Научная статья на тему 'Летние образовательные проекты Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и Лицея № 1553 «Лицей на Донской»'

Летние образовательные проекты Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и Лицея № 1553 «Лицей на Донской» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Летние образовательные проекты Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и Лицея № 1553 «Лицей на Донской»»

Экспедиции и международное сотрудничество

Леонтович

Александр Владимирович,

кандидат психололо-гическ наук, директор Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества

Летние образовательные проекты Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и Лицея № 1553 «Лицей на Донской»

В Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества (МГДД(Ю)Т) проекты, реализуемые в летнее время, традиционно рассматривается как неотъемлемая составляющая образовательного процесса. Это и понятно: дополнительное образование призвано предоставить каждому молодому человеку возможность развить свои индивидуальные способности, заняться тем, к чему «душа лежит». В течение учебного года эти возможности сильно ограничены: школьные занятия, выполнение домашних заданий не оставляют у большинства детей времени, да и желания заняться чем-то еще. А вот летом это время есть, причем многие ребята используют его недостаточно эффективно: у них еще нет навыка организации собственного свободного времени; слишком много низкоинтеллектуальных искушений, предлагаемых современным рынком посредственных развлечений — это и компьютерные игры, развлекательные телешоу, игровые автоматы и др. И задача учреждений дополнительного образования — предоставить ребятам возможность интеллектуального, развивающего досуга. Причем эту задачу мы стараемся решать комплексно, через организацию таких форм работы, когда одновременно у ребят укрепляется здоровье, они изучают историко-культурные достопримечательности своей страны и других стран, знакомятся со сверстниками из разных регионов России и стран мира. Такие проекты логично вписываются в годовой образовательный процесс на правах своеобразной «пятой четверти». Коллективы лучших школ Москвы хорошо понимают, что без таких дополнительных образовательных компонентов невозможно качественное, «полное» образование и с удовольствием принимают участие в подобных мероприятиях. Так, в Лицее № 1553 компонент «исследовательские экспедиции»

Леонтович Александр Владимирович

является неотъемлемой частью образовательной среды, зафиксирован в образовательной программе; планирование летних исследовательских экспедиций выступает одной из приоритетных задач коллектива. Содержательное сотрудничество в рамках летних программ налажено с Лицеями № 1525 «Воробьевы горы», № 1580, Гимназией № 1636 «Ника» и другими лучшими школами Москвы.

В МГДД(Ю)Т реализуется комплексная целевая программа «Каникулы», направленная на системную организацию летних мероприятий московских школьников. При планировании летних образовательных проектов мы исходим из следующих принципов:

• мероприятия должны быть оздоровительными, поскольку важнейшая функция летнего времени — отдых, укрепление здоровья, профилактика заболеваний среди школьников. Поэтому любые образовательные элементы не должны сокращать оздоровительный эффект летнего времени;

• комплексность, которая предполагает сочетание в рамках одного мероприятия различных форм образовательной, воспитательной и досуговой работы (экскурсии, лекции, спортивные соревнования и др.), применение разных технологий и методик (проектно-исследовательская деятельность, игра, самоуправление и др.), привлечение специалистов из различных профессиональных сфер (учителя, ученые, спортсмены и др.), формирование состава участников из числа учащихся разных образовательных учреждений, жителей различных регионов России и стран мира и т. д.;

• максимальное предоставление в рамках одного мероприятия разных возможностей для участников в различных сферах: интеллектуальной (познавательные занятия, индивидуальные проекты, развивающие игры и др.), социальной (взаимодействие участников мероприятия, клубные формы работы и др.), физической (спортивные игры и соревнования, походы и др.);

• привязка программ мероприятий к образовательным программам дополнительного образования и учебных предметов, использование объектов культурного и природного наследия для закрепления учебного материала; сбор материала для написания реферативных и исследовательских работ по программам учебных предметов;

• использование активных, продуктивных образовательных технологий и методик, предполагающих выполнение индивидуальных проектных, исследовательских, реферативных, творческих и др. работ (например, в условиях выезда — самостоятельное описание и анализ особенностей архитектуры; флоры и фауны, пленэры — зарисовки с натуры, фотосъемки интересных объектов; самостоятельное планирование спортивного

Дополнительное образование призвано предоставить каждому молодому человеку возможность развить свои индивидуальные способности, заняться тем, к чему «душа лежит»

маршрута, использованием элементов рельефа для организации спортивных игр; театральные постановки и концерты; создание иллюстрированных дневников поездки и др.).

Эти принципы определяют состав и характер летних мероприятий в области исследовательской деятельности учащихся, которые ежегодно организует коллектив Дома научно-технического творчества молодежи (филиал МГДД(Ю)Т) в рамках комплексной целевой программы «Развитие одаренности», главная цель которой — интеграция различных форм организации исследовательской деятельности учащихся. Летом 2008 года в рамках программы было проведено более трех десятков мероприятий, из которых в настоящей статье мы остановимся на трех.

Международная исследовательская школа

Идея проведения школы возникла после успешного участия делегации Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и дружественных ему московских школ в ряде международных выставок EXPO SCIENCE, которые организуются ежегодно международным движением содействия научно-техническому творчеству молодежи MILSET. Эту организацию создали 20 лет назад энтузиасты из разных стран мира — Канады, Мексики, России, Южно-Африканской республики и других. Главная цель деятельности MILSET — популяризация науки и техники в молодежной среде, знакомство талантливых ребят из разных стран мира друг с другом. Участники выставок прошлых лет, ныне — молодые ученые, стали надежной опорой движения. Они организуют национальные мероприятия, координируют контакты юных исследователей. На сегодняшний день MILSET — реальная международная сила, которая способствует интеллектуальному развитию молодежи во многих странах. Наши ребята успешно представили свои проекты в 2005 году в столице Чили городе Сантьяго, в 2006 году в мексиканском городе Веракрус, а в 2007 году в городе Дурбан, расположенном на побережье Индийского океана Южной Африки.

