11. Кисова, В. В. Практикум по специальной психологии [Текст] / В. В. Кисова, И. А. Конева. - СПб. : Речь, 2006. -352 с. - ISBN 5-9268-0506-6.
12. Анцыферова, Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия [Текст] / Л. И. Анцыферова // Психология социальных ситуаций : сб. науч. тр. ; сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. - СПб. : Питер, 2001. -С. 285-309.
СТЕБЛЯК Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры специальной психологии. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.07.2015 г. © Е. А. Стебляк
УДК 374:001.895
Б. Ю. КАССАЛ Д. Б. КАССАЛ
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского БОУ «Гимназия № 26», г. Омск
ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ_
С 1984 года Омский областной клуб натуралистов «Птичья гавань» участвует в исследовательских программах, с 1986 г. их реализация усилилась за счет развития экспедиционной деятельности в региональных, республиканских и интернациональных проектах, обследуя территорию Омской области. Результаты многолетних исследований членов клуба вошли в состав информационной базы, реализуемой в ряде региональных публицистических проектов, доступных широкому кругу пользователей.
Ключевые слова: клуб натуралистов, исследования, организация экспедиций, Омская область, результативность.
У педагогов базовая информация о природе Омского Прииртышья представлена скудно, имеющиеся данные без радикальной доработки невозможно полноценно использовать в педагогическом процессе, в частности, при выполнении поисковых и научно-исследовательских работ школьниками старших классов и при обучении студентов ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, ОмГПУ, ОГМА, ОмГАУ им. П. И. Столыпина и др. В связи с этим при преподавании естественнонаучных дисциплин в ряде учебных учреждений весьма скудно присутствует требуемый Федеральным государственным образовательным стандартом региональный компонент, предусмотренный требованием статьи 7 Закона об образовании [1].
Одна из старейших общественных неформальных организаций — Омский областной клуб натуралистов «Птичья гавань» — в течение более тридцати лет эффективно проводит региональные исследования и работу по просвещению и воспитанию поколений молодых людей, однако результативность работы этой организации до настоящего времени в полной мере не изучена.
Цель работы: выявить результативность исследований в Омском областном клубе натуралистов «Птичья гавань».
Задачи:
1) определить содержание исследований в клубе натуралистов;
2) определить результативность исследований в клубе натуралистов.
Материалы и методы. Материалом работы стали обобщающие данные исследований за период 1986 — 2014 гг., опубликованные в ряде научных статей и методических трудов [2—12].
Основные результаты. Система подготовки молодых натуралистов в клубе основана на ступенчатой схеме обучения и воспитания, в которой значительную долю составляет экспедиционная деятельность, в процессе которой обученные полевой работе члены клуба принимают деятельное участие. Экспедиции проводятся клубом с 1984 г., в них участвуют школьники 6—11 (в основном 9—11) классов из разных школ города и области и студенты высших и средних специальных учебных заведений, имеющие опыт полевой работы, прежде всего — предварительно полученные в природном парке регионального значения «Птичья гавань» г. Омска. В ходе экспедиций реализуются многолетние исследовательские программы: «Орнитофауна», «Гидробионты бассейна Иртыша», «Земноводные и пресмыкающиеся», «Озера Омского Прииртышья», «Малые реки». Кроме того, клуб «Птичья гавань» участвует в региональных, республиканских и интернациональных экологических проектах: «Кадастр животного мира Омской области», «Красная книга Омской области», «Project Pigeon Watch», «Западно-Сибирский национальный
о
от
парк имени Ермака (Омская область)» и др. С 2006 г. такие экспедиции малой частью организуются нами специально, а большей частью являются ассоциированными с другими организациями, преимущественно государственными. Наиболее значимые среди них — экспедиции, посвященные изучению состояния охотничье-промысловых животных, изучению животного и растительного мира по программе мониторинга редких видов растений и животных, комплексные геоэкологические экспедиции Омского регионального отделения ВОО «Русское географическое общество» по ревизии особо охраняемых природных объектов и территорий, изучению исторических объектов, разработке туристических маршрутов и др.
Организация комплексных экспедиций осуществляется в три этапа, имеющих различное методическое, теоретическое и практическое наполнение: подготовительный этап, этап полевых исследований, заключительный этап — обработка и анализ собранного фактического материала.
