Экспедиции
Сл
Экспедиция как форма реализации исследовательской педагогической технологии
Леонтович
Александр Владимирович,
к. псих. н., директор московского Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, председатель Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь», г. Москва
Цветков
Александр Владимирович,
к. б. н., заведующий сектором экологии московского Дома научно-технического творчества молодежи МГДД(Ю)Т, г. Москва
Организацияэкологическогообразованияивоспитанияврамках конкретных направлений использует определенные педагогические технологии. По определению Б.Т. Лихачева, педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств, задействованных в образовательном процессе. Технологии обеспечивают возможность достижения эффективного результата в усвоении учащимися знаний, умений и навыков, развития их личностных свойств и нравственных качеств в одной или нескольких смежных областях учебно-воспитательной работы. Технология есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса. Одной из основных педагогических технологий, призванных обеспечить современное экологическое образование и воспитание на основе деятельностного подхода к содержанию образования, является исследовательская педагогическая технология. При реализации исследовательской технологии в современном экологическом образовании максимально востребованными окажутся практически все основные формы обучения. По мнению академика РАО A.M. Новикова, формы обучения можно определить как механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени. Традиционно выделяют общие и конкретные формы учебной работы. К общим формам относят: индивидуальные, парные, групповые, коллективные формы организации учебного процесса. Все они актуальны при организации экологического образования и воспитания. Индивидуальные, парные и групповые формы работы больше всего соответствуют исследовательским педагогическим технологиям. Причем, первые две предпочтительны при организации учебных исследований, а групповая — при разработке и реализации проектов. То же справедливо при использовании информационных образовательных технологий. Технологии тренингового и игрового обучения в большей сте-
пени рассчитаны на использование групповых и коллективных форм организации учебного процесса.
К конкретным формам обучения относят различные типы урока, лекции, консультации, семинары, практические занятия и т.п. Все они, в разных сочетаниях, используются в современном общем и дополнительном образовании. В то же время, организация современного экологического образования требует больше внимания уделить специальным формам организации учебного процесса, таким как экскурсия, выезд, полевая практика, исследовательская экспедиция.
Перечислив специальные формы учебного процесса, мы сталкиваемся с некоторой терминологической тонкостью, которую практик может не заметить, но методолог игнорировать не может. Обратимся сначала к термину «экспедиция». Это слово происходит от латинского ехреёШо - приведение в порядок и имеет несколько значений: 1) отправка грузов, рассылка корреспонденции; 2) учреждение или подразделение, ведающее отправкой, рассылкой; 3) группа лиц, отправляющаяся в путешествие в целях поиска, разведки чего-либо. Нашему пониманию этого термина соответствует третий пункт, который практически идентичен в словарях С.И. Ожегова и Д.И. Ушакова. Однако нам необходимо понять, что такое учебно-исследовательская экспедиция, ведь именно она является специальной формой образовательного процесса. Четкого определения этого понятия до сих пор не было. В Сети можно найти массу разнообразных примеров и отчетов о проведении этого мероприятия (в нашем понимании формы образования). Тем не менее, границы этого понятия с точки зрения педагогики не определены.
Попробуем для начала дать расширенное определение учебно-исследовательской экспедиции. Учебно-исследовательская экспедиция школьников - выездное учебно-оздоровительное мероприятие, организуемое образовательными учреждениями общего или дополнительного образования, включенное в соответствующую образовательную программу и направленное на развитие у учащихся навыков полевых исследований, получение собственных экспериментальных или опросных данных, на основе которых в дальнейшем выполняется индивидуальная исследовательская работа. Предполагает комплексное решение задач оздоровления, обучения, воспитания и развития в каникулярное время. Исследовательская программа экспедиции, как правило, реализуется с привлечением потенциала специалистов научных учреждений, высших учебных заведений и особо охраняемых природных территорий.
