Научная статья на тему 'КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СФЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО (ВНЕШКОЛЬНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ'

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СФЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО (ВНЕШКОЛЬНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / БЫВШИЕ РЕСПУБЛИКИ СССР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотарева Ангелина Викторовна

В статье представлены результаты сравнительного анализа состояния и развития кадрового обеспечения сферы дополнительного (внешкольного) образования на постсоветском пространстве на рубеже XX-XXI веков. Показан исторический анализ предпосылок становления и развития кадрового обеспечения сферы внешкольного (дополнительного) образования в Советском Союзе, обозначено состояние кадрового обеспечения данной сферы накануне распада СССР. Представлены вопросы проведения исследования состояния и развития кадрового обеспечения системы дополнительного (внешкольного) образования на постсоветском пространстве на рубеже XX-XXI веков, показано теоретическое обоснование исследования, описаны результаты анализа кадрового обеспечения системы внешкольного (дополнительного) образования в бывших республиках СССР (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) после его распада. Показаны статистические данные состояния кадрового обеспечения на 2018 год, полученные в процессе изучения Национальных статистических сборников и ежегодников и сделаны выводы на основе их анализа: о формировании государственного нормативного регулирования требований к кадровому обеспечению системы дополнительного (внешкольного) образования; об изменениях структуры и численности кадрового обеспечения системы дополнительного (внешкольного) образования детей; об особенных условиях деятельности педагогических работников системы дополнительного (внешкольного) образования в странах бывшего СССР; о состоянии подготовки и профессионального развития педагогических кадров дополнительного (внешкольного) образования в изучаемых странах. Показаны особенности комплексной профессиональной подготовки педагогических кадров в системах высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в республиках бывшего СССР, выявлены проблемы, сделаны выводы о тенденциях развития кадрового обеспечения системы дополнительного (внешкольного) образования на постсоветском пространстве на рубеже XX-XXI веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотарева Ангелина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONNEL SUPPORT OF THE SPHERE OF ADDITIONAL (EXTRACURRICULAR) EDUCATION IN THE POST-SOVIET SPACE AT THE TURN OF THE XX-XXI CENTURIES

The article presents the results of a comparative analysis of the state and development of personnel support for the sphere of additional (extracurricular) education in the post-Soviet space at the turn of the XX-XXI centuries. A historical analysis of the prerequisites for the formation and development of staffing in the sphere of extracurricular (additional) education in the Soviet Union is shown, the state of staffing in this sphere on the eve of the collapse of the USSR is indicated. The issues of conducting a study of the state and development of personnel support for the system of additional (extracurricular) education in the post-Soviet space at the turn of the XX-XXI centuries are presented, the theoretical justification of the study is shown, the results of the analysis of personnel support for the system of extracurricular (additional) education in the USSR former republics (Russia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan) are described after its collapse. The statistical data of the state of personnel support for 2018 obtained during the study of the National Statistical Collections and Yearbooks are shown and conclusions are drawn on the basis of their analysis: on the formation of state regulatory regulation of requirements for personnel support for the system of additional (extracurricular) education; on changes in the structure and number of personnel support for the system of additional (extracurricular) education of children; on special conditions for the activities of teachers of the system of additional (extracurricular) education in the countries of the former USSR; on the state of training and professional development of pedagogical personnel of additional (extracurricular) education in the countries under study. The features of comprehensive professional training of pedagogical personnel in the systems of higher, secondary vocational and additional vocational education in the republics of the former USSR are shown, problems have been identified, conclusions have been drawn about the trends in the development of personnel support for the system of additional (extracurricular) education in the post-Soviet space at the turn of the XX-XXI centuries.

Текст научной работы на тему «КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СФЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО (ВНЕШКОЛЬНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВВ»

Научная статья УДК 374

Б01: 10.20323/2658-428Х-2022-4-17-126-146 ББ№ УЬСБЬМ

Кадровое обеспечение сферы дополнительного (внешкольного)

образования на постсоветском пространстве на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

Ангелина Викторовна Золотарева

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического и психолого-педагогического образования ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», г. Сочи [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7096-1005

Аннотация. В статье представлены результаты сравнительного анализа состояния и развития кадрового обеспечения сферы дополнительного (внешкольного) образования на постсоветском пространстве на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Показан исторический анализ предпосылок становления и развития кадрового обеспечения сферы внешкольного (дополнительного) образования в Советском Союзе, обозначено состояние кадрового обеспечения данной сферы накануне распада СССР. Представлены вопросы проведения исследования состояния и развития кадрового обеспечения системы дополнительного (внешкольного) образования на постсоветском пространстве на рубеже ХХ-ХХ1 веков, показано теоретическое обоснование исследования, описаны результаты анализа кадрового обеспечения системы внешкольного (дополнительного) образования в бывших республиках СССР (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) после его распада. Показаны статистические данные состояния кадрового обеспечения на 2018 год, полученные в процессе изучения Национальных статистических сборников и ежегодников и сделаны выводы на основе их анализа: о формировании государственного нормативного регулирования требований к кадровому обеспечению системы дополнительного (внешкольного) образования; об изменениях структуры и численности кадрового обеспечения системы дополнительного (внешкольного) образования детей; об особенных условиях деятельности педагогических работников системы дополнительного (внешкольного) образования в странах бывшего СССР; о состоянии подготовки и профессионального развития педагогических кадров дополнительного (внешкольного) образования в изучаемых странах. Показаны особенности комплексной профессиональной подготовки педагогических кадров в системах высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в республиках бывшего СССР, выявлены проблемы, сделаны выводы о тенденциях развития кадрового обеспечения системы дополнительного (внешкольного) образования на постсоветском пространстве на рубеже ХХ-ХХ1 веков.

© Золотарева А. В., 2022

126

А. В. Золотарева

Ключевые слова: дополнительное образование детей; внешкольное образование; кадровое обеспечение образования; постсоветское пространство; внешкольные учреждения; организации дополнительного образования; бывшие республики СССР

Для цитирования: Золотарева А. В. Кадровое обеспечение сферы дополнительного (внешкольного) образования на постсоветском пространстве на рубеже XX-XXI вв. // Социально-политические исследования. 2022. № 4 (17). С. 126-146. http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-4-17-126-146. https://elibrary.ru/ylcblm.

