Научная статья на тему 'ЦИФРОВЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЦИФРОВЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
138
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДЕФИЦИТ / КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ТЕСТ / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотарева Ангелина Викторовна, Петрова Мария Петровна

Целью исследования, представленного в статье, является выявление уровня сформированности профессиональных компетентностей педагогов дополнительного образования с использованием компетентностно-ориентированного теста. Показан нормативный и теоретический анализ проблемы формирования и оценивания профессиональных компетентностей педагогов сферы дополнительного образования детей. В нормативном аспекте сделан акцент на реализацию профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», обоснованы трудовые функции профессионального стандарта как требования к компетенциям педагога. В теоретическом аспекте показан компетентностный подход как методологическая основа проведенного исследования, описан его основной понятийный аппарат: раскрыты понятия «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность педагога» и др. Описан и обоснован компетентностно-ориентированный тест как метод исследования профессиональных компетентностей педагогов дополнительного образования детей, определенных тремя обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта: преподавание по дополнительным общеобразовательным программам; организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ; организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ. Представлены результаты исследования профессиональных компетентностей педагогов разных должностей (педагог дополнительного образования, педагог-организатор, методист, специалист (педагог-психолог, библиотекарь, концертмейстер), проведенного в муниципальном автономном нетиповом образовательном учреждении «Дворец детского творчества имени Ф. И. Авдеевой» городского округа «город Якутск», в котором приняли участие 140 педагогических работников. В выводах по исследованию показаны сильные стороны и профессиональные дефициты педагогического коллектива, которые можно использовать в процессе развития учреждения дополнительного образования детей в целом и его кадрового потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотарева Ангелина Викторовна, Петрова Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL ASSESSMENT TOOLS TO STUDY PROFESSIONAL COMPETENCIES OF ADDITIONAL EDUCATION TEACHERS

The purpose of the study presented in the article is to identify the level of formation of professional competencies of additional education teachers using a competence-oriented test. The normative and theoretical analysis of the problem of formation and evaluation of teachers’ professional competencies in the field of additional education of children is shown. In the normative aspect, the emphasis is placed on the implementation of the professional standard «Teacher of additional education for children and adults», the labor functions of the professional standard are substantiated as requirements for the competencies of a teacher. In the theoretical aspect, the competence-based approach is shown as the methodological basis of the study, the main conceptual apparatus of the study is described: the concepts «competence», «competency», «professional competence of the teacher», etc. The competence-oriented test is described and justified as a method for studying teachers’ professional competencies for additional education of children defined by three generalized labor functions of the professional standard - teaching in additional general education programs; organizational and methodological support for the implementation of additional general educational programs; organizational and pedagogical support for the implementation of additional general education programs. The results of a study of the professional competencies of teachers of various positions (a teacher of additional education, a teacher-organizer, a methodologist, a specialist (a teacher-psychologist, a librarian, an accompanist)) are presented, conducted in the municipal autonomous non-standard educational institution «Palace of Children's Creativity named after F. I. Avdeeva» of the city district «City of Yakutsk», which was attended by 140 teachers.The conclusions of the study show the strengths and professional deficits of the teaching staff, which can be used in the process of developing the institution of additional education for children in general and its human resources.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВЫЕ ОЦЕНОЧНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Научная статья УДК 374

DOI: 10.20323/1813-145X-2022-4-127-30-41 EDN: LYOLBX

Цифровые оценочные инструменты исследования профессиональных компетентностей

педагогов дополнительного образования

Ангелина Викторовна Золотарева1^, Мария Петровна Петрова2

1 Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического и психолого-педагогического образования

ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет». 354003, г. Сочи, ул. Пластунская, д. 94

2Кандидат педагогических наук, начальник Управления образования Окружной администрации города Якутска.

677008, г. Якутск, ул. Лермонтова, д. 79

1ang_gold@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0002-7096-1005

2petrovamp@bk.ru, https://orcid.org/0000-0001-7194-4103

Аннотация. Целью исследования, представленного в статье, является выявление уровня сформированности профессиональных компетентностей педагогов дополнительного образования с использованием компетентностно-ориентированного теста. Показан нормативный и теоретический анализ проблемы формирования и оценивания профессиональных компетентностей педагогов сферы дополнительного образования детей. В нормативном аспекте сделан акцент на реализацию профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», обоснованы трудовые функции профессионального стандарта как требования к компетенциям педагога.

В теоретическом аспекте показан компетентностный подход как методологическая основа проведенного исследования, описан его основной понятийный аппарат: раскрыты понятия «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность педагога» и др. Описан и обоснован компетентностно-ориентированный тест как метод исследования профессиональных компетентностей педагогов дополнительного образования детей, определенных тремя обобщенными трудовыми функциями профессионального стандарта: преподавание по дополнительным общеобразовательным программам; организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ; организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ. Представлены результаты исследования профессиональных компетентностей педагогов разных должностей (педагог дополнительного образования, педагог-организатор, методист, специалист (педагог-психолог, библиотекарь, концертмейстер), проведенного в муниципальном автономном нетиповом образовательном учреждении «Дворец детского творчества имени Ф. И. Авдеевой» городского округа «город Якутск», в котором приняли участие 140 педагогических работников.

В выводах по исследованию показаны сильные стороны и профессиональные дефициты педагогического коллектива, которые можно использовать в процессе развития учреждения дополнительного образования детей в целом и его кадрового потенциала.

