Научная статья на тему 'Социальные представления умственно отсталых старшеклассников'

Социальные представления умственно отсталых старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
774
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / НЕВЕРБАЛЬНЫЙ СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / SOCIAL NOTIONS / NONVERBAL SEMANTIC DIFFERENTIAL / SEMANTIC EVALUATION / INTELLECTUAL DISABILITY / SOCIAL SITUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Стебляк Елена Анатольевна

В статье отражены современные тенденции в изучении социальных представлений умственно отсталых лиц. Рассматривается применение метода невербального семантического дифференциала. Впервые представляются и анализируются семантические оценки, даваемые умственно отсталыми старшеклассниками успешным и кризисным ситуациям жизнедеятельности, связанным с приобретением собственного жилья и заботой о нем, с разным достатком, с поддержанием здорового образа жизни и физической формы, вредными привычками. С учетом полученных данных даются рекомендации по развитию методик семантического оценивания представлений умственно отсталых лиц. Рассмотрение групповых семантических универсалий трудных ситуаций позволяет предположить, что в социальной среде умственно отсталых старшеклассников не сформировано единое общественное мнение о критических обстоятельствах жизнедеятельности, отчего личность человека, оказавшегося в подобных обстоятельствах, неосознанно воспринимается диффузно и противоречиво. Представляется, что это связано с акцентированием в воспитательной практике стандартного социального образца положительной личности. Между тем воспитанники с трудом представляют себе, каким образом этой личности удается преодолевать трудные жизненные ситуации, сохраняя свое благополучие и развивая успех. В связи с разнообразием индивидуальных профилей оценок представляется необходимым устраивать социально-психологические дискуссии, направленные на обсуждение, рефлексию и уточнение позиций испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS ABOUT SOCIETY OF INTELLECTUALLY DISABLED SENIOR SCHOOLCHILDREN

The article reflects current trends in the study of ideas about society of intellectually disabled senior schoolchildren and deals with the method of non-verbal semantic differential. For the first time the article presents and analyzes semantic evaluations given by intellectually disabled senior schoolchildren to situations of crisis and success in life related to the acquisition of their own homes and taking care of them, to different incomes, to maintaining a healthy lifestyle and physical fitness and to bad habits. Taking into account the obtained results the article provides recommendations for the development of the methods of semantic evaluation of intellectually disabled persons. The analysis of group semantic universals of problematic situations leads to the conclusion that the social sphere of intellectually disabled senior schoolchildren has no uniformed social opinion about critical life situations, due to which the personality in such situations is subconsciously seen in a diffused and controversial way. It may be connected with accentuation of a standard social image of a positive personality in educational practice. But the pupils hardly realize how this personality manages to overcome difficulties preserving their well-being and gaining more success. It seems that due to the variety of individual profiles of evaluation it is necessary to organize socio-psychological discussions aimed at consideration, reflection and adjusting the positions of the pupils with intellectual disabilities.

Текст научной работы на тему «Социальные представления умственно отсталых старшеклассников»

УДК 376.42

ББК Ч455 ГСНТИ14.

Е. А. Стебляк Омск, Россия

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. В статье отражены современные тенденции в изучении социальных представлений умственно отсталых лиц. Рассматривается применение метода невербального семантического дифференциала. Впервые представляются и анализируются семантические оценки, даваемые умственно отсталыми старшеклассниками успешным и кризисным ситуациям жизнедеятельности, связанным с приобретением собственного жилья и заботой о нем, с разным достатком, с поддержанием здорового образа жизни и физической формы, вредными привычками. С учетом полученных данных даются рекомендации по развитию методик семантического оценивания представлений умственно отсталых лиц. Рассмотрение групповых семантических универсалий трудных ситуаций позволяет предположить, что в социальной среде умственно отсталых старшеклассников не сформировано единое общественное мнение о критических обстоятельствах жизнедеятельности, отчего личность человека, оказавшегося в подобных обстоятельствах, неосознанно воспринимается диффузно и противоречиво. Представляется, что это связано с акцентированием в воспитательной практике стандартного социального образца положительной личности. Между тем воспитанники с трудом представляют себе, каким образом этой личности удается преодолевать трудные жизненные ситуации, сохраняя свое благополучие и развивая успех. В связи с разнообразием индивидуальных профи-

