Научная статья на тему 'НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ'

НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное образование детей / целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей / региональный модельный центр / организационно-управленческие механизмы / охват дополнительным образованием / additional education of children / target model of development of regional systems of additional education of children / regional model center / organizational and management mechanisms / coverage of additional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Львова Л. С.

В статье представлен аналитический обзор процесса и результатов изменений в управлении дополнительного образования в период 2017–2022 годов, дано научное описание организационно-управленческого новообразования — регионального модельного центра дополнительного образования, ставшего результатом внедрения Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей в рамках нацпроекта «Образование». Обоснованы предпосылки модернизации управления дополнительным образованием, обеспечившей интеграцию и кооперацию ресурсов, повышение доступности дополнительного образования детей для населения России. На основе анализа нормативно-правовых документов представлены функциональная характеристика и организационно-управленческие механизмы регионального модельного центра (координация межуровневого взаимодействия с муниципальными опорными центрами и образовательными организациями, координация межведомственного взаимодействия сфер образования, спорта, культуры (межведомственный совет), региональные навигаторы дополнительного образования, персонифицированный учет, персонифицированное финансирование дополнительного образования). Представлен анализ достижения региональными методическими центрами плановых показателей охвата детей программами дополнительного образования. В статье обоснованы перспективы развития деятельности РМЦ как организаторов и координаторов развития дополнительного образования в регионах на основе экосистемного подхода, институциональной преемственности, сетевой интеграции и кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Львова Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT CENTERS FOR THE DEVELOPMENT OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE REGIONS

The article presents an analytical review of the process and results of changes in the management of additional education in the period 2017–2022, gives a scientific description of the organizational and managerial neoplasm — the regional model center for additional education, which was the result of the introduction of the Target Model for the development of regional systems of additional education for children within the framework of the National Project "Education." From the perspective of the methodological foundations of the Institute of Education, the HSE substantiated the prerequisites for modernizing the management of additional education (accessibility, coverage of additional education, integration and cooperation of resources). Based on the analysis of regulatory documents, the functional characteristics and organizational and management mechanisms of the regional model center are presented (coordination of interlevel interaction with municipal reference centers and educational organizations, coordination of interdepartmental interaction in the fields of education, sports, culture (interdepartmental council), regional navigators of additional education, personalized accounting, personalized financing of additional education). An analysis of the achievement of the RMC indicators of further education coverage is presented. The article substantiates the prospects for the development of the activities of the RMC as organizers and coordinators of the development of additional education in the regions based on the ecosystem approach, institutional continuity, network integration and cooperation.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ»

ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 2 (91). С. 105-120. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 1, no. 2 (91). P. 105-120.

Научная статья УДК 371

doi: 10.24412/2224-0772-2023-91-105-120

НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНАХ

Лариса Семеновна Львова

Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий, Москва, Россия, [email protected]

Л. С. Львова

Аннотация. В статье представлен аналитический обзор процесса и результатов изменений в управлении дополнительного образования в период 2017-2022 годов, дано научное описание организационно-управленческого новообразования — регионального модельного центра дополнительного образования, ставшего результатом внедрения Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей в рамках нац-проекта «Образование». Обоснованы предпосылки модернизации управления дополнительным образованием, обеспечившей интеграцию и кооперацию ресурсов, повышение доступности дополнительного образования детей для населения России. На основе анализа нормативно-правовых документов представлены функциональная характеристика и организационно-управленческие механизмы регионального модельного центра (координация межуровневого взаимодействия с муниципальными опорными центрами и образовательными организациями, координация межведомственного взаимодействия сфер образования, спорта, культуры (межведомственный совет), региональные

© Львова Л. С., 2023

навигаторы дополнительного образования, персонифицированный учет, персонифицированное финансирование дополнительного образования). Представлен анализ достижения региональными методическими центрами плановых показателей охвата детей программами дополнительного образования. В статье обоснованы перспективы развития деятельности РМЦ как организаторов и координаторов развития дополнительного образования в регионах на основе экосистемного подхода, институциональной преемственности, сетевой интеграции и кооперации.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, региональный модельный центр, организационно-управленческие механизмы, охват дополнительным образованием

Для цитирования: Львова Л. С. Новые организационно-управленческие центры развития дополнительного образования в регионах // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 2 (91). С. 105-120. аок 10.24412/2224-0772-2023-91-105-120.

