Научная статья на тему 'Взаимодействие с работодателями в условиях деятельности базовой кафедры'

Взаимодействие с работодателями в условиях деятельности базовой кафедры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗОВАЯ КАФЕДРА / BASE DEPARTMENT / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FURTHER EDUCATION / РАБОТОДАТЕЛИ / EMPLOYERS / ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ / TRAINING OF MASTERS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / EDUCATIONAL PROGRAM / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / TEACHER PROFESSIONAL STANDARDS OF ADDITIONAL EDUCATION / СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / SPECIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синицына Галина Петровна

В данной статье рассматриваются возможности базовой кафедры по привлечению работодателей к разработке образовательных программ. Автор рассматривает базовую кафедру как новую форму взаимодействия с работодателями. В деятельности базовой кафедры дополнительного образования автором выделены три направления: работа со студентами, работа со школьниками, работа с педагогами и методистами. Привлечение работодателей к разработке образовательных программ обусловлено дефицитом квалифицированных кадров в системе дополнительного образования детей. Автор описывает совместную с работодателями деятельность по формированию заказа и разработке образовательной программы подготовки магистров в сфере дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Co-operating with employers in the conditions of activity of base department

This article discusses the possibility of the base of the department for attracting employers to the development of educational programs. The author examines the basic chair as a new form of cooperation with employers. The activities of the Department of Basic Education author further highlights three areas: work with students, work with students, work with teachers and methodologists. Employers involved in the development of educational programs due to lack of qualified personnel in the system of supplementary education for children. The author describes the joint work with the employers on the formation of the order and the development of the educational program of Master studies in the field of further education.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие с работодателями в условиях деятельности базовой кафедры»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 4 (июль - август) http ://mir-nauki.com/vol4-4. html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/52PDMN416.pdf Статья опубликована 10.10.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:

Синицына Г.П. Взаимодействие с работодателями в условиях деятельности базовой кафедры // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/52PDMN416.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Исследование проводится при финансовой поддержке Минобрнауки России (проект 27.168.2016/НМ)

УДК 378.2

Синицына Галина Петровна

ФГБОУ «Омский государственный педагогический университет», Россия, Омск

Доцент кафедры «педагогики» Кандидат педагогических наук E-mail: sinitsina_gp@list.ru

Взаимодействие с работодателями в условиях деятельности базовой кафедры

Аннотация. В данной статье рассматриваются возможности базовой кафедры по привлечению работодателей к разработке образовательных программ. Автор рассматривает базовую кафедру как новую форму взаимодействия с работодателями. В деятельности базовой кафедры дополнительного образования автором выделены три направления: работа со студентами, работа со школьниками, работа с педагогами и методистами. Привлечение работодателей к разработке образовательных программ обусловлено дефицитом квалифицированных кадров в системе дополнительного образования детей. Автор описывает совместную с работодателями деятельность по формированию заказа и разработке образовательной программы подготовки магистров в сфере дополнительного образования.

Ключевые слова: базовая кафедра; дополнительное образование; работодатели; подготовка магистров; образовательная программа; профессиональный стандарт педагога дополнительного образования; специальные компетенции

Одной из актуальных проблем улучшения качества высшего педагогического образования является поиск эффективных способов и форм взаимодействия всех заинтересованных сторон по вопросам качества подготовки будущих педагогов. Одной из новых форм такого взаимодействия становятся базовые кафедры, создание которых является результатом государственных мер по организации взаимодействия вузов и работодателей. Базовые кафедры создаются с целью усиления практикоориентированности профессиональной подготовки будущих учителей, привлечения к преподаванию в вузе специалистов, обладающих достаточным практическим опытом по направлению профессиональной деятельности, соответствующей профилю вуза. Деятельность базовой кафедры также расширяет возможности привлечения работодателей к формированию заказа на подготовку специалистов нужного профиля и квалификации, к оценке качества содержания и подготовки выпускников.