29.21 Код ВАК 13.00.03; 13.00.01 E. A. Steblyak Omsk, Russia

IDEAS ABOUT SOCIETY OF INTELLECTUALLY DISABLED SENIOR SCHOOLCHILDREN

Abstract. The article reflects current trends in the study of ideas about society of intellectually disabled senior schoolchildren and deals with the method of non-verbal semantic differential. For the first time the article presents and analyzes semantic evaluations given by intellectually disabled senior schoolchildren to situations of crisis and success in life related to the acquisition of their own homes and taking care of them, to different incomes, to maintaining a healthy lifestyle and physical fitness and to bad habits. Taking into account the obtained results the article provides recommendations for the development of the methods of semantic evaluation of intellectually disabled persons. The analysis of group semantic universals of problematic situations leads to the conclusion that the social sphere of intellectually disabled senior schoolchildren has no uniformed social opinion about critical life situations, due to which the personality in such situations is subconsciously seen in a diffused and controversial way. It may be connected with accentuation of a standard social image of a positive personality in educational practice. But the pupils hardly realize how this personality manages to overcome difficulties preserving their well-being and gaining more success. It seems that due to the variety of individual profiles of evaluation it is necessary to organize socio-psychological discussions aimed at consideration, reflection and adjusting the positions of the pupils with intellectual disabilities.

88

Специальное образование. 2015. № 4

лей оценок представляется необходимым устраивать социально-психологические дискуссии, направленные на обсуждение, рефлексию и уточнение позиций испытуемых.

Ключевые слова: социальные представления; невербальный семантический дифференциал; семантическая оценка; умственная отсталость; социальная ситуация.

Сведения об авторе: Стебляк Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: кафедра специальной психологии Омского государственного педагогического университета, доцент (Россия).

Контактная информация: 644050,

E-mail: steblyak@list.ru.

Key words: social notions; nonverbal semantic differential; semantic evaluation; intellectual disability; social situation.

About the author: Steblyak Elena Anatol'evna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.

Place of employment: Department of Special Psychology, Omsk State Pedagogical University, Omsk.

оссия, г. Омск, пр-т Мира, 32, ауд. 103.

В настоящее время все более широкое признание в специальной психологии получает факт влияния когнитивных моделей социального взаимодействия субъектов на поведение и социальную адаптацию умственно отсталых лиц (УО) [1; 3; 4; 7; 8; 10 и др.]. Характерные для них недостатки формирования социального интеллекта и ослабленная критичность, коммуникативные затруднения и примитивный уровень рефлексии по поводу текущих событий и собственного отношения к ним делают труднодостижимым решение адаптивных задач в личном и социальном пространстве [1; 2; 3; 5; 6; 7; 9; 10; 12; 14 и др.]. Самовосприятие и осмысление социальных ситуаций УО лицами ослаблено по причине недоразвития когнитивной компоненты. Отмечается низкая осмысленность реагирования на те объекты познания, с которыми трудно себя идентифи-

© Стебляк Е. А., 2015

цировать, преобладание поведенческой стратегии копинга с одновременным недоразвитием когнитивных механизмов совладения (Т. А. Колосова, П. О. Омарова, О. И. Суворова, Ю. В. Чиркова и др.). В целом смысловая структура мировоззрения характеризуется предельной упрощенностью и мозаичностью, а внутренний мир — «исходной бедностью, затрудняющей ориентацию на сложные системы смысловых связей» (Д. А. Леонтьев, В. Н. Бу-зин; цит. по: [14, с. 33]). В отношении проблемных и кризисных ситуаций противоречивость и непоследовательность осмысленного реагирования возрастает, что ограничивает дальнейшее развитие образа жизни умственно отсталых и осмысления социальных практик взаимодействия. В связи со сказанным становится очевидной необходимость психотехнического сопровождения развития социальных

