Научная статья на тему 'Роль дополнительного образования в организации образовательной среды учащихся'

Роль дополнительного образования в организации образовательной среды учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3411
308
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / SOCIAL LEARNING ENVIRONMENT / SUPPLEMENTARY EDUCATION / SUPPLEMENTARY EDUCATION INSTITUTIONS / SUPPLEMENTARY EDUCATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волгина Ирина Владимировна

В статье рассматривается дополнительное образование и роль учреждений дополнительного образования в создании социально приемлемой и эффективной образовательной среды, которая основана на специфике сложившейся социальной реальности, ценности дополнительного образования для детей и других участников процесса воспитания. Система дополнительного образования описывается как открытая среда, в которую включены государственные и общественные организации социального образования, общественные объединения и организации для взрослых и детей. Основное значение таких учреждений базируется на интеграции российских фундаментальных образовательных традиций и инноваций. Обсуждаются перспективы развития дополнительного образования и повышение его роли как отдельной области образования детей и взрослых. Подчеркивается важность роли дополнительного образования в формировании характера и личности ребенка. Общей чертой, которая объединяет все учреждения дополнительного образования, является их ориентация на социальное образование как процесс позитивного взаимодействия детей и взрослых в совместной деятельности, которая приводит к личностному росту и увеличению индивидуального вклада в улучшение социальной среды. Опыт учреждений дополнительного образования доказывает, что отношение каждого учащегося в отдельности служит основным результатом социального образования. Этот положительный опыт может быть использован для улучшения условий развития личности подростков. В статье дается оценка роли учреждения дополнительного образования в формировании готовности личности к жизни в XXI веке и позиции дополнительного образования в системе образования, в развитии и функционировании гуманистической, демократической, социальной образовательной среды в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волгина Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Supplementary Education in Educational Environment Formation

The article discusses supplementary education and the role of supplementary education institutions in building appropriate and effective educational environment, which is based on the specifics of the current social reality and the importance of supplementary education for children and other participants of the educational process. Supplementary education system is described as an open environment, which includes governmental and non-governmental organizations of social education, public associations and organizations for children and adults. The main advantage of such institutions is based on the integration of basic Russian educational traditions and innovations. The prospects of development of supplementary education and enhancing its role as a distinct field of education for children and adults are discussed. The importance of supplementary education in building the character and personality of a child is emphasized. A common feature that unites all institutions of supplementary education is their focus on social education as a process of positive interaction between children and adults in joint work, which leads to personal growth and increased individual contribution to the improvement of the social environment. The experience of institutions of supplementary education proves that the attitude of each student is the main result of social education. This positive experience can be used to improve conditions for the development of adolescent personality. The article assesses the role of supplementary educational institutions in formation of readiness of a person to life in the 21st century, and the role of supplementary education in the educational system, in the development and functioning of humanistic, democratic, social and educational environment in modern Russian society.

Текст научной работы на тему «Роль дополнительного образования в организации образовательной среды учащихся»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 371.398

ББК Ч420.058 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02

Волгина Ирина Владимировна,

аспирант, кафедра педагогики, Уральский государственный педагогический университет; старший преподаватель, кафедра иностранных языков, Уральский государственный медицинский университет; 620000, г. Екатеринбург, ул. Репина, д. 3; e-mail: volgina7@gmail.com

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧАЩИХСЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная образовательная среда; дополнительное образование; учреждения дополнительного образования; система дополнительного образования.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается дополнительное образование и роль учреждений дополнительного образования в создании социально приемлемой и эффективной образовательной среды, которая основана на специфике сложившейся социальной реальности, ценности дополнительного образования для детей и других участников процесса воспитания. Система дополнительного образования описывается как открытая среда, в которую включены государственные и общественные организации социального образования, общественные объединения и организации для взрослых и детей. Основное значение таких учреждений базируется на интеграции российских фундаментальных образовательных традиций и инноваций. Обсуждаются перспективы развития дополнительного образования и повышение его роли как отдельной области образования детей и взрослых. Подчеркивается важность роли дополнительного образования в формировании характера и личности ребенка. Общей чертой, которая объединяет все учреждения дополнительного образования, является их ориентация на социальное образование как процесс позитивного взаимодействия детей и взрослых в совместной деятельности, которая приводит к личностному росту и увеличению индивидуального вклада в улучшение социальной среды. Опыт учреждений дополнительного образования доказывает, что отношение каждого учащегося в отдельности служит основным результатом социального образования. Этот положительный опыт может быть использован для улучшения условий развития личности подростков. В статье дается оценка роли учреждения дополнительного образования в формировании готовности личности к жизни в XXI веке и позиции дополнительного образования в системе образования, в развитии и функционировании гуманистической, демократической, социальной образовательной среды в современном российском обществе.