Это определение включает в себя основные характеристики обсуждаемой формы образовательного процесса и подчеркивает ее комплексность с широкой точки зрения -оздоровления, обучения, воспитания и развития личности участников. Однако комплексность экспедиций, проводимых
Домом научно-технического творчества молодежи, можно увидеть и в разностороннем изучении региона, в возможности обсудить его проблемы и особенности с точки зрения различных научных направлений, традиций разных исследовательских школ и т.п. Комплексность (по Н. Г. Алексееву) предполагает соорганизацию и кооперацию различных предметных и содержательных позиций участников, что позволяет достичь качественно нового результата (прежде всего образовательного). С этой позиции определение обсуждаемой образовательной формы может выглядеть несколько иначе. Комплексная учебно-исследовательская экспедиция это выездная образовательная форма реализации исследовательской педагогической технологии, подразумевающая проведение группой учащихся многопрофильного изучения определенного региона, его природных объектов, явлений, памятников культуры, народных обычаев, социальных особенностей и т. п., освоения методов самостоятельного получения знаний, путем решения исследовательских задач, в соответствии с концепцией деятельностно-го содержания образования.
Коротко остановимся на понятии «деятельностного содержания образования», так как оно не всегда трактуется однозначно. Организация учебного процесса требует четкого разграничения понятий «содержание образования» и «образовательный (учебный) материал». Содержанием образования, в самом общем смысле, является совокупность общественно выработанных и закрепленных культурных норм, необходимых для освоения каждым человеком с точки зрения общества и государства и достаточных для его самореализации в жизни. В это понятие вводятся дополнительные элементы, выходящие за рамки знаниево-информационного компонента и связанные с освоением учащимися норм деятельности, коммуникации, рефлексии. Таким образом, в понятие содержания образования вводится активный компонент.
В основе деятельностного содержания образования находится совокупность навыков мышления, на основе которых человек может самостоятельно строить собственные представления об окружающем мире, проектировать и выстраивать преобразование как этого мира, так и своего пути в нем. Таким образом, главным становятся не расширение массива информации об окружающем мире, а наращивание средств освоения и преобразования действительности. В этом случае главная цель обучения - не в освоении положенного объема сведений, а подготовке к успешному существованию в социуме, связанному с умением самостоятельно добывать новые, необходимые для решения конкретной задачи сведения.
Одним из основных способов реализации деятельностного содержания образования является включение детей в научно-техническое творчество, исследовательскую, проектную дея-
тельность. Включение детей и подростков в реализацию этих видов творческой деятельности имеет серьезное психолого-педагогическое и педагогическое обоснование.
В образовательном пространстве СССР с экспедиционной работой хорошо были знакомы юные натуралисты Московского Зоопарка (КЮБЗ - основан в 1924 г.), Всероссийского общества охраны природы (ВООП - основан в 1924 г.) и еще нескольких организаций. У истоков учебных экспедиций стояли замечательные ученые и натуралисты того времени - Петр Александрович Мантейфель, Петр Петрович Смолин... Но эти экспедиции не были формой образовательной деятельности в современном понимании. Во-первых, выполнение учебных исследований не рассматривалось как часть общеобразовательного процесса. Юннатов подключали к исследовательской деятельности взрослых коллег в рамках той или иной научной школы, заботящейся о подготовке собственных молодых кадров. Понятие «учебное исследование» появилось позже. Во-вторых, это явление не было массовым. Экспедиционная работа была доступна лишь незначительному числу юных натуралистов (геологов, географов и т.д.) занимающихся в элитных кружках, вошедших в историю страны. Исключения были редки.
В начале семидесятых-восьмидесятых годах прошлого века произошел резкий подъем в развитии детской внешкольной (кружковой) деятельности. В десятках городов и населенных пунктах возникают научных общества учащихся и малые академии наук. В это время растет количество проводимых в каникулярное время школьных экспедиций. Появляются различные конкурсы, где можно представить выполненную работу. Отрабатываются положения о проведении подобных конкурсов, при них формируются группы постоянных рецензентов - профессионалов. Экспедиционная работа школьников становится явлением массовым, а выполнение детьми исследовательских работ все больше обретает черты упорядоченного учебного процесса.
