Научная статья на тему 'Опыт отдела естественнонаучной направленности Центра «На Донской» ГБПОУ «Воробьевы горы» в организации комплексных экспедиций школьников и вовлечении их в исследовательскую деятельность'

Опыт отдела естественнонаучной направленности Центра «На Донской» ГБПОУ «Воробьевы горы» в организации комплексных экспедиций школьников и вовлечении их в исследовательскую деятельность Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
169
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНОЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РОССИЯ / ТРАДИЦИИ / СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ЭКСКУРСИИ / ЭКСПЕДИЦИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ / INTEGRATED EDUCATION IN THE FIELD OF NATURAL SCIENCES / RUSSIA / TRADITIONS / CURRENT PROBLEMS / EXCURSIONS / EXPEDITIONS / INDEPENDENT RESEARCH WORKS OF SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Комарова Екатерина Викторовна, Рупасов Сергей Валерьевич, Савинов Иван Алексеевич, Собко Галина Викторовна

В статье отражен многолетний опыт авторов в области комплексного естественнонаучного образования московских школьников в Центре «На Донской». Авторы являются сторонниками исторически сложившихся, традиционных форм работы с обучающимися в области биологии, геологии и географии лабораторных и практических занятий, экскурсий и экспедиций на природу для познания прекрасного и удивительного мира, окружающего нас. Приведены конкретные темы самостоятельных исследовательских работ школьников в разных регионах России, которые были выполнены за последние годы под руководством опытных наставников в условиях полевых выездов и экспедиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Комарова Екатерина Викторовна, Рупасов Сергей Валерьевич, Савинов Иван Алексеевич, Собко Галина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EXPERIENCE OF THE DEPARTMENT OF NATURAL SCIENCE AT THE CENTER “NA DONSKOI” (EDUCATION COMPLEX “VOROB’EVY GORY”) IN ORGANIZING COMPLEX EXPEDITIONS FOR SCHOOLCHILDREN AND INVOLVING THEM IN RESEARCH ACTIVITIES

The article reflects the authors' many years of experience in the field of integrated natural sciences education for Moscow schoolchildren at the Center «Na Donskoi». The authors are supporters of historically established, traditional forms of work with schoolchildren in the field of biology, geology and geography laboratory and practical exercises, excursions and expeditions to know the beautiful and amazing world surrounding us. Concrete topics of independent research works conducted by schoolchildren in different regions of Russia that have been carried out in recent years under the guidance of experienced mentors in the field trips and expeditions are given.

Текст научной работы на тему «Опыт отдела естественнонаучной направленности Центра «На Донской» ГБПОУ «Воробьевы горы» в организации комплексных экспедиций школьников и вовлечении их в исследовательскую деятельность»

Опыт отдела естественнонаучной направленности Центра «На Донской» ГБПОУ «Воробьевы горы» в организации комплексных экспедиций школьников _i

Комарова Е.В., Рупасов С.В., Савинов И.А., Собко Г.В. I

Опыт отдела естественнонаучной направленности Центра «На Донской» ГБпОу «Воробьевы горы» в организации комплексных экспедиций школьников и вовлечении их в исследовательскую деятельность

The experience of the Department of natural science at the Center "Na Donskoi" (Education complex "Vorob'evy Gory") in organizing complex expeditions for schoolchildren and involving them in research activities

Аннотация. В статье отражен многолетний опыт авторов в области комплексного естественнонаучного образования московских школьников в Центре «На Донской». Авторы являются сторонниками исторически сложившихся, традиционных форм работы с обучающимися в области биологии, геологии и географии — лабораторных и практических занятий, экскурсий и экспедиций на природу для познания прекрасного и удивительного мира, окружающего нас. Приведены конкретные темы самостоятельных исследовательских работ школьников в разных регионах России, которые были выполнены за последние годы под руководством опытных наставников в условиях полевых выездов и экспедиций. Ключевые слова: комплексное естественнонаучное образование, Россия, традиции, современные проблемы, экскурсии, экспедиции, самостоятельные исследовательские работы школьников

Abstract. The article reflects the authors' many years of experience in the field of integrated natural sciences education for Moscow schoolchildren at the Center «Na Donskoi». The authors are supporters of historically established, traditional forms of work with schoolchildren in the field of biology, geology and geography — laboratory and practical exercises, excursions and expeditions to know the beautiful and amazing world surrounding us. Concrete topics of independent research works conducted by schoolchildren in different regions of Russia that have been carried out in recent

