УДК 373.2
Экологическое просвещение школьников в системе дополнительного образования в 1990-2000-х гг.
Environmental education of schoolchildren in the system of additional education in the 1990-2000's.
Нестерова А.А., Ульяновский государственный технический университет, [email protected]
Nesterova A., Ulyanovsk State Technical University, [email protected]
DOI: 10.51379/KPJ.2023.159.2.023
Ключевые слова: экологическое просвещение школьников, дополнительное экологическое образование, экологическая культура, станция юных натуралистов, экологический лагерь.
Keywords: ecological enlightenment of schoolchildren, additional ecological education, ecological culture, station of young naturalists, ecological camp.
Аннотация. Экологическое просвещение подрастающего поколения в системе дополнительного образования - актуальная задача, стоящая перед современным педагогическим сообществом. Поиск решений этой задачи, оптимальных для сегодняшнего дня, обнаруживает необходимость историко-педагогической реконструкции предыдущего эколого-просветительского опыта, в котором отражена общая логика развития подходов к формированию экологической культуры детей и подростков в России со свойственными ему успехами и трудностями. Цель статьи состоит в извлечении имеющейся информации в области организации российского дополнительного экологического образования в 1990-2000 гг. и представлении ее в виде целостного теоретического конструкта, а также в её педагогической интерпретации. Автором проанализированы ключевые направления развития дополнительного экологического образования, важные события того периода, приведены примеры из эколого-педагогической практики разных российских регионов, выявлены и сформулированы проблемы, нерешённость которых оказала сдерживающее влияние на развитие внешкольного экологического просвещения детей. Статья предназначена для исследователей проблемы экологического образования и просвещения школьников, а также может быть использована в процессе эколого-педагогической подготовки будущих педагогов.
Abstract. Environmental enlightenment of the younger generation in the system of additional education is an urgent task facing the modern pedagogical community. The search for solutions to this problem that are optimal for today reveals the need for a historical and pedagogical reconstruction of the previous ecological and educational experience, which reflects the general logic of the development of approaches to the formation of ecological culture of children and adolescents in Russia with its inherent successes and difficulties. The purpose of the article is to extract the available information in the field of the organization of Russian additional environmental education in 1990-2000 and present it as an integral theoretical construct, as well as in its pedagogical interpretation. The author analyzes the key directions of the development of additional environmental education, important events of that period, provides examples from the ecological and pedagogical practice of different Russian regions, identifies and formulates problems, the unresolved nature of which had a restraining effect on the development of extracurricular environmental education of children. The article is intended for researchers of the problem of environmental education and education of schoolchildren, and can also be used in the process of ecological and pedagogical training offuture teachers.
Введение. Система дополнительного экологического образования, ставшая преемником внешкольного натуралистического образования, имела особое значение для формирования экологической культуры детей и подростков на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Именно станции юных натуралистов,
специализированные кружки, клубы при
библиотеках и особо охраняемых природных территориях создавали предпосылки для научного и творческого постижения детьми и подростками мира природы за рамками школьного урока.
В целом экологическое просвещение подрастающего поколения, проходившее вне учебного процесса общеобразовательных
учреждений, в 1990-х гг. характеризовалось переходом от формата внешкольной работы биологической направленности к формированию системы дополнительного экологического образования. До 1996 года шло становление государственной политики в области дополнительного образования как такового, осуществлялась разработка теоретико-методологических и нормативно-правовых основ, анализировались и классифицировались действовавшие программы дополнительного образования, определялись меры поддержки инновационных процессов, появлялись учреждения дополнительного образования нового типа. Во второй половине 1990-х гг. с опорой на аналитические результаты, полученные на предыдущем этапе, началась конкретизация функций, принципов, целей и задач учреждений дополнительного образования, в том числе эколого-биологической направленности,
разрабатывались программы развития уже существовавших и вновь открывавшихся учреждений, формировалась федеральная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Именно в это время произошла экологизация многих направлений и компонентов внешкольной работы, были признаны профессиональным сообществом новые формы работы детских объединений (очные и заочные экологические школы, клубы, научные общества учащихся, профильные лагеря, комплексные экологические экспедиции, сборы и др.). Приоритетными способами осуществления дополнительного образования стали учебно-исследовательская деятельность, опытничество и предпрофильная подготовка учащихся.
