Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского: наследие ученого в современном образовательном проекте
Леонтович
Александр Владимирович,
кандидат психологических наук, Председатель Общероссийского общественного Движения творческих педагогов «Исследователь», заместитель директора Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, член Комиссии по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского РАН
В 2013 году мировое научное сообщество отметило 150-летие со дня рождения выдающегося российского мыслителя - академика Владимира Ивановича Вернадского. Очевидно, что для любого ученого имя В.И. Вернадского значит многое. Но его наследие затрагивает далеко не только научные сферы, его идеи имеют общеци-вилизационное, общегуманитарное значение; на их основе можно прогнозировать развитие человечества и проектировать характер образовательных систем будущего. Мысли В.И. Вернадского должны стать достоянием не только научного сообщества, но и всего общества. Делать это нужно прежде всего через образование, раскрывая перед детьми удивительный образ ученого и гражданина, разрабатывая учебные курсы в соответствии с принципами нашего великого соотечественника.
Целью настоящей статьи является обсуждение значения наследия В.И. Вернадского для школьного образования и воспитания (в частности, научно-технического творчества) и описание опыта практической работы по приобщению молодежи к идеям ученого в рамках Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского.
В сферу внимания ученого входили не только точные науки: он известен своей педагогической деятельностью в университетах, в ряде его работ встречаются размышления об устройстве школьного образования. Идеи мыслителя о синтезе знания выступают методологической основой новых подходов в обучении и могут повлиять на формирование мировоззрения молодежи. Это особенно важно в нынешнюю эпоху экономического подхода ко всем областям жизни, попыток введения моделей бизнес-менеджмента в управление образованием, которое в целом понимается как одна из услуг, оказываемых государством населению, а не как его стратегическая функция, обеспечивающая идентичность населения и воспроизводство национальной культуры.
Слова В.И. Вернадского, написанные им в начале прошлого века, актуальны сейчас, как никогда: «Я думаю, что в значительной мере все переживаемое находится в тесной связи с той легкомысленной небрежностью, с какой русское общество поколениями относилось к народному образованию. В народном образовании заинтересовано государство, семья, человеческая личность, обще-
Леонтович Александр Владимирович
ственные организации. С ним связаны теснейшим образом такие великие творения духовной жизни человечества, как наука, философская мысль, религия, художественное творчество...»1
Очевидно, что труды, дневники, переписка В.И. Вернадского имеют фундаментальное значение и дают много пищи для размышлений, для анализа путей развития современной цивилизации и образования как ее неотъемлемой части. Но, возможно, еще большее значение имеют способы популяризации его наследия. Основным предметом многочисленных исследований о В.И. Вернадском является академическое рассмотрение его взглядов, идей их философского и научного значения. Но в данный момент все большее значение приобретают не сами идеи и открытия, а способы их вхождения в массовое сознание, механизмы влияния на жизнь социума. Это осуществляется через средства массовой информации, социальные сети, систему образования. К сожалению, в современной России первые два инструмента слабо реагируют на культурные ценности и не причисляют к значимым информационным событиям такие явления, как юбилейные даты крупных научных и культурных деятелей прошлого.
Сейчас, когда маятник общественных устремлений качнулся далеко в сторону прагматики, особенно важно подчеркивать, что успешность человека определяется не только и не столько величиной личного капитала. Что это в лучшем случае средство, условие, которое позволяет быть человеку более свободным, чтобы стать состоявшимся на пути познания мира и осознания миссии человека в нем. И только этим определяется истинная успешность человека. Нужно демонстрировать детям эту успешность на конкретных примерах.
