Научная статья на тему 'Социальные представления умственно отсталых старшеклассников о семье и браке'

Социальные представления умственно отсталых старшеклассников о семье и браке Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
930
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / SOCIAL REPRESENTATIONS / НЕВЕРБАЛЬНЫЙ СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / NONVERBAL SEMANTIC DIFFERENTIAL / СЕМАНТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / SEMANTIC EVALUATION / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / MENTAL RETARDATION / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / SOCIAL SITUATION / БРАК / MARRIAGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стебляк Е.А.

В статье получили отражение современные тенденции в изучении социальных представлений умственно отсталых старшеклассников по вопросам семьи и брака. Рассматривается опыт применения метода невербального семантического дифференциала. Впервые представляются и анализируются совокупности устойчивых сходных семантических оценок, даваемых умственно отсталыми старшеклассниками ситуациям заключения брака, вынашивания и рождения ребенка и другим ситуациям брачно-семейных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social representations of mentally retarded senior pupils of the family and marriage

In the article there are reflected current trends in the study of social representations of mentally retarded senior pupils on the family and marriage. The experience of applying the method of non-verbal semantic differential is considered. For the first time there is presented and analyzed in the aggregate resistant similar semantic evaluations given by mentally retarded senior pupils situations marriage, pregnancy and child birth and other situations of marriage and family relations.

Текст научной работы на тему «Социальные представления умственно отсталых старшеклассников о семье и браке»

6. Нуркова, В. В. Автобиографическая память: «сгущения» в субъективной картине мира / В. В. Нуркова, О. В. Митина, Е. В. Янченко // Психологический журнал. — 2005. — Т. 26, № 2. - С. 22-32.

7. Глуханюк, Н. С. Психология позднего возраста: результаты исследований / Н. С. Глуханюк, Т. Б. Сергеева. — Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2007. — 126 с.

8. Краснова, О. В. Пожилые люди в своей семье — юридическая и социальная ответственность (реферативный обзор исследования) / О. В. Краснова // Психология зрелости и старения. — 2002. — № 3 (19). — С. 5 — 62.

ЛЕМИШ Вера Васильевна, кандидат психологических наук, доцент (Россия), доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии социально-гуманитарного факультета. Адрес для переписки: verlem2004@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 02.06.2015 г. © В. В. Лемиш

УДК 159.973

Е. А. СТЕБЛЯК

Омский государственный педагогический университет

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ О СЕМЬЕ И БРАКЕ

В статье получили отражение современные тенденции в изучении социальных представлений умственно отсталых старшеклассников по вопросам семьи и брака. Рассматривается опыт применения метода невербального семантического дифференциала. Впервые представляются и анализируются совокупности устойчивых сходных семантических оценок, даваемых умственно отсталыми старшеклассниками ситуациям заключения брака, вынашивания и рождения ребенка и другим ситуациям брачно-семейных отношений.

Ключевые слова: социальные представления, невербальный семантический дифференциал, семантическая оценка, умственная отсталость, социальная ситуация, брак.

В современной социальной психологии активно исследуется формирование социальных представлений развивающейся личности (Глушак Е. В., 2001; Куликовская И. Э., 2002; Николаева И. А., 2004, Храпенко И. Б., 2004; Янгирова Г.Ф., 2006 и др.) [1]. За отправную точку берется трактовка социальных представлений как системы идей, установок, ценностей и практик, разделяемых членами данной социальной группы [2 и др.]. В контексте настоящей статьи наибольший интерес представляет рассмотрение социальных представлений в качестве структурных элементов социального мышления, позволяющих описывать, оценивать и классифицировать явления социальной жизни, соответственно этому действуя и поступая [3]. В к. ХХ — н. XXI вв. теоретико-эмпирические модели изучения и амплификации представлений о различных социальных объектах и явлениях стали активно разрабатываться также и в социальной психологии интеллектуальной недостаточности (ИН) (Андросова Г. Л., 2008; Болгарова М. А., 2009; Былинкина О. В., 2004; Инден-баум Е. Л., 2011; Додзина О. Б., 2006; Егорова Т. А., 2006; Косымова А. Н., 2006; Лебедева Е. И., 2006; Радина Н. К., 2005 и др.) [4]. Социальные представления о разнообразных областях действительности рассматриваются исследователями в контексте имплицитной теории социального мира и собственной судьбы, в качестве регулятора образа жизни

