УДК 37
СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Быкова Елизавета Викторовна.
Россия, Новосибирск, Государственное автономное учреждение дополнительного образования Новосибирской области "Областной центр развития творчества детей и юношества", методист регионального модельного центра дополнительного образования детей, [email protected].
Аннотация. В статье приведено понятие о сетевой форме реализации образовательных программ. Рассмотрены две типовые модели таких программ. Показано, что организация сетевого взаимодействия реализации дополнительных общеобразовательных программ, является примером второго (инновационного) способа преодоления стагнации системы дополнительного образования региона (согласно закону развития систем (ТРИЗ).
Приведены примеры жизнеспособности обеих моделей сетевого взаимодействия при реализации дополнительных программ. Доказана эффективность такого подхода к развитию системы дополнительного образования детей в Новосибирской области.
Ключевые слова: сетевая форма реализации программ; типовые модели образовательных программ, закон развития систем; способы преодоления стагнации систем.
NETWORK FORM OF THE IMPLEMENTATION OF ADDITIONAL GENERAL EDUCATION PROGRAMS AS A RENEWED TOOL SYSTEM OF
SUPPLEMENTARY EDUCATION
Bikova Elizaveta Viktorovna.
Russia, Novosibirsk, State Autonomous Institution of Additional Education of the Novosibirsk Region "Regional Center for the Development of Children's and Youth Creativity", methodist of the Regional Model Center for Further Education of Children, [email protected].
Abstract. The article presents the concept of the network form of the implementation of educational programs. Two typical models of such programs are considered. It is shown that the organization of the network interaction of the implementation of additional general education programs is an example of the second (innovative) way to overcome the stagnation of the system of additional education in the region (according to the system development law (TRIZ).
Examples of the viability of both models of network interaction in the implementation of additional programs are given. The effectiveness of this approach to
the development of the system of additional education of children in the Novosibirsk region has been proved.
Key words: network form of program implementation; typical models of educational programs, the law of systems development; ways to overcome the stagnation of systems.
Одной из основных задач современного дополнительного образования детей является обеспечение его доступности. Среди условий, которые повышают доступность дополнительного образования, сегодня называют сетевое взаимодействие организаций в процессе реализации образовательных программ.
И.П. Попова, заместитель руководителя Центра социализации, воспитания и неформального образования ФГБОУ «ФИРО» определяет сетевое взаимодействие как современную технологию, обеспечивающую качественное решение ряда вопросов в сфере образования [5].
Среди целей и задач, на решение которых направлена реализация образовательных программ в сетевой форме:
- повышение эффективности использования имеющихся у участников сетевого взаимодействия ресурсов (образовательных, материально-технических, кадровых);
- рациональное использование финансовых средств организаций, которые объединены решением общих задач;
- повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов, имеющихся у участников сетевого взаимодействия;
- повышение качества образования за счет использования ресурсов партнеров (материально-технических, инфраструктурных, кадровых);
- увеличение вариативности программ и иное.
Сетевое взаимодействие образовательных организаций и режим регулирования отношений между ними подкреплено нормативными документами, утвержденными на государственном уровне. Федеральный закон № 273-ФЗ «Закон об образовании в РФ» (глава 2, статья 15) определяет нормативную основу сетевого взаимодействия в образовании [7].
Подробное нормативное и методическое разъяснение по реализации образовательных программ на сетевой основе представлено в Методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ [4]. В данных документах сетевое взаимодействие образовательных организаций рассматривается как условие реализации образовательной программы [7] и понимается как «организация обучения с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также, при необходимости, с использованием ресурсов иных организаций» [4].
Таким образом, на государственном уровне определены 2 типовые модели образовательных программ, реализуемых в сетевой форме:
- Типовая модель № 1. «Сетевое взаимодействие организаций, реализующих дополнительные образовательные программы»;
- Типовая модель № 2. «Сетевое взаимодействие с образовательной организацией, не реализующей дополнительные образовательные программы».
