Научная статья на тему 'Экспедиция как форма реализации исследовательской педагогической технологии'

Экспедиция как форма реализации исследовательской педагогической технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2434
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экспедиция как форма реализации исследовательской педагогической технологии»

Экспедиции

Сл

Экспедиция как форма реализации исследовательской педагогической технологии

Леонтович

Александр Владимирович,

к. псих. н., директор московского Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, председатель Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь», г. Москва

Цветков

Александр Владимирович,

к. б. н., заведующий сектором экологии московского Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, г. Москва

Организацияэкологическогообразованияивоспитанияврамках конкретных направлений использует определенные педагогические технологии. По определению Б.Т. Лихачева, педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств, задействованных в образовательном процессе. Технологии обеспечивают возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развития их личностных свойств и нравственных качеств в одной или нескольких смежных областях учебно-воспитательной работы. Технология есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Одной из основных педагогических технологий, призванных обеспечить современное экологическое образование и воспитание на основе деятельностного подхода к содержанию образования, является исследовательская педагогическая технология. При реализации исследовательской технологии в современном экологическом образовании максимально востребованными окажутся практически все основные формы обучения. По мнению академика РАО A.M. Новикова, формы обучения можно определить как механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени. Традиционно выделяют общие и конкретные формы учебной работы. К общим формам относят: индивидуальные, парные, групповые, коллективные формы организации учебного процесса. Все они актуальны при организации экологического образования и воспитания. Индивидуальные, парные и групповые формы работы больше всего соответствуют исследовательским педагогическим технологиям. Причем, первые две предпочтительны при организации учебных исследований, а групповая — при разработке и реализации проектов. То же справедливо при использовании информационных образовательных технологий. Технологии тренингового и игрового обучения в большей сте-

пени рассчитаны на использование групповых и коллективных форм организации учебного процесса.

К конкретным формам обучения относят различные типы урока, лекции, консультации, семинары, практические занятия и т.п. Все они, в разных сочетаниях, используются в современном общем и дополнительном образовании. В то же время, организация современного экологического образования требует больше внимания уделить специальным формам организации учебного процесса, таким как экскурсия, выезд, полевая практика, исследовательская экспедиция.

Перечислив специальные формы учебного процесса, мы сталкиваемся с некоторой терминологической тонкостью, которую практик может не заметить, но методолог игнорировать не может. Обратимся сначала к термину «экспедиция». Это слово происходит от латинского ехреёШо - приведение в порядок и имеет несколько значений: 1) отправка грузов, рассылка корреспонденции; 2) учреждение или подразделение, ведающее отправкой, рассылкой; 3) группа лиц, отправляющаяся в путешествие в целях поиска, разведки чего-либо. Нашему пониманию этого термина соответствует третий пункт, который практически идентичен в словарях С.И. Ожегова и Д.И. Ушакова. Однако нам необходимо понять, что такое учебно-исследовательская экспедиция, ведь именно она является специальной формой образовательного процесса. Четкого определения этого понятия до сих пор не было. В Сети можно найти массу разнообразных примеров и отчетов о проведении этого мероприятия (в нашем понимании формы образования). Тем не менее, границы этого понятия с точки зрения педагогики не определены.

Попробуем для начала дать расширенное определение учебно-исследовательской экспедиции. Учебно-исследовательская экспедиция школьников - выездное учебно-оздоровительное мероприятие, организуемое образовательными учреждениями общего или дополнительного образования, включенное в соответствующую образовательную программу и направленное на развитие у учащихся навыков полевых исследований, получение собственных экспериментальных или опросных данных, на основе которых в дальнейшем выполняется индивидуальная исследовательская работа. Предполагает комплексное решение задач оздоровления, обучения, воспитания и развития в каникулярное время. Исследовательская программа экспедиции, как правило, реализуется с привлечением потенциала специалистов научных учреждений, высших учебных заведений и особо охраняемых природных территорий.