Материалы и методы исследования. В качестве источников информации выступали материалы диссертационных исследований, проведённых в обозначенный период, научных и методических статей, посвящённых различным аспектам внешкольного экологического просвещения, государственные доклады, а также сайты учреждений дополнительного
экологического образования.
Результаты исследования. В 1990-х гг. основу дополнительного экологического образования детей и подростков составляли станции юных натуралистов, созданные ещё в советский период, и открывавшиеся новые эколого-биологические центры. В течение первого постсоветского десятилетия по всей стране на базе этих учреждений реализовывались образовательные программы, проходила масштабная исследовательская работа по поиску
педагогических решений проблемы
формирования экологической культуры школьников, разрабатывались авторские методики обучения и диагностики и пр. Подобные наработки появились при учреждениях дополнительного экологического образования г. Ярославля [20], г. Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа [9], республики Карелии [2], Ставропольского края [16], Оренбургской области [18], республики Чувашии [19] и др.
Флагманом внешкольного детского эколого-биологического образования того периода являлась Центральная станция юных натуралистов г. Москвы (далее - ЦСЮН), обладавшая передовым педагогическим опытом в сфере эколого-биологического просвещения детей. Вклад ЦСЮН в развитие экологического просвещения подрастающего поколения состоял в непрерывной методической помощи, которую её коллектив оказывал сотрудникам подобных учреждений, организуя семинары, конференции, курсы повышения квалификации, фестивали не только в Москве, но и «на местах». Например, в 1996 году сотрудники ЦСЮН принимали участие в организации и проведении научно-практической конференции «Современное состояние и основные тенденции развития экологического образования» в г. Воронеже, в 1998 году под руководством директора ЦСЮН Н.С. Дервоед состоялся семинар «Состояние, перспективы и проблемы развития учреждений дополнительного образования эколого-биологического профиля» в г. Благовещенске и т.д. [12].
На протяжении 1990-х гг. коллектив ЦСЮН, сохраняя традиции, осваивал новые формы и направления работы: с 1996-1997 учебного года на основании Решения коллегии Министерства образования Российской Федерации (№1 от 10 января 1996 года) на базе ЦСЮН начала работу Федеральная заочная экологическая школа, популяризировавшая эколого-биологическое образование и вовлекавшая школьников в самостоятельную исследовательскую работу в области экологии; в 1996 году ЦСЮН стала соорганизатором первого Всероссийского конкурса «Подрост»; в 1997 году провела летнюю экологическую школу в формате полевого лагеря в пос. Броди Новогородской области; в том же году в г. Видное Московской области состоялась Всероссийская осенняя экологическая школа, организованная по итогам Всероссийской биологической олимпиады для учащихся учреждений дополнительного образования; 1997
год был ознаменован выходом журнала «Юннатский вестник» и т.д.
Продолжал свою работу созданный ещё в начале 1950-х гг. биологический кружок Дарвиновского музея «Всероссийское общество охраны природы» (ВООП), особенностью которого была ориентированность на научное познание окружающего мира, отличавшая его от внешкольных кружков, занимавшихся организацией детского досуга. Занятия наукой проходили в форме лекций и семинаров, в формате полевой работы, и были направлены на постижение живой природы, воспитание бережного отношения к ней и стремления познать её. Главным принципом работы кружка была преемственность поколений: старшие, более опытные члены объединения через личное общение передавали начинающим
исследователям природы не только знания, но и традиции биологического сообщества. «Кружковцы» более ранних лет, становясь профессионалами в этой области, в том числе серьёзно занимаясь наукой, продолжали делиться своим опытом на общественных началах. Всё это формировало особую неформальную атмосферу кружка, которой не были свойственны жёсткие регламенты, подчёркнуто официальное общение между старшим и молодым поколением, но оставались сильны традиции юннатского самоуправления [7].