Комарова

Екатерина Викторовна,

педагог дополнительного образования ОЕН Центра «На Донской» ГБПОУ «Воробьевы горы», г. Москва

e-mail: [email protected]

Рупасов

Сергей Валерьевич,

педагог дополнительного образования, куратор ОЕН Центра «На Донской» ГБПОУ «Воробьевы горы», г. Москва

e-mail: sergei_rupasov@ mail.ru

Савинов

Иван Алексеевич,

доктор биологических наук, профессор кафедры «Ветеринарно-санитарная экспертиза и биологическая безопасность» ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых производств», педагог дополнительного образования ОЕН Центра «На Донской» ГБПОУ «Воробьевы горы», г. Москва e-mail: [email protected]

years under the guidance of experienced mentors in the field trips and expeditions are given.

Keywords: integrated education in the field of natural sciences, Russia, traditions, current problems, excursions, expeditions, independent research works of schoolchildren

Введение

Экологическое образование является традиционной формой внешкольной работы с обучающимися в нашей стране. История дополнительного экологического образования восходит к 1918 году, когда в Москве, в Сокольниках, была организована биостанция юных натуралистов, впоследствии преобразованная в ЦСЮН (ныне — ФДЭБЦ). Таким образом, именно юннатское направление является исторически первым во всем внешкольном образовании и сохраняет свою актуальность сегодня. Один из исторически сложившихся центров юннатского движения в Москве — Центр «На Донской» (в прошлом — Дом научно-технического творчества молодежи, ДНТТМ) — вот уже многие годы занимается комплексным дополнительным образованием детей в области естественных наук: физики, химии, биологии, геологии, географии, экологии. Коллектив педагогов разных специальностей привлекает заинтересованных школьников к теоретическим и практическим занятиям на базе Центра, выездам на природу, экскурсиям и экспедициям. Особое значение мы придаем комплексным многодневным экспедициям в разные регионы России, где школьники выполняют самостоятельные исследовательские работы. Мы считаем, что именно такой подход полностью соответствует традиционному духу юннатства, а также современным требованиям к образованию с использованием комплексного подхода и инновационных методов.

Исторически юннатство является первым направлением детского дополнительного образования в нашей стране, хотя еще раньше, в 1876 году, на базе Московского университета благодаря инициативе А.П. Богданова (тогда — директора Зоомузея МГУ) был основан Студенческий научный кружок естественников, объединивший в свои ряды активную молодежь [Дунаев 2016]. Принципы, заложенные в ходе работы этого объединения, были впоследствии использованы другими студенческими кружками, а также школьными педагогами. Один из них — обязательная экскурсионная и экспедиционная деятельность, с которой началась и работа Биостанции юных натуралистов в Сокольниках 15 июня 1918 года. Уже в первые годы ее функционирования (1921-1924 гг.) были организованы поездки школьников в Клин, на озеро Сенеж, в окрестности Петрограда, заповедник «Асканию-Нова», на Волгу, в Крым и на Кавказ [У истоков юннатского движения 1972].

Комарова Е.В., Рупасов С.В., Савинов И.А., Собко Г.В.

Следует помнить имена первых ученых и педагогов, уделявших много внимания и сил воспитанию подрастающего поколения в области изучения родной природы: Д.Н. Кай-городова, Б.В. Всесвятского, И.В. Русакова, П.П. Смолина, А.Н. Формозова, В.В. Бианки, В.Г. Дормидонтова, П.А. Мантей-феля, А.П. Разореновой, Б.Е. Райкова, Е.А. Нинбурга и др.

Нынешнее поколение творческих педагогов и ученых продолжает славные традиции юннатского образования и воспитания [Савинов, Рупасов 2017]. Опыт организации исследовательской деятельности школьников в полевой биологии недавно был обобщен Н.П. Харитоновым [Харитонов 2008]. Им приведена примерная тематика работ, подробно описаны методики, правила оформления результатов. Опыт педагогов-практиков в организации и проведении экскурсий и экспедиций отражен в двух больших методических сборниках под редакцией Д.В. Моргуна [Моргун 2005, 2006]. Современными актуальными проблемами комплексного естественнонаучного образования российских школьников являются: уменьшение количества часов на естественнонаучные дисциплины (особенно на биологию и географию), частая переработка образовательных программ, недостаточное внимание педагогов к практическим формам деятельности, необходимость правильного, традиционного понимания термина «экология», биологизация всех сфер человеческой деятельности. Ввиду всего вышесказанного возрастает роль именно внешкольного дополнительного образования, не стесненного жесткими рамками основной образовательной программы средней школы. Однако и здесь творческих педагогов поджидает ряд подводных камней: к сожалению, очень часто на различных экологических конференциях и конкурсах для обучающихся приходится видеть чисто реферативные работы, без исследовательского компонента (хороший обзор этой проблемы дан в [Дунаев, Смирнов 2008].

