Научная статья на тему 'Муниципальные опорные центры как механизм обеспечения эффективной системы межведомственного взаимодействия в сфере дополнительного образования детей по реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ'

Муниципальные опорные центры как механизм обеспечения эффективной системы межведомственного взаимодействия в сфере дополнительного образования детей по реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2247
2370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальные опорные центры дополнительного образования детей / региональный модельный центр дополнительного образования детей. / municipal support centers of additional education of children / regional model center of additional education of children

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скуратовская Наталья Александровна, Сорокина Елена Львовна, Елинская Янина Алексеевна

В условиях развития современного российского общества актуализируется процесс модернизации системы дополнительного образования, нацеленный на персонифицированный подход и вариативность дополнительных общеобразовательных программ. В данном контексте приобретает особую актуальность создание муниципальных опорных центров дополнительного образования в каждом муниципальном районе и городском округе Новосибирской области. Целью совместной деятельности регионального модельного центра и муниципальных опорных центров является создание условий для обеспечения эффективной системы межведомственного взаимодействия в сфере дополнительного образования по реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различной направленности, обеспечивающей достижение показателей развития системы дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скуратовская Наталья Александровна, Сорокина Елена Львовна, Елинская Янина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MUNICIPAL REFERENCE CENTERS AS A MECHANISM FOR MAINTAINING AN EFFECTIVE SYSTEM OF INTERDEPARTMENTAL INTERACTION IN THE SPHERE OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN IN THE IMPLEMENTATION OF MODERN, VARIABLE AND DEMAND FOR MORE GENERAL EDUCATIONAL PROGRAM

In the context of the development of modern Russian society, the process of modernization of the system of additional education aimed at a personalized approach and the variability of additional General education programs is updated. In this context, the creation of municipal support centers of additional education in each municipal district and the city district of the Novosibirsk region is particularly relevant. The purpose of the joint activity of the regional model center and municipal support centers is to create conditions for an effective system of interdepartmental cooperation in the field of additional education for the implementation of modern, variable and popular additional educational programs of various directions, ensuring the achievement of indicators of development of the system of additional education.

Текст научной работы на тему «Муниципальные опорные центры как механизм обеспечения эффективной системы межведомственного взаимодействия в сфере дополнительного образования детей по реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ»

УДК 371.398

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОПОРНЫЕ ЦЕНТРЫ КАК МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТЕЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ, ВАРИАТИВНЫХ И ВОСТРЕБОВАННЫХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Скуратовская Наталья Александровна.

г. Новосибирск, ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ», руководитель регионального модельного центра дополнительного образования детей, sna@donso.su.

Сорокина Елена Львовна.

г. Новосибирск, АНО ДПО «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», зам. директора, so117@yandex.ru.

Елинская Янина Алексеевна.

г. Новосибирск, АНО ДПО «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», директор, sispp_nsk@mail.ru.

Аннотация. В условиях развития современного российского общества актуализируется процесс модернизации системы дополнительного образования, нацеленный на персонифицированный подход и вариативность дополнительных общеобразовательных программ. В данном контексте приобретает особую актуальность создание муниципальных опорных центров дополнительного образования в каждом муниципальном районе и городском округе Новосибирской области. Целью совместной деятельности регионального модельного центра и муниципальных опорных центров является создание условий для обеспечения эффективной системы межведомственного взаимодействия в сфере дополнительного образования по реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различной направленности, обеспечивающей достижение показателей развития системы дополнительного образования.

Ключевые слова: муниципальные опорные центры дополнительного образования детей, региональный модельный центр дополнительного образования детей.

MUNICIPAL REFERENCE CENTERS AS A MECHANISM FOR MAINTAINING AN EFFECTIVE SYSTEM OF INTERDEPARTMENTAL

INTERACTION IN THE SPHERE OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN IN THE IMPLEMENTATION OF MODERN, VARIABLE AND DEMAND FOR MORE GENERAL EDUCATIONAL PROGRAM

Skuratovskaya Natalia Alexandrovna.

Novosibirsk, Regional children model center of additional education of the State autonomous institution of children additional education of the Novosibirsk region

"Regional Center for the Development of Children's and Youth Creativity", head, sna@donso.su.

Sorokina Elena Lvovna.

Novosibirsk, "Siberian Institute of Practical Psychology, Pedagogy and Social Work", deputy Director, so117@yandex.ru.

Elinskaya Yanina Alekseevna.