Бывает, что политики, управленцы заняты очень важными экономическими, инфраструктурными, политическими проблемами; пытаются выстроить планы развития, модернизации и т.д. и забывают, а может быть, не хотят признать, что образ будущего устройства общества, его экономической схемы, морали существует в миниатюре уже сейчас - в школе, где закладываются модели взаимоотношений, ценностей, действий людей, которые встанут у руля государства через 30-40 лет. Именно поэтому в год 150-летия выдающегося русского ученого так важно высветить его образ перед молодым поколением во всем его величии, разнообразии и, может быть, противоречивости. Чтобы путь мысли, широта взглядов, смелые идеи и планы ученого стали если не образцом для подражания, то хотя бы предметом обсуждения и частичкой культурного багажа молодого поколения. Говоря об образовании детей и молодежи, нужно хорошо понимать, что именно в школьном возрасте закладываются основы мировоззрения, во многом - нравственный императив, с которым человек пройдет всю свою жизнь.
Что же в образе В.И. Вернадского особенно важно для образования детей и молодежи?
Нередко говорят, что В.И. Вернадский - последний энциклопедист в истории человечества. Он владел основными европейски-
1 Вернадский В.И. О русской интеллигенции и образовании. Лекции, прочитанные 31 октября и 7 ноября 1920 г. в Симферополе // Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. - М.: Современник, 1993. - С. 256.
Вернадский В.И. Из письма Н.Е. Старицкой. 29.05.1886 // В.И. Вернадский: pro et contra. - СПб.: РГХИ, 2000. - С. 101.
Вернадский В.И. Из письма Н.Е. Вернадской. 1.08.1888 // В.И. Вернадский: pro et contra. - СПб.: РГХИ, 2000. - С. 105.
4
Вернадский В.И. Два синтеза Космоса // Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. - М.: Современник, 1993. - С. 314.
Смья Вернадских
ми языками, вряд ли найдется область знаний, которой бы ученый не интересовался, а во многие из них он внес свой личный вклад. Сейчас много говорят о вреде энциклопедических знаний: когда они становятся простым складом информации в голове особым образом натренированного или талантливого к запоминанию человека. Но В.И. Вернадский продемонстрировал нам образец системной энциклопедичности, когда каждый новый факт ложится на заранее известную полочку и становится основанием для эмпирических обобщений. Эта работа периодически проявлялась в знаковых открытиях - создании биохимии, биогеохимии, концепции ноосферы.
Необходимо особо остановиться на письменной культуре, которой в совершенстве владел В.И. Вернадский, воспитание которой особенно важно сейчас, в эпоху широкого распространения форматов клипового сознания, твиттер-мышления, смс-общения и подобным им. Письма и дневники ученого заслуживают отдельного осознания как культурный феномен. Хотя в своем прежнем виде эти формы практически не могут быть использованы в современном мире, сам принцип ясного и последовательного изложения мыслей в виде текста формирует культуру мышления. Интересно, что всю систему своих научных, гражданских, религиозных взглядов В.И. Вернадский изложил в письмах своей жене Н.Е. Старицкой, начиная от детских воспоминаний и кончая идеями, предвосхитившими будущее. Например: «По рассказам, я был здоровый, замечательно тихий и серьезный ребенок: любил поспать, хорошо поесть, одним из моих любимых занятий было рассматривание разноцветных лоскутков и украшение ими своей собственной особы»2. И далее: «Я помню мои старания различать различные шумы, мальчуганом меня преследовала мысль воспользоваться слухом для большего понимания явлений, и я мечтал придумать инструмент, который бы по данному шуму определял то явление, которое его производит, и те тела, какие при этом принимают участие»3. В этом В.И. Вернадский показывает нам принцип исследовательского мышления, который нужно воспитывать у детей с первых лет жизни.
Научный метод применялся В.И. Вернадским как в области естественных, так и в области гуманитарных наук. «Наука ищет пути всегда одним способом. Она разлагает задачу на более простые, затем, оставляя в стороне сложные задачи, разрешает более простые и тогда только возвращается к оставленной сложной. Иногда проходят века, прежде чем она возвращается к первоначальной задаче»4. Здесь заложен очень важный методологический принцип школьного образования вообще - идея синтеза знания. На протяжении последних лет в образовании борются две тенденции: попытки включать в школьную программу все новые предметы - разделы дифференцирующейся науки, и, с другой стороны, создать интегрированные курсы, которые на единой методологической основе охватывали бы крупные области знаний. В.И. Вернадский завещал нам именно синтетическое знание, объединяющее и естественные и гуманитарные науки на основе единого научного метода.
