д.);

основными участниками рынка являются государство (в лице как организаций дополнительного образования, так и образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы), домашние хозяйства, частные предприятия и некоммерческие организации.

В России, как и в ведущих странах мира, в борьбе за человеческий капитал дополнительному образованию отводится важнейшая роль, поскольку

52

дополнительное образование - это «вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании» [1].

Хотя дополнительное образование и включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование, но по числу организаций дополнительного образования и численности занимающихся в данных организациях, абсолютным лидером в России является дополнительное образование детей.

Проведенное исследование показало, что в целом за период 2012-2014 годов наметился ряд положительных тенденций в системе дополнительного образования детей. Так число только государственных (муниципальных) образовательных организаций дополнительного образования детей выросло на 28,5 %, составив 11,7 тыс. организаций, которые посещали 9,6 млн. детей (диаграмма 1).

Диаграмма 1. Динамика роста сети и контингента государственных (муниципальных) организаций системы дополнительного образования детей

12 000 000 10 000 000 8 000 000 6 000 000 4 000 000 2 000 000 0

497 766_______ 517 730 —=^33 323

В а 9 593 215

I-----------

f I--------

L 10 410 11 710

------es^a-------------->*/------------------------1

2012 год 2013 год 2014 год

I Число объединений и научных обществ (ед.)

I Численность занимающихся (чел.)

600 000 500 000 400 000 300 000 200 000 100 000 0

Источник: Росстат

По данным Росстата за период с 2012 по 2014 годы выросло и число негосударственных организаций дополнительного образования детей на 81,5 %, что привело к увеличению численности детей, занимающихся в негосударственных организациях на 86,7 % (на начало 2015 года 23,9 тыс. человек занималось в негосударственных организациях дополнительного образования детей).

В нашей стране в начале 2015 года на платной основе занималось около 4 % детей и подростков из общей численности детей и подростков, охваченных системой дополнительного образования. Необходимо заметить, что данный показатель растет. Так если в 2012 году на платной основе занималось 2,7 % детей и подростков из общей численности детей и подростков, охваченных системой дополнительного образования, то по завершению 2013 года данный показатель вырос до 3,3 %.

Однако как число негосударственных организаций дополнительного образования детей, так и численность, занимающихся в них детей, не может отражать реальной картины в уровне развития рынка услуг дополнительного образования детей, предоставляемых негосударственными организациями.

Фактическое количество негосударственных организаций, предоставляющих услуги дополнительного образования детей превосходит в разы официальное количество зарегистрированных организаций негосударственного сектора системы

53

дополнительного образования детей. В данном случае можно говорить о наличии теневого рынка услуг дополнительного образования детей и отсутствии адекватных механизмов рыночного регулирования со стороны государства.

Формально рыночные отношения возникают при передаче бизнес организациям права предоставления услуг в сфере дополнительного образования детей. Однако со стороны государства в данной сделке выступают представители государственных органов власти, которые в настоящее время не имеют эффективных (адекватных) инструментов оценки самой организации, желающей предоставлять данный вид услуги, в настоящее время не ведется оценка рынка потребления данных услуг, что ведет не только к росту доли некачественных услуг, но и снижению доходов государства (в том числе за счет принципа унификации в системе ценообразования).

В рамках прогнозирования изменений на российском рынке услуг дополнительного образования детей необходимо учитывать ряд особенностей.

Во-первых, Россия имеет самый продолжительный в мировой практике срок пребывания в режиме централизованного планирования экономики, что обусловило формирование специфических социально-экономических традиций и предпочтений у основной массы населения страны («социально-экономическое иждивенчество»).

Во-вторых, рынок услуг дополнительного образования детей в России в настоящее время находится в зачаточном состоянии и пока не входит в зону интересов соответствующего федерального органа исполнительной власти (механизмы госрегулирования в данной сфере только формируются).

В третьих, оценка объемов, источников финансирования подтверждает абсолютное доминирование бюджетного финансирования организаций дополнительного образования детей (за период 2012-2014 годы данный показатель в среднем составил 92 %), что также является особенностью Российской Федерации.

В большинстве стран Европы (Великобритания, Нидерланды, Финляндия, Бельгия и др.), Азии (Корея, Сингапур, Индия и др.), Северной Америке (Канаде, США) сфера дополнительного образования детей («неформального образования») обеспечивается за счет частных вливаний фирм, компаний, организаций, взносов, пожертвований и пр. Так в странах мира наблюдается широкий диапазон по участию бизнеса (частному финансированию) в поддержке и развитии организаций дополнительного образования детей: в странах Европы от 5 до 80 %, в странах Азии от 0 до 60 %, странах Северной Америке от 10 до 50 %, странах Латинской Америки от 0 до 50 %, странах Африки 0 до 25 %.

В четвертых, для Российской Федерации характерно смещение в доле финансирования негосударственных и государственных (муниципальных)

образовательных организаций дополнительного образования, реализующих

дополнительные общеобразовательные программы для детей (диаграмма 2).