Эколого-просветительская работа развивалась на базе Кружка юных биологов Московского зоопарка (КЮБЗ), где не только проводились лекции и семинары по биологии для школьников, но и предоставлялись возможности для самостоятельного наблюдения за животными в зоопарке, участия в его хозяйственной деятельности, например, по уборке территории или заготовке кормов и пр. Для изучения живой природы участники кружка нередко выезжали с экспедициями в Подмосковье и посещали заповедники по всей России.
В 1990-х гг. набирала популярность такая форма внешкольного экологического образования детей и молодёжи, как экологический лагерь, где проходило обучение доступным для детей и подростков методикам исследования живых организмов, знакомство с их экологическими особенностями и пр. Экологические профильные смены позволяли развивать у воспитанников интерес к познанию природы, в том числе к её творческому постижению, формировать ответственное поведение в общении с ней, получать опыт практического участия в реальных природоохранных делах, приобретать навыки исследовательской работы в природных условиях
и пр. С 1992 года системная научно-методическая работа по созданию и апробированию программ экологических лагерей велась сотрудниками кафедры методики преподавания биологии, химии и географии Якутского государственного педагогического института в республике Саха [17]. Часто профильные смены устраивались при стационарах полевых исследовательских работ. Например, подобная практика сложилась при Московской городской станции юных натуралистов, на базе Звенигородской биологической станции Московского государственного университета, а также в юннатских организациях Ленинградской, Тверской, Архангельской и других областей [11]. Кроме того, развивался формат экологических смен в традиционных оздоровительных лагерях. В экспериментальной работе по распространению такого эколого-просветительского формата принимали участие оздоровительные лагеря «Салют», «Чайка», «Орленок», «Энергетик», располагавшиеся на территории республики Башкортостан и др. [3]. Элементы экологического просвещения включались в работу с детьми не только в профильных сменах, но и в тех, что не имели такой специфики, через экологизацию различных компонентов воспитательного процесса.
В течение последнего десятилетия XX века в России развивалось направление
дополнительного экологического образования детей, связанное с деятельностью особо охраняемых природных территорий. Эколого-просветительская деятельность заповедных территорий имела широкую географию и отличалась многообразием форм: летние экологические школы (национальный парк «Лосиный остров», г. Москва; заповедник «Галичья гора», Липецкая область; Хопёрский заповедник, Воронежская область),
экологические лагеря (Вишерский заповедник, Пермская область; Лазовский заповедник, Приморский край; заповедник «Присурский», республика Чувашия), экологические тропы (Валдайский национальный парк, Новгородская область; Кенозерский национальный парк, Архангельская область; Уссурийский заповедник, Приморский край) и др. Весьма распространенным на заповедных территориях был волонтёрский формат деятельности: Саяно-Шушенский заповедник, Красноярский край; Окский заповедник, Рязанская область; заповедник «Шульган-Таш», республика Башкирия; национальный парк «Марий Чодра», республика Марий Эл; заповедник «Хинганский», Амурская область) и т.д. [6]. Известен опыт
взаимодействия образовательных учреждений и государственного природного заповедника «Костомукшский» (Республика Карелия) и международного российско-финляндского
заповедника «Дружба», направленный на формирование экологической культуры подростков [1].
В начале 1990-х гг. повсеместно продолжали действовать школьные лесничества, но уже к 1995 году они лишились системной государственной поддержки и их число резко сократилось. Те из них, которые продолжали свою работу, придерживались традиций, заложенных И.С. Артюховым - учителем, основателем первого школьного лесничества «Лесной патруль» в Жуковском лесхозе Брянской области в 1949 году: помощь в выявлении нарушений лесопользования, пропаганда важности охраны лесов от пожаров, знакомство с жизнью леса, встречи с учёными и т.д. [8].
Таким образом, в первое постсоветское десятилетие в России был накоплен значительный опыт внешкольной эколого-просветительская работы, однако, несмотря на это, к концу 1990-х гг. начала складываться тенденция снижения интереса школьников к кружковой работе экологической
направленности, обусловлена общим угасанием общественной экоповестки. Как правило, посетителями учреждений дополнительного образования становились те подростки, кто уже имел познавательную мотивацию в области изучения экологии или биологии и связывали с этими науками свою будущую
профессиональную судьбу.