и актуально реализуемых жизненных планов и стратегий лиц с ИН. Освещаются социальные представления о значимых объектах и ситуациях жизненного мира, особенности понимания фрустрационных, страшных, кризисных и некоторых экзистенциальных ситуаций. Первоочередным предметом рассмотрения стало восприятие и понимание эмоциогенных ситуаций, вызывающих негативные переживания и состояния — фрустрацию, страх, тревогу, гнев, разочарование, одиночество [4].

В связи с обеспокоенностью специалистов несамостоятельностью лиц с ИН в освоении многих п сторон личной жизни и неблагополучием в вопро- И сах брака, семьи и полоролевых отношений сле- > дует констатировать проявление исследователь- 9

Э

ского интереса к их социальным представлениям °

о поле и гендере (Андреева С. В., 2011; Багдаса- о

рьян И. С., 2000; Галимова Н. М., 2000; Денисова Л

Е. Н., 1998; Ермашенков И. Э., 2001; Морщинина И

Е. А., 1989, 1992; Фирсова Е. Ю., 2011; Шаумаров 9

Г. Б., 1990; Шаумаров Г. Б., Морщинина Е. А., 1998; Щ

и др.) [4]. На сегодняшний день создан корпус эм- т

пирических данных о качественных особенностях Н

полоролевых представлений лиц с ИН с учетом ва- 9

рианта нарушения, уровня интеллектуального раз- |

вития, возрастной динамики, половых различий и И влияния психосоциальных характеристик семьи на их содержание. Описано содержание гендерных

представлении, усвоенных дошкольниками, младшими школьниками и подростками с задержкой психического развития (ЗПР) и умственной отсталостью (УО) [5, 6], депривированными девочками-подростками с УО [7]; мальчиками-подростками с ЗПР, подвергшимися депривации отцовского влияния [8]; содержание идеала женственности и ген-дер ного самосознания старшеклассниц с УО [9]. Подтверждена качественная специфика полороле-вых и гендерных представлений лиц с ИН, проявляющаяся в их недостаточной полноте, ограниченности, примитивности, низком уровне обобщенности, слабой дифференцированности, конкретности, меньшей осознанности и адекватности, негативной эмоциональной окраске [5 — 9].

На фоне относительной изученности представлений о личностных и поведенческих характеристиках мужских и женских половых ролей, обращает на себя внимание недостаточный интерес специалистов к амплификации представлений лиц с ИН о романтических, половых и брачно-семейных отношениях девушки и юноши, мужчины и женщины. Негласная установка социума на спонтанность складывания соответствующих социальных представлений у умственно отсталых девушек и юношей не оправдывает себя, приводя к воспроизводству низкого уровня представлений об особенностях романтических и любовных отношений, их проявлениях в общении и поведении, о мотивации половых отношений и вступления в брак, о нравственно-правовых аспектах отношений мужчины и женщины, планировании репродуктивного поведения и других аспектах [9]. Слабая осведомленность сотрудников специальных образовательных учреждений VIII вида о содержании и возможностях амплификации обозначенных социальных представлений, с одной стороны, и необходимость психотехнического сопровождения их становления с учетом качественной специфики — с другой, побудили нас к реализации собственного эмпирического исследования.

Его целью стало изучение социальных представлений УО старшеклассников о значимых ситуациях жизнедеятельности, связанных с включением во взрослую жизнь в период послешкольной адаптации, — с созданием романтических отношений, вступлением в брак, вынашиванием будущего ребенка, рождением детей. Реконструкция семантического пространства отношений к названным ситуациям осуществлялась методом невербального семантического дифференциала.