Специальное образование. 2015. № 4

89

представлений УО лиц с учетом их качественной специфики. Однако конструирование психотехники развития социального познания может быть осуществлено лишь с опорой на эмпирический материал, характеризующий вербальные и невербальные репрезентативные когнитивные системы, конституирующие картину мира, жизненный мир и социальные представления указанной категории лиц. Слабая осведомленность олигофренопси-хологов о феноменологии и задачах амплификации социальных представлений УО старшеклассников побудили нас предпринять собственное эмпирическое исследование [12; 13; 14]. Его целью стало изучение социальных представлений УО старшеклассников о значимых ситуациях жизнедеятельности, связанных с включением во взрослую жизнь в период послешкольной адаптации, — с созданием романтических и брачно-семейных отношений, с приобретением собственного жилья и заботой о нем, с разным достатком, ведением здорового образа жизни и поддержанием физической формы, вредными привычками (всего 15 ситуаций). Ситуации жизнедеятельности были представлены тематическими видеофрагментами (фрагментами профессиональных игровых и документальных фильмов, рекламными роликами, кадрами любительской съемки). Условные темы «Дети», «Жилье», «Брак», «Беременность», «Собственность», «Достаток» и «Здоровье» были представлены 2 стимульными ситуа-

циями с целью демонстрации как позитивного, так и кризисного варианта развития событий (в данной статье будут представлены эмпирические наблюдения, касающиеся лишь 9 ситуаций). Так, например, с целью моделирования образа жизни лиц без определенного места жительства мы использовали фрагмент профессиональной натурной съемки на Павелецком вокзале г. Москвы, в котором персонажи показаны и панорамно, и крупным кадром (закадровый голос комментирует типичное времяпрепровождение таких лиц, их отношение друг к другу, к благотворительной помощи горожан).

Реконструкция семантического содержания отношений к названным ситуациям осуществлялась методом невербального семантического дифференциала (НСД). Отношение к образу жизни при разном достатке (материально обеспеченный га малообеспеченный образ жизни), в разных квартирных условиях (проживание в съемном жилье га жизнь в собственном жилье), с разным отношением к условиям жизни (забота о своем жилище в виде усилий по ремонту квартиры га условия жизни бомжа) реконструировалось с помощью специализированного СД «Образ жизни» [11]. Личностные черты человека, уступающего настояниям выпить за компанию, реконструировались при помощи личностного СД, а семантическая оценка ситуации пробежки в компании бегунов — посредством стандартного СД [11].

90

Специальное образование. 2015. № 4

Исследование проводилось на базе КОУ Омской области «СКО-ШИ № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и «СКОШ № 6 VIII вида» в 2012—2013 гг. В нем приняли участие 25 старшеклассников в возрасте 15—17 лет с диагнозом «легкая степень умственной отсталости». Пилотный этап исследования проводился в соответствии с принципами и рекомендациями И. А. Коневой, апробированными в процессе применения репертуарных ранговых решеток [8]. Обследование осуществлялось сначала строго индивидуально, потом, по мере упрочения в памяти значения слов-дескрипторов описания НСД, — в парах испытуемых при непосредственном контакте с каждым. Обработка результатов проводилась согласно пошаговому алгоритму выделения групповых семантических универсалий оценки Е. Ю. Артемьевой [11]. Рассмотрим групповые универсалии названных ситуаций — семантические «координаты опыта», одинаково оцениваемые большинством испытуемых [11, с. 259].

Ситуация «Мама и сын делают ремонт в комнате», п = 20.

Групповой семантической универсалией оценки представлений об образе жизни семьи, своими силами пытающейся отремонтировать комнату в доме, сменив в ней обои, при 10%-м интервале допуска является длинный список из 28 дескрипторов: веселый (3,00), ответственный, интересный, дружеский (2,95), добрый, бодрый, миролюбивый (2,90), активный, осмысленный,

уважительный (2,85), достойный, сытый, открытый, обеспеченный (2,80), смелый, привлекательный (2,75), понимающий, подвижный (2,65), творческий, настоящий (2,60), упорядоченный, комфортный, альтруистичный, спокойный, истинный (2,55), счастливый (2,50), уверенный, положительный (2,45). Все дескрипторы характеризуют образ положительно. Оценки разнообразны, высоки, что говорит о яркой выраженности заявленных качеств в оцениваемом образе жизни, единодушии испытуемых в его оценке.

Ситуация «Люди без определенного места жительства», п = 20.