Original article

Personnel support of the sphere of additional (extracurricular) education in the post-soviet space at the turn of the XX-XXI centuries

Angelina V. Zolotareva

Doctor of pedagogical sciences, professor of department of pedagogical and psychologica -pedagogical education, Sochi state university, Sochi [email protected], https://orcid.org/0000-0002-7096-1005

Abstract. The article presents the results of a comparative analysis of the state and development of personnel support for the sphere of additional (extracurricular) education in the post-Soviet space at the turn of the XX-XXI centuries. A historical analysis of the prerequisites for the formation and development of staffing in the sphere of extracurricular (additional) education in the Soviet Union is shown, the state of staffing in this sphere on the eve of the collapse of the USSR is indicated. The issues of conducting a study of the state and development of personnel support for the system of additional (extracurricular) education in the post-Soviet space at the turn of the XX-XXI centuries are presented, the theoretical justification of the study is shown, the results of the analysis of personnel support for the system of extracurricular (additional) education in the USSR former republics (Russia, Belarus, Kazakhstan, Kyrgyzstan) are described after its collapse. The statistical data of the state of personnel support for 2018 obtained during the study of the National Statistical Collections and Yearbooks are shown and conclusions are drawn on the basis of their analysis: on the formation of state regulatory regulation of requirements for personnel support for the system of additional (extracurricular) education; on changes in the structure and number of personnel support for the system of additional (extracurricular) education of children; on special conditions for the activities of teachers of the system of additional (extracurricular) education in the countries of the former USSR; on the state of training and professional development of pedagogical personnel of additional (extracurricular) education in the countries under study. The features of comprehensive professional training of pedagogical personnel in the systems of higher, secondary vocational and additional vocational education in the republics of the former USSR are shown, problems have been identified, conclusions have been drawn about the trends in the development of personnel support for the system of additional (extracurricular) education in the postSoviet space at the turn of the XX-XXI centuries.

Keywords: additional education of children; extracurricular education; personnel provision of education; post-Soviet space; out-of-school institutions; organization of additional education; former republics of the USSR

Кадровое обеспечение сферы дополнительного (внешкольного) образования 127 на постсоветском пространстве на рубеже XX-XXI вв.

For citation : Zolotareva A. V. Personnel support of the sphere of additional (extracurricular) education in the post-soviet space at the turn of the XX-XXI centuries. Social and political researches. 2022;4(17):126-146. (In Russ). http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-4-17-126-146. https://elibrary.ru/ylcblm.

Введение

В Советском Союзе в ХХ веке была создана уникальная система внешкольного воспитания и внешкольных учреждений, которая не имела аналогов в мировой практике образования. Все республики, входившие в состав СССР, реализовали единую модель организации внешкольного образования (воспитания) детей, основанную на общих принципах внешкольной работы, с едиными направлениями деятельности (организация кружковой и клубной работы, инструктивно-методическая и организационно-массовая работа с пионерскими организациями и детскими объединениями). Система внешкольных учреждений включала в себя многопрофильные (Дворцы и Дома пионеров, детские городки, станции и пр.) и специализированные (станции юных техников, натуралистов, туристов; музыкальные, художественные, спортивные школы) учреждения. Сформировались главные особенности, отличающие внешкольное (дополнительное) образование от общего образования. А также была создана определенная система кадрового обеспечения. В штат внешкольных учреждений входили: директор, заместитель директора, заведующий отделом, заведующий секцией, лабораторией, кабинетом, методист, культорга-

низатор, руководитель кружка, осуществляющие свою деятельность на основе квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников внешкольных учреждений (утв. Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам 7 января 1977 г.) [Дополнительное образование детей ... , 2022].

Проблема кадрового обеспечения (внешкольного) дополнительного образования стояла остро на протяжении всей истории развития данной образовательной системы. Системе дополнительного (внешкольного) образования детей всегда требовались специалисты различных областей искусства, науки, техники; люди, развившие свое увлечение до профессионального уровня. Отсутствие государственных образовательных стандартов, учебников предъявляет значительно более высокие требования к педагогу системы дополнительного образования, в сравнении с учителем общеобразовательных предметов. Психолого-педагогическая характеристика педагога сферы дополнительного (внешкольного) образования детей является довольно сложной, так как, в сущности, подразумевает свойства педагога-универсала и предъявляет новые требования к его профессиональ-

128

А. В. Золотарева

ным качествам. Во-первых, он должен быть как высококлассным профессионалом в области профиля деятельности (техником, спортсменом, прикладником и т. д.), так и профессиональным педагогом. Во-вторых, он не только обеспечивает овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками в определенной сфере деятельности, но и развивает ребенка как личность, помогает в решении его социальных проблем. В-третьих, успешно работает только успешный педагог, которого дети добровольно выбирают; он не просто выдает занятия в рамках отведенного на это времени, а становится значимым для ребенка, уважаемым и любимым [Методика непрерывного профессионального ... , 2022].

После распада Советского Союза в 90-х годах ХХ века бывшие республики, получившие независимость, начали постепенный процесс трансформации системы образования, реконструкции ее структуры, оптимизации подходов к финансированию, модернизации организационно-управленческого обустройства. В том числе шел процесс формирования государственной образовательной политики в отношении кадрового обеспечения для более эффективной организации функционирования и развития системы дополнительного (внешкольного) образования [Золотарева, 2021].

В рамках проведенного нами исследования мы попытались проанализировать, как развивалась сфера

внешкольного (дополнительного) образования, в первую очередь, его кадровое обеспечение, в бывших республиках СССР (Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) после его распада, отвечая на вопросы:

- как формировалось государственное нормативное регулирование требований к кадровому обеспечению системы дополнительного (внешкольного) образования?

- как менялись структура и статистика кадрового обеспечения системы дополнительного (внешкольного) образования детей?

- какие особенные условия деятельности педагогических работников системы дополнительного (внешкольного) образования созданы в странах бывшего СССР?

- какой опыт подготовки и профессионального развития педагогических кадров дополнительного образования сформировался в системах среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования?

Теоретические основания исследования

Анализ исторического опыта позволил увидеть, что понимание важности внешкольного образования и подготовки кадров для данной системы, начало складываться к началу ХХ века как результат деятельности частных лиц и обществ. На уровне государственных образовательных организаций подготовка кадров-внешкольников долгое время не осуществлялась вообще, соответственно, официально оформ-

Кадровое обеспечение сферы дополнительного (внешкольного) образования 129 на постсоветском пространстве на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

ленных требований к функциям, обязанностям, умениям и навыкам педагогов в начале ХХ века не сложилось [Дополнительное образование детей ... , 2022].