Novosibirsk, "Siberian Institute of Practical Psychology, Pedagogy and Social Work", Director, sispp_nsk@mail.ru.

Abstract. In the context of the development of modern Russian society, the process of modernization of the system of additional education aimed at a personalized approach and the variability of additional General education programs is updated. In this context, the creation of municipal support centers of additional education in each municipal district and the city district of the Novosibirsk region is particularly relevant. The purpose of the joint activity of the regional model center and municipal support centers is to create conditions for an effective system of interdepartmental cooperation in the field of additional education for the implementation of modern, variable and popular additional educational programs of various directions, ensuring the achievement of indicators of development of the system of additional education.

Key words: municipal support centers of additional education of children, regional model center of additional education of children.

Современные темпы общественного развития стремительно растут и предъявляют все новые требования к образованию молодого поколения, особенно к дополнительному образованию детей, которое в 2018 году отмечает свое столетие. Традиционно, именно со сферой дополнительного образования связывают реализацию возможностей для всестороннего развития детей, формирования лидерских и творческих качеств подрастающего поколения, новых компетенций, необходимых для профессий будущего и для развития региона в социально-экономической и технологической сфере.

С 2017 года в России в целом и на территории Новосибирской области в частности активно реализуется приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей». Данный проект в рамках исполнения «майских указов» Президента Российской Федерации направлен на равное обеспечение к 2020 году качественными, современными и вариативными программами дополнительного образования не менее 70-75% детей в возрасте от 5 до 18 лет с учетом интересов ребенка и его родителей/законных представителей, а также потребностей развития нашей страны. Проект предусматривает изменение работы системы дополнительного образования, повышение квалификации и переподготовку педагогов и специалистов через создание региональных модельных центров.

В феврале 2018 года в Новосибирской области на базе ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ» создан региональный модельный центр дополнительного образования детей. Соответствующее постановление в целях реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образования для детей»

подписано 20 февраля 2018 года Губернатором Новосибирской области Андреем Александровичем Травниковым.

В данном контексте приобретает особую актуальность создание муниципальных опорных центров дополнительного образования (далее - МОЦ ДОД НСО) в каждом муниципальном районе и городском округе Новосибирской области. Целью совместной деятельности регионального модельного центра и муниципальных опорных центров является создание условий для обеспечения эффективной системы межведомственного взаимодействия в сфере дополнительного образования по реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различной направленности, обеспечивающей достижение показателей развития системы дополнительного образования.

В условиях развития современного российского общества актуализируется процесс модернизации системы дополнительного образования, нацеленный на персонифицированный подход и вариативность дополнительных общеобразовательных программ. От умения руководства учреждений дополнительного образования своевременно проводить мероприятия по их модификации зависит сохранность, развитие и востребованность в обществе услуг, предоставляемых этими учреждениями. Особое значение приобретает выработка стратегических изменений и переориентация образовательного процесса в соответствии с потребностями общества.

Вместе с тем в настоящее время важно понимать, что педагог дополнительного образования в условиях реализации гибкой вариативной дополнительной образовательной программы занимает позиции модератора, эксперта, куратора, наставника и многие другие. В этой связи важно восполнять недостаток необходимых компетенций современного педагога с помощью методического сопровождения, через систему конкурсов профессионального мастерства, работу стажировочных площадок и пр. Для решения данной задачи следует отдавать предпочтение межведомственному подходу, нацеленному на оптимизацию системы дополнительного образования.

Организация МОЦ ДОД НСО позволит создать уникальный организационно-методический, аналитический механизм конструирования равного доступа к дополнительным общеобразовательным программам, обеспечивающий реализацию мер по непрерывному развитию педагогических и управленческих кадров системы дополнительного образования.

Актуальность проекта обусловлена содержанием нормативных документах федерального и регионального уровня:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р.

5. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).

6. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей в Новосибирской области».

7. Постановление Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 № 576-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2025 годы».

Цель проекта - создание условий для организационно-методического сопровождения муниципальных опорных центров дополнительного образования детей Новосибирской области по концептуализации эффективных практик дополнительного образования детей в контексте региональной образовательной политики в области приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».

Создание МОЦ ДОД НСО предполагает решение следующих задач:

1. Осуществить организационное, информационное, экспертно-консультационное, учебно-методическое сопровождение и мониторинг реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» на территории муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.

2. Выявить, сформировать и распространить лучшие практики реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ различных направленностей для детей на территории муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.