На подготовительном этапе устанавливаются цели и задачи экспедиции, определяется состав экспедиционной группы с уточнением обязанностей каждого из участников, разрабатывается маршрут движения, экспедиционная исследовательская программа, которая включает в себя несколько направлений сбора и первичной обработки данных в рамках реализуемых в клубе исследовательских программам. Реализация этапа начинается с открытием летнего полевого сезона, к этому времени молодые члены клуба имеют необходимый объем теоретических знаний, полученный на камеральных и групповых практических занятиях. Самостоятельные полевые наблюдения развивают у членов клуба необходимые личностные качества: внимание, сосредоточенность, память, способность к анализу и обобщению фактических данных, дисциплинированность. Старшие члены клуба приобретают и совершенствуют навыки организационной работы руководителя исследовательской группы. Педагог получает возможность оценить способности, наклонности, психоэмоциональный статус членов клуба, их психологическую совместимость, выявить лидеров и на основе этого еще до начала экспедиции сформировать благоприятный психологический климат в коллективе. Это создает возможность неформального общения педагога, опытных и молодых членов клуба, что обеспечивает преемственность поколений в клубе, способствует сохранению сложившихся традиций межличностных отношений.
На этапе полевых исследований закрепляются теоретические знания и практические навыки полевых исследований. Высокая информационная емкость программ мониторинга объектов, необходимость применения сложных методов исследования, таких, как комплексное натурное обследование природных объектов, сделали необходимым поиск новых технологий и форм подготовки членов клуба и организации таких полевых исследований, которые обеспечивают достаточный уровень сложности и качество выполняемых работ, системный подход и преемственность исследований.
Технология организации летних полевых исследований членов клуба базируется на представлениях о человеке, как о компоненте биосферы, существование которого определяется благополучием природной среды. При формировании каждой исследовательской группы используется личностно-
ориентированный подход, позволяющий учесть уровень теоретической и практической подготовки, способности и желания каждого учащегося, психологическую совместимость участников исследований при распределении обязанностей и выборе исследовательского направления. При этом деятельность младших членов клуба осуществляется на основе сотрудничества с педагогами и более опытными старшими членами клуба, старшеклассниками, студентами, аспирантами, выступающими в роли консультантов, руководителей исследовательских программ и поисковых групп.
Работа в полевых условиях связана с постоянными контактами с местным населением, нередко предоставляющим необходимые сведения для экспедиционной работы. Задача педагога на собственном примере научить детей манере общения, основанной на чувстве такта и знании психологии сельских жителей. Как правило, школьники быстро осваивают несложные коммуникативные навыки.
Обязательным компонентом общей экспедиционной программы является программа физического воспитания. Натурное обследование природных объектов и многокилометровые пешие переходы требуют владения определенными туристическими навыками: движения по пересеченной местности, плавания, переправы через водные преграды и др. Разнообразие методов экологического исследования позволяет варьировать объем нагрузки в зависимости от уровня физической подготовки натуралиста, обеспечивая физическое развитие школьников и студентов, формирование у них волевых черт характера, силы и выносливости, чувства взаимопомощи, коллективизма. Кроме того, в отличие от обычного туриста, эколог-исследователь во время движения по маршруту обязан постоянно вести наблюдение за состоянием встречающихся природных объектов, фиксировать результаты наблюдений.
В течение экспедиций возникают условия, в которых формируется учебно-воспитательная среда, где научно-поисковая деятельность и живое общение с природой обеспечивают понимание учащимися и студентами сложных функциональных связей развития экосистем и красоты животного мира, что служит основой для формирования мировоззрения и чувства сопричастности к судьбе родного края. Кроме того, проведение экспедиций позволяет решить следующие педагогические задачи: удовлетворение естественной для городского жителя потребности общения с природой, воспитание осознанного бережного отношения к животному и растительному миру, реализация творческого и интеллектуального потенциала и коммуникативных потребностей, обучение учащихся и студентов навыкам выживания в природных условиях, социальная адаптация членов клуба. Участие в экспедиции — это не только возможность «любоваться птичками и цветочками», но и признание возможностей исследователя, способного к выполнению сложной поисковой работы.
Для учащихся полевое исследование становится той творческой деятельностью, успешность которой является критерием для самооценки своей значимости в группе.
