Научная статья на тему 'Регулирование дополнительного образования для детей и подростков в регионе: проблема эффективности и инструменты регулирования'

Регулирование дополнительного образования для детей и подростков в регионе: проблема эффективности и инструменты регулирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
697
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / МИНИСТЕРСТВО / ОТДЕЛ / ЦЕНТР / ТВОРЧЕСТВО / ЗАНЯТИЯ / КРИТЕРИИ / ОБЩЕДОСТУПНОСТЬ И БЕСПЛАТНОСТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / SUPPLEMENTARY SECONDARY EDUCATION / CHILDREN AND ADOLESCENTS / MINISTRY / DIVISION / CENTER / CREATIVITY / CLASSES / CRITERIA / ACCESSIBILITY AND FREE SUPPLEMENTARY EDUCATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фельдман М.А., Басова Н.Д.

Цель. Анализ эффективности регулирования органами региональной власти системы дополнительного образования для детей и подростков Свердловской области. Методы. На основе институционального подхода проанализированы годовые отчеты Министерства общего и профессионального образования за 2012-2014 гг. Результаты. Выявлено отсутствие современных критериев социальной, экономической и организационной эффективности и инструментов регулирования развитии общеобразовательных учреждениях дополнительного образования; системы управления по результатам, включая мотивацию управленческих кадров, ответственных за этот рост. Научная новизна. Впервые дана оценка реального состояния дополнительного школьного образования в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фельдман М.А., Басова Н.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulation of supplementary education for children and teenagers in the region: the problem of efficiency and regulatory instruments

Purpose. Analysis of the effectiveness of management bodies regional power system of supplementary education for children and adolescents in Sverdlovsk region. Methods. On the basis of annual reports the authors analyzed annual reports of the Ministry of General and vocational education for 2012-2014. Results. The authors found out lack of modern criteria of social, economic and organizational effectiveness and instruments for regulation of development management instruments of general educational establishments providing supplementary education; results-based management system, including the motivation of managers responsible for this growth. Scientific novelty. For the first time the authors assessed the actual state of supplementary secondary education in the region.

Текст научной работы на тему «Регулирование дополнительного образования для детей и подростков в регионе: проблема эффективности и инструменты регулирования»

ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ

РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В РЕГИОНЕ: ПРОБЛЕМА ЭФФЕКТИВНОСТИ И ИНСТРУМЕНТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

Фельдман М. А.

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры государственного управления и политических технологий Уральского института управления - филиала, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620990, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 марта, д. 66, mikhail.feldman@uapa.ru

Басова Н. Д.

Уральский институт управления - филиал, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620990, Россия, г. Екатеринбург, ул. 8 марта, д. 66, mikhail.feldman@uapa.ru

УДК 374.1(470.54) ББК 74.200.58(2Рос-4Све)

Цель. Анализ эффективности регулирования органами региональной власти системы дополнительного образования для детей и подростков Свердловской области.

Методы. На основе институционального подхода проанализированы годовые отчеты Министерства общего и профессионального образования за 2012-2014 гг.

Результаты. Выявлено отсутствие современных критериев социальной, экономической и организационной эффективности и инструментов регулирования развитии общеобразовательных учреждениях дополнительного образования; системы управления по результатам, включая мотивацию управленческих кадров, ответственных за этот рост.

Научная новизна. Впервые дана оценка реального состояния дополнительного школьного образования в регионе.

Ключевые слова: дополнительное школьное образование, дети и подростки, министерство, отдел, Центр, творчество, занятия, критерии, общедоступность и бесплатность дополнительного образования детей.

REGULATION OF SUPPLEMENTARY EDUCATION FOR CHILDREN AND TEENAGERS IN THE REGION: THE PROBLEM OF EFFICIENCY AND REGULATORY INSTRUMENTS

Feldman M. A.

Doctor of Science (History), Professor, Professor of the State management and political technologies Department of the Urals Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, (Russia), 66, 8 Marta str., Ekaterinburg, Russia, 620990, mikhail.feldman@uapa.ru

ю о

Basov N. A.