Ключевые слова: дополнительное образование детей; педагог дополнительного образования; компетентностный подход; профессиональная компетентность педагога; профессиональный дефицит; компетентностно-ориентированный тест; фонд оценочных средств

Для цитирования: Золотарева А. В., Петрова М. П. Цифровые оценочные инструменты исследования профессиональных компетентностей педагогов дополнительного образования // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 4 (127). С. 30-41. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-4-127-30-41. https://elibrary.ru/lyolbx

Original article

Digital assessment tools to study professional competencies of additional education teachers Angelina V. Zolotariova1H, Mariya P. Petrova2

1Doctor of pedagogical sciences, professor of department of pedagogical and psychological-pedagogical éducation, FSBEI HE «Sochi state university». 354003, Sochi, Plastunskaya st., 94

2Candidate of pedagogical sciences, head of education department of District administration of the city of Yakutsk. 677008, Yakutsk, Lermontov st., 79

© Золотарева А. В., Петрова М. П., 2022

1 ang_gold@mail.ruH, https://orcid.org/0000-0002-7096-1005 2petrovamp@bk.ru, https://orcid.org/0000-0001-7194-4103

Abstract. The purpose of the study presented in the article is to identify the level of formation of professional competencies of additional education teachers using a competence-oriented test. The normative and theoretical analysis of the problem of formation and evaluation of teachers' professional competencies in the field of additional education of children is shown. In the normative aspect, the emphasis is placed on the implementation of the professional standard «Teacher of additional education for children and adults», the labor functions of the professional standard are substantiated as requirements for the competencies of a teacher. In the theoretical aspect, the competence-based approach is shown as the methodological basis of the study, the main conceptual apparatus of the study is described: the concepts «competence», «competency», «professional competence of the teacher», etc. The competence-oriented test is described and justified as a method for studying teachers' professional competencies for additional education of children defined by three generalized labor functions of the professional standard — teaching in additional general education programs; organizational and methodological support for the implementation of additional general educational programs; organizational and pedagogical support for the implementation of additional general education programs.

The results of a study of the professional competencies of teachers of various positions (a teacher of additional education, a teacher-organizer, a methodologist, a specialist (a teacher-psychologist, a librarian, an accompanist)) are presented, conducted in the municipal autonomous non-standard educational institution «Palace of Children's Creativity named after F. I. Avdeeva» of the city district «City of Yakutsk», which was attended by 140 teachers.The conclusions of the study show the strengths and professional deficits of the teaching staff, which can be used in the process of developing the institution of additional education for children in general and its human resources.

Keywords: additional education for children; additional education teacher; competence approach; professional competence of the teacher; professional deficit; competence-oriented test; fund of appraisal funds

For citation: Zolotariova A. V., Petrova M. P. Digital assessment tools to study professional competencies of additional education teachers. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(4): 30-41. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-

руссии, Казахстане и др. [Мусина, 2020; Nonformal and Informal ... , 2005; EACEA ... , 2009].

Педагоги сферы ДОД работают в организациях разных видов, разных ведомств, разных форм собственности, что определяет особенности в их деятельность и требует принятия решений по формированию и оценке сформированности их профессиональных компетенций [Золотарева, 2014]. К педагогу дополнительного образования в современной ситуации модернизации образования предъявляются новые требования, которые предполагают наличие готовности не только качественно выполнять свои трудовые функции, но и выходить за пределы своей предметной области, удовлетворяя междисциплинарные, метапредметные потребности современных обучающихся [Мухаме-дьярова, 2021]. Эти требования определяют комплексный подход к профессиональной деятельности педагога ДОД, актуализируют формирования необходимого набора профессиональных, личностных, предметных, метапредметных компетенций [Методика непрерывного ... , 2022].

В данной статье мы представим исследование профессиональных компетенций педагогов, которые определяются нормативными документами, регламентирующими требования к уровню подготовки кадров, реализации трудовых функций, результатам профессиональной деятельно-

145X-2022-4-127-30-41. https://elibrary.ru/lyolbx

Введение

Формирование и оценивание профессиональных компетенций педагогических работников становится одной из актуальных задач государственной образовательной политики в России. В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в «Концепции развития дополнительного образования детей в РФ до 2030 года» (Проект), в проекте «Доступное дополнительное образование», в федеральных проектах «Успех каждого ребенка», «Современная школа», «Учитель будущего» в рамках национального проекта «Образование» [Паспорт Национального ... , 2018] нашли отражение меры, принимаемые государством в области профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров. Большое внимание при этом уделяется развитию сферы дополнительного образования детей (ДОД), в первую очередь — ее кадрового обеспечения [Дополнительное образование детей ... , 2022; Дополнительное образование ... , 2019]. Следует отметить, что формирование кадрового обеспечения для более эффективной организации функционирования и развития сферы дополнительного (внешкольного) образования опирается на опыт, накопленный в странах бывшего СССР, — Кыргызстане, Бело-

сти. Эти требования в Российской Федерации прописаны в квалификационных справочниках, федеральных государственных образовательных стандартах, профессиональных стандартах (ПС). В первую очередь, мы опирались на требования профессионального стандарта, который представляет собой инновацию в построении трудовых отношений в организациях, в формировании учебно-методических основ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, проведении аттестационных процедур [Золотарева, 2020].

Проанализировав существующие в практике профессионального образования модели контроля и оценивания результатов обучения, мы определи три базовых вопроса, на которые попытались ответить в процессе исследования: что должно подвергаться оценке?; каковы содержательные ориентиры объективной оценки?; как следует осуществлять оценку? В соответствии с этими вопросами при организации исследования были определены подходы, критерии, показатели и уровни проявления компетенций, которые должны формироваться у педагога дополнительного образования для реализации требования профессионального стандарта, а также разработан фонд оценочных средств [Концепции и модели ... , 2014].