В дальнейшем, освоив необходимые туристические навыки, молодые натуралисты могут комплексно оценить свои способности и соотнести собственные возможности с требованиями сообщества, каким является экспедиционная группа,
Таблица 1
Участие Омского областного клуба натуралистов «Птичья гавань» в многолетних исследовательских программах в 1984—2014 гг.
Название проекта Значимость Организация-координатор Участие, гг.
Мониторинг «Птичьей гавани» Областной (Омская обл.) Омский областной клуб натуралистов «Птичья гавань» 1984 г. -по н.в.
Экологическое образование и воспитание Областной (Омская обл.) Омский областной клуб натуралистов «Птичья гавань» 1984 г. -по н.в.
«Поиск» (Особо ценные природные объекты Прииртышья) Областной (Омская обл.) Омское отделение Всероссийского общества охраны природы, Омское региональное отделение Русского географического общества клуб натуралистов «Птичья гавань» 1986 г. -по н.в.
Малые реки России Региональный (ЗападноСибирский) Омское региональное отделение Русского географического общества 1986 г. -по н.в.
Озера Омской области Областной (Омская обл.) Омское региональное отделение Русского географического общества, Омский областной клуб натуралистов «Птичья гавань» 1987 г. -по н.в.
Кадастр растений и животных Западной Сибири Региональный (Западно-Сибирский) Омское региональное отделение Русского географического общества, клуб натуралистов «Птичья гавань» 1993 г. -по н.в.
Земноводные Омского Прииртышья Республиканский (Российская Федерация) Западно-Сибирская субрегиональная группа СНГ по сокращающимся популяциям земноводных (Томск, ТГУ) 1995 г. -по н.в.
Ключевые орнитологические территории России Республиканский (Российская Федерация) Союз охраны птиц России (Москва, МПГУ) 1995 г. -по н.в.
Изучаем голубей (Project Pigeon Watch) Трансконтинентальный (Международный) Корнелльская орнитологическая лаборатория, США 1997 г. -по н.в.
Красная книга Омской области Областной (Омская обл.) Правительство Омской области, Омский областной клуб натуралистов «Птичья гавань» 2002 г. -по н.в.
что позволяет им реализовать свои способности на качественно новом уровне.
Заключительный этап полевых экспедиционных исследований — анализ и обобщение собранного фактического материала с последующим представлением результатов работы в виде рукописи и последующего доклада на конференциях различного уровня, а также пополнение информационного банка региональной информации, включая результаты натурного обследования природных объектов. Задача создания и расширения базы данных для информационного обеспечения деятельности клуба реализуется в ходе выполнения многолетних исследовательских программ.
С 1984 г. клуб участвует в исследовательских программах, с 1986 г. их реализация усилилась за счет участия в региональных, республиканских и интернациональных проектах (табл. 1). Всего за время экспедиционных исследований клуба было обследовано 29 административных районов Омской области и пойма р. Иртыш, выполнено 127 маршрутных учетов общей протяженностью 21181 км и в течение от 2 до 28 лет обследовано 12 ключевых экологических участков в разных районах области (табл. 2, рис. 1).
В результате реализации исследовательских программ клуба было обследовано более 80 водно-болотных угодий Омского Прииртышья и получены ценные данные о видовом составе животного и растительного мира и экологическом благополучии их биотопов. На каждом природном объекте проводилось комплексное натурное обследование, включающее географическую, ботаническую,
зоологическую, экологическую оценки ландшафта. Были получены ценные данные о видовом составе водных и околоводных птиц, необходимые для обоснования комплекса работ по оптимизации условий их обитания на водоемах Омской области. Многолетние наблюдения за орнитофауной водоемов выявили закономерности расселения водоплавающей дичи на водоемах, особенности воспроизводства пернатой дичи в зависимости от экологических условий. Многолетнее наблюдение за хищными птицами позволило оценить присутствие этих животных в различных районах области в качестве индикатора экологического состояния природной среды. На особо ценные природные объекты были составлены природоохранные паспорта, которые послужили основанием для придания им природоохранного статуса, три из которых стали особо охраняемыми природными объектами областного значения: «Амринская балка» (Москаленский р-н); «Озеро Теренкуль» (Большереченский р-н); «Озеро Линево» (Муромцевский р-н). Кроме того, в ходе экспедиций были обнаружены и обследованы интересные в познавательном плане и перспективные для рекреационного использования природные объекты: ботанические: «Крутогорские овраги» (Омский р-н); «Вековые ивняки» (Муромцевский р-н); «Шагающие деревья» (Большереченский р-н); «Остров Серебрянский» и «Остров Саратовский» (Горьковский и Нижнеомский р-ны); гидрологические: «Озеро Кайлар» (Усть-Ишимский р-н); зоологический — «Колонии ласточек-береговушек» (Большереченский и Муромцевский р-ны); «Гнездо орлана-белохвоста» (Большереченский р-н),
о
от
Таблица 2
География ключевых участков и маршрутов комплексных экологических исследований Омского областного клуба натуралистов «Птичья гавань» в административных районах Омской области в 1986—2014 гг.