3. Сформировать и распространить модели сетевого взаимодействия и межведомственного сотрудничества при реализации образовательных программ.

4. Обеспечить развитие профессионального мастерства и повышение уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей на территории муниципальных районов Новосибирской области и городских округов Новосибирска.

5. Осуществить организационно-техническое внедрение модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.

6. Создать условия и механизмы для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей на территории муниципальных районов Новосибирской области и городских округов Новосибирска.

Создание МОЦ ДОД НСО осуществляется в рамках реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (далее - Приоритетный проект), утвержденного президиумом Совета при

Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 №11, мероприятия 3.2 «Формирование современных управленческих и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей» Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года № 497 (далее - ФЦПРО).

МОЦ ДОД НСО создаются в каждом муниципальном районе и городском округе Новосибирской области и осуществляют организационное, методическое и аналитическое сопровождение и мониторинг развития системы дополнительного образования на территории муниципального образования. На период реализации Приоритетного проекта МОЦ ДОД НСО осуществляет функции по обеспечению межведомственного взаимодействия на административной территории муниципального образования, а также организационного, экспертно-консультационного центра в муниципальной системе дополнительного образования, обеспечивающего согласованное развитие дополнительных общеобразовательных программ различной направленности для детей от 5 до 18 лет.

Механизм создания МОЦ ДОД НСО на территории области реализуется в соответствии с письмом Министерства образования Новосибирской области от 20.06.2018 № 5978-03/25 «О создании муниципальных опорных центров дополнительного образования детей».

Согласно данному письму руководителям органов управления образованием муниципальных районов и городских округов Новосибирской области рекомендовано:

- на базе учреждения дополнительного образования создать МОЦ дополнительного образования детей;

- назначить руководителя МОЦ;

- утвердить положение и план работы МОЦ ДОД НСО в соответствии с прилагаемым типовым Положением и рекомендуемым планом работы МОЦ.

Организация деятельности участников проекта осуществляется в соответствии с Планом реализации проекта (дорожная карта), который является его неотъемлемой частью.

РМЦ ДОД Новосибирской области - выполняет роль регионального проектного офиса по реализации ПП «Доступное дополнительное образование для детей».

Организация и функционирование МОЦ ДОД НСО предполагается в несколько этапов в соответствии с примерным планом мероприятий по организации деятельности муниципального опорного центра дополнительного образования детей.

Общая координация и контроль деятельности МОЦ ДОД НСО осуществляется управлением образования муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.

Реализация проекта «Муниципальные опорные центры как механизм обеспечения эффективной системы межведомственного взаимодействия в сфере дополнительного образования детей по реализации современных, вариативных и

востребованных дополнительных общеобразовательных программ» осуществляется в условиях взаимодействия учреждений дополнительного образования НСО, учреждений культуры и спорта и интеграции методических проектов, инициированных РМЦ ДОД. Проекты РМЦ ДОД рассматриваются как образовательные события, организуемые для/и совместно с МОЦ ДОД. В таблице 1 представлены основные образовательные события проекта, в таблице 2 представлено ресурсное обеспечение.

Таблица 1

Карта образовательных событий проекта

№ п/п Проект как образовательное событие Краткое описание Ожидаемый результат

1 Реализация проекта «Региональный навигатор дополнительного образования детей Новосибирской области как инструмент масштабирования эффективных практик дополнительного образования детей» Навигатор дополнительного образования детей - это региональный Интернет-портал, который представляет собой единое информационное пространство практик дополнительного образования региона, позволяющий выявлять и тиражировать лучшие из них. Портал позволит семьям выбирать образовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе находящимися в трудной жизненной ситуации), обеспечивать возможность проектирования индивидуальных образовательных траекторий ребенка. Обеспечение к 2020 году охвата не менее 70-75% детей в возрасте от 5 до 18 лет, качественными дополнительными общеобразовательными программами. Создание и функционирование единой базы программам дополнительного образования детей с включением в нее также программ, реализуемых учреждениями Министерства Культуры, Министерства физической культуры и спорта, Министерства социального развития. Привлечение детей в систему дополнительного образования

2 Реализация проекта «Интенсивная школа проектирования вариативных дополнительных общеобразовательных программ «Спектр» Создание и апробация методик разработки и реализации разноуровневых программ, формирование базы данных по методическому обеспечению разноуровневых программ: - Реализация программ вовлечения в систему дополнительного образования детей, оказавшихся в трудной Увеличение охвата детей услугами дополнительного образования; увеличение доступности услуг дополнительного образования, в том числе для детей из сельской местности и детей с ОВЗ; стимулирование механизмов сетевого взаимодействия.