Это определение включает в себя основные характеристики обсуждаемой формы образовательного процесса и подчеркивает ее комплексность с широкой точки зрения -оздоровления, обучения, воспитания и развития личности участников. Однако комплексность экспедиций, проводимых

Домом научно-технического творчества молодежи, можно увидеть и в разностороннем изучении региона, в возможности обсудить его проблемы и особенности с точки зрения различных научных направлений, традиций разных исследовательских школ и т.п. Комплексность (по Н. Г. Алексееву) предполагает соорганизацию и кооперацию различных предметных и содержательных позиций участников, что позволяет достичь качественно нового результата (прежде всего образовательного). С этой позиции определение обсуждаемой образовательной формы может выглядеть несколько иначе. Комплексная учебно-исследовательская экспедиция это выездная образовательная форма реализации исследовательской педагогической технологии, подразумевающая проведение группой учащихся многопрофильного изучения определенного региона, его природных объектов, явлений, памятников культуры, народных обычаев, социальных особенностей и т. п., освоения методов самостоятельного получения знаний, путем решения исследовательских задач, в соответствии с концепцией деятельностно-го содержания образования.

Коротко остановимся на понятии «деятельностного содержания образования», так как оно не всегда трактуется однозначно. Организация учебного процесса требует четкого разграничения понятий «содержание образования» и «образовательный (учебный) материал». Содержанием образования, в самом общем смысле, является совокупность общественно выработанных и закрепленных культурных норм, необходимых для освоения каждым человеком с точки зрения общества и государства и достаточных для его самореализации в жизни. В это понятие вводятся дополнительные элементы, выходящие за рамки знаниево-информационного компонента и связанные с освоением учащимися норм деятельности, коммуникации, рефлексии. Таким образом, в понятие содержания образования вводится активный компонент.

В основе деятельностного содержания образования находится совокупность навыков мышления, на основе которых человек может самостоятельно строить собственные представления об окружающем мире, проектировать и выстраивать преобразование как этого мира, так и своего пути в нем. Таким образом, главным становятся не расширение массива информации об окружающем мире, а наращивание средств освоения и преобразования действительности. В этом случае главная цель обучения - не в освоении положенного объема сведений, а подготовке к успешному существованию в социуме, связанному с умением самостоятельно добывать новые, необходимые для решения конкретной задачи сведения.

Одним из основных способов реализации деятельностного содержания образования является включение детей в научно-техническое творчество, исследовательскую, проектную дея-

тельность. Включение детей и подростков в реализацию этих видов творческой деятельности имеет серьезное психолого-педагогическое и педагогическое обоснование.

В образовательном пространстве СССР с экспедиционной работой хорошо были знакомы юные натуралисты Московского Зоопарка (КЮБЗ - основан в 1924 г.), Всероссийского общества охраны природы (ВООП - основан в 1924 г.) и еще нескольких организаций. У истоков учебных экспедиций стояли замечательные ученые и натуралисты того времени - Петр Александрович Мантейфель, Петр Петрович Смолин... Но эти экспедиции не были формой образовательной деятельности в современном понимании. Во-первых, выполнение учебных исследований не рассматривалось как часть общеобразовательного процесса. Юннатов подключали к исследовательской деятельности взрослых коллег в рамках той или иной научной школы, заботящейся о подготовке собственных молодых кадров. Понятие «учебное исследование» появилось позже. Во-вторых, это явление не было массовым. Экспедиционная работа была доступна лишь незначительному числу юных натуралистов (геологов, географов и т.д.) занимающихся в элитных кружках, вошедших в историю страны. Исключения были редки.

В начале семидесятых-восьмидесятых годах прошлого века произошел резкий подъем в развитии детской внешкольной (кружковой) деятельности. В десятках городов и населенных пунктах возникают научных общества учащихся и малые академии наук. В это время растет количество проводимых в каникулярное время школьных экспедиций. Появляются различные конкурсы, где можно представить выполненную работу. Отрабатываются положения о проведении подобных конкурсов, при них формируются группы постоянных рецензентов - профессионалов. Экспедиционная работа школьников становится явлением массовым, а выполнение детьми исследовательских работ все больше обретает черты упорядоченного учебного процесса.