Профессионально-педагогическая, общественная, научная деятельность великих людей, живущих в России в начале XX века (Н. Ф. Бу-наков, В. П. Вахтеров, К. Н. Вент-цель, А. У. Зеленко, П. Ф. Каптерев, Н. А. Корф, П. Ф. Лесгафт, Е. Ф. Медынский, В. И. Чарнолус-кий, С. Т. Шацкий и др.), послужили мощным толчком для идентификации профессиональных отличий профессии «учитель» и профессии «педагог-внешкольник» [Лупанди-на, 2016]. Уже к 20-м годам ХХ века, началу создания Советского Союза, можно наблюдать активное развитие предпосылок в становлении профессии «педагог-внешкольник» как самостоятельного феномена. Одним из первых организаторов профессионального образования педагогов-

внешкольников исследователями признан Е. Н. Медынский, который в своем фундаментальном труде «Внешкольное образование, его значение, организация и техника» проводит свой анализ кадровой проблемы в системе внешкольного образования [Медынский, 1918].

Начиная с 20-х годов ХХ века быстро расширялась сеть внешкольных учреждений и, соответственно, встал вопрос о нехватке квалифицированных кадров для организации внешкольной работы. Учитывая

данную ситуацию, кадровая политика Советского Союза реализовывала организацию краткосрочных курсов, семинаров, совещаний без отрыва от производственного процесса; подготовку педагогов в педагогических учебных заведениях среднего и высшего уровней образования; организацию курсов по переподготовке педагогического персонала детских (пионерских) организаций. В педагогических техникумах и вузах появились внешкольные отделения для методистов. Теоретическое осмысление концепций педагогического образования в сфере внешкольной работы связано с именами П. П. Блонского, А. С. Бубнова, И. А. Каирова, Н. К. Крупской, А. В. Луначарского, А. С. Макаренко, М. Н. Покровского, В. П. Потемкина, В.Н. Терского и др. [Мухаме-дьярова, 2021].

К 1960-м гг. XX столетия сеть внешкольных учреждений Советского Союза разрослась настолько, что потребовала упорядочения работы с кадрами, определения правового статуса педагогических работников и типов внешкольных учреждений. Постановлением Совета Министров СССР «Об упорядочении сети, введении типовых штатов и установлении должностных окладов работникам внешкольных учреждений» (1952 г.) были определены единая номенклатура внешкольных учреждений и правовое положение их работников. Особую роль педагога-

внешкольника в обеспечении гума-

130

А. В. Золотарева

нистической ориентации образования отмечали ведущие советские ученые Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванов, Н. В. Александров, С. И. Архангельский, Н. И. Болдырев, Н. Ф. Гоноболин, Т. А. Ильина, Н. В. Кузьмина, И. Т. Огородников,

A. В. Петровский, А. И. Пискунов,

B. А. Сластенин, А. И. Щербаков и др. [Амонашвили, 1998].

К 90-м гг. сложилось научно-методологическое понимание сущности педагогических профессий для внешкольного образования, определены характеристики должностей; начинали оформляться различные компетентностные модели педагога-внешкольника, включающие перечень профессионально-значимых качеств. Особое значение в этот период имеют работы Л. К. Балясной, которая в 1978 году публикует одно из первых пособий для работников внешкольных учреждений, в том числе фрагменты первых квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников внешкольных учреждений, что свидетельствует об определенном уровне систематизации требований к педагогическим работникам внешкольного образования, многие из которых не потеряли свою актуальность и сегодня [Внешкольные учреждения ... , 1978].

Таким образом, к началу распада Советского Союза, в сфере внешкольного (дополнительного) образования, несмотря на видимые и очевидные достижения кадрового

обеспечения и профессионального развития педагога-внешкольника, можно отметить, что устойчивой государственной системы не сложилось, это привело к фрагментарности процесса развития кадров сферы дополнительного образования [Каргина, 2012].

Чтобы узнать, как складывается система кадрового обеспечения сферы внешкольного (дополнительного) образования в бывших республиках СССР, Институтом образования НИУ Высшей школы экономики было инициировано и проведено исследование, результаты которого описаны в данной статье [Золотарева, 2021].

Результаты исследования

Для выявления состояния и развития кадрового обеспечения сферы дополнительного (внешкольного) образования на постсоветском пространстве на рубеже ХХ-ХХ1 вв., была проанализирована информация о кадровом обеспечении дополнительного (внешкольного) образования в России, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане по состоянию на 2018 год.

В каждой из бывших советских республик ведется подготовка пакета нормативно-правовых актов, в которых представлены требования и регламентация деятельности педагогических работников системы дополнительного (внешкольного) образования.

В России сфера внешкольного воспитания была переведена в статус дополнительного образования детей

Кадровое обеспечение сферы дополнительного (внешкольного) образования 131 на постсоветском пространстве на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

на основании Федерального закона «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (утратил силу). В настоящее время, в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 21 декабря 2012 года, № 273-Ф3), в современной системе образования дополнительное образование детей выделено как самостоятельный, самоценный вид образования, который направлен на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Современная система дополнительного образования детей стала частью системы общего образования России, вышла за пределы организаций дополнительного образования детей и реализуется в общеобразовательных организациях, дошкольных образовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, учреждениях культуры и спорта, а также в негосударственных и частных организациях.

Требования к должностным обязанностям специалистов системы дополнительного образования

определяются единым квалификационным справочником (ЕКС) для работников сферы образования (утв. Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010, №761н). Единый квали-

фикационный справочник предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и управления персоналом образовательных организаций. На его основе в организациях, реализующих программы дополнительного образования детей, составляются должностные инструкции, содержащие конкретный перечень должностных обязанностей. В едином квалификационном справочнике отражены общие положения, должности руководителей, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала.