При реализации программ, реализуемых в сетевой форме по типовой модели № 1, две или несколько организаций (в том числе иностранных), все из которых имеют лицензию на образовательную деятельность, на основании договора о сетевом взаимодействии и регламента о разработке совместной образовательной программы осуществляют подготовку к разработке, собственно разработку и реализацию совместной дополнительной программы.
Такие программы могут быть разноуровневыми или модульными. При этом, каждая из образовательных организаций будет реализовывать и, следовательно, отвечать за результат освоения обучающимися определенного уровня или конкретного модуля совместно разработанной образовательной программы. В Инструментарии работника системы дополнительного образования [3] такой способ сетевого взаимодействия называется моделью совместной реализации дополнительных общеобразовательных программ (рис 1.).
Л. Модель совместной реализации ОП | - ---— — — —--- -----—-----— —----- 1
Совместная образовательная программа А+Б
О.
о
■пз ш
£ ш
О
Образовательная "" организация А
лицензия на образовательную
деят&л ьностъ
1 Договор о сетевом, в гонимо л rhf.tr и и 2. Регламент разработки ссдамасгной ОП 3 Совместнан ОП
Образовательная организации Б
лицензия кс1 обрашсателькую деятельность
2. Модель ресурсной организации
Образовательная программа А
ОбрЭЗОв-Эт^льн-Э я организация А
лицензия на образовательную деятельность с указанием адресов Ресурсной организации
1. Договор о сетевом взаимодействии
2. Договор аренды/ц безвозмездном пользовании
Внесение адресе» помещений Ресурсной организации в приложение к лицензии А
Получение лицензии на -I образовательную I деятельность
Ресурсная организация
Т
нет ПНЦ^НЭНН 14□ ой[5 а юна т^п ьиу№ деятельность
3. Модель использования ресурсов образовательной организации
Образовательная программа А
Образовательна я организация А
лицензия на образовательную деятельность с указанием адресов Образовательной организации Б
Договор арондьи'о безвозмездном пользовании
©несение адресов помещений Б е приложение к лицензии А
^т-. Образовательная организация Б
I на оордоооагсльчую деятельность
Рис. 1. Модели совместной реализации программ [3]
При организации сетевого взаимодействия по типовой модели № 2 образовательная организация может реализовывать любые типовые модели дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ: (традиционные, разноуровневые, модульные) и использовать при этом ресурсы организаций, которые не имеют лицензию на образовательную деятельность, но являются ресурсными организациями, так как, на основании договоров о сетевом взаимодействии и об аренде/безвозмездном пользовании, предоставляют свои ресурсы, необходимые для реализации ДОП. В лицензии на образовательную деятельность первой организации при этом указываются адреса ресурсных
организаций. В Инструментарии работника системы дополнительного образования такой способ сетевого взаимодействия называется моделью ресурсной организации (рис. 1).
Таким образом, в рамках двух типовых моделей образовательных программ, реализуемых в сетевой форме, могут реализовываться 3 типовые модели дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (традиционные, модульные, разноуровневые). Кроме того, обучение по каждой из них может быть, в том числе, и дистанционным и/или электронным. Рост вариативности реализации дополнительных программ в сетевой форме обеспечивает индивидуализацию процесса обучения и предоставляет большие возможности для разработки индивидуальных образовательных маршрутов. Все это, в свою очередь, повышает доступность дополнительного образования для разных категорий, позволяя решать одну из основных задач современного дополнительного образования.
На практике учреждения дополнительного образования Новосибирской области недостаточно активно пользуются таким инструментом обновления системы, как организация сетевого взаимодействия. Причин тому множество и одна из них - отсутствие четкого понимания того, как именно и почему сетевая форма реализации дополнительных общеобразовательных программ может дать толчок для развития всей системы дополнительного образования.
Рассмотрение именно этого вопроса с точки зрения закона развития систем предлагается далее в данной статье.