Групповой семантической универсалией оценки представлений об образе жизни людей без определенного места жительства («бомжей») при 10%-м интервале допуска является следующий список из 8 дескрипторов: беспорядочный (2,6), непривлекательный, несчастный (2,5), голодный (2,45), безответственный (2,3), необеспеченный (2,25), старый (2,15), безнравственный (2,1). В приведенном перечне представлены оценки двух отрицательных личностных качеств — безответственности и безнравственности. Остальные дескрипторы характеризуют возрастные, материальные, финансовые аспекты образа жизни, дают ему общую оценку (негативную). Отметим, что в оценке столь вызывающего, для большинства граждан отталкивающего социального явления количество признаков оцениваемого объекта, разделяемых большинством

Специальное образование. 2015. № 4

91

группы испытуемых, сократилось в 3 раза по сравнению с предыдущей ситуацией, т. е. семантическое оценивание характеризуется отсутствием единства мнений. Анализ индивидуальных профилей обнаружил оценки, диаметрально расходящиеся с типичными. Так, несмотря на шокирующий реализм съемки, представленный образ жизни был признан комфортным 3 испытуемыми, еще 3 — минимально дискомфортным. Пятеро испытуемых из 20 признали такой образ жизни настоящим, четверо испытуемых — истинным. Весьма вариативными оказались оценки данного социального явления с позиций пары дескрипторов «уважительный — неуважительный» — 8 испытуемых считают такой образ жизни уважительным, еще трое заняли нейтральную позицию. Только 9 испытуемых нашли данное положение человека — социального иждивенца без определенного места жительства, общественно полезных занятий, опекаемого круга близких людей, гарантированного источника дохода, наконец, без цели жизнедеятельности и социального признания — неуважительным. Допустим, что обнаруженная частью УО старшеклассников толерантность к предоставленному социальному явлению выражает их гуманное отношение к падшим и отверженным членам общества. Вероятно, эта тенденция является признаком других особенностей социального развития, в частности, диффузии социального идеала испытуемых.

Ситуация «Свое жилье», п=20.

Групповой семантической универсалией оценки представлений об обладании собственным жильем при 10%-м интервале допуска является следующий список из 20 дескрипторов: достойный (2,85); уверенный (2,7); понимающий, добрый, смелый, сытый (2,55); открытый, обеспеченный (2,4), активный, ответственный, подвижный (2,35); насыщенный, положительный, настоящий, миролюбивый, веселый (2,3); дружеский (2,25); нравственный, безопасный (2,2); бодрый (2,15). Как и в оценке ситуации ремонта, в данном случае испытуемые единодушны и разнообразны в положительных оценках, признают яркую выраженность положительных качеств оцениваемого образа жизни. Подобная картина оказалась характерной для вынесения суждений о разных успешных социальных ситуациях, выражая тенденцию к «склеиванию» в социальном мышлении УО старшеклассников представлений о благополучии и высоких личностных качествах благополучных людей. Наши данные подтверждают отмечаемую ранее низкую способность УО подростков отличать имидж от подлинного содержания личности, материальные обстоятельства жизнедеятельности от духовных и душевных качеств человека [9].

Ситуация «Человек снимает жилье», п = 20.

Групповой семантической универсалией оценки представле-

92

Специальное образование. 2015. № 4

ний об образе жизни в неуютном съемном жилье при 10%-м интервале допуска является список из 4 дескрипторов: дружеский (2,15), обычный (1,7), миролюбивый (1,6), активный (1,55). Столь малое количество групповых универсалий оценки свидетельствует о мало-дифференцированном представлении об этой ситуации. При расширении интервала допуска список универсалий пополняется следующими: бодрый (1,7), смелый (1,65) и оправданный, уважительный (1,05). Их атрибутирование обсуждаемому образу жизни не столь единодушно, однако показывает, в каком направлении развивается его понимание. Значительная часть воспитанников тяготеет к уважительному признанию и оправданию этого образа жизни, связывая его с проявлением комплекса черт активного, бодрого и смелого характера. Представляется, что эту тенденцию необходимо поощрять и развивать, формируя когнитивный опыт преобразования восприятия фрустри-рующей ситуации как «барьерной» в приемлемую, ресурсную и т. п.

Ситуация «Бедность, экономия», п = 19.