Самым ценным на выставках EXPO для наших участников — школьников и их педагогов — явилась удивительная атмосфера взаимного интереса и сотрудничества, которую неизменно удавалось создавать организаторам в разных странах. Эта атмосфера, как нам представляется, слагается из развития интереса участников к научно-техническому творчеству; презентации юношеских проектов, выполненных под руководством или совместно с профессиональными учеными; культурной программы, которая пробуждает интерес ребят из разных стран к национальным обычаям, образу жизни, планам на будущее друг друга.

Леонтович Александр Владимирович

Коллектив организаторов — участников выставок и специалистов по международному сотрудничеству отдела развития исследовательской деятельности Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества поставил цель провести в Москве, на территории России, мероприятие, атмосфера которого соответствовала бы традициям выставок EXPO SCIENCE.

Планируя мероприятие, мы пытались сделать программу его проведения возможно более динамичной, обеспечить максимальное количество взаимных контактов между его участниками, организовать знакомство с культурно-историческими памятниками московского региона. И обеспечить наиболее полное включение наших, московских и российских детей в программу мероприятия, ради которых оно и было задумано. Такие задачи предполагали серьезный подход к проектированию мероприятия, когда его организаторы определяли основные принципы работы; акценты, которые необходимо удерживать; приоритеты в работе. Для нас было самым важным:

• развитие мотивации учащихся к научно-техническому творчеству и исследовательской деятельности через включение в тематические проекты (экспресс-проекты) проблемного типа, предполагающие наряженную работу с заранее непре-допределенным результатом;

• развитие коммуникативных навыков российских и зарубежных школьников, способности к командному взаимодействие, совместному целеполаганию и планированию действий, при планировании и выполнении совместной содержательной работы в рамках тематического проекта;

• приобретение участниками навыков содержательного общения и тематической дискуссии на английском языке;

• развитие личных контактов школьников из разных стран и регионов России на основе взаимного ознакомления с историей и традициями регионов проживания.

Главная цель деятельности МИБЕГ - популяризация науки и техники в молодежной среде, знакомство талантливых ребят из разных стран мира друг с другом.

Ход проектирования и подготовки представлен ниже. Представляется, что приведенный анализ подготовки и проведения Международной школы будет полезен для организаторов подобных мероприятий.

Определение состава участников

Мы рассчитывали на достаточно большое количество зарубежных участников, прежде всего из стран Европы, Мексики, Намибии. Такую уверенность вселяло большое количество личных контактов, возникших во время участия в выставках EXPO, а также то, что проект Школы был представлен на Генеральной ассамблее Европейской организации МИЛСЕТ в Братиславе 29 сентября 2007 года

и после этого включен в его план деятельности. В настоящее время, в отличие от 90-х годов, без личных связей и официального статуса участие иностранцев в мероприятиях, проводимых на территории России вряд ли возможно. Предварительная регистрация зарубежных участников была открыта в январе 2008 года и проходила достаточно вяло. Практика показала, что в силу разных причин точное подтверждение участия иностранных делегаций происходи буквально в последние недели перед проведением мероприятия.

Вместе с тем, нам было важно участие в школе московских и российских школьников, поскольку главный смысл проведения этого мероприятия был именно в расширении жизненных горизонтов наших детей, их знакомстве со сверстниками из разных стран мира. Такой проект должен был явиться значимым в программе работы Общероссийского Движения — как способ организации контактов разных регионов, ресурс Движения, предоставляемый школьникам и учителям. Мы объявили конкурс среди региональных отделений Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь» на право направить делегации на международную школу. Прямой отбор детей был невозможен, поскольку в этом случае нельзя было решить вопрос об ответственности за детей. В составе региональных делегаций в процессе проведения школы за них отвечал руководитель. Желание участвовать в работе школы выразили отделения: Брянское, Белгородское, Вологодское, Новосибирское, Алтайское.

В результате состав российских участников был определен в конце мая, вопрос об участии иностранных делегаций школьников был открыт буквально до последнего дня — делегации из Италии и Турции подтвердили свое участие за неделю; делегации из Словакии и Намибии не смогли принять участие в работе школы. Причиной явились финансовые и административные проблемы в этих странах.

Определение характера содержательной работы

Это важнейший элемент содержания школы. Содержание работы профильных летних мероприятий предполагает три основных типа. Первый — организация углубленного обучения по профилю лагеря (например, по биологии или математике) с организацией лекций ведущих ученых или учителей, решением задач повышенной трудности, проведением интеллектуальных соревнований и т. д. Примером таких мероприятий может быть летняя математическая школа, которая проводится ежегодно отделом математики и компьютерных методов МГДД(Ю)Т под руководством Г. В. Кондакова. Вторым типом мероприятий является организация в рамках профильной смены защит и обсуждения проектов и иных результатов, выполненных учащимися своих образовательных учреждениях и представляемых «на суд» во время проведения мероприятия. Примером может

Леонтович Александр Владимирович

служить смена «Наука. Человечество. Прогресс», организуемая Всероссийским детским центром «Океан» во Владивостоке. Третьим типом является режим групповой проектной работы непосредственно во время мероприятия, когда участники, предварительно определившись по научным направлениям, в начале мероприятия вводятся в курс проблемы работы группы, самоопределяются по отношению к ней, а затем совместно вырабатывают цели и задачи, объекты и методики работы. Такой тип организации содержания наиболее динамичен, «азартен» для участников, поглощает их полностью, заставляет ежеминутно искать новые решения, проявлять свои знания и способности, налаживать коммуникации в группе. Вместе с тем, такой тип организации работы при проведении исследовательской деятельности требует высокой предметной и коммуникационной квалификации ее организаторов, поскольку им необходимо «по ходу дела» переопределять цели работы, варьировать методики, индивидуально работать с учащимися, имеющими разных уровень подготовки в рамках достаточно узких проблем.

Именно совместная проектная работа по конкретной исследовательской проблеме позволяет в максимальной степени раскрыть способности каждого участника, создать единый работоспособный коллектив из ребят, подчас имеющих языковые барьеры в общении, наладить между ними содержательное личностно общение, поэтому в рамках школы был принят именно этот тип работы.

Совместная проектная работа по конкретной исследовательской проблеме позволяет в максимальной степени раскрыть способности каждого участника, создать единый работоспособный коллектив из ребят, подчас имеющих языковые барьеры в общении, наладить между ними содержательное личностно общение, поэтому в рамках школы был принят именно этот тип работы.

