УДК 332.1:374
Перепелицына А. А.
Система дополнительного образования детей в регионе: проблемы развития и оценки1
В статье исследуется реальная доступность дополнительного образования детей в Московской области. Проанализирована нормативно-правовая база дополнительного образования в регионе. Произведена оценка выполнения государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» в части доступности дополнительного образования в регионе. Выявлена проблема в организации обеспечения детей, проживающих в периферийных малонаселенных муниципальных районах, услугами дополнительного образования. Произведена приблизительная оценка уровня охвата детей услугами дополнительного образования. Установлена возможность исключения повторного учета детей, занимающихся двумя и более видами дополнительных образовательных услуг в целях совершенствования учета деятельности в данной области.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, доступность образования, внедрение образовательных технологий, повторный учет детей, программный механизм.
ГРНТИ: Экономика / Экономические науки: 06.61.33 Региональная экономика.
ВАК: 08.00.05
Perepelitsyna A. A.
The system of additional children training in the region: problems of development and evaluation
The article examines the real availability of additional training for children in the Moscow region. The regulatory framework of additional training in the region is analyzed. The assessment of the implementation of the Moscow region state program "Education of the Moscow region" in terms of the availability of additional training in the region was made. The problem in the organization of providing children living in peripheral low-populated municipal areas with additional training services was revealed. A rough estimate of the level of children's enrollment in additional education services has
© Перепелицына А. А., 2018 © РегереШвупа А. А., 2018
1 Статья подготовлена на основе доклада, занявшего 1-е место в секции «Проблемы социально-экономического развития регионов и городов: теория и практика» 7-й междунар. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов «Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир» (8-9 июня 2018 г., СПб., ЛГУ им. А.С. Пушкина). Научный руководитель д-р экон. наук Дада-шев А.З.
been made. The eliminating the double counting of children involved in two or more types of additional educational services has been realized.
Key words: additional education of children, access to education, introduction of educational technologies, double counting of children, program mechanism.
JEL classifications: R 22
Московская область сегодня - это крупный регион Российской Федерации, который занимает около 46 тысяч квадратных километров. В Московской области образованы 67 муниципальных районов и городских округов и существует три сотни городских и сельских поселений. Эти поселения и муниципальные образования могут быть как с очень высокой, так и очень низкой плотностью населения, в том числе расположены на большом расстоянии друг от друга. Такое положение дел создает для областных властей дополнительные проблемы в обеспечении детей, проживающих в периферийных малонаселенных муниципальных районах, необходимыми услугами дополнительного образования.
При исследовании доступности услуг дополнительного образования для детей 5-18 лет было выяснено, что особого внимания требуют поселения, удаленные от районного центра, где расположены учреждения дополнительного образования, так как создание таких учреждений в самих небольших поселениях, как правило, экономически нецелесообразно. Поэтому в таких поселениях особо остро стоит проблема получения услуг дополнительного образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста, которым небезопасно самостоятельно добираться до учреждений дополнительного образования, вследствие чего один из взрослых членов семьи должен обязательно сопровождать ребенка на занятия и с занятий.
Каким же образом можно обеспечить доступность услуг в удаленных муниципальных районах и поселениях? По нашему мнению, обес-
ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2018 г. №2 (Вып. 10). С. 35
печить возможность пользоваться услугами соответствующих учреждений дополнительного образования может быть обеспечена выездными занятиями или путем внедрения новых технологий, основанных на электронном обучении и дистанционных образовательных технологиях дополнительного образования детей.
Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, осуществляющих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [4].
Дополнительное образование детей реализуется на базе организаций дополнительного образования и общеобразовательных организаций. В Московской области функционируют около 600 учреждений дополнительного образования детей, объединений и научных сообществ (данные по источнику [16]). Вся информация об этих учреждениях, а также электронная запись в то или иное УДО для удобства детей и их родителей размещены на сайте https://dop.mosreg.ru, который был создан и стал доступен для населения в 2016 г. На указанном сайте легко найти сведения о том или ином учреждении дополнительного образования детей в Московской области, краткую информацию об образовательных программах, преподаваемых в учреждении, озна-
комиться с планом мероприятий, расписанием и составом педагогов, а также оперативно посетить сайты всех учреждений дополнительного образования детей.