Научное направление исследования

Исследование профессиональных компетенций требует применение компетентностного подхода, который активно разрабатывается в России отечественными учеными

(В. И. Байденко, И. А. Зимняя, Т. М. Ковалева, К. Г. Митрофанов, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской и др.) [Формирование компетенций педагога ... , 2016]. Компетентностный подход является ведущим, когда формируют систему становления специалиста, способного и готового выполнять свои трудовые функции, успешного в собственном деле, самостоятельного и ответственного в определении путей дальнейшей жизни и развития. Мы понимаем под компетенцией внешние требования к осуществлению трудовых действий, предъявляемых нормативными требованиями (например, профессиональный стандарт), административными требованиями (например, должностная инструкция) и т. д.; а под компетентностью — результат овладения соответствующей компетенцией, который проявляется в деятельности человека, его поведении, когда компетенция становится его личностным каче-

ством. Профессиональные компетентности характеризуются мотивационными, смысловыми, отношенческими, регуляторными составляющими, наряду с когнитивными — (знанием) и опытом [Зимняя, 2004]. Результаты современных международных исследований показывают, что мир больше не делится на специалистов узкого и широкого профиля — все больше ценятся специалисты-универсалы, способные применять все свое мастерство к растущему в геометрической прогрессии набору ситуаций и случаев [Триллинг, 2018].

Теоретический анализ позволил увидеть, что модель компетенций педагога может быть представлена в определенной структуре как совокупность ключевых (необходимых для любой профессиональной деятельности), профессиональных (отражающих специфику определенной профессиональной деятельности, в нашем случае — педагогической) и специальных (отражающих специфику работы в разных условиях профессиональной педагогической деятельности) компетентностей. Все три группы компетентностей взаимосвязаны и развиваются одновременно, что и формирует индивидуальный стиль педагогической деятельности, создает целостный образ специалиста [Зимняя, 2004].

Для нашего исследования применение компетентностного подхода в процессе формирования и оценивания профессиональных компетент-ностей педагогических кадров сферы ДОД определяется следующими положениями:

— компетентностный подход акцентирует внимание не на наличии определенных знаний, а на возможности их использования в практике, готовности применять их для разрешения конкретных ситуаций профессиональной педагогической деятельности;

— компетентность всегда проявляется в деятельности, она и диагностироваться должна либо в процессе проведение реальных учебных занятий и образовательных событий, либо при решении учебных задач-ситуаций, кейсов, проведении деловых игр и т. п.;

— компетентностный подход в процессе оценки компетентностей позволяет не столько определить объем и качество усвоенных знаний, сколько выявить качества действий и поступков педагога в процессе педагогической деятельности;

— оценочный инструмент исследования уровня профессиональных компетенций должен содержать возможные практические ситуации, свя-

занные с профессиональной деятельностью педагога, варианты разрешения этих ожиданий, на которые способен педагог;

— итоговая компетентность представляется совокупностью образовательных модулей как специфических функций профессиональной деятельности; при этом ориентиром для определения модулей может стать профессиональный стандарт с набором обобщенных трудовых функций педагога [Формирование компетенций педагога ... , 2016].

Следовательно, проблема компетентностного подхода обретает иное институциональное выражение: речь идет о формировании системы, позволяющей достаточно объективно оценить готовность и способность педагога осуществлять свою профессиональную деятельность, а также выработать четкие критерии и показатели ее качества [Концепция и модели ... , 2014].

На основе проведенного анализа профессиональную компетентность педагога мы понимаем как интегральную характеристику, определяющую его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных педагогических ситуациях, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [Ансимова, 2016].

Итак, при создании системы оценки уровня сформированности профессиональных компетенций педагогов ДОД мы опирались на требования профессионального стандарта. Понятие «профессиональный стандарт» было закреплено в статье 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации в конце 2012 г. во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Трудовой кодекс РФ определяет профессиональный стандарт как характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции [Трудовой кодекс ... , 2001].

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» начал разрабатываться в 2012 г., претерпел несколько уточнений, последний вариант утвержден приказом Минтруда России от 22.09.2021 г. № 652н, зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2021 г. № 66403. В основу разработки профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (далее ПС ПДО) поло-

жена методика функционального анализа деятельности путем ее последовательной декомпозиции. В профессиональном стандарте определены обобщенные трудовые функции (ОТФ) и трудовые функции (ТФ) по каждой ОТФ. Миссия профессионального стандарта состоит в обеспечении единых требований к профессиональной деятельности, направленных на обеспечение ее качества и возможность разработки программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в данной области [Золотарева, 2020].

Характеристики профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» раскрываются через основные цели определенного вида профессиональной деятельности; обобщенные трудовые функции педагогической деятельности и соответствующие им возможные должности; требования к образованию и обучению; требования к опыту практической работы; особые условия допуска к работе; другие характеристики. Обобщенные трудовые функции, предложенные ПС ДОД, можно рассматривать как модули формирования и оценки профессиональных компетенций педагога [Профессиональный стандарт ... , 2021].

Методы исследования

Исследование профессиональных компетенций педагога сферы ДОД проводилось в 2022 г. В нем приняли участие 140 педагогических работников Муниципального автономного нетипового образовательного учреждения «Дворец детского творчества имени Ф. И. Авдеевой» городского округа «город Якутск» (далее — ДДТ): 108 педагогов дополнительного образования, 13 методистов, 10 педагогов-организаторов, 9 сотрудников ДДТ (1 психолог, 7 концертмейстеров, 1 библиотекарь). Дворец детского творчества г. Якутска является нетиповым образовательным учреждением и имеет лицензии на три вида профессиональной деятельности: преподавание по программам дополнительного образования детей, начальное общее образование, дополнительное профессиональное образование педагогических работников.

Тестирование проводилось на основе компе-тентностно-ориентированного теста, составленного на основе требований обобщенных трудовых функций профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (далее — ПС ПДО), представляющего

собой цифровой оценочный инструмент на платформе ЭРАСКОП [Буданова, 2020а].

Под тестом мы понимаем совокупность контрольных заданий в стандартизованной форме, имеющих необходимые статистические характеристики и обеспечивающих надежные и валидные оценки концептуально выделенной переменной измерения. Радикальное отличие теста от обычных заданий определяется не формой представления вопросов и ответов, а состоит в опоре на теорию педагогических измерений в процессе его создания и применения [Буданова, 2020б].