жизненной ситуации - Создание банка эффективных практик реализации дополнительных образовательных программ - Реализация программ дистанционных курсов по дополнительным образовательным программам - Реализация модульных программ дополнительного образования детей для сельской местности - Реализация программ для организации летнего отдыха и заочных школ - Организация мероприятий по просвещению родителей в области дополнительного образования детей - Реализация сетевой формы образовательных программ Разработка проекта регионального стандарта разноуровневости дополнительных общеобразовательных программ. Появление у участников образовательной программы индивидуальных образовательных стратегий в перспективе от 5 до 10 лет, в рамках которых оформляется целостное и адекватное представление о практике, в отношении которой участник строит собственное самоопределение, прогноз дальнейшего развития данной практики, возможные конфигурации образовательных целей, действий и средств по их достижению

4 Реализация проекта «Виртуальный методический кабинет «Среда» Проект направлен на создание информационно-методического пространства, способствующего развитию методических компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей на территории Новосибирской области Создание площадки для размещения передового опыта и персональных страниц педагогических работников области на сайте РМЦ ДОД НСО (www.mod.nso.ru) Формирование банка методических, информационных, нормативных материалов.

5 Реализация проекта «Региональная методическая лаборатория «Ресурсы развития» Региональная методическая лаборатория - это площадка для подготовки педагогических работников учреждений дополнительного образования Новосибирской области, к реализации вариативных дополнительных образовательных программ, современных моделей развития дополнительного образования детей, проведения Разработка, апробация и реализация актуальных проектов и вариативных (разноуровневых) дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Разработка экспериментальных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (в

экспериментальной и инновационной деятельности том числе авторских), рациональных режимов обучения, новых теорий и практик, методов и приемов, образовательных техник и технологий, а также программ по работе с одаренными детьми, в том числе с использованием дистанционных и сетевых форм работы.

6 Участие в работе стажировочной площадки сетевой кафедры ЮНЭСКО «Дополнительное образование как экосистема поддержки эффективных практик дополнительного образования детей: программы нового поколения, модели развития» Организация работы стажировочной площадки сетевой кафедры ЮНЭСКО на базе регионального модельного центра ДОД Новосибирской области с целью поддержки профессиональных сообществ педагогов сферы дополнительного образования по обновлению содержания образования, отработке образовательных моделей и технологий будущего в соответствии с задачами образования для устойчивого развития. Отработка моделей развития ДОД и вариативных дополнительных общеобразовательных программ в экологическом аспекте для образования в интересах устойчивого развития.

7 Организация мероприятий по просвещению родителей в области дополнительного образования детей Проект направлен на создание условий для обеспечения эффективной системы просвещения родителей в контексте индивидуализации образования и построения партнерских отношений между семьей и институтами дополнительного образования Создание условий для обеспечения эффективной системы просвещения родителей в контексте индивидуализации образования и построения партнерских отношений между семьей и институтами дополнительного образования Оказание содействия в получении родителями инструментов и технологий, позволяющих совместно с ребенком ставить образовательные долгосрочные цели и выстраивать образовательные стратегии

8 Конкурсы профессионального мастерства Конкурсы профессионального мастерства - это соревнование в профессионализме, в умении продемонстрировать индивидуальный стиль, обнаружить необычное в Повышение конкурентоспособности и профессионализма административных и педагогических работников УДОД

традиционном, показать

умение взаимодействовать со всеми участниками проекта. Продемонстрировать разработанную

программу/занятие/мероприяти е в новом аспекте для банка эффективных практик и тиражирования новых востребованных вариативных общеобразовательных общеразвивающих программ системы ДО НСО._

Поддержка инновационных разработок и практик, способствующих развитию системы дополнительного

образования детей

10

Участие в вебинарах проекта Министерства образования Новосибирской области

«Интерактивное министерство».

