Научная статья на тему 'Учреждения дополнительного образования детей (данные статистики и Мониторинга экономики образования)'

Учреждения дополнительного образования детей (данные статистики и Мониторинга экономики образования) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
22910
417
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы образования
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / КОНТИНГЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / КАДРЫ / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ / CHILDREN'S INSTITUTIONS OF FURTHER EDUCATION / STUDENT BODY / EDUCATION PROGRAMS / STAFF / PROVISION OF RESOURCES / EFFICIENT CONTRACT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Представлены результаты опроса руководителей учреждений дополнительного образования детей, проведенного в рамках Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ. На основании полученных данных проанализированы структура контингента обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей, направленность реализуемых ими программ, обеспеченность данных образовательных учреждений кадрами и их финансирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents results of a survey that involved leaders of children’s institutions of further education and was carried out as part of the education economics monitoring by the National Research University «Higher School of Economics». On the basis of the findings the student body structure in the children’s institutions of further education, a focus of the programs they implement, staffing of these institutions and their finance are analyzed.

Текст научной работы на тему «Учреждения дополнительного образования детей (данные статистики и Мониторинга экономики образования)»

УЧРЕЖДЕНИЯ

Статья поступила в редакцию в апреле 2013 г.

дополнительного

_ _ ____\mS

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ1

Данные статистики и Мониторинга экономики образования

Представлены результаты опроса руководителей учреждений Аннотация

дополнительного образования детей, проведенного в рамках ______________

Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ. На основании полученных данных проанализированы структура контингента обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей, направленность реализуемых ими программ, обеспеченность данных образовательных учреждений кадрами и их финансирование.

Ключевые слова: учреждения дополнительного образования детей, контингент, образовательные программы, кадры, ресурсное обеспечение, эффективный контракт.

В 2013 г. в ежегодный Мониторинг экономики образования НИУ ВШЭ1 2 впервые был включен опрос руководителей учреждений дополнительного образования детей (УДОД). Внимание к данному типу учреждений обусловлено прежде всего отсутствием полной и непротиворечивой картины их функционирования в условиях социальных изменений и модернизации системы образования. Существующее Федеральное статистическое наблюдение и ведомственная отчетность позволяют собрать информацию только об отдельных аспектах деятельности УДОД и дать им сугубо количественную характеристику. Масштабных обследований этого сегмента сферы образования в последние десятилетия не проводилось.

В то же время специфика дополнительного образования детей, которая состоит в добровольности обучения и свободе выбора образовательной программы и места ее освоения, в возможности построения индивидуальных образовательных траекторий, обусловливает высокий потенциал УДОД в решении задач образования

1 Материал подготовлен группой сотрудников Института образования НИУ ВШЭ: ведущим научным сотрудником центра социально-экономического развития школы (цСЭРШ) НИУ ВШЭ Б.В. Куприяновым, директором цСЭРШ С.Г. Косарецким, ведущим научным сотрудником цСЭРШ Т.А. Мерцаловой, стажером-исследователем Т.В. Семеновой.

2 http://memo.hse.ru

209

ш

Вопросы образования. 2013. № 2 http://vo.hse.ru

и развития детей и подростков в современной социокультурной ситуации.

В 2012 г. принят ряд стратегических документов образовательной политики, в которых впервые за последние 20 лет в число приоритетов включено развитие дополнительного образования детей:

• Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

• Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утверждена Президентом России 3 апреля 2012 г.);

• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р «О государственной программе Российской Федерации “Развитие образования” на 2013-2020 гг.»;

• Указ Президента Российской Федерации от 2 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.»;

• Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г.;

• план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г.

№ 2620-р).

В качестве основных задач в развитии системы дополнительного образования детей определены:

— увеличение к 2020 г. доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75% (50% должны обучаться за счет ассигнований федерального бюджета);

— повышение качества услуг дополнительного образования;

— рост заработной платы педагогов УДОД.

Включение учреждений дополнительного образования детей в Мониторинг экономики образования позволит восполнить пробелы в имеющихся данных, охарактеризовать актуальное состояние системы и тенденции развития учреждений дополнительного образования и таким образом сформировать эмпирическую основу для выстраивания образовательной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. в подпрограмме № 2 «Развитие дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей» предусматривает поддержку регулярных обследований сферы неформального образования и социализации детей и молодежи, направленных на выявление актуальных и прогнозирование перспективных потребностей населения, оценку его удовлетворенности спектром и качеством услуг.

210

Учреждения дополнительного образования детей

Опрос руководителей проведен в 400 учреждениях дополнительного образования детей: 365 государственных (муниципальных) учреждениях (101 государственном, 264 муниципальных) и 35 негосударственных организациях, представляющих разные ведомства (образование, культура, спорт), действующих в различных по типу населенных пунктах (Москва, города с населением свыше 1 млн человек, с населением от 100 тыс. до 1 млн человек, до 100 тыс. человек, села).