В настоящее время на территории Московской области система образования функционирует в соответствии со следующими программами:
- на федеральном уровне действует государственная программа «Развитие образования» (со сроком реализации 2018-2025 гг.). Программа утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 30.03.2018). Направление (подпрограмма) "Развитие дополнительного образования детей и реализация мероприятий молодежной политики" регулируется приоритетным проектом "Доступное дополнительное образование для детей" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 № 11). В проекте определены основные положения, показатели и их значения по годам (то, чего необходимо достичь РФ при осуществлении мероприятий данного приоритетного проекта в области дополнительного образования детей), даны четкие результаты работы над проектом, описание модели функционирования результатов проекта, указаны этапы и контрольные точки, бюджет, а также ключевые риски и возможности проекта;
- на региональном уровне до 31.12.2016 г. в Московской области дополнительное образование регулировалось Постановлением правительства МО от 23.08.2013 № 657/36 «Об утверждении государственной программы Московской области "Образование Подмосковья" на 2014-2025 годы». Начиная с 1 января 2017 г. на территории Московской области действует новая государственная программа, утвержденная Постановлением правительства МО от 25.10.2016 № 784/39
«Об утверждении государственной программы Московской области "Образование Подмосковья" на 2017-2025 годы». Вопросы дополнительного образования регулируются подпрограммой III «Дополнительное образование, воспитание и психолого-социальное сопровождение детей»;
- на муниципальном уровне также действуют программы развития образования. Например, в Одинцовском районе дополнительное образование детей регулируется подпрограммой III муниципальной программы Одинцовского муниципального района Московской области «Развитие образования в Одинцовском муниципальном районе Московской области», которая утверждена Постановлением администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 07.10.2016 № 5925. Цели подпрограммы III: 1. Создание в системе образования условий для позитивной социализации, самореализации, физического развития детей. 2. Достижение качественных результатов социализации, самоопределения и развития потенциала личности. Задачи подпрограммы III: 1. Увеличение численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам. 2. Обеспечение мер социальной поддержки и социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. 3. Увеличение численности детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях.
Ниже в табличной форме приводим сравнение задач и основных показателей региональных программ (действующей и утратившей силу с 2017 г.).
Таблица
Сравнение задач и основных показателей государственных программ Московской области «Образование Подмосковья»
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ОБРАЗОВАНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ» НА 2014-2025 гг. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ОБРАЗОВАНИЕ ПОДМОСКОВЬЯ» НА 2017-2025 гг.
Подпрограмма III «Дополнительное образование, воспитание и психолого-социальное сопровождение детей» Подпрограмма III «Дополнительное образование, воспитание и психолого-социальное сопровождение детей»
Задачи: 1. Увеличение численности детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях. 2. Увеличение численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам. 3. Снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии. 4. Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях Задачи: 1. Увеличение численности детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях. 2. Создание условий для увеличения доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях
Планируемые результаты реализации подпрограммы на 2017 г. - доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, от общей численности детей этого возраста -82,8 %; - повышение среднемесячной заработной платы педагогов государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования по отношению к среднемесячной заработной плате учителя в Московской области - 100 %; - доля детей, получивших психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, от общей численности обучающихся, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи -90 %; Основные показатели реализации мероприятий подпрограммы на 2017 г. - доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, от общей численности детей этого возраста -82,9 %; - доля детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, от общего числа детей - 25,9 %; - доля обучающихся (физических лиц) общеобразовательных организаций, которым оказана поддержка в рамках программ поддержки одаренных детей и талантливой молодежи (на муниципальном и региональном уровне) - 2,1 %; - доля детей, оставшихся без попечения родителей, - всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские
Продолжение табл.
- доля обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, выявленных в результате проведения профилактических диагностических мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации - 0,8 %;
- доля детей, оставшихся без попечения родителей, всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов - 98,72 %
дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов - 98,78 %;
- доля победителей и призеров творческих олимпиад, конкурсов и фестивалей межрегионального, федерального и международного уровня - 1,2 %;
- отношение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей в Московской области -104,6 %
Подпрограмма ставит перед собой выполнение следующих задач в срок до 2021 г.:
увеличение численности детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях;
создание условий для увеличения доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в замещающих семьях.
