УДК 374:001.895
Б. Ю. КАССАЛ Д. Б. КАССАЛ
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Гимназия № 26 г. Омска
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ОМСКОМ ОБЛАСТНОМ КЛУБЕ НАТУРАЛИСТОВ «ПТИЧЬЯ ГАВАНЬ»
Учебно-воспитательная работа в Омском областном клубе натуралистов «Птичья гавань» представляет удачный результат формирования основы научной деятельности, имеющей продолжение в деятельности омских университетов и академий, в работе формирующихся научных школ, служит основой для формирования мировоззрения и чувства сопричастности к судьбе Родины.
Ключевые слова: клуб натуралистов, воспитание, мировоззрение, Омская область.
Омский областной клуб натуралистов «Птичья гавань» в течение тридцати лет эффективно проводит экологические исследования Среднего Прииртышья и работу по просвещению и воспитанию молодых людей, однако содержание работы этой организации до настоящего времени в полной мере не изучено.
Цель работы: выявить особенности учебно-воспитательной работы в Омском областном клубе натуралистов «Птичья гавань».
Задачи:
1) представить систему подготовки школьников в клубе натуралистов, ее этапность, методическое, технологическое и информационное наполнение;
2) определить содержание просвещения и воспитания поколений молодых людей в Омском областном клубе натуралистов «Птичья гавань».
Материалы и методы. Материалом работы стали обобщающие данные исследований, опубликованные в ряде научных и методических трудов [1 — 15].
Основные результаты. Омский областной клуб натуралистов «Птичья гавань» — неформальная некоммерческая детско-юношеская организация. Основными целями и задачами работы клуба являются: формирование активной жизненной позиции членов клуба через образование и воспитание, привлечение к природоохранной деятельности населения, популяризация естественных наук, профориентация школьников в области экологии и биологии через изучение экологических систем, животного и растительного мира Омского Прииртышья, поиск, натурное обследование и мониторинг ценных природных объектов Омской области, внедрение новых форм обучения в области естественных наук.
Свое начало клуб ведет с 1983/84 учебного года от кружка юных экологов «Птичья гавань» под руководством м.н.с. Б. Ю. Кассала в подшефной ВНИИБТЖ средней школе (МОУ СОШ № 38) г. Омска. Свое название клуб получил по имени базового объекта исследований, в настоящее время — природного парка регионального значения «Птичья гавань», где члены клуба в течение каждого полевого сезона до настоящего времени проводят
комплексные экологические исследования. В 1987 г. клуб стал городским, в 1993 г. — областным. В настоящее время Омский областной клуб натуралистов «Птичья гавань» объединяет учащихся городских и сельских школ, студентов омских колледжей и университетов, учителей и преподавателей. Членами клуба за его тридцатилетнюю историю стали 920 старшеклассников и студентов из 39 образовательных учреждений преимущественно г. Омска и Омской области, была установлена связь с другими природоохранными организациями в России и за рубежом.
Большинство начинающих членов клуба — старшеклассники городских школ — имеют неплохую общую образовательную базу, но даже она не позволяет им в первый год работы выйти на должный уровень исследований. Поэтому в клубе используются различные формы дополнительного обучения, из которых наиболее значимы следующие.
1. Камеральные занятия (лекции, семинары, лабораторные опыты и др.).
2. Полевые занятия в природном парке «Птичья гавань» и участие в комплексных экологических экспедициях по Среднему Прииртышью.
3. Тематические интеллектуальные и интеллектуально-спортивные игры.
Эти обучающие формы применяются на различных этапах подготовки натуралистов и в научно-исследовательской деятельности клуба (табл. 1).