Определение количества и состава проектов, их уровня

В ходе подготовки школы была разработана концепция «исследовательских экспресс-проектов».

Экспресс-проект представляет собой научно обоснованный план реализации исследования в определенной области науки в группе школьников за ограниченный промежуток времени (4-6 дней). В рамках экспресс-проекта разрабатывается примерный сценарий действий, но при этом не регламентируется план работы — этим экспресс-проект отличается от образовательной программы, в которой определяются содержание занятий, формы их проведения, результаты и т. д. В рамках экспресс-проекта реализуются адаптированные (к возрасту, подготовке и уровню мотивации участников) научные методики исследований, которые позволяют ежедневно получать промежуточные результаты, на основе которых в группе происходит коррекция плана исследований; и окончательные результаты, позволяющие представить законченный проект на итоговой презентации.

Тематика проектов не имеет определяющего значения; вместе с тем желательно, чтобы она отражала актуальные проблемы современного общества: возможные пути преодоления противоречий между человеческой цивилизацией и сложившимися на протяжении миллионов лет природными экосистемами, предложениями конструктивных путей развития технологий; поиска путей взаимопонимания и конструктивных взаимоотношений между людьми разных социальных слоев, национальностей и принадлежащих к разным конфессиям; создания эффективных способов самоопределения молодого человека в современном мире, создания им адекватной картины мира.

Как было указано выше, оптимальный численный состав групп был определен в количестве 6-10 человек, при этом инициировалось максимальное «перемешивание» делегаций при формировании состава тематических групп.

При разработке требований к проектам было определено, что уровень проекта должен соответствовать современным проблемам научной области, использовать адаптированные варианты методик, которые реально применяются в этих областях, возможность консультационной помощи специалистов по профилю проекта, занимающихся научной деятельностью. Таким образом, работа в составе тематической группы должна была позволить каждому участнику понять современную проблематику исследований в избранной области, составить представление о применяемых в ней научных методах, почувствовать специфику научной работы.

Отбор участников для реализации проекта по биологии осуществлялся на конкурсной основе по результатам работы дистанционной школ при факультете биоинформатики и биоинженерии МГУ им. М. В. Ломоносова. Работа этой группы оказалась чрезвы-

Леонтович Александр Владимирович

чайно эффективной по причине высокой мотивации участников; вместе с тем они практически не владели английским языком, что потребовало работы переводчика.

Определение принципов распределения участников по группам

В ходе подготовки была разработана структура школы в виде тематических групп, реализующих содержательные исследовательские проекты, сценарий которых достаточно гибок и неизвестен участником до начала школы. Предполагалось, что участники каждой делегации будут распределены по разным группам; отсюда появилось требование, чтобы в составе одной делегации были представлены учащиеся с интересами в разных научных областях. Деление по группам осуществлялось в ходе предварительной регистрации и далее в рамках школы по результатам презентации проектов их руководителями.

Приглашение руководителей проектов

Тематика проектов определялась от «человеческого фактора» — наличия и профессиональной квалификации руководителей, пожелавших принять участие в проекте. Для создания продуктивной атмосферы сотрудничества в рамках школы мы исходили из позиции, что руководители проектов должны быть, с одной стороны, профессионально мотивированными в своей области научных исследований, перспективными молодыми учеными, носителями культурно-профессиональных традиций; а с другой стороны,

«принадлежать к поколению» школьников — участников школы, т. е. быть студентами-старшекурсниками или аспирантами. Последнее требование предполагало возможность их консультирования при разработке проектов учеными соответствующих направлений.

Далее была выдвинута идея «двойного руководства» проектами — т. е. чтобы как на стадии разработки, таки и на стадии реализации проекта их вели российский и зарубежный руководители. Эта идея была реализована в большинстве проектов и показал свою высокую продуктивность — содержание работы более адекватно отражалось на английском языке, комфортность иностранных школьников повысилась.

Планирование программы взаимодействия участников

С самого начала мы понимали важность, помимо подготовки качественных сценариев реализации проектов и других аспектов содержательной работы, создания целостной внутренней культурно-образовательной среды школы. Важно было с самого начала снять напряжение участников, вызванное попаданием в непривычную обстановку, организовать их общение, различные формы включение в общий процесс. В рамках этой программы были организованы тренинги на знакомство и взаимодействие участников, представления национальных традиций стран и регионов России, из которых приехали участники. Был организован специальный ежедневный ритуал «окончания дня», в рамках которого подводились итоги работы и в игровой форме фиксировались ощущения и впечатления участников. На основе анкетирования и включенного наблюдения службой психологического сопровождения ежедневно фиксировалась «общая психологическая обстановка» и на вечернем совещании руководителей школы принимались решения о путях ее коррекции. Более подробно концепция и программа психологического сопровождения представлена в отдельном разделе.

Организация экскурсионной программы

Целью этого направления являлось, с одной стороны, знакомство участников школы с культурными достопримечательностями Москвы и Подмосковья, а с другой стороны, посещение ведущих образовательных центров Москвы — прежде всего, МГУ им. В. И. Ломоносова и Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества.

Определение характера результатов работы и порядка их презентации

Перед всеми участниками была поставлена цель итоговой презентации результатов проекта. Это определило тематическую завершенность каждого проекта, коллективную работу по под-

Леонтович Александр Владимирович

готовке представления. Итоговая сессия была запланирована в МГДД(Ю)Т в присутствии участников школы и приглашенных экспертов. Характер представления предполагал не оценку качества выполнения проекта, а заинтересованное обсуждение его результатов и перспектив дальнейшего развития, что мотивировало бы участников на дальнейшую (после окончания школы) работу в избранном направлении.

В ходе работы школы было реализовано В экспресс-проектов.

Фернандо Солис Гонсалес (Fernando Sol s Gonzalez), выпускник Автономного Университета Пуэблы (Мексика), предложил проект по робототехнике. Конструирование и программирование роботов сегодня одно из наиболее перспективных направлений развития науки, и ребята из группы Фернандо смогли сами попробовать сделать маленьких механических помощников п хозяйству. Наш мексиканский друг привез с собой из Мексики целый чемодан модулей для конструирования роботов и все необходимое для их создания. Помощником и переводчиком мексиканского исследователя был студент факультета физики и информационных технологий МПГУ Павел Ан.