Если сравнивать задачи подпрограммы III новой госпрограммы и предыдущей (которая действовала на территории Московской области до 2017 г.), то можно определить, что из задач на 2017 г. исключена задача «Увеличение численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам», так как в регионе уже достигнуто и превышает значение, установленное президентом РФ, - 75 % детей до 2020 г. Реализация мероприятий соответствующей подпрограммы государственной программы Московской
области «Образование Подмосковья на 2014-2015 гг.» способствовала увеличению доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам с 58,5 % 2013 г. до 64 % в 2014 г., 82,8 % - в 2015 г. и 99,0 % - в 2016 г.
Однако в новой подпрограмме остается показатель реализации мероприятий подпрограммы III: «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста». На 2017 г. было запланировано достичь 82,9 %, а по отчету достигнуто 98,01 %, хотя в 2016 г. по отчету показатель составил 99 %. Такое планирование сохранилось и на 2018 г. - 82,9 %.
Цель подпрограммы III «Дополнительное образование, воспитание и психолого-социальное сопровождение детей» - решение проблем, связанных с обеспечением доступности дополнительного образования детей, профилактикой асоциальных явлений.
По нашему мнению, доступность дополнительного образования детей от 5 до 18 лет означает обеспечение возможности получения особых образовательных услуг на равных условиях при соблюдении их качества и надежности. Анализ определений понятия «доступность» показывает, что в науке наблюдается смешение понятий «доступность образования» и вероятность, возможность получения образования. Действительно ли в Московской области обеспечена доступность получения дополнительного образования почти 100 % детей в возрасте 5-18 лет? Вопрос риторический. Конечно, нет.
Завышенный процент охвата детей в определенной степени обусловлен так называемым повторным счетом, при котором один и тот же ребенок может быть занят дважды в одном и том же или нескольких учреждениях дополнительного образования (заниматься и танцами, и музыкой), а также получать дополнительное образование в общеобра-
зовательной организации, и в этом случае одного и того же ребенка учитывают дважды/трижды. Показатель в данном случае является достигнутым, но необходимо не только вписать его для составления отчетной информации, но и обеспечить реальную доступность дополнительного образования максимальному количеству детей, проживающих на территории Московской области, проводить правильный учет (одного ребенка учитывать только один раз, даже если он занят в нескольких образовательных организациях). Как решить проблему нейтрализации повторного счета?
Начнем с рассмотрения действующей методики подсчета детей, занятых дополнительным образованием.
Юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам для детей на основании соответствующей лицензии и/или реализующие программы спортивной подготовки, в срок до 5 февраля после отчетного года предоставляют заполненную форму федерального статистического наблюдения № 1-ДОП «Сведения о дополнительном образовании и спортивной подготовке детей» (далее - форма № 1-ДОП) территориальному органу Росстата в субъекте [9]. Из этого можно сделать следующий вывод: и общеобразовательная организация, и учреждение дополнительного образования (может быть, и не одно) подают данные на одного и того же ребенка о том, что он получил услугу по дополнительной образовательной программе. Соответственно эта форма изначально подается с ошибкой.
Также Росстатом обобщаются и суммируются сведения, собранные по другой форме отчетности, - форме федерального статистического наблюдения № 1-качество услуг «Вопросник выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости
населения» (далее - форма № 1-качество услуг). Форму № 1-качество услуг до 3 августа один раз в два года заполняют интервьюеры и направляют территориальному органу Росстата в субъекте [10]. Эта форма очень объемная, содержит 47 вопросов и занимает больше ста страниц. Единицей наблюдения при проведении наблюдения является домохозяйство1 и члены домохозяйства [12]. Количество домохо-зяйств, подлежащих отбору в выборочный массив наблюдения, составляет в целом по Российской Федерации 48 тыс. домохозяйств. Отбор счетных участков и домохозяйств производится Росстатом централизовано. Количество домохозяйств, подлежащих опросу в пределах счетного участка2, составляет 30 домохозяйств в городской местности и 25 домохозяйств - в сельской местности. При отказе домохозяйства принять участие в наблюдении замена домохозяйства не производится. В таком случае Росстат получает меньшее количество заполненных вопросников.