Групповой семантической универсалией оценки представлений о бедном и экономном образе жизни при 10%-м интервале допуска является удручающе краткий список из 4 дескрипторов: рациональный (2,21), необеспеченный (1,95), напряженный (1,84), подвижный (1,79). Учитывая, что УО старшеклассники должны быть готовы к режиму домашней эконо-

мии, столь скудная вербальная репрезентация вероятной жизненной практики говорит о психологической неготовности к ней и негативной установке, о вытеснении соответствующих представлений. Обращает на себя внимание признание рационального характера данного образа жизни, в связи с чем целесообразно дальнейшее рассмотрение личностных качеств, действий и поступков, обеспечивающих рациональный подход к экономному образу жизни.

Ситуация «Хороший достаток», п = 20.

Групповой семантической универсалией оценки представлений об обеспеченном образе жизни при 10%-м интервале допуска является пространный список из 24 дескрипторов: безопасный (2,8), понимающий (2,7), активный, достойный, обеспеченный, сытый (2,65), творческий, уверенный, насыщенный, привлекательный, ответственный, добрый, новый (2,6), дружеский, счастливый, уважительный (2,55), комфортный (2,5), веселый (2,4), настоящий, бодрый (2,25), положительный (2,2), рациональный, открытый, согласованный (2,15). При расширении интервала допуска обнаруживается тенденция пополнения списка универсалий следующими: спокойный (2,2), нравственный, истинный, миролюбивый (2,1), смелый (2,05), осмысленный, упорядоченный (1,75), компромиссный, оправданный (1,7), целостный (1,65). Очевидно, что УО старшеклассники связывают с данным образом жизни макси-

Специальное образование. 2015. № 4

93

мально полную самореализацию человека в лучших проявлениях человеческой души и духа.

Ситуация «Моцион, пробежка», п = 20.

Групповой семантической универсалией оценки представлений о моционе, зарядке в виде пробежки по городским улицам при 10%-м интервале допуска является следующий список из 15 дескрипторов: быстрый (3), радостный, активный (2,95), умный (2,9), добрый (2,85), любимый, свежий (2,8), гладкий, острый (2,7), хороший, большой (2,75), сильный, жизнерадостный (2,65), чистый (2,6), горячий (2,5). Анализ устных комментариев при заполнении протокола НСД позволяет усомниться в том, что данные характеристики испытуемые относят исключительно к качествам личности «бегуна», а не к его телесности. Представляется, что есть необходимость рассмотрения взаимосвязи усилий по поддержанию физической формы не только с качествами тела, но и с соответствующими духовными чертами личности.

Ситуация «Нездоровый образ жизни», п = 20.

Групповой семантической универсалией оценки представлений о нездоровом образе жизни (употреблении наркотических веществ, посещении ночных клубов с подозрительной репутацией) при 20%-м интервале допуска является список из 10 дескрипторов: безответственный (1,8), опасный (1,7), бессмысленный (1,65), обеспеченный (1,6), иррациональный (1,55),

ложный (1,45), недостойный (1,4), подвижный (1,25), профанный (1,2), активный (1,1). Несмотря на сложность в понимании ряда определений, испытуемые остановили свой выбор на выражаемых ими оценках, что не отменяет необходимости дальнейшей семантизации соответствующих понятий применительно к оцениваемому образу жизни. Представляется, что данное семантическое содержание является результатом систематической работы педагогических коллективов СКОУ VIII вида по профилактике наркозависимости.

Ситуация «Спаивание человека», п = 20.

Групповой семантической универсалией оценки представлений о ситуации спаивания человека, уступающего манипуляциям завзятого пьяницы, при 10%-м интервале допуска является следующий список из 8 дескрипторов: иррациональный (1,7), отрицательный (1,55), компромиссный, опасный (1,35), дискомфортный (1,25), обеспеченный (1,2), открытый, бессмысленный (1,05). При расширении интервала допуска список пополняется следующими определениями: зависимый, непривлекательный (1,25), авторитарный (1,15), подвижный (1,1), миролюбивый (0,9), обычный (0,85), социальный (0,8), консервативный, веселый (0,75), что показывает тенденцию к пониманию данной ситуации значительной частью испытуемых. Большое количество оценок свидетельствует об осознанности и когнитивной дифференцированности

94

Специальное образование. 2015. № 4

представлений о данной ситуации. Однако некоторая непоследовательность и двойственность в трактовке ситуации требует снятия противоречий через выделение семантического ядра оценок в процессе группового обсуждения логики данного характера.