Денис Денисенко, сотрудник Института космических исследований РАН, совместно с португальской студенткой Саломе Матос (Salom Matos) из Лиссабонского университета разработали проект по астрономии. Проект предполагал знакомство с объектами астрономических наблюдений, а также компьютерное моделирование орбитального движения таких космических объектов, как двойные звезды.

Выпускница Московского государственного лингвистического университета Екатерина Спиридонова и ее греческий коллега, преподаватель эпистемологии из Университета западной Македонии (University of Western Macedonia) Костас Николакто-накис (Konstantinos Nikolaktonakis) предложили к реализации проект в области языкознания. В ходе сравнительного исследования выявлялись значения главных понятий, связанных с социальной сферой, природными явлениями, общечеловеческими понятиями в языках разных языковых групп; была создана «языковая» карта мира.

Проект по психологии был предложен зам.декана по научной работе факультета педагогики и психологии МПГУ Алексеем Обуховым и реализован его выпукницей Анастасией Корженко-вой. Тема — «Кросс-культурные особенности образа мира и образа себя в мире у подростков и молодежи». C помощью различных методик анализировалось, как люди воспринимают себя и мир в целом и соотносят свои представления с другими носителями родной и чужой культур. Исследование проводилось совместно с греческой коллегой Еленой Каракази (Elena Karakazi) — преподавателем психологии Северного колледжа в Салониках ( Nothern

Характер представления предполагал не оценку качества выполнения проекта, а заинтересованное обсуждение его результатов и перспектив дальнейшего развития, что мотивировало бы участников на дальнейшую (после окончания школы) работу в избранном направлении.

College of Thessaloniki), психотерапевтом. В ходе работы широко использовались различные методики опросов. С помощью разных методик ребята из группы психологии проводили опросы всех подростков-участников школы.

Егор Леоненко — аспирант геологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова и его мексиканский коллега из Автономного университета Пуэблы (Puebla Autonomous University) Хуан Аль-берто Гевара Жармильо (Juan Alberto Guevara Jarmillo) занимались изучением одного из самых значительных проявлений симметрии в природе — симметрии кристаллов. В ходе исследования проводились практические работы, в частности, по диагностике горных пород и минералов в шлифах на поляризационном микроскопе.

Группа молекулярной биологии работала под руководством аспиранта факультета биоинженерии и биоинформатики МГУ Степана Алешина и студента химического факультета МГУ Дмитрия Чистякова. Руководители проекта познакомили ребят со стратегиями борьбы с воспалительной компонентой. В ходе работы проводились исследования концентраций альбумина методами биоинформатики.

Проект «Акустическая лаборатория» предложили заведующий тонстудией Дома научно-технического творчества молодежи Евгений Баллад и преподаватель Академии госслужбы Игорь Демин. В ходе реализации участники записывали на высокочувствительной акустической аппаратуре различные звуки — как естественные, так и искусственные, и выявляли спектральные особенности каждого типа звуков.

Вместе с заведующим лабораторией химии Дома научно-технического творчества молодежи Алексеем Косаревым юные исследователи получали комплексные соединения металлов с полиазотистыми органическими лигандами. Работа проходила

Леонтович Александр Владимирович

в лаборатории химии ДНТТМ. Все участники получили практические навыки в области органического синтеза.

Всего в проекте приняли участие 45 школьников из Турции, Италии, Мексики, а также группы учащихся из Вологды, Брянска, Белгорода, Барнаула и Новосибирской области, сформированные региональными отделениями Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь». Ребята разделились по интересам так, что во всех секциях оказались школьники из разных регионов России и стран мира. Работа отличалась продуктивностью, участники засиживались до позднего вечера, иногда в ущерб развлечениям и сну.

Защита проектов прошла в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества. Состоялось оживленное обсуждение презентаций с участием педагогов Дворца, специалистов научных учреждений, приглашенных к дискуссии.

Школа позволила задать целый ряд важных направлений в образовательной работе, а именно:

Ребята на практике познакомились с актуальными направлениями современных научных исследований. При этом руководителями проектов были молодые ученые, работающие в этих областях.

Мы включили в единую тематическую работу представителей разных стран. Это позволило как российским, так и зарубежным ребятам выстроить общее смысловое поле исследуемых проблем на русском и английском языках, получить практику тематической дискуссии на английском языке.

Ребята воочию убедились, что научная проблематика актуальна в самых разных странах, что школьники — сверстники из других стран активно интересуются научно-техническим творчеством и связывают с ним свою будущую карьеру.

Участники школы за десять дней стали настоящими друзьями и теперь будут ждать новых встреч для совместного творчества.

В целом главная цель была достигнута: в рамках школы было реализовано содержательная работа по выполнению тематических исследовательских проектов; участники школы отметили продуктивность и пользу такой работы. Необходимо отметить большой энтузиазм руководителей проектов и руководителей школы. На стадии ее подготовки для большинства руководителей проектов существовало очень много неясностей, отсутствовало «ощущение процесса». Это определило, с одной стороны, некоторое непонимание главных точек «внимания» при подготовке, а с другой — высокую творческую инициативу руководителей. В целом, в рамках школы сложилось заинтересованное, мотивированное детско-взрослое сообщество; образ взаимоотношений деятельности, возникший за десять дней, был воспринят участниками как начало традиции школы.

Ребята воочию убедились, что научная проблематика актуальна в самых разных странах, что школьники - сверстники из других стран активно интересуются научно-техническим творчеством и связывают с ним свою будущую карьеру.

1

Леонтович А. В. Экспедиция как выездная форма образовательной деятельности // Народное образование, 2000. № 4-5. С.208-209.

Комплексная исследовательская экспедиция «Алтай-2008

»

Летом 2008 года большая группа московских школьников отправилась в традиционную летнюю исследовательскую экспедицию. Почти 20-летний опыт проведения масштабных летних экспедиций позволяет квалифицировать их как один из ключевых компонентов, формирующих внутреннюю среду образовательных учреждений; задающих направленность устремлений педагогов и учащихся в течение года, характер их исследований. Основные принципы проектирования экспедиции и этапы ее периодизации содержатся в публикации автора1, поэтому на этих моментах мы останавливаться не будем.