The Urals Institute of Management - Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 3:

(Russia), 66 8 Marta str., Ekaterinburg, Russia, 620990, mikhail.feldman@uapa.ru ®

о о <o

Purpose. Analysis of the effectiveness of management bodies regional power system of supplementary education for children and adolescents in Sverdlovsk region. ^

Methods. On the basis of annual reports the authors analyzed annual reports of the Ministry of General and voca- ^ tional education for 2012-2014. §

Results. The authors found out lack of modern criteria of social, economic and organizational effectiveness and instru- "S ments for regulation of development management instruments of general educational establishments providing supplemen- § tary education; results-based management system, including the motivation of managers responsible for this growth. ©

Фельдман М. А., Басова Н. Д.

Scientific novelty. For the first time the authors assessed the actual state of supplementary secondary education in the region.

Keywords: supplementary secondary education, children and adolescents, ministry, division, center, creativity, classes, criteria, accessibility and free supplementary education of children.

Дополнительное образование детей и подростков представляет собой важнейшую составляющую образовательного пространства, сложившегося в современном обществе. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации № 273 «Об образовании», главная цель образования определяет становление саморазвития и самоопределение личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с обществом, окружающей средой и государством на основе общепринятых гуманистических принципов и ценностей.

Решением данного вопроса занимаются учреждения дополнительного образования детей и подростков, где обучающимся предоставляется право выбора определенного вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательных дисциплин.

Актуальность данной темы заключается в том, что конституционные гарантии не предусматривают общедоступность и бесплатность дополнительного образования детей; в результате большое количество малообеспеченных семей, не может позволить себе оплачивать дополнительное образование своих детей. Между тем, сфера дополнительного образования детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, способствует формированию профессиональной ориентации, а также выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности [1].

Дополнительное образование детей рассматривается как подсистема общего образования, которая обладает механизмами социально-педагогического выравнивания [2].

В настоящее время, принятые федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) подходы оказывают непосредственное влияние на систему дополнительного образования детей. В новых стандартах прописано, что обязательным требованием для внедрения ФГОС является создание необходимых материально-технических условий. Однако возникают немалые сложности в организации дополнительного образования в школах, связанные именно с обеспечением материально-технической базы, поскольку механизм поступления ресурсов четко не определен.

В сентябре 2014 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 1726-р утверждена Концепция развития дополнительного образования детей (далее - Концепция) согласно которой возможность получения

дополнительного образования обеспечивается государственными и муниципальными учреждениями различной ведомственной принадлежности (образование, культура, спорт и другие), а также негосударственными, т.е. коммерческими и некоммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями.

В Концепции отмечается, что в последние годы растет востребованность дополнительного образования детей, в том числе на платной основе. Увеличивается число детей дошкольного возраста, участвующих в изучении дополнительных образовательных программ. Заметно растет мотивация семей и детей к участию в различных конкурсных мероприятиях, также возрастает активность подростков и молодежи в использовании образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» [3].

Существуют несколько основных направлений реализации Концепции такие, как:

• обеспечение доступности, расширение спектра и развитие системы управления качеством реализации дополнительных образовательных программ;

• развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей;

• улучшение финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования;

• расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрение механизмов государственно-частного партнерства;

• модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей;

• развитие неформального и информального образования.

В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 гг.» [4] разработана подпрограмма «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей», целью, которой является создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования детей равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей. Представлены ожидаемые результаты по реализации данной подпрограммы; где например, в сфере дополнительного образования детей, планируется обеспечить удельный вес численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных программами дополнительного

Фельдман М. А., Басова Н. Д.

образования, в общей численности детей этого возраста к 2020 году - до 70-75 % процентов.

В настоящее время на Среднем Урале реализуется областная целевая программа «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа»)» на 2011-2015 годы». Одной из стратегических задач программы является развитие системы дополнительного образования детей. В рамках данной программы планируется увеличение до 55 % количества образовательных учреждений, реализующих специальные программы по работе с талантливыми детьми и молодежью (элективные курсы, программы дополнительного образования, факультативные занятия).

Таким образом, в рамках различных программ наблюдается намечено развитие дополнительного образования.