С начала 2000-х гг. ведущую роль в координации деятельности учреждений дополнительного экологического образования по-прежнему играла ЦСЮН, которая год за годом проводила Федеральную заочную экологическую школу, слёты юных натуралистов, летние экологические школы, конкурсы и конференции и пр. Насыщенным на эколого-просветительские события, инициированные ЦСЮН, стал 2000 год: в Псковской области прошёл Всероссийский слет юных экологов, участие в котором приняли команды из 34-х регионов; была организована всероссийская выставка «Юннат-2000»; состоялся всероссийский заочный смотр-конкурс уголков живой природы; был проведен заочный тур всероссийского конкурса «Моя малая родина»; реализована программа летней экологической школы в д. Вогнема Вологодской области; организовано совещание руководителей учреждений дополнительного образования эколого-биологической направленности, а также
заочный конкурс методических материалов и т.д. Многие из этих мероприятий были признаны профессиональным сообществом и со временем стали ежегодными.
В 2006 году была заложена традиция проведения Слёта юных экологов из России и Беларуси «Экология без границ», проходившего на базе ЦСЮН, которая с 2004 года стала носить название «Федеральный детский эколого-биологический центр» (далее - ФДЭБЦ), и реализовывался совместно с Республиканским эколого-биологическим центром Министерства образования Республики Беларусь. Слет был направлен на развитие интереса учащейся молодёжи к окружающей природе и укрепление дружеских связей. В разные годы участниками слёта становились учащиеся из Москвы, Санкт-Петербурга, Кемеровской, Свердловской, Мурманской, Оренбургской, Омской областей, республик Татарстан, Башкирия, Марий Эл и других регионов [15].
Начиная с 2003 года подростки, обучавшиеся по дополнительным эколого-биологическим программам, принимали участие в Российском национальном юниорском водном конкурсе, включавшем региональный и федеральный этапы.
Поддерживалась традиция эколого-биологической работы кружков, действовавших на базе научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений (кружок юных натуралистов Зоологического музея и Ботанический кружок МГУ им. М.В.Ломоносова), музеев (Биологический кружок Дарвиновского музея «ВООП», Лаборатория биологии Политехнического музея), зоопарков (Кружок юных биологов Московского зоопарка) [11].
Полевое направление эколого-
биологического образования в г. Москве развивалось в Клубе юных исследователей природы «Трампеадор», действовавшего в Доме научно-технического творчества молодежи (ДНТТМ). Во время школьных каникул его участники организовывали пешие экспедиции в разных регионах России (Подмосковье, побережье Белого моря, Тверская и Астраханская области), исследуя природные особенности различных природных зон. В холодное время года во время выездов воспитанников размещали на охотничьих базах, биостанциях, а летом разбивались палаточные лагеря, где детей учили полностью обеспечивать себя таким образом, чтобы не нанести вреда природе. В свободное от экспедиций время проходили занятия, на которых преподаватели-биологи знакомили детей и
подростков с животными, экологическими особенностями их обитания в естественной природе и содержания в домашних условиях, формировали навыки распознавания животных по следам, применения лекарственных растений и т.д. В клубе был организован живой уголок, где содержались птицы, млекопитающие, насекомые, рептилии и амфибии [5].
В г. Ульяновске в 2002 году был создан Областной детский экологический центр, в задачи которого входила разработка концепции и создание системы экологического образования в регионе. Специалисты Центра ежегодно проводили экспедиции, организовывали летние экологические лагеря, реализовывали областные проекты «Заповедные места», «Вместе на чистой земле», «Наследие великой Волги», «Живи родник» и др. На базе учреждения были созданы уникальные для региона музеи: Музей живых насекомых и Музей беспозвоночных животных». Для расширения образовательных возможностей коллектив Центра тесно сотрудничал с учреждениями дополнительного экологического образования республик Марий Эл, Чувашия, Татарстан, Пензенской, Нижегородской, Саратовской и Самарской областей [14].