Леонтович Александр Владимирович
Необходимо отметить и гражданскую позицию Владимира Ивановича, который всегда был в гуще общественной жизни. Ответственность за все, что происходит вокруг, была основой жизни В.И. Вернадского. В разные годы он был гласным Моршанского уездного собрания и почетным мировым судьей, гласным губернского Тамбовского земского собрания. В 1892 году во время голода по его инициативе был создан Комитет помощи голодающим на Тамбовщине, который спас тысячи голодающих крестьян. В.И. Вернадский был одним из создателей и членом Центрального комитета конституционно-демократической партии Российской империи, членом Государственного совета, членом Временного правительства. Уже после 1917 года он создал Комиссию по естественным производительным силам России, которая заложила существующую до нашего времени структуру Российской академии наук; был инициатором плана ГОЭРЛО, создателем и первым Президентом Академии наук Украины - вот неполный перечень тех гражданских дел, которые выполнял В.И. Вернадский. Сколько проникнутых заботой и тревогой записок на имя чиновников по самым разным проблемам организации науки, общества вышло из-под его пера! Какой болью проникнут его дневниковые записи послереволюционного периоды, в которых он описывает крах культурных традиций России и торжество самодовольного бескультурья! Как иногда созвучно современности!
Вся история жизни В.И. Вернадского утверждает деятельност-ный принцип, чрезвычайно важный в современном воспитании. Не сидеть сложа руки, использовать каждую свободную минуту для того, чтобы что-то сделать для собственного будущего, должно быть незыблемой ценностью для каждого человека. Биограф В.И. Вернадского Л.Гумилевский писал, что Владимир Иванович перерывы в работе по систематизации геологических коллекций в музее называл «кусочками времени» и употреблял их на просмотр литературы или писание писем.
Заслуживает особого описания этика В.И. Вернадского. Н.В. Тимофеев-Ресовский писал об ученом: «Он ведь никогда никуда не лез в науке, не лез ни в академики, ни в директора чего-нибудь. Он всю жизнь интересовался всякой всячиной, много работал экспериментально. Он как-то умел работать незаметно, очень много и в то же время с очень высокой производительностью»5.
Читая его труды, в которых впервые выдвигаются революционные идеи, возникает невольное ощущение, что сам-то Вернадский ничего нового не сделал, - благодаря обширному обзору, которым автор всегда предварял собственные мысли и в котором со скрупулезной тщательностью упоминал всех своих предшественников, так или иначе затрагивавших эту тему. Кажется, что главным для Вернадского было никого не забыть, отнестись к словам каждого, кто работал до него. Такой подход должен стать образцом отношения к чужим мыслям и текстам для школьников в наше время Интернет-культуры, когда тексты обезличиваются, по сети гу-
5
Тимофеев-Ресовский Н.В. Вернадский и «вернадско-логия» // В.И.Вернадский: Pro et Contra. - СПб, 2000, С. 74.
Уезд
Рукопись ноосферы
ляют цитаты из Википедии, в которой непонятно авторство статей и их профессиональная квалификация, а скачивание значительных фрагментов текста без соблюдения правил цитирования нередко становится для школьников нормой.