Росстат собирает полученные сведения и рассчитывает показатель по методике, утвержденной ведомственным приказом [11] (далее - методика). В методике даются основные понятия и определения, необходимые при расчете численности детей, занимавшихся по дополнительным общеобразовательным программам для детей, а также источники информации и алгоритм расчета указанного показателя.
По результатам обработки данных формы № 1-ДОП определяется численность учащихся в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам по всем направлениям
1 Домохозяйство - совокупность лиц, проживающих в одном жилом помещении (или его части), как связанных, так и не связанных отношениями родства, совместно обеспечивающих себя пищей и всем необходимым для жизни, то есть полностью или частично объединяющих и расходующих свои средства (определение приведено исключительно в целях заполнения Формы № 1-качество услуг).
2 В качестве основы выборки на первой ступени отбора использована территориальная выборка многоцелевого назначения на базе информационного массива Всероссийской переписи населения 2010 г.
ЭКОНОМИКА НОВОГО МИРА: науч. журн. 2018 г. №2 (Вып. 10). С. 43
подготовки. Далее по результатам опроса по форме № 1-качество услуг определяется среднее количество занятий, посещаемых одним ребенком в возрасте от 5 до 18 лет (путем деления количества видов занятий по дополнительным образовательным программам, посещаемых одним ребенком, на численность детей, посещающих занятия по дополнительным образовательным программам). И на третьем этапе расчета показателя в соответствии с методикой определяется численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, с исключением двойного учета детей путем деления численности детей, полученной на основании разработки данных формы № 1-ДОП и среднего количества занятий, посещаемых одним ребенком (полученного путем расчета данного показателя из выборочного опроса по форме № 1-качество услуг).
Достоверность полученных результатов и расчетов снижается хотя бы потому, что часть домохозяйств отказываются от участия при виде объемного вопросника.
Конечно, эта проблема касается не только учета охвата детей в Московской области, но и России в целом и может быть решена путем введения именных сертификатов для детей на получение гарантированных бесплатных услуг дополнительного образования1. В регионах, где уже введено персонифицированное финансирование дополни-
1 Принцип персонифицированного финансирования дополнительного образо-
вания детей и задача реализации соответствующей модели впервые были заяв-
лены в Концепции развития дополнительного образования. Поддержка их
реализации предусмотрена мероприятием 3.2 «Формирование современных
управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополни-
тельного образования детей» ФЦПРО на 2016-2020 гг., а также утвержденным в
2016 г. приоритетным проектом «Доступное дополнительное образование для де-
тей». В 2016 и 2017 гг. был проведен конкурс субъектов Российской Федерации для отбора пилотов. По результатам конкурса пилотный проект разворачивается в
9 регионах: Республиках Саха (Якутия), Бурятия, в Татарстан, в Ханты-Мансийском автономном округе, в Вологодской, Тульской, Астраханской, Тюменской областях и в Пермском крае.
тельного образования детей и выдача именных сертификатов, проблема повторного учета практически полностью устранена. Однако на территории Московской области указанный финансово-экономический механизм развития системы дополнительного образования детей пока еще не реализуется, и система повторного счета детей сохраняется. В этой связи и наши предложения имеют актуальность и востребованность.
Список литературы
1. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы: указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761.
2. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599.
3. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204.
4. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от
29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018).
5. Об утверждении государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2014-2025 годы: постановление Правительства МО от
23.08.2013 № 657/36 (ред. от 14.12.2016).
6. Об утверждении государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2017-2025 годы: постановление Правительства МО от 25.10.2016 № 784/39.
7. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от
04.09.2014 № 1726-р).
8. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам: приказ Ми-нобрнауки России от 29.08.2013 № 1008.
9. Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием и спортивной подготовкой детей: приказ Федеральной службы государственной статистики от 13 сентября 2016 г. № 501.
10. Об утверждении статистического инструментария выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения: приказ Федеральной службы государственной статистики № 281 от 20 апреля 2017 г.
11. Об утверждении методики расчета показателя «Численность детей в возрасте от 5 до 18 лет, занимавшихся по дополнительным общеобразовательным программам для детей»: приказ Федеральной службы государственной статистики № 225 от 04.04.2017 г.