История комплексных экспедиций в ДНТТМ начиналась в 1990 году, когда был реализован проект по наблюдению полного солнечного затмения. Наиболее благоприятный район для наблюдений был на Чукотке. Решающую роль в организации экспедиции школьников в этот труднодоступный район сыграла помощь Академии наук СССР и клуба «Приключение» под руководством известного полярного путешественника Дмитрия Шпаро. Экспедиция состояла из 110 человек. Помимо московских детей, в ней приняли участие группы школьников из Минска, Киева, Ашхабада, Симферополя.

Далее последовали экспедиции в район озера Зюраткуль на Южном Урале, в край горных тундр и озер Кольского полуострова, Кенозерский национальный парк, в долину реки Ка-тунь и побережье Телецкого озера на Алтае. Трижды комплекс-

ные экспедиции ДНТТМ работали в уникальном Байкальском регионе. Теперь эти экспедиции собираютдо 300 участников.

Сегодня учебно-исследовательские экспедиции - признанная форма реализации педагогического процесса, требующего соответствующего программно-методического обеспечения. В экспедициях 2004-2008 годов, помимо традиционных групп из Дворца и Лицея, приняли участие школьники из более, чем 10 школ Москвы, а также из других городов России, Норвегии, США. Двадцатилетний опыт проведения комплексных учебно-исследовательских экспедиций школьников, накопленный коллективами Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и Лицея № 1553 «Лицея на Донской», воплотился в комплексную программу дополнительного образования. Эта программа продолжает совершенствоваться от поездки к поездке, а в 2006 году авторский коллектив ее модификации «Карелия - 2006» заслужил высокое признание (Гран-При) конкурса методических материалов, традиционно проводимого в Анапе.

Комплексная программа дополнительного образования исследовательской экспедиции учащихся на территории ООПТ является содержательной основой и средством реализации образовательных и воспитательных задач в работе со школьниками в условиях летней оздоровительной компании. Она позволяет привлечь потенциал фондов и специалистов заповедников и национальных парков в работе со школьниками, использовать научные результаты экспедиций в деятельности ООПТ (летописи природы, разработке экологических маршрутов и др.), делая такое сотрудничество эффективным для обеих сторон. Экспедиционная программа соответствует ряду направленностей дополнительного образования: естественнонаучной, эколого-биологической, туристско-краеведческой, спортивно-оздоровительной, художественно-творческой. Программа реализуется в три этапа: подготовительный (в течение учебного года), основной - экспедиционный этап (в период школьных летних каникул) и заключительный (в первой половине следующего учебного года). Каждый из этих этапов имеет свою специфику.

Подготовительный этап делает упор на предварительное знакомство с регионом дислокации экспедиции, выбор темы, определение цели и задач исследований, работу с соответствующей, в том числе и научной, литературой, освоение методик проведения исследований, фиксации материала и т.п.

Экспедиционный этап является основным, его главные принципы можно сформулировать следующим образом: • интегрирование программ - включение экспедиционной

программы в учебный процесс классов и групп дополнительного образования, реализуемый в течение года;

• автономность отдельных тематических экспедиционных групп, разработка и реализация ими собственных подпрограмм;

• наличие общей «собирающей» концепции и соответствующей ей системы общих экспедиционных мероприятий -выступление на конференции с предварительными итогами исследований, спортивные и интеллектуальные мероприятия и т.п.;

• ориентированность на включение в научные и природоохранные программы заповедников и национальных парков, на территории которых проводится экспедиция;

• обязательное участие в завершающем этапе реализации программы.

Учебно-тематический план основного (экспедиционного) этапа программы включает в себя инвариантный и вариативный блоки. Инвариантная - обязательная для всех часть УТП включает темы, посвященные географии, геологии, экологии, этнографии и т.д. региона проведения экспедиции. В этот же раздел включают темы, связанные с правилами организации полевого лагеря и оказания доврачебной помощи, налаживания связи между группами и другими жизнеобеспечивающими разделами.