Поиск оптимальных путей
совершенствования дополнительного
экологического образования шёл на базе Детского эколого-биологического центра в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского
автономного округа. Ведущими идеями, на которые опирался коллектив Центра при реализации экологического образования были экологизация жизненного пространства; экоразвитие и устойчивое развитие; теории экологического и ноосферного императива; экогуманизм и ноосферное мышление; высокий уровень управленческой и научно-исследовательской культуры педагогического коллектива. В ходе экспериментальной деятельности были выявлены методы и приёмы вовлечения подрастающего поколения в экологическую деятельность в учреждениях дополнительного образования: освоение детьми курса теоретической и практической деятельности эколого-биологической
направленности во взаимосвязи со школьными программами дисциплин естественнонаучного цикла; планомерная актуализация ранее пройденного материала, осмысление его на более высоком уровне; обращение к личному опыту обучающихся при обсуждении экологических проблем; введение в образовательный процесс традиций с экологическим содержанием; стимулирование инициативы и творчества при
проведении природоохранительных и природовосстановительных мероприятий;
вовлечение детей в совместные агитационно-пропагандистские акции среди горожан; выполнение творческих заданий по природоохранительной и
природовосстановительной тематике [9].
К концу 2000-х гг. в России действовали 25897 объединений эколого-биологической направленности: специализированные центры, дворцы, станции, клубы, экологические секции в многопрофильных учреждениях [15], где приобщение детей и подростков к природе, в том числе через вовлечение в общественно полезную трудовую деятельность, было неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы с подростками, создавало ориентиры для поведения, способствовало их социализации. Дополнительное экологическое образование имело важное значение для профессиональной ориентации подрастающего поколения. В условиях повсеместного сокращения часов на изучение экологии в школах дополнительное экологическое образование фактически оставалось для подрастающего поколения единственной возможностью познакомиться с разными направлениями эколого-
ориентированной деятельности, заинтересоваться ими и сделать свой дальнейший профессиональный выбор.
С середины 2000-х гг. в разных регионах России наметилась тенденция интеграции дополнительного экологического образования в практику общеобразовательных школ, где во внеурочное время ученики могли посещать учебные объединения, клубы, заниматься научно -исследовательской, проектной работой по эколого-биологической тематике,
природоохранной и волонтерской деятельностью, участвовать в экологических экскурсиях, экспедициях, туристических слетах, акциях и других мероприятиях (конференции, фестивали, конкурсы, праздники). Учреждения
дополнительного экологического образования работали в прочной связи со школами, оказывая методическую помощь учителям в проведении эколого-исследовательских и природоохранных работ, организуя совместные экологические акции и научно-познавательные мероприятия. Среди объединяющих школьное и дополнительное образование форматов работы была популярна совместная апробация инновационных форм и методов экологического обучения и воспитания, экскурсионная и просветительская деятельность на
«экологических тропах», организация
экологических лагерей и полевых исследовательских практик. Например, в ряде школ и учреждений дополнительного экологического образования детей Саратовской области был разработан у успешно внедрялся учебно-методический комплекс, включавший экологически ориентированные образовательные программы, проведение эколого-образовательных проектов («Птицеград», «Речка моего детства», «От малой речки до большой Волги» и др.), пакет диагностических методик для определения уровня сформированности экологической культуры школьников [10].
Заключение. На протяжении 1990-2000-х гг. экологическое просвещение детей и подростков в системе дополнительного экологического образования прошло путь от внешкольных натуралистических объединений до появления сети специализированных учреждений эколого-биологической направленности, в которых был накоплен значительный позитивный опыт организации учебной, исследовательской, творческой экологической деятельности, сложилась практика проведения слётов, экосмен в полевых и оздоровительных лагерях, природоохранительных акций, а также конкурсов, конференций, олимпиад и пр.
Вместе с тем к концу первого десятилетия XXI века обозначился ряд проблем, которые сдерживали развитие экопросвещения подрастающего поколения в системе дополнительного экологического образования:
1. Неравномерность развития сети учреждений дополнительного экологического образования в регионах: региональные системы дополнительного экологического образования являлись разнородными по своей структуре; учреждения, которые были в них встроены, в разных регионах имели разный статус, подчинённость и финансирование; существовали отличия как в содержании, так и в методическом сопровождении и т.д. Таким образом, формирование целостной системы дополнительного экологического образования в России к концу 2000-х гг. ещё не завершилось.