Ситуации жизнедеятельности были представлены тематическими видеофрагментами (фрагменты кинофильмов, рекламные ролики, любительская съемка).

Анализ данных катамнестических исследований и обобщенного сценария, образов успешного и неуспешного человека, складывающихся у УО лиц, побудил нас к дублированию стимульной ситуации по каждой из предложенных тем с целью представления кризисного варианта развития событий [4, 1]. Таким образом, были выделены следующие темы и соответствующие им ситуации: дети (рождение желанного первенца в законном браке — молодая женщина отдает нежеланного новорожденного на воспитание государству); брак (пышное свадебное торжество — вынужденные незарегистрированные отношения с попыткой одного из партнеров побудить «вторую половину» к заключению официального брака); беременность (радостно восприня-

тая брачная — незапланированная внебрачная, вне устойчивых отношений).

Исследование проводилось на базе КОУ Омской области «Средняя (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и на базе КОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 6 VIII вида» в 2012 — 2013 г. В нем приняли участие 25 старшеклассников в возрасте 15—17 лет с диагнозом «легкая степень умственной отсталости».

С целью построения семантического пространства отношения к названным ситуациям были использованы биполярные варианты семантического дифференциала, предложенные Е. Ю. Артемьевой и В. П. Серкиным [10]. С целью уточнения списка оценочных шкал проведение психосемантического дифференциала было предварено ассоциативным экспериментом. Нами использовались направленные ассоциации, т.е. ответ на заданное слово-стимул. Выполнение задания в условиях классной комнаты в определенной степени способствовало контролю за ассоциациями, что приводило, в свою очередь, к проявлению скорее общего содержания, чем индивидуального. Подросткам предлагались такие понятия: «свадьба», «гражданский брак», «первый ребенок», «нежеланный ребенок», «беременность», «своя квартира», «съемное жилье», «бедность», «достаток». Полученные данные продемонстрировали скудость вербальных ассоциаций (среднее количество слов — 5). Ассоциации были выражены прилагательными, например, свой, любимый, родной; существительными — нищета; счастье, радость; словосочетаниями — часть меня, вера друг в друга; простыми фразами — например, «Я хотела бы быть беременной», «Я не хочу съемное жилье. Я хочу собственное жилье»; «Это для нас двоих»; «Всех пригласить на свадьбу и всех родственников», «Я не хочу иметь гражданский брак»; сложноподчиненными предложениями — например, «Я хотела бы иметь свою квартиру и родной дом, чтобы быть счастливой». Редкость атрибуции ассоциативного образа, вызванного понятием, прилагательными (10 % от объема словоупотреблений), послужила стимулом к использованию стандартного 21-шкального личностного семантического дифференциала (для реконструкции семантических пространств, моделирующих семантику личностных черт беременной женщины, молодой матери, молодого отца), 45-шкального специализированного семантического дифференциала «Образ жизни» (для реконструкции отношений к гражданскому браку) и 25-шкального стандартного семантического дифференциала (для семантической оценки свадебного торжества).

Предполагалось, что использование дескрипторов стандартных бланков окажет стимулирующий эффект, поможет активизировать пассивный словарь испытуемых. Данное предположение подтвердилось, так как оценочные шкалы были полностью восприняты и ни одна шкалы не была отвергнута испытуемыми из-за недоступности для понимания. Все испытуемые при выборе из короткого и длинного списка дескрипторов предпочитали выражать свое отношение к увиденной в видеоматериале ситуации с помощью трудоемкого длинного варианта списка. При этом в процедуру был внесен пилотный этап и регулярное консультирование относительно смысла и значения оценочных шкал-дескрипторов. Пилотный этап исследования

проводился в соответствии с принципами и рекомендациями И. А. Коневой, апробированными в процессе применения репертуарных ранговых решеток [11, с. 209]. Обследование осуществлялось сначала строго индивидуально, потом, по мере упрочения в памяти значения слов-дескрипторов описания НСД, — в парах испытуемых при непосредственном контакте с каждым. Обработка результатов проводилась согласно пошаговому алгоритму выделения групповых универсалий оценки Е. Ю. Артемьевой [10, с. 258 — 264]. Таким образом, нижеследующие выводы основаны на вычислениях, приводимых по каждой матрице групповых оценок той или иной ситуации.