Административный р-н обл. Природно-климатическая зона Год Кол-во маршрутов и ключевые участки Всего км маршрутов
Азовский Южная лесостепь 1991, 2003-2009 8 660
Большереченский Северная лесостепь 1987, 2000, 2003, 2008, 2010, 2012-2013 7 1322
Горьковский Центральная лесостепь 1992, 1994, 2000, 2006-2007, 2009-2010, 2013 7 Ключевой участок 1756
Знаменский Подтаежные леса; тайга 1991 Ключевой участок
Исилькульский Южная и центральная лесостепь 2007 1 55
Калачинский Южная и центральная лесостепь 2008-2011 4 405
Колосовский Южная и центральная лесостепь 2011-2014 3 Ключевой участок 250
Кормиловский Южная и центральная лесостепь 2001, 2003-2011 5 Ключевой участок 1415
Крутинский северная лесостепь 2004, 2007-2011 1 Ключевой участок 19
Любинский Центральная лесостепь 2003, 2006, 2008-2014 8 1655
Марьяновский Южная и центральная лесостепь 2007-2008, 2010-2011 4 530
Москаленский Южная и центральная лесостепь 1988, 2007 4 Ключевой участок 475
Муромцевский Северная лесостепь; подтаежные леса 1996, 2000-2001, 2007, 2009-2010 6 1684
Называевский Южная и центральная лесостепь 2008-2009 2 250
Нижнеомский Южная и центральная лесостепь 1987, 1993-2007, 2009-2010, 2013 4 Ключевой участок 945
Нововаршавский Степь; южная лесостепь 2002-2003 Ключевой участок
Одесский Степь; южная лесостепь 2008-2009, 2014 3 195
Оконешниковский Степь; южная лесостепь 2001 1 40
Омск Природный парк регионального значения Птичья гавань 1986-2014 Ключевой участок
Омский Южная и центральная лесостепь 1986-2014 14 Ключевой участок 2440
Павлоградский Степь; южная лесостепь 1991, 2006, 2014 3 340
Полтавский южная лесостепь 2003-2004, 2006-2009 6 640
Река Иртыш Центральная и северная лесостепь, лес 1991 2 1054
Русско-Полянский Степь 1991, 2006 2 285
Саргатский Центральная лесостепь 1992-1993, 2003, 2008-2014 8 Ключевой участок 1384
Седельниковский Подтаежные леса 2010 1 190
Таврический Южная лесостепь 1991, 2006, 2008-2009, 2014 5 330
Тарский Подтаежные леса; тайга 1997-1998, 2003, 2005-2010, 2012-2013 6 Ключевой участок 1075
Тюкалинский Южная и центральная лесостепь 2012-2014 3 545
Усть-Ишимский Подтаежные леса; тайга 1991 1 32
Шербакульский Южная и центральная лесостепь 1990, 2003-2009 8 1210
29 р-нов и река Иртыш Все зоны ИТОГО 1986-2014 127 маршрутных учетов, ключевые участки в 12 р-нах 21181
Рис. 1. Места и сроки размещения ключевых участков комплексных исследований Омского областного клуба натуралистов «Птичья гавань» в административных районах Омской области в 1986—2014 гг.
и другие. На эти объекты были составлены природоохранные паспорта как на памятники природы местного (районного) и областного значения. Были обследованы реки Саргатка, Камышловка, Камышинка, Оша, Большой Аев, Омь, Тара, Аркарка, Уй и др.