Таким образом, психосемантический эксперимент продемонстрировал, что представления УО старшеклассников о вариантах образа жизни, связанных с различным достатком и жилищными условиями, наличием вредных или полезных привычек, значительно варьируются по полноте и качеству, степени социальной зрелости и реализма. Семантические оценки кризисных ситуаций характеризуются малым количеством групповых универсалий и низкими средними значениями, что свидетельствует о разобщенности, низкой согласованности мнений; о фрагментарности, бедности и недостаточной дифференцированности семантического содержания оценок этих ситуаций. Рассмотрение групповых семантических универсалий трудных ситуаций позволяет предположить, что в социальной среде развития УО старшеклассников не сформировано единое общественное мнение о критических обстоятельствах жизнедеятельности, отчего личность человека, оказавшегося в подобных обстоятельствах, неосознанно воспринимается диф-фузно и противоречиво. Представляется, что это связано с акцентированием в воспитательной практике стандартного социального об-

разца положительной личности. Между тем воспитанники с трудом представляют себе, каким образом этой личности удается преодолевать трудные жизненные ситуации, сохраняя свое благополучие и развивая успех. В связи с разнообразием индивидуальных профилей оценок представляются необходимыми социально-психологические дискуссии, направленные на обсуждение, рефлексию и уточнение позиций испытуемых.

С другой стороны, высокая согласованность оценок, их значительное количество, качественное разнообразие и сравнительно высокие средние значения характерны для оценивания УО старшеклассниками позитивных социальных ситуаций. На основании полученных данных и анализа вербальных комментариев к протоколам НСД можно предположить, что позитивные социальные ситуации и социальные роли вызывают более активное социальное мышление и связаны с более дифференцированными социальными представлениями. Во многом это объяснимо активной трансляцией идеологии потребительского общества в современной российской социокультурной ситуации. Сравнительный анализ распределения количеств групповых универсалий оценок кризисных и благополучных ситуаций показывает, что в социуме, имеющем влияние на УО воспитанников, доминирует дискурс, живописующий положительный образ материально-финансового благополучия и личного преуспеяния.

Специальное образование. 2015. № 4

95

Представляется, что лучшему осознанию УО старшеклассниками представлений о разных сторонах материального благополучия — будь то финансово обеспеченный образ жизни, дорогая свадьба или владение собственным, с энтузиазмом облагораживаемым жильем — способствует активное обсуждение в социальной среде развития испытуемых соответствующих сторон жизнедеятельности. Активная трансляция и пропаганда через массмедиа и общественные коммуникации соответствующих ценностей делает УО лиц их приверженцами без учета ограничений, связанных с диагнозом, личными возможностями и способностями, полученным образованием. Итогом этого процесса становятся завышенные, порой нереалистичные ожидания, неготовность решать проблемы и нежелание искать приемлемые компромиссы в решении трудных жизненных ситуаций.

Представляется, что большое количество групповых универсалий семантической оценки той или иной ситуации, выражая доминирующие в дискурсивных практиках атрибуции соответствующих жизненных реалий, свидетельствует не об общности жизненного опыта испытуемых, но об ориентации на схожие популярные ценности, об идентификации с пропагандируемым социальным идеалом. Понимание социального идеала при этом тенденциозно, что проявляется в наделении всевозможными хорошими качествами только тех персонажей и только таких образов

жизни, которые соответствуют эталону благополучия и/или преуспеяния. Вместе с тем подлинное понимание секретов успеха не может зиждиться только на муссировании идеализированного образа, требует осмысления всей последовательности этапов процесса труда и борьбы героя за свое «место под солнцем».