Volgina Irina Vladimirovna,

Post-graduate Student, Department of Pedagogy, Ural State Pedagogical University; Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Ural State Medical University, Ekaterinburg, Russia.

ROLE OF SUPPLEMENTARY EDUCATION IN EDUCATIONAL ENVIRONMENT FORMATION

KEY WORDS: social learning environment; supplementary education; supplementary education institutions; supplementary education system.

ABSTRACT. The article discusses supplementary education and the role of supplementary education institutions in building appropriate and effective educational environment, which is based on the specifics of the current social reality and the importance of supplementary education for children and other participants of the educational process. Supplementary education system is described as an open environment, which includes governmental and non-governmental organizations of social education, public associations and organizations for children and adults. The main advantage of such institutions is based on the integration of basic Russian educational traditions and innovations. The prospects of development of supplementary education and enhancing its role as a distinct field of education for children and adults are discussed. The importance of supplementary education in building the character and personality of a child is emphasized. A common feature that unites all institutions of supplementary education is their focus on social education as a process of positive interaction between children and adults in joint work, which leads to personal growth and increased individual contribution to the improvement of the social environment. The experience of institutions of supplementary education proves that the attitude of each student is the main result of social education. This positive experience can be used to improve conditions for the development of adolescent personality. The article assesses the role of supplementary educational institutions in formation of readiness of a person to life in the 21st century, and the role of supplementary education in the educational system, in the development and functioning of humanistic, democratic, social and educational environment in modern Russian society.

'а сегодняшний день в России систе- развития как личности. Приоритет социально-

.ма образования характеризуется го образования, реформируемый в настоящее

увеличением важностей для социального об- время в системе образования, предусмотрен в

разования, которое может обеспечить ребенка новом Федеральном законе «Об образовании в

основным набором ценностей в процессе его Российской Федерации» (2012 г.) [14].

нм

© Волгина И. В., 2017

Система дополнительного образования основывается на конкретной деятельности: индивидуальной и коллективной, трудовой и интеллектуальной, культурной и социально значимой, которая объединяет преподавательский состав, самообразование, социальное образование и целенаправленное формирование характера ребенка.

Система дополнительного образования России уникальна, в первую очередь, за счет особенного опыта социального образования. Социальное воспитание проявляется в системе дополнительного образования как часть мировой и российской культуры, как неотъемлемый элемент образования, который добавляет компонент формирования характера личности в общее образование; как преемственность поколений в общении и взаимодействии и, наконец, как процесс социализации ребенка в обществе.

Перспективы развития дополнительного образования и повышение его роли как отдельной области образования детей и взрослых могут быть лучше поняты через специфику формирования характера личности. Исходя из этого мы сможем более четко определить пути и условия успешного создания и поддержания эффективной среды социального образования - фундамента ценностей, ориентированных на открытое непрерывное государственное и общее образование для детей и взрослых.

Социальная образовательная среда является инновационным понятием в теории социального образования. Это социальная, образовательная и культурная реальность, среда, позволяющая развивать и формировать творческую личность и индивидуальность, а также показатель ценностей системы образования.

Изучение и анализ результатов исследований в области социального образования, предоставляемых дополнительными учебными заведениями, а также их опыт работы в крупном масштабе [5; 13], экспериментальные работы, которые осуществляются в ряде учебных заведений [3; 7], позволяют оценить и реализовать потенциал дополнительного образования в развитии социальной образовательной среды наиболее эффективным способом.