В.И. Вернадский предсказывал, что Земля (вместе с человечеством, ее населяющим), как большой живой организм, имеющий множество скрытых механизмов защиты, включающихся в критический момент, способна преодолеть любые кризисы в своем развитии. И тут В.И. Вернадский обращается к одной из немногих гипотез в своем научном творчестве - к идее ноосферы, новому состоянию биосферы, когда Земля будет развиваться в соответствии с программой, выработанной человеком, его мыслью. Для этого нужно одно главное - согласованное мышление отдельных людей, направляющих свой разум во благо долговременного (большего, чем человеческая жизнь) развития Земли. Но как научить людей мыслить согласованно, ради общего будущего, иногда принося в жертву свои личные интересы? С этой задачей не справились все самые светлые утопии, созданные величайшими мыслителями, в том числе и научная утопия К. Маркса. Проблема в том, что, во-первых, мышление человека редко поднимается над личными, национальными и конфессиональными интересами; во-вторых, в том, что возможные катастрофические изменения на Земле выходят за временные рамки человеческой жизни («После нас - хоть потоп»). Подъем уровня мышления до глобальных проблем, ограничение бессмысленного потребительства, выработка способности понимать и учитывать интересы других людей, умение действовать природосообразно «здесь и сейчас» - вот принципы, заложенные В.И. Вернадским и ставшие впоследствии основой концепции устойчивого развития, принятой мировым сообществом, - наверное, единственной целостной концепцией, предлагающей альтернативу перспективе самоуничтожения человечества. Единственный путь к ноосфере лежит через образование. Ноосфера есть идеализация, но не утопия (как идеальная картинка абстрактного, не связанная с настоящим). Как знать, может быть, последовательная реализация ноосферно-го принципа в образовании позволит воспитать поколение людей, главной ценностью и целью которого будет не философия потребления, а установка на коллективный разум и согласованные действия для решения актуальных проблем человечества, для попыток ответа на вопрос о миссии и предназначении человечества.
Сказанное подтверждает, насколько плодотворны и важны идеи и принципы В.И. Вернадского для построения нового образования, того, которое предвосхищает развитие общества будущего. В современной российской практике образования и его взаимодействия с высшей школой и академической наукой особое место занимает Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского, в концепции и программе которого организаторы попытались простроить «точки встречи» молодого поколения с миром научных интересов и общественных дел велико-
Леонтович Александр Владимирович
го ученого. Именно Конкурс и выстроенная на его основе система взаимодействия школ, домов творчества, университетов, научно-исследовательских институтов в Москве и многих регионах России являются для нас площадкой для передачи основных положений наследия ученого школьникам и учительскому сообществу.
Кратко опишем историю развития этого проекта. Начиналось все в начале 1990-х годов. Тогда было удивительное время: рухнул СССР, государство было слабо, цены высоки, будущее непонятно. У меня было ощущение, что завтра могут отключить отопление, и тогда придется ехать на дачу за походной печуркой и топить ее на кухне, как в книжках про войну.
Зато все было можно. Кто-то приватизировал рудники, кто-то привозил и продавал одежду из Китая, кто-то обманывал посетителей рынков, играя в наперстки... Но «зеленый свет» был дан и многому другому. Я тогда работал в Доме научно-технического творчества молодежи. Подобралась удивительная команда молодых выпускников МГУ им. М.В. Ломоносова, и мы открыли школу - Донскую гимназию (сейчас лицей № 1553 «Лицей на Донской»). Она расположилась на третьем этаже ДНТТМ. Мы считали, что детей нужно учить не так, как в советские времена, и свято верили, что именно нам под силу это делать, - организуя с детьми исследования в разных областях науки. С 1990 года в ДНТТМ по инициативе директора Д.Л. Монахова проводилась исследовательская конференция «Поиск», на ней в основном представлялись естественно-научные работы. Но в 1993 году, в год 130-летия В.И. Вернадского, А.С. Саввичеву, вдохновителю детских работ в области естественных наук, пришла в голову идея назвать ее именем ученого. Почему? Во-первых, нам был нужен светлый образ выдающегося человека, который можно ставить в пример детям. Во-вторых, тематика работ расширялась, и возникал вопрос - что их объединяет? А сфера интересов Вернадского была настолько широка, что любая область знаний могла быть связана с его именем.