Общая схема проведения типовой экспедиции следующая. Каждая группа имеет свою исследовательскую программу и индивидуальные задачи для каждого из участников экспедиции, которые утверждаются до выезда.

Оргкомитетом экспедиции определяется регион расположения лагерей. Каждая из групп выбирает собственный объект иссле-

Леонтович Александр Владимирович

дования (озеро, скальное обнажение, деревню и т. д.) и дает в оргкомитет заявку на транспортировку до него. В Москве изучаются литературные данные по выбранному объекту исследований, руководители встречаются и обсуждают исследовательские программы с учеными — знатоками соответствующих районов, ставятся предварительные цели и задачи.

На первом этапе экспедиции каждая группа работает по своей исследовательской программе, организовывает жизнь и быт в автономном режиме со своим неповторимым укладом, значимым для ее участников как в течение экспедиции, так и после ее окончания. Именно этим экспедиция отличается от распространенных оздоровительных лагерей, где в каждом отряде задаются типовые нормы поведения. Культура каждой группы складывается за несколько лет и затем поддерживается в последующих экспедициях. Принадлежность к одной из групп является для учащихся ДНТТМ и Лицея значимым фактором самоидентификации.

На втором этапе происходит «сборка» разных групп путем участия в серии финальных мероприятий (конференция, спортивный праздник и др.), которые обеспечивают выработку общих традиций и норм экспедиции. Именно общие традиции — участие в научной конференции, общие (сочиненные в экспедиции) песни — определяют уникальность мероприятия в системе летнего оздоровительного отдыха Москвы, те впечатления и новые идеи, которые появляются у всех ее участников.

Особое внимание уделяется возможности сотрудничества и проведения совместных мероприятий с местными организациями. Это заповедники и национальные парки, с которыми реализуются совместные исследовательские и учебные проекты — ведение Летописи природы, маршрутные наблюдения за животными и растениями, межрегиональные экологические лагеря (наиболее полно совместная программа в течение ряда лет реализуется в содружестве с Кенозерским национальным парком). Это органы управления образованием, образовательные учреждения, для которые проводятся семинары и мастер-классы. Ярким подтверждением эффективности и востребованности такого сотрудничества является последующее участие таких учащихся и педагогов из таких образовательных учреждений во Всероссийских юношеских чтениях им. В. И. Вернадского.

Помимо учащихся и учителей в экспедицию привлекается широкий круг специалистов (имеющих докторские степени и профессорские знания), приезжающих, подчас, просто на отдых (друзей наших педагогов по учебе в университете, коллег по работе, просто соседей). Они участвуют в серии финальных мероприятий (например, в качестве членов конкурсных комиссий на конференции, авторов песен об экспедиции), повышая научный уровень экспедиции и внося в нее непередаваемый колорит.

2

Леонтович А. В. Комплексная программа дополнительного образования «Карелия-2006» // Народное образование. — 2007. — № 3. — С. 189-193.

Леонтович А.В. Воспитательная работа в летней комплексной исследовательской экспедиции // Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экспедиция является одним из главных элементов интегрированной программы общего и дополнительного образования, реализуемой на базе Лицея № 1553 и ДНТТМ, одним из эффективных средств выстраивания такой интеграции.

Наш подход к планированию исследовательских экспедиций характеризуется такими принципами, как обязательное включение экспедиционной программы в учебный процесс классов и учебных групп дополнительного образования, реализуемый в течение года; автономность отдельных тематических групп при наличии общей «собирающей» концепции и соответствующей ей системы общеэкспедиционных мероприятий.

Коллективом наших авторов разработаны комплексная программа дополнительного образования для летних экспедиционных выездов2, модель воспитательной работы в условиях исследовательской экспедиции3.

Летом 2008 года наша экспедиция отправилась в горные районы Республики Алтай. В состав экспедиции вошло более 200 человек — учащихся и педагогов МГДД(Ю)Т и Лицея № 1553. Для реализации исследовательских программ были выбраны уникальные районы этой горной системы. Кроме того, экспедиция была приурочена к полному солнечному затмению 1 августа 2008 года.

Группа «Социокультурная психология и антропология» под руководством А. С. Обухова, доцента кафедры психологии развития МПГУ, находилась в селении Джазатор Кош-Агачского района республики Алтай. В этом большом селении проживают около 1600 человек, из которых примерно 70 % казахи и 30 % — южные алтайцы, а также несколько русских семей.

Основными направлениями исследований группы были: игровая и бытовая культура казахов и алтайцев в условиях этнического взаимодействия, обрядовое сопровождение жизненного пути человека, народная вера и религиозное самосознание, особенности этнического сознания и самосознания жителей биэтнического села, историческое сознание и родовая память, представления жителей селения Джазатор о «своем» жизненном пространстве, образ мира и образ себя в мире, социальная и индивидуальная идентичность детей и подростков, бытование народной медицины и знахарство, а также фиксация музыкальной культуры и народных промыслов в селении Джазатор.

Примененные методы исследования: беседа по тематическим опросникам, биографическое интервью, включенное наблюдение, этнокультурная провокация, анализ документов и продуктов деятельности. В группе также активно использовались различные формы фиксации материалов: аудиозапись с последующим создание реестра, фотографирование, видеосъемка. Отдельным направлением работы стал проект «Виртуальная деревня»: в экспедиции была начата работа над компьютерной трехмерной моделью хозяйства на основе реального казахского дома селения Джазатор.

Леонтович Александр Владимирович

Работа в селении была непростой. Трудности возникли при анализе сложной взаимосвязи алтайской и казахской культур. Было выявлено, что на сознание и обиходную культуру алтайцев влияние оказали не только казахская (мусульманская) культура, но и православие, бурханизм, буддизм.

За время работы группы были также проведены занятия с местными детьми на летней площадке при джазаторской школе (рисунки «Мой мир» и «Чужой мир», «Мое будущее» и «Будущее моего селения»). Организованы методические встречи с учителями по проблеме развития исследовательской деятельности учащихся. и др.