Учреждения дополнительного образования (УДО), выступающие в качестве основных органов системы дополнительного образования детей, стали реальностью современного социального образования в системе непрерывного образования, а также партнерами общеобразовательных школ. Социальное образование является приоритетом номер один и главной ценностью в учебной и общественной деятельности учреждений дополнительного образования [1; 5].

С точки зрения социального образования УДО являются уникальными, поскольку их деятельность происходит в условиях широкой внешкольной среды, никакие официальные планы и программы не могут ограничить свободное время детей. УДО участвуют в организации мероприятий в выходные и каникулы, что обеспечивает положительное влияние на поведение детей и подростков, выбор жизненных ценностей, а также расширяет их общение со сверстниками и взрослыми [8].

Каждое УДО создает определенную среду, условия для обучения, становления характера, социализации, развития личности, духовного и культурного обогащения и обретения нового жизненного опыта как источника самообразования. Цели УДО отличаются от целей общеобразовательной школы и более соответствуют целям, сформулированным в гуманистической теории образования. Такие цели включают следующее: социальное и индивидуальное саморазвитие ребенка в процессе конкретной профориентационной деятельности, выбранной учащимся, карьеро-ориентированная и творческая деятельность является средством детского социального образования, самообразования и саморазвития. Ребенок становится как целью, так и предметом образования.

Образовательный потенциал обучающей деятельности УДО имеет специфический характер. Образование детей в основном базируется на профессионально и практически ориентированном подходе. Мероприятия такого рода обычно не только привлекательны для детей, но и являются выбором самих детей. Это может быть участие в выставках, конкурсах и концертах, использование вновь приобретенных навыков в повседневной жизни, в деле оказания помощи взрослым и младшим товарищам. Таковы результаты добровольной творческой деятельности ребенка - как индивидуальной, так и совместной. Сочетание положительных индивидуальных и коллективных результатов показывают эффективное воздействие социального образования на личность ребенка. Эти результаты служат в качестве поощрения деятельности детей и мобилизации их внутреннего потенциала для более высоких достижений.

Основным элементом образовательной деятельности любого УДО являются различные виды профессиональной деятельности (искусство, музыка, театр, проектирование, спорт и т. д.), сотрудничество детей и взрослых, направленное на удовлетворение индивидуальных потребностей и возможностей, что вносит вклад в будущий выбор карьеры. Профессионально-технические основы приобретаются как на практическом, так и на теоретическом уровне в индивидуальных и

командных мероприятиях [9]. Процесс образования и воспитания характера в УДО всегда индивидуализирован и направлен на интересы ребенка, в отличие от программ академической школы, которые должны соответствовать единым образовательным стандартам. Эта разница представляет собой особую ценность УДО для детей и общества. Участники являются подлинными партнерами, что значительно увеличивает ценность среды социального образования в УДО.

Основное значение таких учреждений базируется на интеграции российских фундаментальных образовательных традиций и инноваций. Социальные и образовательные инновации (программы УДО, психологические и социологические методы и мониторинг) вносят свой вклад в динамическую природу и современный характер УДО. В то же время их стабильность достигается благодаря традиции русского внешкольного образования (дома и дворцы пионеров и дома культуры, крупные общественные мероприятия, традиции профессиональной ориентации и профессиональной подготовки в клубах и объединениях и т. д.) [10]. Традиции и инновации взаимодействуют в рамках УДО таким образом, что они позволяют внести определенный порядок в хаос или неупорядоченность процессов саморегуляции и самоопределения. В результате традиции получают импульс для творческого обновления, а инновации становятся жизненно важными.

Попытки районных и областных комитетов ускорить реализацию инноваций как способ унифицировать учреждения ДО может оказать негативное влияние на уникальную природу УДО. Непосредственная социальная, культурная и внешняя среда, как правило, представляет ключевые объекты для детского исследования и служит основой их социализации и нового жизненного опыта. Крупномасштабные общественные, культурные и спортивные мероприятия, национальные кампании, конкурсы, соревнования, фестивали и праздники, организованные УДО, позволяют учащимся применить свои новые знания и профессиональные навыки, а также продемонстрировать свое отношение к значимым национальным и местным событиям и личностям, в значительной степени обогатить социальное образование.