Новые требования к квалификации и реализации трудовых функций педагогических работников системы дополнительного образования прописаны в профессиональном стандарте «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденном приказом Минтруда России от 22 сентября 2021 года N 652н. Зарегистрирован в Минюсте России 17 декабря 2021 года N 66403 В соответствии с профессиональным стандартом, педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей рассматривается как определенный вид профессиональной деятельности и предполагает три обобщенные трудовые функции:

1) преподавание по дополнительным общеобразовательным программам,

2) организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ, 3) организационно-педагогическое обеспечение реализа-

132

А. В. Золотарева

ции дополнительных общеобразовательных программ. Каждая из обобщенных трудовых функций в силу своей автономности может быть выделена в отдельную должность: педагога дополнительного образования (тренера-преподавателя, преподавателя), педагога-организатора и методиста. Профессиональный стандарт предъявляет требования к образованию и обучению педагога дополнительного образования детей и взрослых (высшее образование или среднее профессиональное образование), к опыту практической работы педагога, а также особые условия допуска к работе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [Золотарева, 2017].

В Республике Беларусь деятельность по программам дополнительного образования детей и молодежи осуществляется на основе описанных ниже нормативных документов.

Кодекс Республики Беларусь «Об образовании» от 13 января 2011 года № 243-З впервые ввел правовые основы регулирования образовательного процесса при освоении образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи (раздел XIII). Кодексом введено новое название системы «дополнительное образование детей и взрослых» взамен действовавшего ранее (с 1991 года) «внешкольного воспитания и обучения». После принятия Кодекса Республики Беларусь «Об образовании» многие аспекты организации деятельности учреждений дополнительного образования, под-

готовки их педагогических коллективов были переосмыслены и существенно улучшены.

В Республике Беларусь действует Положение об учреждении дополнительного образования детей и молодежи (утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149 и изменениями и дополнениями, введенными Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 3 января 2014 г. № 1). Сфера действия Положения распространена на организацию образовательной деятельности всеми учреждениями образования, реализующими образовательные программы дополнительного образования детей, а также иными организациями, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по программам дополнительного образования детей.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 мая 2011 года № 33 утверждены квалификационные характеристики педагогических работников, реализующих программы дополнительного образования детей и молодежи. В перечень утвержденных должностей входят: педагог дополнительного образования, педагог-организатор, аккомпаниатор, концертмейстер, культорганизатор, методист, педагог-психолог, педагог социальный, преподаватель, а также перечень учебно-вспомогательного персона-

Кадровое обеспечение сферы дополнительного (внешкольного) образования 133 на постсоветском пространстве на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

ла. Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 мая 2011 года № 33 были внесены изменения в Единый квалификационный справочник должностей служащих, отменяющий должность руководителя кружка и вводящий должность «педагог дополнительного образования», с соответствующими должностными обязанностями и квалификационными характеристиками. С этого времени работники учреждений дополнительного образования детей и молодежи причислены к категории педагогических работников с соответствующими социальными льготами.

В Республике Казахстан статус педагогического работника определяется Законом Республики Казахстан «Об образовании» № 319-111 от 27.07.2007 г., при этом педагогические работники государственных организаций образования являются гражданскими служащими. К занятию педагогической деятельностью допускаются лица, имеющие специальное педагогическое или профессиональное образование по соответствующим профилям, имеют право на повышение квалификации и досрочную аттестацию с целью повышения категории.

Кадровая политика в организациях дополнительного образования детей основывается на положениях о Типовых штатах работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и при-

равненных к ним лиц. Кроме того, в организациях образования при необходимости дополнительно устанавливаются штатные единицы должностей, соответствующие профилю обучения и воспитания детей, также в зависимости от проводимых кружковых, спортивных и лечебных мероприятий (педагог-организатор, аккомпаниатор, художественный руководитель, художник, киномеханик, инструктор по физической культуре и труду, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель и др.). Размер оплаты труда работников системы дополнительного образования детей регулируется Постановлением Правительства Республики Казахстан № 1193 от 31.12.2015 г. «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий».

В Кыргызской Республике система внешкольного дополнительного образования также преодолела путь эволюционного перехода от внешкольного воспитания к дополнительному образованию. При этом следует отметить, что после распада Советского Союза резко сократилось количество внешкольных организаций: более 30 % организаций прекратили свою деятельность в некоторых регионах республики.

В настоящее время деятельность системы образования осуществляется на основе Закона «Об образо-

134

А. В. Золотарева

вании Кыргызской Республики» (утв. от 30 апреля 2003 года N 92), который устанавливает принципы государственной политики в области образования. Закон определил, что дополнительное образование обучающихся и воспитанников осуществляется в образовательных организациях, а также организациях дополнительного образования на бесплатной или платной (добровольной) основе (Статья 17). Подчеркнута роль внешкольного дополнительного образования, направления деятельности, цель, задачи (статья 18), о праве на образование независимо от пола, национальности, языка, социального и имущественного положения, ограничений возможностей здоровья, рода и характера занятий, вероисповедания, политических и религиозных убеждений, места жительства и иных обстоятельств (статья 3).

Таким образом, проведенный анализ позволил увидеть, что в обозначенных нами странах на постсоветском пространстве система вне-

школьной работы постепенно трансформируется в систему дополнительного (внешкольного) образования. Программы дополнительного образования реализуются не только в организациях дополнительного образования, но и в школах, организациях разных ведомств и частных организациях.

Анализ статистических данных о кадровом составе дополнительного образования детей на 2018 год (см. табл. 1) сделан на основе изучения национальных статистических сборников Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и показал, что в составе педагогических работников дополнительного образования преобладают педагоги в возрасте 35 лет и старше. Вместе с тем, можно отметить, что в России более, чем в других странах, наблюдается тенденция увеличения доли пенсионеров и сокращение доли молодых педагогов.

Страна Россия Беларусь Казахстан Кыргызстан

всего в системе доп. образования (чел.) 874 900 66 663 31 011 26 865

в учреждениях доп. образования (вне школы) (чел.) 280 700 13 398 18 231 1876

18-25 лет 14 % 33 % 25 % 20 %

26-45 лет 31 % 30 % 47 % 38 %

46 лет и старше 55 % 37 % 28 % 42 %

Основные сотрудники 66 % Нет данных Нет данных 89 %

Кадровое обеспечение сферы дополнительного (внешкольного) образования 135 на постсоветском пространстве на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

Таблица 1.