Ключевой приоритет государственной политики в сфере до- Контингент полнительного образования детей — повышение доступности ус- обуча-луг. Согласно данным органов исполнительной власти, в 2011 г. юшиугя в Российской Федерации действовали 7902 учреждения дополни- ^ тельного образования, в которых занимались 7853,4 тыс. человек.

Общее число учреждений, в том числе детских музыкальных, художественных и хореографических школ, в последнее десятилетие сократилось. При этом число детско-юношеских спортивных школ и численность занимающихся в них значительно выросли.

Число учреждений дополнительного образования детей и численность обучающихся в них в 2000-2011 гг.

Число учреждений Численность занимавшихся в них (тыс. человек)

|_ о о о см lJ ю о о см lI (О о о см lJ со о о см lJ O) О о CM lI о о CM l! lJ О О О СМ lJ ю о о см lJ (О о о см lJ со о о см lJ 0) о о см lI о о см l!

о CM о см

Учреждения дополнительного образования, всего* о о CD 00 CD h- 00 00 CD 00 О 00 см CD h- 00 о ''3- 00 00 LO 00 CM о о h- СО LO О о h- со" ''3- 00 00 со" см 00 LO" h- см 00 00 о" h- О) h- со со" со о со со" LO со h-

Детско-юношеские спортивные школы** О о О 00 00 LO О 00 LO о CM LO CM о CM CM о ''3- см см со" со 00 со к о о LO со см" h- см о со" LO со LO LO со h- со

Детские музыкальные, художественные, хореографические школы и школы искусств*** 00 см 00 LO LO LO LO LO см CD LO LO CD LO LO CM о LO о h- 00 LO 00 CM 00 LO LO 00 см (Т> о" 00 см см О)" со со 00 со со со" о о со" со со со" ''3-

Источники: * данные Минобрнауки России; ** данные Минспорта России; *** данные Минкультуры России.

Согласно данным Федерального статистического наблюдения, наибольший охват программами дополнительного образования детей характерен для возрастных групп 5-9 лет и 10-14 лет и составляет 37,3 и 47,2% соответственно.

211

ш

Вопросы образования. 2013. № 2 http://vo.hse.ru

Охват детей программами дополнительного образования в 2011 г. (%)

Источник: Расчет по данным Федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений дополнительного образования детей (Минобрнауки России).

В ходе опроса руководителей УДОД оценивалась, в частности, доступность услуг дополнительного образования для различных категорий детей. Полученные результаты подтвердили существующее представление о том, что в образовательных учреждениях данного типа занимаются главным образом учащиеся начальной и средней (основной) ступеней школы: указали, что работают с данными группами 93 и 92,8% руководителей соответственно. Достаточно активно УДОД работают и с учащимися старшей ступени общеобразовательной школы (87,8%), значительное число УДОД (71,5%) реализует программы для детей дошкольного возраста.

Неожиданными оказались результаты опроса, касающиеся доли контингента старше 18 лет. Выяснилось, что она достаточно существенна: факт работы с ней отметили 30,3% руководителей УДОД. С данной категорией работают преимущественно УДОД спорта (51,5% положительных ответов).

Доля учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы для различных возрастных групп (%)

Младшие школьники (1-4-й кл.) Школьники средней школы (5-8-й кл.) Старшие школьники (9-11-й кл.)

Дошкольники Взрослые (старше 18-й лет)

.........................................................................................;

■......................................................................................................................................................................... .......................................................................................................I Ч

£7,1

3,0

J.H

Л,';

О 20 40 60 SO LOO

Доля УДОД, в %

212

Учреждения дополнительного образования детей

Доля учащихся младшего школьного возраста в общей численности контингента обучающихся в УДОД незначительно превышает долю учащихся подросткового возраста. В совокупности они составляют 65% общей численности детей. Процент старшеклассников заметно меньше (15,3%) и несколько превышает долю дошкольников (11,4%).

Возрастная структура контингента обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей (%)

Младшие школьники (i-4-й кл.) ^татту/АУ////лтата^ ?. 1 .т Школьники средней школы (5-8-й кл.)

Опрос позволил выявить представления руководителей УДОД об изменениях возрастной структуры контингента обучающихся за последние 5 лет. Половина опрошенных руководителей отмечает рост численности дошкольников. В отношении других возрастных групп преобладает ответ «осталась такой же». При этом высокая доля ответов «выросла» позволяет говорить о тенденции к росту представительства группы «младшие школьники» в структуре контингента. Стабильной (с некоторой положительной динамикой) является численность группы «подростки». Данные о динамике численности старшеклассников противоречивы: 26,4% опрошенных указали на ее рост, 24,2% — на сокращение.

Динамика возрастной структуры контингента учреждений дополнительного образования детей за последние 5 лет, по оценкам руководителей УДОД (%)

Старшие школьники (9-11-й кл.)