Первый этап экологического обучения — формирование у новых членов клуба стандарта знаний и практических навыков, необходимых для полевых наблюдений. Как правило, в клуб приходят старшеклассники и студенты, которые имеют определенную начальную теоретическую подготовку, но часто не способные применять свои знания для практической работы в силу отсутствия соответствующих навыков. На этом этапе перед ним стоит задача не только восполнить недостающий объем знаний, но и научиться их применять. Работа в клубе для начинающего натуралиста начинается со знакомства с предыдущими работами клуба, и в качестве помощника он может участвовать в коллективном
Таблица 1
Схема организации учебной и научно-исследовательской деятельности Омского областного клуба натуралистов «Птичья гавань»
Вид обучения Этапы исследования Вид учебной деятельности Обработка информации
Репродуктивный Предварительный Приобретение теоретических знаний по экологии
Овладение практическими навыками сбора экологических данных
Заключительный Сбор экологических данных Первичная статистическая обработка экологических данных
Продуктивный Предварительный Отбор и классификация экологических данных Окончательная статистическая обработка экологических данных
Построение рабочих таблиц
Предварительный анализ экологических данных Построение графических форм
Определение функциональных зависимостей
Заключительный Моделирование Моделирование фрагментов систем
Моделирование систем
Работа с моделью Проверка достоверности модели
Исследование модели
Оценка результатов моделирования Оценка ситуации
Прогноз (кратко-, средне-, долгосрочный)
№
сборе данных, приобретая необходимые навыки и на практике убеждаясь в необходимости тщательного сбора точной информации. Этот этап реализуется в основном через накопление специфических знаний и навыков и создает у натуралистов необходимую базу для последующих полевых работ.
Второй этап — овладение практическими навыками сбора фактических данных с одновременным закреплением теоретических знаний и приобретением практических навыков исследовательской работы на природном объекте. Основным видом экологического исследования является еженедельное визуальное наблюдение за орнитофауной в природном парке регионального значения «Птичья гавань». Все наблюдатели делятся на группы численностью по 2 — 3 человека. Руководят ими наиболее опытные и знающие члены группы, как правило старшеклассники, имеющие необходимый опыт работы. Для наблюдения за орнитофауной разработаны кольцевые маршруты, позволяющие вести визуальное наблюдение за всей площадью водоемов, при котором учитывается видовой и количественный состав птиц, места гнездования и кормежки, особенности поведения в различные периоды жизни. В клубе разработаны оригинальные образцы учетных форм, которые содержат карту местности и краткий определитель птиц, позволяющий начинающему натуралисту без обращения к руководителю или справочной литературе на месте идентифицировать объект наблюдения. В арсенале имеются бланки учета гнезд врановых в парке им. 30-летия Победы в г. Омске, с рисунками различных типов гнезд, также выполняя роль методического пособия. При этом сбор данных в клубе практикуется еще и на пеших передвижениях по многокилометровым маршрутам во время экспедиций, — членами клуба постоянно ведутся многочисленные учеты, в т.ч. представителей орнитофауны. Кроме того, регулярно проводятся исследования, посвященные гидрофауне, гидрохими-
ческие и ботанические исследования, изучаются источники загрязнения, биологические влияния загрязнения на отдельные составные части и на экосистему в целом.
Третий этап — статистическая обработка и анализ результатов полевых наблюдений. Полученные данные полевых учетов в виде набора заполненных учетных форм переносятся в сводные таблицы, что позволяется выявить признаки и свойства совокупностей, на этом основании классифицировать и определить взаимоотношения между отдельными составляющими экосистем. На основе рабочих таблиц строятся графические формы (графики, диаграммы, схемы), иллюстрирующие динамику взаимоотношений между компонентами экосистемы и факторами внешней среды, на основании чего можно установить существующие функциональные зависимости. Но учащемуся, даже старшего класса, сложно самостоятельно оценить и выполнить все условия, при которых результаты анализа будут достоверны, а также определить оптимальную графическую форму выражения информации, поэтому в этой части ему требуется методическая помощь руководителя. Но в дальнейшем, освоив этот вид работы, учащиеся без труда справляются с ним самостоятельно. На этом этапе окончательно формируются исследовательские группы, которые занимаются решением конкретной задачи по исследованию экологической системы в целом или одной из ее составляющих. Формирование групп происходит с учетом симпатий и интересов членов клуба, которые за время весенне-летнего полевого сезона могут определить, какое из направлений работы клуба им наиболее интересно.
Четвертый, заключительный этап — концептуальное (вербальное или математическое) моделирование, оценка его результатов, т.е. оценка ситуации и прогноз развития экосистемы в целом или ее части. Моделирование — относительно молодой этап в работе клуба. Имея в своей основе
о
от
Е
Т
математические методы анализа и синтеза, оно является наиболее показательным методом при проведении оценки экологической ситуации и достоверным при прогнозировании ее развития. Это делает его наиболее интересным в перспективе развития программы исследований клуба. Поскольку моделирование — самый сложный и наукоемкий этап экологического исследования, он требует от натуралиста обширных знаний не только в области биологии и экологии, но и математики, и информатики. Поэтому такой вид исследования доступен не каждому исследователю.