Компетентностные тесты для оценки профессиональных компетенций педагога содержат задания междисциплинарного характера в виде кейсов, содержащих проблемную ситуацию, предполагающих свободно конструируемые ответы по ее разрешению. Выполнение заданий предполагает наличие знаний, которые педагог готов применять в жизненных или профессиональных ситуациях [Челышкова, 2011]. Педагог должен проанализировать кейс, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или приближены к реальным ситуациям применения ПС ПДО. Совокупность тестовых заданий обеспечивает свободный выбор комплекта заданий в разных вариантах, который обеспечен компьютерной программой тестирования.

К тестам прилагаются оценочные шкалы (рубрики) и рекомендации для работы экспертов. Результаты представляются в форме диаграммы, на которой можно видеть уровень сформирован-ности и дефицит компетенции. В каждом кейсе присутствуют «абсолютно» правильный ответ с весом в 2 балла, «абсолютно» неправильный ответ с весом в 0 баллов, три ответа с весом в 1 балл оцениваются как частично правильные. По итогам прохождения теста испытуемый получит оценочные рекомендации [Формирование и оценивание ... , 2018].

Профессиональные компетенции в РФ определяются особенностями трудовых функций педагога дополнительного образования детей и взрослых:

- преподавание по дополнительным общеобразовательным программам (ДОП), в том числе организация деятельности обучающихся по освоению ДОП; организация досуговой деятельности обучающихся в рамках ДОП; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся; педагогический кон-

троль и оценка освоения ДОП; разработка программно-методического обеспечения реализации ДОП;

- организационно-методическое обеспечение реализации ДОП, в том числе организация и проведение исследований рынка услуг ДОД; организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования; мониторинг и оценка качества реализации педагогами ДОП;

- организационно-педагогическое обеспечение реализации ДОП, в том числе организация и проведение массовых досуговых мероприятий; организация и обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг ДОД; организация ДОД по одному или нескольким направлениям деятельности [Профессиональный стандарт ... , 2021].

Обеспечивая направленность на реализацию профессионального стандарта, комплект тестов состоит из основных трех блоков, соответствующих обобщенной трудовой функции и ведущей должности в рамках этой функции:

- блок 1 оценивает обобщенную трудовую функцию «Преподавание по ДОП» (педагог ДОД);

- блок 2 оценивает обобщенную трудовую функцию «Организационно-методическое обеспечение ДОП» (методист);

- блок 3 оценивает обобщенную трудовую функцию «Организационно-педагогическое обеспечение реализации ДОП» (педагог-организатор).

В рамках предложенного тестирования определены следующие уровни сформированности компетенций:

Показатель профессионального дефицита рассчитывается от контрольной точки — 1,4 и ниже (средний, ниже среднего и низкий уровни). Данный порог был утвержден авторами ситуационных кейсов для оценки всех исследуемых профессиональных компетенций.

Полученная каждым участником тестирования оценочная рекомендация может быть использована для построения индивидуальной программы профессионального развития педагога.

Уровень Кол-во баллов

Высокий 2,0-1,81 балл

Выше среднего 1,8-1,41 балл

Средний 1,4-1,01 балл

Ниже среднего 1,0-0,61 балл

Низкий 0,6-0 балл

Администрация образовательной организации может принимать решение о формировании заявки на повышение квалификации педагогов по устранению этих дефицитов [Формирование и оценивание ... , 2018].

Из педагогических работников ДДТ, участвующих в тестировании, были сформированы 4 группы, которым было предложено по 2 комплекта тестов:

1 группа — педагоги дополнительного образования (108 чел.): тесты «Педагог ДОД» и «Педагог-организатор»;

2 группа — педагоги-организаторы (10 чел.): тесты «Педагог ДОД» и «Педагог-организатор»;

3 группа — методисты (13 чел.): тесты «Педагог ДОД» и «Методист»;

4 группа — сотрудники (9 чел.): тесты «Педагог ДОД» и «Педагог-организатор».

Таким образом, все 4 группы педагогических работников ДДТ прошли тестирование по профессиональной компетенции «Преподавание по ДОП», три группы педагогических работников прошли тестирование по профессиональной компетенции «Организационно-педагогическое обеспечение реализации ДОП», методисты прошли тестирование по профессиональной компе-

тенции «Организационно-методическое обеспечение реализации ДОП».

Результаты и обсуждение

В тестировании по всем обобщенным трудовым функциям участвовали все 4 группы педагогических работников ДДТ.

Результаты тестирования компетенций обобщенной трудовой функции «Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам» у педагогических работников ДДТ

Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам — ведущая функция педагога ДОД, которую в разной степени реализуют практически все сотрудники организации ДОД: педагоги ДОД, педагоги-организаторы, методисты и др.

В целом по обобщенным средним данным педагогические работники ДДТ продемонстрировали уровень владения компетенцией «Преподавание по ДОП» выше среднего (Таблица 1). Отдельные работники владеют компетенцией на среднем уровне, низкий уровень владения компетенцией не показал ни один из участников тестирования.

Таблица 1

Средний балл освоения компетенции «Преподавание по ДОП» педагогическими работниками ДДТ

1 группа — педагоги 2 группа — организаторы 3 группа — методисты 4 группа — сотрудники

Средний балл 1,58 1,45 1,66 1,49

Наилучший результат сформированности профессиональных компетенций демонстрируют методисты ДДТ (средний балл — 1,66). Это говорит о том, что в ДДТ методическую деятельность ведут педагогические кадры, которые лучше, чем другие работники, владеют основами преподавания по ДОП, а следовательно, способны осуществлять методическое обеспечение педагогической деятельности.