Важные факторы, о которых следует упомянуть, - добровольный характер таких мероприятий, осуществление в свободное время учащихся, положительные эмоции и использование в качестве инструментов личного успеха. Достижение успеха требует от молодых людей мобилизации внутренних усилий, силы воли, творчества, активизации индивидуальных способностей и возможностей. По нашему мнению, эта деятельность и

высокие результаты как на индивидуальном, так и коллективном уровнях становятся решающими в формировании гражданской позиции детей в социальной среде.

УДО принципиально отличаются от школы. В УДО группы учащихся формируются на добровольной основе, объединены общими интересами и общим позитивным отношением к предлагаемым мероприятиям. Как правило, УДО удается совмещать индивидуальную и командную творческую деятельность. Каждый индивидуальный вклад оценивается сверстниками и взрослыми. Наши наблюдения показывают, что роль УДО становится более заметной, когда используется больше элементов самоуправления и самоконтроля, когда результаты деятельности имеют социальное значение и являются творческими и интересными для их участников.

Общей чертой, которая объединяет все УДО, является их ориентация на социальное образование как процесс позитивного взаимодействия детей и взрослых в совместной деятельности, что приводит к личностному росту и увеличению индивидуального вклада в улучшение социальной среды [4; 11; 12].

УДО также служат особой средой профессиональной деятельности для взрослых, это место, где они могут использовать свои образовательные компетенции и дополнительные профессиональные навыки и, таким образом, усилить свое положительное влияние на детей. Педагог дополнительного образования представляет собой новый тип педагога. Будучи специалистом в какой-либо области профессиональной деятельности, он также выступает в качестве учителя и наставника, разработчика новых методов и руководителя образовательных и социальных программ, исследователя и создателя полезных проектов, программ и модулей. В основном такой педагог действует на добровольной основе. Такая работа в корне отличается от необходимости выполнять официальные обязанности. Учитель УДО лично заинтересован в обмене профессиональным и жизненным опытом с детьми [6].

Основные функции учителя УДО как активного и творческого организатора обучения и социального образования включают педагогическую, профессионально-техническую, социальную, межличностную, научно-методическую. Личное и профессиональное отношение учителя УДО определяет эффективность выполнения его функций в области преподавания и социального образования. Такое соотношение «профессионал - педагог - наставник - управленец» составляет важнейшую ценность среды социального образования [2; 3].

В УДО каждый учащийся может быть одновременно субъектом и объектом в раз-

личных видах деятельности. Это одно из самых сильных преимуществ дополнительного образования. Любое УДО создает учащимся пространство, где они могут реализовать себя в различных формах и видах деятельности, где каждый может как активно участвовать, так и сотрудничать в различных видах деятельности. Индивидуальность ребенка проявляется в свободном выборе доступного клуба, вида деятельности или учителя. И, наконец, оценка творческого индивидуального вклада основана не на делении на классы, как, например, в традиционной школе, а на специально созданных индивидуальных параметрах. УДО предлагает учащимся возможность изменить свою социальную роль, проверить личные способности и сильные стороны, использовать свой небольшой жизненный опыт и познать себя. Некоторые вырастают прекрасными лидерами команды, другие создают оригинальные произведения, занимают призовые места, а кто-то становится наставником или инструктором для своих младших товарищей.

Опыт УДО доказывает, что отношение каждого учащегося в отдельности служит основным результатом социального образования. Этот положительный опыт может быть использован для улучшения условий развития личности подростков через:

а) создание и развитие сплоченного детского коллектива в специально организованной среде социального образования;

б) разработку специальных индивидуализированных программ личностного роста в процессе профессионально-технической и социально ориентированной деятельности с учетом опыта, возраста и других индивидуальных особенностей учащихся;

в) активное вовлечение учащихся в различные виды деятельности;

г) регулярную качественную оценку результатов учащихся с использованием следующих параметров: постоянный интерес, творчество, инициатива, самостоятельность, деловые, межличностные, разновозрастные отношения, проявление новых жизненных ценностей, практическое применение полученных знаний и навыков [15].