Статистические данные о состоянии состава педагогических работников системы дополнительного (внешкольного) образования детей в отдельных странах бывшего Советского Союза на 2018 год

Страна Россия Беларусь Казахстан Кыргызстан

Совместители 34 % Нет данных Нет данных 11 %

Без образования (общее среднее) 3 % 3 % 4 % 3,7 %

С высшим образованием 71 % 78 % 81 % 81 %

Со средним профессиональным образованием 26 % 19 % 15 % 15,3 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не имеют педагогического образования 28 % Нет данных 34 % 45 %

Во всех странах сложилась примерно одинаковая ситуация по уровню образования: более 70 % педагогов имеют высшее образование, около 30 % - среднее профессиональное образование. Незначительное число педагогов имеют общее среднее образование, это, скорее всего, студенты вузов и среднего профессионального образования, привлекаемые к работе. А также можно отметить, что около 30 % педагогов дополнительного образования детей не имеют педагогического образования (спортсмены, музыканты, бывшие инженеры, военные и др.), но имеют профильное образование по направ-ленностям дополнительного образования детей (спортивной, художественной, технической, эколого-биологической, туристско-

краеведческой, социально-

педагогической) [Дополнительное образование детей ... , 2019].

Анализ данных, представленных в табл. 2, позволяет сделать вывод,

что за последние годы система внешкольных учреждений на постсоветском пространстве сделала переход из внешкольной системы в образовательную систему за счет предъявления требований именно к педагогическим работникам, которые из «руководителя кружка», «культорганизатора» выросли до педагога дополнительного образования, педагога-организатора и других педагогических должностей. Педагогическая деятельность в сфере дополнительного образования детей носит многогранный характер и направлена на решение вопросов организации образовательной деятельности в системах образования, культуры и спорта, а также на обеспечение педагогического процесса творческих объединений обучающихся в организациях государственно-частного сектора, неформального образования [Сопровождение непрерывного профессионального . , 2014].

136

А. В. Золотарева

Таблица 2.

Статистические данные о должностях педагогических работников системы дополнительного (внешкольного) образования детей в отдельных странах бывшего Советского Союза на 2018 год

Должности

педагогических Россия Беларусь Казахстан Кыргызстан

работников

Всего в системе

дополнительного 874 900 чел. 66 663 31011 26865

образования (чел.)

В учреждениях

дополнительного образования 280 700 чел. 13 398 18 231 1876

(вне школы) (чел.)

В том числе

Педагоги допол-

нительного 69 % 79 % Нет данных 85 %

образования

Педагоги- 5 %

организаторы 4 % Культорганизаторы, аккомпаниаторы Нет данных 15 %

Методисты 5 % 7 % Нет данных Нет данных

Иные педагогические работники 22 % 9 % Нет данных Нет данных

Больше всего в штате организаций, реализующих программы дополнительного образования - педагогов дополнительного образования (в пределах 70-80 %), сохранилось небольшое количество педагогов-организаторов (культорганизаторов) и методистов (4-7 %). Стало больше иных работников, обеспечивающих решение социально-педагогических функций дополнительного образования детей - педагогов-психологов, социальных педагогов и других узких специалистов.

Анализ информации, представленной в таблице 3, показывает, что особые условия деятельности педагогических работников в разных странах бывшего СССР по многим

параметрам очень схожи. Средняя заработная плата достаточно низкая и составляет от 300 до 400 долларов США. Педагогическая нагрузка у разных должностей примерно одинакова: педагоги дополнительного образования - от 18 до 20 час/неделю, у методистов - 40 часов/неделю. Только у педагогов-организаторов наблюдается значительное расхождение, так как в разных странах принята разная модель их работы: в России -регламентируется непосредственная работа с детьми из расчета 24 час./ неделю, не регламентируется методическая и организационная работа, в Казахстане - регламентируется рабочая неделя (5 дней по 8 часов), включающая в себя разные виды

Кадровое обеспечение сферы дополнительного (внешкольного) образования 137 на постсоветском пространстве на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

трудовых функций педагога: образо- могут быть разные: менее 1 ставки и вательная, методическая, организа- более одной ставки, но не более ционная. При этом объемы работы 1,5 ставки.

Таблица 3.

Особые условия деятельности педагогических работников системы дополнительного (внешкольного) образования в отдельных странах бывшего Советского Союза на 2018 год

Условия дея-

тельности педагогических Россия Беларусь Казахстан Кыргызстан

работников

Средняя заработная плата 19 730 руб. (около 330 долларов; 76 % от средней ЗП по эконо- 600 бел. рублей (около 300 долларов; 130 тыс. тенге (около 399 долларов) 9550 сом (137 долларов) без учета надбавок и

мике региона; 51,5 % от сред- доплат.

94,1 % от заработ- ней по экономи-

ной платы учителей) ке страны и 63,2 % от заработной платы учителей)

Педагогиче-

ская нагрузка,

в том числе

Педагог допол-

нительного об- 18 час./нед. 20 час./нед. 18 час./нед. 20 час./нед.

разования

Педагог-организатор 24 час./нед. 40 час./нед. Нет данных

Методист 40 час./нед. 40 час./нед. 40 час./нед. Нет данных

Объем нагрузки,

в том числе

1 ставка 39 % Нет данных Нет данных Нет данных

Более 1 ставки 37 % Нет данных Нет данных Нет данных

Менее 1 ставки 24 % Нет данных Нет данных Нет данных

Льготы, Права: Надбавки: Нет данных Доплаты:

компенсации - на сокращенную - за работу в - за ученую

продолжитель- сельской мест- степень докто-

ность рабочего ности; ра или канди-

времени - молодым спе- дата наук

- на досрочное циалистам; - за 5 лет ста-

назначение пенсии - за характер жа педагоги-

по старости; Доплаты: - за ученую сте- труда (инновационную деятельность); ческой работы (не менее 10 %), 10 лет

пень доктора или - за работу с (не менее

кандидата наук одаренными 20 %), 15 и

- за государствен- учащимися; более лет (не

ные звания и - за сложность и менее 30 % от

138 А. В. Золотарева

Условия деятельности педагогических работников Россия Беларусь Казахстан Кыргызстан

награды; - молодым специалистам напряженность труда заработной платы); - работу в сельской местности; - молодым специалистам

Другие особые условия (эффективный контракт) Стимулирующие выплаты (эффективный контракт): - за интенсивность труда; - за высокие результаты и качество работ; - за особые заслуги работника; Без категории +30 % оклада; 2 категория + 40 % оклада; 1 категория + 50 % оклада; Высшая категория + 65 % оклада Нет данных В сельской местности и в поселках городского типа: земельные наделы, недвижимость, единовременное пособие в размере десятикратного должностного оклада

Размер трудового отпуска 42 календарных дня 24 календарных дня Может быть установлено дополнительно до 5-ти календарных дней за контрактную форму договора и за ненормированный характер труда (всего не более 35 КД) 56 календарных дней Нет данных

Наиболее различны условия, определяющие размер трудового отпуска педагогического работника системы дополнительного образования детей - от 56 календарных дней (например, Казахстан) до 24 календарных дней (Беларусь). В нормативной базе разных стран предусмотрены разные варианты

льгот, компенсаций и других особых условий работы.