Исследование показало, что методисты ДДТ на высоком уровне владеют следующими компетенциями: умением взаимодействовать с членами педагогического коллектива, подбирать различные формы при организации досуговых мероприятий с привлечением родителей, создавать условия и мотивировать обучающихся к активному освоению выбранной ДОП, организовывать индивидуальные консультации с родителями с целью информирования о ходе и результатах освоения детьми образовательной программы. Таким образом, владея на достаточно высоком уровне рядом компетенций педагогической дея-

тельности в сфере ДОД, методисты могут обучать и консультировать педагогических работников ДДТ, а также сотрудников других организаций, реализующих ДОП, в рамках реализации лицензии на дополнительное профессиональное образование (далее — ДПО).

Педагоги дополнительного образования продемонстрировали владение профессиональными компетенциями «Преподавание по ДОП» на уровне выше среднего и среднем. Ни один из педагогов не показал уровень ниже среднего и низкий, что говорит о достаточном профессиональном уровне педагогического коллектива ДДТ.

На уровне выше среднего педагоги ДО готовы и способны выявлять интересы детей и их родителей в области ДОД, применять разные технологии мотивации обучающихся к активному освоению ДОП с учетом характеристик целевой группы обучающихся; осуществлять модернизацию оснащения учебного помещения в соответствии с задачами ДОП; организовать досуговые мероприятия в рамках ДОП; организовать сов-

35

местную работу с родителями при освоении ДОП; разрешать конфликтные ситуации, проводить индивидуальные консультации для родителей; анализировать и интерпретировать результаты освоения обучающимися ДОП; вести учебную документацию на бумажных носителях. Таким образом, педагоги ДДТ также могут быть включены в процесс ДПО или организовать стажировку и наставничество педагогических работников ДДТ и других образовательных организаций г. Якутска.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем результаты тестирования позволили выявить ряд компетенций на среднем уровне освоения, которые можно отнести к профессиональным дефицитам педагогов ДДТ: умение отбирать и формировать информацию (рекламу) о возможностях ДОП для привлечения обучающихся; проводить групповые встречи с родителями с целью повышения их психолого-педагогической компетентности; создавать условия для инклюзивного образования в рамках ДОП; планировать образовательный процесс, учебные занятия, применять педагогические технологии с учетом задач и особенностей ДОП; использовать цифровые образовательные технологии, вести документацию на электронных носителях.

Педагоги-организаторы ДДТ показали более низкий уровень владения компетенцией «Преподавание по ДОП», чем методисты и педагоги ДДТ. Средний показатель — 1,45 балла — немного выше среднего уровня, однако есть значительный разброс в оценках — от высокого уровня (2 балла; 1,8 балла) — до ниже среднего (0,9 балла; 0,7 балла). Можно сделать вывод о недостаточно ровном профессиональном уровне педагогов-организаторов ДДТ в вопросах преподавания по ДОП. При этом следует отметить, что педагоги-организаторы должны владеть компетенциями преподавания, так как в соответствии с ПС ПДО (п. 3.3.3) имеют право реализовать ДОП по одному или нескольким направлениям деятельности.

Тестирование показало, что педагоги-организаторы ДДТ хорошо владеют отдельными компетенциями, связанными с организацией до-суговой деятельности в рамках ДОП: различными формами и способами совместной деятельности педагогов с детьми; установления взаимоотношений с родителями и разрешения конфликтных ситуаций. Вместе с тем исследование показало наличие целого ряда профессиональных дефицитов педагогов-организаторов: умение от-

бирать и формировать информацию (рекламу) о возможностях ДОП для привлечения обучающихся; планировать образовательный процесс с учетом санитарно-гигиенических норм, анализировать образовательную и досуговую деятельность, организовать индивидуальную и групповую работу с родителями, планировать образовательную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, в том числе с учетом задач и особенностей ДОП, разрабатывать и корректировать систему контроля и оценки освоения обучающимися ДОП, применять цифровые образовательные технологии, вести документацию на электронных носителях.

Сотрудники ДДТ (1 психолог, 7 концертмейстеров и 1 библиотекарь) показали средний уровень владения компетенцией «Преподавание по ДОП», несколько выше среднего (1,49 балла), а также некоторый разброс в оценках отдельных компетенций от высокого уровня (2 балла, 1,8 балла) до ниже среднего (0,89 балла). Специфика профессиональной деятельности специалистов ДДТ позволила им овладеть на уровне выше среднего такими компетенциями, как умение применять технологии мотивации обучающихся и мотивировать их к активному освоению выбранной ДОП; устанавливать взаимоотношения с родителями, разрешать конфликтные ситуации, организовать индивидуальные консультации с родителями; определять формы и методы оценивания результатов деятельности обучающихся при освоении ДОП; заполнять электронные базы данных об участниках образовательного процесса. Все эти способности сотрудников можно использовать при организации программ профессионального развития и ДПО педагогических работников ДДТ и г. Якутска.

Вместе с тем тестирование выявило ряд профессиональных дефицитов сотрудников ДДТ: умение формировать предметно-

пространственную среду учебного помещения в соответствии с нормативными документами; владение основами санитарно-гигиенических норм; умение анализировать и корректировать систему контроля и оценки образовательных результатов обучающихся, вести собственную оценочную деятельность; отдельные умения коллективного и индивидуального взаимодействия с родителями; владение цифровыми технологиями, ведение документации на электронных носителях.

Результаты тестирования компетенций обобщенной трудовой функции «Организационно-педагогическое обеспечение реализации ДОП» у педагогических работников ДДТ

Педагогические работники якутского ДДТ демонстрируют владение организационно-педагогическими компетенциями на уровне немного выше среднего (Таблица 2).

Таблица 2

Средний балл освоения организационно-педагогической компетенции педагогическими работниками ДДТ

Анализ результатов тестирования показывает, что в целом коллектив ДДТ демонстрирует согласованные данные относительно оценок организационно-педагогических компетенций по всем группам педагогических работников, что позволяет увидеть общую картину сформирован-ности компетенций и наличия профессиональных дефицитов работников ДДТ.