Полезный опыт в этом отношении аккумулирован в методиках анализа социально значимых образов художественной литературы и кинодраматургии [9; 15 и др.]. Процесс познания типов социальных идеалов УО подростками не ограничивается выбором достаточных качеств для социального идеала, но обязательно предполагает критическую оценку поступков героя [9]. Остановимся на драматургическом опыте как наиболее близком по целевым и процедурным аспектам целесообразному социально-психологическому обучению. Репетиционный процесс сориентирован на рассмотрение «логики существования образа в предлагаемых обстоятельствах» и отбор действий и поступков, присущих данному образу; основан на проигрывании «идеального» образа в цепочке событий и ситуаций, что позволяет уточнить его действенные характеристики. В процессе обсуждения характеров и поступков героев, построения и закрепления мизансцен идеальный образ приобретает конкретные черты и атрибутируется с позиций его целей, мотивов, личностных качеств и образа действий. Таким образом, в театральной деятельности СКОУ УШ вида от-

96

Специальное образование. 2015. № 4

крыт принцип, применимый в активном социально-психологическом обучении УО воспитанников, — привлечение к раскрытию существенных, но разных сторон социального бытия героя, к моделированию фактов его биографии, остающихся за рамками актуальной жизненной ситуации, но являющихся ее предысторией — своего рода «биографии до занавеса» [9, с. 148]. Формирование когнитивной модели «жизненного» образа социального идеала предполагает обогащение социального опыта в процессе моделирования разрешения противоречий в проблемных ситуациях, что, как убеждена Н. Х. Князь-кина, поможет воспитанникам СКОУ VIII вида «защитить себя от ошибок в жизни и преодолеть уже полученные душевно-болевые проблемы» [9, с. 70].

Литература

1. Былинкина, О. В. Временная перспектива и жизненные планы детей-сирот с недоразвитием интеллекта / О. В. Былинкина // Коррекционная педагогика. — 2004. — № 2 (4).

2. Ватина, Е. В. Социальный интеллект учащихся с недоразвитием познавательной деятельности : моногр. / Е. В. Ватина. — Соликамск : СГПИ, 2011.

3. Володина, И. С. Специфика развития социального интеллекта младших школьников с умственной отсталостью : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.10 / Володина Инна Сергеевна. — СПб., 2004.

4. Дегтярева, В. В. Стратегии социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья: социально-философский анализ : авто-реф. дис. ... канд. филос. наук :

09.00.11 / Дегтярева Валерия Викторовна. — Новосибирск, 2007.

5. Завражин, С. А. Ребенок со сниженным интеллектом в кризисной ситуации / С. А. Завражин, С. А. Алексеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2004. — № 1.

6. Завражин, С. А. Исследование отношения к жизни и смерти у подростков с нарушением интеллекта / С. А. Завражин, Н. В. Жукова // Вопросы психологии. — 2006. — № 2.

7. Инденбаум, Е. Л. Психосоциальное развитие при легких формах интеллектуальной недостаточности : мо-ногр. / Е. Л. Инденбаум. — Иркутск : Изд-во ВСГАО, 2011.

8. Кисова, В. В. Практикум по специальной психологии / В. В. Кисова, И. А. Конева. — СПб. : Речь, 2006.

9. Князькина, Н. Х. Развитие социальных идеалов подростков с пограничными состояниями средствами театральной педагогики : моногр. / Н. Х. Князькина ; [науч. ред. С. А. Маврин]. — Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2015.

10.Коробейников, И. А. Нарушения развития и социальная адаптация / И. А. Коробейников. — М. : ПЕР СЭ, 2002.

11.Серкин, В. П. Методы психологии субъективной семантики : учеб. пособие для вузов / В. П. Серкин. — М. : ПЧЕЛА, 2008.

12.Стебляк, Е. А. Внутренний мир развивающейся личности при нормальном и нарушенном развитии : учеб. пособие / Е. А. Стебляк. — Омск : Татьяна, 2013.

13.Стебляк, Е. А. Методика изучения восприятия социальных ситуаций подростками с интеллектуальной недостаточностью / Е. А. Стебляк // Актуальш досягнення педагопки та психологи в XXI столлгтп / Схщноукрашська орга-шзащя «Центр педагопчних дослщ-жень». — Харшв, 2012.

Специальное образование. 2015. № 4

97

14. Стебляк, Е. А. Социальные представления подростков с интеллектуальной недостаточностью : дис. ... маг. психол. : 030300.68 : защищена 02.06. 2013 / Стебляк Елена Анатольевна. — Омск, 2013.

