Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ'

МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1708
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / MODEL / REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM / PERSONIFIED ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Елена Борисовна, Сартакова Елена Евгеньевна

Одной из актуальных проблем развития дополнительного образования детей в России является повышение его доступности и качества. Современные меры государственной политики в сфере образования направлены на обновление содержания и технологий дополнительного образования детей в соответствии с потребностями личности и общественным заказом, обеспечение его доступности для детей с разными образовательными потребностями и возможностями в условиях повышения эффективности используемых ресурсов. Рассматриваются основные принципы развития системы дополнительного образования детей в России на современном этапе. На основе анализа современных нормативных и программно-целевых документов представлена характеристика основных направлений модернизации региональных систем дополнительного образования. Описываются ведущие теоретические идеи построения системы персонифицированного дополнительного образования: индивидуализация, персонализация и персонификация. Проводится анализ современных государственных требований к региональной системе дополнительного образования детей, выделяются ведущие механизмы формирования региональной системы дополнительного образования. Анализируется содержание персонифицированного финансирования процесса реализации дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями доступности, качества и эффективности. Раскрыт смысл идеи персонализации в дополнительном образовании применимо к системе управления доступностью и качеством образовательных программ. На основании программного подхода предложена модель региональной системы дополнительного образования детей, отвечающая современным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE REGIONAL SYSTEM OF PERSONIFIED ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

One of the urgent problems of the development of additional education of children in Russia is to increase its accessibility and quality. Modern measures of state policy in the field of education are aimed at updating the content and technologies of additional education of children in accordance with the needs of the individual and public order, ensuring its accessibility for children with different educational needs and opportunities in the context of increasing the efficiency of the resources used. The article discusses the basic principles of the development of the system of additional education of children in Russia at the present stage. Based on the analysis of modern regulatory and program-targeted documents, a characteristic of the main directions of modernization of regional systems of further education is presented. The leading theoretical ideas of building a system of personified continuing education are described: individualization, personalization and personification. The analysis of modern state requirements for the regional system of additional education of children is carried out, the leading mechanisms of the formation of the regional system of additional education are highlighted. The author analyzes the content of personified funding for the implementation of additional general education programs in accordance with the requirements of accessibility, quality and effectiveness. The meaning of the idea of personalization in continuing education is disclosed applicable to the system of accessibility and quality management of educational programs. Based on the program approach, a model of a regional system of additional education for children is proposed that meets modern requirements.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

УДК 378. 1

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-4-131-139

МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Е. Б. Андреева, Е. Е. Сартакова

Томский государственный педагогический университет, Томск

Одной из актуальных проблем развития дополнительного образования детей в России является повышение его доступности и качества. Современные меры государственной политики в сфере образования направлены на обновление содержания и технологий дополнительного образования детей в соответствии с потребностями личности и общественным заказом, обеспечение его доступности для детей с разными образовательными потребностями и возможностями в условиях повышения эффективности используемых ресурсов. Рассматриваются основные принципы развития системы дополнительного образования детей в России на современном этапе. На основе анализа современных нормативных и программно-целевых документов представлена характеристика основных направлений модернизации региональных систем дополнительного образования. Описываются ведущие теоретические идеи построения системы персонифицированного дополнительного образования: индивидуализация, персонализация и персонификация. Проводится анализ современных государственных требований к региональной системе дополнительного образования детей, выделяются ведущие механизмы формирования региональной системы дополнительного образования. Анализируется содержание персонифицированного финансирования процесса реализации дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с требованиями доступности, качества и эффективности. Раскрыт смысл идеи персонализации в дополнительном образовании применимо к системе управления доступностью и качеством образовательных программ. На основании программного подхода предложена модель региональной системы дополнительного образования детей, отвечающая современным требованиям.

Ключевые слова: модель, региональная образовательная система, персонифицированное дополнительное образование детей.