Работы этого этапа проводятся группой и включают результаты нескольких лет исследований, при условии преемственности в ряде поколений членов клуба в виде последовательно развиваемых тем индивидуальных поисковых работ. Это во многом определяет усложнение отдельных поисковых тем, когда бывают задействованы десятки членов клуба, каждый из которых разрабатывает отдельный фрагмент, являющийся составной частью единого целого либо обобщает подготовленные ранее фрагменты исследований, выводя поисковую работу на качественно более высокий уровень.
В арсенале членов клуба проведение открытых уроков в природном парке регионального значения «Птичья гавань»; участие в работе Летней экологической школы для школьников Омска и области; реализация непрерывного мониторинга водоемов и обитателей «Птичьей гавани»; участие в реализации мониторинга окружающей среды в г. Омске; реализация комплексных экологических исследований в Среднем Прииртышье (выявление, натурное обследование и паспортизация особо ценных природных обьектов Омской области; участие в работе по созданию кадастра животного мира и Красной книги животных и растений Западной Сибири; реализация программы «Озера Сибири»; прогноз восстановления и использования ресурсов водоплавающей дичи; участие в программе по мониторингу земноводных Омского Прииртышья; участие в программе «Малые реки»); участие в научно-исследовательских программах по экологии в масштабах Омской области, Западно-Сибирского экономического региона, России, мирового сообщества; разработка оригинальных демонстрационно-аналитических и обучающих компьютерных программ по биологии и экологии.
В зависимости от уровня подготовки, каждый член клуба может выполнять работы определенной степени сложности, которая нарастает с накоплением опыта исследовательской работы. Натуралистическое исследование — процесс весьма трудоемкий, поэтому в клубе для реализации имеющихся программ практикуется работа следующих групп исполнителей.
1-я группа исполнителей (практическая разработка доступных направлений исследований). Вследствие того, что все новые члены группы начинают свою практическую деятельность со сбора фактических данных на полевых занятиях в природном парке регионального значения «Птичья гавань», и в последующем продолжают ее, эта группа наиболее многочисленна. Среднегодовая численность сборщиков информации за время существования клуба составила 17,5 (от 9 до 56) человек.
2-я группа исполнителей (анализ и обобщение результатов разработки доступных школьникам экологических исследований): привлечение к научно-исследовательской деятельности школьников,
студентов и др. путем кружковой и клубной работы; обработка результатов непрерывного мониторинга водоемов и обитателей «Птичьей гавани», окружающей среды в г. Омске, комплексных экологических исследований в Среднем Прииртышье; подготовка текстов исследовательских работ и докладов по ним, сообщений и публикаций в качестве учебного материала и для средств массовой информации. Число составителей сводных таблиц в среднем за год составляет 5,1 чел. Большинство составителей сводных таблиц — это авторы научно-исследовательских работ, поэтому максимум составителей приходится на годы, в которые было выполнено наибольшее число работ. Как правило, составители одновременно оказываются и пользователями этих таблиц, которые используются школьниками следующих поколений в работах последующих лет, обобщающих данные общего информационного банка клуба за значительные периоды наблюдений. Преемственность тем научно-исследовательских работ позволяет членам клуба реализовывать многолетние экологические программы и выполнять обобщения высокой степени сложности. При этом, выполняя свой фрагмент программы, учащийся осознает ценность конечного результата не только для собственных исследований, но и для продолжения комплекса работ по данной теме, что повышает ответственность за их качество.
3-я группа исполнителей (пропаганда опыта путем тиражирования информации): участие в конференциях ученических и студенческих научных обществ, Омского регионального отделения Русского географического общества, Всероссийского общества охраны природы, других организаций; участие в создании радио- и телепередач по экологии; сотрудничество с периодическими средствами массовой информации (газетами, журналами, телевизионными каналами); налаживание контактов и обмена стажерами с общественными, научно-исследовательскими и другими организациями в России и за рубежами; издание методических материалов по результатам доступных школьникам экологических исследований. Результаты всех завершенных поисковых работ на первом этапе опубликования представляются на итоговой клубной конференции, авторы приобретают навыки изложения фактического материала. Лучшие работы рекомендуются для выступлений на окружных, областных и региональных конференциях Омского областного научного общества учащихся «Поиск», по 3 — 6 (до 13) работ в год. За период 1987 — 2014 гг. клубом было представлено 148 работ школьников, над которыми работало 209 авторов; в среднем количество соавторов составило 1,41.