Взрослые (старше 18 лет)

Дошкольники

Младшие школьники (1-4-й кл.)

Дошкольники

Школьники (5-8-й кл.)

ш

Старшие школьники (9-11-й кл.)

ттж

о

го во

60 ао юп

^Уменьшилось ■ Осталось таким же И Выросло

213

ш

Вопросы образования. 2013. № 2 http://vo.hse.ru

При этом обращают на себя внимание территориальные различия: более высокую динамику роста доли старшеклассников отмечают руководители УДОД в Москве и в городах с численностью населения более 1 млн человек.

Динамика численности обучающихся в 9-11-х классах, посещающих УДОД, в различных населенных пунктах за последние 5 лет, по оценкам руководителей УДОД (%)

Село

Город до 100 тыс. чел. /ПГТ

Облцентр от 100 тыс. до 1 млн чел.

Другой город > 1 млн чел.

Москва

□ Выросло Осталось таким же 0 Уменьшилось

Согласно результатам опроса, большинство в контингенте УДОД составляют дети, проживающие в микрорайоне города (сельском поселении), в котором расположено учреждение. Более четверти обучающихся проживают в других микрорайонах этого города (сельских поселениях этого района). Дети из семей, живущих в других городах (сельских районах), составляют небольшую долю учащихся.

Структура контингента учреждений дополнительного образования детей по территории проживания (%)

В других микрорайонах этого города (сельских поселениях этого района)

В других городах (сельских районах) § j.h

|.vav^vava4vvaV/WhwJ Go о

Si

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

@ -i,h

О 1(1 ГЛ .Ш '111 .-л) Н] П) но

214

Учреждения дополнительного образования детей

Одним из достоинств системы дополнительного образования традиционно считается вариативность содержания, которая проявляется не только в направленности программ, но и в их ориентации на разные целевые группы (категории детей), на актуальные потребности семей и государства.

Данные опроса показывают, что более половины УДОД (54%) реализуют программы, ориентированные на одаренных детей. Менее активны УДОД в осуществлении программ, предназначенных для сложных категорий детей. Тем не менее на реализацию программ социально-педагогической профилактики, целевой категорией для которых являются подростки группы риска, указали 30,8% опрошенных руководителей УДОД, а на реализацию группы программ, ориентированных на детей из малообеспеченных и социально неблагополучных семей и выполняющих функции социальной защиты, — 28,8%.

Доля учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы, ориентированные на работу с детьми определенных категорий (%)

С одаренными детьми

С подростками группы риска

С детьми из малообеспеченных семей, социально неблагополучных семей

С другими особыми группами детей

жжжшт 1 за,s

ШЖШШ ?а.а

'тт Ш| 1з.з

0 10 ?0 10 ДО ЯГ' fir

Доля учреждений, %

Одним из приоритетов государственной политики в сфере дополнительного образования в настоящее время является увеличение охвата детей обучением за счет бюджетных средств. Результаты опроса руководителей УДОД показывают, что за счет средств бюджета в УДОД занимаются 68,1% дошкольников и 82,7% учащихся общеобразовательной школы. Таким образом, основными заказчиками платных образовательных услуг являются семьи дошкольников, а бюджетные средства обеспечивают преимущественно работу со школьниками. Очевидно, отмеченную выше тенденцию к росту численности дошкольников в составе контингента УДОД можно объяснить стремлением руководителей увеличить объем платных услуг.

215

ш

Вопросы образования. 2013. № 2 http://vo.hse.ru

Доля школьников и дошкольников, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей бесплатно, за счет средств бюджета (%)

Специфической особенностью учреждений дополнительного образования детей является режим их работы. Результаты опроса показали, что среди УДОД преобладают учреждения, в которых занятия проводятся во второй половине дня (65,9%), треть учреждений проводит занятия относительно равномерно в течение всего дня, незначительное число учреждений работает преимущественно в первой половине дня.

Режим занятий в учреждениях дополнительного образования детей

Преимущественно вторая половина дня Относительно равномерно в течение дня ‘AVAWAVAWAI 3J.3 Преимущественно первая половина дня g э.г

О 15 20 30 ^lO 50 50 75

Доля УДОД, %

Содержание Важнейшей характеристикой системы дополнительного обра-

образования зования детей является его содержание. Основная единица со_______________ держания деятельности УДОД — это программа. Одним из наиболее острых вопросов, обсуждаемых сегодня политиками и экспертами в данной области, является степень соответствия предлагаемых программ потребностям детей, семей, приоритетам государства. Прямым следствием решения, принятого по этому вопросу, является тот или иной подход к формированию заказа на услуги УДОД, финансируемого из средств бюджета. Кроме того, особое внимание к содержанию образования в УДОД обусловлено отсутствием государственных стандартов или иных инструментов его регламентации. Основой для анализа сложившегося содержания дополнительного образования детей может послужить нормативно заданный перечень направленностей программ УДОД.