Для четкого понимания вопроса, в первую очередь, необходимо разобраться в том, что понимается под системой.
В своей работе «Тектология (Всеобщая организационная наука)» основоположник организационной теории Александр Богданов дает определение понятия «система», признанное классическим: системой, называется совокупность элементов и связей между ними, обладающая свойством, не сводящимся к сумме свойств элементов. [1] То есть, о системе можно говорить, когда целое не просто сумма частей, а нечто большее.
Как видно из определения, система (8181) должна состоять, как минимум, из двух элементов или подсистем, которые взаимодействуют друг с другом (рис. 2) и создают новое "системное свойство", часто называемое синергизмом (объединенное действие двух элементов, которое является более сильным, чем сумма действий этих двух элементов при их раздельном функционировании).
Рис. 2. Графическое изображение системы
Таким образом, вся структура дополнительного образования региона является системой, в которой взаимодействующие между собой элементы - это его участники, а эффективность или результат их взаимодействия не является просто суммой усилий (вклада) каждого из них.
Определившись с понятием «система», остановимся на истории открытия и сути закона развития систем.
В средине 20-го века молодой бакинский изобретатель Генрих Альтшуллер (автор будущей Теории Решения изобретательских Задач (ТРИЗ) проанализировал сотни тысяч технических изобретений и выявил, что наиболее сильные из них получаются тогда, когда есть противоречие, которое грамотно формулируется и разрешается. В результате родилась идея "правильной" постановки изобретательской задачи: не надо делать множество проб и ошибок, достаточно сформулировать противоречие и разрешить его. Проанализировав более трёх миллионов изобретений всего мира Г.С. Альтшуллер, его ученики и последователи обнаружили, что существует всего около 40 приемов разрешения 1200 основных технических противоречий. Все это и привело к мысли, а позже и к открытию Законов Развития Технических Систем (ЗРТС). То есть, любые системы, будь то технические или социальные, появляются и развиваются по определенным объективным законам. Используя их для целенаправленного развития систем, можно избежать множества проб и ошибок.
Один из таких законов развития систем позволяет нам доказать, что сетевую форму реализации дополнительных программ можно рассматривать как эффективное условие обновления системы дополнительного образования региона.
Рассмотрим развитие систем во времени (рис. 3).
Какую бы систему мы не анализировали, по оси "Х" откладывается время. Его масштаб для разных систем различается, так как одни системы рождаются, развиваются за месяцы, другие за десятилетия.
По оси "У" откладывается Главный Параметр Системы. Этот параметр для всех систем разный. В нашем случае, это может быть результат, который мы хотим достичь, например, повышение доступности дополнительного образования для детей региона.
Рис. 3. Б-образный график развития систем
Т(о) - момент рождения системы находится в начале кривой и всегда идет не из нулевой отметки, так как не может возникнуть и существовать система с нулевым главным параметром. Таким образом, по графику видно, что рождение новой системы - это всегда качественный скачек.
Форма графиков развития абсолютно всех систем похожи на латинскую букву Б и в тризовской литературе называются "Б-образные кривые". Судя по этим графикам, можно четко утверждать, что развитие любой системы идет существенно нелинейно. При этом, Б - кривую можно условно разделить на три характерных участка: первый (нижний пологий), второй (подъем), третий (верхний пологий). Остановимся на этапах развития систем.
Первый этап (нижняя пологая часть графика) - это "вживание" родившейся системы в существующее к этому времени окружение.
Второй этап (средняя поднимающаяся часть графика) - это развертывание системы, когда она активно использует имеющиеся ресурсы и обрастает новыми функциями. На этом этапе существует единственный фактор, который может тормозить развитие системы: нехватка нужных ресурсов. В нашем случае можно говорить, например, о дефиците человеческих ресурсов, а именно, об отсутствии обученных новым рабочим функциям специалистов - педагогических работников учреждений дополнительного образования. Примером нехватки материальных ресурсов может быть отсутствие нужных материалов, оборудования, программного обеспечения, площадей и т.п.