Одной из актуальных проблем развития дополнительного образования детей в России является повышение его доступности и качества. Современные меры государственной политики в сфере образования направлены на обновление содержания и технологий дополнительного образования детей в соответствии с потребностями личности и общественным заказом, обеспечение его доступности для детей с разными образовательными потребностями и возможностями в условиях повышения эффективности используемых ресурсов.

К настоящему времени накоплен значительный объем исследований по вопросам качества и доступности дополнительного образования детей. Существенный вклад в исследование качества дополнительного образования сделали ученые А. Б. Фомина [1], Л. Г. Логинова [2]; в работах А. В. Золотаревой, М. А. Куличкиной, И. С. Синицына [3] акцентируется внимание на общих проблемах доступности дополнительного образования в рамках образовательной системы; персонализация и персонификация дополнительного образования раскрывается в материалах З. А. Каргиной [4], различных выступлениях И. В. Абанкиной, Б. В. Куприянова, С. Г. Косарецкого, И. Н. Поповой. В ряде работ А. А. Попова описывается практический опыт моделирования открытой региональной образовательной системы дополнительного образования [5].

В настоящее время продолжается процесс накопления практических механизмов реализации ведущих теоретический идей и их адаптации к условиям региональных систем дополнительного образования детей. Рассуждая о модернизации сферы дополнительного образования, В. П. Голованов отмечает, что «сегодня требуется обновить содержательную матрицу, инфраструктуру дополнительного образования детей, сделать так, чтобы отсутствовали межведомственные, отраслевые перегородки и барьеры для ребенка, чтобы дети могли свободно заниматься своим личностным персональным развитием» [6].

Региональные системы дополнительного образования претерпевают изменения, в основе которых лежат такие ведущие теоретические идеи, как доступность, качество и эффективность при реализации дополнительных общеобразовательных программ. Для дополнительного образования эти характеристики задают направления развития на ближайшую перспективу; их смысловое содержание раскрыто в стратегическом документе - Концепции развития дополнительного образования детей [7], которая, по мнению авторов Л. Н. Буйло-вой и Н. В. Кленовой, является документом, определяющим важнейшие ценностные основания образовательной системы в целом, миссию дополнительного образования в этой системе, общую стратегию, основные направления, приоритеты, задачи государственной политики в области дополнительного образования детей и механизмы их реализации [8].

Концепция развития дополнительного образования стала документом, надолго определившим векторы развития сферы дополнительного образования, провозгласила идею персонализации в дополнительном образовании, которая продолжает педагогическую традицию, связанную с идеями и концептами индивидуализации, индивидуального, личностного и личностно ориентированного подходов [9, с. 11]. Мы не можем не согласиться с В. П. Головановым [4], определяющим современное дополнительное образование детей как сферу свободного самоопределения и самореализации личности. В этом ключе дополнительное образование можно рассматривать как сферу, позволяющую сформировать индивидуальную образовательную траекторию, отступая от единого образовательного маршрута, регламентированного федеральными государственными образовательными стандартами. В этом и проявляются свойства персонализации и персонификации.

Персонализация здесь может выступать способом оценки достижения планируемого результата, позволяя в отсутствие стандартов рассматривать индивидуальный выбор детей и семей в качестве измеримого показателя эффективности принимаемых управленческих решений. Идея персонализации легла в основу модели персонифицированного дополнительного образования, поддержка внедрения которой была предусмотрена в рамках мероприятия «Формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации на 2016-2020 годы», а также утвержденным в 2016 г. приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для детей».

Рассмотрим актуальные тенденции управления региональными системами дополнительного образования детей, основанные на вышеуказанных теоретических идеях.