15. Цыбикова, А. Ц. Система работы над литературными персонажами в старших классах специальной (коррек-ционной) школы VIII вида : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Цыбикова Александра Цыренжаповна. — М., 1998.

References

1. Bylinkina, O. V. Vremennaya pers-pektiva i zhiznennye plany detey-sirot s nedorazvitiem intellekta / O. V. Bylinkina // Korrektsionnaya pe-dagogika. — 2004. — № 2 (4).

2. Vatina, E. V. Sotsial'nyy intellekt uchashchikhsya s nedorazvitiem poznava-tel'noy deyatel'nosti : monogr. / E. V. Vatina. — Solikamsk : SGPI, 2011.

3. Volodina, I. S. Spetsifika razvitiya sotsial'nogo intellekta mladshikh shkol'-nikov s umstvennoy otstalost'yu : dis. ... kand. psikhol. nauk : 19.00.10 / Volodina Inna Sergeevna. — SPb., 2004.

4. Degtyareva, V. V. Strategii sotsial'-noy adaptatsii cheloveka s ogranichen-nymi vozmozhnostyami zdorov'ya: sotsi-al'no-filosofskiy analiz : avtoref. dis. ... kand. filos. nauk : 09.00.11 / Degtyareva Valeriya Viktorovna. — Novosibirsk, 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Zavrazhin, S. A. Rebenok so sni-zhennym intellektom v krizisnoy situatsii / S. A. Zavrazhin, S. A. Alekseeva // Vos-pitanie i obuchenie detey s narusheniyami razvitiya. — 2004. — № 1.

6. Zavrazhin, S. A. Issledovanie otno-sheniya k zhizni i smerti u podrostkov s narusheniem intellekta / S. A. Zavrazhin, N. V. Zhukova // Vopro-sy psikhologii. — 2006. — № 2.

7. Indenbaum, E. L. Psikhosotsial'noe razvitie pri legkikh formakh intellek-tual'noy nedostatochnosti : monogr. / E. L. Indenbaum. — Irkutsk : Izd-vo VSGAO, 2011.

8. Kisova, V. V. Praktikum po spet-sial'noy psikhologii / V. V. Kisova, I. A. Koneva. — SPb. : Rech', 2006.

9. Knyaz'kina, N. Kh. Razvitie sotsial'-nykh idealov podrostkov s pogranichnymi sostoyaniyami sredstvami teatral'noy pe-dagogiki : monogr. / N. Kh. Knyaz'kina ; [nauch. red. S. A. Mavrin]. — Omsk : Izd-vo Om. gos. un-ta, 2015.

10. Korobeynikov, I. A. Narusheniya razvitiya i sotsial'naya adaptatsiya / I. A. Ko-robeynikov. — M. : PER SE, 2002.

11. Serkin, V. P. Metody psikhologii sub"ektivnoy semantiki : ucheb. poso-bie dlya vuzov / V. P. Serkin. — M. : PChELA, 2008.

12. Steblyak, E. A. Vnutrenniy mir raz-vivayushcheysya lichnosti pri normal'nom i narushennom razvitii : ucheb. posobie / E. A. Steblyak. — Omsk : Tat'yana, 2013.

13. Steblyak, E. A. Metodika izuche-niya vospriyatiya sotsial'nykh situatsiy podrostkami s intellektual'noy nedosta-tochnost'yu / E. A. Steblyak // Aktual'ni dosyagnennya pedagogiki ta psikhologii' v XXI stollitti / Skhidnoukrains'ka organi-zatsiya «Tsentr pedagogichnikh doslid-zhen'». — Kharkiv, 2012.

14. Steblyak, E. A. Sotsial'nye predstav-leniya podrostkov s intellektual'noy nedo-statochnost'yu : dis. ... mag. psi-khol. : 030300.68 : zashchishchena 02.06.2013 / Steblyak Elena Anatol'evna. — Omsk, 2013.

15. Tsybikova, A. Ts. Sistema raboty nad literaturnymi personazhami v star-shikh klassakh spetsial'noy (korrektsi-onnoy) shkoly VIII vida : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.03 / Tsybikova Alek-sandra Tsyrenzhapovna. — M., 1998.

98

Специальное образование. 2015. № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.