Научная статья на тему 'Сотрудничество с МИЛСЕТ и идея международной экспедиции в Мексику'

Сотрудничество с МИЛСЕТ и идея международной экспедиции в Мексику Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
154
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Леонтович Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество с МИЛСЕТ и идея международной экспедиции в Мексику»

Экпедиции и международное cотрудничество

Международная комплексная

учебно-исследовательская экспедиция «Мексика - 2009»

Сотрудничество с МИЛСЕТ и идея международной экспедиции в Мексику

Идея совместной экспедиции по Мексике возникла благодаря многолетнему плодотворному сотрудничеству с международным движением содействия научно-техническому творчеству молодежи МИЛСЕТ, объединяющим более 200 организаций из 80 государств.

Исследовательские экспедиции занимают важное место в деятельности Лицея № 1553 «Лицей на Донской» и Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества. Традиционно они включены в годовой учебный план и являются неотъемлемой частью образовательных программ. Ежегодно группы комплексной исследовательской экспедиции наших организаций отправляются в разные уголки России: Архангельскую и Мурманскую области, в Алтайский край, Бурятию, другие регионы. В таких экспедициях ребята проводят исследования по экологии и геологии, этнопсихологии и фольклористике, орнитологии, ботанике и другим направлениям. Проведенные в экспедициях исследования служат основой творческих работ учащихся, представляемых на конференциях и конкурсах различного уровня.

Согласно нашему главному принципу и взрослые, и дети, оказываясь «в поле», работают не по готовым туристским описаниям и маршрутам, а создают собственное представление об особенностях района, определяя свои задачи и получая собственные экспериментальные данные. Это - путь исследователей, всегда работающих с первоисточниками и делающих собственные выводы из увиденного.

Леонтович

Александр Владимирович,

кандидат психологических наук, директор ДНТТМ МГДД(Ю)Т, председатель Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь»

Леонтович Александр Владимирович, Сальникова Ксения Сергеевна

В 2007 году мы провели первую зарубежную комплексную экспедицию в Турцию. Эту поездку можно назвать «Неизвестная Турция»: она проходила по известным туристическим местам на южном побережье страны, но мы ориентировались не на ту информацию, которую предоставляли нам гиды и туристические справочники. Руководители экспедиционных направлений сами находили неизвестные объекты, пытались вместе с детьми по-новому увидеть хорошо известные и делали свои, подчас парадоксальные, выводы. С выходом на «международную арену» образовательный потенциал экспедиций существенно повысился: расширились возможности исследования исторических объектов, принадлежащих к иным культурам; ребята получили возможность знакомиться с менталитетом и социокультурными особенностями народов других стран.

Следующим этапом развития международных отношений стало наше участие в выставках ЭКСПО-Наука, которые организуются Международным движением содействия научно-техническому творчеству молодежи МИЛСЕТ и проходят в разных странах мира. Энтузиасты из многих стран - повзрослевшие участники молодежных выставок - являются главной опорой МИЛСЕТ. Они организуют национальные мероприятия, посвященные научно-техническому творчеству молодежи в своих странах, координируют участие юных ученых в международных выставках и конференциях, инициируют совместные научно-исследовательские проекты. За последние годы мы посетили выставки в Бельгии, Тунисе, Перу, Южно-Африканской республике и других странах. Особенно нам импонирует атмосфера продуктивного творчества и взаимного интереса участников, которую неизменно удается создать организаторам выставки. Наши ребята приобрели новых друзей с разных континентов, но самые теплые отношения у нас сложились с мексиканцами. Оказалось, что мы чем-то очень сходны, хотя и отличия между нашими культурами весьма существенны. Как бы то ни было, на каждой из выставок особенно тесно наша делегация общалась с мексиканской. Впервые побывав в Мексике в 2006 году, мы стремились попасть в эту страну еще раз, и тогда возникла идея провести там исследовательскую экспедицию. Мы сделали соответствующее предложение президенту МИЛСЕТ и Мексиканской национальной Сети научно-технического творчества молодежи Роберто Идальго, который придает очень большое значение содержательному общению российских и мексиканских школьников, и получили горячую поддержку.