Original article

NEW ORGANIZATIONAL AND MANAGEMENT CENTERS FOR THE DEVELOPMENT OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE REGIONS

Larisa S. Lvova

All-Russian Center for the Development of Artistic Creativity and Humanitarian Technologies, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The article presents an analytical review of the process and results of changes in the management of additional education in the period 2017-2022, gives a scientific description of the organizational and managerial neoplasm — the regional model center for additional education, which was the result of the introduction of the Target Model for the development of regional systems of additional education for children within the framework of the National Project "Education." From the perspective of the methodological foundations of the Institute of Education, the HSE substantiated the prerequisites for modernizing the management of additional education (accessibility, coverage of additional education, integration and cooperation of resources). Based on the analysis of regulatory documents, the functional characteristics and organizational and management mechanisms of the regional model center are presented (coordination of interlevel interaction with municipal reference centers and educational organizations, coordination of interdepartmental interaction in

the fields of education, sports, culture (interdepartmental council), regional navigators of additional education, personalized accounting, personalized financing of additional education). An analysis of the achievement of the RMC indicators of further education coverage is presented. The article substantiates the prospects for the development of the activities of the RMC as organizers and coordinators of the development of additional education in the regions based on the ecosystem approach, institutional continuity, network integration and cooperation.

Keywords: additional education of children, target model of development of regional systems of additional education of children, regional model center, organizational and management mechanisms, coverage of additional education

For citation: Lvova L. S. New organizational and management centers for the development of additional education in the regions. Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;1(2):105-120. (In Russ.). doi: https://doi.org/ 10.24412/2224-0772-2023-91-105-120.

Введение

«Дополнительное образование детей и взрослых» как вид образования в Российской Федерации отражает ключевые принципы вариативности, добровольности, свободного формирования содержания образовательных программ, ориентации на разнообразие интересов и потребностей детей, возможность построения уникальных образовательных траекторий для обеспечения индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Отсутствие образовательных стандартов и специальных требований к дополнительным общеразвивающим программам позволяет обеспечить разнообразие программ и вариативность содержания дополнительного образования. Воспитательный потенциал дополнительных общеразвивающих программ, их роль в профориентации и саморазвитии детей определяют заинтересованность населения в таких программах. В последние годы дополнительное образование детей стало одним из приоритетов государственной образовательной политики.

В настоящее время базовым показателем результативности дополнительного образования для органов управления образованием всех уровней (федерального, регионального, муниципального) является показатель охвата детей дополнительным образованием. В числе других значимых показателей результативности дополнительного образования — его доступность, то есть обеспечение «равенства образовательных возможностей» (Policy Priorities (Educational Policy) [24; 25] с учетом социального и имущественного статуса семей [11; 12], равенство участия

частного (негосударственного сектора) в сегменте дополнительного образования детей [4].

Вместе с тем дополнительное образование детей не имеет конституционной гарантии обязательности, федерального субсидирования, как, например, общее образование. Согласно статье 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», «организация предоставления дополнительного образования детей» относится к полномочиям региональных и муниципальных органов управления образования. Различия в ресурсных возможностях регионов, автономность муниципалитетов, регионов в управлении дополнительным образованием сформировали запрос на поиск новых моделей и инструментов взаимодействия всех уровней управления образованием (муниципального, регионального и федерального) в управлении и развитии дополнительного образования.

Научное обоснование гибкой структуры управления дополнительным образованием для преодоления межуровневых и межведомственных барьеров и дефицитов было осуществлено в результате многолетних мониторинговых исследований центров экономики образования НИУ ВШЭ и РАНХиГС [4; 5; 9; 11; 15; 20]. Был разработан принципиально новый подход к созданию региональных модельных центров (далее — РМЦ) для управления дополнительным образованием в регионе. Разработанный подход отражает приоритеты государственной образовательной политики по увеличению охвата дополнительным образованием, внедрению новых механизмов персонифицированного учета и финансирования программ, интеграции и кооперации ресурсов различных сфер и ведомств, модернизации организационно-финансовых механизмов [10; 16-18].

Внедрение целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей (далее — ДОД) является мероприятием федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование», реализуется в соответствии с Паспортом федерального проекта «Успех каждого ребенка», утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам [16; 18].

В данной статье представлены характеристика действующей модели РМЦ, аналитический обзор научных, нормативно-правовых и статистических источников, связанных с изучением предпосылок создания, организационно-управленческих механизмов функционирования

и нормативно-правовых требований к организации деятельности РМЦ, основных результатов и перспектив развития. При подготовке работы использованы статистические данные Росстата, РАНХиГС, центра мониторинга экономики образования (МЭО) НИУ ВШЭ, данные мониторингов ФГБУК «ВЦХТ», данные ЕАИС ДО. Количественные данные подкреплены результатами экспертного анализа нормативно-правовых документов, региональных документов по созданию и организации деятельности РМЦ в регионах, в которых осуществилось внедрение «целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей», понимаемой как «комплекс современных организационно-управленческих механизмов, обеспечивающий переход к новой системе управления в дополнительном образовании детей на основе координации управленческих полномочий регионального и муниципальных уровней» [10].