Количество работ I Чтений 1993 года составило 20. На заочный тур 2013 года было подано около 2000! Эти годы - каждый - приносили что-то новое и приводили людей, сыгравших большую роль в развитии Чтений. Например, Людмила Филипповна Фомина: с ней мы разработали Положение о Чтениях, утвердили его у заместителя министра Е.Е. Чепурных и сделали рассылку по регионам. Поэтому в 1995 году в Чтениях участвовало уже более 15 делегаций из регионов. Видную роль в становлении организационной структуры чтений сыграл Алексей Николаевич Митрофанов. Принципиальным явилось создание в 2003 году по инициативе Максима Алексеевича Бабошина дистанционной системы сбора работ на основе сайта - одной из первых систем подобного рода в нашей стране. Каждый год возникала новая традиция. Это - конкурс самодеятельности, которыми руководили А.С. Обухов и Т.В. Пискунов; научный лекторий, с лекций которого мы стали начинать ежедневную программу Чтений; программа развития гуманитарного направления, которой руководила Н.В. Свешникова.
Рукописьноосферы
А.В.Леонтович, 1990-е годы
А.С. Саввичев, 1990-е годы
А.С. Обухов, 1990-е годы
С 1996 г. Чтения стали проводиться в два этапа: первый этап - Всероссийский заочный конкурс, на котором происходит экспертиза исследовательских работ, второй этап - собственно Чтения им. В.И. Вернадского, на которые приглашаются авторы наиболее интересных работ.
Примерно в это же время сложилось сотрудничество с Комиссией по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского при Президиуме РАН, которую тогда возглавлял академик Александр Леонидович Яншин. Он регулярно приезжал и выступал перед участниками. После его ухода его жена Фидан Тауфиковна Яншина многие годы была неизменным другом чтений. После А.Л. Яншина пост председателя Комиссии занял академик Эрик Михайлович Галимов, который также всегда поддерживал Чтения. Программа научного лектория ежегодно формируется с непременным участием членов Комиссии.
С самого начала Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского стал одним из главных организаторов Чтений. Одной из добрых традиций является проведение олимпиады «Экоэрудит», разработанной Фондом.
За эти годы в рамках Научного лектория выступили видные ученые, которые рассказали о своей жизни в науке - это академики Георгий Сергеевич Голицын, Евгений Павлович Велихов, Никита Николаевич Моисеев, Сигурд Оттович Шмидт и многие другие.
Чтения дали толчок многим начинаниям. Оказалось, что руководители делегаций тоже хотят представить свой методический опыт коллегам. Так возникла методическая секция. Со временем оказалось, что для продуктивной работы секции ее целесообразно проводить отдельно, поскольку ответственность и забота о детях сильно отвлекают от систематической методической работы.
В 1990-е годы определился круг руководителей, которые из года в год привозили ребят с качественными работами. Было решено создать Ассоциацию творческих педагогов Чтений им. В.И. Вернадского. Развитие Ассоциации привело к тому, что в 2007 году была зарегистрирована общественная организация - Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь», одной из главных задач которого стала популяризация наследия В.И. Вернадского. В настоящее время Движение имеет отделения в 57 регионах России; региональные отделения реализуют более 300 ежегодных программ и проектов.
На сегодняшний день Чтения - одна из крупнейших исследовательских конференций школьников в России. Ее главной задачей является творческое развитие юных исследователей, которые прислали работы на конкурс, их руководителей. Поэтому оргкомитет не ставит задачу выявления и отбора лучших, его задача - работа со всеми. В рамках конкурса организовано профессиональное рецензирование; каждый автор обязательно получает развернутую рецензию специалиста, в которой даются рекомендации по дальнейшему продолжению работы. При этом перед рецензентами ставится задача особенно серьезно подойти к рецензиям на слабые
Леонтович Александр Владимирович
работы, чтобы подсказать авторам и их руководителям, как сделать работу конкурентоспособной на мероприятиях подобного уровня.