«Интерактивное министерство» - это инструмент, позволяющий привлечь к участию в решении актуальных педагогических вопросов всех участников образовательного процесса, повысить открытость и оперативность принятия

эффективных управленческих решений

Создание условий для

совершенствования

профессиональной

компетентности

педагогических работников,

роста их творческого

потенциала

Повышение открытости и оперативности принятия эффективных управленческих решений_

Таблица 2

Ресурсное обеспечение проекта

Федеральный уровень

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Указ Президента РФ от 7 мая 2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

- Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р

- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11)

Региональный уровень

- Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей в Новосибирской области»

- Постановление Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 № 576-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2025 годы» - Постановление Правительства Новосибирской области от 20.02.2018 № 62-п «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Новосибирской области» - Письмо Министерства образования Новосибирской области от 20.06.2018 «О создании муниципальных опорных центров дополнительного образования детей».

Кадровое - Кадровый состав РМЦ ДОД ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ»: руководитель и методисты регионального модельного центра дополнительного образования детей Новосибирской области, а также руководители и сотрудники МОЦ

Информационное - Официальный сайт ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ» www.detinso.ru - Официальные сайты МОЦ - Тематический сайт РМЦ ДОД ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ» www. modnso.ru - Социалые сети ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ»: ВКонтакте: www.vk.com/crtdu_n - Facebook: www.facebook.com/crtdun/ - Публикации в СМИ - Информационная поддержка партнеров проекта

Программно -методическое - Проект «Региональный навигатор дополнительного образования детей Новосибирской области как инструмент масштабирования эффективных практик дополнительного образования детей» - Проект «Интенсивная школа проектирования вариативных дополнительных общеобразовательных программ «Спектр» - Проект «Виртуальный методический кабинет «Среда» - Проект «Региональная методическая лаборатория «Ресурсы развития дополнительного образования детей» - Программа просвещения родителей в области дополнительного образования детей посредством тьютерского сопровождения

Ожидаемые результаты проекта предполагают оценку качественных и количественных показателей.

Качественные показатели будут оцениваться по семи нижеперечисленным направлениям.

- В полном объеме осуществлено организационное, информационное, экспертно-консультационное, учебно-методическое сопровождение и мониторинг реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» на территории муниципальных районов Новосибирской области и городских округов Новосибирска.

- Выявлены, сформированы и распространены лучшие практики реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ для детей различных направленностей на территории муниципальных районов Новосибирской области и городских округов Новосибирска.

- Сформированы и распространены модели сетевого взаимодействия и межведомственного сотрудничества при реализации образовательных программ.

- Обеспечено развитие профессионального мастерства и уровня компетенций педагогов и других участников сферы дополнительного образования детей на территории муниципальных районов Новосибирской области и городских округов Новосибирска.

- Обеспечено функционирование муниципального сегмента общедоступного навигатора в системе дополнительного образования в городе Новосибирске и Новосибирской области, в том числе содержательное наполнение муниципального сегмента навигатора.

- Осуществлено организационно-техническое внедрение модели персонифицированного финансирования дополнительного образования детей на территории муниципальных районов и городских округов Новосибирской области.

- Созданы условия и механизмы для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей на территории муниципальных районов Новосибирской области и городских округов Новосибирска.

Количественные показатели эффективности реализации проекта будут оценены по следующим направлениям.

- На территории муниципальных районов Новосибирской области и городских округов Новосибирска создано 35 Муниципальных опорных центров в качестве механизма обеспечения эффективной системы межведомственного взаимодействия в сфере дополнительного образования детей по реализации современных, вариативных и востребованных дополнительных общеобразовательных программ.

- В 2021 году на территории муниципальных районов Новосибирской области и городских округов Новосибирска не менее 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет обучаются по дополнительным общеобразовательным программам.

- Организована реализация дистанционных программ, не менее 1 программы по каждой направленности ДОД (всего 6).

- Организована реализация программ на основе сетевого взаимодействия, не менее 1 программы по каждой направленности ДОД (всего 6).

- Реализация программ для организации летнего отдыха и заочных школ, не менее 3 моделей.

- На базе МОЦ внедрено не менее 3 моделей доступности дополнительного образования для детей из сельской местности, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Оценка эффективности проекта предполагает несколько этапов.

- Проведение независимой оценки качества образовательной деятельности МОЦ (ежегодно 2018, 2019, 2020, 2021 гг.).

- Анализ отчетов о проделанной работе МОЦ, которые предоставляются в РМЦ ДОД ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ» не позднее 1 декабря текущего года (ежегодно 2018, 2019, 2020, 2021 гг.).