Статистические данные свидетельствуют о значительном преобладании объединений художественной направленности — их насчитывается 168 023 (34% общего числа детских объединений, 33% численности детей, занимающихся в УДОД). На втором месте по численности находятся детские объединения спортивной направленности — 133 813 объединений (27%), в которых занимается

216

Учреждения дополнительного образования детей

29% всего контингента. Самыми малочисленными являются спортивно-технические объединения — 12 330.

Численность детей в учреждениях дополнительного образования детей по видам образовательной деятельности, 2011 г. (человек)

I Численность детей

Количество объединений

1 Г;Я02.1

liiSli

394f>?2

Художественная j Спортивная j

Туристическо-краеведческая

Эколого-биологическая^^^^™ 422 532 Спортивно-техническая биотехнического творчества 408 1 ?2

Культурологическая

Другая

324U69

■ 5 064

1102

□ 2 "3 224

□ 2 2 "Я 52 Я

Источник: Данные Федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений дополнительного образования детей (Минобрнауки России).

Результаты опроса руководителей УДОД также показывают, что наибольшее число УДОД реализуют программы художественной направленности. Далее следуют группы программ физкультурно-спортивной, социально-педагогической и научно-технической направленности. Значительно меньше осуществляется программ туристическо-краеведческой, военно-патриотической, спортивнотехнической, эколого-биологической направленности.

Соотношение долей программ различной направленности в общей численности программ, реализуемых УДОД, выглядит более сбалансированным. При этом программы художественной направленности сохраняют свое доминирование, а программы социально-экономической направленности встречаются крайне редко.

В УДОД осуществляются программы разной продолжительности. Преобладают программы, рассчитанные более чем на 3 года (83,8%), именно такие программы наиболее эффективны с точки зрения профессионального и досугового самоопределения обучающихся. 67,3% руководителей УДОД сообщили, что в их учреждениях осуществляются среднесрочные программы, не только позволяющие познакомить обучающихся с той или иной сферой деятельности, но и дающие им возможность достичь первых успехов. Кратковременные программы, в ходе которых ребенок может попробовать себя в том или ином виде деятельности, реализуют 60,3% УДОД.

217

ш

Вопросы образования. 2013. № 2 http://vo.hse.ru

Направленность программ, реализуемых учреждениями дополнительного образования детей (%)

Художественная Физкультурно-спортивная Социально-педагогическая 1 J ^

-17.2

Научно-техническая

Туристическо-краеведческая р-'-'-^ ^ | ^ ^ Эколого-биологическая

Культурологическая

Другая

Д8

i. 4

J,(J

3,2

Спортивно-техническая p^ ^ y

Военно-патриотическая

Естественно-научная

if ~

2.2

Социально-экономическая ^

i

id

Я Доля программ в общей численности программ

□ Доля учреждений, реализующих данные программы

7!)

I

:зи

Доля учреждений дополнительного образования детей, реализующих программы различной продолжительности (%)

Свыше 3 лет 2-3 года 1 год

83.8

1 1

87 з

80 3

О 20 40 60 80 100

Доля учреждений, %

Результаты опроса свидетельствуют об определенном дисбалансе спроса и предложения услуг дополнительного образования детей: существуют как конкурсный набор на отдельные программы, так и трудности с набором на программы определенных направленностей.

218

Учреждения дополнительного образования детей

Наибольшие трудности испытывают УДОД при комплектовании контингента по программам научно-технической направленности. Нелегко набрать группы также на программы эколого-биологической, туристическо-краеведческой и культурологической направленности. Наименьшие трудности руководители испытывают при комплектовании контингента по программам социально-экономической и социально-педагогической направленности.

Наличие трудностей при комплектовании контингента обучающихся по программам различной направленности,

по оценкам руководителей УДОД (%)

Научно-техническая

Эколого-биологическая

Туристическо-краеведческая

Культурологическая

Естественно-научная

Спортивно-техническая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Военно-патриотическая

Другая

Физкультурно-спортивная

Художественная

Социально-педагогическая

Социально-экономическая

1^/-

i5,s 15.7 1^.7 12.Ь

““Г”

О .п Ш 1!:

20,0

19,6

,6

Sl,t)

2-.3

I'd

зо

Конкурсный отбор используется прежде всего при приеме на программы художественной направленности. Достаточно распространено применение инструментов отбора при формировании групп обучающихся на программы культурологической и физкультурно-спортивной направленности. Практически без отбора принимают на программы научно-технической, эколого-биологической, туристическо-краеведческой, военно-патриотической направленности.