В рамках Чтений создано удивительное экспертное сообщество, которое объединяет более 200 специалистов в разных областях, умеющих грамотно и корректно работать со школьниками. Чтения не связаны ни с одной из систем отбора учащихся в вузы, что придает им независимый статус: сюда приезжают не за дипломами и льготами, а за знаниями и новыми знакомыми, увлеченными исследованиями.
Работают секции: Астрономия и физика атмосферы; Науки о Земле; Науки о водоемах; Ботаника; Зоология беспозвоночных; Зоология позвоночных; Загрязнение сред обитания; Микробиология, клеточная биология и физиология растений; Радиоэкология и инженерная экология; Фармакология, биотехнология и пищевая химия; Агробиология, агрохимия, защита растений; Медицина и физиология человека; Химия; Физика; Математика; Народная культура; Человек в современном мире; Психофизиология; Образование история современности; Искусство и литература; Философия; Лингвистика; История науки; Человек и событие; Региональное краеведение; Экономика; История и культура российских деревень; Религия вчера и сегодня; Археология.
Значительное количество работ посвящается природе нашей страны и культуре населяющих ее народов. С нашей точки зрения, главная миссия Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского состоит в том, чтобы ребята лучше узнали и полюбили родную землю. Этому способствуют специальные номинации, в которых подводятся итоги, такие как «Лучшая работа на территории национального парка или заповедника» (учреждена эколого-просветительским центром «Заповедники»), «Лучшая работа, представленная учащимся сельской школы», «Лучшая работа по проблематике устойчивого развития» (учреждена Неправительственным экологическим фондом им. В.И. Вернадского). Исследования жизни животных, особенностей экосистем, геологических объектов становятся для ребят школой естествознания, а изучение народных традиций, истории своих городов и сел, собственных семейных преданий делает их достойными гражданами нашей страны.
Участие в проекте дает огромный опыт в учебно-исследовательской деятельности, выступлениях перед аудиторией; позже, уже в вузе, авторам гораздо легче писать курсовые работы и проекты, общаться с преподавателями. В основном учебная деятельность связана с областью их школьных исследований. Но есть и те, которые выбрали новые направления. «Любой курсовой проект в вузе - это исследовательская работа», - отмечают ребята. Им практически «не составляет труда сейчас проявлять себя и показывать все, на что они способны». В исследовательской деятельности самое интересное для многих то, что они могут создавать что-то новое, открывать неизведанные (пусть и для себя) области научного знания и обыденной жизни.
Н.В. Свечникова, 1990-е годы
Е.М. Гуревич, 1990-е годы
О.Д. Калачихина, 1990-е годы
А.Л. Яншин, 1990-е годы
Ф.Т.Яншина, 1990-е годы
В настоящее время индивидуальное «лицо» очного тура - Чтений юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского -определяется следующими факторами:
1. Наличие концептуальных оснований, задающих мировоззренческую основу проекта. В основе концепции Чтений им. В.И. Вернадского лежат две позиции: первая - в попытке осознания нашей планеты как единого организма, в котором все процессы тесно взаимосвязаны; вторая - в использовании научного способа познания - исследования - для постижения окружающего мира. Важнейшее значение имеет обращение к имени великого русского ученого - В.И. Вернадского -создателя научно-философского обобщения - учения о ноосфере -сфере человеческого разума и ее великой созидательной силе. В этом учении логично объединились природа и люди, населяющие Землю, их взаимосвязи. Включение в эту культурную традицию определяет направленность проекта на развитие общего мировоззрения молодежи, развитие системности и конструктивности мышления, осознанию участниками своей принадлежности к нации, внесшей значительный вклад в мировую науку.
2. Применение исследовательской деятельности учащихся как образовательной технологии. Главная ее цель - развитие аналитических навыков учащихся и способности занимать исследовательскую позицию, - в этом случае традиционные знания, умения, навыки становятся одними из средств достижения цели. Разработанная нормативная база Чтений включает Положение, рекомендации по написанию исследовательских работ, рекомендации для экспертов, аналитические материалы и т.д. Именно нормативная база в первую очередь определяет специфику Чтений как образовательной программы, широко использующей и пропагандирующей нормы и образцы, выработанные российским научным сообществом за историю его развития. Она определяет характер и направленность работ, принимаемых к рассмотрению. Это дает возможность участникам более систематично готовиться к участию, определяет порядок экспертизы работ, задает четкие критерии их оценки и выступлений докладчиков.