Педагоги-организаторы ДДТ демонстрируют уровень владения своей профессиональной компетенцией на уровне несколько ниже, чем другие работники ДДТ, что еще раз подтверждает недостаточно высокий уровень подбора кадров на должность «педагог-организатор» или недостаточный уровень их профессионального развития в условиях ДДТ.

Анализ результатов тестирования педагогов-организаторов ДДТ позволил выявить наличие отдельных работников, которые демонстрируют уровень владения компетенциями выше среднего: умение применять современные информационные и образовательные ресурсы при организации досуговых мероприятий; владение способами выявления интересов родителей и детей в области досуговой деятельности; умение планировать мероприятия для привлечения обучающихся различного возраста; умение привлекать педагогических работников, детей и их родителей к планированию и разработке содержания досуго-вых мероприятий.

Вместе с тем педагоги-организаторы ДДТ показали ряд компетенций, которыми они владеют на достаточно низком уровне, что позволяет говорить о наличии актуальных профессиональных дефицитов: умении использовать средства педа-

гогической поддержки обучающихся, испытывающих затруднения в общении; взаимодействовать с членами педагогического коллектива при подготовке и проведении массовых досуговых мероприятий; контролировать условия безопасности при проведении досуговых мероприятий; координировать деятельность педагогических работников при проведении досуговых мероприятий. На устранение этих дефицитов должны быть направлены программы профессионального развития педагогов-организаторов ДДТ.

Педагоги дополнительного образования ДДТ также реализуют организационно-

педагогическую функцию. В рамках реализации своей ДОП они хорошо владеют следующими организационно-педагогическими компетенциями: умение использовать при проведении мероприятий педагогически обоснованных форм, методов и средств организации деятельности; умение применять современные информационные и образовательные ресурсы; владение способами выявление интересов детей и родителей в области досуговой деятельности; умение планировать мероприятия с привлечением педагогических работников, родителей и обучающихся разного возраста; умение координировать деятельность участников при подготовке мероприятия; умение использовать профориентационные возможности досуговой деятельности.

При этом педагоги дополнительного образования ДДТ показали недостаточное владение некоторыми организационно-педагогическими компетенциями, совершенствование которые необходимо предусмотреть при разработке программ профессионального развития педагогов ДДТ, в том числе умение использовать средства педагогической поддержки обучающихся, испытывающих затруднение в общении; умение контролировать условия безопасности при проведении досуговых мероприятий; умение координировать деятельность педагогических работников при проведении досуговых мероприятий.

Сотрудники ДДТ показатели результаты владения организационно-педагогическими компетенция, схожие с результатами других педагогических работников, но в то же время продемонстрировали некоторые особенности своей профессиональной деятельности. Например, они лучше, чем другие работники ДДТ, владеют умением планировать досуговые мероприятия с учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; умением координировать деятельность обучающихся при

1 группа — педагоги 2 группа — организаторы 3 группа — сотрудники

Средний балл 1,45 1,41 1,47

подготовке мероприятия; способами выявления интересов детей и родителей в области досуго-вой деятельности; умением использовать профо-риентационные возможности досуговой деятельности.

Настораживает тот факт, что и эта категория педагогических работников затрудняется в использовании различных средств поддержки обучающихся, испытывающих сложности в общении. Вероятно, эта компетенция является общим профессиональным дефицитом педагогических работников ДДТ, соответственно, деятельность по ее устранению надо включить в программы профессионального развития кадров ДДТ.

Результаты тестирования компетенций обобщенной трудовой функции «Организационно-методическое обеспечение реализации ДОП» у педагогических работников ДДТ (методистов)

Методисты ДДТ на достаточно высоком уровне продемонстрировали следующие организационно-методические компетенции: владение методами рецензирования программно-методической документации; умение посещать учебные занятия и досуговые мероприятия, проводимые педагогическими работниками ДДТ, и анализировать их; умение разрабатывать методические рекомендации; организовать информационное сопровождение дополнительного профессионального образования педагогических работников. Таким образом, методисты ДДТ обладают достаточным потенциалом для методического сопровождения образовательного процесса ДДТ и профессионального развития педагогических работников. Соответственно, их необходимо привлекать в разработке программ ДПО и внут-риорганизационных семинаров.

При этом сами методисты демонстрируют профессиональные дефициты и нуждаются в повышении квалификации по следующим вопросам: умение разрабатывать программы и инструментарий изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых, организовать и проводить экспертизу программно-методической документации педагога.

Анализ результатов тестирования методистов, наличие в коллективе высоких профессионалов позволил увидеть потенциал организации наставничества и тьюторского сопровождения в вопросах организационно-методической деятельности.

Общий вывод

Результаты проведенного исследования сфор-мированности профессиональных компетенций педагогических работников ДДТ позволили выявить сильные и слабые стороны педагогического коллектива, которые можно использовать в процессе развития учреждения в целом, а также в процессе реализации внутриорганизационных форм развития кадров.

По результатам анализа можно сделать следующие предложения относительно программы развития кадрового обеспечения ДДТ:

- разработать и реализовать программу мониторинга профессиональных компетенций педагогов ДДТ, сформировать базу мониторинга, позволяющую отслеживать профессиональные возможности и профессиональные дефициты педагогических и руководящих работников ДДТ;

- организовать постоянно действующий семинар внутриорганизационного обучения кадров по таким темам, как разработка и реализация программы индивидуального профессионального развития, самосовершенствования педагога (в том числе развитие профессиональных и мета-предметных компетенций); психолого-педагогические основы реализации ДОП; разработка информационного обеспечения и продвижение ДОП в социуме; разработка, планирование и реализация ДОП; создание личностно-развивающей образовательной среды ДДТ; дидактика ДОД: создание учебно-методического комплекса преподавания по ДОП; мониторинг результатов освоения обучающимися ДОП (контроль и оценка); цифровизация ДОД, освоение педагогом цифровых образовательных технологий; развитие инклюзивных форм реализации ДОП; нормативное и документационное обеспечение ДОП и др.;

- разработать и реализовать комплект программ ДПО для педагогической работников сферы ДОД г. Якутска, Республики Саха (Якутия);

- создать условия для проектной деятельности педагогов в рамках своих профессиональных функций, сформировать проектные группы по темам, которыми педагоги хорошо владеют;

- открыть стажировочные площадки на базе лучших практик профессиональной деятельности педагогов, методистов, педагогов-организаторов, педагогов-психологов;

- организовать работу по наставничеству и тьюторскому сопровождению профессиональной деятельности педагогов ДДТ с участием специа-

листов, владеющих профессиональными компетенциями на высоком уровне.