В качестве первичного обобщения работы группы на итоговой конференции экспедиции было представлено шесть докладов с фотографиями на темы: «Особенности исторического и родового сознания казахов и алтайцев в условиях совместного проживания в селении Джазатор Кош-Агачского района Республики Алтай», «Обиходная вера казахов и алтайцев в селении Джазатор Кош-Агачского района Республики Алтай», «Особенности взаимоотношений казахов и алтайцев в ситуации совместного проживания в селении Джазатор», «Обрядовое сопровождение жизненного пути человека у алтайцев и казахов в селениях Джазатор и Аргут Кош-Агачского района Республики Алтай», «Бытование знахарства в селении Джазатор Кош-Агачского района Республики

Алтай», «Специфика свадебного обряда у казахов и алтайцев селения Джазатор Кош-Агачского района Республики Алтай».

В рамках работы астрономической группы под руководством заведующей сектором природы Земли и космоса Дома научно-технического творчества молодежи В. П. Саввичевой было проведено более десяти исследовательских работ, которые можно разделить на три группы, причем все они нацелены на решение основной задачи группы — наблюдения полного солнечного затмения в 16:50 1 августа 2008 года.

Первая группа: изучение флоры и фауны Алтая с целью наблюдения поведения их во время Солнечного затмения (Филимонова, Рачинская, Зотова, Городничев); исследование почв на засоленность (Хмелевской, Белов); исследование воды (на кислотность, жесткость, мутность) рек Саданлар, Чуя, Катунь, Среднего Шав-линского озера; определение ширины и скорости течения реки различными методами.

Если первые три работы представляют интерес для астрономов с точки зрения оценки условий жизни на других планетах и проблемы поиска внеземной жизни, то 4-ая работа иллюстрирует метод измерения расстояний до звезд, т.е. взаимосвязь методов определения расстояний до земных предметов и до небесных тел. Эти работы активно проводились на основной стоянке в АК-Боме, а также во время конного перехода на Шавлинские

Леонтович Александр Владимирович

озера. Ребята научились пользоваться сложным геодезическим инструментом — теодолитом.

Следующие работы — стандартные астрономические задачи для правильного расчета элементов Солнечного затмения. Они иллюстрируют классические методы астрономических наблюдений: определение широты и долготы поселка Белый Бом при помощи гномона (Филимонова, Городничев); определение координат места наблюдения по длительности полуфазы затмения (Зотова, Белов);

Последняя работа выполняется во время полной фазы затмения, требует знания точного времени, которое определяется по часам, сверенным по сигналам точного времени: мониторинг метеорологической обстановки с помощью автоматической метеостанции. Изменения метеоусловий во время затмения. Проводились наблюдения за солнечной активностью во время экспедиции и во время затмения; исследование солнечной активности; фотографирование и исследование солнечной короны; фотографирование и исследование протуберанцев (ПЗС-матрица, телескопы); изменение освещенности во время затмения (Панфилов, Хмелевской).

Для определения моментов наступления затмения и скорости движения тени по Земле проводились ежедневные съемки Луны и звездного неба с расчетом эксцентриситета Лунной орбиты по фотографиям Луны, сделанным во время экспедиции.

Во время всей экспедиции проводились наблюдения звездного неба, оценивались скорость падения спорадических метеоров, наблюдались изменения в конфигурации спутников Юпитера.

Предметом изучения геологической группы под руководством заведующей лабораторией геологии Дома научно-технического творчества молодежи Е. М. Гурвич стали наиболее интересные геологические объекты Алтая.

В Курайской котловине группой изучались особенности древней и современной эрозии. В долине р. Тюте, судя по тому, что все овраги на склонах превратились в балки, глубинная эрозия пришла в малоактивное состояние, продольные профили приспособлены к существующим базисам эрозии. Однако стихийно наезженные дороги и избыточная пастьба приводит к обновлению эрозии: колеи дорог концентрируют сток, постепенно превращаясь в эрозионные борозды и овраги дороги перемещаются и постепенно склон превращается в «дурные земли». Измерены эрозионные канавы, прослежено их развитие. Аналогично со скотосбойными тропами — по ним возникают трещины отпора, превращающие в эрозионные канавы, идущие вдоль склона. Исследована барьерная зона река-болото с образованием оксидов железа. Определены рН вод, проведены химреакции окрашивания — определено присутствие железа и марганца во взвешенных частицах и налете на грунте. Изучались знаменитые гряды, генезис которых спорен.

В ходе поведения экспедиционных работ всеми обучающимися были выполнены самостоятельные учебно-исследовательские работы.

Проведены измерения, обнаружены и измерены аналоги на одной из высоких террас Чуи, выдвинуто предположение о том, что это береговые валы постепенно отступавшего палеоозера.

В окрестностях альплагеря Актуру изучалась проблема сокращения оледенения системы Малого и Большого Актру. Изучено положение древних конечно-моренных валов, современное положение конца ледника М. Актуру по отношению реперам, установленным ранее в долине. К сожалению, дальше чем это было известно по литературе, распространение лишайников не обнаружено — или лишайники захватывают скалы и камни морены спустя долгое время после отступления ледника, или по мере вытаива-ния из морены идет осыпание камней и все время обнаруживаются новые поверхности.

На Чепоше изучен разрез древних 700-600 млн лет бараталь-ской и манжерокской свит, взаимоотношение которых спорно — они рассматриваются как синхронные и как последовательные толщи. Изучены силициты и карбонаты баратальской, в которой обнаружены силициты с «вонючим» (битумы) кварцем. Изучены вулканиты (эфузивы и туфы) манжерокской свиты. Отобраны образцы как из коренных выходов пород, так и из валунно-галеч-ного аллювия.

Работа совместной экспедиционной группы секторов экологии и ландшафтоведения ДНТТМ под руководством заведующего секторов экологии С. В. Рупасова проводилась на базе Алтайского государственного заповедника, в Белинском лесничестве (Улаган-ский р-н РА). Базовый лагерь экспедиционной группы размещался на правом берегу Телецкого озера, в районе кордона Беле.