Результаты и обсуждение

За период 2017-2022 годов в 77 регионах России внедрена «целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее — целевая модель) и созданы региональные модельные центры дополнительного образования.

В процессе внедрения целевой модели были задействованы следующие организационно-управленческие механизмы: внедрение регионального навигатора дополнительного образования, обеспечивающего персонифицированный учет детей, персонифицированное финансирование дополнительного образования, обновление содержания и технологий дополнительного образования детей и др. Ключевым элементом внедрения целевой модели стало создание РМЦ; этот подход воплощен в «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г.» [10].

РМЦ были сформированы на основе нормативно-правового акта регионального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в сфере образования. РМЦ — организация (самостоятельное юридическое лицо) или структурное подразделение организации, наделенное правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации функциями по организационному, методическому и аналитическому сопровождению и мониторингу развития системы дополнительного образования детей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Основная цель формирования РМЦ — обеспечение функционирования эффективной структуры управления региональной системой дополнительного образования детей, направленной на создание условий в целях «воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности и эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи», создания и вовлечения детей в освоение новых актуализированных программ дополнительного образования различных направленностей [16].

Перед РМЦ «как ядром региональной системы ДОД» стоят задачи развития региональных систем дополнительного образования, в том числе задача преодоления проблем «межведомственной разобщенности, эффективности использования бюджетных средств, повышения доступности ДОД» [6, с. 48]. Вероятностные решения качественных изменений состоят в интеграции и кооперации образования, культуры, спорта «при реализации механизмов финансирования интеграции дополнительного образования, спорта и культуры» [2, с. 44]; партнерства, а не конкуренции с негосударственным сектором [4, с. 16]; информационной открытости и «изучения влияния навигационных систем на развитие самой системы дополнительного образования» [13, с. 22].

РМЦ как ключевой организационно-управленческий элемент целевой модели обладает полномочиями управления образовательными организациями и муниципальными опорными центрами, координации с межведомственным советом. В каждом регионе РМЦ реализует типовой рамочный организационно-управленческий функционал.

1. Ресурсная рамка. Включает аудит и мониторинговое сопровождение ресурсов дополнительного образования региона для оценки возможностей, потенциала для создания условий доступности программ для детей различных категорий (в т.ч. инфраструктура, материально-техническая база, кадровый потенциал).

2. Координационная рамка. Межведомственный совет: взаимодействие представителей отраслей и сфер (образование, спорт, культура, молодежная политика). Организация межуровневого взаимодействия между региональным и муниципальными органами управления образования, при руководстве и поддержке федерального уровня.

3. Организационно-исполнительская рамка. Организация и сопровождение регионального навигатора. Организация персонифицированного учета детей, ведение перечня поставщиков программ дополнительного

образования. Координация организационно-финансовых механизмов (выдачи сертификатов персонифицированного финансирования дополнительного образования, в том числе в рамках внедрения социального заказа (перехода на социальный сертификат).

4. Организационно-методическая рамка. Организация методической поддержки для всех организаций дополнительного образования по разработке, обновлению, экспертной оценке программ дополнительного образования детей. Организация мероприятий по профессиональному развитию, повышению квалификации педагогов дополнительного образования и представителей реального сектора экономики для привлечения в сферу дополнительного образования.

На РМЦ в регионах возложена уникальная миссия созидателей, координаторов и «переговорщиков» со всеми реальными и потенциальными участниками рынка дополнительного образования, включая ИП, некоммерческие организации, заинтересованный социально ориентированный бизнес, работодателей и др. Организационные усилия РМЦ направлены на развитие региональной системы дополнительного образования детей, создание и распространение современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей, обеспечивающих достижение показателей развития системы дополнительного образования детей, которые определены стратегиями на государственном уровне.

Перечень ключевых функций и задач РМЦ отражен в Приказе Минпросвещения России от 3 сентября 2019 года. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» [16]. На региональном уровне функционал РМЦ закрепляется локальными нормативными документами.

В каждом из 77 регионов, в которых была внедрена целевая модель и были созданы РМЦ, организационно-управленческие и координационные функции и полномочия были переданы в рамках принятия нормативно-правовых документов РОИВ. В ходе изучения нормативных актов в регионах, внедривших целевую модель, выявлен общий алгоритм возложения функционала и полномочий на РМЦ. В целом этот порядок включал: принятие нормативных актов регионального уровня о создании РМЦ и передаче полномочий и функционала по управлению развитием системы ДОД; распорядительные документы и штатное расписание для начала функционирования РМЦ; ремонт по-