Отдел общего, дошкольного и дополнительного образования (руководитель - А. В. Соложнин) является структурным подразделением Министерства общего и профессионального образования, ответственным за обеспечение реализации полномочий Свердловской области в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования детей с учетом региональных особенностей; разработку нормативных оснований организации дошкольного, общего и дополнительного образования детей на территории Свердловской области в соответствии с законодательством и полномочиями Свердловской области в сфере образования; осуществление оперативного взаимодействия с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и образовательными учреждениями в соответствии с полномочиями Свердловской области в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования детей.

Что касается порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, то он регулирует в равной мере деятельность государственных образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей по реализации дополнительных общеразвивающих программ (для детей и взрослых) и дополнительных предпрофессиональных программ (только для детей).

В соответствии с постановлением Правительства Свердловской области «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования» в Свердловской области на 2013-2018 годы») [5], в феврале 2013 г. Министерством общего и профессионального образования Свердловской области был разработан план мероприятий, который включает в себя процедуры по развитию кадрового потенциала в системе дополнительного образования детей.

Основным инструментом в данном направлении является введение «эффективного контракта»

в системе дополнительного образования детей предусматривающий, взаимовыгодные условия, как для работодателя, так и для работника. С юридической точки зрения эффективный контракт - это детальное, в тексте трудового договора, регулирование и нормирование труда, которое обеспечивает улучшение качества работы, и повышение как материальных, так и нематериальных благ, получаемых работником от выполнения работы. Переход к «эффективному контракту» в сфере дополнительного образования детей, по мысли разработчиков, должен повлечь за собой улучшение качества деятельности учреждений дополнительного образования детей в целом, на это, прежде всего, повлияют четко прописанные обязанности работника и условия оплаты труда.

В документах Министерства общего и профессионального образования Свердловской области подчеркивается, что основным инструментом повышения мотивации педагогических работников дополнительного образования детей является «эффективный контракт». Несмотря на это, его введение, в силу нехватки финансовых средств постоянно откладывалось, и в настоящий момент, основные действия по его внедрению планируются на четвертый квартал 2015 г.

По итогам 2014 г. в Свердловской области показатели уровня средней заработной платы педагогических работников отдельных типов образовательных организаций (за исключением педагогических работников дошкольных учреждений) выполнены по всем плановым показателям, установленным «дорожной картой». Среднемесячная заработная плата педагогических работников учреждений дополнительного образования детей в целом по области выросла на 18,3 °%. Несмотря на положительную тенденцию, уровень заработной платы педагогов учреждений дополнительного образования детей отстает не только от уровня оплаты труда в образовательных организациях по региону, но и в целом от организаций иных сфер образования.

Основными количественными характеристиками, касающихся кадрового потенциала системы дополнительного образования детей в Свердловской области являются:

• среднесписочная численность педагогических работников организаций дополнительного образования детей (численность педагогических работников организаций дополнительного образования детей);

• число детей от 5 до 18 лет, приходящихся на одного педагогического работника учреждения дополнительного образования детей;

• доля педагогических работников организаций дополнительного образования детей), которым при прохождении аттестации присвоена первая или высшая категория.

Фельдман М. А., Басова Н. Д.

В Свердловской области, согласно распоряжению Министерства общего и профессионального образования, за повышение квалификации кадрового потенциала системы дополнительного образования детей отвечает государственное автономное учреждение дополнительного образования Свердловской области «Дворец молодёжи», в котором создан «Центр развития кадрового потенциала» (Далее - Центр). Основной целью деятельности Центра является создание комплекса условий для обеспечения повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников системы дополнительного образования Свердловской области.

Направления деятельности Центра включают [6]:

• повышение профессионального мастерства педагогов системы дополнительного образования;

• развитие инициативы и творчества педагогических работников;

• развитие экспериментальной и инновационной деятельности;

• аттестация педагогических кадров;

• информационно-методическое сопровождение специалистов системы дополнительного образования.

Развитие профессионального мастерства педагогов дополнительного образования осуществляется «Центром развития кадрового потенциала» в формате семинаров, мастер-классов, творческих лабораториях, тренингов, деловых игр и форумах. При разработке занятий учитываются направленности образовательных организаций, индивидуальные потребности и профессиональные проблемы специалистов. Также на базе центра функционирует представительство Главной аттестационной комиссии [7].