В последние годы происходит формирование подсистемы дополнительного образования детей региональной образовательной системы, включающей не только учреждения дополнительного образования, но и другие образовательные организации, реализующие соответствующие программы. Фактически происходит постепенное смещение управленческого акцента с управления сетью учреждений на управление кластером образовательных программ - так называемый «программный подход» в управлении дополнительным образованием (впервые был нормативно закреплен в Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей). По мнению А. А. Попова, базовой единицей

реализации дополнительного образования становится образовательная программа, реализующаяся в межведомственном и внеинституциональном пространстве, а на место образовательных организаций в ряду субъектов системы дополнительного образования становятся коллективы педагогов [10].

Актуальным направлением работы является межведомственное взаимодействие на региональном и муниципальном уровнях, вовлечение в единую систему негосударственных учреждений, включение различных общественных объединений и работодателей в процесс принятия решений о направлениях развития в дополнительном образовании в рамках конкретной территории. За счет этого обеспечивается повышение эффективности используемых ресурсов, усиливается государственно-общественный компонент управления.

Рассматривая региональную систему дополнительного образования детей, необходимо учесть, что в силу своей специфики каждый регион, опираясь на свои традиции, возможности и потребности конкретного общества, выстраивает свою региональную систему на основе актуальных нормативно-правовых и программно-стратегических документов, учитывая при этом направления социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Вопросы управления качеством в дополнительном образовании детей традиционно считаются одними из самых неоднозначных в данной сфере. Способствует этому и отсутствие государственных образовательных стандартов, различные трактовки самого понятия «качество» применимо к сфере дополнительного образования детей. Законодательно определено, что за качество образовательной деятельности отвечает непосредственно образовательная организация в лице ее директора, при этом, по мнению эксперта НИ ВШЭ Т. А. Мерцаловой, конечный потребитель выбирает именно образовательную программу, а не образовательную организацию [11]. Л. Г. Логинова [12, с. 4], соглашаясь с данной точкой зрения, указывает, что система управления качеством на уровне образовательной организации должна ориентироваться прежде всего на запрос потребителей.

Существенной проблемой в управлении доступностью дополнительного образования является ограниченность выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ. Говоря о доступности дополнительного образования, мы будем основываться на критериях доступности, предложенных А. В. Золотаревой [13]. В первую очередь обозначают территориальную доступность организаций дополнительного образования. Так, ситуация на селе существенно отличается от городской местности. Сельские дети и подростки чаще всего осваивают программы дополнительного образования в стенах своей общеобразовательной школы, и, соответственно, их выбор ограничен предложением данной образовательной организации, а точнее - потенциалом ее педагогического состава. Традиционная модель финансирования учреждений дополнительного образования основана на государственном или муниципальном задании. Обычно в данном документе фиксируется перечень услуг, предоставляемых конкретным учреждением в текущем году, и их количество. По факту же содержание услуг формируется самим учреждением, без учета региональных потребностей, а лишь на основании их кадровых и инфраструктурных возможностей. Другим немаловажным аспектом является финансовая недоступность дополнительного образования для семей с низким уровнем дохода. В качестве отдельных категорий детей, потребности которых необходимо учитывать при проектировании региональной модели, выделим детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, проявляющих выдающиеся способности.

В период 2018-2019 гг. нами был описан процесс подготовки к организации в Томской области системы персонифицированного учета и финансирования в дополнительном обра-

зовании. Для проектирования региональной системы был использован структурно-функциональный принцип моделирования образовательных систем. Проектируемая система персонифицированного дополнительного образования структурно входит в состав региональной образовательной системы.

Общими мотивами, задающими направление развития системы, являются: повышение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей в регионе; оптимизация использования ресурсов системы дополнительного образования. Указанные мотивы определяют в качестве цели организацию региональной системы персонифицированного дополнительного образования детей, ориентированную на получение детьми качественного, доступного дополнительного образования, отвечающего современным требованиям. Приведем характеристики региональной системы персонифицированного дополнительного образования, построенной на идеях доступности, качества и эффективности (таблица).