219

ш

Вопросы образования. 2013. № 2 http://vo.hse.ru

Наличие конкурсного отбора детей в учреждения дополнительного образования детей по программам

различной направленности (%)

Кадры

Художественная

Культурологическая

Физкультурно-спортивная

Спортивно-техническая

Научно-техническая

Естественно-научная

Другая

Эколого-биологическая

Социально-педагогическая

Туристическо-краеведческая

Военно-патриотическая

Социально-экономическая

ЖЖЖЖЖЖЛЖ '} I

I ~Г-----

20,в

10,0

А-ж-ж-а-ЖЯ

жуууххууу1

3,S

з

ХУЖ>| 4^1

0,0

i:,s

0 5 10 15 20 25 30

Доля учреждений, тые существует конкурсный отбор, %

Ситуация с кадрами учреждений УДОД интересна, с одной стороны, как ключевой фактор качества услуг, с другой стороны — в контексте задачи повышения заработной платы педагогических работников УДОД (перехода на эффективный контракт).

Согласно данным Федерального статистического наблюдения, в 2011 г. в УДОД работали 175 510 педагогов. 64% из них составляли женщины. 67% педагогов дополнительного образования имели высшее профессиональное образование, 27% — среднее профессиональное. Профильное, т.е. высшее и среднее педагогическое, образование имели 68% работников.

Уровень образования педагогических работников в учреждениях дополнительного образования детей в 2011 г. (человек)

Среднее

Начальное профессиональное Среднее профессиональное педагогическое Среднее профессиональное Высшее профессиональное педагогическое Высшее профессиональное

Источник: Данные Федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений дополнительного образования детей (Минобрнауки России).

220

Учреждения дополнительного образования детей

Согласно данным опроса руководителей УДОД в рамках Мониторинга экономики образования, в учреждениях дополнительного образования детей 77,5% педагогов имеют высшее образование, в том числе 56,8% — высшее педагогическое образование. Педагоги со средним профессиональным образованием составляют 21,3%, в том числе 14% имеют педагогическое образование, 7,3% — непедагогическое.

Уровень образования педагогов учреждений дополнительного образования детей, по данным опроса руководителей УДОД (%)

Высшее педагогическое образование

Высшее профессиональное (непедагогическое) образование

Среднее профессиональное педагогическое образование

Среднее профессиональное (непедагогическое) образование

Ученая степень

В силу специфики дополнительного образования наличие в УДОД существенной доли педагогических работников, не имеющих педагогического образования, нельзя оценивать однозначно негативно, как это традиционно делается применительно к дошкольному и общему образованию. Такой состав педагогов дает возможность ребенку встретиться в системе дополнительного образования со специалистами в определенной области практики или науки, что очень важно для его профессионального и личностного самоопределения, а также позволяет избежать избыточного дидактизма, неадекватного сути дополнительного образования детей: навязывания норм, оценочного подхода к деятельности детей и т.д.

Уровень профессионального образования педагогов УДОД выше в крупных городах (Москва, городские поселения численностью свыше 1 млн человек и от 100 тыс. до 1 млн человек) и заметно ниже в сельских УДОД. В ведомственном разрезе наиболее квалифицированным (наибольшая доля работников с высшим профессиональным образованием) является кадровый состав спортивных УДОД. Закономерно, что наиболее высока доля педагогов с педагогическим образованием в УДОД, относящихся к ведомству образования. В разрезе организационно-правовых форм наиболее высоким уровнем образования характеризуется кадровый состав автономных учреждений.

221

ш

Вопросы образования. 2013. № 2 http://vo.hse.ru

Образование педагогов УДОД, различающихся ведомственной принадлежностью, территорией функционирования, организационно-правовой формой (%)

Уровень образования Вся выборка Ведом- ственная принад- лежность Тип поселения Органи-зацион-но-право-вая форма

Образование Культура Спорт Москва Город с населением более 1 млн человек Город с населением от 100 тыс. до 1 млн человек Город, пгт с населением менее 100 тыс. человек о ц 0) о Бюджетные Казенные Автономные

Высшее профессиональное, всего ю N N °> со N 71,6 со со ю со со со см со со со N (О N со (О (О (О N см о N со со со

Высшее педагогическое 00 CD LO 00 o' CD 00 со" со" LO о со о к LO со со" со 00 О)" LO СО К LO см о" LO см см" со

Высшее про-фессиональ-ное непедагогическое o' СМ со" СО СМ СО о" см LO" СМ СЧ LO" СМ СП О)" 00 СМ О)" СО О)" О см см

Среднее профессиональное, всего со см о см со (О см °) ю со см" N ю (О (О о со со (О со см см 0) см N (О

Среднее профессиональное педагогическое LO см" о см со О со" со О)" 00 о" °! см LO о" СМ LO см к LO

Среднее про-фессиональ-ное непедагогическое со к LO Г4-" 00 со" со LO" со" СЧ LO" со" со LO" LO Г4-" см см" сч LO"

По данным Федерального статистического наблюдения, среди педагогов УДОД преобладают лица в возрасте от 35 лет до достижения пенсионного возраста (49% общей численности), молодые педагоги (от 25 до 35 лет) составляют 24%, а начинающие педагогические работники (до 25 лет) и пенсионеры соответственно 11 и 16% кадрового состава.