В 2014 г. на базе ГАУДО СО «Дворец молодёжи» было проведено 16 образовательных программ повышения квалификации объемом 80 учебных часов; повысили свою профессиональную компетентность 474 специалиста по наиболее востребованным направлениям дополнительного образования. Для удовлетворения индивидуальных потребностей педагогов и решения их профессиональных проблем проведено 67 семинаров, обучено 2250 человек. Общее количество педагогических и руководящих работников, прошедших повышение квалификации в 2014 г. в ГАУДО СО «Дворец Молодежи» составило 2724 человека.

Анализируя эффективность образовательного процесса по развитию кадрового потенциала в сравнении с предыдущим годом, можно отметить, что большинство обучающихся отдают предпочтение формам, направленным на изучение инновационного опыта (мастер-классы, посещение творческих мастерских, презентации опыта лучших педагогов

и образовательных учреждений, стажировки и др.), предполагающим активную практическую деятельность педагогов (тренинги, проектная работа, практические семинары, форумы и др.) [6].

Судя по оценкам работников «Центра развития кадрового потенциала», большинство специалистов системы дополнительного образования испытывают острую необходимость в различных формах повышения квалификации. Однако предлагаемый на рынке спектр программ повышения квалификации для этой категории специалистов беден, и ориентирован на две-три популярные и «продаваемые темы». Разрабатывается недостаточное количество программ повышения квалификации для данной категории, предлагаемый пакет программ узок и не охватывает весь спектр образовательных услуг, реализуемых в дополнительном образовательном пространстве Свердловской области или недостаточно учитывается специфика системы дополнительного образования.

По мнению специалистов недостаточная ответственность руководителей и дефицит педагогических кадров и материальных ресурсов приводит к размыванию понятия качества; зачастую учреждения действуют не в интересах конечного потребителя, а выживают в условиях возрастающей конкуренции со стороны обеспеченной общеобразовательной школы и коммерческих структур [6].

Следует отметить, что в документах и Центра кадрового потенциала при ГАУДО СО «Дворец молодежи», и Министерства общего и профессионального образования Свердловской области отсутствует анализ, раскрывающий оценку качества процесса повышения квалификации специалистов системы дополнительного образования детей. Не проводились коллегии Министерства общего и профессионального Свердловской области, посвященные этому вопросу. Многочисленные методические конференции и симпозиумы, проводимые под руководством Министерства, ни разу не были целиком адресованы системе дополнительного образования детей.

Серьезной проблемой является существенное старение специалистов системы дополнительного образования. По данным Центра развития кадрового потенциала, 32,4 % от общего количества специалистов системы дополнительного образования являются пенсионерами. Только 23,8 %% работников находятся в самом активном трудоспособном возрасте - до 35 лет. Так, к примеру, средний возраст педагога дополнительного образования в объединениях технического моделирования старше 50 лет. Это связано как с отсутствием системы поддержки молодых специалистов, так и с более низким уровнем оплаты труда у педагогов дополнительного образования, чем в целом по региону. В результате укомплектованность

Фельдман М. А., Басова Н. Д.

подготовленными педагогическими кадрами в таких объединениях не превышает 40-50 % [6].

Количество педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию, составляет - 14, 4 °%, первую квалификационную категорию имеют 54,6 %. Показатели, на первый взгляд, неплохие, но если не учитывать старения контингента педагогических работников.

Все сказанное говорит о недостаточности усилий по развитию кадрового потенциала работников организаций дополнительного образования детей Свердловской области.

Из числа детей Свердловской области, охваченных дополнительным образованием, 50 % занимаются в учреждениях дополнительного образования, 49 % - в обычных общеобразовательных учреждениях и около 1 % - в дошкольных образовательных учреждениях. Данное соотношение, как свидетельствуют годовые отчеты Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, является стабильным на протяжении 2010-2013 гг.

В 2013 году в Свердловской области работали 220 учреждений дополнительного образования детей, подведомственных Министерству общего и профессионального образования Свердловской области, в которых занимались 203 477 детей в возрасте от 6 до 18 лет.

В подведомственных Министерству культуры Свердловской области государственных и муниципальных детских школах искусств занимались 45 360 детей; в подведомственных Министерству физической культуры, спорта и молодёжной политики Свердловской области спортивных школах - 101 341 ребенок.