Анализ опыта бывших республик Советского Союза позволяет сделать вывод о том, что система подготовки и профессионального развития кадров сферы дополнительного (внешкольного) образования находится на недостаточно вы-

Кадровое обеспечение сферы дополнительного (внешкольного) образования 139 на постсоветском пространстве на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

соком уровне. По многим видам детского творчества в системе высшего образования не готовят специалистов системы дополнительного образования детей. Повезло отдельным специалистам -спортсменам (факультеты физического воспитания педагогических университетов), музыкантам, художникам, хореографам (училища или институты культуры), в которых, в основном, готовят профильных специалистов, а не педагогов.

Вместе с тем, многоплановость педагогической деятельности в сфере дополнительного образования ставит задачу комплексной профессиональной подготовки педагогических кадров в системе высшего и среднего профессионального образования на основе сочетания профилей предметной, общей педагогической подготовки и специальной подготовки в области педагогики дополнительного образования детей [Концепция и модели ... , 2014].

Сегодня можно говорить о государственном заказе на подготовку кадров для системы дополнительного образования в Российской Федерации. Он выражен в соответствующих документах: Указах, Постановлениях, Распоряжениях, общественных докладах, законодательных актах, в разработке профессиональных стандартов и др.

По данным на 2018 год, в России предлагают программы подготовки кадров для системы дополнительного образования детей - 37 колледжей и 42 образовательные органи-

зации высшего образования, в том числе 70 программы художественной направленности, 14 программ научно-технической направленности, 18 программ физкультурно-спортивной направленности, 4 программы туристско-краеведческой направленности, 2 программы эко-лого-биологической направленности и 16 программ социально-гуманитарной направленности.

В вузах Российской Федерации предлагаются программы подготовки бакалавров по двум профилям как в интеграции с предметами основного общего образования (математика, иностранный язык, технология, филология, физика, история и др.), так и в интеграции с дошкольным и начальным общим образованием. Магистерские программы предлагают педагогическую и психолого-педагогическую подготовку в области менеджмента, тьюторства, творческого развития личности, деятельности детских общественных объединений, воспитательной работы и др. [Золотарева, 2018]. Однако это единичные программы, заявленные отдельными вузами.

Тем ни менее проведенный нами анализ позволил установить, что, несмотря на увеличение количества программ подготовки для педагогов системы дополнительного образования в образовательных организациях высшего образования, их все равно немного, и они не решают пока проблему обеспечения качества профессиональной и педагогической деятельности в данной сфере. Со-

140

А. В. Золотарева

гласно статье 46. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах [Профессиональный стандарт, 2021]. Поэтому и педагог системы дополнительного образования должен обладать необходимой квалификацией и образованием не ниже среднего специального для осуществления педагогической деятельности.

В отечественной практике России представлен опыт повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников системы дополнительного образования. Наиболее распространены программы, рассчитанные на 36, 72, 144 часа, а также 250-500 часов в форматах профессиональной переподготовки, что позволяет варьировать тематику и содержание курсов в связи с изменением актуальных проблем дополнительного образования детей, запросами слушателей, степенью их подготовленности и т. п. При этом можно отметить, что основная часть программ повышения квалификации специалистов дополнительного образования детей все еще выстроена традиционно, что не позволяет решать актуальные проблемы дополнительного образова-

ния детей. Однако наряду с традиционными формами (лекции, семинары, групповая работа, моделирование различных ситуаций, защита проектов и др.), предлагаются и нетрадиционные, среди них: модульное обучение, горизонтальное обучение в профессиональных педагогических сообществах, педагогическая лаборатория, стажировка, адресное методическое сопровождение и др. Многие программы предусматривают проведение занятий на базе образовательных организаций дополнительного образования детей в формах стажировки [Золотарева, 2012]. В последнее время уделяется большое внимание формированию метапреметных компетенций педагога сферы ДОД [Мухамедьярова, 2021].

В Республике Беларусь также сложилась некоторая система повышения квалификации и переподготовки кадров по специализации «педагог дополнительного образования». Повышение квалификации осуществляют областные Институты повышения квалификации работников образования. По отдельным профилям повышение квалификации осуществляют учреждения, реализующие образовательные программы дополнительного образования взрослых (РИПО - Республиканский институт профессионального образования; РИВШ -Республиканский институт высшей школы при Белгосуниверситете; высшие учебные заведения Республики Беларусь).

Кадровое обеспечение сферы дополнительного (внешкольного) образования 141 на постсоветском пространстве на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

С 2014 г. в Государственном учреждении образования «Академия последипломного образования» осуществляется переподготовка на уровне высшего образования по специальности «Педагогика дополнительного образования» (квалификация «педагог дополнительного образования детей и молодежи») с «открытым входом» в данную специальность переподготовки всем желающим специалистам системы образования. В организацию образовательного процесса включены также разные учреждения высшего, дополнительного и общего образования Беларуси, с которыми академия длительное время плодотворно сотрудничает. Обучение слушателей осуществляется за счет средств республиканского бюджета, форма получения образования - очно-заочная (дистанционное обучение и четыре очные сессии по 4 учебных недели каждая).