222

Учреждения дополнительного образования детей

Возрастная структура педагогического состава УДОД, по данным Федерального статистического наблюдения, 2011 г. (человек)

Пенсионеры С 35 лет и до пенсионного возраста 25-35 лет

До 25 лет

Источник: Данные Федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений дополнительного образования детей (Минобрнауки России).

По данным опроса руководителей в рамках Мониторинга экономики образования, в УДОД преобладают педагоги в возрасте 40-49 лет. Доля молодых педагогов (до 30 лет) невысока — 19,5%, но она выше, чем в общеобразовательных учреждениях (13%). Долю педагогов пенсионного возраста следует признать достаточно высокой.

Возрастная структура педагогического состава УДОД, по данным Мониторинга экономики образования (%)

60 лет и старше ® 50-59 лет ^ 40-49 лет ^ 30-39 лет ^ До 30 лет §

0

7,4

§ 20,6

s ;з,7

19,5

§ 78,8

10

15

20 25 30 35

В разрезе организационно-правовых форм более молодым является кадровый состав негосударственных учреждений дополнительного образования и автономных учреждений.

223

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопросы образования. 2013. № 2 http://vo.hse.ru

Возраст педагогов учреждений дополнительного образования детей разных организационно-правовых форм (%)

Педагоги в возрасте Все учреждения Бюджетные Казенные Автономные Негосудар- ственные

До 30 лет 19,5 17,1 15,5 26,4 41,5

30-39 лет 23,7 23,5 26,6 22,1 25,4

40-49 лет 28,8 29,4 29,6 29,2 23,2

50-59 лет 20,6 21,9 19,7 17,6 9,3

60 лет и старше 7,4 8,2 8,7 4,7 0,6

По данным Федерального статистического наблюдения, большинство педагогов УДОД имеют существенный стаж профессиональной деятельности: более 20 лет — 39% педагогов, от 10 до 20 лет — 26%. Доля педагогических работников, имеющих стаж до 5 лет, составляет 20%.

Структура состава педагогических работников в УДОД по продолжительности стажа, 2011 г. (человек)

Ьолее 20 лет 1

От 10 до 20 лет 1 1 45 Й04

От 5 до 10 лет 1 1 26 020

От 2 до 5 лет | 1 20 1т2

Менее 2 лет | 1 1512J

Источник: Данные Федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений дополнительного образования детей (Минобрнауки России).

Результаты опроса свидетельствуют о наличии у руководителей УДОД трудностей с привлечением специалистов по отдельным направлениям, прежде всего по программам военно-патриотической, социально-экономической, спортивно-технической, туристическо-краеведческой, эколого-биологической направленности. Наилучшим образом обстоят дела с кадрами для программ художественной направленности.

224

Учреждения дополнительного образования детей

Уровень кадровой обеспеченности программ различной направленности в УДОД (% от необходимой численности кадров)

Художественная Социально-педагогическая Физкультурно-спортивная

Другая s Научно-техническая s Естественно-научная s Туристическо-краеведческая Военно-патриотическая Спортивно-техническая Эколого-биологическая Социально-экономическая

I

67,7

5 89,£ 87,6 86,1 5 82,9 81,4 80,7 79,9

79.4 79,2

78.4

0

20

40

60

80

100

Поскольку на федеральном уровне декларирована задача перехода на эффективный контракт с педагогами (преподавателями), особый интерес представляют ответы руководителей УДОД на вопросы, касающиеся оплаты труда педагогов.

Размер заработной платы педагогов учреждений дополнительного образования детей (руб.)

Уровень зарплаты, который позволил бы вам привлечь на полную ставку «педагога своей мечты»

Уровень зарплаты, который позволил бы вам привлечь на полную ставку молодых перспективных педагогов

Уровень зарплаты, который гарантировал бы, что педагоги смогут сосредоточиться на своей основной деятельности

Средний размер заработной платы педагогов, проработавших не более 3 лет после окончания вуза

Средний размер заработной платы педагогов-организаторов

Средний размер заработной платы педагогов дополнительного образования

4443К,4

39913,4

10531,4

Но".К

1 3026,3

225

ш

Вопросы образования. 2013. № 2 http://vo.hse.ru

Средний размер заработной платы педагогов дополнительного образования составил 13 026,8 руб., оплата труда педагогов-ор-ганизаторов ниже, в среднем 11 577,8 руб. Существующие нормы оплаты труда в 2,3 раза ниже того уровня, при котором, по мнению руководителей УДОД, преподаватели могли бы полностью реализовать свой потенциал на основном месте работы, и в 3,6 раза ниже уровня зарплаты, который позволил бы руководителям привлечь на полную ставку «педагога своей мечты».