При этом в Омской области имеется большое количество недостаточно организованных учителей, заинтересованных в получении соответствующих аттестационных и других документов для участия в конкурсах грантов, но должным образом не умеющих организовать школьников для проведения репрезентативных исследований, могущих стать вкладом в общую информационную базу об экологическом состоянии области. Но разовые исследования, выполненные учащимися под руководством неопытных в этом виде деятельности школьных учителей, не имеют должной научной ценности и в подавляющем большинстве случаев не могут быть использованы в дальнейшем для обобщения, уточнения и пр. Даже постоянно действующие в течение года консультации и семинары
руководителей клуба в составе инициативной педагогической группы с уровнем квалификации не ниже кандидатов наук с участием учителей и их учеников в ряде сельских районов Омской области имели малую продуктивность.
Должным образом приобщение к научно-исследовательской работе происходило только через вовлечение школьников и студентов из этих районов в деятельность Омского областного клуба натуралистов «Птичья гавань», когда они оказывались под личностным контролем. Отчасти этому способствовала работа Летних и Зимних выездных Омских областных школ-лагерей для одаренных детей, где в течение 18 — 22 дней работали естественнонаучные секции в составе 22 — 35 учащихся каждая, в которых школьниками проводились местные экологические исследования и приобретались навыки научно-исследовательской деятельности.
В масштабах области потенциал школьных учителей и работников системы профтехобразования относительно организации и проведения научно-исследовательских работ школьниками и студентами почти не реализован, получаемые результаты исследований малодостоверны, малоценны и разобщены, не публикуются и безвозвратно утрачиваются. При этом недостаточно высокий уровень выполнения таких работ без их серьезной переработки и дополнения не позволяет публиковать их в виде научных статей, в отличие от научных исследований, выполненных в Омском областном клубе натуралистов «Птичья гавань».
Из 920 членов клуба в период 1987 — 2014 гг. поступили в вузы естественнонаучного профиля (преимущественно в г. Омске) 78 % абитуриентов; все они окончили бакалавриат, специалитет, магистратуру, стали специалистами — учителями, врачами гуманитарными и ветеринарными, зооинженерами и агрономами, экологами и филологами. 12 из них защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, один — доктора наук.
Выводы
1. Методы исследований, соединяющие научно-поисковую деятельность школьников и студентов и общение с природой, позволяют сформировать образовательную среду, неразрывно связанную со средой воспитательной, в которой понимание сложных функциональных связей развития экосистем и их красоты служит основой для формирования экологического мировоззрения и чувства сопричастности к судьбе родного края.
2. Деятельность Омского областного клуба натуралистов «Птичья гавань» представляет собой удачный пример формирования основы научной деятельности, имеющей продолжение в деятельности омских университетов и академий, в работе формирующихся научных школ естествознания.
3. Имеющийся опыт работы Омского областного клуба натуралистов «Птичья гавань» следует использовать для развития движения натурализма и современной педагогики.
Библиографический список
1. Кассал, Б. Ю. 30-летняя деятельность Омского областного клуба натуралистов «Птичья гавань» / Б. Ю. Кассал // Краеведение как феномен провинциальной культуры : матер. Все-рос. науч.-практ. конф., посвящ. 125-летию со дня рождения А. Ф. Палашенкова, 27-29 октября 2011 г. - Омск, 2011. -С. 22-33.
2. Кассал, Б. Ю. Математические методы в поисковых работах школьников по экологии / Б. Ю. Кассал // Современные проблемы методики преподавания математики и информатики : материалы 2-х Сиб. метод. чтений, 15 — 20 декабря 1997 г. ; под общ. ред. И. К. Жинеренко и З. В.Семеновой. — Омск : ОмГУ, 1997. - С. 115-117.