мещений, закупку оборудования, формирование штатного состава РМЦ и наполнение сайтов региональных модельных центров. После создания РМЦ осуществляет разработку и внедрение региональных навигаторов дополнительного образования детей; обеспечивает информирование родителей и образовательных организаций о внедрении сертификатов персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (ролики, буклеты, публикации в СМИ); организовывает повышение квалификации педагогических, управленческих работников региональной системы дополнительного образования; сопровождает разработку и экспертный анализ программ дополнительного образования детей. Кроме того, РМЦ сопровождают формирование муниципальных опорных центров (МОЦ), организуют их взаимодействие через муниципалитеты. РМЦ разрабатывают пути повышения доступности дополнительного образования для различных уязвимых категорий детей, проживающих на территории муниципалитетов. Таким образом, целевая модель позволила изменить логику управления дополнительного образования в регионах на основе делегирования управленческих функций региональному модельному центру, который обеспечивает координацию с муниципальными образованиями, ведомствами, негосударственным сектором дополнительного образования.

На РМЦ возложена операторская функция сбора аналитических данных в региональных навигаторах дополнительного образования. На федеральном уровне сбор и анализ данных осуществляется с помощью Единой автоматизированной информационной системы сбора и анализа данных по учреждениям, программам, мероприятиям дополнительного образования и основным статистическим показателям охвата детей дополнительным образованием в субъектах Российской Федерации (далее — ЕАИС ДО). Количественные данные, которые агрегируются региональными навигаторами и стекаются в систему ЕАИС ДО, включают следующие сведения: численность детей в возрасте от 5 до 18 лет; численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, фактически проживающих в муниципальном образовании; число детей, охваченных дополнительным образованием; количество программ, как суммарно общее, так и по направленностям, а также сведения об учреждениях и педагогах, их реализующих (личные кабинеты учреждений, карточки программ).

Выстраивание в регионах оперативной системы сбора данных дало свой результат: зафиксирована положительная динамика охвата детей

программами дополнительного образования. Цифры, характеризующие охват, подтверждаются разными источниками. По данным мониторинга ЕАИС ДО, в 2022 году 83,4% детей осваивали программы ДОД разной направленности. При этом в 2020/2021 учебном году, согласно данным опроса родителей школьников, проведенного НИУ ВШЭ, охват учащихся дополнительным образованием составлял лишь 80%. По данным Росстата, в 2020/2021 учебном году в среднем по России 45,6% обучающихся осваивали программы дополнительного образования на базе школ [6; 11; 15; 22].

Сравнение показателей охвата дополнительным образованием, по данным Росстата в период с 2017 по 2020 год, подтверждает поступательную и положительную динамику роста от 71% детей и подростков в 2017 году к 75% в 2020-м. В 2021 году, по данным ЕАИС ДО, этот показатель составляет 81,8%, с последующим ростом в 2022 году до 83,4% охвата программами шести направленностей. При этом также наблюдается поступательный рост числа педагогов, реализующих программы дополнительного образования. В 2017 году, по данным Росстата, насчитывалось 219 669 педагогов дополнительного образования, в 2020 году их число увеличилось до 249 259. По данным выгрузки из ЕАИС ДО, в 2021 году число педагогов дополнительного образования возросло до 395 717. Такая динамика связана с увеличением количества образовательных организаций, ставших лицензиатами по подвиду «дополнительное образование детей и взрослых» и, соответственно, реализующих дополнительные общеобразовательные программы. Статистические данные показывают увеличение доли таких организаций с 58,3% в 2018 году до 64,4% в 2021 году.

Для сравнения с периодом институционального становления дополнительного образования в 90-е годы XX века приведем данные, опубликованные в статье А. К. Бруднова, в те годы занимавшего пост начальника управления дополнительного образования Минобрнауки России: «В 1992 году было 8066 учреждений ДОД, в которых занимались 7 464 654 детей, в 1995 году было 8460 учреждений ДОД, в которых занимались 8 056 203 детей». Согласно экспертной оценке А. К. Бруднова, это составляло «38% учащихся», которые систематически занимаются художественным и техническим творчеством, экологией, спортом и туризмом» [3].

Таким образом, динамика количественных показателей отражает рост вовлеченности детей в дополнительное образование и достижение целей повышения охвата. Результативность РМЦ по выполнению намеченных показателей развития дополнительного образования очевидна.

В ходе анализа функций РМЦ был проведен опрос руководителей региональных модельных центров 72 регионов. Выборка составила 88% от общего числа созданных и функционирующих в настоящий момент РМЦ.

Опрос подтвердил, что во всех регионах РМЦ учреждены региональными министерствами, комитетами или департаментами образования. Свыше 80% РМЦ созданы как структурные подразделения знаковых организаций: 62,1% — в составе государственных региональных организаций дополнительного образования, 16,7% — в составе региональных институтов развития образования. РМЦ реже всего сформированы как отдельные организации (самостоятельные юрлица) — лишь в 6,1% случаев.