Собко

Галина Викторовна,

педагог дополнительного образования ОЕН Центра «На Донской» ГБПОУ «Воробьевы горы», г. Москва

e-mail: [email protected]

Собственный опыт

Совместная работа авторов в области дополнительной образовательной деятельности со школьниками продолжается уже более 12 лет. Мы можем сформулировать цель и задачи нашей работы.

Цель — комплексное дополнительное образование школьников в области наук об окружающем мире.

Задачи:

1) образовательная: изучение комплекса дисциплин об окружающем мире — полевой биологии, географии, геологии, этнографии;

2) воспитательная: развитие у школьников бережного отношения к природе, уважительного отношения к культуре и традициям различных этнокультурных групп населения России;

Ekaterina

Komarova,

additional education teacher of the Department of Natural Sciences, Centre "Na Donskoi", Education complex "Vorobevy gory", Moscow

Sergei

Rupasov,

additional education teacher and curator of the Department of Natural Sciences, Centre "Na Donskoi", Education complex "Vorobevy gory", Moscow

Ivan

Savinov,

Doctor of biological Sciences, Professor of the Department of Veterinary Sanitary Examination and Biosafety, Moscow State University of Food Production, additional education teacher of the Department of Natural Sciences, Centre "Na Donskoi", Education complex "Vorobevy gory", Moscow

Galina

Sobko,

additional education teacher of the Department of Natural Sciences, Centre "Na Donskoi", Education complex "Vorobevy gory", Moscow

3) развивающая: приобретение туристских навыков и умения работать в коллективе, овладение методами полевых биологических и географических научных исследований.

В своей деятельности мы используем различные формы работы:

• кружковые теоретические занятия (лекции и семинары);

• кружковые практические занятия (коллекции, гербарий);

• обсуждение тем, целей и задач текущих и предстоящих исследований;

• экскурсии в музеи;

• экскурсии на природу в парки («Лосиный остров», Битцевский парк и др.) и в лес (Виноградовская пойма, окрестности Лотошинского рыбхоза, «Журавлиная родина», «Лохин остров»);

• сезонные многодневные экспедиции (весенние, летние, осенние, зимние).

Содержание экспедиционной работы и ее результаты

Особое значение мы придаем экспедиционным исследованиям, осуществляемым в ходе многодневных выездов в различные регионы России.

Регионы экспедиций:

• центр Европейской России;

• северо-запад и север Европейской России (Карелия, Архангельская область, Новгородская область);

• Кавказ;

• Полярный Урал;

• Ямал;

• Алтай;

• Восточная Сибирь (Восточные Саяны, Байкал, Забайкалье, Северо-Байкальское нагорье).

Такая обширная география поездок позволяет познакомиться с различными типами ландшафтов, побывать в разных природных зонах, познакомиться с растительным и животным миром разнообразных природных сообществ, от тундры до лесов колхидского типа с субтропическими элементами.

Время проведения и типы экспедиций:

• летние, стационарные и маршрутные (часто сплавы на байдарках и катамаранах);

• осенние, стационарные;

• зимние, стационарные;

• весенние, стационарные и маршрутные.

Комарова Е.В., Рупасов С.В., Савинов И.А., Собко Г.В.

Цель и задачи экспедиций

Цель — знакомство школьников с природой и культурой России и организация самостоятельной проектно-исследова-тельской деятельности в области естественных наук. Задачи:

1) образовательная: изучение разнообразия природных сообществ, различных видов растений и животных, культуры и обычаев местного населения;

2) воспитательная: развитие у школьников бережного отношения к природе, уважительного отношения к культуре и традициям различных этнокультурных групп населения России;

3) развивающая: приобретение туристских навыков и умения работать в коллективе, овладение методами полевых биологических и географических научных исследований.

