Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 2 (март - апрель) http://mir-nauki.com/vol4-2.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/60PDMN216.pdf Статья опубликована 17.05.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:
Терентьева И.А. Государственная политика России в сфере дополнительного образования // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 2 http://mir-nauki.com/PDF/60PDMN216.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 374.3
Терентьева Ирина Александровна
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет», Россия, Оренбург Доцент кафедры «Общих правовых дисциплин и политологии»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Государственная политика России в сфере дополнительного образования
Аннотация. В статье анализируется нормативно-правовая база российского образования, уточняется понимание автором понятия «государственная политика в дополнительном образовании», раскрываются принципы государственной образовательной политики в системе дополнительного образования. Автором разделяется позиция ученых научной школы А.И. Щетинской (Болотова М.И., Скляренко Ю.А., Щетинский Ю.А., Бессонова Н.В., Широкова О.П., Фархшатова И.А. и др.) о дополнительном образовании как самостоятельной образовательной структуры общего образования, характеризующейся открытостью, мобильностью, гибкостью, максимально приспособленной к запросам и потребностям ребенка. Автор выдвигает тезис о том, что сущностным показателем дополнительного образования являются педагогические технологии саморазвития, самореализации, самоактивизации человека. В статье актуализируется необходимость совершенствования механизмов реализации правовых норм в системе образования на региональном уровне, обосновывается вывод о недопустимости свертывания системы дополнительного образования как мощного потенциала в развитии человека, общества, региона. В статье автором уточняются критерии и показатели качества дополнительных образовательных услуг в сфере дополнительного образования: уровни освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ; устойчивость интереса детей к содержанию дополнительной общеобразовательной программы, к виду деятельности в творческом коллективе; актуализация у обучающихся культурных ценностей (мировых, российских, региональных); высокий уровень творческой активности и творческих способностей обучающегося, высокие показатели творческих достижений обучающихся, сформированность навыков их практического применения в жизни.
Ключевые слова: государственная образовательная политика; дополнительное образование; человеческий капитал
60PDMN216
В соответствии с Конституцией Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью.1 Обязанность государства - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.2
В статье 43 Конституции РФ обозначено, что каждому гражданину государством гарантируется «...общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии... Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».
В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под образованием понимается «...единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» 3 . Из формулировки понятия становится очевидным, что образование, являясь благом, прежде всего, для человека, несет в себе мощный потенциал развития личности, гражданского общества, государства, являясь важным фактором развития человеческого ресурса и потенциала страны в целом. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечено, что возрастание роли человеческого капитала является одним из основных факторов экономического развития4.
В законе дано определение понятия «дополнительное образование», под которым следует понимать «...вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».
Система дополнительного образования, являясь неотъемлемой частью общей системы образования в РФ, несет в себе миссию «...полного наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков». Государственная политика в сфере образования нами понимается как деятельность органов государственной власти по принятию решений в области функционирования и развития системы образования. Под государственной политикой в сфере дополнительного образования нами понимается комплекс мер, предпринимаемых органами государственной власти в
1 Российская Федерация. Конституция Российской Федерации. Государственный Гимн Российской Федерации [Текст]: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. - М.: Юрайт, 2008. - 48 с.
2Моисеев. Е.Г. Обществознание [Электронный ресурс]: учебное пособие. - Электрон. дан. - М.: Проспект, 2015. - 318 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=54786.
3 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
4 Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года».
отношении дополнительного образования как составляющего компонента системы образования в Российской Федерации. Законодательные и исполнительные органы власти формируют нормативно-правовую базу развития системы дополнительного образования детей, определяя вектор его развития.
Принципы государственной политики в сфере образования определены в Статье 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
• гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
• общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
• светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
• свобода и плюрализм в образовании; демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений5.
В совокупности данные принципы реализуются в системе дополнительного образования детей. Это вытекает из особенностей системы дополнительного образования, которые сформировались на протяжении длительного периода её становления в России как составной части общей системы образования.