Назначенные для исполнения функций руководителя РМЦ в основном работают, непосредственно исполняя должностные обязанности (64,7%), при этом каждый пятый руководитель РМЦ (20,6%) работает в рамках совмещения должностей. 89,7% руководителей РМЦ прошли процедуру аттестации, что отвечает квалификационным требованиям к должности руководителя. Назначенные руководители РМЦ — специалисты с большим опытом работы и трудовым стажем: более 25% работают в образовании свыше четверти века; 32,4% специалистов трудятся около 25 лет; 14,7% достигли 10-летнего стажа; молодых специалистов со стажем до трех лет — 10,3%. В целом штат сотрудников РМЦ незначителен во всех регионах: 3-4 сотрудника отмечены в 11,8% центров, около 6 сотрудников — в 29,4% РМЦ, максимальный штатный состав (до 10 специалистов) — в 39,7% регионах.

Большинство (70,6%) руководителей РМЦ высоко оценивают подготовку штатного состава РМЦ и не видят организационных, координационных, контролирующих, проектных или методических дефицитов и барьеров в реализации управленческого функционала. При этом остаются открытыми вопросы реализации задач развития региональной системы дополнительного образования, использования всех ресурсов и регионального потенциала для создания новых программ, проектов, для чего необходимы новые управленческие компетенции, связанные с компетенциями проектного управления, межведомственного взаимодействия, сетевых практик, государственно-частного партнерства, требующие применения новаторских для дополнительного образования детей инструментов: бизнес-решений, взаимодействия с частным сектором, создания стартапов и др.

Представленная динамика роста охвата дополнительным образованием и аналитические данные доказательно демонстрируют результа-

тивность организационной и оперативной деятельности РМЦ в регионах как ответственных организаторов и координаторов выполнения задач по охвату детей программами дополнительного образования. Сравнительный анализ данных разных источников подтверждает наличие динамики изменений в количественных показателях, характеризующих численность обучающихся педагогов, образовательных организаций и реализуемых ими образовательных программ. Однако сами по себе эти количественные данные пока не полностью подтверждают достижение задач развития региональных систем дополнительного образования детей. «Целевая модель» внедрена, РМЦ функционируют, охват дополнительным образованием выполнен. Но стали ли региональные модельные центры «управленческим ядром» развития дополнительного образования в регионах?

Дальнейшее развитие региональных модельных центров должно учитывать мировые тенденции развития локальных образовательных систем, в числе которых трансформация образовательных систем под конкретные цели развития [7; 17; 24; 25], институциональная преемственность внешкольного и дополнительного образования [8; 19], эко-системный подход к развитию образования [21; 23].

Мировые тренды нацеливают на достижение специфических реформаторских целей и трансформации через «конкретные изменения в образовательной системе». ОЭСР предложена рамка анализа процесса и результатов образовательных трансформаций, включающая четыре основных требования к экспертной оценке:

- оценка логичности, достижимости и адаптированности к образовательному контексту страны («умный дизайн»);

- участие всех стейкхолдеров;

- «благоприятный контекст» — адаптивность к социально-экономической и институциональной среде;

- «структурированная стратегия» — совокупность взаимосвязанных мер достижения результатов [7; 25].

Экосистемный подход к модернизации и развитию региональных систем дополнительного образования позволяет сформулировать следующие критерии их развития в регионах:

1) концепция и программа развития [21];

2) управленческое ядро, автономность и самостоятельность [2; 6];

3) интеграция и сетевая кооперация [1; 2];

4) межуровневая, межтерриториальная интеграция ресурсов, образовательных пространств [4];

5) феномен «открытого образования» для участников рынка и негосударственного сектора [4].

Институциональная рамка преемственности внешкольного и дополнительного образования на постсоветском пространстве дает основания учитывать в анализе образовательных систем последовательность и взаимообусловленность нормативно-правовых документов, регулирующих функционирование и задающих векторы развития дополнительного образования [19].

На основе зарубежных и отечественных исследований в логике трансформации сферы дополнительного образования, с учетом мировой практики, на базе анализа результатов научных исследований в настоящее время сформированы теоретические основы создания в регионах условий для развития локальных систем дополнительного образования детей.

Для выстраивания управленческих стратегий целенаправленного развития дополнительного образования детей в регионах, для формирования на этой основе критериев экспертного оценивания результативности деятельности разработаны концепции и программы развития образовательных экосистем, подходы к модернизации организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, модели межведомственного взаимодействия, интеграции и кооперации ресурсов в системе дополнительного образования. Региональные навигаторы дополнительного образования детей служат источниками открытых данных для экспертного анализа. Векторами развития служат принцип доступности дополнительного образования для обеспечения образовательного равенства детей с учетом социально-экономических и имущественных возможностей семей, принцип открытости дополнительного образования, принцип равенства государственного и негосударственного сектора дополнительного образования.