Характеристики региональной системы персонифицированного дополнительного образования

Мотив Образ цели Идея, механизм реализации

Доступность Формирование «муниципального портфеля» ДОП происходит с целью выравнивания доступности ДОП всех направленностей, с учетом наиболее востребованных видов деятельности Формирование индивидуальных образовательных траекторий Поддержка отдельных категорий детей (дети в трудной жизненной ситуации, одаренные, с ОВЗ) Программный подход в управлении системой ДОД с учетом муниципального и регионального уровней Вариативность форм и технологий ДОД Адаптированные программы; разноуровневые программы; технологии педагогической поддержки

Качество Повышение качества ДОП влечет за собой более высокий образовательный результат; качественные ДОП становятся более востребованными Непрерывное совершенствование профессионального мастерства педагогов ДОД Общественная аккредитация исполнителей образовательных услуг и сертификация программ Независимая оценка качества условий деятельности, образовательных программ и результатов их освоения

Эффективность Востребованные ДОП гарантированно будут профинансированы Государственные/муниципальные задания организаций дополнительного образования формируются с учетом стратегии социально-экономического развития региона Коллегиальное межведомственное управление Рациональное использование ресурсов Персонифицированное финансирование ДОД Общедоступный навигатор Формирование муниципальных межведомственных программ развития ДОД Сетевая форма реализации ДОП

Таким образом, для достижения заданных показателей развития системы предлагается применить программный подход к управлению сферой дополнительного образования, ко-

торый предполагает на основенепрерывной оценки образовательных потребностей детей и экономических показателеймуниц ипальной территории формировать структуру и содержание предлагаемых образовательных услуг. Проектируемая система, как и любая региональная образовательная система, состоит из совокупности территориальных образовательных систем и систем эдювеноб разовательной организации (конечной программы).

Для более полно го иредставлевияо проектируемой региональной системе персонифицированного дополнительного образовани представим ее в виде иерархической модели с учетом субъектов управления на рис. 1.

Рис . 1. Региональный уровень управления Рис . 2 . Муниципальный уровень управления

Региональный уровень управления отвечает за формирование образовательной политики в сфере дополнительного образования, организует методическое сопровождение по направленно-стям дополнительного образования, поддерживает деятельность региональных ресурсных центров по направленностям дополнительного образования, оказывает поддержку значимым негосударственным организациям-исполнителям образовательных услуг в сфере ДОД, вузам. Задача муниципального уровня (рис. 2) на основе программного подхода: обеспечивать выравнивание доступности программ дополнительного образования, консолидируя для этого имеющиеся ресурсы; расширять практики использования принципов разноуровневости; увеличивать количество и вариативность адаптированных дополнительных общеобразовательных программ; принимать решение о продолжении финансирования той или иной программы на основе анализа потребностей детей и семей; формировать пакет значимых для муниципалитета программ. Непосредственное управление образовательными программами осуществляется на организационном уровне. Обобщая вышеизложенное, представим обобщенную структурно-функциональную модель региональной системы персонифицированного дополнительного образования (рис. 3).

Проектируемая образовательная система, кроме целевого компонента, включает в себя содержательный, организационно-управленческий и оценочно-результативный компоненты. В основу модели положены принципы, определяющие современные тенденции развития дополнительного образования и закрепленные в Концепции развития дополнительного образования детей. Субъектами системы персонифицированного дополнительного образования, согласно модели, являются: Региональный модельный центр (как ядро системы и оператор персонифицированного финансирования), сеть муниципальных опорных центров, созданных по прототипу регионального, региональные ресурсные центры по направ-

Реализация требований государственной политики в сфере дополнительного образования

Субъекты: образовательные организации, семья и дети, педагоги, сетевые партнеры, регулирующие органы

Управленческая система

Подсистемы персонифицированного дополнительного образования

Цель: создание региональной системы персонифицированного дополнительного образования детей, ориентированной на получение детьми доступного и качественного ДО