Кроме того, в клубах по месту жительства, находящихся в ведении муниципальных органов по делам молодежи Свердловской области, постоянный контингент занимающихся составляет 74 419 человек. 413 дет-ско-подростковых клубов входят в состав 45 муниципальных учреждений [5].

Таким образом, на 31 декабря 2013 года в Свердловской области охват детей услугами дополнительного образования составил 72 процента при плановом показателе 68 процентов (в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 599). Речь идет о целой армии детей и подростков, численностью более 425 тыс. детей и подростков в возрасте от 6 до 18 лет!

Масштаб сферы дополнительного образования (наряду с ее гуманитрной значимостью) превращает ее в одно из важнейших направлений социальной политики, даже с учетом того, что к приведенной цифре (72 процента) надо относиться осторожно: немалое количество детей посещает две и более секции или кружка. Кроме того, учет, как показывает практика, идет по числу записавшихся.

В такой ситуации, крайне важен уровень управленческих технологий, в частности, их ориентация на социальную эффективность. К сожалению, исследованный пласт документов не содержит указания на проведенные опросы детей, занимающихся в системе дополнительного образования, о степени удовлетворенности образовательными услугами; величину удов-летворееных оценок качества образования со стороны родителей этих детей. Все это затрудняет выявление оценку социальной эффективности системы дополнительного образования в регионе.

Обращает на себя внимание и следующий момент. Самое большее количество детей по возрастному составу - это дети в возрасте от 5 до 9 лет - 76 919 человек а также от 10 до 14 лет - 63 437 человек. Подростков от 14 до 18 лет - только 19 567 человек. (Еще 5 978 человек - дети дошкольного возраста (до 5 лет), а 1 252 человека - молодые люди старше 18 лет, которые продолжают заниматься в системе по программам дополнительного образования).

Как видно, происходит резкое падение (почти в четыре раза) участия в занятиях в системе дополнительного образования у подростков при вступлении в переходный возраст старше (14 лет и старше). Эта острая проблема не рассматривалась работниками Министерства общего и профессионального образования Свердловской области и подведомственными ему структурами.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 21 октября 2013 г. № 1262-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования в Свердловской области до 2020 г.» разработан план мероприятий, по которому можно отследить финансирование сферы дополнительного образования детей в Свердловской области.

По данному направлению планируется выделение на «Организацию предоставления дополнительного образования детей в государственных организациях дополнительного образования» - 1 379 330,5 тыс. рублей;

Нетрудно подсчитать, что, судя по плановым цифрам, в среднем ежегодно на предоставление дополнительного образования детей выделяется порядка 142 млн. рублей. Исходя из того, что этот показатель в 2010 г. составлял более 123 млн. рублей, с учетом инфляции, налицо сокращение реальных расходов. В условиях 2014-2015 гг., следует, говорит о сокращении финансирования дополнительного образования детей в государственных организациях дополнительного образования.

Характерно, что с 2011 г. работники Министерства прекратили фиксировать соотношение платных и бесплатных услуг дополнительного образования детей. В косвенной форме это свидетельствует

Фельдман М. А., Басова Н. Д.

о росте платности услуг в организациях дополнительного образования.

Цены на платные дополнительные услуги, оказываемые Муниципальными автономными учреждениями дополнительного образования детей, утверждаются Постановлениями администраций муниципальных образований Свердловской области. Например, Постановлением Администрации городского округа Первоуральск «Об утверждении Перечня и предельных цен (тарифов) на дополнительные платные услуги, оказываемые муниципальными бюджетными учреждениями, подведомственными Администрации городского округа Первоуральск и управлению образования городского округа Первоуральск» утвержден перечень услуг дополнительного образования детей и цены за них, как правило, в диапазоне 60-100 рублей за академический час. Рост платных услуг является сдерживающим фактором обеспечения образовательных услуг, но эта важнейшая проблема остается вне поля зрения органов власти и институтов гражданского общеста в регионе.