В результате проведения невербальных семантических дифференциалов различной специализации впервые были получены семантические универсалии оценки представлений подростков с ИН о таких социальных ситуациях, как: «Рождение ребенка в браке», «Женщина отказывается от новорожденного ребенка», «Свадебное торжество», «Гражданский брак», «Желанная и запланированная беременность в браке», «Внебрачная беременность» и др. (сведения об остальных ситуациях, вошедших в исследование, будут рассмотрены в других публикациях). Рассмотрим полученные результаты.

Ситуация «Рождение ребенка в браке», п=25.

Групповой семантической универсалией оценки представлений об отце, бурно радующемся известию о рождении ребенка, при 25 %-ном интервале допуска является следующий список дескрипторов: энергичный (2,92), решительный (2,88), самостоятельный (2,84), справедливый (2,84), общительный (2,76), честный (2,76), открытый (2,72), разговорчивый (2,68), сильный (2,64), обаятельный (2,6), уверенный (2,6), деятельный (2,44), добросовестный (2,44), добрый (2,4), отзывчивый (2,08), дружелюбный (2,04), уступчивый (1,56). Испытуемые наделили новоиспеченного отца широким комплексом характеристик социально зрелой личности, способной к переживанию и проявлению сильных чувств. Образ непротиворечив и ярок. На основании этих данных, ряда наблюдений за испытуемыми и анализа вербальных комментариев к протоколам НСД можно предположить, что позитивные социальные ситуации, социальные роли вызывают более активное социальное мышление и более дифференцированные социальные представления. Возможно, такой результат связан с амплифицирующим влиянием психотехнической процедуры психосемантического эксперимента. Мы делаем такой вывод на основании сопоставления бедных и однотипных ассоци-атов к вербальному семантическому эксперименту с описанным набором семантических универсалий.

Ситуация «Женщина отказывается от новорожденного ребенка», п=24.

Групповой семантической универсалией оценки представлений о социальной роли женщины, родившей ребенка и отказавшейся от него, сдавшей новорожденного в приют, при 20-% интервале допуска является следующий список дескрипторов: неискренняя (2, 76), справедливая (1,76), расслабленная (1,28), суетливая (0,92). Малое количество групповых универсалий (4) свидетельствует о разобщенности и низкой согласованности мнений, о недостаточной дифференцированности семантического пространства оценок данной ситуации. Обращает на себя внимание оценка «справедливая», указывающая на то, что испытуемые оправдывают действия героини, находя ее усилия по преоб-

разованию трудной ситуации отвержения достаточными. Видимая безысходность и тупиковость положения забеременевшей героини, от которой отвернулись мужчина и мать, вызывает понимание и сочувствие испытуемых, не высказавших обвинений в эгоизме, зависимости, пассивности, вялости и т. п. в ее адрес (при наличии соответствующих дескрипторов в протоколе). Можно предположить, что, не имея представления о стратегии противостоящего совладания с ситуацией отчуждения от близких, испытуемые не осознают взаимосвязь между пассивностью героини и ее последующим отказом от новорожденного ребенка. Оценки «расслабленная» и «суетливая» указывают на понимание необходимости более активной и целенаправленной жизненной позиции в сложившейся ситуации, на возможность мужественной решимости рожать без поддержки близких (это предположение подтвердило последующее интервью, в котором испытуемые, особенно девушки, говорили о том, что «надо было рожать и одной воспитывать ребенка»).

Ситуация «Свадебное торжество», п=20.