На этом этапе новая система стремится к тому, чтобы заменить собой все старые системы подобного назначения. И это объективно полезно как самой новой системе, так и конкурентам, так как всех заставляет развиваться. Однако, приходит время, когда новая система становится привычной для своего окружения и приходит в равновесие с окружающей её средой.
Затем наступает третий этап. Когда система достигает максимальных показателей и исчерпывает свой потенциал развития, наступает стагнация. Основные ограничения, с которыми сталкивается система на данном этапе, связаны с изменениями внешних условий. Эти условия могут быть связаны как с внешними обстоятельствами, так и с деятельностью самой системы. Например, в рамках системы проходило обучение педагогов определенной технологии. Стадия стагнации может наступить из-за того, что все педагоги освоили эту технологию, пользуются ею, и обучение теряет смысл. В этом случае, изменение условий зависит от деятельности самой системы. Если стадия стагнации наступает из-за того, что через какое-то время технология, которой обучались педагоги, перестает быть актуальной, то изменения условий связаны с внешними обстоятельствами.
Возможны разные варианты того, что может произойти с системой после выхода на третий этап. Она может «уйти со сцены», например, как организация октябрят. Или может «спрятаться» в другую нишу, например, как пионерская организация - в Российское движение школьников. А может включиться в состав новой надсистемы, например, как выпускное сочинение советской школы, ставшее составной частью ЕГЭ сразу по нескольким предметам.
Как же преодолеть стагнацию в развитии системы? Оказывается, существуют всего два принципиальных пути: инвестиции и инновации.
В первом случае (инвестиций) речь идет о развитии одной из подсистем конкретной системы, претерпевающей кризис (то есть о закладывании новых Б-кривых). Поэтому, при малейших признаках выхода системы на третий этап развития, необходимо вкладывать силы и средства в новые разработки. Это даст новые Б-кривые, а, следовательно, новые качественные скачки в развитии системы. Надо сказать, что именно такой путь обновления системы (написание новых программ, различных разработок и т.п.) является привычным для дополнительного образования.
Согласно закону развития систем, во втором (инновационном) варианте преодоления стагнации, систему, исчерпавшую ресурсы своего развития, следует объединить с другой, более молодой системой, находящейся на первом или втором этапе своего развития. Главное, чтобы она выполняла ту же самую главную функцию. Если графически сложить эти две Б-кривые (рис. 4), то будет наглядно видно качественный скачок, происходящий не только на графике, но и в реальной жизни.
Такое объединение создаст новую систему, ресурсы развития которой значительно выше каждой из исходных.
Таким образом, если в определенный момент времени, к существующей системе добавляется еще один элемент, который начинает взаимодействовать с ранее существующими, то образуется новая, более сложная система (SYS 2), являющаяся надсистемой для SYS 1 и Э3 (рис. 5).
Рис. 4. Графическое изображение инновационного варианта вывода системы из стагнации
Рис. 5. Графическое изображение новой системы, или надсистемы
Интересно, что вводимые элементы могут быть материальными, нематериальными и, в качестве них, можно рассматривать и людей.
Примерами нематериальных элементов систем могут стать понятия, идеи и т.д.) и тогда появляются новые методы, технологии, концепции, научные теории, системы знаний.
В случае, если элементами системы являются люди, создаются новые коллективы, педагогические сообщества, детские организации, общественные движения и т.п.
Видится, что организация сетевого взаимодействия реализации дополнительных общеобразовательных программ как раз и является примером второго (инновационного) способа преодоления стагнации системы дополнительного образования региона. В этом случае, все новые вводимые элементы (материальные, нематериальные, люди) можно рассматривать как ресурсы «нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность...» [4, 7], которые используются при организации обучения.
К сожалению, настоящее время в Новосибирской области недостаточно используется потенциал сетевого взаимодействия при реализации дополнительных образовательных программ. Но уже сегодня есть примеры, доказывающие эффективность такого подхода к развитию системы дополнительного образования детей в регионе.