Таким образом, в процессе исследования профессиональных компетенций педагогических работников ДДТ с использование цифрового оценочного инстумента удалось выявить компетенции высокого уровня овладения и профессиональные дефициты педагогов, определить направления развития кадрового обеспечения учреждения с привлечением собственных ресурсов, а также направления выхода ДДТ с предложениями повысить квалификацию профессионального сообщества г. Якутска и Республики Саха (Якутия) по вопросам развития сферы дополнительного образования детей.

Библиографический список

1. Ансимова Н. П. Компетенции педагога для работы с талантливыми детьми и молодежью / Н. П. Ансимова, А. В. Золотарева // Ярославский педагогический вестник. 2016. № 5. С. 38-44.

2. Буданова Д. С. Интеграционная платформа он-лайн-обучения для организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования / Д. С. Буданова, А. С. Золотарева // Образовательная панорама. 2020а. № 2 (14). С. 103-108.

3. Буданова Д. С. Результаты оценки сформиро-ванности метапредметных компетенций педагогов городских и сельских школ / Д. С. Буданова, А. С. Золотарева // Педагогика сельской школы. 2020б. № 4 (6). С. 95-108.

4. Дополнительное образование детей в России: единое и многообразное / под ред. С. Г. Косарецкого, И. Д. Фрумина. Москва : НИУ ВШЭ, 2019. 277 с.

5. Дополнительное образование детей: история и современность : учебное пособие для вузов / отв. ред. А. В. Золотарева. Изд-е 3-е, испр. и доп. Москва : Юрайт, 2022. 277 с.

6. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 95 с.

7. Золотарева А. В. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых: проблемы и решения. Москва : ООО «Русское слово — учебник», 2020. 192 с.

8. Золотарева А. В. Состояние и проблемы кадрового обеспечения сферы дополнительного образования детей в России // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. 2014. № 4. С. 178-186.

9. Концепция и модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы дополнительного образования детей : монография / под ред. А. В. Золотаревой. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2014. 443 с.

10. Методика непрерывного профессионального развития кадров сферы дополнительного образования детей : учебное пособие / А. В. Золотарева и др. ; под научной редакцией А. В. Золотаревой. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Юрайт, 2022. 239 с.

11. Мусина Д. С. Концептуальные подходы к формированию профессиональной компетентности педагогов внешкольного дополнительного образования в Кыргызской Республике // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 4 (115). С. 72-79.

12. Мухамедьярова Н. А. Организационно-педагогические условия формирования метапредмет-ных компетенций у будущих педагогов системы дополнительного образования // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 5 (122). С. 18-26.

13. Паспорт Национального проекта «Образование»: утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 09.03.2022).

14. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утв. приказом Минтруда России от 22.09.2021 года № 652н, зарегистрирован в Минюсте России 17.12.2021 года № 66403). URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=48583 (дата обращения: 09.03.2022).

15. Триллинг Б. Четырехмерное образование: Компетенции, необходимые для успеха / Чарльз Фа-дель, Майя Белик, Берни Триллинг ; пер. с англ. Москва : Точка, 2018. 240 с.

16. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.). URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346 83 (дата обращения: 09.03. 2022).

17. Формирование и оценивание метапредметных компетенций педагога в условиях дополнительного профессионального образования : учебное пособие / под ред. А. В. Золотаревой. Ярославль : Изд-во ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018. 315 с.

18. Формирование компетенций педагога, необходимых для работы с талантливыми детьми и молодежью, средствами дополнительного профессионального образования : коллективная монография / под ред. Н. П. Ансимовой, А. В. Золотаревой. Ярославль : РИО ЯГПУ 2016. 382 с.

19. Челышкова, М. Б. Оценивание компетенций в образовании : учебное пособие / М. Б. Челышкова, В. И. Звонников, О. В. Давыдова ; Государственный университет управления, УМО по образованию в области менеджмента ; под ред. В. И. Звонникова. Москва : ГУУ, 2011. 229 с.

20. Non-formal and Informal Education in Europe / Rene Clarijs (ed) — Prague, 2005. 118 p

21. EACEA/Eurydice, 2009. National Testing of Pupils in Europe: Objectives, Organisation and Use of Results. Brussels : EACEA, 2009. P9 Eurydice.

Reference list

1. Ansimova N. P. Kompetencii pedagoga dlja raboty s talantlivymi det'mi i molodezh'ju = Competencies of a teacher to work with talented children and young people / N. P. Ansimova, A. V. Zolotareva // Jaroslavskij pedagog-icheskij vestnik. 2016. № 5. S. 38-44.

2. Budanova D. S. Integracionnaja platforma onlajn-obuchenija dlja organizacij, realizujushhih programmy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija = Online training integration platform for organizations implementing additional vocational education programs / D. S. Budanova, A. S. Zolotareva // Obrazovatel'naja panorama. 2020a. № 2 (14). S. 103-108.

3. Budanova D. S. Rezul'taty ocenki sformirovannosti metapredmetnyh kompetencij pedagogov gorodskih i sel'skih shkol = Results of assessment of metasubject competencies of teachers in urban and rural schools / D. S. Budanova, A. S. Zolotareva // Pedagogika sel'skoj shkoly. 2020b. № 4 (6). S. 95-108.