Вариативный блок включает теоретические занятия, семинары, практические занятия, индивидуальные и групповые консультации по исследовательским темам, подготовку предварительных итогов исследований, исходя из специфики исследовательской группы. Он должен включать и предварительные формулировки учебно-исследовательских тем, предлагаемых юным исследователям для реализации. В качестве примеров можно привести несколько тем, выполненных юными исследователями во время экспедиции «Байкал — 2010». В рамках своей компетентности они обеспечили комплексное изучение региона и предложили слушателям свои работы во время итоговой конференции. Приведем темы некоторых исследований, чтобы подчеркнуть комплексность выполненных исследований:

• Кормовое поведение серебристой чайки (Larus argentatus) в местах скопления туристических стоянок в Забайкальском национальном парке;

История Польши глазами жителей села Вершина; Изучение синего кальцита перевальной свиты; Определение широты места и времени истинного полдня; Обряды жизненного пути окинских бурят; Поиск новых популяций ужовниковых папоротников (Botrychium lanceolatum и В. Lunaria) на территории Байкальского заповедника;

Чешуекрылые береговых биотопов оз. Байкал в окрестностях деревни Мишиха; Изучение Кулиных термальных болот;

• Обрядовая кухня в с. Адамово;

• Символика чисел в бурятской национальной культуре;

• Адаптация русских заимствований в говоре села Вершина;

• Влияние рельефа и изрезанности береговой линии оз. Байкал на микроклимат и видовой состав растительных сообществ;

• Альгофлора оз. Байкал и прилегающих к нему водоемов в окрестностях д. Мишиха;

• Выявление зависимости распространения эпифитных лишайников от определенного набора факторов. Заключительный этап программы включает в себя окончательную обработку собранного полевого материала, с применением различных, в том числе и статистических методов, подготовку текста итоговой работы, компьютерной презентации и защиту работы в учебном подразделении или на конкурсе исследовательских работ школьников.

Сегодня перспективность применения исследовательской педагогической технологии и экспедиционной формы ее реализации ни у кого не вызывает сомнения. В эту работу включается все больше и больше школьных учителей, педагогов дополнительного образования, сотрудников ООПТ и других организаций. Придать этому направлению образовательной деятельности стройность, методическую проработанность, методологическую обоснованность является одной из задач и нашей конференции.

После создания в 2007 году Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь» в организации экспедиций наметились новые перспективы. Опыт организации экспедиции совместно с Бурятским республиканским отделением позволил решить несколько важных задач: координацию с органами управления образованием Бурятии, консультации специалистов из образовательных учреждений и вузов по экспедиционным программам, продуктивное включение подростков из населенных пунктов, где работали экспедиционные группы, в общую программу; проведение семинаров по методике исследовательской деятельности для педагогов Улан-Удэ и ряда сельских школ.

С нашей точки зрения, наиболее актуальными направлениями в теории и практике развития экспедиционных форм учебно-исследовательской деятельности школьников в регионах России на ближайший период можно считать:

• развитие интегрированных образовательных программ комплексных экспедиций совместно с образовательными учреждениями, расположенными в районе проведения экспедиции; включение в ее состав автономных групп учащихся из этихучреждений;

• координация работы экспедиции с программами летних оздоровительных лагерей в сельских школах;

Экспедиция как форма реализации исследовательской педагогической технологии

Леонтович Александр Владимирович, Цветков Александр Владимирович

проведение московскими специалистами мастер-классов для местных педагогов (к сожалению, обычно проведению таких семинаров мешает занятость учителей на покосах); дальнейшее развитие координации экспедиции с ООПТ и вузами на территории проведения экспедиций; презентация опыта проведения совместных экспедиций в центральных СМИ, профессиональных изданиях Российской академии наук, Минобрнауки. Ш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.