Среди других способов и условий мы также можем назвать следующие:

• инициирование и стимулирование детских общественных объединений в рамках УДО; такие объединения могут активизировать усилия учителей по реализации

основных образовательных целей, увеличить количество мероприятий и повысить престиж определенного УДО среди государственных органов, общества и семьи;

• сотрудничество между УДО и государственными учреждениями, которое расширит среду социального образования путем укрепления социально-педагогического потенциала каждого субъекта и, следовательно, даст возможность детям с ограниченными возможностями найти свою собственную нишу позитивной самореализации; это также будет способствовать демократизации и гуманизации социальной среды;

• теоретическое и методическое обоснование инновационных образовательных программ УДО с приоритетом для конкретного социального образования;

• ориентация преподавательского состава УДО на наиболее эффективное использование уникальных возможностей регионального, культурного, исторического и научного наследия в области социального образования, а также разработки и реализации комплексных программ, которые позволят подросткам изучить их родной город.

Положительная среда социального образования, как правило, является результатом приоритетных социальных ценностей дополнительного образования: возрастных и индивидуальных возможностей и потребностей учащихся, практической, профессиональной ориентации ключевых образовательных программ, демократизации образования и формирования характера учащихся, особого статуса учителя, сбалансированных взаимоотношений учреждения дополнительного образования и текущей общественной жизни, социальных потребностей общества, семьи и детей. Реализация конкретных ценностей дополнительного образования позволяет развивать его как среду непосредственного окружения для личностного роста, развития учащихся и учителей в процессе их совместной деятельности.

Социально важные цели для формирования готовности личности к жизни в XXI веке должны обеспечить системе дополнительного образования позицию в центре системы образования, отводя ей скорее ведущее, чем дополнительное место в развитии и функционировании гуманистической демократической социальной образовательной среды в современном российском обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиева Л. В. Воспитательные приоритеты системы дополнительного образования детей // Изменяющееся воспитание в изменяющейся России: теория, практики, институты, технологии : сб. мат-лов междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 15-17 окт. 2012 г.). - М. : Педагогический поиск, 2012. - С. 35-42.

2. Алиева Л. В., Озерская О. В. Инновационная деятельность учреждения дополнительного образования - база формирования педагога нового типа // Сборник из опыта работы / под ред. Л. В. Алиевой. -М., 2008. - 124 с.

3. Алиева Л. В. Учреждения дополнительного образования и детские общественные объединения -субъекты внешкольного воспитания : науч.-метод. пособие. - M. : ГОУ ДОД ФЦТТУ, 2008. - 7l с.

4. Алиева Л. В. Социально-педагогическая характеристика детской общности в системе дополнительного образования как инновационного субъекта образования и общественного воспитания // Роль образования и педагогической науки в социокультурной модернизации российского общества : сб. науч. тр. Mеждунар. науч.-теоретич. конф. (24 окт. 20ll г.). Ч. l / под ред. С. В. Ивановой, А. В. Овчинникова. -M., 20ll. - С. 23-3l.

5. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования. : учеб.-метод. пособие. - M. : Диалог культур, 2007.

6. Воробьева M. А. Формирование системы мотивации пеадгогических работников // Педагогическое образование в России. - 20l6. - NQ 2. - С. 57-6l.

7. Детская общность как объект и субъект воспитания : монография / под ред. H. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. - M. : ИЭТ, ФШУ ИТИП РАО, 20l2. - 324 с.

S. Егорова А. В. Будущее дополнительного образования детей - в социально-педагогической стратегии его развития // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № ll. - С. 33l-340.

9. Ильина Т. В. Типы образовательных процессов в УДО как фактор, определяющий показатели его результативности // Внешкольник. - 200l. - №l. - С. 7-l3.

10. Литвак Р. А. Аспекты проблемы развития системы дополнительного образования детей // Педагогическое образование в России. - 20l5. - № 7. - С. 224-229.

11. Mодели отечественного внешкольного воспитания: традиции и современность : сб. науч. тр. / под науч. ред. Л. В. Алиевой. - M. : ФГИУ ИТИП РАО, 20l3. - ll4 с.

12. Mетодологические последствия парадигмального сдвига в теории воспитания : монография / ред. H. Л. Селиванова, Е. И. Соколова. - M. - Тверь : ИПФ «Виарт», 20ll. - 200 с.