Подготовка экспедиции:

• выбор района проведения экспедиции, постановка задач экспедиции, подготовка участников;

• подготовка документации на проведение экспедиции (приказ, согласование МКК, страховка, согласование с местными государственными службами);

• подготовка технического (средства передвижения, связи) и учебного оборудования, аптечки, литературы, картографических материалов и т. п.;

• покупка билетов, заказ местного транспорта;

• договор с принимающей стороной в случае проведения стационарной экспедиции на базе турбазы, заповедника, национального парка и т. п.;

• закупка продуктов и хозтоваров;

• работа с родителями учащихся, проведение родительских собраний и т. п.

Состав экспедиции:

• руководители — преподаватели, биологи и географы;

• помощники — наши выпускники, студенты ВУЗов естественнонаучного направления;

• участники — учащиеся групп дополнительного образования (кружков) возрастом от 10 до 18 лет, прошедшие теоретическую подготовку и имеющие опыт однодневных и многодневных выездов.

Работа экспедиции

Блок 1. Теоретический: инструктаж по ТБ, лекции, беседы при подготовке и по пути следования к месту проведения экспедиции в поезде по темам:

• «Введение в географию России» (ландшафты, природные зоны, принципы смены растительных сообществ, разнообразие животных, типы ООПТ);

• биогеографическая лекция о географическом положении, геологии, почвах, климате, растительном и животном мире места проведения экспедиции, истории его изучения;

• этнографическая лекция: обычаи и культура местного населения.

Блок 2. Практическая работа:

• обзорные экскурсии в природу (разнообразие сообществ, фоновые виды растений и животных), маршруты по экологическим тропам, посещение естественнонаучных и краеведческих музеев, ботанических садов, парков, дендрариев;

• выполнение самостоятельных исследовательских работ и проектов: сбор и обработка материала;

• отработка навыков туристской и экспедиционной жизни.

Примеры тем самостоятельных учебно-исследовательских работ школьников в области биологии, почвоведения и геологии

• «Особенности растительности и почв на гарях и горельниках разного возраста и типа в долинах рек Ципа и Витим (Забайкалье)»;

• «Видовой состав и особенности экологии основных лесообразующих пород Кавказского заповедника»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• «Экология и ритмы сезонного развития некоторых травянистых растений Кавказского заповедника»;

• «Флора и особенности экологии первоцветов заповедника "Утриш"»;

• «Особенности пространственного распределения основных типов фитоценозов в окрестностях Лотошинского рыбхоза (Волоколамский и Лотошинский районы Московской области)»;

• «Видовое разнообразие ив (Salix L.) окрестностей дер. Слугино (Поддорский район Новгородской области)»;

• «Флора и растительность среднего течения р. Щучьей (Ямал)»;

• «Флора сосудистых растений бассейна р. Кары (Полярный Урал, Большеземельская тундра)»;

• «Флора скальных обнажений бассейна р. Кожа (Онежский р-н Архангельской области)»;

• «Особенности геологического строения скальных выходов долин рек Подломки и Кожи»;

• «Изменение традиционной архитектуры мелких деревень Поддорского и Старорусского районов Новгородской области во второй половине ХХ — начале XXI века»;

• «Фауна булавоусых чешуекрылых бассейна среднего течения р. Оки (Восточный Саян)»;

• «Фауна жесткокрылых (Coleoptera) бассейна среднего течения р. Оки (Восточный Саян)»;

• «Флора сосудистых растений основных биотопов долин рр. Тиссы и Оки Саянской (Окин-ский район республики Бурятия)».

Комарова Е.В., Рупасов С.В., Савинов И.А., Собко Г.В.

Перечень наиболее интересных природных, исторических и других объектов на маршрутах (природный и этнографический компоненты экспедиционных исследований)

Ципа-Витим, 2015 г.

1) Курорт Баунт — курорт местного значения, много горячих сероводородных источников, обладающих целебными свойствами. Источниками богата вся Баунтовская котловина.

2) Озеро Баунт — расположено в западной части Баун-товской котловины, в системе рек Верхняя Ципа, Ципикан и Нижняя Ципа. По форме напоминает неправильный треугольник. Максимальная длина — около 16 км, ширина — 9 км, наибольшая глубина в юго-восточном углу составляет 33 м, при средней глубине 17 м, прозрачность воды 3,5 м. Берега высокие, на северо-западе даже скальные, обрывистые. С востока к озеру примыкает болотно-озерная равнина, с юго-запада — отроги горы Большой Хаптон. В озере много рыб, особенно сорога и окунь, а также щука, карась, сиг, ряпушка, язь, налим, заходят ленок, таймень, хариус и даже осетр.