Работа базовой кафедры дополнительного образования детей направлена на использование научно-методического потенциала Городского Дворца детского и юношеского

творчества г. Омска в подготовке педагогов дополнительного образования для города и региона, на повышение квалификации педагогов, на поиск оптимальных форм организации научно-исследовательской работы студентов и школьников. В центре внимания кафедры находится учебно-методическое и научно-методическое обеспечение различных видов подготовки будущих педагогов дополнительного образования, учителей.

Можно выделить три направления в деятельности базовой кафедры:

1. Работа со студентами бакалавриата и магистратуры, обучающимися по направлению «Педагогическое образование» и педагогическим профилям. Значимой составляющей этой работы является организация и проведение производственных практик. Также студенты являются участниками мастер-классов, семинаров, конференций, проводимых на базе Городского дворца детского и юношеского творчества. Существенно изменяется исследовательская деятельность студентов. Выбор тем курсовых работ, магистерских диссертаций определяется реальными потребностями современного дополнительного образования детей.

2. Работа со школьниками включает консультирование по научно-исследовательской и проектной работе, проведение олимпиад, конференций, а также профориентационную работу.

3. Работа с педагогами и методистами дополнительного образования детей предполагает проведение семинаров по различным актуальным вопросам дополнительного образования детей, совместное обсуждение программ повышения квалификации и их реализацию, проведение консультационной работы.

Особого внимания заслуживает опыт участия методистов, педагогов в разработке основной образовательной программы магистратуры по направлению «Педагогическое образование».

Проблема подготовки педагога к работе в сфере дополнительного образования является достаточно актуальной. Подготовка педагогических кадров для системы дополнительного образования детей предусматривает освоение различных видов деятельности в рамках заявленных направлений.

В условиях внедрения ФГОС ВО появляется возможность подготовки педагогов дополнительного образования детей как в бакалавриате, так и в магистратуре.

Опыт подготовки магистров в области дополнительного образования детей имеется в Омском государственном педагогическом университете. Но магистерская программа «Дополнительное образование детей» оказалась недостаточно востребованной, педагоги дополнительного образования отдавали предпочтение курсам повышения квалификации и переподготовке. Возникла необходимость анализа причин невостребованности данной магистерской программы и поиск новых подходов к её разработке. Для этого было необходимо привлечь работодателей, которые предъявляют определённые требования к компетентности педагогического работника.

Под требованиями работодателей понимаются их ожидания относительно компетенций работников конкретной профессии и конкретного должностного уровня. Вуз должен иметь четкое представление о том, для каких конкретных видов работ или профессиональной деятельности он осуществляют подготовку.

В качестве работодателей выступили методисты, педагоги, администрация Городского дворца детского и юношеского творчества. Деятельность по разработке магистерской программы носила совместный характер и осуществлялась поэтапно.

Вначале была проанализирована магистерская программа «Дополнительное образование детей», реализуемая в Омском государственном педагогическом университете, и выявлены основные направления подготовки в сфере дополнительного образования детей:

• методическая деятельность в системе дополнительного образования («Методическая деятельность в учреждении дополнительного образования детей»);

• базовые основы дополнительного образования («Теория и практика дополнительного образования», «Система дополнительного образования детей», «Нормативная база дополнительного образования детей»);

• методика дополнительного образования («Программно-методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования детей», «Проектирование программ дополнительного образования», «Современные образовательные технологии в дополнительном образовании детей», «Воспитательная система в учреждении дополнительного образования детей»);

• работа с одаренными детьми («Работа с одарёнными детьми», «Педагогическое сопровождение одарённых детей);

• инновационная, исследовательская и проектная деятельность в системе дополнительного образования («Проектирование в дополнительном образовании детей», «Научно-исследовательская деятельность педагога в сфере дополнительного образования детей», «Проектно-исследовательская деятельность детей»).