В Республике Кыргызстан в системе профессионального образования не готовят педагогов внешкольного дополнительного образования, кроме как для специализированных школ (музыкальные, художественные школы, школы искусств и т. д.). В связи с чем, в системе дополнительного образования работают специалисты из разных областей - артисты, художники, танцоры и т. д. Несмотря на то, что они часто являются высококвалифицированными специалистами своей отрасли - музыканты, художники, танцоры и т. д., педагоги в значительной части испытывают серьезные затруднения в работе с

детьми, так как не владеют на достаточном уровне методикой обучения и воспитания детей. Для решения данной проблемы, начиная с 2017 года, педагоги дополнительного образования включены в план повышения квалификации Республиканского института повышения квалификации. Фактическое отсутствие государственной системы профессионального развития кадров сферы дополнительного образования детей побудило использовать внутриорганизаци-онную форму обучения педагогов, с использованием современных методов и форм в работе, вовлечению всех педагогов в активную педагогическую деятельность. Фактором успешной демонстрации профессиональных достижений педагогов сферы дополнительного образования детей в Кыргызстане является их участие и выступление на научно-практических конференциях, работа в творческих и проблемных группах, консультации и наставничество, участие в конкурсах и проектно-исследовательской деятельности, работа над методическими разработками, учебно-наглядными пособиями и другие формы [Мусина, 2020].

Заключение

В заключении необходимо отметить, что сфера дополнительного образования детей и кадровое обеспечение данной сферы в каждой из республик бывшего СССР имеет, с одной стороны, общие черты, и, с другой стороны, все ярче проявляется разнообразие подходов к развитию кадров образования, обусловленное

142

А. В. Золотарева

историческими особенностями и возможностями данных стран. Ключевым фактором, оказавшим влияние на положение кадров системы дополнительного образования детей, стало то обстоятельство, что во всех странах на постсоветском пространстве система внешкольной работы трансформировалась в систему дополнительного (внешкольного) образования. Деятельность системы дополнительного образования, включая требования к кадрам и условиям их труда, во всех странах бывшего Советского Союза регулируется нормативно-правовой базой, которая имеет свой уникальный набор документов. Состав кадров дополнительного (внешкольного) образования в разных странах имеет выраженное сходство, но и некоторое отличие, в части перечня должностей, характера и условий их профессиональной подготовки и развития.

Анализ опыта подготовки кадров для системы неформального (дополнительного) образования в Европе, проведенный нами на основе материалов Европейской ассоциации организаций неформального образования детей и молодежи, существующей в Европе с 1991 г., показал, что на развитие кадров системы дополнительного образования детей оказывает влияние не только бывший СССР, но и опыт

стран Европы, где к подготовке кадров привлекают не только профессиональных работников, но и добровольцев, волонтеров, аниматоров, работающих с детьми в свое свободное время. Это, с одной стороны, оправдано, так как деятельность специалиста дополнительного образования детей очень разнообразна по направлениям, видам и специальностям. Но с другой стороны, необходимо найти универсальный подход, который позволил бы учесть все особенности профессиональной деятельности специалиста неформального, внешкольного, дополнительного образования [Non-formal and Informal..., 2005; Rene Clarijs, 2013;

EACEA/Eurydice, 2009].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перспективы кадрового обеспечения дополнительного (внешкольного) образования связаны не только с завершением оформления государственной политики в данной сфере, но предполагают учет тенденций, значимых для всех уровней и видов образования в современном мире: индивидуализацию и дифференциацию, коммерциализацию и влияние рыночных отношений, а также децентрализацию в управлении, потребность в повышении социального статуса и социальной поддержки педагогов системы дополнительного образования детей.

Библиографический список

1. Амонашвили Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям // Акад. пед. и соц. наук; Моск. Психолого-соц. ин-т. Москва : Институт практич. психологии, 1998. 544 с.

Кадровое обеспечение сферы дополнительного (внешкольного) образования 143 на постсоветском пространстве на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

2. Внешкольные учреждения : пособие для работников внешкольных учреждений / под ред. Л. К. Балясной ; сост.: Л. И. Филатова, В. С. Муратова. Москва : Просвещение, 1978. 255 с.

3. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина. Москва : НИУ ВШЭ, 2019. 277 с.

4. Дополнительное образование детей: история и современность : учебное пособие для вузов / ответ. ред. А. В. Золотарева. 3-е изд., испр. и доп. Москва : Юрайт, 2022. 277 с.

5. Золотарева А. В. Кадры внешкольного образования в странах бывшего Советского Союза. Москва : Де'Либри, 2021. 68 с.

6. Золотарева А. В. Научно-методические основы обеспечения профессионального и карьерного роста педагога сферы дополнительного образования детей // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 89-98.

7. Золотарева А. В. Перспективы профессиональной подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: научно-методический журнал. Серия «Педагогика, Психология. Социальная работа. Ювентология. Социокинетика». 2012. Т. 18, №1. Ч.2. С. 153-157.

8. Золотарева А. В. Результаты апробации профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»: риски и возможности // Вестник образования. 2017. № 11. С. 11-20.

9. Каргина З. А. История становления системы дополнительного образования России: начало пути // Историко-педагогический журнал. 2012. № 4. С. 96-106.

10. Концепция и модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования детей : монография / под ред. А. В. Золотаревой. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. 443 с.

11. Лупандина, М. В. Формирование педагогической профессии «педагог дополнительного образования» // Молодой ученый. 2016. № 7 (111). С. 671-674.

12. Медынский Е. Н. Методы внешкольной просветительской работы. Москва : Наука, 1918. 74 с.

13. Методика непрерывного профессионального развития кадров сферы дополнительного образования детей : учебное пособие / А. В. Золотарева [и др.] ; под науч. ред. А. В. Золотаревой. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Юрайт, 2022. 239 с.

14. Мусина Д. С. Концептуальные подходы к формированию профессиональной компетентности педагогов внешкольного дополнительного образования в Кыргызской Республике // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 4 (115). С. 72-79.

15. Мухамедьярова Н. А. Организационно-педагогические условия формирования метапредметных компетенций у будущих педагогов системы дополнительного образования // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 5 (122). С. 18-26.

16. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утв. приказом Минтруда России от 22.09.2021 года N 652н, зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2021 года N 66403).

144

А. В. Золотарева

17. Сопровождение непрерывного профессионального развития кадров сферы дополнительного образования детей : методическое пособие / под ред. А. В. Золотаревой. Ярославль : Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 20i4. 314 с.

18. Non-formal and Informal Education in Europe / Rene Clarijs (ed). Prague, 2005. ii8 p.

19. Rene Clarijs. Tirannie in de jeugdzorg. Eenonderzoek naar de mogelijkheden van beleidsveranderingen. Amsterdam, 20i3. C. 570.