Заключение

В соответствии с приоритетами государственной образовательной политики миссия региональных модельных центров — «развитие региональных систем дополнительного образования детей», а в фокусе внимания РМЦ, таким образом, должны быть образовательные системы ДОД муниципалитетов и регионов в целом. РМЦ в субъектах Российской

Федерации стали организационно-структурными новообразованиями, которые каждый регион создал в регулятивном порядке для выполнения задач координации управления муниципальными, государственными и негосударственными образовательными организациями, для достижения поставленных задач по повышению охвата доступным дополнительным образованием детей 5-17 лет.

Анализ зарубежных исследований практики создания подобных центров с переданными функциями управления и кооперации на региональном уровне показал, что прямых аналогов государственного управления на уровне региональных систем отдельно взятого подвида дополнительного образования в зарубежной образовательной практике нет, несмотря на разнообразие стратегий интеграций и коопераций, сетевых сообществ и «образовательных экосистем» [4; 7; 17; 24; 25], профессиональной кооперации внешкольного образования на постсоветском пространстве [8; 19].

Организационно-операторская функция РМЦ по достижению показателей охвата в каждом муниципалитете и регионе выполнена и достигнута. Для планирования и проектирования развития РМЦ предстоит очертить круг этапных задач по разработке региональных, муниципальных концепций или программ развития образовательных экосистем.

На развитие РМЦ постоянно оказывает влияние динамика потребностей населения в дополнительном образовании с учетом социально-экономических и имущественных возможностей семей, нацеленность на обеспечение «образовательного равенства детей», то есть доступности образовательных программ для социально незащищенных и уязвимых категорий населения. Очевидна необходимость продолжения работы по интеграции и кооперации ресурсов сфер образования, спорта, культуры, выстраивания межведомственных усилий вопреки принимаемым нормам дифференциации и выведения за рамки целевой модели предпрофессиональных программ в области искусств и программ спортивной подготовки. Перспективными представляются работы по созданию на территории муниципалитетов и регионов зон открытого вариативного дополнительного образования, вовлечения негосударственного сектора. Модернизация организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов в системе дополнительного образования будет продолжена с учетом региональных, этнокультурных, социально-экономических возможностей и особенностей регионов, в форматах, наиболее целесообразных для каждого конкретного

региона. Региональные навигаторы дополнительного образования будут развиваться в логике инструментов предоставления открытых данных и аккумуляции сведений для экспертного анализа внутри региональных систем, для повышения прозрачности принимаемых актуальных управленческих решений. РМЦ вносят существенный вклад в реализацию Плана мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года [10], обеспечивают управление перспективным развитием дополнительного образования в регионах.

Список источников

1. Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Филатова Л. М. Интеграция образования и культуры: ресурсный потенциал // Образовательная политика. 2020. № 5. С. 3-11.

2. Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Филатова Л. М. Современные механизмы финансирования интеграции дополнительного образования, спорта и культуры. М: НИУ ВШЭ, 2020. 56 с.

3. Бруднов А. К. От внешкольной работы — к дополнительному образованию детей // Внешкольник. 1996. № 1. С. 2-5.

4. Глухов П. П., Попов А. А. Состояние негосударственного сектора в региональных системах дополнительного образования детей. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2022. 44 с.

5. Директора организаций дополнительного образования детей: профессиональные позиции и стратегии. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 48 с.

6. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / Под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 277 с.

7. Дополнительное образование детей за рубежом: понимание, политика, регулирование / Н. М. Жулябина. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 40 с.

8. Иванов И. Ю. Чьи дети? Внешкольное образование в странах бывшего Советского Союза // Вопросы образования. 2022. № 4. С. 184-207. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-4-184-207.

9. Клячко Т. В. Образование в России и мире: основные тенденции // Образовательная политика. 2020. № 1 (81). С. 26-40.

10. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года и План мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, I этап (2022-2024 годы), утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/45028/ (дата обращения: 26.02.2023).

11. Косарецкий С. Г., Гошин М. Е., Иванов И. Ю. Участие школьников в дополнительном образовании: информационный бюллетень / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2022. 52 с.

12. Косарецкий С. Г., Куприянов Б. В., Филиппова Д. С. Особенности участия детей в дополнительном образовании, обусловленные различиями в культурно-образовательном и имущественном статусе семей и месте проживания // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 168-190.

13. Мерцалова Т. А., Горбовский Р. В., Петлин А. В. Навигаторы дополнительного образования детей: этапы развития, разнообразие и функциональность. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.

14. Модернизация организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования: сборник документов / Общ. ред. и сост. С. Г. Косарецкого, А. В. Петлина, М. Б. Савельевой и др. М.: Университетская книга, 2018. 152 с.

15. Мониторинг эффективности школы. Дополнительное образование школьников (20132017 гг.) / под ред. Т. Л. Клячко. М.: РАНХиГС, 2018. 24 с.

16. Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей: Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467 // Гарант.ру. Информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/73078052/ (дата обращения: 26.02.2023).

17. Образовательная политика и долговременные тенденции / под ред. И. Д. Фрумина и др. // Социальная политика в России: долгосрочные тенденции и изменения последних лет. Доклад. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2015. С. 239-269.

18. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденный протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16, с изменениями № E2-2020/023 [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/info/35566/ (дата обращения: 26.02.2023).

19. Регулирование внешкольного образования в странах бывшего Советского Союза. / Под ред. И. Ю. Иванова, С. Г. Косарецкого. Серия № 3. М.: Де'Либри, 2022. 98 с.

20. Родители в системе дополнительного образования детей: ожидания, стратегии поведения, информированность. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 56 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Фрумин И. Д., Косарецкий С. Г., Лешуков О. В. Экосистемы образования: с уважением к сложности // Практики развития: новые отношения в образовании, их реализации и возможности управления: материалы 22-й науч.-практ. конф. Красноярск, апрель 2015 г. Красноярск: Институт психологии практик развития, 2016. С. 22-32 [Электронный ресурс]. URL: https://ippd. ru/resources/library?file=1242 (дата обращения: 22.02.2023).

22. Школьное образование в контексте национальных целей и приоритетных проектов: аналитический доклад / Т. А. Мерцалова, С. Г. Косарецкий, К. М. Анчиков и др. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2022. 96 с.

23. Экосистема развития инноваций российского образования: инфраструктурные характеристики / Д. О. Королева, Т. О. Науширванов. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2020. 32 с.

24. Front Matter. In The Wiley Handbook of Global Educational Reform / eds K. J. Saltman and A. J. Means. Medford: John Wiley & Sons, Inc., 2018. 518 p. [Электронный ресурс]. URL: https://doi. org/10.1002/9781119082316.fmatter (дата обращения: 26.02.2023).

25. Schleicher A. World Class: How to Build a 21st-century School System: Strong Performers and Successful Reformers in Education. Paris: OECD Publishing, 2018. 296 p. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/education/world-class-9789264300002-en.htm (дата обращения: 26.02.2023).

References

1. Abankina I. V., Abankina T. V., Filatova L. M. Integracija obrazovanija i kul'tury: resursnyj potencial // Obrazovatel'naj a politika. 2020. № 5. S. 3-11. [In Rus].

2. Abankina I. V., Abankina T. V., Filatova L. M. Sovremennye mehanizmy finansirovanija integracii dopolnitel'nogo obrazovanija, sporta i kul'tury. M: NIU VShJe, 2020. 56 s. [In Rus].

3. Brudnov A. K. Ot vneshkol'noj raboty — k dopolnitel'nomu obrazovaniju detej // Vneshkol'nik. 1996. № 1. S. 2-5. [In Rus].

4. Gluhov P. P., Popov A. A. Sostojanie negosudarstvennogo sektora v regional'nyh sistemah dopolnitel'nogo obrazovanija detej. M.: Izdatel'skij dom «Delo» RANHiGS, 2022. 44 s. [In Rus].

5. Direktora organizacij dopolnitel'nogo obrazovanija detej: professional'nye pozicii i strategii. M.: NIU VShJe, 2017. 48 s. [In Rus].

6. Dopolnitel'noe obrazovanie detej v Rossii: edinoe i mnogoobraznoe / Pod red. S. G. Kosareckogo, I. D. Frumina. M.: NIU VShJe, 2019. 277 s. [In Rus].

7. Dopolnitel'noe obrazovanie detej za rubezhom: ponimanie, politika, regulirovanie / N. M. Zhuljabina. M.: NIU VShJe, 2017. 40 s. [In Rus].

8. Ivanov I. Ju. Ch'i deti? Vneshkol'noe obrazovanie v stranah byvshego Sovetskogo Sojuza // Voprosy obrazovanija. 2022. № 4. S. 184-207. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-4-184-207. [In Rus].

9. Kljachko T. V. Obrazovanie v Rossii i mire: osnovnye tendencii // Obrazovatel'naja politika. 2020. № 1 (81). S. 26-40. [In Rus].

10. Koncepcija razvitija dopolnitel'nogo obrazovanija detej do 2030 goda i Plan meroprijatij po realizacii Koncepcii razvitija dopolnitel'nogo obrazovanija detej do 2030 goda, I jetap (2022-2024 gody), utv. Rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31 marta 2022 g. № 678-r [Jelektronnyj resurs]. URL: http://government.ru/news/45028/ (data obrashhenija: 26.02.2023). [In Rus].