История комплексных экспедиций в ДНТТМ начиналась в 1990 году, когда был реализован проект по наблюдению полного солнечного затмения. Наиболее благоприятный район для наблюдений был на Чукотке. Решающую роль в организации экспедиции школьников в этот труднодоступный район сыграла помощь Академии наук СССР и клуба «Приключение» под руководством известного полярного путешественника Дмитрия Шпаро. Экспедиция состояла из 110 человек. Помимо московских детей, в ней приняли участие группы школьников из Минска, Киева, Ашхабада, Симферополя.
Далее последовали экспедиции в район озера Зюраткуль на Южном Урале, в край горных тундр и озер Кольского полуострова, Кенозерский национальный парк, в долину реки Ка-тунь и побережье Телецкого озера на Алтае. Трижды комплекс-
ные экспедиции ДНТТМ работали в уникальном Байкальском регионе. Теперь эти экспедиции собираютдо 300 участников.
Сегодня учебно-исследовательские экспедиции - признанная форма реализации педагогического процесса, требующего соответствующего программно-методического обеспечения. В экспедициях 2004-2008 годов, помимо традиционных групп из Дворца и Лицея, приняли участие школьники из более, чем 10 школ Москвы, а также из других городов России, Норвегии, США. Двадцатилетний опыт проведения комплексных учебно-исследовательских экспедиций школьников, накопленный коллективами Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и Лицея № 1553 «Лицея на Донской», воплотился в комплексную программу дополнительного образования. Эта программа продолжает совершенствоваться от поездки к поездке, а в 2006 году авторский коллектив ее модификации «Карелия - 2006» заслужил высокое признание (Гран-При) конкурса методических материалов, традиционно проводимого в Анапе.
Комплексная программа дополнительного образования исследовательской экспедиции учащихся на территории ООПТ является содержательной основой и средством реализации образовательных и воспитательных задач в работе со школьниками в условиях летней оздоровительной компании. Она позволяет привлечь потенциал фондов и специалистов заповедников и национальных парков в работе со школьниками, использовать научные результаты экспедиций в деятельности ООПТ (летописи природы, разработке экологических маршрутов и др.), делая такое сотрудничество эффективным для обеих сторон. Экспедиционная программа соответствует ряду направленностей дополнительного образования: естественнонаучной, эколого-биологической, туристско-краеведческой, спортивно-оздоровительной, художественно-творческой. Программа реализуется в три этапа: подготовительный (в течение учебного года), основной - экспедиционный этап (в период школьных летних каникул) и заключительный (в первой половине следующего учебного года). Каждый из этих этапов имеет свою специфику.
Подготовительный этап делает упор на предварительное знакомство с регионом дислокации экспедиции, выбор темы, определение цели и задач исследований, работу с соответствующей, в том числе и научной, литературой, освоение методик проведения исследований, фиксации материала и т.п.
Экспедиционный этап является основным, его главные принципы можно сформулировать следующим образом: • интегрирование программ - включение экспедиционной
программы в учебный процесс классов и групп дополнительного образования, реализуемый в течение года;
• автономность отдельных тематических экспедиционных групп, разработка и реализация ими собственных подпрограмм;
• наличие общей «собирающей» концепции и соответствующей ей системы общих экспедиционных мероприятий -выступление на конференции с предварительными итогами исследований, спортивные и интеллектуальные мероприятия и т.п.;
• ориентированность на включение в научные и природоохранные программы заповедников и национальных парков, на территории которых проводится экспедиция;
• обязательное участие в завершающем этапе реализации программы.
Учебно-тематический план основного (экспедиционного) этапа программы включает в себя инвариантный и вариативный блоки. Инвариантная - обязательная для всех часть УТП включает темы, посвященные географии, геологии, экологии, этнографии и т.д. региона проведения экспедиции. В этот же раздел включают темы, связанные с правилами организации полевого лагеря и оказания доврачебной помощи, налаживания связи между группами и другими жизнеобеспечивающими разделами.