Групповой семантической универсалией оценки представлений о свадьбе, торжественном бракосочетании при 20-% интервале допуска является следующий список дескрипторов: радостный, большой, светлый, упорядоченный, родной (3), хороший (2,95), приятный (2,9), мягкий (2,85), сильный (2,75), активный (2,7), жизнерадостный, любимый, умный (2,7), чистый, горячий (2,65), свежий (2,5), добрый (2,4), острый (2,2). В оценке данного события проявилось поразительное единодушие, что вообще характерно для оценивания УО старшеклассниками позитивных социальных ситуаций. По-видимому, социокультурная среда развития испытуемых активно транслирует представления о позитивных событиях и ситуациях вообще и о данном событии жизненного пути в частности.

Ситуация «Гражданский брак», п=25.

Групповой семантической универсалией оценки представлений УО старшеклассников о гражданском браке при 25-% интервале допуска является следующий список дескрипторов: сытый (1,6), безопасный (1,52), дружеский (1,16), уважительный (1,12), привлекательный (1,04), смелый (1,0), бодрый, открытый (0,92), напряженный (0,88), насыщенный (0,72), активный, статичный, достойный, обеспеченный (0,64), меняющийся (0,6), обычный, беспокойный (0,44). Обращает на себя внимание значительное разнообразие и преимущественно позитивный характер оценок гражданского брака, что отражает высокую ценность и повышенную заинтересованность испытуемых в интенсивных близких отношениях с избранником противоположного пола. Представляется, что такой образ жизни выступает эталонным для лиц данного возраста отнюдь не в силу осознанного предпочтения такого прогноза на долгий период личной жизни. Вероятно, позитивный характер оценок обусловлен тем, что сожительство в гражданском браке представляет собой приемлемый для лиц указанного возраста компромисс в удовлетворении целого ряда важных возрастных потребностей и задач развития. Обращает на себя внимание тот факт, что в демонстрируемом ролике героиня выражала недовольство отсутствием официальной регистрации и непониманием партнером ее стремления к законному браку. Открыто прозвучавшая в ее словах неудовлетворенность оказалась проигнорированной испытуемыми, отдавшими предпочтение оценкам, связанным

о

от

Л

Т

с вероятным удовлетворением своих коммуникативных ожиданий и установок.

Ситуация «Желанная и запланированная беременность в браке», п=25.

Групповой семантической универсалией оценки представлений о запланированной и желанной беременности при 25-% интервале допуска является следующий список дескрипторов: добрая, решительная, общительная и разговорчивая (2,92), обаятельная (2,8), сильная (2,8), дружелюбная и уверенная (2,72), открытая (2, 64), честная (2,6), справедливая (2, 56), добросовестная (2,52), деятельная (2,32), самостоятельная (2, 12), отзывчивая (2,08), невозмутимая (1,88). В данной серии эксперимента получены сильные и разнообразные оценки. Обращает на себя внимание тот факт, что безусловно положительный образ молодой женщины, радующейся своей долгожданной беременности, характеризуется высокой групповой сплоченностью оценивания и большим количеством признаков. Это может свидетельствовать о большей осознанности и когнитивной дифференцированности представлений о данной ситуации. Отметим также, что тенденция увеличения количества групповых универсалий оценки и роста их средних значений оказалась характерной именно для оценки позитивных ситуаций социального мира.

Ситуация «(Внебрачная беременность», п=23.