13. Селиванова H. Л. Современные представления о воспитательном пространстве и его роли в решении проблем воспитания // Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / под ред. H. Л. Селивановой. - M. : Педагогическое общество России, 200l. - С. 5-l8.

14. Федеральный закон от 29.l2.l2 № ФЗ-273 (ред. 23.07.l3) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=l49753.

15. Ярошенко H. H. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория : монография. - M. : MrYK^ 2000.

REFERENCES

1. Alieva L. V. Vospitatel'nye prioritety sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detey // Izme-nyayushcheesya vospitanie v izmenyayushcheysya Rossii: teoriya, praktiki, instituty, tekhnologii : sb. mat-lov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Moskva, l5-l7 okt. 20l2 g.). - M. : Pedagogicheskiy poisk, 20l2. - S. 35-42.

2. Alieva L. V., Ozerskaya O. V. Innovatsionnaya deyatel'nost' uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya -baza formirovaniya pedagoga novogo tipa / / Sbornik iz opyta raboty / pod red. L. V. Alievoy. - M., 2008. - l24 s.

3. Alieva L. V. Uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya i detskie obshchestvennye ob"edineniya -sub"ekty vneshkol'nogo vospitaniya : nauch.-metod. posobie. - M. : GOU DOD FTsTTU, 2008. - 7l s.

4. Alieva L. V. Sotsial'no-pedagogicheskaya kharakteristika detskoy obshchnosti v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya kak innovatsionnogo sub"ekta obrazovaniya i obshchestvennogo vospitaniya // Rol' obrazovaniya i pedagogicheskoy nauki v sotsiokul'turnoy modernizatsii rossiyskogo obshchestva : sb. nauch. tr. Mezhdunar. nauch.-teoretich. konf. (24 okt. 20ll g.). Ch. l / pod red. S. V. Ivanovoy, A. V. Ovchinnikova. - M., 20ll. - S. 23-3L

5. Berezina V. A. Razvitie dopolnitel'nogo obrazovaniya detey v sisteme rossiyskogo obrazovaniya. : ucheb.-metod. posobie. - M. : Dialog kul'tur, 2007.

6. Vorob'eva M. A. Formirovanie sistemy motivatsii peadgogicheskikh rabotnikov // Pedagogicheskoe obra-zovanie v Rossii. - 20l6. - № 2. - S. 57-6l.

7. Detskaya obshchnost' kak ob"ekt i sub"ekt vospitaniya : monografiya / pod red. N. L. Selivanovoy, E. I. Sokolovoy. - M. : IET, FGNU ITIP RAO, 20l2. - 324 s.

8. Egorova A. V. Budushchee dopolnitel'nogo obrazovaniya detey - v sotsial'no-pedagogicheskoy strategii ego razvitiya // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. - 2008. - № ll. - S. 33l-340.

9. Il'ina T. V. Tipy obrazovatel'nykh protsessov v UDO kak faktor, opredelyayushchiy pokazateli ego rezu-l'tativnosti // Vneshkol'nik. - 200l. - №l. - S. 7-l3.

10. Litvak R. A. Aspekty problemy razvitiya sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detey // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. - 20l5. - № 7. - S. 224-229.

11. Modeli otechestvennogo vneshkol'nogo vospitaniya: traditsii i sovremennost' : sb. nauch. tr. / pod nauch. red. L. V. Alievoy. - M. : FGNUITIP RAO, 20l3. - ll4 s.

12. Metodologicheskie posledstviya paradigmal'nogo sdviga v teorii vospitaniya : monografiya / red. N. L. Selivanova, E. I. Sokolova. - M. - Tver' : IPF «Viart», 20ll. - 200 s.

13. Selivanova N. L. Sovremennye predstavleniya o vospitatel'nom prostranstve i ego roli v reshenii problem vospitaniya // Razvitie lichnosti shkol'nika v vospitatel'nom prostranstve: problemy upravleniya / pod red. N. L. Selivanovoy. - M. : Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 200l. - S. 5-l8.

14. Federal'nyy zakon ot 29.l2.l2 № FZ-273 (red. 23.07.l3) «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=l49753.

15. Yaroshenko N. N. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost': paradigmy, metodologiya, teoriya : monografiya. - M. : MGUKI, 2000.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Ю. Н. Галагузова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.