Анализ сложившейся подсистемы дополнительного образования в контексте РОС

Планирование внедрения системы ЦДО на основе анализа

Проектирование системы ДОД на основе принципов, подходов, определенных государственной политикой

г

Орг.-упр. механизмы

Информационные

Финансовые

Формирование ресурсного обеспечения на основе повышения эффективности текущего финансирования сферы ДО

Контроль и мониторинг деятельности

Региональные органы исполнительной власти

РМЦ

Финанс ирование Муниципальный бюджет Финансирование

^ I ^

Сеть образовательных органов всех ведомств

Экономические механизмы влияния на качество и доступность

Регулирование качеством и доступностью

/ ^

Результат: система персонифицированного дополнительного образования детей, обеспечивающая поддержку мотивации, свободу выбора, доступность качественных, современных программ дополнительного образования для 80% детей региона

Условия реализации:

Нормативно-правовая поддержка; новая форма статистического учета, обновление форм и содержания ДО, межведомственное взаимодействие

Рис.

3. Модель региональной системы персонифицированного дополнительного образования детей

ленностям дополнительного образования; органы исполнительной власти региона, органы местного самоуправления; исполнители услуг дополнительного образования; дети и семьи - получатели образовательных услуг.

В модели, представленной на рисунке 3, определены задачи системы персонифицированного дополнительного образования, конкретизирующие цель, сформулированы этапы и механизмы реализации поставленных задач. Спроектированная региональная модель основана на использовании механизма сертификатов дополнительного образования, которыми необходимо обеспечить максимально возможное число детей - потенциальных потребителей услуг дополнительного образования.

Методологической базой проектирования модели стали системный и синергетический подходы. Ведущие принципы модели - принципы вариативности, открытости и индивидуализации. В разработанной модели персонифицированного дополнительного образования выделена система управления, сформулированы ее цель и функции, а также управляемые подсистемы персонифицированного финансирования и учета в дополнительном образовании. Изложены преимущества использования данной модели, а также выявлены ограничения и барьеры для ее внедрения на региональном уровне.

Данная модель была частично апробирована в системе дополнительного образования детей Томской области в 2018-2020 гг. К результатам ее апробации необходимо отнести расширение спектра и вариативности дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых для детей различных категорий, в том числе проживающих в удаленных сельских районах. Так, охват детей дополнительными общеобразовательными программами увеличился более чем на 5 %, в том числе за счет реализации модульных, краткосрочных программ. Повышение эффективности принимаемых управленческих решений осуществлялось за счет формирования прозрачных механизмов учета и финансирования в дополнительном образовании. Качество образовательных программ планомерно повышалось за счет использования механизмов сертификации и независимой оценки качества. Итоги опытно-экспериментальной работы позволили констатировать, что описанная региональная модель персонифицированного дополнительного образования способствует формированию региональной образовательной системы, отвечающей идеям доступности, качества и эффективности.

Список литературы

1. Фомина А. Б. Теория и практика деятельности учреждений дополнительного образования детей в сфере свободного времени: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000. 366 с.

2. Логинова Л. Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей. М.: АПКиПРО, 2003. 132 с.

3. Золотарева А. В., Куличкина М. А., Синицын И. С. Концепция обеспечения доступности дополнительных общеобразовательных программ // Ярославский пед. вестник. 2018. N° 6. С. 61-75. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/kontseptsiya-obespecheniya-dostupnosti-dopolnitelnyh-obscheobrazovatelnyh-programm (дата обращения: 22.04.2020).

4. Каргина З. А. Индивидуализация, персонализация, персонификация - ведущие тренды развития образования в XXI веке: обзор современных научных исследований. Чебоксары: Интерактив плюс, 2015. № 2. С. 172-187.

5. Попов А. А., Ермаков С. В. Территориальная специфика открытого дополнительного образования. URL: http://opencu.ru/page/terspecdo (дата обращения: 16.04.2020).