В ходе поведения экспедиционных работ всеми обучающимися были выполнены самостоятельные учебно-исследовательские работы по следующим темам: орнитофауна окрестностей к. Беле в послегнездовой период. В основу работы легли данные отлова птиц паутинными сетями (с последующим выпуском). В ходе работы изучен фаунистический состав воробьиных птиц, кочующих вдоль берега Телецкого озера, население мелких млекопитающих окрестностей к. Беле, а также выявлены изменения активности териофауны в связи с полным солнечным затмением 01.08.08. Исследования велись с использованием данных живоот-лова мелких млекопитающих из отрядов грызунов и насекомоядных. Изучалась экология черного коршуна в послегнездовой переходный период в окрестностях к. Беле. В ходе работы выявлены трофические и территориальные связи модельного выводка черного коршуна, а также влияние на кормовую активность данного вида солнечного затмения. Собран материал для следующих исследовательских работ: изучение суточной циклики герани луговой и влияния на нее полного солнечного затмения 01.08.08; изучение растительности древесного яруса западного склона г. Тушту (Теле-

Леонтович Александр Владимирович

цкий хребет) и выявление ее изменений, связанных с высотной поясностью; суточная активность древесных муравьев в окрестностях к. Беле. Особое внимание было уделено выявлению связи динамики активности муравьев с явлением полного солнечного затмения 01.08.08; изучение фаунистического комплекса насекомых луговых сообществ окрестностей к. Беле. Работа выполнена по данным живоотлова и определения насекомых. Особое внимание было уделено влиянию на активность насекомых явления полного солнечного затмения.

Группа биогеохимии под руководством старшего научного сотрудника Института микробиологии РАН А. С. Саввичева работала по круглогодичной исследовательской программе дополнительного образования «Экология и биогеохимия». В ходе реализации летнего этапа программы были выполнены следующие учебно-исследовательские задачи: отбор проб речного аллювия для последующего определения его вещественного элементного состава. Изучебние речного аллювия является частью комплексной задачи исследования атмосферного аэрозоля различных геохимических провинций; отбор проб эпифитных лишайников родов №пе1а и А1ейопа для определения их элементного состава. Рабочей гипотезой исследовательской работы является допущение, что район нахождения этих лишайников максимально удален от влияния океана, а также промышленных и сельскохозяйственных

Экспедиция явилась значимым событием в развитии концепции образовательной деятельности, основанной на исследовательской деятельности учащихся.

загрязнений; отбор проб почв вертикального зонального ряда для исследования питательных режимов в связи с балансом макроэлементов (азот, фосфор, калий). Рабочая гипотеза: рост растений лимитирован низким содержанием фосфора в материнских породах; весь фосфор поступает в почву в составе атмосферных осадков; отбор проб цветков и зеленых частей растений на разных высотах (1600-2200 м). Отбирали пробы с растений одинаковых видов. Предполагается исследовать состав эпифитных (обитающих на поверхности растений) дрожжевых грибов. Рабочая гипотеза: дрожжи на одинаковых растениях должны быть одинаковы, но с высотой их относительное обилие может меняться. Задачи 3 и 4 предполагается решать в лабораториях факультета почвоведения МГУ им. М. В. Ломоносова в сотрудничестве с сотрудниками кафедры биологии и химии почв.

Экспедиционный этап исследования был проведен в долине реки Джазатер Кош-Агачского района республики Алтай. Полевые исследования проведены на левых притоках реки, имеющих дождевое питание. Исследования и отбор проб проведены на 6 станциях на высоте от 1850 до 2900 м. Исследования проводились в экосистемах: пойм, средне и высокогорных лесов, высокогорных и сухих степей плато Укок [Берг Л. С. Природа СССР, 1934]. В настоящее время экосистемы степей плато сильно трансформированы выпасом скота.

Общий километраж полевых маршрутов составил 115 км. Учебная работа включала в себя лекции о ландшафтах, растительности и животном мире Южного Алтая и плато Укок, а также практические занятия на посещаемых территориях. Занятия проводили А. С. Сав-вичев, В. В. Демин, Джонатан Андерсон (Великобритания).

Также в работе экспедиции приняли участие и реализовали перспективные исследовательские программы группы: лингвистики (руководитель — учитель русского языка Лицея № 1553 В. В. Пазынин), математики и компьютерных методов (руководитель — заведующий лабораторией «Школа Программирования» МГДД(Ю)Т А. С. Матвеев), маркетинга из колледжа предпринимательства № 11 (руководитель — заместитель директора Колледжа В.В.Швецов) и другие.

Экспедиция явилась значимым событием в развитии концепции образовательной деятельности, основанной на исследовательской деятельнос ти учащихся, развиваемой в Лицее № 1553 и ДНТТМ. ЕШ

Леонтович Александр Владимирович

Участие делегации московских школьников в выставке EXPO SCIENCE INTERNATIONAL 2008 в Лиме (Перу)

В августе 2008 года делегация Департамента образования города Москвы, представленная учащимися Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества и ведущих лицеев города Москвы (1553, 1580, 1525) приняла участие в выставке EXPO SCIENCE INTERNATIONAL в Перу. Это не первая поездка московских школьников на выставки EXPO SCIENCE. Наши ребята успешно представили свои проекты в 2005 году в столице Чили городе Сантьяго, в 2006 году в мексиканском городе Веракрус, а в 2007 году в городе Дурбан, расположенном на побережье Индийского океана Южной Африки.

Участие в выставках EXPO SCIENCE занимает видное место в международной деятельности МГДД(Ю)Т и решает следующие задачи:

• создание возможности представления учащимися своих работ на крупнейших международных форумах; стимулов выполнения качественных исследовательских работ;

• представление результатов научно-технического творчества учащихся Дворца, Москвы и России в международном сообществе;

• знакомство с историко-культурными достопримечательностями разных стран; формирование личных связей московских школьников со сверстниками из разных стран мира.

В конференции EXPO SCIENCE 2008 приняли участие делегации большинства стран Латинской Америки, европейские делегации — из России, Италии, Испании, Чехии, Дании, Бельгии, а также делегации из США и Африки. Участников конференции приветствовали министр образования Перу, губернатор города Лимы и другие официальные лица.