На основании анализа содержания магистерской программы был сделан вывод о том, что в ней наиболее полно представлены базовые основы дополнительного образования, методическая деятельность, методика дополнительного образования. В магистерской программе не определены дополнительные или специальные компетенции, которыми должен владеть педагог дополнительного образования детей. Результатами программы заявлены общекультурные и профессиональные компетенции, обозначенные стандартом ВО.

ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» позволяет готовить магистров как специалистов повышенного уровня подготовки к научно-методической, управленческой, педагогической деятельности в сфере дополнительного образования детей.

Содержание магистерского образования должно отвечать потребностям работодателей и основываться на анализе потребностей в умениях, а спрос на компетенции подвергается тщательному анализу, в котором участвуют заинтересованные лица [2].

Предъявляя требования к подготовке специалиста в сфере дополнительного образования детей, работодатели опираются на Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования, который определяет спектр трудовых функций и действий работника данной сферы.

Таким образом, возникает некоторое напряжение: с одной стороны, требования ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование, представленные в виде набора компетенций, с другой стороны, трудовые действия, описанные в Профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей.

Следовательно, возникла необходимость определить профиль магистерской программы и согласовать компетенции с трудовыми действиями.

Совершенно очевидным становилось то, что магистерская программа не может быть направлена на подготовку унифицированного специалиста в области дополнительного

образования и носить обобщающий характер. Учитывая востребованность учреждений дополнительного образования в квалифицированных методистах, а также специфику магистерской подготовки как подготовки специалиста повышенного уровня, разработчики программы пришли к необходимости разработки профиля «Методика дополнительного образования».

Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею. Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др.). [1].

В рамках ФГОС ВО выделена методическая деятельность, к которой должен быть готов магистр:

• изучение и анализ профессиональных потребностей и возможностей педагога и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения;

• исследование, организация и оценка реализации результатов методического сопровождения педагогов [10].

С одной стороны, ФГОС ВО позволяет определить набор компетенций, требуемых для подготовки магистра к методической деятельности в сфере дополнительного образования детей, а с другой стороны, необходимо их согласование с Профессиональным стандартом педагога дополнительного образования детей, в котором деятельность методиста рассматривается в виде трёх категорий трудовых функций: организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых; организационно-педагогическое сопровождение разработки педагогами дополнительного образования программно-методического обеспечения; управление качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ в организации, осуществляющей образовательную функцию.

В Профессиональном стандарте дополнительного образования детей определены следующие трудовые действия методиста:

1. Организовывать разработку и разрабатывать программы и инструментарий изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых.

2. Организовывать и проводить изучение рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых.

3. Анализировать результаты изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых и формировать предложения по определению перечня, содержания программ дополнительного образования детей и взрослых, продвижению услуг дополнительного образования организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Проводить групповые и индивидуальные консультации для педагогов дополнительного образования по разработке программ, оценочных средств, циклов занятий, досуговых мероприятий и других методических материалов.

5. Оценивать качество разработанных материалов, давать рекомендации по их совершенствованию.

2016, Том 4, номер 4 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom

6. Организовывать под руководством заместителя руководителя образовательной организации методическую работу, в том числе деятельность методических объединений (кафедр) или иных аналогичных структур.

7. Организовывать под руководством заместителя руководителя образовательной организации повышение квалификации и переподготовку педагогических работников.

8. Организовывать экспертизу (рецензирование) и подготовку к утверждению программно-методической документации.

9. Посещать и анализировать занятия и досуговые мероприятия, проводимые педагогами дополнительного образования.

10. Оценивать качество реализации дополнительных общеобразовательных программ.

11. Разрабатывать рекомендации по совершенствованию качества образовательного процесса [9].

Вышеперечисленные трудовые действия могут стать основой для определения специальных дополнительных компетенций магистра дополнительного образования.