Так, положительный опыт работы по типовой модели № 1 «Сетевое взаимодействие организаций, реализующих дополнительные образовательные программы» имеют муниципальные опорные центры Баганского, Искитимского, Коченевского, Краснозерского, Черепановского муниципальных районов и городов Искитим и Обь. Их взаимодействие по совместной реализации программ различной направленности с общеобразовательными учреждениями (школы, детские сады) и учреждениями дополнительного образования детей (ОЦРТДиЮ, ДЮСШ) подкреплено договорами, в которых четко оговорены права и обязанности каждой из участвующих во взаимодействии сторон. В качестве вводимых в новые системы элементов чаще всего выступают материальные ресурсы (площади, оборудование и т.п.), реже - людские (кадры). Опыт введения нематериальных элементов (идей, концепций и т.п.) обновления системы работы учреждений дополнительного образования Новосибирской области при их работе по типовой модели № 1 сетевого взаимодействия реализации программ пока отсутствует.
Однако нематериальные элементы, наряду с материальными и людскими, активно вводятся теми немногочисленными муниципальными опорными центрами, которые уже сегодня имеют положительные результаты работы по типовой модели № 2 «Сетевое взаимодействие с образовательной организацией, не реализующей дополнительные образовательные программы». Так, в МОЦ города Искитим организовано и дает свои плоды сетевое взаимодействие с Международным союзом педагогов-художников. МОЦ города Искитим активно взаимодействует с производственными организациями и с учреждениями высшего образования (летняя сессия в инженерно-технологической школе «Инжетроник» на базе НГАСУ (Сиибстрин); «Школа инженерного мышления»,
на базе ФГБОУ «НГТУ» МТФ с АО "ЭПМ-НовЭЗ"; «Школа юного железнодорожника» на базе СГУПС с АО «Сибирский антрацит»). В МОЦ Черепановского района организовано сетевое взаимодействие с управлением сельского хозяйства администрации района по реализации модульной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Агрознайка».
Все приведенные примеры показывают не только жизнеспособность обеих моделей сетевого взаимодействия, но и полученными результатами доказывают их эффективность.
Таким образом, более активное практическое внедрение сетевой формы реализации дополнительных программ позволит сделать качественный скачок в развитии системы дополнительного образования региона и именно его можно рассматривать как условие обновления этой системы.
Библиографический список:
1. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. - М.: Экономика, 1989.
2. Быкова Е.В. Использование закона развития систем для прогнозирования протекания инновационных процессов в дополнительном образовании // Наука и образование: сборник трудов XII Международной научной конференции, посвященной 75-летию Кемеровской области и 80-летию города Белово. - 2017. -С. 299.
3. Инструментарий работника системы дополнительного образования. [Электронный ресурс]. - URL: http://metodlaboratoria.vcht.center/riekomienduiem_prochitat_posmotriet_uslyshat_pos ietit/instrumientarii_rabotnika_sistiemy_dopolnitiel_nogho_obrazovaniia_dietiei (дата обращения: 13.06.2019).
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 № АК-2563/05. [Электронный ресурс]. - URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/sredne-professionalnoe-obrazovanie/normativnye-dokumenty/pismo-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federatsii-ot-28-08-2015-ak-2563-05-o-metodicheskikh-rekomendatsi.html (дата обращения: 13.06.2019).
5. Попова И.Н. Актуальные проблемы проектирования общеразвивающих программ дополнительного образования детей нового поколения. // Внешкольник. - № 3 (183). - 2018. - С. 12-17.
6. Сибиряков В.Г. Из прошлого в будущее: технология прогнозирования развития систем с помощью ТРИЗ. // Всероссийский экономический журнал «ЭКО». - М, 2001. - № 8 (326). - С 144-158.
7. Федеральный закон № 237_ФЗ «Закон об образовании в РФ». [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 13.06.2019).