Система дополнительного образования детей является самостоятельной образовательной структурой общего образования, характеризуется открытостью, мобильностью, гибкостью, максимально приспосабливается к запросам и потребностям ребенка и социума в целом. Сущностным показателем данного типа образования являются педагогические технологии саморазвития, самореализации, самоактивизации человека.
Современная система дополнительного образования, максимально приспосабливающаяся к запросам и потребностям ребенка, обеспечивает психологический комфорт, личностную значимость воспитанников, дает шанс каждому открыть себя как индивидуальность, как личность, предоставляет подопечным возможности творческого развития по силам, интересам, в индивидуальном темпе, побуждает к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и самоанализу. Это дает возможность каждому получать самые различные ориентации в системе социальных и духовных ценностей, в системе отношений с действительностью.
Воспитательное пространство учреждения дополнительного образования детей выдвигает в качестве важнейших задач обогащение сферы осваиваемых индивидом со-
5 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
циальных ролей, оказание помощи воспитаннику в овладении базовыми социальными способностями и умениями, что способствует эффективной социализации подростка.6
В условиях модернизационных процессов необходима систематизация практик функционирующих образовательных систем, в которых осуществляется непрерывный поиск образовательного пространства для единого процесса социализации подрастающего поколения, развития личности.
За последние десятилетие в российской системе образования произошли значительные трансформационные процессы, реформированию подлежала нормативно-правовая база, институты, реорганизовывались образовательные организации.
В сентябре 2005 года по инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путин стартовали приоритетные национальные проекты, среди которых - национальный проект «Образование», направленный на повышение качества образования.
Реализация национального проекта «Образование» способствовала выявлению лидеров, сумевших сохранить и приумножить традиции российской системы дополнительного образования, которые складывались на протяжении длительного времени; внедрить в практику работы образовательных организаций инновационные механизмы управления, поддерживающие режим развития организации.
В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. была утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.
В документе среди основных проблем в сфере детства выделяется отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.
На наш взгляд, данная проблема решается в рамках системы дополнительного образования детей при реализации дополнительных общеобразовательных программ, направленных на успешную социализацию детей и подростков через включение в социально-значимую деятельность. Государство поставило задачу перед образовательными учреждениями выстроить систему работу, направленную на организацию обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий.
Результатом инновационной системы работы образовательной организации должно
стать:
• увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности;
• увеличение доли учащихся, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ, в том числе не менее 60 процентов - на бесплатной основе;
• увеличение вариативности программ дополнительного образования, реализуемых музеями и культурными центрами;
у
• рост посещаемости детских библиотек, музеев, культурных центров, театров.
6 Маслова И.А. Социализация подростка в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования детей / Дис. канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2007. - 176 с.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497 для достижения цели по созданию «...условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации» ставится задача по реализации мер, направленных на развитие научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, эффективной системы дополнительного образования детей.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы предусмотрен комплекс мер, направленных на развитие эффективной системы дополнительного образования детей, трансляции успешного опыта реализации современных востребованных дополнительных общеобразовательных программ.8
В рамках реализации обозначенной задачи на государственном уровне определены приоритетные направления:
• развитие и внедрение новых организационно-экономических и управленческих механизмов функционирования системы дополнительного образования детей;
• совершенствование кадрового потенциала системы дополнительного образования детей.
Особое место занимает «политика качества» образования. Политика качества образования определенны Конституцией Российской Федерации и законодательством в области образования.
Качество дополнительного образования детей - основной критерий оценки образования, который оценивает потребитель образовательных услуг.
Основным потребителем образовательных услуг является личность, общественные структуры, государство.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы государством поставлены задачи по организации комплексного мониторинга доступности услуг дополнительного образования и удовлетворенности граждан их качеством, включая регулярные опросы населения.
Мониторинг качества дополнительных образовательных услуг может осуществляться государственными органами и образовательной организацией (самообследование, внутренний контроль и др.).