По мнению Золотарёвой А.В., следует выделить специальные компетенции, которыми должен владеть выпускник магистерской программы «Методика дополнительного образования:

• готовность к изучению и анализу рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых (СК-1);

• способность к руководству и разработке программ инструментария изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых (СК-2);

• готовность к методическому сопровождению педагогов дополнительного образования детей и взрослых (СК-3);

• способность к контролю и оценке качества разработанных методических материалов, программно-плановой документации (СК-4);

• готовность к организации методической работы в форме методических объединений, кафедр и других аналогичных структур (СК-5);

• готовность к организации и проведению мероприятий по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников сферы дополнительного образования (СК-6);

• способность анализировать занятия и досуговые мероприятия в дополнительном образовании детей и взрослых (СК-7) [10].

Совместная с работодателями деятельность по определению компетенций магистра дополнительного образования позволила определить содержание профиля «Методика дополнительного образования».

Разработка магистерской программы осуществляется на основе компетентностно-модульного подхода.

В содержании профессионального образования именно модуль как новая структурная единица занимает центральное место, поскольку требования к результатам обучения формулируются как перечень видов профессиональной деятельности и соответствующих

Мир Науки

профессиональных компетенций. Обучающийся в ходе обучения должен, прежде всего, приобрести практический опыт, который опирается на комплексно осваиваемые умения и знания. Каждый модуль может осваиваться независимо, а их совокупность позволяет достичь итоговой компетентности в профессиональной сфере.

Гибкость модульных программ, основанных на компетенциях, позволяет оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к специалисту вследствие изменений в технологиях и организации труда, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентоспособном уровне [4].

Базовая часть магистерской программы «Методика дополнительного образования» заявлена во ФГОС как инвариантная, не подлежащая изменениям.

Дисциплины вариативной части направлены на область дополнительного образования и приоритетный вид профессиональной деятельности - методической.

Вариативная часть программы представлена обязательными дисциплинами и дисциплинами по выбору, которые можно объединить в модули.

Первый модуль «Мониторинг развития дополнительного образования » направлен на освоение следующих результатов.

• готовность к изучению и анализу рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых (СК-1);

• способность к руководству и разработке программ инструментария изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых (СК-2).

Результатами освоения второго модуля «Управление в дополнительном образования» являются следующие специальные компетенции:

• способность к контролю и оценке качества разработанных методических материалов, программно-плановой документации (СК-4);

• готовность к организации и проведению мероприятий по повышению квалификации и переподготовке педагогических работников сферы дополнительного образования (СК-6).

Третий модуль «Методическая работа в дополнительном образовании» способствует формированию методической компетентности.

• готовность к методическому сопровождению педагогов дополнительного образования детей и взрослых (СК-3);

• готовность к организации методической работы в форме методических объединений, кафедр и других аналогичных структур (СК-5);

• способность анализировать занятия и досуговые мероприятия в дополнительном образовании детей и взрослых (СК-7).

В рамках каждого модуля предполагается рассредоточенная и встроенная педагогическая практика, научно-исследовательская работа, которые проходят на базе учреждений дополнительного образования.

Результатом совместной деятельности по разработке образовательной программе стал проект программы подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование» направленность (профиль) «Методика дополнительного образования детей».

Таким образом, деятельность базовой кафедры способствует формированию опыта участия работодателей в формировании заказа на подготовку специалистов нужного им профиля и квалификации посредством их включения в совместную разработку образовательной программы подготовки магистров сфере дополнительного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Золотарёва А.В. Современные проблемы дополнительного образования детей: учебное пособие. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014-410 с.

2. Золотарёва А.В., Суханова Ю.В. Социальный заказ на дополнительное образование детей (Текст): монография. - Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2012.-103 с.

3. Каспржак А.Г., Калашников С.П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. №3. C. 87-104.

4. Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А. Проектирование образовательных результатов в парадигме модернизации педагогического образования // Приоритетные направления развития науки и образования: Материалы V Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 12 июня 2015 г.) / Редкол.: О.Н. Широков и др. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. С. 151-154.

5. Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А. Проблема формирования команды преподавателей под задачи проектирования и реализации модульных образовательных программ // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru» 2015. Том 7. №4. С. 115-127.

6. Лукашенко М.А. «Конкуренция» на рынке образовательных услуг // Высшее образование в России. 2006. №9. С. 41-56.

7. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. №3. C. 41-57.

8. Профессиональное образование будущих педагогов: взаимодействие вуза и работодателей: пособие для преподавателей / под ред. Н.Ф. Радионовой, И.В. Гладкой. - СПб: своё изд-во, 2012.

9. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых // dopedu.ru/attachments/article/661/Profstandart_pdo_dopedu.pdf.

10. Сопровождение непрерывного профессионального развития кадров сферы дополнительного образования детей: учебное пособие / под науч. ред. А.В. Золотарёвой.-Ярославль: РИО ЯГПУ, 2014-313 с.

(499) 755 50 99 http://mir-nauki.com

Sinitsyna Galina Petrovna

Omsk state pedagogical university, Russia, Omsk E-mail: sinitsina_gp@list.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Co-operating with employers in the conditions of activity of base department

Abstract. This article discusses the possibility of the base of the department for attracting employers to the development of educational programs. The author examines the basic chair as a new form of cooperation with employers. The activities of the Department of Basic Education author further highlights three areas: work with students, work with students, work with teachers and methodologists. Employers involved in the development of educational programs due to lack of qualified personnel in the system of supplementary education for children. The author describes the joint work with the employers on the formation of the order and the development of the educational program of Master studies in the field of further education.

Keywords: base department; further education; employers; training of masters; educational program; teacher professional standards of additional education; special competence

REFERENCES

1. Zolotareva A.V. Sovremennye problemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detey: uchebnoe posobie. - Yaroslavl': Izd-vo YaGPU, 2014-410 s.

2. Zolotareva A.V., Sukhanova Yu.V. Sotsial'nyy zakaz na dopolnitel'noe obrazovanie detey (Tekst): monografiya. - Yaroslavl': izd-vo YaGPU, 2012.-103 s.

3. Kasprzhak A.G., Kalashnikov S.P. Prioritet obrazovatel'nykh rezul'tatov kak instrument modernizatsii programm podgotovki uchiteley // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. T. 19. №3. C. 87-104.

4. Kashtanova S.N., Kudryavtsev V.A. Proektirovanie obrazovatel'nykh rezul'tatov v paradigme modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya // Prioritetnye napravleniya razvitiya nauki i obrazovaniya: Materialy V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Cheboksary, 12 iyunya 2015 g.) / Redkol.: O.N. Shirokov i dr. Cheboksary: TsNS «Interaktiv plyus», 2015. S. 151-154.

5. Kashtanova S.N., Kudryavtsev V.A. Problema formirovaniya komandy prepodavateley pod zadachi proektirovaniya i realizatsii modul'nykh obrazovatel'nykh programm // Elektronnyy zhurnal «Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru» 2015. Tom 7. №4. S. 115-127.

6. Lukashenko M.A. «Konkurentsiya» na rynke obrazovatel'nykh uslug // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2006. №9. S. 41-56.

7. Margolis A.A. Problemy i perspektivy razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya v RF // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. T. 19. №3. C. 41-57.

8. Professional'noe obrazovanie budushchikh pedagogov: vzaimodeystvie vuza i rabotodateley: posobie dlya prepodavateley / pod red. N.F. Radionovoy, I.V. Gladkoy. - SPb: svoe izd-vo, 2012.

9. Professional'nyy standart pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya detey i vzroslykh // dopedu.ru/attachments/article/661/Profstandart_pdo_dopedu.pdf.

10. Soprovozhdenie nepreryvnogo professional'nogo razvitiya kadrov sfery dopolnitel'nogo obrazovaniya detey: uchebnoe posobie / pod nauch. red. A.V. Zolotarevoy.-Yaroslavl': RIO YaGPU, 2014-313 s.

Мир Науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.