- Мониторинг результатов реализации мероприятий МОЦ путем сбора, обработки, анализа статистической, справочной и иной информации о результатах реализации мероприятий и оценке достигнутых результатов не позднее 1 декабря текущего года (ежегодно 2018, 2019, 2020, 2021 гг.).

- Оценка деятельности МОЦ посредством составления рейтинга муниципальных районов/городских округов по реализации на территории Новосибирской области приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование» в соответствии с разработанными критериями (ежегодно не позднее 1 декабря 2018, 2019, 2020, 2021 гг.).

- Оценка результатов проекта посредством обратной связи от всех участников с помощью анкетного опроса (ежегодно, декабрь 2018, 2019, 2020, 2021 гг.).

Промежуточные результаты реализации проекта на конец 2018 года.

В Новосибирской области создано 33 муниципальных опорных центра дополнительного образования детей в 5 городских округах и 28 муниципальных районах Новосибирской области.

Проанализирован кадровый состав руководителей МОЦ, из которых:

Функции руководителя МОЦ ДОД НСО выполняют:

16 директоров учреждений дополнительного образования Новосибирской области; 3 зам. директора; 2 руководителя структурных подразделений (начальник методического отдела, руководитель ресурсного центра по работе с одаренными детьми); 6 методистов; 1 педагог-организатор; 4 педагога ДО; 1 специалист управления образования.

Должности, занимаемые руководителями МОЦ на основном месте работы (чел.)

педагог организатор специалист упр.образования руководитель с.п. зам.директора педагог д/о методист директор

0 2 4 6 8 10 12 14 16

Среди созданных муниципальных опорных центров ДОД НСО проведено изучение социального запроса и выделены наиболее востребованные направления работы.

Самым актуальным направлением отработки типовых моделей системы ДО в рамках старта проектов с партнерами для 22 муниципалитетов является организация работы с одаренными детьми. Высокий рейтинг данного показателя объясняется акцентуализацией модернизированной системы ДО на работу с детской одаренностью как одним из ключевых ресурсов развития современного

российского общества. Вместе с 22 МОЦ в следующем году по этому направлению будут работать 4 интеллектуальных и безнес-партнера.

Вторым актуальным направлением для 21 муниципалитета является организация работы (реализация программ) с детьми из сельской местности. Данный показатель ожидаем в связи с территориальной удаленностью районов, нуждающихся в организационном и методическом сопровождении по работе с данной целевой аудиторией. В 2019 году по этому направлению будут работать 21 МОЦ и 4 партнера.

Также востребованными направлениями выступают:

- организация мероприятий по проектированию программ нового поколения (планируется работа 18 муниципалитетов и 1 партнера);

- профилактика профессионального выгорания педагогов ДОД: психологические тренинги; семинары-практикумы (среди предполагаемых участников мероприятий 15 муниципалитетов и 1 партнер);

- организация работы с родителями и детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ (работа планируется в 14 муниципалитетах совместно с 2 партнерами);

- проведение обучающих мероприятий по социальному проектированию (направлением заинтересовались 11 муниципалитетов и 2 партнера);

- развитие и популяризация шахмат: курсы повышения квалификации педагогов ДОД, создание педагогических шахматных клубов на базе МОЦ ДОД НСО (в мероприятиях будут участвовать 11 муниципалитетов и 1 партнер).

Реализация части из названных типовых проектов уже начата в 2018 году. Анализ, проявленных при этом инициатив МОЦ, позволил выделить наиболее активные городские округа и муниципалитеты: г. Новосибирск, г. Искитим, Барабинский, Северный районы.

Для обеспечения эффективной системы межведомственного взаимодействия в сфере дополнительного образования детей и организации сетевого взаимодействия, региональным модельным центром заключены договоры с 11 интеллектуальными и бизнес-партнерами из реального сектора экономики: 10 из них уже начали отрабатывать механизмы взаимодействия по реализации типовых моделей развития системы дополнительного образования Новосибирской области.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Указ Президента РФ от 7 мая 2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».

4. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р.

5. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).

6. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей в Новосибирской области».

7. Постановление Правительства Новосибирской области от 31.12.2014 № 576-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие образования, создание условий для социализации детей и учащейся молодежи в Новосибирской области на 2015-2025 годы».

8. Постановление Правительства Новосибирской области от 20.02.2018 № 62-п «О региональном модельном центре дополнительного образования детей Новосибирской области».

9. Письмо Министерства образования Новосибирской области от 20.06.2018 «О создании муниципальных опорных центров дополнительного образования детей».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.