2. Трудность интеграции юннатских кружков в существовавший тогда формат дополнительного образования: изначально юннатское движение, хотя и было хорошо организовано, являлось неформальным по своей сути; в его среде сложились особые традиции в организации учебного процесса и общении между педагогами, специалистами-биологами и воспитанниками, сформировались этические нормы исследовательской среды. Формат дополнительного образования предусматривал
большую регламентацию деятельности таких учреждений, что вносило существенные изменения в почти семейный уклад жизни юннатских кружков, которые проявлялись в возрастании формальных бюрократических требований, связанных с необходимостью соблюдения чёткого расписания, подсчётом и распределением учебной нагрузки в соответствии с определенным количеством учеников, невозможность отклонения от последовательного изучения тем, предусмотренных программой и
пр. [4].
3. Постепенный переход кружков и секций из специализированных учреждений в общеобразовательные школы: озабоченность специалистов вызывало утрачивание уникальных условий, которые в течение десятилетий создавались на базе станций юных натуралистов и других специализированных объединений. Именно в их стенах на протяжении многих лет выстраивалась системная работа по вовлечению школьников в научно-исследовательскую деятельность вне классно-урочной системы, имевшая большое значение для выбора будущей профессии. Особую ценность представляли специалисты-биологи, знавшие специфическую методологию и методику дополнительного эколого-биологического образования детей и являвшиеся носителями уникального опыта приобщения подрастающего поколения к миру природы. При переходе дополнительного образования в школы оно стало реализовываться школьными учителями, постепенно приобретая черты внеурочной работы. При этом сводилось на нет общение детей с живой природой, забота о растениях и животных и пр. [13].
4. Снижение у школьников интереса к дополнительному образованию экологической направленности: экологические кружки утратили свою популярность в связи с общими изменениями в структуре общественных ценностей, в которой научно-исследовательская и экологическая работа не была модной или престижной [13]. К тому же, нараставшие в тот период социальные угрозы (неизвестные ранее эпидемии, терроризм, преступность) вынуждали отказываться от проведения выездных полевых практик и экспедиций, что обусловило отток их постоянных участников [7].
5. Недостаточная теоретико-методологическая разработанность вопросов воспитания экологической культуры в учреждениях такого типа: в 1990-2000-х гг. наблюдался дефицит методической литературы, раскрывавшей различные аспекты организации дополнительного экологического образования;
результаты научно-педагогических исследований, посвящённых этой проблеме, чаще всего оставались малодоступными для широкого круга педагогов-практиков.
Необходимость решения перечисленных проблем во многом предопределила развитие дополнительного экологического образования в последующие годы.
Литература:
1. Абрамова Т.Е. Формирование экологической культуры подростков в условиях взаимодействия особо охраняемых природных территорий и образовательных учреждений региона: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Абрамова Татьяна Евгеньевна. - М., 2002. -25 с.
2. Амбражевич Я.Е. Развитие экологической направленности личности в биологических кружках станции юных натуралистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Амбражевич Ярослав Евгеньевич. -СПб., 2000. - 19 с.
3. Бахтиярова В.Ф. Педагогические условия экологического воспитания учащихся в летних оздоровительных лагерях: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Бахтиярова Венера Фаритовна. - Уфа, 2000. - 18 с.
4. Беэр А.С. Кружок «Современная ботаника» кафедры высших растений Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова [Электронный ресурс] / А.С. Беэр // Современные методические аспекты экологического образования. Выпуск 4. Натуралистическое образование: традиции и современность; под ред. Д.В. Моргуна. - М.: МГСЮН, 2008. - 328 с. - Режим доступа:
http://ecosystema.ru/03programs/publ/mgs06mgu.htm
5. Биологические кружки для школьников [Электронный ресурс] // Учёба.ру. - Режим доступа: https://www.ucheba.ru/article/987
6. Заповедные территории и люди: Формы и методы работы // Эколого просветительский Центр «Заповедники». - М., 2001. - 102 с.