Групповой семантической универсалией оценки представлений о внебрачной и незапланированной беременности при 20-% интервале допуска является следующий список: неискренняя (2,76), общительная (2,36), обаятельная (2, 36), дружелюбная (2,12), разговорчивая (2,04), открытая (1, 96), добрая (1,92), деятельная (1,88), уступчивая (1,8), отзывчивая (1,52). Обращает на себя внимание обилие исключительно позитивных оценок девушки, опрометчиво допустившей не самый лучший сценарии развития своей судьбы. Очевидно, что критических и осуждающих оценок для нее у испытуемых не нашлось. Причины этого еще предстоит выяснить. Может быть сказывается идентификация с данным жизненным сценарием и вытеснение критических оценок по этой причине (в пользу такого предположения свидетельствуют признания некоторых испытуемых о том, что они рождены матерями вне брака; также тот факт, что в среде испытуемых оцениваемая ситуация является если не типичной, то нередкой — так, одна из испытуемых проходила обследование, будучи беременной). Явно выражено противоречие между оценками «неискренняя» и «открытая», что ставит задачу уточнения их семантики.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволило установить, что представления УО старшеклассников о различных ситуациях, связанных с некоторыми аспектами половых и брачно-семейных отношений, значительно варьируют по качеству и степени социальной зрелости и реализма, характеризуясь фрагментарностью, бедностью и недостаточной дифференцированно-стью семантических оценок кризисных ситуаций. Большее количество групповых универсалий и их сравнительно высокие средние значения характерны для семантических оценок успешного развития ситуаций.

В то же время оценка кризисных и фру-страционных ситуаций не является единодушной, порождая противоречивые и слабые по весу оценки. Представляется, что это связано с акценти-

рованием в воспитательной практике стандартного социального образца положительной личности. Между тем воспитанники с трудом представляют себе, каким образом этой личности удается решать трудные жизненные ситуации, поддерживая свое благополучие. В этой связи представляется, что актуальная задача социальной психологии дизонтоге-неза состоит в выработке психотехники развития когнитивного оценивания лиц с УО, позволяющей им рассматривать трудную ситуацию с разных точек зрения, прибегая к приемам переоценки, конструирования новых подходов к ней и осознанному выбору стратегии совладания.

Эталонное отношение к действительности своей жизни УО лица может быть обозначено как переживаемое знание того, что «действительность ... создает сам человек, сотрудничая с обстоятельствами для того, чтобы приблизить желанное событие, развеять опасения, решить трудную проблему» [12, с. 290].

Практический интерес представляет использование процедуры субъективного шкалирования видеофрагментов в психотехнических и коррек-ционно-развивающих целях; осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к развитию социальных представлений УО лиц о половых и брачно-семейных отношениях с учетом полученных данных.

Библиографический список

1. Стебляк, Е. А. Социальные представления подростков с интеллектуальной недостаточностью [Текст] : дис. ... магистра психологии : 030300.68 / Стебляк Елена Анатольевна. — Омск, 2013. - 102 с.

2. Московичи, С. От коллективных представлений к социальным (к истории одного понятия) [Текст] / С. Московичи // Вопросы социологии. - 1992. - Т. 1, № 2. - С. 83-95.

3. Бобрышева, Т. В. Социальные представления как объект психологического исследования [Текст] : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Бобрышева Татьяна Вениаминовна. - М., 1996. - 23 с.

4. Стебляк, Е. А. Внутренний мир развивающейся личности при нормальном и нарушенном развитии [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Стебляк. - Омск : Татьяна, 2013. - 271 с. -ISBN 978-5-905548-08-6.

5. Заиграева, Н. В. Генезис и особенности полоролевых представлений у подростков с интеллектуальной недостаточностью [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 / Заиграева Надежда Викторовна. - Иркутск, 2006. - 178 с.

6. Семенова, Л. Э. Становление ребенка как гендерного субъекта в процессе личностного развития в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте в условиях онто- и дизонтогенеза [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.10 / Семенова Лидия Эдуардовна. - Н. Новгород, 2010. - 521 с.

7. Заиграева, Н. В. Особенности гендерных представлений у депривированных девочек-подростков с умственной отсталостью [Текст] /Н. В. Заиграева // Дефектология. - 2011. -№ 5. - С. 27-34.

8. Самойленко, Е. В. Особенности полоролевой социализации подростков (мальчиков) с ЗПР в условиях депривации отцовского влияния [Текст] : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 / Самойленко Елена Валентиновна. - Н. Новгород, 2005.- 217 с.