3. Кассал, Б. Ю. Организация поисковой деятельности старшеклассников // Сб. исслед. работ. ХХ Всерос. конкурс им. В. И. Вернадского. II Ямало-Ненецкий окруж. тур / Под ред. Б. Ю. Кассала. — Омск ; Новый Уренгой : Амфора, 2013. — С. 9 — 13.
4. Кассал, Б. Ю. От редактора. Теория и практика современных исследований школьников // Сб. исследоват. работ ХХ Всерос. конкурс им. В. И. Вернадского. I Ямало-Ненецкий окруж. тур / Под ред. Б. Ю. Кассала. — Омск ; Новый Уренгой : Амфора, 2012. — С. 9—12.
5. Кассал, Б. Ю. Познание экологии в теории и на практике // Бюллетень НОУ «Поиск» № 2 / Под ред. Р. Ю. Симанче-ва, Б. Ю. Кассала. — Омск : НОУ «Поиск», НОК «Образование плюс», 2000. — С. 40 — 46.
6. Кассал, Б. Ю. Полевые экологические исследования клуба натуралистов «Птичья гавань» / Б. Ю. Кассал // Экологическое образование в школе : Респ. науч.-практ. конф. — Омск, 1993. — С. 120—123.
7. Кассал, Б. Ю. Системный подход в организации поисковых работ школьников по экологии в клубе натуралистов «Птичья гавань» / Б. Ю. Кассал // Вопросы работы с одаренными детьми в условиях села : материалы Обл. науч.-практ. конф. — Омск : НОУ «Поиск», 1999. — С. 49 — 54.
8. Кассал, Б. Ю. Экологическая учебно-исследовательская и практическая деятельность учащихся / Б. Ю. Кассал // Приоритет экологическому образованию : материалы Межрегион. науч.-практ. конф. по эколог. образованию, 23 — 24 октября 1996 г. — Омск, 1996. — С. 13—14.
9. Кассал, Б. Ю. Экологические исследования на занятиях в клубе натуралистов / Б. Ю. Кассал // Естественные науки и экология. Ежегодник : межвуз. сб. науч. тр. — Омск : ОмГПУ, 2003. — Вып. 7. — С. 311—316.
10. Кассал, Б. Ю. Орнитологические работы клуба натуралистов / Б. Ю. Кассал, Р. А. Шейкин // Экологическое образование в школе : Респ. науч.-практ. конф. — Омск, 1993. — С. 124 — 127.
11. Кассал, Б. Ю. Современные информационные технологии в работе клуба натуралистов / Б. Ю. Кассал, Р. А. Шейкин // Наука образования : сб. науч. ст. — Омск : ОмГПУ, 2000. — Вып. 18. — С. 437 — 455.
12. Мозговой, С. И. Использование математических методов в школьных поисковых работах медико-биологического профиля / С. И. Мозговой, Б. Ю. Кассал // Современные проблемы методики преподавания математики и информатики : материалы III Сиб. метод. чтений : в 2 ч., 23 — 26 ноября 1999 г. ; под общ. ред. И. К. Жинеренко и З. В. Семеновой. — Омск : ОмГУ, 2000. — Ч. 1 — С. 132 — 135.
13. Шейкин, Р. А. Компьютерные технологии в работе клуба натуралистов / Р. А. Шейкин, Б. Ю. Кассал // Современные проблемы методики преподавания математики и информатики : материалы III Сиб. метод. : 2 ч., 23 — 26 ноября 1999 г. ; под общ. ред. И. К. Жинеренко и З. В. Семеновой. — Омск : ОмГУ, 2000. — Ч. 2. — С. 98—102.
14. Шейкин, Р. А. Экологические исследования школьников, как основа информационных технологий в работе клуба натуралистов / Р. А. Шейкин, Б. Ю. Кассал // Бюллетень НОУ «Поиск» № 2 ; под ред. Р. Ю. Симанчева, Б. Ю. Кассала. — Омск : НОУ «Поиск», НОК «Образование плюс», 2000. — С. 53—71.
15. Шейкин, Р. А. Областной клуб натуралистов «Птичья гавань» / Р. А. Шейкин, Е. В. Кассал, Б. Ю. Кассал // Стратегические направления регионального развития Российской Федерации : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — Омск : ИА «Курьер», 1999. — С. 222 — 224.
№
О
СП
Е
Т