Вариативный блок включает теоретические занятия, семинары, практические занятия, индивидуальные и групповые консультации по исследовательским темам, подготовку предварительных итогов исследований, исходя из специфики исследовательской группы. Он должен включать и предварительные формулировки учебно-исследовательских тем, предлагаемых юным исследователям для реализации. В качестве примеров можно привести несколько тем, выполненных юными исследователями во время экспедиции «Байкал — 2010». В рамках своей компетентности они обеспечили комплексное изучение региона и предложили слушателям свои работы во время итоговой конференции. Приведем темы некоторых исследований, чтобы подчеркнуть комплексность выполненных исследований:
• Кормовое поведение серебристой чайки (Larus argentatus) в местах скопления туристических стоянок в Забайкальском национальном парке;
История Польши глазами жителей села Вершина; Изучение синего кальцита перевальной свиты; Определение широты места и времени истинного полдня; Обряды жизненного пути окинских бурят; Поиск новых популяций ужовниковых папоротников (Botrychium lanceolatum и В. Lunaria) на территории Байкальского заповедника;
Чешуекрылые береговых биотопов оз. Байкал в окрестностях деревни Мишиха; Изучение Кулиных термальных болот;
• Обрядовая кухня в с. Адамово;
• Символика чисел в бурятской национальной культуре;
• Адаптация русских заимствований в говоре села Вершина;
• Влияние рельефа и изрезанности береговой линии оз. Байкал на микроклимат и видовой состав растительных сообществ;
• Альгофлора оз. Байкал и прилегающих к нему водоемов в окрестностях д. Мишиха;
• Выявление зависимости распространения эпифитных лишайников от определенного набора факторов. Заключительный этап программы включает в себя окончательную обработку собранного полевого материала, с применением различных, в том числе и статистических методов, подготовку текста итоговой работы, компьютерной презентации и защиту работы в учебном подразделении или на конкурсе исследовательских работ школьников.
Сегодня перспективность применения исследовательской педагогической технологии и экспедиционной формы ее реализации ни у кого не вызывает сомнения. В эту работу включается все больше и больше школьных учителей, педагогов дополнительного образования, сотрудников ООПТ и других организаций. Придать этому направлению образовательной деятельности стройность, методическую проработанность, методологическую обоснованность является одной из задач и нашей конференции.
После создания в 2007 году Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь» в организации экспедиций наметились новые перспективы. Опыт организации экспедиции совместно с Бурятским республиканским отделением позволил решить несколько важных задач: координацию с органами управления образованием Бурятии, консультации специалистов из образовательных учреждений и вузов по экспедиционным программам, продуктивное включение подростков из населенных пунктов, где работали экспедиционные группы, в общую программу; проведение семинаров по методике исследовательской деятельности для педагогов Улан-Удэ и ряда сельских школ.
С нашей точки зрения, наиболее актуальными направлениями в теории и практике развития экспедиционных форм учебно-исследовательской деятельности школьников в регионах России на ближайший период можно считать:
• развитие интегрированных образовательных программ комплексных экспедиций совместно с образовательными учреждениями, расположенными в районе проведения экспедиции; включение в ее состав автономных групп учащихся из этихучреждений;
• координация работы экспедиции с программами летних оздоровительных лагерей в сельских школах;
Экспедиция как форма реализации исследовательской педагогической технологии
Леонтович Александр Владимирович, Цветков Александр Владимирович
проведение московскими специалистами мастер-классов для местных педагогов (к сожалению, обычно проведению таких семинаров мешает занятость учителей на покосах); дальнейшее развитие координации экспедиции с ООПТ и вузами на территории проведения экспедиций; презентация опыта проведения совместных экспедиций в центральных СМИ, профессиональных изданиях Российской академии наук, Минобрнауки. Ш