На выставке в Лиме наши ребята представили 4 проекта. Валерия Аникушина (Лицей № 1553) выполнила проект на тему «Изучение развития фототропных организмов на поверхности известняка, защищенного различными лакокрасочными материалами». Уникальные микрофотографии бактерий, анализ их воздействия на различные материалы, в том числе те, из которых выполнены выдающиеся памятники культуры, здания и скульптуры, вызывали большой интерес у экспертов выставки.

Алексей Хотылев (Лицей № 1553) представил исследование об особенностях окрашивания гжельских глин (из которых сделаны знаменитые русские керамические изделия) в разные цвета. Пестрая разноцветная окраска разных горизонтов глин, как выяснилось, зависит от малых примесей сторонних химических элементов. Работа Алексея вызвала интерес у специалистов по керамике эпохи инков.

Мария Квашнина (Лицей № 1580) представила проект создания пульверизатора для ингаляции верхних дыхательных путей. В ее работе подробно проанализирована физика распространения аэрозольной взвеси при разных размерах капель и на основе этого анализа предложен новый принцип работы ингаляторов.

Эксперимент «Космическая Бабочка», представленный Олегом Фроловым (Лицей № 1525), был осуществлен в ходе программы «Эксперимент в Космосе», которая проводится во Дворце. В рамках этой программы лучшие проекты московских школьников реализуются на Международной космической станции и искусственных спутниках Земли. В ходе эксперимента исследовалось развитие куколок и появившихся из них бабочек в условиях космического полета.

Каждый раз, посещая страны Латинской Америки, проникаешься чем-то удивительно близким между русскими и латиноамериканцами. Наши ребята это очень хорошо чувствуют,

Каждый раз, посещая страны Латинской Америки, проникаешься чем-то удивительно близким между русскими и латиноамериканцами.

Комплексная исследовательская экспедиция «Алтай-2008»

I Леонтович Александр Владимирович

новые знакомства получают развитие в переписке по электронной почте. Президент М1ЬЯЕТ Роберто Идальго высоко оценил вклад Дворца в развитие международного научно-технического творчества молодежи.

Лима поразила нас туманным смогом, постоянной моросью, отсутствием солнца, прохладой (14-17 °С), несмотря на близость к экватору. Здесь климат пустынный, дождей практически не бывает, но холодное Перуанское течение охлаждает прибрежный воздух, создавая постоянный туман. Мгла усугубляется выхлопами от автомобилей. По преданию, индейцы специально указали Франциско Писсаро самое неподходящее место для строительства города. И этот знаменитый испанский конкистадор в 1535 году заложил здесь административный центр испанских колониальных владений в Южной Америке.

Колониальная архитектура, которая концентрируется на площадях Пласа де Армас и Пласа Сан-Мартин, представлены постройками Президентского дворца, Кафедрального собора, монастыря Сан-Франсиско. Здесь поражаешься масштабу испанского строительства христианских соборов, которые были призваны обратить местное население в католическую веру.

В Лиме много музеев. Больше всего нас поразил частный музей Ларко Херреры, в котором собрано более тридцати тысяч керамических изделий инков и более ранних цивилизаций. Барельефы на кувшинах, вазах, других изделиях были выполнены с натуры, с реальных людей с их мимикой, внутренними психологическими переживаниями.

После окончания конференции российская делегация отправилась в познавательную поездку. А в Перу есть что посмотреть —

здесь сосредоточена большая часть исторических памятников Нового Света, прежде всего легендарной империи инков.

Сначала мы отправились на самолете в столицу империи инков — город Куско. Он расположен на высоте 3500 метров в горной долине. Здесь мы побывали в кафедральном Соборе и Церкови Санто Доминго, находящуюся в бывшем инкском Храме Солнца Кори-канча, в крепости Саксайуаман и религиозно-церемониальном центре Кэнко.

Империя инков во времена расцвета (ХГГГ-ХГУ вв.) превосходила размеры Римской империи. При этом основные ее провинции были расположены на высотах от 3000 до 4000 метров в труднопроходимой горной местности. Древние мастера строили дороги на горных кручах, в каньонах и ущельях. Мы посетили Священную Долину инков, руины крепостей и прилегающих городков Писак, Оллантай-тамбо и Чинчеро. Особенно колоритен еженедельный индейский базар в Писаке.

Мы увидели жемчужину культуры инков — город Мачу-Пикчу. В начале ХХ века в течение нескольких лет американский археолог Хайрам Бингем безуспешно искал «потерянный город инков», память о котором хранилась в преданиях местных индейцев кетчуа. Бингем подарил мальчику-индейцу монетку в один соль, и тот пока-

Леонтович Александр Владимирович

зал профессору дорогу к древним развалинам. Город рассоложен на террасе над отвесными каньонами реки Урубамба высотой 800 метров. Во времена инков в крепость Мачу-Пикчу допускались только избранные. Здесь жила высшая знать, жрецы, ремесленники и слуги. Но главное — мамакунас — избранные девственницы, посвятившие свою жизнь служению богу Солнца. До сих пор ученые не пришли к единому мнению о том, зачем инки построили свою цитадель в таком неприступном месте.

Далее наш путь лежал на озеро Титикака. Дорога, по которой ехал наш автобус, пересекала суровое плоскогорье Альтиплано, на котором разбросаны горные поселения индейцев. На пастбищах пасутся многочисленные стада лам и альпак, а над долинами нависают ледники, высота вершин здесь достигает 6000 метров.

Титикака — самое высокогорное судоходное озеро в мире расположено на высоте 3810 метров над уровнем моря, имеет размеры 195 х 50 км. По преданию, именно здесь возникла цивилизация инков, когда из вод озера вышли прародители инков Манко Капак и Мама Окльо, посланные Богом Солнца.

Мы посетили плавучие острова Урос, на которых в тростниковых хижинах живут рыбаки; остров Такиле, жители которого прославились своими уникальными ткацкими изделиями и традициями. С высоты холма этого острова открывается бескрайние просторы озера.

И, полные впечатлений, мы вылетели на Родину, по которой за две недели ох, как соскучились. За все время поездки мы почти не слышали русскую речь. Наши ребята продемонстрировали высокий уровень российского научно-технического творчества, отстояв честь Москвы и России. ПП1

Наши ребята продемонстрировали высокий уровень российского научно-технического творчества, отстояв честь Москвы и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.