3) Река Горячая (близ брошенного поселка Шуринда) — с высокой температурой воды по причине многочисленных сероводородных источников. Здесь не только горячие, но и холодные ключи.

4) Южно-Муйский хребет — крупный горный хребет в центральной части Забайкалья. С запада на восток протянулся примерно на 400 км. Средние высоты около 2000 м н.у.м., наивысшая точка — пик Муйский Гигант (3067 м). Широко представлены подгольцовый и гольцовый пояса растительности, включая заросли кедрового стланика.

5) Метеостанция (зимовье) Ую — расположена на левом берегу, у того места, где река Ципа делает резкий, более чем на 900, поворот на юг и устремляется в узкий коридор между хребтами. Здесь можно пообщаться с рабочими, попросить свежий хлеб.

6) Эвенкийская изба охотников и промысловиков выше устья р. Амалат, по правому берегу. Типичное «полевое» жилище эвенков, позволяющее не только ночевать в относительном тепле (есть печка), но и разделывать добычу.

7) Добыча золота и нефрита на Нижней Ципе. На Нижней Ципе периодически можно встретить добытчиков, работающих в летний период вахтовым способом.

8) Стрелка Ципа-Витим. Представляет собой небольшой и невысокий скалистый кряж, в форме утюга вдающийся в русло р. Витим. Вершина частично поросла лиственницей даурской (Гмелина).

9) БАМ, железнодорожный мост — уникальное техническое сооружение, построенное во времена создания Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (80-е гг. XX века). Этот

грандиозный проект был призван сделать доступными отдаленные районы и населенные пункты Северного Забайкалья, юга Якутии, Амурской области, Хабаровского края.

Чая-Лена, 2016 г.

1) Озеро Байкал у г. Северобайкальска — крупнейшее (по занимаемой площади и особенно глубине) озеро планеты с самым большим запасом пресной воды. Уникальные флора и фауна, с множеством эндемичных видов (байкальская нерпа, омуль, другие виды рыб, беспозвоночные, водоросли).

2) Хозяйство Улуки — оленеводческая ферма эвенков.

3) Урочище «Каменный сад» — русло реки сильно расширяется, резко мелеет, с большим количеством камней. По берегам многолетние наледи снега.

4) Верхнеангарский хребет, голец Янаптук. Возможность познакомиться с подгольцовым и гольцовым поясами (высота около 2000 м), зарослями кедрового стланика. Множество мелких ручьев и речек, тихие озера. Путь проходит через заболоченную долину. В горах много курумников (осыпей). Массовое цветение прекрасных растений (много видов).

5) Верхнечайский каньон — красивое природное образование, начинающееся за 8 км до правого притока, р. Нюсидек. Каньон насыщен порогами, имеет множество скальных стенок и каменные глыбы. Лиственничная тайга.

6) С биологической точки зрения интересны обширные участки тайги в среднем течении реки Чаи. Магданское ущелье. Полидоминантные леса (пихтово-кедрово-еловые, с примесью березы).

7) Нижнечайский каньон — начинается после впадения правого притока, р. Налимды. Состоит из «Чайского каскада» и «Дранского каскада», представляя собой сложную систему порогов и шивер. Реку «стискивает» хребет Акиткан.

8) Государственный природный заказник «Чайский» расположен в нижнем течении реки, при ее выходе на Прилен-ское плато. Он комплексный, ландшафтный. Междуречье рр. Лимпея и Чая с одним из наиболее северных и высокогорных кедровых массивов в предгольцовом поясе хребта Акит-кан; охотничье-промысловая фауна; пролетные пути редких видов птиц (черный аист, орел-карлик, лебедь-кликун, горный дупель, скопа, сапсан); ихтиофауна (ленок, таймень). Здесь течение реки спокойное, по берегам многочисленные скалы причудливой формы.

9) Приленское плато и долина р. Лены — это среднее течение крупнейшей реки Сибири. Берега высокие, рельеф возвышенный. Приленское плато является частью Среднесибирского плоскогорья. Большие участки тайги.