В гидрологических экспедициях проводились гидрохимические и ихтиологические исследования, ботанические исследования поймы рек, определялись месторасположения источников загрязнения, при исследовании р. Оми выявлена возможность реки к самоочищению и причины ее обмеления, а также уменьшения биоразнообразия и деградации береговой растительности.
К настоящему времени в Омском областном клубе натуралистов прошли обучение 920 членов, из которых более трети успешно освоили методологические основы полевых исследований и подготовили самостоятельные, в т.ч. и в соавторстве, исследовательские работы, с которыми выступали на областных и региональных конференциях Омского областного научного общества учащихся «Поиск». Около половины из них занимали призовые места на различных секциях конференций.
Таким образом, в течение всего времени существования клуба не только успешно реализуется программа воспитания школьников, но и создан архив, содержащий уникальную краеведческую информацию, осуществляется программа профориентации старшеклассников — членов клуба в области гуманитарных и биологических дисциплин, разра-
ботаны и опробованы оригинальные методические приемы преподавания практической экологии.
В ряду других общественных детско-юношеских организаций Омский областной клуб натуралистов «Птичья гавань» является исключением в плане долгожительства, массовости членов и результативности их работы. В других организациях и объединениях отсутствуют многолетние проекты, основанные на долговременном мониторинге ботанических и зоологических объектов. Это связано с тем, что организация и руководство такими проектами требует не только соответствующей профессиональной подготовленности, но и личной заинтересованности в ней кураторов, научных и технических руководителей, исполнителей.
В полном объеме такие проекты удается ре-ализовывать только в Омском областном клубе натуралистов «Птичья гавань», осуществляя ряд многолетних исследовательских программ, начиная от сбора первичной информации, ее предварительной и окончательной обработки и публикации в курсовых и дипломных работах студентов вузов, на конференциях Омского областного научного общества учащихся «Поиск», научных (в т.ч. студенческих) конференциях различного уровня (до международных включительно), в сборниках научных трудов, фрагментами — в монографиях, и в последнее десятилетие — в диссертационных работах.
Выводы
1. Деятельность Омского областного клуба натуралистов «Птичья гавань» формирует образовательную и воспитательной среду, в которой понимание сложных функциональных связей развития экосистем является основой экологического мировоззрения и чувства сопричастности к судьбе Родины.
2. С 1984 г. по н.в. клуб участвует в исследовательских программах, с 1986 г. их реализация усилилась за счет развития экспедиционной деятельности в региональных, республиканских и интернациональных проектах. Было обследовано 29 административных районов Омской области и пойма р. Иртыш, выполнено 127 маршрутных учетов общей протяженностью 21181 км и в течение от 2 до 28 лет обследовано 12 ключевых экологических участков в разных районах области.
3. Результаты многолетних экологических исследований членов клуба вошли в состав информационной базы, реализуемой в ряде региональных публицистических проектов, доступных широкому кругу пользователей. Имеющийся опыт работы Омского областного клуба натуралистов «Птичья гавань» следует использовать для развития движения натурализма и современной экологии.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : [Федер. закон № 273-Ф3 : принят 29.12.2012 г.] // Российская газета. - 2012. - № 303. -31 декабря.
2. Бердников, К. Ю. Изучение школьниками земноводных Омского Прииртышья / К. Ю. Бердников, Б. Ю. Кассал // Приоритет экологическому образованию : материалы Межрегион. науч.-практ. конф. по эколог. образованию, 23-24 октября 1996 г. - Омск, 1996. - С. П-20-П-21.
3. Кассал, Б. Ю. Краеведческие экспедиции клуба натуралистов / Б. Ю. Кассал // Природа и хозяйство Омской области : Обл. науч.-практ. конф., посвящ. 275-летию г. Омска. -Омск, 1991. - С. 150-153.
о
от
4. Кассал, Б. Ю. Полевые экологические исследования клуба натуралистов «Птичья гавань» / Б. Ю. Кассал // Экологическое образование в школе : Республ. науч.-практ. конф. -Омск, 1993. - С. 120-123.
5. Кассал. Б. Ю. Технологические особенности краеведческих экспедиций школьников / Б. Ю. Кассал // Актуальные проблемы охраны атмосферного воздуха, перспективы развития мониторинговых исследований на территории Омской области : материалы науч.-практ. конф. - Омск : Манифест, 2006. - С. 112-116.