9. Мазалова, С. Л. Психологические особенности осознания себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами [Текст] : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10 / Мазалова Светлана Леонидовна. - Н. Новгород, 2006. - 244 с.

10. Серкин, В. П. Методы психологии субъективной семантики [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. П. Серкин. -М. : ПЧЕЛА, 2008. - 380 с. - ISBN 978-5-903534-03-6.

11. Кисова, В. В. Практикум по специальной психологии [Текст] / В. В. Кисова, И. А. Конева. - СПб. : Речь, 2006. -352 с. - ISBN 5-9268-0506-6.

12. Анцыферова, Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия [Текст] / Л. И. Анцыферова // Психология социальных ситуаций : сб. науч. тр. ; сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. - СПб. : Питер, 2001. -С. 285-309.

СТЕБЛЯК Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры специальной психологии. Адрес для переписки: steblyak@list.ru

Статья поступила в редакцию 09.07.2015 г. © Е. А. Стебляк

УДК 374:001.895

Б. Ю. КАССАЛ Д. Б. КАССАЛ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского БОУ «Гимназия № 26», г. Омск

ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ_

С 1984 года Омский областной клуб натуралистов «Птичья гавань» участвует в исследовательских программах, с 1986 г. их реализация усилилась за счет развития экспедиционной деятельности в региональных, республиканских и интернациональных проектах, обследуя территорию Омской области. Результаты многолетних исследований членов клуба вошли в состав информационной базы, реализуемой в ряде региональных публицистических проектов, доступных широкому кругу пользователей.

Ключевые слова: клуб натуралистов, исследования, организация экспедиций, Омская область, результативность.

У педагогов базовая информация о природе Омского Прииртышья представлена скудно, имеющиеся данные без радикальной доработки невозможно полноценно использовать в педагогическом процессе, в частности, при выполнении поисковых и научно-исследовательских работ школьниками старших классов и при обучении студентов ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, ОмГПУ, ОГМА, ОмГАУ им. П. И. Столыпина и др. В связи с этим при преподавании естественнонаучных дисциплин в ряде учебных учреждений весьма скудно присутствует требуемый Федеральным государственным образовательным стандартом региональный компонент, предусмотренный требованием статьи 7 Закона об образовании [1].

Одна из старейших общественных неформальных организаций — Омский областной клуб натуралистов «Птичья гавань» — в течение более тридцати лет эффективно проводит региональные исследования и работу по просвещению и воспитанию поколений молодых людей, однако результативность работы этой организации до настоящего времени в полной мере не изучена.

Цель работы: выявить результативность исследований в Омском областном клубе натуралистов «Птичья гавань».

Задачи:

1) определить содержание исследований в клубе натуралистов;

2) определить результативность исследований в клубе натуралистов.

Материалы и методы. Материалом работы стали обобщающие данные исследований за период 1986 — 2014 гг., опубликованные в ряде научных статей и методических трудов [2—12].

Основные результаты. Система подготовки молодых натуралистов в клубе основана на ступенчатой схеме обучения и воспитания, в которой значительную долю составляет экспедиционная деятельность, в процессе которой обученные полевой работе члены клуба принимают деятельное участие. Экспедиции проводятся клубом с 1984 г., в них участвуют школьники 6—11 (в основном 9—11) классов из разных школ города и области и студенты высших и средних специальных учебных заведений, имеющие опыт полевой работы, прежде всего — предварительно полученные в природном парке регионального значения «Птичья гавань» г. Омска. В ходе экспедиций реализуются многолетние исследовательские программы: «Орнитофауна», «Гидробионты бассейна Иртыша», «Земноводные и пресмыкающиеся», «Озера Омского Прииртышья», «Малые реки». Кроме того, клуб «Птичья гавань» участвует в региональных, республиканских и интернациональных экологических проектах: «Кадастр животного мира Омской области», «Красная книга Омской области», «Project Pigeon Watch», «Западно-Сибирский национальный

о

от

Е

Т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.