6. Голованов В. П. Личностно-персонифицированный потенциал современного дополнительного образования детей // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2017. № 3. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/lichnostno-personifitsirovannyy-potentsial-sovremennogo-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 02.04.2020).

7. Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р) // Собрание законодательства РФ. 15.09.2014. № 37. Ст. 4983.

8. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Концепция развития дополнительного образования детей и задачи обновления образовательной системы. URL: https://prodod.moscow/archives/923 (дата обращения: 14.04.2020).

9. Куприянов Б. В. Персонализация образования как основная идея концепции развития дополнительного образования детей // Рождение персонального образования: от Концепции развития дополнительного образования детей - к воплощению в жизнь / под ред. И. В. Абанкиной, С. Г. Косарецкого, И. Н. Поповой. М.: Федеральный институт развития образования, 2015. 129 с.

10. Попов А. А., Аверков М. С., Ермаков С. В. Дополнительное образование в российских регионах: новая модель управления // Журнал руководителя управления образованием. 2015. № 2 (45).

11. Мерцалова Т. А. Объять необъятное и оценить бесценное (независимая оценка качества дополнительного образования детей) // ПроДОД. 2018. № 5 (17).

12. Логинова Л. Г. Оценивание качества в дополнительном образовании детей. Чебоксары: Среда, 2019. 432 с.

13. Золотарева А. В., Синицын И. С. Повышение доступности дополнительного образования детей - новый вектор реализации государственной образовательной политики // Образовательная панорама. 2018. № 1 (9). С. 8-16.

Андреева Елена Борисовна, аспирант, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: elena.b.andreeva@gmail.com

Сартакова Елена Евгеньевна, доктор педагогических наук, профессор, руководитель НОЦ педагогики сельской школы, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: lopolit@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 22.05.2020.

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-4-131-139

MODEL OF THE REGIONAL SYSTEM OF PERSONIFIED ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN

E. B. Andreyeva, E. E. Sartakova

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

One of the urgent problems of the development of additional education of children in Russia is to increase its accessibility and quality. Modern measures of state policy in the field of education are aimed at updating the content and technologies of additional education of children in accordance with the needs of the individual and public order, ensuring its accessibility for children with different educational needs and opportunities in the context of increasing the efficiency of the resources used. The article discusses the basic principles of the development of the system of additional education of children in Russia at the present stage. Based on the analysis of modern regulatory and program-targeted documents, a characteristic of the main directions of modernization of regional systems of further education is presented. The leading theoretical ideas of building a system of personified continuing education are described: individualization, personalization and personification. The analysis of modern state requirements for the regional system of additional education of children is carried out, the leading mechanisms of the formation of the regional system of additional education are highlighted. The author analyzes the content of personified funding for the implementation of additional general education programs in accordance with the requirements of accessibility, quality and effectiveness. The meaning of the idea of personalization in continuing education is disclosed applicable to the system of accessibility and quality management of educational programs. Based on the program approach, a model of a regional system of additional education for children is proposed that meets modern requirements.

Keywords: model, regional educational system, personified additional education of children.

References

1. Fomina A. B. Teoriya i praktika deyatel'nosti uchrezhdeniy dopolnitel'nogo obrazovaniya detey v sfere svobod-nogo vremeni. Dis. dokt. ped. nauk [Theory and practice of activities of institutions of additional education of children in the field of free time. Dis. doct. of ped. sci.]. Moscow, 2000. 366 р. (in Russian).

2. Loginova L. G. Metodologiya upravleniya kachestvom dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [Quality Management Methodology for Continuing Education of Children]. Moscow, APKiPRO Publ., 2003.132 р. (in Russian).

3. Zolotareva A. V., Kulichkina M. A., Sinitsyn I. S. Kontseptsiya obespecheniya dostupnosti dopolnitel'nykh obshcheobrazovatel'nykh programm [The concept of ensuring the accessibility of additional general education programs] Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik - Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2018, no. 6, pp. 61-75 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7kontseptsiya-obespecheniya-dostupnosti-dopolnitelnyh-obscheobra-zovatelnyh-programm (accessed 22 April 2020).