Соглашаясь с Щербаковым А.В. и др. мы считаем, что показателями качества дополнительных образовательных услуг в сфере дополнительного образования можно определить:
1. Средний и выше среднего уровни освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ.
2. Устойчивость интереса детей к содержанию дополнительной общеобразовательной программы, к виду деятельности в творческом коллективе.
7 Указ президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г».
8 Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. №497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы».
3. Приобщенность и актуализация у обучающихся культурных ценностей (мировых, российских, региональных).
4. Выше среднего уровень творческой активности и творческих способностей.
5. Высокие показатели творческих достижений обучающихся, сформированность
9
навыков их практического применения в жизни.
Таким образом, на законодательном уровне созданы благоприятные условия для развития системы дополнительного образования детей в новых условиях.
В Федеральном Законе «Об образовании в РФ», Приказе Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Санитарно-эпидемиологических требованиях к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14), Концепции развития дополнительного образования детей (4 сентября 2014 г. № 1726-р) и др. определены основные направления деятельности и приоритеты системы.
Несмотря на поддержку системы дополнительного образования детей остаются проблемы, которые указываются в Концепции развития дополнительного образования детей:
1. Отставание в инфраструктуре дополнительного образования детей, которая создана десятилетия назад и отстает от современных требований.
2. Наметившаяся тенденция повышения уровня заработной платы педагогов дополнительного образования пока не привела к массовому привлечению талантливых молодых специалистов.
3. Обновление содержания дополнительного образования детей происходит медленно.
4. Ограничены возможности использования потенциала негосударственного сектора и государственно-частного партнерства для расширения объема и спектра услуг дополнительного образования.
5. Отсутствие необходимых и достаточных механизмов нормативной регламентации не всегда обеспечивает услуги достойного качества и эффективное расходование средств.
6. При увеличении числа конкурсных мероприятий не обеспечена системность проводимой работы (выявление талантливых детей, мониторинг эффективности работы организаций дополнительного образования). 10
На наш взгляд для решения выявленных проблем необходимо:
• начать формирование нового имиджа дополнительного образования;
• развивать межведомственную и межуровневую кооперацию и интеграцию;
• обеспечивать информационную открытость дополнительного образования;
9 Щербаков А.В., Осипов П.В., Патрушина Л.И. Оценка качества образования в учреждениях дополнительного образования детей. - М.: Методист, 2010. - N 7. - С. 46-48.
10 Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
• приступить к созданию единой системы учета личных достижений детей в различных дополнительных общеобразовательных программах;
• поддерживать образовательные программы, ориентированные на группы детей, требующих особого внимания государства и общества;
• использовать позитивный потенциал подростковых и молодежных субкультурных сообществ;
• приступить к разработке моделей построения образовательных траекторий путем закрепления за ними определенного объема средств (персонифицированное финансирование).
Данный комплекс мероприятий позволит вывести систему дополнительного образования на новый качественный уровень, реализовать его миссию в качестве интегративного качества всей системы, обеспечивающей всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотова М.И. Со-бытие как основа воспитания / М.И. Болотова // Философия образования, 2008. - №1 (22). - С. 219-227.
2. Бессонова, Н.В. Формирование у подростка информационной культуры как важнейшего свойства конкурентоспособной личности / Н.В. Бессонова // Образование: вчера, сегодня, завтра: мат-лы II междунар. науч.-практ. интернет-конф.; 1-15 ноября 2007 г. / под науч. ред. А.И. Щетинской. - Оренбург: Изд-во «Детство», 2007. - С. 32 - 38.
3. Волкова О.А. О необходимости изменений в управлении деятельностью коллектива, вставшего на путь инновационных поисков по модернизации образовательной системы / О.А Волкова // Управление качеством дополнительного образования детей: Материалы регионального семинара-совещания. Часть II. - Оренбург, 2004. - С. 20-31.