7. Иванов А.И. Биологический кружок Дарвиновского музея «ВООП» [Электронный ресурс] / А.И. Иванов, Е.С. Преображенская // Современные методические аспекты экологического образования. Выпуск 4. Натуралистическое образование: традиции и современность; под ред. Д.В. Моргуна. - М.: МГСЮН, 2008. - 328 с. - Режим доступа: http://ecosystema.ru/03programs/publ/mgs05voop.htm
8. История первого школьного лесничества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bryansky-les.ru/news/istoriya-pervogo-shkolnogo-lesnichestva-/
9. Колобова Б.А. Совершенствование системы дополнительного экологического образования детей в Северном регионе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Колобова Берта Алексеевна. - Москва, 2001. - 25 с.
10. Коробков С.Д. Формирование экологической культуры школьников в учреждении дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Коробков Сергей Дмитриевич. - Саратов, 2008. - 23 с.
11. Моргун Д.В. Дополнительное экологическое образование в городе Москве: основные направления и перспективы развития: сборник / Д.В. Моргун // Экологическое образование сегодня. Взгляд в будущее / Материалы и доклады V Всероссийской научно-практической конференции по экологическому образованию (Москва, 20-21 октября 2017 года); под общ. ред. В.А. Грачева. - Т. 2. - М.: Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского, 2018. - С. 126-131.
12. Моргун Д.В. От юннатского движения к дополнительному экологическому образованию [Электронный ресурс] / Д.В. Моргун. - Режим доступа: https://clck.ru/33b9w4
13. Моргун Д.В. Юннатское движение и дополнительное экологическое образование: преемственность ценностей и подходов [Электронный ресурс] / Д.В. Моргун. - Режим доступа: http://www.ecolife.ru/zhurnal/artides/8305/
14. Нестерова А.А. Экологизация современного образования: учеб. пособие / А.А. Нестерова. -Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2013. - 76 с.
15. О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2007 году: государственный доклад [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ecoculture.ru/ecolibrary/report_2007.php
16. Сотникова Н.Н. Формирование экологической культуры детей в учреждениях дополнительного образования: На примере краевого эколого-биологического центра: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Сотникова Наталья Николаевна. -Ставрополь, 2000. - 22 с.
17. Софронов Р.П. Роль общеобразовательных школ в организации дополнительного экологического образования учащихся (на примере школ Республики Саха (Якутии) / Р.П. Софронов // Russian Journal of Education and Psychology. - 2015. - № 4. - С. 150-170.
18. Тавстуха О.Г. Педагогические основы развития экологической культуры учащихся в процессе дополнительного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Тавстуха Ольга Григорьевна. -Оренбург, 2001. - 37 с.
19. Шаронова Е.Г. Формирование экологической культуры подростков в объединениях натуралистско-экологического направления учреждений дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Шаронова Евгения Геннадьевна. -Чебоксары, 2002. - 253 с.
20. Экзерцева Е.В. Экологическое воспитание старшеклассников в учреждениях дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Экзерцева Екатерина Вадимовна. - Ярославль, 1997. -20 с.
References:
1. Abramova T.E. Formation of ecological culture of teenagers in the conditions of interaction of specially protected natural territories and educational institutions of the region: abstract of thesis. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.01 / Abramova Tatiana Evgenievna. - M., 2002. - 25 p.
2. Ambrazhevich Ya.E. Development of ecological orientation of personality in biological circles of the station of young naturalists: abstract of thesis ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.02 / Ambrazhevich Yaroslav Evgenievich. - St. Petersburg, 2000. - 19 p.
3. Bakhtiyarova V.F. Pedagogical conditions of ecological education of students in summer health camps: abstract of thesis ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.01 / Bakhtiyarova Venera Faritovna. - Ufa, 2000. -18 p.