20. EACEA/Eurydice, 2009. National Testing of Pupils in Europe: Objectives, Organisation and Use of Results. Brussels : EACEA, 2009. P9 Eurydice.

Reference list

1. Amonashvili Sh. A. Gumanno-lichnostnyj podhod k detjam = A humane-personal approach to children // Akad. ped. i soc. nauk; Mosk. Psihologo-soc. in-t. Moskva : Institut praktich. psihologii, i998. 544 s.

2. Vneshkol'nye uchrezhdenija = Out-of-school institutions: posobie dlja rabot-nikov vneshkol'nyh uchrezhdenij / pod red. L. K. Baljasnoj ; sost.: L. I. Filatova, V. S. Muratova. Moskva : Prosveshhenie, i978. 255 s.

3. Dopolnitel'noe obrazovanie detej v Rossii: edinoe i mnogoobraznoe = Additional education of children in Russia: unified and diverse / pod red. S. G. Kosareckogo, I. D. Frumina. Moskva : NIU VShJe, 20i9. 277 s.

4. Dopolnitel'noe obrazovanie detej: istorija i sovremennost' = Children's additional education: history and modernity : uchebnoe posobie dlja vuzov / otvet. red. A. V. Zolotareva. 3-e izd., ispr. i dop. Moskva : Jurajt, 2022. 277 s.

5. Zolotareva A. V. Kadry vneshkol'nogo obrazovanija v stranah byvshego So-vetskogo Sojuza = Personnel of extracurricular education in the countries of the former Soviet Union Moskva : DeLibri, 202i. 68 s.

6. Zolotareva A. V. Nauchno-metodicheskie osnovy obespechenija profession-al'nogo i kar'ernogo rosta pedagoga sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej = Scientific and methodological foundations for ensuring professional and career growth of a teacher in the field of additional education of children // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2018. № 4. S. 89-98.

7. Zolotareva A. V. Perspektivy professional'noj podgotovki kadrov dlja sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej = Prospects for professional training for children's further education // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova: nauchno-metodicheskij zhurnal. Serija «Pedagogika, Psihologija. So-cial'naja rabota. Juventologija. Sociokinetika». 20i2. T. i8, №i. Ch.2. S. i53-i57.

8. Zolotareva A. V. Rezul'taty aprobacii professional'nogo standarta «Pedagog dopolnitel'nogo obrazovanija detej i vzroslyh»: riski i vozmozhnosti = Results of testing the professional standard "Teacher of additional education for children and adults": risks and opportunities // Vestnik obrazovanija. 2017. № ii. S. ii-20.

9. Kargina Z. A. Istorija stanovlenija sistemy dopolnitel'nogo obrazovanija Rossii: nachalo puti = History of the formation of the system of additional education in Russia: the beginning of the journey // Istoriko-pedagogicheskij zhurnal. 2012. № 4. S. 96-106.

10. Koncepcija i modeli podgotovki, perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii kadrov dlja sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej = Concept and models of training,

Кадровое обеспечение сферы дополнительного (внешкольного) образования 145 на постсоветском пространстве на рубеже ХХ-ХХ1 вв.

retraining and advanced training of personnel for additional education of children: monografija / pod red. A. V. Zolotarevoj. Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. 443 s.

11. Lupandina, M. V. Formirovanie pedagogicheskoj professii «pedagog dopolnitel'nogo obrazovanija» = Formation of the pedagogical profession "teacher of additional education" // Molodoj uchenyj. 2016. № 7 (111). S. 671-674.

12. Metodika nepreryvnogo professional'nogo razvitija kadrov sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej = Methodology for the continuous professional development of personnel in the field of additional education of children : uchebnoe posobie / A. V. Zolotareva [i dr.] ; pod nauch. red. A. V. Zolotarevoj. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva : Jurajt, 2022. 239 s.

13. Medynskij E. N. Metody vneshkol'noj prosvetitel'skoj raboty = Methods of extracurricular educational work Moskva : Nauka, 1918. 74 s.

14. Musina D. S. Konceptual'nye podhody k formirovaniju professional'noj kom-petentnosti pedagogov vneshkol'nogo dopolnitel'nogo obrazovanija v Kyrgyzskoj Respublike = Conceptual approaches to the formation of professional competence of teachers of extracurricular further education in the Kyrgyz Republic // Jaroslavskij ped-agogicheskij vestnik. 2020. № 4 (115). S. 72-79.

15. Muhamed'jarova N. A. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija formirovani-ja metapredmetnyh kompetencij u budushhih pedagogov sistemy dopolnitel'nogo obra-zovanija = Organizational and pedagogical conditions for the formation of meta-subject competencies among future teachers of the further education system // Jaroslavskij ped-agogicheskij vestnik. 2021. № 5 (122). S. 18-26.

16. Professional'nyj standart «Pedagog dopolnitel'nogo obrazovanija detej i vzroslyh» (utv. prikazom Mintruda Rossii ot 22.09.2021 goda N 652n, zaregistrirovan v Minjuste Rossii 17.12.2021 goda N 66403) = Professional standard "Teacher of additional education for children and adults" (approved by order of the Ministry of Labor of Russia dated 22.09.2021 N 652n, registered with the Ministry of Justice of Russia in 17.12.2021 N 66403).

17. Soprovozhdenie nepreryvnogo professional'nogo razvitija kadrov sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej = Support for the continuous professional development of personnel in the field of additional education of children: metodicheskoe posobie / pod red. A. V. Zolotarevoj. Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU im. K. D. Ushinskogo, 2014. 314 s.

18. Non-formal and Informal Education in Europe / Rene Clarijs (ed). Prague, 2005. 118 p.

19. Rene Clarijs. Tirannie in de jeugdzorg. Eenonderzoek naar de mogelijkheden van beleidsveranderingen. Amsterdam, 2013. C. 570.

20. EACEA/Eurydice, 2009. National Testing of Pupils in Europe: Objectives, Organisation and Use of Results. Brussels : EACEA, 2009. P9 Eurydice.

Статья поступила в редакцию 27.09.2022; одобрена после рецензирования 20.10.2022; принята к публикации 24.11.2022.

The article was submitted on 27.09.2022; approved after reviewing 20.10.2022; accepted for publication on 24.11.2022

i46

А. В. Золотарева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.