И вот с 22 октября по 10 ноября 2009 года в Мексике прошла первая российско-мексиканская исследовательская экспедиция, организованная Домом научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, Общероссийским общественным Движением творческих педагогов «Исследователь», Лицеем

Сальникова

Ксения Сергеевна,

заведующая международным сектором Отдела развития исследовательской деятельности ДНТТМ МГДД(Ю)Т

Исследователь/РевеагоИег • 3-4/2009

301

Международное адтрудничество

Учебно-исследовательская экспедиция «Мексика - 2009»

№ 1553 «Лицей на Донской» и Мексиканской национальной Сетью научно-технического творчества молодежи.

Участниками проекта стали десять учащихся учебных групп Дома научно-технического творчества и Лицея № 1553 «Лицей на Донской», руководители специализаций Е.М. Гур-вич (группа «Геология») и А.С. Обухов (группа «Социокультурная антропология») и координатор проекта переводчица К.С. Сальникова.

Маршрут экспедиции охватывал центральную часть Мексики: штаты Мехико, Пуэбла, Идальго, Герреро, Морелос, Тласкала, Веракруз, Оахака. Во время путешествия были реализованы исследования по геологии и социокультурной антропологии.

В рамках геологического направления изучались особенности геологического строения и рельефа Мексики. Главным объектом исследования, конечно же, стали вулканы. Во-первых, как визитная карточка Мексики, во-вторых, как особенно интересное и необычное для жителей равнинной части России природное явление. Экспедиционная группа посетила несколько вулканов, удалось увидеть кратеры и кратерные озера, лавовые потоки и пирокластический материал; познакомилась с карстовыми явлениями: были исследованы огромные карстовые пещеры, выходы восходящих источников, отлагающих карбонатные натеки, лагуны с карбонатными отложениями. На всех объектах были отобраны образцы для дальнейшего изучения.

Интересным геолого-геоморфологическим объектом исследования стали дюны на побережье Мексиканского залива. Сильный северный ветер, который дул в день поездки на залив российской делегации, позволил наблюдать процесс формирования строения дюн.

Главным объектом изучения в рамках исследований по социокультурной антропологии стал один из ярчайших народных праздников Мексики Da de Muertos - День мертвых. Ребята фиксировали современное бытование праздника и его отражение в искусстве, политике, массовой культуре; изучали исторические корни традиции, пытались выделить в ней доиспанские, католические и современные линии. Другими направлениями были исследования с помощью проективных методик образов мира и себя в мире у мексиканских подростков, а также авто-и гетеростереотипов мексиканцев и россиян в отношении своих и других культур.

Важной частью экспедиции было знакомство с природными ландшафтами, а также культурно-историческими памятниками Мексики. Проехав сотни километров по этой чудесной стране, ребята увидели сосновые леса, высокогорную луговую растительность, а также удивительную семиаридную зону Мексики с ее разными типами кактусов. Им посчастливилось посетить загадочные города Мексики с грандиозными пирамидами - символами рели-

Леонтович Александр Владимирович, Сальникова Ксения Сергеевна

гиозных культов - и светскими сооружениями, а также увидеть потрясающей красоты архитектурные памятники колониального периода, выполненные в стиле чурригереско. Все это, несомненно, обогатило представления ребят о природе, истории и культуре Мексики.

Финалом экспедиции стало участие экспедиционной группы в Национальной мексиканской выставке научно-технического творчества молодежи ЭКСПО-Наука - 2009. В рамках выставки была организована конференция, на которой руководители и участники экспедиции смогли рассказать о ее предварительных итогах, ответить на вопросы и предложения, которых было немало. В начале конференции выступили директор Дома научно-технического творчества молодежи Александр Владимирович Леонтович и руководитель Национальной мексиканской Сети научно-технического творчества молодежи Роберто Идальго. Они отметили большое значение российско-мексиканского сотрудничества в сфере исследовательской деятельности учащихся. По итогам конференции совместные экспедиции было решено проводить раз в два года на территории и Мексики, и России. Поэтому в 2011 году мы ждем мексиканский исследовательский «десант» у себя! ии

Роберто Идальго, президент МИЛСЕТ

Схема иарщрута экспедиции «Мексика - 2009»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.