4. Beer A.S. The circle "Modern botany" of the Department of Higher Plants of Lomonosov Moscow State University [Electronic resource] / A.S. Beer // Modern methodological aspects of environmental education. Issue 4. Naturalistic education: traditions and modernity; edited by D.V. Morgun. - M.: MGSIUN, 2008. - 328 p. - Access mode: http://ecosystema.ru/03programs/publ/ mgs06mgu.htm
5. Biological circles for schoolchildren [Electronic resource] // <url>. - Access mode: https://www.ucheba.ru/article/987
6. Protected areas and people: Forms and methods of work // Ecological and educational Center "Reserves". -M., 2001. - 102 p.
7. Ivanov A.I. Biological circle of the Darwin Museum "VOOP" [Electronic resource] / A.I. Ivanov, E.S. Preobrazhenskaya // Modern methodological aspects of environmental education. Issue 4. Naturalistic education: traditions and modernity; edited by D.V. Morgun. - M.: MGSIUN, 2008. - 328 p. - Access mode: http://ecosystema.ru/03programs/publ/mgs05voop.htm
8. The history of the first school forestry [Electronic resource]. - Access mode: https://bryansky-les.ru/news/istoriya-pervogo-shkolnogo-lesnichestva -/
9. Kolobova B.A. Improvement of the system of additional ecological education of children in the Northern region: abstract of thesis. ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.01 / Kolobova Berta Alekseevna. -Moscow, 2001. - 25 p.
10. Korobkov S.D. Formation of ecological culture of schoolchildren in the institution of additional education: abstract of thesis ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.01 / Korobkov Sergey Dmitrievich. - Saratov, 2008. - 23 p.
11. Morgun D.V. Additional environmental education in Moscow: main directions and prospects of development: collection / D.V. Morgun // Environmental education today. A vision into the future / Materials and reports of the V All-Russian Scientific and Practical Conference on Environmental Education (Moscow, October 20-21, 2017); edited by V.A. Grachev. - Vol. 2. - Moscow: V.I. Vernadsky Non-Governmental Environmental Foundation, 2018. - Pp. 126-131.
12. Blinky D.V. From the Yunnatsky movement to additional ecological education [Electronic resource] / D.V. Morgun. - Access mode: https://clck.ru/33b9w4
13. Morgun D.V. The Yunnatsky movement and additional ecological education: continuity of values and approaches [Electronic resource] / D.V. Morgun. - Access mode: http://www.ecolife.ru/zhurnal/articles/8305/
14. Nesterova A.A. Ecologization of modern education: manual / A.A. Nesterova. - Ulyanovsk: Publisher Kachalin Alexander Vasilyevich, 2013. - 76 p.
15. On the state and environmental protection of the Russian Federation in 2007: State report [Electronic resource]. - Access mode: https://ecoculture.ru/ecolibrary/report_2007.php
16. Sotnikova N.N. Formation of ecological culture of children in institutions of additional education: On the example of the regional ecological and biological center: abstract of thesis ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.01 / Sotnikova Natalia Nikolaevna. - Stavropol, 2000. - 22 p.
17. Sofronov R.P. The role of secondary schools in the organization of additional environmental education of students (on the example of schools of the Republic of Sakha (Yakutia) / R.P. Sofronov // Russian Journal of Education and Psychology. - 2015. - № 4. - Pp. 150-170.
18. Tavstukha O.G. Pedagogical foundations of the development of ecological culture of students in the process of additional education: abstract of thesis ... doctor of pedagogical sciences: 13.00.01 / Tavstukha Olga Grigorievna. - Orenburg, 2001. - 37 p.
19. Sharonova E.G. Formation of ecological culture of teenagers in associations of naturalistic-ecological direction of institutions of additional education: abstract of thesis... candidate of pedagogical sciences: 13.00.01 / Sharonova Evgeniya Gennadievna. - Cheboksary, 2002. - 253 p.
20. Ekzertseva E.V. Ecological education of high school students in institutions of additional education: abstract of thesis... candidate of pedagogical sciences: 13.00.01 / Ekzertseva Ekaterina Vadimovna. - Yaroslavl, 1997. - 20 p.
5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования Сведения об авторе:
Нестерова Анна Александровна (г. Ульяновск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, директор Института непрерывного образования, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный технический университет, e-mail: [email protected]