Финанси- По данным статистики, бюджетные средства составляют 94%

рование общего объема финансирования УДОД, а внебюджетные — 6%.

______________ Среди внебюджетных средств наиболее значительная часть — это

доходы от реализации платных дополнительных образовательных услуг (57%). Благотворительные средства и доходы от производственной деятельности составляют соответственно 10 и 7%.

Основной статьей расходов УДОД, согласно информации Федерального статистического наблюдения, закономерно является оплата труда персонала — 76%. Расходы на приобретение услуг составили 16%.

Структура доходов учреждения дополнительного образования детей (%)

79,6

ш Бюджетные средства на реализацию образовательных программ я Средства от населения за дополнительные образовательные услуги FF Средства от приносящей доход деятельности ^ Добровольные пожертвования и целевые взносы физических лиц □ Средства от участия в целевых программах различного уровня, гранты и Другие доходы

226

Учреждения дополнительного образования детей

По данным опроса руководителей УДОД также можно сделать вывод о доминировании в структуре доходов УДОД бюджетных средств (79,6%). Объем средств, получаемых от участия в целевых программах различного уровня и грантов, весьма незначителен.

Большую часть расходов УДОД, по данным опроса в рамках Мониторинга экономики образования, составляет оплата труда педагогов (68,9% с начислениями). На оплату коммунальных услуг направляется 9,7% средств, на содержание имущества — 4,5%. Прочие расходы составляют 4,3%. Остальные статьи расходов сопоставимы по доле в общем объеме расходов.

□ Оплата труда с начислениями S Прочие выплаты Ш Коммунальные услуги ■ Услуги связи В Содержание имущества Ц Прочие услуги

О Увеличение стоимости основных средств 0 Увеличение стоимости материальных запасов ц Прочие расходы

Большинство руководителей УДОД характеризуют изменение объемов бюджетного финансирования за последние три года как «небольшой рост в пределах инфляции» (73%). Доли

Структура расходов учреждения дополнительного образования детей (%)

227

ш

Вопросы образования. 2013. № 2 http://vo.hse.ru

руководителей, указавших, что финансирование росло, и считающих, что оно снижалось, примерно одинаковы — 13,4 и 13,7% соответственно.

Динамика объемов бюджетного и внебюджетного финансирования УДОД за три года, 20102012 гг., по оценкам руководителей (%)

Снижение

Небольшой рост в пределах инфляции

Рост

19,9 ,7

ЯЯЯЯЯЯЯИ 13

-

17,1 4

О 20 40 60 80

И Объем внебюджетных средств ■ Объем бюджетного финансирования

В прогнозах изменения бюджетного финансирования на ближайшие год-два большинство руководителей УДОД иптимистич-ны: 48,1% ожидают «стабильного финансирования», 28,9% — «некоторого прироста».

Ожидаемая динамика финансирования УДОД из бюджетных средств в ближайшие год-два, по оценкам руковод ителей (%)

Стабильное финансирование Некоторый прирост Некоторый спад Значительный прирост Значительный спад

4 8,1

0 10 20 :ш 40 so

hit

Меньше уверенности руководители выражают в отношении прироста средств, получаемых от родителей учащихся в качестве платы за дополнительные образовательные услуги. Тем не менее почти четверть ответивших ждут «некоторого прироста», а 14,3%

228

Учреждения дополнительного образования детей

рассчитывают на «стабильное финансирование». 41,4% опрошенных руководителей указали, что не имеют финансирования из данного источника.

Ожидаемая динамика финансирования УДОД из средств родителей учащихся в ближайшие год-два, по оценкам руководителей (%)

Нет финансирования из этого источника, и не ожидается

Некоторый прирост Стабильное финансирование

Затрудняюсь ответить

Некоторый спад Значительный прирост Значительный спад

О 10 20 30 40 50

Большинство опрошенных руководителей УДОД охарактеризовали устойчивость финансового положения учреждения как среднюю (40,5%). четверть опрошенных оценили финансовую устойчивость как низкую. Совокупная доля тех, кто выбрал оценки «низкая» и «очень низкая» (51%), превышает совокупную долю выбравших оценки «средняя», «высокая» и «очень высокая» (49%).

Оценка руководителями устойчивости финансового положения учреждения дополнительного образования детей (%)

229

ш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопросы образования. 2013. № 2 http://vo.hse.ru

Руководители УДОД достаточно высоко оценивают конкурентные преимущества своих учреждений. При этом в оценках отдельных факторов конкурентоспособности не видно заметных различий, за исключением материально-технической базы — она, по мнению руководителей УДОД, не соответствует современным требованиям.