6. Кассал, Б. Ю. Тридцатилетний опыт комплексных экологических экспедиций школьников / Б. Ю. Кассал // Учебно-исследовательская деятельность учащихся: реалии и перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Омск : ОмГПУ ; ОмГТУ ; Омск. обл. НОУ Поиск, 2013. - С. 71-74.
7. Кассал, Б. Ю. Экологическая учебно-исследовательская и практическая деятельность учащихся / Б. Ю. Кассал // Приоритет экологическому образованию : материалы Межрегион. науч.-практ. конф. по экологическому образованию, 23-24 октября 1996 г. - Омск, 1996. - С. П-13-П-14.
8. Кассал, Б. Ю. Экспедиционное изучение Омского Прииртышья старшеклассниками / Б. Ю. Кассал // История, краеведение и музееведение Западной Сибири : тез. докл. Обл. науч. конф. - Омск : ОмГУ, 1988. - С. 52-55.
9. Кассал, Б. Ю. Организация и проведение экологических экспедиций школьников / Б. Ю. Кассал, Р. А. Шейкин // Естественные науки и экология. Ежегодник : межвуз. сб. науч. тр. -Омск : ОмГПУ, 2012. - Вып. 16. - С. 46-51.
10. Кассал, Б. Ю. Орнитологические работы клуба натуралистов / Б. Ю. Кассал, Р. А. Шейкин // Экологическое образование в школе : Республ. науч.-практ. конф. - Омск, 1993. -С. 124-127.
11. Шейкин, Р. А. Организация экологических экспедиций школьников / Р. А. Шейкин, Б. Ю. Кассал // Природа, природопользование и природообустройство Омского Прииртышья : материалы III Обл. науч.-практ. конф. - Омск : Курьер, 2001. -С. 288-292.
12. Шейкин, Р. А. Омский областной клуб натуралистов «Птичья гавань»: пятнадцатилетие творчества / Р. А. Шейкин, Е. В. Кассал, Б. Ю. Кассал // Природа и природопользование на рубеже XXI века : материалы Межрегион. науч.-практ. конф. - Омск : Курьер, 1999. - С. 393-397.
КАССАЛ Борис Юрьевич, кандидат ветеринарных наук, доцент (Россия), старший научный сотрудник научно-исследователького отдела Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского. КАССАЛ Дарья Борисовна, учащаяся 10-в класса БОУ «Гимназия № 26» г. Омска. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.02.2015 г. © Б. Ю. Кассал, Д. Б. Кассал
УДК 370174 С. Г. ЧУХИН
Омский государственный педагогический университет
ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ СОВРЕМЕННОГО
ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются основные парадигмы современного гражданского образования. Главная цель исследования — показать, что отличительной чертой современного гражданского образования является разнообразие парадигм интерпретации его содержания. В статье анализируются два определяющих направления для развития европейских парадигм гражданского образования, которые актуализированы демократизацией политической жизни: цели и средства гражданского образования; обучение умению жить вместе. Ключевые слова: парадигма, гражданское образование, демократия, цели и средства гражданского образования, обучение умению жить вместе.
Особенностью современного российского гражданского образования является разнообразие парадигм интерпретации его содержания. Парадигма — «общее представление о целях и сущности образования, общая нормативная модель образования, модель научной деятельности как совокупность общих представлений, ценностных критериев, методологических норм. Ведущий подход к выбору содержания, форм образования, способов обучения и воспитания (Т. Кун)» [1, с. 48].
Гражданское образование в широком смысле. Суть его заключается в том, что содержание всех школьных предметов формирует человека-гражданина. Гражданское образование в этом смысле —
образование, направленное на формирование человека-гражданина, личности, которой присущи гражданские качества. В соответствии с этой парадигмой содержание гражданского образования определяют не основы общественных наук, таких как экономика, социология, политология, этика, а разрешение проблем общественной жизни.
Гражданское образование в узком смысле. Основная идея данной парадигмы заключается в том, что гражданское образование отождествляется с политико-правовым курсом, с акцентом на право. Согласно этой парадигме, гражданское образование — это интеграция трех дисциплин: права, этики и политологии. Основный смысл этого подхода