12. Указания по подготовке и проведению выборочного наблюдения качества и доступности услуг в сферах образования, здравоохранения и социального обслуживания, содействия занятости населения: приложение № 2 к Приказу Росстата № 281 от 04.04.2017 г.
13. Дадашев А.З., Мешкова Д. А., Топчи Ю.А. Развитие финансового механизма и налогообложения организаций социальной сферы // Финансы и кредит. -2016. - № 30.
14. Перепелицына А. А. К вопросу о доступности дополнительного образования детей // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. - № 01-2.
15. Перепелицына А. А. Программный механизм реализации системы дополнительного образования детей в Московской области // Инновационная экономика и современный менеджмент. - М., 2017.
16. https://dop.mosreg.ru/mainorglist (дата обращения: 24.05.2018).
References
1. O Nacional'noj strategii dejstvij v interesah detej na 2012-2017 go-dy: ukaz Pre-zidenta RF ot 01.06.2012 № 761.
2. O merah po realizacii gosudarstvennoj politiki v oblasti obrazovaniya i nauki: ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2012 № 599.
3. O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204.
4. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 07.03.2018).
5. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Moskovskoj oblasti \"Obra-zovanie Podmoskov'ya\" na 2014-2025 gody: postanovlenie Pravitel'stva MO ot 23.08.2013 № 657/36 (red. ot 14.12.2016).
6. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Moskovskoj oblasti «Obra-zovanie Podmoskov'ya» na 2017-2025 gody: postanovlenie Pravitel'stva MO ot 25.10.2016 № 784/39.
7. Koncepciya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej v Rossijskoj Federacii (utverzhdena Rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 04.09.2014 № 1726-r).
8. Ob utverzhdenii Poryadka organizacii i osushchestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po dopolnitel'nym obshcheobrazovatel'nym programmam: prikaz Minobr-nauki Rossii ot 29.08.2013 № 1008.
9. Ob utverzhdenii statisticheskogo instrumentariya dlya organizacii fede-ral'nogo statisticheskogo nablyudeniya za dopolnitel'nym obrazovaniem i spor-tivnoj podgotovkoj detej: prikaz Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj stati-stiki ot 13 sentyabrya 2016 g. № 501.
10. Ob utverzhdenii statisticheskogo instrumentariya vyborochnogo nablyude-niya kachestva i dostupnosti uslug v sferah obrazovaniya, zdravoohraneniya i so-cial'nogo obsluzhivaniya, sodejstviya zanyatosti naseleniya: prikaz Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki № 281 ot 20 aprelya 2017 g.
11. Ob utverzhdenii metodiki rascheta pokazatelya «Chislennost' detej v voz-raste ot 5 do 18 let, zanimavshihsya po dopolnitel'nym obshcheobrazovatel'nym programmam dlya detej»: prikaz Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki № 225 ot 04.04.2017 g.
12. Ukazaniya po podgotovke i provedeniyu vyborochnogo nablyudeniya kachestva i dostupnosti uslug v sferah obrazovaniya, zdravoohraneniya i social'nogo obsluzhivaniya, sodejstviya zanyatosti naseleniya: prilozhenie № 2 k Prikazu Ros-stata № 281 ot 04.04.2017 g.
13. йаЬавИеу А.7., МевИкоуа й.А., ТорсЫ Уи.А. Razvitie finansovogo mekha-nizma \ nalogooblozheniya organizacij social'noj sfery. Ппапву I кгеЬИ. 2016. № 30.
14. Регере11супа А.А. K voprosu o dostupnosti dopolnitel'nogo obrazova-niya detej. Екопот1ка I иргау!еп1е: ргоЫету, гевИеп1уа. 2017. № 1-2.
15. Регере!1супа А.А. Programmnyj mekhanizm realizacii sistemy dopol-nitel'nogo obrazovaniya detej v Moskovskoj oblasti .1ппоуас1оппауа екопот1ка I воугетеппу] тепеЬгИтеп! Moscow. 2017.
16. ИКрв://Ьор.товгед.ги/та1погд!1в1 (Ьа1а оЬгавИсИеп1уа: 24.05.2018).