Оценка руководителями УДОД конкурентоспособности своего образовательного учреждения (%)

По качеству подготовки обучающихся

По содержанию образовательных программ

По качеству педагогических и преподавательских кадров

По материально-технической базе

О 10 20 30 40 50 60 70 80

□ Низкая ■ Средняя Н Высокая

Ответы руководителей УДОД на вопросы анкеты Мониторинга экономики образования существенно различаются в зависимости от организационно-правовой формы образовательного учреждения. Руководители казенных УДОД чаще других определяют изменение объема бюджетных и внебюджетных средств как снижение, пессимистичны в отношении перспектив роста доходов, дают наиболее низкие оценки финансовой устойчивости и конкурентоспособности своего образовательного учреждения.

Руководители автономных УДОД чаще, чем руководители бюджетных и казенных учреждений, ожидают прироста доходов от платных образовательных услуг, чаще других оценивают изменения финансирования из внебюджетных источников как «небольшой рост в пределах инфляции», дают наиболее высокие оценки устойчивости своего финансового положения, выше других оценивают конкурентоспособность своих учреждений.

Указанные различия являются на данный момент скорее причиной, чем следствием перехода части учреждений в статус автономных: данный выбор был сделал руководителями УДОД, обладающих большей финансовой устойчивостью, лучшими кадрами, демонстрирующими умение и готовность работать в условиях

230

Учреждения дополнительного образования детей

финансово-хозяйственной самостоятельности, в том числе привлекать внебюджетные источники финансирования.

В оценках происходящих в последние годы изменений мнения руководителей УДОД разделились следующим образом: 52,4% отмечают рост заработной платы, а 45,8% считают, что изменений в зарплате не происходит. В совокупной выборке доля руководителей, считающих, что зарплаты снизились, незначительна — 1,8%. Выбравших данный ответ заметно больше среди руководителей УДОД спорта — 10,3%.

Доля руководителей, отмечающих рост заработной платы, в автономных УДОД в 2 раза больше, чем в казенных: 71,1 и 34,5% соответственно. Руководители автономных учреждений также заметно чаще других выбирали ответ «рост», оценивая изменения численности педагогов до 30 лет и педагогов-мужчин.

Оценка руководителями УДОД актуальных изменений в учреждениях дополнительного образования детей (%)

В заработной плате В доле педагогов в возрасте до 30 лет В численности педагогического состава

В доле педагогов-мужчин Другое

!= Нет изменений

45.S

■ШНШИ 52,4

тшжшштшшвт б5.&

О 10 20 30 40 50 60 70 £0 50

■ Рост п Снижение

В управлении учреждениями дополнительного образования детей широко используются современные методы. 73% руководителей УДОД отметили, что образовательное учреждение имеет сайт в Интернете, 71% руководителей внедрили в практику публичные доклады, управляющие советы действуют в 40,2% УДОД, попечительские — в 25,7%, наблюдательные — в 13,7%.

Одной из задач опроса было выявление отношения руководителей УДОД к обсуждаемым в правительстве и экспертном сообществе мерам по модернизации системы дополнительного образования детей. Наибольшую поддержку у руководителей (37,3%) вызывает предложение передать ответственность за финансирование

Управ-

ленческая

практика

231

ш

Вопросы образования. 2013. № 2 http://vo.hse.ru

учреждений дополнительного образования детей на региональный уровень. Есть основания считать, что данное решение представляется руководителям приемлемым вследствие больших в сравнении с муниципалитетом финансовых возможностей субъекта Федерации. Наиболее высокий уровень поддержки данного предложения закономерно отмечается в ответах руководителей муниципальных и казенных УДОД. Треть респондентов поддерживают меры, направленные на обеспечение прозрачности и обоснованности расчетов финансового обеспечения работы УДОД, такие как «закрепить норматив количества часов занятий в неделю на человека, финансируемых из бюджета». Шаги, направленные на создание конкурентной среды в системе дополнительного образования детей, а именно предложение «распределять государственное (муниципальное) задание (заказ) на конкурсной основе с равными возможностями участия организаций», получили слабую поддержку — 18,3%. Наименее популярным оказалось предложение «использовать общественно-государственную экспертизу при формировании и оценке реализации муниципального (государственного) задания учреждениям дополнительного образования детей».

Поддержка актуальных мер по улучшению деятельности системы дополнительного образования (%)

1 — Распределять государственное (муниципальное) задание (заказ) на конкурсной основе с равными возможностями уч астия негосударственных организаций.

2 — Передать ответственность за финьнки|новани е уч|ееждений донолкя-тельного образования на региональный уровень.

3 — Использовать общественно-государственную экспертизу при формировании и оценке реализа ции муниципального (гоаудкрственноао) задания учквждениям дополнительного образования детей.

4 — Закрепить норматив количества часов занятий в неделю на человека, финансируемых из бюджета.

5 — Другое.

В 2013 г. в рамках Мониторинга экономики образования планируется изучение проблематики дополнительного образования детей в ином разрззе: готовитск опрос ньдителей детей, обучающихся в учреждениях дьноннительного образования.

232

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.