Комарова Е.В., Рупасов С.В., Савинов И.А., Собко Г.В.

Кара, 2017 г.

Вся долина реки Кары в пределах среднего и нижнего течения находится в тундровой зоне, с разнообразными типами растительности: кустарниковые (ерниковые, ивняковые), дриадовые и осоково-мохово-лишайниковые тундры, ивняки, осоково-пушицевые болота, луга (особенно приснежные, пойменные речные и склоновые речные, озерные), растительность каменистых склонов и скалистых обнажений. Пространственное распределение этих сообществ отличается известной степенью мозаичности, и те или иные растительные группировки встречались в течение всего маршрута.

1) Воркута — город в республике Коми, на крайнем северо-востоке Европейской части России. Находится за Полярным кругом, является самым восточным городом Европы. В прошлом крупный центр угледобывающей промышленности.

2) Заброшенный поселок Хальмер-Ю, «Город-призрак» — в прошлом поселок с шахтой для добычи угля. В настоящее время территория поселка используется как военный полигон. В последние годы здесь также проводится разведочное бурение на углеводородное сырье.

3) Автомобильный мост через Кару — мост примерно в 30 км к востоко-северо-востоку от заброшенного поселка Хальмер-Ю. Эксплуатация связана, в первую очередь, с реализацией мегапроекта ПАО «Газпром» — «Ямал».

4) Беломраморный каньон, иначе гряда «Роща Мусюр» — красивый и высокий (стенки до 50 м) каньон из белого мрамора, с массой наскальных растений. Местообитания редких видов птиц.

5) Доломитовые каньоны правого притока Кары — р. Нерусавэйяхи. Интересны с геологической и познавательной точки зрения. Много интересных видов растений. Местообитания редких видов птиц.

6) Крайняя северная точка Полярного Урала — горный массив Константинов камень из кварцитов и песчаников. Около 25 км к востоку от стрелки рр. Нярмаяхи и Кары.

7) Хребет Пай-Хой — геологически является продолжением Полярного Урала. Большая его часть находится на Югорском полуострове. Кара образует здесь несколько красивых каньонов с рядом интересных порогов, включая водопады Буредан и Карские ворота.

8) Памятник природы «Водопад на р. Хальмер-Ю». Красивый и довольно большой водопад близ горы Пембой. Рядом — заболоченный берег реки, с редкими видами растений.

Кожа, 2014, 2018 гг.

1) Заброска от ст. Плесецкая — возможность побывать вблизи места запуска космических ракет.

2) Кожеезерский Богоявленский монастырь на Кожозе-ре, осн. XVI в.

3) Деревни в низовьях р. Кожи — быт населения Архангельской обл. в Онежском районе. Посещение места, где до начала 90-х гг. XX века стояла деревянная церковь и колокольня (сгоревший памятник архитектуры). Кожский погост, ХУП-ХУШ вв.

Тисса-Ока Саянская, 2019 г.

1) Долина р. Иркут, Тункинская котловина. Красивые ландшафты, расположенные между хребтами Восточного Сая-на и Хамар-Дабаном. Территория национального парка, с множеством редких видов флоры и фауны.

2) Поселок Орлик, центр Окинского района республики Бурятия. Знакомство с бытом и жизнью бурят.

3) Улус Балакта, в долине р. Тисса, знакомство с деревенской жизнью бурят. Скотоводство.

4) Поселок Хужир, долина р. Ока Саянская, знакомство с жизнью бурят.

Результаты экспедиционных исследований

• Отчет об экспедиции с каждого участника.

• Общий научный отчет (передается в научные отделы ООПТ).

• Флористический список.

• Фаунистический список.

• Участие школьников в конференциях по результатам выполнения самостоятельных учебно-исследовательских работ.

Опыт взаимодействия с ООПТ

Основные направления:

экспедиционные практики школьников на базе ООПТ; привлечение ученых — сотрудников ООПТ к работе с учащимися;

выполнение учащимися самостоятельных исследовательских работ на территории ООПТ.

За последние годы проводились экспедиции на территории следующих ООПТ:

Алтайский государственный природный биосферный заповедник;

Кавказский государственный природный биосферный заповедник;

Государственный природный заповедник «Утриш»; Баргузинский государственный природный биосферный заповедник;

Комарова Е.В., Рупасов С.В., Савинов И.А., Собко Г.В.