4. Dopolnitel'noe obrazovanie detej v Rossii: edinoe i mnogoobraznoe = Additional education of children in Russia: unified and diverse / pod red. S. G. Kosareckogo, I. D. Frumina. Moskva : NIU VShJe, 2019. 277 s.

5. Dopolnitel'noe obrazovanie detej: istorija i sov-remennost' = Children's additional education: history and modernity : uchebnoe posobie dlja vuzov / otv. red. A. V. Zolotareva. Izd-e 3-e, ispr. i dop. Moskva : Jurajt, 2022. 277 s.

6. Zimnjaja I. A. Kljuchevye kompetentnosti kak re-zul'tativno-celevaja osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. Avtorskaja versija = Key competencies as an effective and targeted basis for a competent approach to education. Author's version. Moskva : Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004. 95 s.

7. Zolotareva A. V. Professional'nyj standart «Pedagog dopolnitel'nogo obrazovanija detej i vzroslyh: problemy i reshenija = Professional standard «Teacher of additional education for children and adults: problems and solutions». Moskva : OOO «Russkoe slovo — uchebnik», 2020. 192 s.

8. Zolotareva A. V Sostojanie i problemy kadrovogo obespechenija sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej v Rossii = The state and problems of staffing in the sphere of additional education for children in Russia // Jaroslav-skij pedagogicheskij vestnik. Psihologo-pedagogicheskie nauki. 2014. № 4. S. 178-186.

9. Koncepcija i modeli podgotovki, perepodgotovki i povyshenija kvalifikacii kadrov dlja sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej = Concept and models of training, retraining and advanced training of personnel for additional education of children : monografja / pod red. A. V. Zolotarevoj. Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2014. 443 s.

10. Metodika nepreryvnogo professional'nogo razvitija kadrov sfery dopolnitel'nogo obrazovanija detej = Methodology for the continuous professional development of personnel in the field of additional education of children : uchebnoe posobie / A. V. Zolotareva i dr. ; pod nauchnoj redakciej A. V. Zolotarevoj. 2-e izd., ispr. i dop. Moskva : Jurajt, 2022. 239 s.

11. Musina D. S. Konceptual'nye podhody k formi-rovaniju professional'noj kompetentnosti pedagogov vneshkol'nogo dopolnitel'nogo obrazovanija v Kyrgyzskoj Respublike = Conceptual approaches to the formation of professional competence of teachers of extracurricular further education in the Kyrgyz Republic // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2020. № 4 (115). S. 72-79.

12. Muhamed'jarova N. A. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija formirovanija metapredmetnyh kompetencij u budushhih pedagogov sistemy dopolnitel'nogo obrazovanija = Organizational and pedagogical conditions for the formation of meta-subject competencies among future teachers in the additional education system // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2021. № 5 (122). S. 18-26.

13. Pasport Nacional'nogo proekta «Obrazovanie»: utverzhden Prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiju i nacional'nym proektam ot 24 dekabrja 2018 g. № 16 = Passport of the National Project «Education»: approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects of December 24, 2018 № 16. URL: https://edu.gov.ru/national-project (data obrashhenija: 09.03. 2022).

14. Professional'nyj standart «Pedagog dopolnitel'nogo obrazovanija detej i vzroslyh» (utv. pri-kazom Mintruda Rossii ot 22.09.2021 goda № 652n, zaregistrirovan v Minjuste Rossii 17.12.2021 goda № 66403) = Professional standard «Teacher of additional education for children and adults» (approved by by order of the Ministry of Labor of Russia dated 22.09.2021 № 652n, registered with the Ministry of Justice of Russia in 17.12.2021 № 66403). URL: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index. php?ELEMENT_ID=48583 (data obrashhenija: 09.03. 2022).

15. Trilling B. Chetyrehmernoe obrazovanie: Kompetencii, neobhodimye dlja uspeha = Four-dimensional education: Competencies required for success / Charl'z Fadel', Majja Belik, Berni Trilling ; per. s angl. Moskva : Tochka, 2018. 240 s.

16. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30 dekabrja 2001 g. № 197-FZ (red. ot 29 ijulja 2017 g.) = Labor Code of the Russian Federation № 197-FZ dated December 30, 2001 (amended on July 29, 2017). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346 83 (data obrashhenija: 09.03. 2022).

17. Formirovanie i ocenivanie metapredmetnyh kompetencij pedagoga v uslovijah dopolnitel'nogo profes-sional'nogo obrazovanija = Formation and assessment of the teacher's metasubject competencies in the context of additional professional education : uchebnoe posobie / pod red. A. V. Zolotarevoj. Jaroslavl' : Izd-vo GAU DPO JaO IRO, 2018. 315 s.

18. Formirovanie kompetencij pedagoga, neob-hodimyh dlja raboty s talantlivymi det'mi i molodezh'ju, sredstvami dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovani-ja = Formation of the teacher's competencies required to work with talented children and young people by means of additional vocational education : kollektivnaja mono-grafija / pod red. N. P. Ansimovoj, A. V. Zolotarevoj. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2016. 382 s.

19. Chelyshkova, M. B. Ocenivanie kompetencij v obrazovanii = Assessment of competencies in education : uchebnoe posobie / M. B. Chelyshkova, V I. Zvonnikov, O. V. Davydova ; Gosudarstvennyj universitet upravleni-ja, UMO po obrazovaniju v oblasti menedzhmenta ; pod red. V I. Zvonnikova. Moskva : GUU, 2011. 229 s.

20. Non-formal and Informal Education in Europe / Rene Clarijs (ed). Prague, 2005. 118 p.

21. EACEA/Eurydice, 2009. National Testing of Pupils in Europe: Objectives, Organisation and Use of Results. Brussels : EACEA, 2009. P9 Eurydice.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 26.05.2022; принята к публикации 23.06.2022.

The article was submitted on 29.04.2022; approved after reviewing 26.05.2022; accepted for publication on 23.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.