4. Kargina Z. A. Individualizatsiya, personalizatsiya, personifikatsiya - vedushchiye trendy razvitiya obrazovaniya v XXI veke: obzor sovremennykh nauchnykh issledovaniy [Individualization, personalization, personification are the leading trends in the development of education in the 21st century: a review of modern scientific research]. Cheboksary, Interaktiv plyus Publ., 2015, no. 2, pp. 172-187 (in Russian).

5. Popov A. A., Ermakov S. V. Territorial'naya spetsifika otkrytogo dopolnitel'nogo obrazovaniya [Territorial specifics of open continuing education] (in Russian) URL: http://opencu.ru/page/terspecdo (accessed 16 April 2020).

6. Golovanov V. P. Lichnostno-personifitsirovannyy potentsial sovremennogo dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [Personally-personalized potential of modern additional education of children]. VestnikAkademii detsko-yunosh-eskogo turizma i krayevedeniya, 2017, no. 3 (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-per-sonifitsirovannyy-potentsial-sovremennogo-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (accessed 2 April 2020).

7. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey (utv. rasporyazheniyem Pravitel'stva RF ot 4.09.2014 № 1726-r) [The concept of the development of additional education of children (approved by the order of the Government of the Russian Federation of September 4, 2014 No. 1726-r)]. Sbornikzakonodatel'stvaRF [Official gazette of the RF]. 15.09.2014, no. 37, article 4983 (in Russian).

8. Buylova L. N., Klenova N. V. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey i zadachi obnovleniya obrazovatel'noy sistemy [The concept of the development of additional education of children] (in Russian). URL: https://prodod.moscow/archives/923 (accessed 14 April 2020).

9. Kupriyanov B. V Personalizatsiya obrazovaniya kak osnovnaya ideya kontseptsii razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey [Personalization of education as the main idea of the concept of development of additional education of children]. Rozhdeniye personal'nogo obrazovaniya: ot Kontseptsii razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey - k vo-ploshcheniyu vzhizn'. Pod red. I. V Abankinoy, S. G. Kosaretskogo, I. N. Popovoy [The birth of personal education: from the Concept for the Development of Further Education of Children - to Implementation. Ed. I. V. Abankina, S. G. Kosaretsky, I. N. Popova]. Moscow, Federal Institute for Education Development Publ., 2015. 129 p. (in Russian).

10. Popov A. A. Dopolnitel'noye obrazovaniye v rossiyskikh regionakh: novaya model' upravleniya [Further education in the Russian regions: a new management model]. Zhurnal rukovoditelya upravleniya obrazovaniyem, 2015, no. 2 (in Russian).

11. Mertsalova T. A. Ob"yat' neob"yatnoye i otsenit' bestsennoye (nezavisimaya otsenka kachestva dopolnitel'nogo obrazovaniya detey) [Embrace the immensity and evaluate the invaluable (an independent assessment of the quality of additional education of children)]. ProDOD, 2018, no. 5 (in Russian).

12. Loginova L. G. Otsenivaniye kachestva v dopolnitel'nom obrazovanii detey [Quality assessment in additional education of children]. Cheboksary, Sreda Publ., 2019. 432 p. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Zolotareva A. V., Sinitsyn I. S. Povysheniye dostupnosti dopolnitel'nogo obrazovaniya detey - novyy vektor real-izatsii gosudarstvennoy obrazovatel'noy politiki [Increasing the availability of additional education for children -a new vector for the implementation of state educational policy]. Obrazovatel'naya panorama, 2018, no. 1, pp. 8-16 (in Russian).

Andreyeva E. B., Postgraduate Student, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: elena.b.andreeva@gmail.com Sartakova E. E., Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Head of CEC pedagogy of rural school, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: lopolit@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.