• Сочинский национальный парк;

• Национальный парк «Лосиный остров»;

• Государственный природный заказник с комплексным (ландшафтным) профилем «Чайский»;

• Государственный природный ландшафтный заказник «Кожозерский».

Основные преимущества совместной с ООПТ работы в области биологического образования:

• значительное повышение уровня мотивации школьников к изучению дикой природы;

• профессиональная ориентация учащихся;

• целенаправленное привлечение в науку молодежи.

Необходимые условия для эффективного взаимодействия биологических и географических объединений школьников и ООПТ при выполнении биологических исследований:

• готовность администрации ООПТ к сотрудничеству;

• возможность размещения групп школьников на территории ООПТ;

• возможность работы юных биологов в условиях дикой природы;

• наличие профессиональных активно работающих научных сотрудников.

Системные проблемы ООПТ, ограничивающие возможности экологического просвещения и сотрудничества с биологическими объединениями школьников:

• отсутствие заинтересованности в проведении реальных исследований биологических объектов на ООПТ;

• отсутствие научных кадров, заинтересованных в работе с обучающимися;

• отсутствие или слабая проработанность концепции использования ООПТ в целях экологического просвещения (отсутствие у сотрудников представления о ключевых наблюдательных точках, закладка экологических троп по принципу наименьших трудозатрат, отсутствие профессиональных кадров для работы с группами экологических туристов).

Несмотря на озвученные проблемы, наш многолетний опыт взаимодействия с ООПТ показывает, что чаще всего перечисленные проблемы возможно решить совместными усилиями сторон, в условиях взаимной договоренности и заинтересованности.

ч

Ц ; Ж

Аналитическая оценка проведенных исследований

За 12 лет работы педагоги Центра «На Донской» дали путевку во взрослую жизнь нескольким сотням молодых парней и девушек. При этом следует особенно подчеркнуть, что мы никогда не ставили и не ставим своей целью непременно заразить детей естественными науками, чтобы они выбрали ту или иную специальность (физику, химию, биологию, геологию или географию). Главная наша задача в другом — показать школьникам прекрасный мир естественных наук изнутри, их взаимосвязь друг с другом, научить мыслить естественнонаучно. Это достигается сочетанием различных форм работы — теоретическими и практическими занятиями в лаборатории, экскурсиями в музеи и на природу, многодневными выездами и экспедициями. Особое значение мы придаем также досугу, в частности, игровым формам и вечерним песням у костра. Все это способствует не только выработке практических знаний и навыков в познании окружающего нас мира, но и сплочению ребят, развитию навыков взаимопомощи и взаимовыручки, выживанию в сложных ситуациях. Многие из наших выпускников поступили и закончили ведущие ВУЗы Москвы, получили хорошие специальности и направления подготовки и уже трудятся на благо Отечества. щ

Литература

Дунаев 2016 — Дунаев Е.А. Биологические кружки при Зоологическом музее МГУ: История и современность // Зоологические исследова-ния/Zoologicheskie Issledovania. 2016. № 19. С./P. 168-184.

Дунаев, Смирнов 2008 — Дунаев Е.А., Смирнов И.А. Современные проблемы экологического образования (по материалам работ экологических конференций учащихся) // Современные методические аспекты экологического образования. Вып. 4. Натуралистическое образование: традиции и современность / Под общ. ред. Д.В. Моргуна. М.: «Экопресс», 2008. С. 306-323.

Моргун 2005 — Современные методические аспекты экологического образования. Вып. 2. Экологические лагеря и экспедиции / Под общ. ред. Д. В. Моргуна. М.: «Социально-политическая мысль», 2005. 203 с.

Моргун 2006 — Современные методические аспекты экологического образования. Вып. 3. Экологические экскурсии / Под общ. ред. Д. В. Моргуна. М.: «Социально-политическая мысль», 2006. 285 с.

Савинов, Рупасов 2017 — Савинов И.А, Рупасов С.В. Деятельная любовь к природе: Заповедники и юннатское движение в России // Химия и жизнь - XXI век. 2017. № 5. С. 44-49.

У истоков юннатского движения 1972 — У истоков юннатского движения / Сост. В. Г. Холостов. М.: Просвещение, 1972. 223 с.

Харитонов 2008 — Харитонов Н.П. Исследуем природу! (Библиотека журнала «Исследователь/Researcher»). М.: МИОО, 2008. 189 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.