3. Важнейшим достижением программы является создание на основе коллегии рецензентов сообщества специалистов, ученых, педагогов, имеющих опыт работы с детскими исследованиями, понимающих их специфику, ориентированных на развитие творческой мотивации и исследовательских навыков как учащихся, так и их руководителей в процессе проведения экспертизы. На данный момент сообщество экспертов выработало единые методические приемы в работе с авторами и их руководителями. Результаты этой работы демонстрируются представителями учреждений, которые участвуют в конкурсе не первый год. В работу Конкурса вовлечено более 25 научно-исследовательских институтов и вузов, МГУ им. М.В.Ломоносова.
В результате сформировалась сеть проектно-исследовательских школ (работающих на базе образовательных учреждений различного вида), которые ежегодно принимают участие в Чтениях, имеют постоянных консультантов из числа экспертов и показывают устойчивый
Леонтович Александр Владимирович
рост качества представляемых на конференцию работ. Их объединяет - Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь». В таких организациях развиваются собственные традиции исследовательской деятельности, складывается культура учебного исследования. Очень интересен опыт кооперации таких школ с местным сообществом, государственными и отраслевыми структурами (органами местного самоуправления, предприятиями, научными учреждениями), который позволяет заявить возможность создания в ряде регионов моделей образовательного общества, развивающегося на основе исследовательской деятельности.
4.С самого начала важнейшей явилась обратная связь - получения авторами и руководителями рецензий с рекомендациями по доработке исследований перед очным туром конкурса. Это задало «многоразовость» контактов, возможность регулярного консультирования авторов и руководителей в процессе выполнения работы.
Мы уверены, что генеральная линия развития содержания современного школьного образования, его тематической структуры и деятельностной основы лежит в контексте идей В.И. Вернадского и должна быть основана на выдающемся образце его индивидуальной жизни и научного творчества. W
Литература
1. Аксенов Г.П. Вернадский / Жизнь замечательных людей. Серия биографий. - М.: Молодая гвардия, 2001. - 485 с.
2. В.И. Вернадский: pro et contra: Антология литературы о В.И. Вернадском за сто лет (1898-1998) / Ред. А.Л. Яншин; Сост., вступ. ст., коммент. А.В. Лапо. - СПб.: Изд-во Рус. Христиан. гуманитар. инта, 2000. - 871 с.
3. В.И. Вернадский и современность: (Сб. ст.) / АН СССР. Ин-т геохимии и аналит. химии им. В.И. Вернадского; Отв. ред.
A.Г.Назаров. - М.: Наука, 1986. - 232 с.
4. Владимир Вернадский: Жизнеописание. Избранные. труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / Между-нар. фонд В.И. Вернадского «Экотезаурус»; Редкол.: И.Е. Воро-жейкин (предс.) и др.; Сост. Г.П. Аксенов. - М.: Современник, 1993. - 688 с.
5. Дробжев М.И. Вернадский и современная эпоха. - Тамбов: ТГТУ 2010. - 236 с.
6. Леонтович А.В. Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского (юношеские чтения им.
B.И.Вернадского) как инновационная система // Сборник исследовательских работ XI Всероссийских юношеских чтений им. В.И.Вернадского. - М.: Народное образование, 2004. - С. 13-17.
7. Яншина Ф.Т. Развитие философских представлений В.И. Вернадского / РАН. Ин-т геохимии и аналит. химии им. В.И. Вернадского. Комис. по разраб. науч. наследия акад. В.И. Вернадского. - М.: Наука, 1999. - 142 с.
Альбом,ихданный к ХХ-летию Чтений имени В.И.Вернадского