11. Kosareckij S. G., Goshin M. E, Ivanov I. Ju. Uchastie shkol'nikov v dopolnitel'nom obrazovanii: informa-

cionnyj bjulleten' / Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». M.: NIU VShJe, 2022. 52 s. [In Rus].

12. Kosareckij S. G., Kuprijanov B. V., Filippova D. S. Osobennosti uchastija detej v dopolnitel'nom obra-zovanii, obuslovlennye razlichijami v kul'turno-obrazovatel'nom i imushhestvennom statuse semej i meste prozhivanija // Voprosy obrazovanija. 2016. № 1. S. 168-190. [In Rus].

13. Mercalova T. A., Gorbovskij R. V., Petlin A. V. Navigatory dopolnitel'nogo obrazovanija detej: jetapy razvitija, raznoobrazie i funkcional'nost'. M.: NIU VShJe, 2018. 28 s. [In Rus].

14. Modernizacija organizacionno-jekonomicheskih mehanizmov v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija: sbornik dokumentov / Obshh. red. i sost. S. G. Kosareckogo, A. V. Petlina, M. B. Savel'evoj i dr. M.: Universitetskaja kniga, 2018. 152 s. [In Rus].

15. Monitoring jeffektivnosti shkoly. Dopolnitel'noe obrazovanie shkol'nikov (2013-2017 gg.) / pod red. T. L. Kljachko. M.: RANHiGS, 2018. 24 s. [In Rus].

16. Ob utverzhdenii Celevoj modeli razvitija regional'nyh sistem dopolnitel'nogo obrazovanija detej: Prikaz Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii ot 3 sentjabrja 2019 g. № 467 // Garant.ru. Informacionno-pravovoj portal [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/73078052/ (data obrashhenija: 26.02.2023). [In Rus].

17. Obrazovatel'naja politika i dolgovremennye tendencii / pod red. I. D. Frumina i dr. // Social'naja poli-tika v Rossii: dolgosrochnye tendencii i izmenenija poslednih let. Doklad. Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». M.: NIU VShJe, 2015. S. 239-269. [In Rus].

18. Pasport nacional'nogo proekta «Obrazovanie», utverzhdennyj protokolom prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiju i nacional'nym proektam ot 24 dek-abrja 2018 g. № 16, s izmenenijami № E2-2020/023 [Jelektronnyj resurs]. URL: http://government. ru/info/35566/ (data obrashhenija: 26.02.2023). [In Rus].

19. Regulirovanie vneshkol'nogo obrazovanija v stranah byvshego Sovetskogo Sojuza. / Pod red. I. Ju. Ivanova, S. G. Kosareckogo. Serija № 3. M.: De'Libri, 2022. 98 s. [In Rus].

20. Roditeli v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija detej: ozhidanija, strategii povedenija, informirovan-nost'. M.: NIU VShJe, 2018. 56 s. [In Rus].

21. Frumin I. D., Kosareckij S. G., Leshukov O. V. Jekosistemy obrazovanija: s uvazheniem k slozhnosti // Praktiki razvitija: novye otnoshenija v obrazovanii, ih realizacii i vozmozhnosti upravlenija: ma-terialy 22-j nauch.-prakt. konf. Krasnojarsk, aprel' 2015 g. Krasnojarsk: Institut psihologii praktik razvitija, 2016. S. 22-32 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://ippd.ru/resources/library?file=1242 (data obrashhenija: 22.02.2023). [In Rus].

22. Shkol'noe obrazovanie v kontekste nacional'nyh celej i prioritetnyh proektov: analiticheskij doklad / T. A. Mercalova, S. G. Kosareckij, K. M. Anchikov i dr. Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola jekonomiki». M.: NIU VShJe, 2022. 96 s. [In Rus].

23. Jekosistema razvitija innovacij rossijskogo obrazovanija: infrastrukturnye harakteristiki / D. O. Koroleva, T. O. Naushirvanov. Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaja shkola jekonomiki», Institut obrazovanija. M.: NIU VShJe, 2020. 32 s. [In Rus].

24. Front Matter. In The Wiley Handbook of Global Educational Reform / eds K. J. Saltman and A. J. Means. Medford: John Wiley & Sons, Inc., 2018. 518 p. [Электронный ресурс]. URL: https://doi. org/10.1002/9781119082316.fmatter (дата обращения: 26.02.2023).

25. Schleicher A. World Class: How to Build a 21st-Century School System: Strong Performers and Successful Reformers in Education. Paris: OECD Publishing, 2018. 296 p. [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/education/world-class-9789264300002-en.htm (дата обращения: 26.02.2023).

Информация об авторе

Л. С. Львова — кандидат педагогических наук, заместитель директора по научно-методической работе Information about the author

L. S. Lvova — PhD (Education), Deputy Director for Scientific and Methodological Work

Статья поступила в редакцию 15.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 07.03.2023. The article was submitted 15.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 07.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.