4. Волкова О.А. Роль дополнительного образования в формировании и развитии личности ребенка / О.А. Волкова // Воспитание в XXI веке: новые подходы, преемственность традиций, перспективы: Сборник статей Международной научно-практической конференции - Оренбург, 2004. - С. 180-184.
5. Волкова О.А. Управление инновационными процессами в учреждении дополнительного образования детей / О.А Волкова // Учить учителя: Материалы межвузовской научно-практической конференции. (Самара 23-24 ноября 2004 г.). - Самара: Изд-во СПГУ, 2004. - С. 327-331.
6. Ларченко Ю.А. Учреждения дополнительного образования и семья в обеспечении педагогической поддержки социокультурного становления школьников / Ю.А. Ларченко // Педагогическая поддержка развития личности ребенка в учреждении дополнительного образования: Теория и опыт: Межвузовский сб. науч. статей / Под ред. А.В. Репринцева. - Курск: Курский гос. ун-т, 2006. - С. 282-285.
7. Маслова И.А. Социализация подростка в воспитательном пространстве учреждения дополнительного образования детей / Дис. канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2007. - 176 с.
8. Маслова, И.А. Педагогическая поддержка развития личности ребенка в системе дополнительного образования (каникулярный период времени) / И.А. Маслова // Формирование личностно-ориентированной образовательной среды в условиях муниципального учреждения дополнительного образования детей: Мат-лы конференции 20-21 окт. 2005 г.- Набережные Челны, 2005. - С. 94-99.
9. Моисеев. Е.Г. Обществознание [Электронный ресурс]: учебное пособие. -Электрон. дан. - М.: Проспект, 2015. - 318 с. - Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=54786.
10. Сериков В.В. Личностно ориентированное образование - новое направление развития педагогической теории и практики / В.В. Сериков // Личностные обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2001. - 350 с.: ил.
11. Щербаков А.В., Осипов П.В., Патрушина Л.И. Оценка качества образования в учреждениях дополнительного образования детей. - М.: Методист, 2010. - N 7.
- С. 46-48.
12. Щетинская А.И. Педагогика дополнительного образования детей: Приоритет духовности, здоровья и творчества: Учеб. пособ. / А.И Щетинская. - Казань, 2003. - 328 с.
13. Щетинская А.И. Педагогическое управление деятельностью учреждения дополнительного образования детей: Монография / А.И. Щетинская. - М., 2004.
- 85 с.
(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com
Terent'eva Irina Aleksandrovna
Orenburg State University, Russia, Orenburg E-mail: [email protected]
Russian state policy in the sphere of additional education
Abstract. The article analyzes the legal framework of education in Russia, the author clarifies understanding of the concept of "public policy for additional education", reveals the principles of state educational policy in the system of further education. The author shares the position of the scientific school of scientists A.I. Szczecin (Bolotov M.I., Sklyarenko Y.A., Szczecin Y.A., Bessonova N.V., Shirokov O.P., Farhshatova I.A. et al.) Of additional education as an independent education general structure education, characterized by openness, mobility, flexibility, the most adapted to the demands and needs of the child. The author puts forward the idea that the essential indicator of additional education are teaching self-development of technology, fulfillment, samoaktivizatsii person. The article actualizes the need to improve mechanisms for the implementation of legal norms in the education system at the regional level, the conclusion is justified on the inadmissibility of the clotting system of additional education as a powerful potential in human development, society and the region. In the article the author clarifies the criteria and indicators of quality supplemental educational services in the sphere of additional education: the levels of development of the students additional educational programs; stability of children's interest in the content of more comprehensive programs to activity in the creative team; updating of students' cultural values (world, Russian, regional); a high level of creativity and the creative abilities of students, high levels of creative achievements of students, Maturity skills of their practical application in my life.
Keywords: government policy; additional training; human capital
REFERENCES
1. Bolotova M.I. So-bytie kak osnova vospitaniya / M.I. Bolotova // Filosofiya obrazovaniya, 2008. - №1 (22). - S. 219-227.