54

Диаграмма 2. Доля в финансировании негосударственных и государственных (муниципальных) образовательных организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей (%)

■- Доля от общего объема финансирования госудасгвенных (муниципальные) образовательных организаций дополнительного образования, реализующие дополнительные общеобразовательные программы для детей □Доля от общего объема финансирования негосудаственных образовательных организаций дополнительного образования, реализующие дополнительные общеобразовательные программы для детей

Источник: Росстат

Объемы финансирования образовательных организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей, за период с 2012 по 2014 годы в Российской Федерации выросли почти в 2 раза (2014 г. - 187,5 млрд. рублей), причем рост наблюдается как по государственным (муниципальным), так и негосударственным образовательным организациям дополнительного образования детей (диаграмма 3).

Диаграмма 3. Финансирование образовательных организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей (млн.

рублей)

186928 546,39

138807

297,17

95193

78,88

2012 год 2013 год 2014год

I объем финансирования госудаственных (муниципальные) образовательных организаций дополнительного образования, реализующие дополнительные общеобразовательные программы для детей

-■—объем финансирования негосудаственных образовательных организаций

дополнительного образования, реализующие дополнительные общеобразовательные программы для детей

Источник: Росстат

Среди внебюджетных источников финансирования негосударственных образовательных организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей, лидируют доходы от реализации платных дополнительных образовательных услуг (диаграмма 4).

55

Диаграмма 4. Источники финансирования негосударственных образовательных организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей (тыс. рублей)

Аналогичные тенденции за период 2012-2014 годов в рамках внебюджетного финансирования наблюдаются и в государственных (муниципальных)

образовательных организациях дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей: доходы от реализации платных дополнительных образовательных услуг выросли в 2 раза; доходы от производственной деятельности в 2,3 раза; благотворительные средства в 3,3 раза; другие внебюджетные источники в 2 раза. Вместе с тем выделяется ряд тенденций в связи со становлением и развитием российского рынка услуг дополнительного образования детей. Так благотворительные средства в большей степени вкладываются в государственные (муниципальные) образовательные организации дополнительного образования детей. При общем росте внебюджетного финансирования государственные (муниципальные) образовательные организации дополнительного образования, реализующие дополнительные общеобразовательные программы для детей, уступают по темпам роста данного показателя (увеличение в 2,3 раза)

56

негосудаственным образовательным организациям дополнительного образования, реализующим дополнительные общеобразовательные программы для детей (рост в 6,9 раза). Причина связана с расширением рынка, появлением новых сегментов и готовностью бизнеса входить на данный рынок. На этом фоне наблюдается интенсивный рост доходов от производственной деятельности негосудаственных образовательных организаций дополнительного образования. Данные изменения можно объяснить не только готовностью бизнеса вкладывать свои средства в данную сферу образования, повышением доли практико-ориентированных (технопарки, робототехнические инкубаторы и пр.) негосударственных организаций дополнительного образования детей, но и наличием возрастающего спроса на данные услуги.

Вовлечение новых адекватных экономических, рыночных и административно -правовых механизмов позволит существенно снизить финансовую нагрузку на государство, повысит ответственность и роль бизнеса в создании современной системы дополнительного образования детей, создаст механизмы сдерживания и ликвидации теневого рынка услуг дополнительного образования детей. Включение бизнеса во взаимодействие с организациями дополнительного образования детей требует разработки и внедрения новой модели государственного управления, включающей не только налоговые преференции (от нулевой ставки к годовому обороту до освобождения от уплаты НДС до возмещения части налога - опыт стран Европы, США, Бразилии), эффективные экономические инструменты (сниженная или гарантированная государством банковская ставка по кредитам - опыт Канады, Австралии, США, страны Европы), но и в целом введение системы поддержки принятия управленческих решений с определением не только ожидаемых эффектов, но и эффективности последствий этих решений.

Преодоление выявленных неценовых барьеров при входе на рынок услуг дополнительного образования детей (потенциальные потребители обращают внимание не только на цену, но и на качество подачи услуги, сервис и т. д.) возможно в рамках создания независимого экспертного совета (ассоциации), с целью оценки качества предоставляемых услуг (как частными, так и государственными организациями дополнительного образования детей), отсева организаций,

предоставляющих некачественные услуги в системе дополнительного образования детей, оценки спроса и предложений в системе дополнительного образования детей, определения видов и объемов государственной поддержки (в том числе налоговой, административной, финансовой) в системе дополнительного образования детей. Гибкость, целостность системы дополнительного образования и ее устойчивость на рынке может быть обеспечена за счет введения системы Единого портала дополнительного образования - системы равного доступа организаций

дополнительного образования детей (вне зависимости от форм собственности) для информирования населения страны о многообразии программ и услуг дополнительного образования детей.

Литература

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 13.07. 2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).

2. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/(дата обращения: 10.10.2015).

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.