Отметим, что в соответствии с положениями Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг.», к 2020 г. планируется, что не менее 70-75 процентов детей 5-18 лет будут охвачены программами дополнительного образования, в том числе 50 процентов из них - за счет средств бюджетов [4, с. 35]. Тем самым, предполагается, что половина услуг в учреждениях дополнительного образования будет оплачиваться самими гражданами.

Самым популярным в общеобразовательных учреждениях дополнительного образования по-прежнему является художественное творчество, в объединениях данной направленности занимается примерно четверть детей. Вторым по востребованности, как и в учреждениях дополнительного образования, остается спортивное направление (шестая часть). Говоря о и спортивном направлении, то происходит снижение численности детей. Продолжает увеличиваться численность детей, занимающихся техническим творчеством, их число в 2013 году составило 12 881 человек (т.е. 3 %.) Эта тенденция обозначилась в 2011 году с внедрением в Свердловской области проекта по робототехнике, а также и моделированию промышленности Среднего Урала [5].

Отмечая действительные успехи в сохранении и развитии исследуемой сферы, позитивные усилия Отдела общего, дошкольного и дополнительного образования Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, нельзя не отметить отсутствие:

• современных критериев социальной, экономической и организационной эффективности

и инструментов регулирования развитии общеобразовательных учреждениях дополнительного образования;

• системы управления по результатам, включая мотивацию управленческих кадров, ответственных за этот рост;

• проведения научно-практических конференций, посвященных проблемам дополнительного образования детей и подростков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система учреждений дополнительного образования детей и подростков нуждается не только в качественно ином финансировании, методическом обеспечении, кадровом пополнении, но, прежде всего, - в принципиально иных управленческих подходах. Эти подходы должны основываться на использовании опыта лучших российских и мировых образцов практики учреждений дополнительного образования; на признании равенства двух сфер образования: общеобразовательных учреждений и организаций, связанных с предоставлением услуг дополнительного образования.

Литература:

1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»

2. Антопольская Т. А. Организационная культура учреждения дополнительного образования детей: понимание, структурирование, развитие // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2009. № 4. С. 7-11.

3. Об утверждении Концепция развития дополнительного образования детей: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»

4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 гг.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»

5. Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования» в Свердловской области. на 2013-2018 годы: Постановление Правительства Свердловской области от 26 февраля 2013 г. № 223-ПП [электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс»

6. Годовой отчет за 2014 год Центра развития кадрового потенциала ГАУДО СО «Дворец молодёжи»

Фельдман М. А., Басова Н. Д.

// Текущий архив ГАУДО СО «Дворец молодёжи». Документ не опубликован.

7. Государственное автономное учреждение дополнительного образования Свердловской области «Дворец молодёжи». Официальный сайт [электронный ресурс] URL: http://dm-centre.ru/ (дата обращения 28.06.2015).

References:

1. On education in the Russian Federation: Federal law on 29.12.2012 № 273-FZ [e-resource]. Access from reference-legal system "KonsultantPlus"

2. Antopolskaya T. A. Organizational culture institutions of supplementary education for children: understanding, structuring, development // Vestnik Moskovskogo Gos-udarstvennogo Oblastnogo Universiteta. Series: Peda-gogika. 2009. № 4. P. 7-11.

3. On approval of the Concept of development of supplementary child education: Decree of the Government of the Russian Federation on 4.09.2014 № 1726-r [e-resource].

Access from the reference-legal system «KonsultantPlus».

4. On approval of the State program of the Russian Federation «Development of education « for 2013-2020: Decree of the Government of the Russian Federation dated May 15, 2013 № 792-r. [e-resource]. Access from the reference-legal system «KonsultantPlus».

5. On approval of the Plan of action (of the "roadmap"), "Changes in the social sphere branches, aimed at improving education efficiency in Sverdlovsk region for 20132018": Resolution of the Government of Sverdlovsk region dated February 26, 2013 № 223-PP [e-resource]. Access from the reference-legal system «KonsultantPlus».

6. Annual report for 2014 of the Center of human capacity development GAUDO SO "Dvorets Molodyozhi" // Current archive GAUDO SO "Dvorets Molodyozhi". The document is not published.

7. State autonomous institution of supplementary education of Sverdlovsk region «Palace of youth». Official site. [e-resource] URL: http://dm-centre.ru/ (date of reference 28.06.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.