2. Bessonova, N.V. Formirovanie u podrostka informatsionnoy kul'tury kak vazhneyshego svoystva konkurentosposobnoy lichnosti / N.V. Bessonova // Obrazovanie: vchera, segodnya, zavtra: mat-ly II mezhdunar. nauch.-prakt. internet-konf.; 1-15 noyabrya 2007 g. / pod nauch. red. A.I. Shchetinskoy. - Orenburg: Izd-vo «Detstvo», 2007. - S. 32 - 38.
3. Volkova O.A. O neobkhodimosti izmeneniy v upravlenii deyatel'nost'yu kollektiva, vstavshego na put' innovatsionnykh poiskov po modernizatsii obrazovatel'noy sistemy / O.A Volkova // Upravlenie kachestvom dopolnitel'nogo obrazovaniya detey: Materialy regional'nogo seminara-soveshchaniya. Chast' II. - Orenburg, 2004. - S. 2031.
4. Volkova O.A. Rol' dopolnitel'nogo obrazovaniya v formirovanii i razvitii lichnosti rebenka / O.A. Volkova // Vospitanie v XXI veke: novye podkhody, preemstvennost' traditsiy, perspektivy: Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii - Orenburg, 2004. - S. 180-184.
5. Volkova O.A. Upravlenie innovatsionnymi protsessami v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya detey / O.A Volkova // Uchit' uchitelya: Materialy mezhvuzovskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. (Samara 23-24 noyabrya 2004 g.). - Samara: Izd-vo SPGU, 2004. - S. 327-331.
Мир Науки
6. Larchenko Yu.A. Uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya i sem'ya v obespechenii pedagogicheskoy podderzhki sotsiokul'turnogo stanovleniya shkol'nikov / Yu.A. Larchenko // Pedagogicheskaya podderzhka razvitiya lichnosti rebenka v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya: Teoriya i opyt: Mezhvuzovskiy sb. nauch. statey / Pod red. A.V. Reprintseva. - Kursk: Kurskiy gos. un-t, 2006. - S. 282-285.
7. Maslova I.A. Sotsializatsiya podrostka v vospitatel'nom prostranstve uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey / Dis. kand. ped. nauk. - Magnitogorsk, 2007. -176 s.
8. Maslova, I.A. Pedagogicheskaya podderzhka razvitiya lichnosti rebenka v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya (kanikulyarnyy period vremeni) / I.A. Maslova // Formirovanie lichnostno-orientirovannoy obrazovatel'noy sredy v usloviyakh munitsipal'nogo uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey: Mat-ly konferentsii 20-21 okt. 2005 g.- Naberezhnye Chelny, 2005. - S. 94-99.
9. Moiseev. E.G. Obshchestvoznanie [Elektronnyy resurs]: uchebnoe posobie. -Elektron. dan. - M.: Prospekt, 2015. - 318 s. - Rezhim dostupa: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=54786.
10. Serikov V.V. Lichnostno orientirovannoe obrazovanie - novoe napravlenie razvitiya pedagogicheskoy teorii i praktiki / V.V. Serikov // Lichnostnye obrabotki v psikhologii. - SPb.: Rech', 2001. - 350 s.: il.
11. Shcherbakov A.V., Osipov P.V., Patrushina L.I. Otsenka kachestva obrazovaniya v uchrezhdeniyakh dopolnitel'nogo obrazovaniya detey. - M.: Metodist, 2010. - N 7. -S. 46-48.
12. Shchetinskaya A.I. Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovaniya detey: Prioritet dukhovnosti, zdorov'ya i tvorchestva: Ucheb. posob. / A.I Shchetinskaya. - Kazan', 2003. - 328 s.
13. Shchetinskaya A.I. Pedagogicheskoe upravlenie deyatel'nost'yu uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya detey: Monografiya / A.I. Shchetinskaya. - M., 2004. -85 s.
60PDMN216